Симфоническое творчество шнитке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Alfred Schnittke

Искусство — вызов философии.
Всемирный философский конгресс 1985 г.

Альфред Гарриевич Шнитке / Alfred Schnittke

А. Шнитке — один из самых крупных советских композиторов так называемого второго поколения. Творчеству Шнитке присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры. Для него характерны масштабные замыслы, контрастная драматургия, напряженная экспрессия музыкального звука. В его сочинениях нашли резонанс и трагизм атомной бомбардировки, и борьба с неотступным злом на земном шаре, и моральная катастрофа человеческого предательства, и взывание к добру, заложенному в человеческой личности.

Среди постоянных исполнителей музыки Шнитке — крупнейшие советские музыканты: Г. Рождественский, О. Каган, Ю. Башмет, Н. Гутман, Л. Исакадзе. В. Полянский, квартеты Москонцерта, им. Л. Бетховена и др. Творчество советского мастера пользуется широким признанием во всем мире.

Шнитке окончил Московскую консерваторию (1958) и аспирантуру (там же, 1961) по классу сочинения Е. Голубева. В 1961-72 гг. работал преподавателем в Московской консерватории, а затем — свободный художник.

Одним из центральных произведений Шнитке явилась Первая симфония, главенствующей идеей которой стала судьба искусства, как отражение перипетий человека в современном мире.

Захватывающую силу музыке композитор придал с помощью приема стилистического снижения — введения в кульминационный эпизод расправы жанра танго (ария Мефистофеля, исполняемая эстрадным контральто).

Шнитке — прирожденный создатель, крупных музыкальных полотен, концепций в музыке. Дилеммы мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения советского мастера эмоционально выраженной философией.

Альфре́д Га́рриевич Шни́тке (нем. Alfred Schnittke ) (1934—1998) — советский и российский композитор, теоретик музыки и педагог (автор статей о русских и советских композиторах), один из наиболее значительных музыкальных деятелей второй половины XX века [источник?] . Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987).

Содержание

Семья

Родители Шнитке между собой говорили по-немецки и первым языком композитора стал немецкий, однако впоследствии он обращался к матери по-немецки, а к отцу по-русски. [3]

Музыкальное образование

Биография



С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал в МГК имени П. И. Чайковского. В последующие несколько лет зарабатывал себе на жизнь в основном сочинением музыки к фильмам.

В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию. Начал преподавать в Гамбургской консерватории.

В последние годы жизни здоровье Шнитке резко ухудшилось: композитор перенёс три инсульта, но тем не менее до конца сохранял творческую активность. Шнитке скончался в Гамбурге 3 августа 1998 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Награды и премии

Особенности музыкального мира Шнитке

Творчество Шнитке характеризуется концептуальностью замыслов, масштабностью, экспрессией, типичны сложно дифференцированная оркестровая и ансамблевая фактура, полистилистика, системы цитат. Заметно преобладание инструментальных жанров.

Основные произведения

Сценические произведения

Оперы

    — Одиннадцатая заповедь. Не оркестрована — Жизнь с идиотом. Опера в 2 актах. Либретто Вик. Ерофеева — Джезуальдо. Опера в 7 картинах, с прологом и эпилогом. Либретто Р. Блетшахера. — История доктора Иоганна Фауста. Опера в 3 актах с прологом и эпилогом.

Балеты

    — Лабиринты. Балет в 5 эпизодах. Либретто В. Васильева. — Эскизы. Хореографическая фантазия по мотивам Гоголя. Балет в одном действии. Либретто А. Петрова. № 1 и № 11 для балета сочинены коллективно Альфредом Шнитке, Г. Н. Рождественским, С. А. Губайдулиной, Э. В. Денисовым. Большинство номеров в оркестровой редакции Г. Рождественского. — Пер Гюнт. Балет в 3 актах с эпилогом. Либретто Дж. Ноймайера по одноимённой драме Генрика Ибсена.

другое…

    — Der gelbe Klang (Жёлтый звук). Сценическая композиция для пантомимы, инструментального ансамбля, сопрано соло, смешанного хора, магнитной ленты и цвето-световых проекторов. Либретто Василия Кандинского на немецком языке (в переводе А. Шнитке).

Сочинения для оркестра

(в том числе с участием солистов-вокалистов и солистов-инструменталистов)

Симфонии

Concerto Grosso



    — Concerto Grosso № 1 для 2 скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (есть авторская версия для флейты, гобоя, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных) в 6 частях. —1982 — Concerto Grosso № 2 для скрипки, виолончели и симфонического оркестра в 4 частях. — Concerto Grosso № 3 для 2 скрипок, клавесина, фортепиано и 14 струнных. — Concerto Grosso № 4 / Симфония № 5 для гобоя, скрипки, клавесина и симфонического оркестра в 4 частях. — Concerto Grosso № 5 для скрипки, симфонического оркестра и фортепиано (Klavierklange) за сценой. — Concerto Grosso № 6 для скрипки, фортепиано и струнного оркестра в 3 частях.

Концерты

    — Концерт № 1 для скрипки с оркестром в 4 частях: Allegro ma non troppo, Tempo iniziale — Presto — Andante — Allegro scherzando(новая редакция 1962). — Концерт для фортепиано с оркестром в 3 частях: Allegro — Andante-(attacca)-Allegro. — Музыка для фортепиано и камерного оркестра в 4 частях: Variationi — Cantus firmus — Cadenza-(attacca)-Basso ostinato. — Концерт № 2 для скрипки и камерного оркестра. Одночастный. — Концерт для гобоя, арфы и струнных. Одночастный. — Концерт для фортепиано и струнных (одночастный).
    — Концерт № 3 для скрипки и камерного оркестра в 3 частях: Moderato — Agitato -(attacca)- Moderato. — Концерт № 4 для скрипки с оркестром в 4 частях: Andante — Vivo — Adagio (attacca) — Lento. — Концерт для альта с оркестром в 3 частях: Largo — Allegro molto — Largo. —1986 — Концерт № 1 для виолончели с оркестром в 4 частях: Pesante moderato — Largo — Allegro vivace — Largo. —1988 — Концерт для фортепиано (в 4 руки) и камерного оркестра. Одночастный. — Монолог для альта и струнного (камерного) оркестра. Одночастный. — Концерт № 2 для виолончели с оркестром в 5 частях: Moderato (attacca) — Allegro (attacca) — Lento (attacca) — Allegretto vivo (attacca) — Grave. — Концерт для троих для скрипки, альта, виолончели и струнных с фортепиано в 4 частях: Moderato — [без указания темпа] — Largo — [без указания темпа]. — Концерт для альта и малого оркестра (не опубликован; находится на стадии расшифровки).

другое…

Вокальные и хоровые произведения

Для солиста (солистов) с сопровождением

Для хора (с сопровождением и без)

Сочинения для клавишных инструментов

    — Прелюдия и фуга для фортепиано — Импровизация и фуга для фортепиано — Вариации на один аккорд для фортепиано — Восемь детских пьес для фортепиано. — Посвящение Игорю Стравинскому, Сергею Прокофьеву, Дмитрию Шостаковичу для фортепиано в 6 рук. — Соната № 1 для фортепиано в 4 частях: Lento — Allegretto — Lento — Allegro (все части без перерыва). — Три пьесы для клавесина — Пять афоризмов для фортепиано (Между пьесами читаются стихи И. А. Бродского.) — Соната № 2 для фортепиано в 3 частях: Moderato — Lento attacca — Allegro moderato. — Соната № 3 для фортепиано в 4 частях: Lento — Allegro — Lento — Allegro. — Сонатина для фортепиано в 4 руки.

Электронная музыка

Музыка к фильмам

См. также

Примечания

Библиография

  • Шульгин Д. И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. Беседы с композитором. — 1-е изд., М., 1993; 2-е изд., М., 2004 (исправленное). / Сост. А. Ивашкин. — 1-е изд., М., 1994; 2-е изд., М., 2005 (исправленное)
  • Шнитке Альфред. Cтатьи о музыке/ Сост.Ивашкин, Александр Васильевич . М., 2004
  • Холопова В. Композитор Альфред Шнитке. — М., 2003.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Шнитке, Альфред Гарриевич" в других словарях:

ШНИТКЕ Альфред Гарриевич — (р. 1934) российский композитор, заслуженный деятель искусств России (1987). В концепционной музыке Шнитке традиционный музыкальный язык сосуществует с многообразием современной композиционной техники. Балеты Лабиринты (1971), Эскизы (1985), Пер… … Большой Энциклопедический словарь

ШНИТКЕ Альфред Гарриевич — (24.11.1934, Энгельс, Республика Немцев Поволжья 02.08.1998, Германия), композитор. Окончил Московскую консерваторию (1958, педагог Е.К.Голубев) и аспирантуру (1961). В 1961 1972 преподавал в Московской консерватории. Работал во всех жанрах… … Энциклопедия кино

Шнитке Альфред Гарриевич — (1934 1998), композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Ученик Е. К. Голубева. В музыке Шнитке, посвящённой темам жизни и смерти, судьбам культуры и человечества, традиционный музыкальный язык сосуществует с многообразием современной… … Энциклопедический словарь

Шнитке Альфред Гарриевич — Альфред Гарриевич Шнитке Alfred Schnittke Альфред Шнитке, 6 мая 1989 Полное имя Альфред Гарриевич Шнитке Дата рождения 24 ноября 1934( … Википедия

Шнитке Альфред Гарриевич — (1934 98) композитор, педагог. Окончил Моск. конс. (1958) и аспирантуру (1961) у Е. К. Голубева. В 1961 72 преподавал в Моск. конс. Ш. один из лидеров муз. авангарда. К восприятию новых средств музыки 20 в. был подготовлен еще в консерваторский… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

ШНИТКЕ Альфред Гарриевич — • ШНИ ТКЕ Альфред Гарриевич (р. 24.11.1934) сов. композитор. В 1958 окончил Моск. консерваторию (ученик Е. К. Голубева), в 1961 там же аспирантуру. Первый ф. Вступление (1963, реж. И. В. Таланкин). Пишет музыку к ху дож. и мульт. фильмам. Для… … Кино: Энциклопедический словарь

ШНИТКЕ Альфред Гарриевич — ( р. 24 XI 1934, г. Энгельс, ныне Саратовской обл.) Искусство вызов философии. Всемирный философский конгресс 1985 г. А. Шнитке один из самых крупных советских композиторов так называемого второго поколения. Творчеству Шнитке присуще острое… … Музыкальный словарь

Шнитке, Альфред Гарриевич — Композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР; родился 24 ноября 1934 г. в г. Энгельсе Саратовской области; окончил Московскую государственную консерваторию в 1958 г., аспирантуру при консерватории в 1961 г.; был членом Союза композиторов СССР;… … Большая биографическая энциклопедия

Шнитке, Альфред Гариевич — Альфред Гарриевич Шнитке Alfred Schnittke Альфред Шнитке, 6 мая 1989 Полное имя Альфред Гарриевич Шнитке Дата рождения 24 ноября 1934( … Википедия

Шнитке, Альфред — Альфред Гарриевич Шнитке Alfred Schnittke Альфред Шнитке, 6 мая 1989 Полное имя Альфред Гарриевич Шнитке Дата рождения 24 ноября 1934( … Википедия


Альфред Гарриевич Шнитке — советский и российский композитор, музыкальный педагог, заслуженный деятель искусств, известный музыковед. Награждён Государственной премией РСФСР и Российской федерации. В его творческой копилке 4 оперы, 10 симфоний, 15 концертов инструментальной музыки. Так же он является автором многочисленных хоровых, вокальных произведений.

Альфред Шнитке –оставил большое наследие в искусстве. Его произведения и сейчас довольно часто исполняют современные музыканты. Музыка знаменитого композитора была одинаково востребована и признана как за рубежом, так и у нас в стране. Его уникальная музыка отличалась яркой индивидуальностью. Сочинения Шнитке по-своему неповторимы.

Детство

24 ноября 1934 года в городе Энгельс родился великий советский композитор Альфред Шнитке, в семье поволжских евреев. Отец Альфреда, Гарри Шнитке, был родом из Немецкого города Франкфурт-на-Майне. Мама композитора, Мария Иосифовна Фогель родилась в семье немецких переселенцев, Советском Союзе в деревне Каменка. Она была преподавателем немецкого языка в школе.

Альфред был старший ребёнок в семье. По мимо него в семействе Шнитке родилось ещё двое детей, сын и дочь. Все дети с детства знали два языка, русский и свой родной немецкий. Родители уделяли пристальное внимание изучению именно своему родному языку, так как они общались дома только на немецком.

Альфред Гарриевич Шнитке

Музыка

Альфред по натуре чуткий и отзывчивый человек, и для музыканта очень важна человеческая натура, переживания, страсти именно эти эмоции он каким-то невероятным способом сумел перенести в свой мир музыки. Его произведения пропитаны трагизмом, и в тоже время они наполнены надеждой и любовью.

Альфред Гарриевич Шнитке

Музыка Шнитке отличается от произведений большинства композиторов того времени. Альфред использовал редкий метод алеаторики для написания многих своих музыкальных произведений. Подобный подход написания музыки развивался в противовес строгим, устоявшемся традициям. Произведения Шнитке предполагали неопределённую случайную последовательность разных элементов музыки. В его композициях быстро сменялись ритм, тембр, динамика. Выстроенная в произведении гармония резко меняла форму, приобретая новые штрихи. Можно сказать, что для его творчества не было жанровых или стилистических ограничений.

Альфред Гарриевич Шнитке

Альфред Гарриевич Шнитке


Одним из центральных явлений симфонизма второй половины XX века стало творчество Альфреда Шнитке. Композитор, тяготевший к романтической исповедальности и философскому концептуализму, пишет музыку, наполненную сильнейшим напряжением чувств, самоуглублением, психологическим типом освещения жизненных коллизий.

Шнитке - ноты

Шнитке создал шесть concerto grosso (последний в 1993 году). Многие принципиальные для жанра черты были им установлены в Concerto grosso №1 для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (1977). Произведение стало одной из трагических вершин творчества композитора: глубина его философско-символической концепции приближена к симфонии. Партитура являет знаменательный пример полистилистической композиции, весьма показательной для художественных ориентиров отечественной музыки 70—80-х годов и индивидуального стиля Шнитке в частности. Стилистическая контрастность тем, образов, настроений, как бы извлеченных из различных исторических времен, не только не противоречит идее концерта-соревнования, но, по мысли автора, в значительной степени ее усиливает. В качестве смысловых оппозиций выступают музыка современная (с доминантой хроматики, включая микроинтервалику) и ретро, возвышенная, со страстной или ностальгической интонацией и нарочито сниженная, банальная. Дана конфронтация внешних событий (Токката и Рондо) и психологической реакции на них (Речитатив, Каденция). Контрастная стилистика здесь активизирует мышление слушателя, резче высвечивает ценности, отстоявшиеся в культуре.

Ноты для фортепиано

Фатальной силой разрушения оказывается не только роковое танго. Роль трагической вершинной точки выполняет в кульминации мотив, выступающий в функции обрамления. Как неразрешенные вопросы напоминаются в эпилоге — Постлюдии — начальные секундовые мотивы.
Итак, идейным смыслом Concerto grosso стало борение старого и нового, вечного и преходящего — словом, современный человек и его духовный мир. Почти всегда, однако, сочинения Шнитке повествуют о духовности в трагическом социуме XX века как о категории уходящей, а потому оставляют чувство щемящей грусти.

Читайте также: