Охарактеризуйте положение средневековых сословий каковы были их привилегии и обязанности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Обязанности крестьян - работать. Горожан - тоже, но специализированно. Купцов - торговать. Феодалов - защищать. Церковников - заботиться о духовном.
Привилегии - и так понятны.

Восточный вопрос-термин, принятый в дипломатической и исторической литературе, обозначавший комплекс международных противоречий конца XVIII-начала XX вв, связанных с борьбой балканских народов за освобождение от османского владычества, что стало возможным благодаря ослаблению Османской империи и соперничеству великих держав за раздел турецких земель.

1699 г. - создание Северного союза
1703-1709 гг. - строительство Вышневолоцкого канала
1716 г. - создание "Устава воинского"
1722 г. - указ о престолонаследии
1710 г. - проведение переписи населения.
1711 г. - денежная реформа Петра I

Ответ:

Анна Иоанновна и Елизавета Петровна были похожи только тем, что обе принадлежали к слабому полу, при этом носили корону. Также они одинаково любили развлечения, предпочитая их делам государственным. Свои полномочия обе перекладывали часто на приближенных. В итоге, они проводили в праздности больше времени, чем в заботах о государстве. В остальном же они весьма отличались друг от друга.

Объяснение:

Анна отличалась грубым характером, ей были по душе медвежья охота и издевательство над придворными скоморохами. Во времена её правления Россия сильно копировала немецкий образ жизни.

У Елизаветы, наоборот, было отличное воспитание, данное ей при дворе. Она пылала страстью к балам, на которых умела блеснуть светскими манерами. В период её царствования ориентиром была избрана Франция. Именно культурой этой страны была пропитана вся верхушка общества.

Волоколамск - название происходит от волока, которым шли новгородцы, переправлявшие суда из реки Ламы в один из притоков Рузы — Волошню; Волок Ламский стал важным торговым пунктом на пути из Новгорода в Рязанские и Московские земли.Волоколамск - название происходит от волока, которым шли новгородцы, переправлявшие суда из реки Ламы в один из притоков Рузы — Волошню; Волок Ламский стал важным торговым пунктом на пути из Новгорода в Рязанские и Московские земли.

Вышний Волочёк в старину писали Вышний Волочок или Вышней Волочок.
Название Вышний Волочёкстарше самого города. Волочок, т. е. небольшой волок, находился на кратчайшем водном пути из бассейна Волги к Новгороду и далее на Балтику.
Корабли поднимались от Твери по реке Тверца до Николо-Столпенского монастыря (ныне село Белый Омут) , откуда их тащили посуху 10 км до реки Цны в черте нынешнего города.
Цна впадает в озеро Мстино в 1.5 км от Вышнего Волочка. Из этого озера вытекает Мста, впадающая в озеро Ильмень, по которому можно дойти до Новгорода.
На Мсте в районе Боровицких порогов был ещё один волок, длиной 105 км. Так как он располагался ниже по течению Мсты, его называли Нижним Волоком, а волок между Тверцой и Цной Вышним, т. е. Верхним.
Впервые Волочок упоминается в литературе не как селение, а как транспортный узел.

Волок - это сухая часть пути между двумя реками, через которые приходится перетаскивать лодки.

Белгород -город первого салюта.
Впервые упоминается как населённый пункт в 1237. По мнению Н. М. Карамзина, Белгород построен в 1593 (считается годом его основания) для защиты Муравского шляха от частых набегов крымских татар, был обнесён земляным валом; стал самой укреплённой крепостью Белгородской засечной черты.

Основан на Белгородье, т. е. в урочище, где некогда уже находился Белый город, впоследствии разрушенный. Новый город уже при закладке по приемственности получил название Белгород. В этом названии определение белый связано с реальным цветом грунта местности: город находится в центре Мелового Юго-Запада, частично занимает высокую меловую гору, где во второй половине 19 в. ежегодно добывалось свыше 1 тыс. тонн м

Жители христианского мира делились на три группы, или сословия. Первым и самым влиятельным из них считалось духовенство — мужчины и женщины, принадлежащие к церкви. Верхушку церкви составляли тысячи человек. Некоторые из них были богатыми и могущественными — Папа, архиепископы, епископы и аббаты, управляющие большими монастырями. Но большинство представителей духовенства оставались бедными — приходские священники, монахи и монахини. Главной задачей церкви было отправлять религиозные обряды, наставлять и помогать простым людям вести праведную жизнь. Позднее стали поговаривать, что церковь слишком богата, могущественна и озабочена мирскими делами. Но, несмотря на это, до 1500 г. церковь не утратила влияния. Ей принадлежала почти четверть всех земель христианского мира, множество зданий, украшений и драгоценных металлов.

Крестьяне. Они были обязаны обеспечивать знать и духовенство пищей и одеждой, а также платить налоги. Крестьянам приходилось защищать своих господ. Некоторые простолюдины жили в уединенных усадьбах среди гор, другие — в крупных и мелких городах. К 1500 г. восемь или девять человек из десяти по-прежнему жили в деревнях и работали в поле. За прошедшие столетия их жизнь почти не изменилась.

Источник: По мнению средневековых мудрецов, у каждого из трех сословий свои важные обязанности. Каждое сословие необходимо остальным: ведь духовенство заботится о душах, сеньоры охраняют страну, крестьяне кормят всех остальных.

Жители христианского мира делились на три группы, или сословия. Первым и самым влиятельным из них считалось духовенство — мужчины и женщины, принадлежащие к церкви. Верхушку церкви составляли тысячи человек. Некоторые из них были богатыми и могущественными — Папа, архиепископы, епископы и аббаты, управляющие большими монастырями. Но большинство представителей духовенства оставались бедными — приходские священники, монахи и монахини. Главной задачей церкви было отправлять религиозные обряды, наставлять и помогать простым людям вести праведную жизнь. Позднее стали поговаривать, что церковь слишком богата, могущественна и озабочена мирскими делами. Но, несмотря на это, до 1500 г. церковь не утратила влияния. Ей принадлежала почти четверть всех земель христианского мира, множество зданий, украшений и драгоценных металлов.

Крестьяне. Они были обязаны обеспечивать знать и духовенство пищей и одеждой, а также платить налоги. Крестьянам приходилось защищать своих господ. Некоторые простолюдины жили в уединенных усадьбах среди гор, другие — в крупных и мелких городах. К 1500 г. восемь или девять человек из десяти по-прежнему жили в деревнях и работали в поле. За прошедшие столетия их жизнь почти не изменилась.

В хозяйственной жизни и отношениях собственности в странах Европы в Средневековье по сравнению с временами Римской империи произошли следующие изменения:

- переход от подсечного земледелия к более продуктивному двуполью;

- начали выращивать, наряду с зерновыми культурами, огородные культуры, разводить сады и виноградники;

- произошел переход от общинного пользования землей к частной собственности и передаче наделов по наследству;

- усиление неравенства между бывшими соплеменниками.

2. Чем отличалось управление империей Карла Великого от управления варварским королевством?

Отличие управления империей Карла Великого от управления варварским королевством:

- император не обладал неограниченной властью, его власть ограничивалась королевским советом, куда входили племенные вожди и высшие иерархи церкви;

- активное вмешательство церкви в дела государства;

- разделение территории империи на округа (200 шт.), которыми управляли графы, которые осуществляли управление и суд, собирали налоги, командовали местными воинскими силами от имени императора;

- наличие специальных доверенных лиц, которые контролировали деятельность должностных лиц.

3. Назовите основные черты феодализма. В чем причины феодальной раздробленности?

Основные черты феодализма:

- господство крупной земельной собственности, находившейся в руках у феодалов;

- крестьяне не являлись собственниками земли, а были ее держателями на различных условиях вплоть до права наследственного пользования;

- за право пользования землей крестьяне выполняли барщину и платили оброк;

- натуральный характер хозяйства;

- низкий уровень техники и знаний, ручное производство;

- формирование феодальной лестницы.

Причины феодальной раздробленности:

- отсутствие хозяйственных связей между областями и народами, объединенных силой оружия;

- вассалы монарха – герцоги и графы – были столь могущественны, что фактически не зависели от королевской власти.

4. Охарактеризуйте положение средневековых сословий. Каковы были их привилегии и обязанности?

Европейское феодальное общество было разделено на три сословия. Права и обязанности каждого человека зависели от того, к какому из них он принадлежал. Согласно средневековым представлениям, высшую ступеньку в обществе занимало духовенство. Священники давали обет не иметь личной собственности, семьи, отказывались от мирских удовольствий. Они освобождались от уплаты налогов и подчинялись только церковному суду. В пользу церкви с населения взималась так называемая церковная десятина.

Вторым сословием средневекового общества являлись феодалы — воины и землевладельцы. Путь к рыцарскому званию был труден и требовал нескольких лет служения сеньору в качестве пажа и оруженосца. Рыцари пользовались привилегией свободно носить оружие. Их замки были не только мощными крепостями, но и символами независимости.

Третье и самое многочисленное сословие составляли крестьяне. Земледельцы обеспечивали всем необходимым духовенство и феодалов. Они разделялись на лично свободных и зависимых (крепостных). Если свободные несли повинности только в пользу государства, то зависимые находились в подчинении своих господ-феодалов. Обязанности крестьян по отношению к феодалу регулировались старинными обычаями. Размер повинностей фиксировался в специальных книгах, хранившихся в замке. Крестьянин трудился на земле, которую издревле обрабатывали его предки, и феодал не мог отнять ее.

Городское население в раннее Средневековье было немногочисленным. В структуре средневекового общества горожане, несмотря на то, что были политически и экономически активной силой, не выделялись в отдельное сословие.

5. Какова была роль христианской церкви и папства в средневековой Европе?

В Средние века христианская церковь была крупнейшим землевладельцем. Нередко церковные феодалы владели целыми городами, сотнями деревень, разнообразными промыслами.

Церковь, объединенная общим руководством и спаянная строгой дисциплиной, оказывала значительное воздействие на политику и государственное управление. В одних случаях она выступала как помощница светских государей, в других — как их сильный и опасный конкурент. Церковные иерархи даже участвовали в феодальных войнах. Вместе с тем они стремилась к ослаблению усобиц.

Правители европейских государств нуждались в поддержке папы, имевшего большое влияние на верующих. Пользуясь этим, римский первосвященник претендовал не только на духовную власть в церкви, но и на власть над всеми монархами Европы. Папы обладали и реальной светской властью, являясь правителями Папской области. Нередко возможности главы католической церкви папы использовали для установления своей власти над светскими правителями Италии и борьбы с императорской властью.

В каком случае сеньор имел право убить или ранить своего серва? Какие права имели сервы для защиты от произвола сеньоров?

Сеньор имел прав убить или ранить своего серва только по приказу местного судьи.

Сервы в качестве защиты от произвола сеньора могли пожаловаться судье. Если факты произвола будут доказаны, то судья должен продать зависимых крестьян и возместить их стоимость сеньору.

2. Пользуясь картой № 3 (стр. III), определите, вторжениям каких народов подвергались страны Европы в VIII – X вв. Какие территории были захвачены завоевателями?

Страны Европы в VIII – X вв. подверглись нападению со стороны норманнов, арабских племен, венгров.

Норманны захватили почти всю Великобританию, часть северо-западной Франции (Нормандия).

Арабские племена захватили большую часть Пиренейского полуострова, северную часть Африки, острова Сардинию, Корсика и др.

Венгры основали практически в центра Европы свое королевство, откуда осуществляли нападения в различные части Европы.

Священник, рыцарь, крестьянин. Миниатюра XIII в.

Феодальная лестница

Бенефиций, став наследным владением - феодом, превратил всех бенефециариев (наделённых бенефицием) в землевладельцев - крупных и мелких феодалов, находящихся в вассальной зависимости друг от друга. Главным землевладельцем государства, верховным сюзереном, был король (или император). Он раздавал земли своим приближённым (вассалам) - князьям, герцогам, графам, баронам. Они, в свою очередь, наделяли землями своих приближённых, у которых также появлялись вассалы, получившие земли из их наделов. Так формировалась многоступенчатая иерархия феодального общества. Крупным землевладельцем была и церковь во главе с римским папой. Раздавая или получая земли, представители духовенства также выступали в роли светских сеньоров или вассалов.

Оммаж

Оммаж. Средневековая миниатюра

Обязанности сторон

Города

Развитие техники, ремёсел и торговли привело к возрождению городов - ремесленных и торговых центров. Город возникал на земле феодала и был его собственностью. Туда стекались его крестьяне, занимавшиеся ремеслом и торговлей. Города приносили доход сеньору, но стремление феодала получить от города большую прибыль приводило к борьбе между ним и горожанами. В этой борьбе горожане отстояли право на городское самоуправление и стали менее зависимы, чем крестьяне.

Феодальное войско

В 847 г. Карл Лысый издал эдикт, обязывавший каждого свободного человека избрать себе сеньора и не менять его. Так была закреплена уже сложившаяся система вассалитета. Каждый сеньор был обязан приводить на войну вооружённый отряд своих вассалов. Численность отряда зависела от величины феода. Владельцы целых провинций - герцоги, маркизы, графы - приводили на войну тысячные отряды с сотнями рыцарей. Бароны, владельцы нескольких деревень, выставляли сотни пехотинцев и десятки рыцарей. Рядовые рыцари приводили небольшое число пеших воинов из своих крестьян и оруженосцев. Так король набирал войско, которое вёл на войну. Но на поле боя каждый сеньор сам распоряжался своими людьми, и его вассалы ставили его приказы выше королевских. Такое двоевластие на войне часто приводило к плачевным результатам.

Рыцарь и общество

Шанс на благородство

Изначально землёй владели выходцы из династий Меровингов и Каролингов и представители старой римско-галльской знати. Земля была символом достоинства и власти, свидетельством благородства. Раздача бенефициев (феодов) могла сделать сеньором даже крестьянина - если он был смел, хорош в бою и удачлив, у него был шанс заслужить поощрение знатного человека и даже короля, получить землю, а потом и титул. Так в раннем Средневековье формировалась аристократия.

Средневековые аристократы

Средневековые аристократы: 1. Свита Карла Лысого. Фрагмент миниатюры. IX в. Франция. 2. Маркиз на охоте. Фрагмент миниатюры из Манесского кодекса. 1300 г. Германия. 3. Приближённый императора. Фрагмент миниатюры. 1000 г. Италия.

Оружие - это свобода

Особую роль в судьбе человека раннего Средневековья играло наличие у него оружия. Древние германцы считали оружие отличительной чертой свободного человека. Если германцу приходилось обращаться за военной помощью к своим рабам, он, прежде чем вооружить раба, давал ему свободу. Вооружённый - свободен и силён, безоружный - слаб, труслив и презираем. Тот, кто мог приобрести оружие, получал и возможность подняться по социальной лестнице, став рыцарем. Но хорошее оружие и боевой конь были дороги, и для бедняков эта дорога наверх постепенно закрывалась. Крестьянство разделялось на состоятельных и вооружённых, из которых выходили рыцари, и на безоружных бедняков, формировавших класс зависимых тружеников.

Оружие древних германцев. Клинок и фрагмент ножен короткого меча скрамасакса

Вручение оружия

Для германцев оружие было священно, и особую роль они при давали его вручению. Юноша-германец, став совершеннолетним, торжественно получал оружие в дар от отца или старшего в роду. Это означало, что он стал свободным, стал мужчиной. Эту германскую традицию сохранили франки. В 791 г. Карл Великий опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика Благочестивого, который в 838 г. сделал то же для своего сына Карла Лысого. Такое благоговейное отношение к оружию свидетельствовало о том, что оно - привилегия господствующего класса. Вручение меча позднее стало основой обряда посвящения в рыцари, как посвящения в члены привилегированного военного сословия.

Рыцари. Шахматные фигуры. Слоновая кость. XI в.

Рыцарь - христианский воин

Общество разделилось: одни получили оружие и власть, другие остались беззащитными. Что могло заставить сильного заботиться о слабом, удержать вооружённого от насилия? Тут огромную роль сыграла Церковь. Христианство, как религия, проповедующая мир, выступало против насилия. Но Церковь не могла осуждать войны, ибо сама нуждалась в защите. И тогда она выработала идеал воина, в котором жестокость смирялась моралью, сила уравновешивалась мудростью, отвага - чувством меры. Христианские проповеди о милосердии, о помощи ближнему, примеры святых воинов-христиан смягчили нравы воинов и повлияли на становление рыцарской этики.

Христианский собор XI в. Романский архитектурный стиль. Германия, г. Триер

Священник Римской церкви. Фрагмент миниатюры. Италия. 1000 г.

Междоусобицы и раздробленность

Церковь поощряла войны в защиту веры и христианских святынь, называя их праведными, и осуждала братоубийственные междоусобицы, относя их к неправедным войнам. Но когда к XI в. Европа справилась с варварами и отодвинула арабскую угрозу, её привыкшие к войне правители обратили оружие друг против друга. Властвуя на своих землях от имени короля, крупные феодалы со временем прибрали эту власть к рукам. По мере ослабления королевской власти вассалы короля выходили из-под повиновения. Каждый из них, чувствуя себя полноправным господином, держал себя на равных с королём, даже если формально признавал себя его вассалом. Силой оружия сеньоры отстаивали независимость своих владений и силой оружия их расширяли. Началась эпоха феодальной раздробленности.

Читайте также: