Симфония номер 3 скрябин кратко

Обновлено: 07.07.2024

3-я симфония Скрябина, она же "Божественная поэма", ор. 43, 1904 год. Произведение среднего периода, яркое воплощение скрябинской философской концепции, как и 4-я соната. Здесь Скрябин также подчиняет цикл программе (он трехчастный), однако, в отличие от сонаты, схема цикла традиционна. Важнейшие композиционные приемы, используемые в симфонии:
1) тема вступления является интонационным источником всей симфонии (аналогичное решение, например, в до-минорной симфонии Танеева)
2) центральной темой симфонии является лирическая тема второй части ("наслаждения"). К ней направлено развитие 1 части и всей симфонии в целом. Впервые тема 2 части появляется уже в разработке 1 части симфонии: после первой кульминации, которую Скрябин по-французски называет "страшный обвал" (вообще, он довольно часто использовал ремарки не агогического, а свободно-поэтического характера, что лишний раз подчеркивает сюжетность, концепционность его музыки).
Крайне показателен для Скрябина характер тем:
- тремоло и тематическая "неоформленность" крупных участков вступления символизируют хаос, аморфное состояние материи
- здесь же, во вступлении, появляется волевой мотив - восходящая секста у трубы в остром ритме. Вместе с подводящим к ней мотивом - то есть как цельная тема вступления - фанфара трубы проводится на гранях формы 1 части (в том числе, в конце коды, перед второй частью, начинающейся attaca), а без него - буквально везде: на ней строится ГТ 1 части и тема заключительной партии. Называя первую часть симфонии "Борьба" Скрябин, очевидно, имел в виду именно этот "самоутверждающийся" элемент.
- трактовка главной и побочной партий традиционна: побочная партия лирическая (в ней две темы), заключительная - "героическая". Однако героика у скрябина достаточно необычна. С одной стороны, он снабжает тему ремаркой "гордо, все более и более победно", подчеркивает сильные доли, ведет мелодию неуклонно вверх по аккордовым звукам, акцентируя каждый, - с другой стороны, она слишком порывистая, слишком экзальтированная, чтобы быть по-настоящему мощной; сравните с богатырскими кучкистскими темами.

В разработке, со всех сторон отделенной темой встуления, и в репризе Скрябин, как прилежный ученик Танеева, демонстрирует всяческие технческие ухищрения:
- проводит главную тему в увеличении (в разработке)
- соединяет главную тему с темой второй части (в начале репризы).

2 часть, "Наслаждения", написана в сонатной форме с новой темой вместо разработки (сонатность, таким образом, присутствует здесь лишь номинально, за счет транспозиции побочной и заключительной партий, - а так это, конечно, многотемное рондо). Трубная фанфара самоутверждения и здесь нашла себе место - между главной и побочной темами, а также в качестве начальной интонации побочной темы.

Финал - "Божественная игра" - открывается опять-таки элементом самоутверждения: из него здесь вырастает главная тема. В основном своем виде (как во вст. и в 1 и 2 частях) он возвращается в репризе, а в коде Скрябин вытаскивает из рукава и остальные темы к части - главную, тему вступления, и, что является главным событием коды финала и вообще кульминацией всего цикла, тему второй части - она звучит мощно, апофеозно, у трубы.

таким образом, третья симфония Скрябина - яркий пример монотематизации симфонического цикла, которая в данном случае работает на воплощение программного замысла: преобразование мира творческим актом человеческого духа.

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, бас-кларнет, 3 фагота, контрафагот, 8 валторн, 5 труб, 3 тромбона, туба, литавры, тамтам, глоккеншпиль, 2 арфы, струнные.

История создания

Александр Николаевич Скрябин / Alexander Scriabin

В конце 1902—1903 учебного года Скрябин оставил место профессора консерватории, так как преподавание тяготило его и не давало возможно­сти полностью отдаться творчеству. Летом, на даче, он много работал. С петербургским меценатом, нотоиздателем М. Беляевым у него было зак­лючено соглашение, по которому Беляев ежемесячно выплачивал композитору сумму, достаточную для жизни семьи, а Скрябин покрывал эти суммы предоставлением своих сочинений для издания. Он серьезно задолжал издательству: сумма составилась настолько крупная, что нужно было сочинить тридцать фортепианных пьес, чтобы расплатиться. А меж­ду тем мысли композитора были заняты новой, Третьей симфонией.

Теперь Скрябин мог поехать за границу — он давно мечтал пожить в Швейцарии. Однако через месяц Беляев неожиданно скончался, и Скря­бин оказался без поддержки, к которой привык за много лет их дружбы. Как сложатся отношения с правопреемниками Беляева, было еще не­ ясно. На помощь пришла богатая ученица Скрябина М. Морозова, предложившая ежегодную субсидию. Композитор с благодарностью принял ее и в феврале 1904 года поселился в Швейцарии, на берегу Женевского озера. Здесь он и закончил Третью симфонию, после чего отправился в Париж, договариваться о ее исполнении.

Музыка

На вершинах (продолжение)

Весной 1905 года в Париже состоялось первое исполнение Третьей симфонии. Дирижировал ею знаменитый Артур Никиш, один из крупнейших иностранных дирижеров, замечательный интерпретатор симфоний Чайковского. Произведение Скрябина имело в целом большой успех, хотя вместе с аплодисментами раздались и отдельные свистки. Парижская премьера симфонии имела большое значение для упрочения известности ее автора за рубежом.

Идея борьбы с препятствиями на пути к достижению победы и торжества света сближает Третью симфонию с обеими предшествующими симфониями. Во всех них воплощен, по существу, родственный круг образов, но в каждом последующем произведении все более оригинально, мастерски и ярко.

В Третьей симфонии бросается в глаза сокращение числа частей до трех при характерном двойном обозначении жанра произведения: это и симфония, и поэма. Не порывая еще с формой классической многочастной симфонии, Скрябин вместе с тем переходит и в оркестровом творчестве к форме поэмы. Все части следуют друг за другом без перерыва, так что в целом получается как бы крупная одночастная композиция. При этом их объединяют несколько основных тем — лейтмотивов, что еще больше способствует цельности, единству произведения.

Скрябин. Третья симфония

Первый аккорд симфонии (2-й такт нотного примера) играет в ней видную роль. Эта диссонирующая гармония полна особой напряженности и остроты. Она присутствует во всех темах, особенно заметно выступая в кульминационных моментах развития. Гармония эта встречается и в некоторых других скрябинских произведениях начала 900-х годов.

После двукратного проведения величественной темы вступления излучаемое ею сияние меркнет, звуковой колорит мрачнеет, становится несколько таинственным. происходит непрерывный переход к основному разделу I части (Allegro).

Первая тема сумрачна и тревожна. Заложенное в ней беспокойство возрастает по мере ее развития. Ее сменяют возвышенно-светлые образы. Заключение экспозиции отличается властно-героическим тоном. Вновь появляющаяся величавая тема вступления как будто утверждает победу. Но свет снова меркнет — начинается разработка.

Со времени создания Третьей симфонии симфонические произведения Скрябина становятся важнейшими вехами его творческого пути, как бы пограничными столбами, отмечающими отдельные этапы этого пути. Сочинения для фортепиано отныне начинают играть роль как бы эскизов, подготовляющих эти вехи. Они отражают постепенное накопление новых черт в стиле Скрябина, находящих наиболее полное выражение в его симфонических композициях.

Идея эта кажется и более дерзкой, и более грандиозной, чем то содержание, которое вкладывалось в предыдущие симфонии. Тем не менее – в отличие от шестичастной Первой симфонии и пятичастной Второй – Третья не четырехчастна даже, а трехчастна. Структура обусловлена литературной программой, записанной со слов Скрябина Татьяной Федоровной Шлецер, с которой он сблизился в пору пребывания Швейцарии (впоследствии она стала его супругой).

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, бас-кларнет, 3 фагота, контрафагот, 8 валторн, 5 труб, 3 тромбона, туба, литавры, тамтам, глоккеншпиль, 2 арфы, струнные.

Первая часть построена по схеме классического сонатного аллегро, но масштабы ее грандиозны. Это достигается за счет расширения каждого из основных разделов формы — экспозиции, разработки, репризы и большой коды, являющейся второй разработкой.

4 курс инструменталисты

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, бас-кларнет, 3 фагота, контрафагот, 8 валторн, 5 труб, 3 тромбона, туба, литавры, большой барабан, тарелки, тамтам, треугольник, колокольчики, колокол, челеста, 2 арфы, орган, струнные.

Поэма открывается вступлением, основанным на короткой лирической теме томления, проходящей три раза в различной тембровой окраске. В конце краткого вступления, идущего в непрерывном тремоло скрипок, у солирующей трубы появляется основное ядро будущей темы воли — краткий мотив с пунктирным ритмом и решительным скачком. Основной раздел произведения начинается с темы мечтаний в экспрессивном звучании солирующего кларнета (Lento. Soavamente). Появляющийся в ней характерный ход на восходящую уменьшенную кварту предвосхищает основную интонацию темы самоутверждения. После ее развития вступает новая тема — полета (Allegro volande), интонируемая поначалу флейтой. Она вырастает в стремительном скерцозном движении с легкими пиццикато струнных, еле слышным звоном тарелок, порханиями кратких мотивов у деревянных инструментов на фоне выдержанных звуков валторн.

Вторая волна (Allegro) отличается диалогом тем самоутверждения и полета, причем вторая теряет здесь свойственную ей первоначально легкость. В этот диалог вторгаются ритмы тревожные, уже не в аккордовом, а в одноголосном варианте. Allegro drammatico продолжает эту волну, но тема самоутверждения теперь противоборствует с ритмами тревожными. Усиливается динамическое напряжение, с победой ритмов тревожных достигается трагическая кульминация, на которой появляется новая тема — тема протеста в грозном звучании тромбонотв (в аккомпанирующих голосах мелькают интонации темы полета). Далее ритмам тревожным противостоит тема воли, затем к ним присоединяется тема наслаждения, интонационно близкая теме возникающих творений. Она растет, привнося все более светлые краски, и, наконец, приводит к победно звучащей теме самоутверждения. Это — основная кульминация поэмы. Эпизод, повторяющий начало основного раздела поэмы (Lento) открывается темой мечтаний, дальнейшее изложение его несколько сжато и динамизирование. К трагедийным событиям возвращает краткая, но чрезвычайно активная кода. Звучат тема протеста, ритмы тревожные, тема воли, наконец, тема самоутверждения. В заключительном Maestoso она проходит торжествующе, контрапунктически объединяясь с преображенными интонациями темы воли и ритмов тревожных, которые также приобретают утверждающий оптимистический характер.

Отрывок из программы:

Дух, жаждой жизни окрыленный,

Увлекается в полет

На высоты отрицанья.

Там в лучах его мечты

Возникает мир волшебный

Дивных образов и чувств.

Дух, мечтою все созидающий,

Отдается блаженству любви,

Среди возникнувших творений

Он томленьем пребывает,

Их к расцвету призывает,

И полетом опьяненный

Он готов уж впасть в забвенье,

В мир очарованный

4 курс инструменталисты

Гершвин не получил систематического музыкального образования и всем своим достижениям в области композиции он в основном обязан самообразованию и требовательности к себе в сочетании с неуемным интересом к крупнейшим музыкальным явлениям своего времени. Будучи уже всемирно известным композитором, он не стеснялся обращаться с просьбами о занятиях композицией и инструментовкой к М. Равелю, И. Стравинскому, А. Шенбергу. Первоклассный пианист-виртуоз, Гершвин долгое время продолжал брать уроки игры на фортепиано у известного американского педагога Э. Хатчесона.

Одним из значительных событий для композитора стало посещение Европы (1928) и встречи с М. Равелем, Д. Мийо, Ж. Ориком, Ф. Пуленком, С. Прокофьевым во Франции, Э. Кшенеком, А. Бергом, Ф. Легаром, И. Кальманом в Вене.

4 курс инструменталисты

Состав исполнителей: сопрано, тенор, баритон, хор мальчиков, смешанный хор, орган, камерный оркестр, большой симфонический оркестр.

История создания

В 1961 году Бриттен начал работу над Военным реквиемом. Произведение готовилось к открытию собора в городе Ковентри, до основания разрушенном немецкими бомбардировщиками во время Второй мировой войны. Военный реквием — самое значительное произведение Бриттена. Он продолжает традиции классических реквиемов, начиная от Моцарта, но использует и опыт недавнего прошлого. Новаторским в Военном реквиеме Бриттена является то, что композитор совместил традиционные тексты заупокойной мессы с вдохновенными и горькими стихами английского поэта Уилфрида Оуэна.

Реквием Бриттен посвятил памяти своих друзей, погибших на фронтах. Эпиграфом к нему стали строки Оуэна:

Моя тема — война и скорбь войны. Моя поэзия скорбна. Все, что поэт может сделать — это предостеречь.

Чтобы подчеркнуть значение произведения, направленного против войны, призванного объединить народы, композитор предназначил три его сольных партии — сопрано, тенора и баритона — представителям трех народов. Ими должны были стать русская Галина Вишневская, англичанин Питер Пирс и немец Дитрих Фишер-Дискау. Однако в последний момент советские чиновники, от которых зависел выезд из страны, не дали певице разрешения. Замысел Бриттена остался не осуществленным. Премьера Военного реквиема состоялась 30 мая 1962 года на торжествах по случаю освящения восстановленного собора Святого Михаила в Ковентри, под управлением автора.

Музыка

Военный реквием — вершина творчества Бриттена, вобравшая в себя лучшие черты творчества композитора. Драматургия строится из сопоставления трех планов. Передний — два солиста (солдаты) и камерный оркестр — связаны со стихами Оуэна. Это ужас войны и страдание человека. Второй — ритуальное выражение траура — месса в исполнении сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра. Третий — невинность и чистота, символизируемые хором мальчиков и органом. Музыкальный язык произведения объединяет в себе старинную псалмодию, солдатскую песню, близкий импрессионизму речитатив, музыку, подобную баховским остинато, аккордовые фанфары, типичные для английских дворцовых празднеств.

Д.Д. Шостакович Симфоническое творчество.

4 симфония – 3 части с похоронным маршем

5 симфония – переломное произведение в творчестве Шостаковича

6 симфония – баховский тематизм

7 симфония – симфония-драма (ВОВ)

8 симфония – симфония-трагедия (ВОВ)

9 симфония – лёгкая, камерная

10 симфония – оптимистическая трагедия, DSCH

13 симфония – на стихи Евтушенко для баса и оркестра

14 симфония – для баса, сопрано и оркестра, главная тема – смерть

15 симфония – достаточно традиционна; включает темы Россини и Вагнера

В творчестве Шостаковича определяются три линии симфонизма:

1) драматическая и лирико-философская (№ 1, 5, 6, 10, 15);

2) трагедийная (№ 4, 8, 11, 13, 14);

3) героико-драматическая и жанровая (№ 2, 3, 7, 9, 12).

Принципы симфонической драматургии.

Шостакович воплотил некоторые общие тенденции крупнейших мастеров ХХ века, которые были обусловлены духом времени: бедствия и подвиги тотальной войны, великие потрясения эпохи, страстная борьба за гуманизм. В связи с этим возрастает роль различного рода вторжений, потрясений в симфониях. Приём монологов-исповедей, речитативов-размышлений в медленных частях цикла и послекульминационных зонах связаны с ростом интеллектуализма в симфониях, то есть стремление выразить не только чувства, но и мысли.

Принцип монотематизма, лейтмотивная система, тематическое развитие обогащается полифоническими приёмами и даже формами (канон, фугато, фуга). Причём главная партия – полифонична, побочная – гомофонно-гармоническая.

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, бас-кларнет, 3 фагота, контрафагот, 8 валторн, 5 труб, 3 тромбона, туба, литавры, тамтам, глоккеншпиль, 2 арфы, струнные.

Первая часть построена по схеме классического сонатного аллегро, но масштабы ее грандиозны. Это достигается за счет расширения каждого из основных разделов формы — экспозиции, разработки, репризы и большой коды, являющейся второй разработкой.

4 курс инструменталисты

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, бас-кларнет, 3 фагота, контрафагот, 8 валторн, 5 труб, 3 тромбона, туба, литавры, большой барабан, тарелки, тамтам, треугольник, колокольчики, колокол, челеста, 2 арфы, орган, струнные.

Поэма открывается вступлением, основанным на короткой лирической теме томления, проходящей три раза в различной тембровой окраске. В конце краткого вступления, идущего в непрерывном тремоло скрипок, у солирующей трубы появляется основное ядро будущей темы воли — краткий мотив с пунктирным ритмом и решительным скачком. Основной раздел произведения начинается с темы мечтаний в экспрессивном звучании солирующего кларнета (Lento. Soavamente). Появляющийся в ней характерный ход на восходящую уменьшенную кварту предвосхищает основную интонацию темы самоутверждения. После ее развития вступает новая тема — полета (Allegro volande), интонируемая поначалу флейтой. Она вырастает в стремительном скерцозном движении с легкими пиццикато струнных, еле слышным звоном тарелок, порханиями кратких мотивов у деревянных инструментов на фоне выдержанных звуков валторн.

Вторая волна (Allegro) отличается диалогом тем самоутверждения и полета, причем вторая теряет здесь свойственную ей первоначально легкость. В этот диалог вторгаются ритмы тревожные, уже не в аккордовом, а в одноголосном варианте. Allegro drammatico продолжает эту волну, но тема самоутверждения теперь противоборствует с ритмами тревожными. Усиливается динамическое напряжение, с победой ритмов тревожных достигается трагическая кульминация, на которой появляется новая тема — тема протеста в грозном звучании тромбонотв (в аккомпанирующих голосах мелькают интонации темы полета). Далее ритмам тревожным противостоит тема воли, затем к ним присоединяется тема наслаждения, интонационно близкая теме возникающих творений. Она растет, привнося все более светлые краски, и, наконец, приводит к победно звучащей теме самоутверждения. Это — основная кульминация поэмы. Эпизод, повторяющий начало основного раздела поэмы (Lento) открывается темой мечтаний, дальнейшее изложение его несколько сжато и динамизирование. К трагедийным событиям возвращает краткая, но чрезвычайно активная кода. Звучат тема протеста, ритмы тревожные, тема воли, наконец, тема самоутверждения. В заключительном Maestoso она проходит торжествующе, контрапунктически объединяясь с преображенными интонациями темы воли и ритмов тревожных, которые также приобретают утверждающий оптимистический характер.

Читайте также: