Платформа ит это кратко

Обновлено: 06.07.2024

Программные платформы-конструкторы с возможностью самостоятельной сборки ПО возникли как ответ на ключевые требования бизнеса: сократить стоимость владения корпоративными ИТ и обеспечить импортозамещение. Компания RedSys развивает это направление в том числе чтобы предоставить клиентам выбор из иностранных и отечественных решений. В партнерстве с компанией Industrial Data Systems она продвигает перспективную платформу Х360. Подробнее о ней и о том, какие возможности Х360 дает бизнесу в построении собственной ИТ-инфраструктуры, рассказывает коммерческий директор IDS Александр Гелик.

CNews: Что ожидают заказчики от ИТ-вендоров и интеграторов сегодня и что изменилось в подходе поставщиков решений?

Второй запрос заказчиков – импортозамещение. Оно, помимо ряда других задач, позволяет сократить стоимость владения программными продуктами.

CNews: Как платформа поможет снизить стоимость владения ИТ?

Александр Гелик: Если сравнивать с западными аналогами, то наш продукт дешевле именно потому, что он отечественный. Мы выстроили лицензионную политику таким образом, чтобы было комфортно всем: и заказчикам, и партнерам-интеграторам, и нам. Причем речь идет о суммах значительно более низких, чем у иностранных решений. Стоимость владения включает в себя и затраты на техническую поддержку – она связана с лицензированием и точно так же обходится значительно дешевле по сравнению с западными системами.

gelik1.jpg

Александр Гелик: Платформа построена таким образом, что на ней можно спроектировать систему любого класса

Наша компания как вендор находится в России, поэтому мы всегда доступны при необходимости оказать поддержку. Более того, руководитель проекта, работавший с интегратором в период внедрения решения у клиента, продолжает работать с ним в рамках поддержки. Он знает особенности бизнеса клиента, может принимать более оперативные и правильные решения. Тем самым сокращается стоимость доработки, устранения возможных ошибок, а также снижается риск, что что-то не заработает как надо – это тоже влияет на затраты заказчика.

Еще один важный момент: наша low-code платформа Х360 ориентирована на аналитиков, а не на программистов. Поэтому большая часть изменений может быть выполнена на стороне заказчика силами его собственных специалистов очень быстро и без дополнительных затрат. Если понадобится более серьезное вмешательство, то поддержку может оказать интегратор, с которым у заказчика есть договор на сопровождение системы.

CNews: Каким образом ведется разработка программных продуктов на базе вашей платформы?

CNews: Какие именно продукты можно разрабатывать на платформе Х360?

Александр Гелик: Платформа построена таким образом, что на ней можно спроектировать систему любого класса. В основе платформы лежат: конструктор модели данных – это инструмент для создания структуры будущего приложения, – затем конструктор создания экранных форм, с которым можно спроектировать любой интерфейс пользователя на основе модели данных, а также конструктор бизнес-процессов, позволяющий спроектировать и протестировать процесс. Кроме того, в платформе реализованы встроенные механизмы для высокопроизводительного поиска информации, формирования отчетности и интеграции.

Эти компоненты применяются для построения различных решений. Для каждого из них используют свой набор инструментов из всего спектра, предоставляемого платформой. Главное – это достаточная компетентность разработчиков-аналитиков, создающих программные решения. Если она на высоком уровне, то при построении, например, системы бизнес-аналитики можно подстроиться под конкретные требования заказчика и реализовать любую сложную логику. Или средствами платформы настроить интеграцию с платежной системой, если речь будет идти об информационных учетных системах с возможностью исполнения платежей.

Вариантов решений может быть очень много. Платформа Х360 позволяет реализовать весь цикл – от проектирования прототипа до создания и развития сложных систем. Если говорить об их разнообразии, то мы выделяем несколько направлений. Первое – управление жизненным циклом данных. К нему относятся все продукты, позволяющие управлять процессами создания, хранения, поиска и обработки данных: документов, нормативно-справочной информации, консолидированных данных из других систем. Управление жизненным циклом позволяет обеспечить доступность данных для сотрудников, которые с ними работают.

111.jpg

Второе направление – управление основными фондами. Мы его очень активно развиваем вместе с интегратором RedSys, поскольку эта компания-партнер обладает серьезными компетенциями в области Enterprise Asset Management – управления активами, от недвижимости и оборудования до сервисов и мобильных бригад. Предоставляя инструмент и основные функциональные блоки программных продуктов, мы помогаем развивать эти компетенции.

Платформа позволяет создавать серьезные решения, которые можно предлагать заказчикам, и для многих бизнес-процессов уже заготовлены шаблоны, позволяющие быстро их внедрить и при необходимости кастомизировать в ходе реального проекта.


CNews: Какие еще системы можно создавать на базе Х360?

Александр Гелик: Я назвал три основных направления – управление жизненным циклом данных, управление основными фондами и управление закупками. Помимо них, можно автоматизировать корпоративные бизнес-процессы различного профиля, в том числе конструировать системы автоматизации деятельности ситуационных центров, управления качеством продукции, а также CRM и другие.

Ирина Мишина, Ricoh: Роботизация — это все-таки замена труда человека, а автоматизация помогает ему делать свою работу


gelik2.jpg

Александр Гелик: X360 может быть и интеграционной платформой, позволяющей связать несколько систем в рамках единого информационного пространства

Как правило, это влечет за собой значительную экономию, снижение рисков выхода оборудования из строя и оптимизацию персонала, занятого на обслуживании. Поэтому системы класса RCMстановятся все более востребованными среди заказчиков, и мы включили развитие управления надежностью в число наших приоритетов.

CNews: Позволяет ли Х360 интегрировать готовые вендорские решения?

Александр Гелик: Платформа X360 – это не только платформа-конструктор. Она же может быть и интеграционной платформой, позволяющей связать несколько систем в рамках единого информационного пространства. Единое пространство позволяет более эффективно управлять процессами в компании. Ведь в чем обычно заключается проблема: есть функциональный заказчик, системный аналитик и программист. Каждый из них смотрит на аналитическую систему со своей стороны и понимает стоящие задачи по-своему. В нашем случае аналитик может лучше понять задачи заказчика и самостоятельно реализовать их в системе.

В этом разрезе мы можем говорить как о связке информационных систем с нашей платформой, так и о миграции имеющихся у заказчика систем на Х360. Компания может создать свой собственный программный продукт и не заботиться об интеграции, потому что все будет разработано на единой платформе. Таким образом, в частности, можно вполне комфортно реализовать план импортозамещения, если перед компанией стоит такая цель.

CNews: Что представляет собой партнерская программа в отношении проектных решений и развития продуктов на базе платформы Х360?

Александр Гелик: Партнерская программа предусматривает несколько пунктов. Так, мы проводим обучение специалистов. Оно бывает общее, чтобы аналитики и разработчики узнали о возможностях платформы и основных инструментах конструкторов применительно к своей роли на проекте и в системе. Обучение также бывает специализированное, направленное на менеджеров компании-партнера, которым предстоит продавать платформу и программные решения своим клиентам. И, наконец, мы проводим обучение по каждому из продуктов – либо по общим для всех направлениям, либо по особенностям конкретного проекта.

Если речь идет о создании новых продуктов, мы придерживаемся различных подходов. При необходимости мы изучаем потребность рынка, можем создать новый продукт и впоследствии предлагать его нашим партнерам и заказчикам. Партнерам такой подход выгоден, потому что мы расширяем охват потенциальных клиентов, с которыми они потом смогут работать. Второй вариант – берем базовые функциональные возможности платформы и соответствующих продуктов и настраиваем их в соответствии с условиями проекта.

Мы ищем и находим с партнерами устраивающие всех условия договоров, чтобы наше взаимодействие было максимально комфортным. И мы активно участвуем в работе партнера с заказчиком. Участие в проекте – одно из наших ключевых условий, позволяющее поддержать партнера и реализовать проект максимально успешно. Для IDS очень важен постоянный контакт с компаниями-партнерами и оказание им соответствующей поддержки.

Боты: проверка на прочность

Возможности ботов в некоторых сферах действительно переоценивают: например, виртуальному собеседнику сложно вести абстрактные диалоги, шутить и проявлять эмпатию. Но отсутствие развитого EQ и чувства юмора не мешает роботам успешно обрабатывать миллионы звонков в колл-центрах по всему миру. По данным Invesp, за прошлый год 67% потребителей хотя бы раз вели диалог с ботом, а в 2020-м количество диалогов с ботами выросло на 426%. Успешных кейсов тоже становится больше: так, например, бот американской железнодорожной компании Amtrak за год обработал 5 млн запросов в службу поддержки и увеличил выручку на треть.

Элементы экосистемы

Если компания разрабатывает голосовых и текстовых помощников под заказ, она предлагает продукт. Клиент решает, как использовать бота, и самостоятельно настраивает интеграцию. По такой модели работают, например, Botsify и ManyChat.

Провайдеры платформ обычно предлагают комбинацию услуг под ключ: например, сервис синтеза и распознавания, транскрибации и уведомлений, а также аналитики. Обычно они предоставляют заказчику доступ в личный кабинет с различными модулями — управлять ими может один сотрудник. В нашей практике были случаи, когда такой мониторинг позволял координировать 900 человек одновременно.

Некоторые голосовые платформы работают по закрытой модели и включают в экосистему только собственные разработки, другие встраивают в инфраструктуру сторонние решения — например, в TWIN мы комбинируем собственную технологию TWIN ASR/TTS с системами распознавания и синтеза речи от Яндекса и Google. При этом наша задача как провайдера экосистемы — убедиться, что все стабильно и слаженно работает, а сервисы не конфликтуют друг с другом.

  • Экосистемы строятся на омниканальности. Клиенты не любят обезличенные обзвоны и предпочитают персонализированный подход, поэтому бот, не включенный в единую систему коммуникаций, вызывает у них раздражение. Такой виртуальный оператор всегда звонит не вовремя, использует неподходящий канал связи и в целом не учитывает пожелания клиента.

Многие в принципе не любят говорить по телефону и предпочитают мессенджеры: по статистике, 55% потребителей скорее будут пользоваться услугами компании, если связаться с ней можно в мессенджере.

Но как понять, что именно нравится пользователям? Самый эффективный способ — это оценка конверсии и сбор аналитики. Для этого нужно мониторить работу каждого оператора, а это долгий и трудоемкий процесс. Увы, но в России до 80% компаний не собирают статистику по каждому сотруднику и каналу коммуникации, поэтому не знают, что работает, а что нет. Оценить конверсию службы поддержки действительно сложно, поскольку она измеряется не продажами и выручкой, а комплексной комбинацией метрик. А для их сбора требуется смарт-система аналитики, в том числе BI-инструменты.

Такой же принцип стоит применять и при рассылке оповещений. Клиент, который пользуется мобильным приложением, получает push-уведомление, а остальным мы отправляем ссылку в Viber, Telegram или WhatsApp — многое зависит от того, какой канал коммуникаций предпочитает сам пользователь и какие данные он нам предоставил. Подобный подход возможен, только если компания подключила инструменты аналитики, а провайдер голосовых технологий получил к ним доступ. Это классические принципы омниканальности, однако теперь на них опираются не только реальные операторы, но и виртуальные сотрудники.

Как платформенные экосистемы помогают бизнесу?

Из-за этого оценить преимущества ботов могут не все: если бизнес не ведет аналитику и не отслеживает ключевые метрики, голосовая экосистема не принесет ему пользы. Поэтому пока основные клиенты омниканальных платформ — это digital-first компании, которые оцифровали большинство процессов. Банки, транспортные и грузовые службы, онлайн-ритейлеры извлекают из голосовых сервисов наибольшую выгоду. При этом 58% клиентов работает в B2B-сегменте. Большинство использует экосистемы, чтобы сделать коммуникации с ними более эффективными: с помощью виртуальных операторов бренды генерируют лиды, увеличивают конверсию и сокращают издержки на содержание службы поддержки — в среднем на 20%.

Что ждет платформенные экосистемы в будущем?

Постепенно на рынке появляются новые способы применения голосовых сервисов. Например, некоторые используют ботов для работы с новичками и стажерами, а также для налаживания внутренних коммуникаций. Голосовой помощник обзванивает сотрудников, рассылает им приглашения и напоминания о встрече — как реальной, так и виртуальной.

Экосистемы также подключат все больше микросервисов — TWIN предлагает 12 разных надстроек, среди которых система распознавания эмоций и гендерного признака по голосу. Некоторые экспериментируют с определением возрастной категории, а также с биометрией. Новым стандартом становятся надстройки, которые повышают производительность бота. Например, сервисы распознавания автоответчиков — с их помощью боты автоматически выполняют эту функцию и оперативно прекращают диалог.

Еще одна задача разработчиков голосовых систем — это постоянное совершенствование распознавания и синтеза речи. Например, нам удается точно определять до 95% произнесенного текста — это стандарт на рынке и преодолеть его пока сложно. Повысить планку пытаются многие компании, но каждый процент дается с большим трудом. С человеком алгоритмы уже сравнялись — теперь задача выйти за рамки человеческих возможностей, а это непросто.

В информационных технологиях под термином "платформа" в широком смысле обычно понимается совокупность следующих компонентов:

  • аппаратного решения;
  • операционной системы (ОС);
  • прикладных программных решений и средств для их разработки.

В более узком смысле выделяют следующие виды платформ:

Понятие "аппаратная платформа" связано с решением фирмы IBM о выработке и утверждении единого стандарта на основные комплектующие персонального компьютера. До этого времени фирмы-производители ПК стремились создать собственные, уникальные устройства, чтобы стать монополистом по сборке и обслуживанию собственных персональных компьютеров. Однако в итоге рынок был перенасыщен несовместимыми друг с другом ПК, для каждого из которых нужно было создавать собственное программное обеспечение . В этот период устройство каждого ПК было охраняемой тайной фирмы-производителя, и копирование одной фирмой изделий другой было строго запрещено.

Заслуга фирмы IBM состоит именно в том, что она внедрила принцип "открытой архитектуры", выработала и утвердила единый стандарт на основные части персонального компьютера - комплектующие, оповестила всех об особенностях их конструкции, поощряя при этом производство совместимых с IBM PC компьютеров других фирм. В основу принципа "открытой архитектуры" была заложена возможность усовершенствования его отдельных частей и использования новых устройств. Фирма IBM сделала ПК не единым неразъемным устройством, а обеспечила возможность его сборки из независимо изготовленных частей.

На основной электронной плате компьютера IBM PC (системной или материнской) размещаются только те блоки, которые осуществляют обработку информации. Схемы, управляющие всеми остальными устройствами ПК - монитором, винчестером, принтером и др., реализованы на отдельных платах (контроллерах), которые вставляются в стандартные разъемы на системной плате - слоты. К этим электронным схемам подводится электропитание из единого блока питания, а для удобства и надежности все это заключается в общий корпус - системный блок.

Открытость IBM PC -совместимых персональных компьютеров заключается в том, что все спецификации взаимодействия внешних устройств с контроллерами, контроллеров с системной платой посредством шины и т. д. доступны всем. Это положение сохраняется до сегодняшнего дня, хотя с того времени в конструкцию IBM PC -совместимых компьютеров было внесено много нововведений. Поэтому любая фирма может начать производство какого-либо контроллера или внешнего устройства, или системных плат, не беспокоясь обо всех остальных комплектующих компьютера. Если созданная ими продукция будет следовать общепринятым стандартам, с ней смогут работать и изделия других фирм-производителей.

Фирма IBM рассчитывала, что открытость архитектуры позволит независимым производителям разрабатывать различные дополнительные устройства, что увеличит популярность персонального компьютера. Действительно, через один-два года на рынке средств вычислительной техники предлагались сотни разных устройств и комплектующих для IBM PC .

Однако при этом фирма IBM быстро лишилась приоритета на рынке средств вычислительной техники, так как конкуренты производили клоны дешевле оригинального IBM PC . Но стандарт прижился как платформа IBM PC-совместимых ПК.

В связи с тем, что в настоящее время фирма IBM - создатель первого в мире массового персонального компьютера - утратила свой приоритет в выпуске ПК, на Западе все реже употребляют термин " IBM -совместимые компьютеры", а используют понятие "платформа Wintel", подразумевая под этим сочетание микропроцессора фирмы Intel с операционной системой Windows . Микропроцессор при этом рассматривается как основа аппаратной платформы, которая определяет архитектуру персонального компьютера, т. е. его тип и характеристики.

Однако термин Wintel не совсем точно определяет понятие платформы, так как открытая архитектура современных IBM -совместимых персональных компьютеров позволяет собирать их из комплектующих, изготавливаемых различными фирмами-производителями, включая и микропроцессоры, которые в настоящее время выпускаются не только фирмой Intel, но и Advanced Micro Devices ( AMD ), Cyrix Corp. и др. Кроме того, IBM -совместимые ПК могут работать не только под управлением операционной системы Windows , но и под управлением других операционных систем.

Платформа IBM -совместимых компьютеров включает в себя широкий спектр самых различных персональных компьютеров: от простейших домашних до сложных серверов.

Кроме платформы IBM -совместимых ПК в настоящее время достаточно широкое распространение получила платформа Apple, представленная довольно популярными на Западе компьютерами Macintosh.

Специалисты по компьютерной истории отдают приоритет в создании ПК именно компании Apple. С середины 70-х гг. эта фирма представила несколько десятков моделей ПК - начиная с Apple I и заканчивая современным iMac, - и уверенно противостояла мощной корпорации IBM .

В середине 80-х гг. компьютеры серии Macintosh стали самыми популярными ПК в мире. В отличие от IBM , компания Apple всегда делала ставку на закрытую архитектуру - комплектующие и программы для этих компьютеров выпускались лишь небольшим числом "авторизированных" производителей. За счет этого компьютеры Macintosh всегда стоили несколько дороже своих IBM -совместимых ПК, что компенсировалось их высокой надежностью и удобством.

Именно на компьютерах Apple впервые появились многие новинки, со временем ставшие неотъемлемой частью персонального компьютера: графический интерфейс и мышь , звуковая подсистема и компьютерное видео и т. д. Кроме того, и интерфейс самой Windows был частично скопирован с одной из ранних операционных систем Apple, созданной для компьютера Lisa.

Работа с графикой и сегодня остается основной областью функционирования персональных компьютеров Apple. Поэтому ПК Macintosh по -прежнему незаменимы в таких областях, как издательское дело, подготовка и дизайн полноцветных иллюстраций, аудио- и видеообработка.

В этом качестве компьютеры Apple используются сейчас в России (в США новые модели Apple используются и в качестве домашних ПК).

Несмотря на значительное падение интереса к Apple в начале 90-х г., к концу десятилетия они вновь вернули себе былую славу после выхода моделей с новым, уникальным дизайном (полупрозрачным, голубоватого оттенка корпусом, мышью или принтером), расcчитанным на домашнего пользователя (настольные модели iMac и портативные iBook).

Они используют свое, особое программное обеспечение , да и комплектующие их существенно отличаются от IBM . В России компьютеры Macintosh достаточно распространены в полиграфической отрасли для подготовки полноцветных иллюстраций и дизайна. В настоящее время они получают распространение и в других профессиональных областях, а также в качестве "домашнего" компьютера.

Сегодня на рынке средств вычислительной техники представлено несколько основных платформ персональных компьютеров, каждая из которых отличается как по назначению, так и по типу аппаратного и программного обеспечения. Как правило, различные платформы компьютеров несовместимы между собой.

Проблема совместимости компьютерных платформ возникла практически одновременно с появлением самих персональных компьютеров. По тем или иным причинам каждый производитель делал свою продукцию оригинальной настолько, что более никто не мог обменяться с ней информацией. В какой-то степени эта конкурентная борьба продолжается и в настоящее время, однако понимание того, что в погоне за клиентом основополагающим фактором должна стать универсальность , пришло к производителям компьютерных систем уже очень давно.

Существует два основных варианта решения проблемы совместимости компьютерных платформ ( рис. 2.1):

Информационные технологии. Эволюция, свойства и особенности информационных технологий. ИТ платформы. Жизненный цикл информационных продуктов и услуг

Информационные технологии
Термин “ технология ” (“techne”) греческого происхождения Он означает искусство, мастерство и умение. Любая технология связана с выполнением определённых операций и процессов, изменением качества, формы, состояния и содержания материала, объекта и т.п. Например, простейшим видом технологии, практически не использующим какие-либо технические средства, является доставка почтальоном почтовых отправлений (писем, телеграмм, газет и журналов) по указанным адресам.

Информационные технологии - это методы и способы, использующие компьютерные программно-технические средства, отдельные или совокупные информационные процессы и операции для достижения поставленных целей.

Информационные технологии используют при решении различных (социальных, экономических, производственных, культурных) и иных проблем, связанных с деятельностью людей и окружающей их природой.

Эволюция информационных технологий
С точки зрения используемых видов инструментария информационных технологий выделяют шесть этапов :

1-й этап (до второй половины XIX в.) связан с использованием “ручных” информационных технологий. Их инструментом в основном являлись канцелярские принадлежности и средства почтовой связи, обеспечивавшие пересылку писем, пакетов и бандеролей.

2-й этап (с конца XIX в.) называют периодом “механических” технологий. В этот период к названному инструментарию добавляются средства оргтехники (пишущие машинки, телеграф, телефон, магнитофоны и диктофоны). Информационные коммуникации поддерживаются с помощью более совершенных средств доставки почты.

3-й этап (1940–1960-е гг.) относят к “электрическим” технологиям, инструмент которых составляют: большие ЭВМ и программное обеспечение к ним, электрические пишущие машинки, настольные копиры, портативные диктофоны и т.п. В этот период развиваются и совершенствуются существующие информационные коммуникации, появляются телевидение, системы передачи данных по воздушным и безвоздушным линиям связи.

4-й этап (с начала 1970-х гг.) характеризуют “электронные” технологии. Их основной инструментарий – большие ЭВМ с создаваемыми на их базе автоматизированными системы управления (АСУ) и информационно-поисковыми системами (ИПС). Появляются факсимильные средства передачи данных, компьютерные вычислительные и информационные коммуникации: локальные и междугородние вычислительные сети.

5-й этап (с середины 1980-х гг.) характеризуется использованием новых компьютерных технологий. Основным инструментом в этот период становится персональный компьютер. Для него создаётся множество различных программных продуктов и периферийных устройств. Появляются автоматизированные рабочие места (АРМ), в том числе локальные (на одном персональном компьютере) и системы поддержки принятия решений. Информационные коммуникации называют телекоммуникациями. Они включают локальные, региональные глобальные (международные) и иные компьютерные сети. Рост сложности информационных систем (ИС) вызывает разобщённость и разнородность разработчиков, пользователей, аппаратных средств и т.п., необходимость их интеграции.

6-й этап (с начала XXI в.) определяют как период формирования информационных обществ. Он характеризуется глобализацией информационных технологий и связанным с ними применением суперкомпьютеров, квантовых и нанокомпьютеров и технологий. В области телекоммуникаций всё чаще используются оптические проводные и беспроводные системы, а также иные беспроводные коммуникации.

Свойства и особенности ИТ
C точки зрения стратегического значения ИТ для развития социума, предлагается выделить семь наиболее важных свойств ИТ:
1) позволяющие активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества;
2) оптимизирующие и во многих случаях автоматизирующие информационные процессы;
3) выступающие в качестве компонентов производственных или социальных технологий;
4) обеспечивающие информационное взаимодействие между людьми, включая системы подготовки и распространения массовой информации;
5) способствующие развитию систем образования и культуры в процессе интеллектуализации общества;
6) выполняющие ключевую роль в процессах получения и накопления новых знаний;
7) оказывающие существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации.

Основу ИТ составляют базовые информационные технологии.

В общем случае под базовыми технологиями подразумевают способы и методы, представляющие основу (базу, фундамент, платформу) для других, использующих эти базовые технологии.

Опорная (базовая) информационная технология – это совокупность программно-технических средств, на основе которых реализуются информационные системы и подсистемы.

Инструментарий информационных технологий порой называют базой или платформой информационных технологий.

Платформа информационных технологий
Данный термин не имеет однозначного определения.
Платформой называют функциональный блок, интерфейс и сервис которого определяется некоторым стандартом.
К платформе (англ. “Platform”) или базе информационных технологий относят аппаратные средства, устройства и комплексы (компьютеры и периферийные устройства к ним, оргтехника), телекоммуникации, программные продукты и математическое обеспечение, позволяющие пользователям практически в любых предметных областях достигать поставленных целей.
С точки зрения информационных технологий считается, что “платформа” соответствует “опорной” их части.
Опорная технология – это совокупность программно-технических средств, на основе которых реализуются информационные системы и подсистемы.

Платформа - это аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий базовый набор сервисов, необходимых пользователям для выполнения определённых задач.

Платформы могут создаваться для выполнения локальных задач, а могут быть универсальными. Они могут модернизироваться, расширяться, полностью заменяться или обновляться. Характеристики универсальной платформы позволяют использовать её при решении большого круга задач. Выделяют аппаратную, операционную (программную), административную, транспортную, прикладную и коммуникативную платформы.

Аппаратная платформа – это техническое обеспечение вычислительной системы (IBM PC, Macintosh и т.д.), включающее и тип процессора.

Операционная платформа обеспечивает интерфейс между прикладными программами и группой операционных систем (MS DOS, Windows, OS/2, UNIX и т.д.). Она устанавливается на соответствующие компьютеры и позволяет работать с различными программными продуктами. Например, ОС Windows не будет работать на компьютере с процессором 80286. Пользователь приобретает программный продукт и информационную технологию, ориентированные на имеющуюся у него платформу.

Транспортная платформа обеспечивает передачу данных через коммуникационную сеть.

Прикладная платформа связанна с прикладными и обслуживающими процессами. Она не зависит от типов коммуникационных сетей.

Коммуникативная платформа – это комплекс информационных материалов (методик, практических рекомендаций), обеспечивающий эффективную совместную работу людей, например, в организации.

Таким образом, “платформа” является важной составляющей структуры информационных технологий.

Структура информационной технологии
Структура информационной технологии - это внутренняя организация ИТ, представляющая взаимосвязь входящих в неё компонентов.
Другой её составляющей являются базы знаний, состоящие и баз и банков данных, а также пользовательского интерфейса (Рис. 2.1.).


Рис. 2.1. Структура информационной технологии.

Роль информационных технологий в развитии экономики и общества
Развитие экономики тесно связано с развитием любого общества потому, что невозможно рассматривать какие-либо экономические задачи и проблемы вне общества. В любом обществе одновременно создаётся и используется много различных технологий. При этом общественные процессы включают такие технологии, как: экономическая, социальная, политическая, духовная, экологическая, демографическая, информационная и другие.

Информационные технологии могут существовать самостоятельно. В большинстве случаев они связаны с различными, осуществляемыми в обществе, процессами. В этих процессах информационным технологиям отводится определённая роль. Так, например, информационным технологиям в экономике отводится роль, связанная с управлением государством и бизнесом.

Информационные технологии используются в электронной коммерции, обеспечивают доступ к финансовым рынкам; способствуют решению проблем, связанных с увеличением занятости, притоком инвестиций, особенно в малый и средний бизнес; с подъёмом производительности, расширяют возможности всех слоёв общества; находят применение в дистанционном образовании и телемедицине, в управлении окружающей средой и её мониторинге, для предотвращения и ликвидации катастроф и др.

Информационные технологии являются стратегически важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества (государства). Специалисты отмечают, что главная их цель заключается в том, чтобы людям в любом уголке планеты стало лучше жить.

В управлении государством использование информационных технологий, прежде всего, помогает государственным органам контролировать сбор налогов и расходы, собирать статистику и выполнять другие функции, направленные на укрепления государства.

В бизнесе информационные технологии являются главным инструментом управления компанией, контроля за издержками, способом увеличения производительности труда и доходов. Они предоставляют средства анализа финансовой и производственной деятельности, оценки эффективности бизнеса, маркетинга, управления производством и взаимоотношениями с клиентами, хранения информации, обучения и контроля знаний, сбора и анализа различных статистических данных.

В целях повышения эффективности функционирования экономики и государственного управления в России принятая “ Федеральная целевая программа “Электронная Россия” на 2002–2010 годы.

Использование информационно-коммуникационных технологий открывает широкие возможности для экономического роста и социального развития государств, но одновременно создаёт проблемы и риски, порождает углубление межгосударственного и внутригосударственного неравенства. В частности, речь идёт о неравных возможностях людей создавать и использовать имеющиеся электронные информационные ресурсы, особенно в Интернете.
Если доступ к использованию этих технологий не будет расширен, то значительная часть населения развивающихся стран не получит пользы от них. Громадный потенциал информационно-коммуникационных технологий недостаточно применяется. Это привело к появлению “цифрового разрыва” (“цифровой пропасти”, “цифрового водораздела”), “виртуального барьера” на пути торговли. Такой барьер способен изолировать от рынков производителей, организации и государства, которые не имеют доступ к новым технологиям.

Читайте также: