Политическое прогнозирование это кратко

Обновлено: 02.07.2024

от греч. prognosis -предвидение) - научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогнозирование политическое связано с политической эволюцией того или иного общества, общественного института или мира цивилизации [Политическая энциклопедия: В 2 т. / Нац. об-ществ.-науч. фонд; рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч. ред. совет: пред. совета Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1999. - Т. 2. - С. 281].

от греч. prognosis — предвидение, предсказание) — научное исследование конкретных перспектив развития политической ситуации. ОбъектомП.п. выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом — познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов. Целесообразно различать внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование. Субъектом прогноза, как правило, выступают государственные и политические органы, а также научные коллективы, специализирующиеся на изучении политической системы. На основе прогностических методов оценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются направления развития и факторы, которые определяют то или иное событие, делаются попытки оценить новые возможные тенденции развития. Различают два типа прогнозов: поисковые и нормативные. Поисковый прогноз — определение возможных состояний того или иного политического явления, процесса, событий в будущем путем экстраполяции наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции. Цель этого типа прогноза — выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами политического управления. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социально-политических тенденций. Нормативный прогноз — определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования. Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что будущее заключено в настоящем, но только в возможности. Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития.

гр. prognosis предвидение) процесс разработки научно обоснованного суждения о вероятностном развитии политических событий, путях его осуществления.
Прогнозирование является одной из форм предвидения. Его основной задачей является повышение эффективной результативности принимаемых решений, разработка конкретных рекомендаций для практической деятельности. Основные цели прогнозирования: избежать нежелательных результатов развития событий, приспособиться к ним, ускорить вероятное развитие конкретного явления в желательном направлении.
Существует несколько классификаций П.п.: по основным типам - поисковое (определение возможных состояний явления в будущем) и нормативное (определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели); по периоду упреждения - оперативное (до одного месяца), краткосрочное (от одного месяца до одного года), среднесрочное (от одного года до пяти лет), долгосрочное (от 5 до 15 лет), сверхдолгосрочное (более 15 лет); по сферам предсказания (внутриполитическое, внешнеполитическое).
Основные принципы прогнозирования: системность, согласованность, непрерывность, верифицируемость, альтернативность, рентабельность.
Прогнозирование осуществляется в несколько этапов: предпрогнозная ориентация, сбор данных прогнозного фона, разработка базовой модели, построение поисковой модели, создание нормативной модели, оценка достоверности и точности прогноза, выработка рекомендаций.
В практике П.п. используется комплекс различных методов: фактографический, статистический, прогнозная экстраполяция, прогнозная интерполяция, метод исторической аналогии, метод математического моделирования, метод экспертных оценок и т.д.

от греч. prognosis - предвидение) - научное исследование явлений и процессов политики с целью определения конкретных перспектив развития политических событий. Подобное исследование опирается на постоянно развивающуюся методологию политического анализа (см.: МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ДИАГНОСТИКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ и т.п.), что приводит к определенным результатам в оценке наиболее вероятных стратегий поведения и шансов на успех в политической практике.
Однако главной проблемой политического прогнозирования по-прежнему остается принципиальная возможность исследователя предвидеть ход политического развития с достаточно высокой степенью вероятности. Несоответствие намерений и результатов их осуществления встречается во всех видах деятельности, но в политике оно, пожалуй, выглядит как закон. Нигде так часто и так поразительно далеко не расходятся первоначальные цели и то, что получается в результате их осуществления.
В политике возникает множество нестабильных, неустойчивых процессов. Незначительные, случайные политические события (утечка информации, гибель политического лидера) приводят к глубочайшим политическим потрясениям. Поэтому задуманное и планируемое в политике, что могло бы быть основой уверенного прогнозирования, весьма часто оборачивается прямо противоположным, неожиданным образом. Детерминизм, выступающий непременным условием научного предвидения и неизбежным следствием рациональной модели развития, в политике сводится к свойству, проявляющемуся лишь в отдельных случаях.
Особенности политического прогнозирования вынуждают аналитиков постоянно расширять методологическую базу исследований, обращая внимание на всевозможные нетрадиционные подходы, интуицию, индивидуальный и коллективный опыт политического поведения, выборку исторических аналогий и сиюминутных политических ожиданий. В этой ситуации само политическое прогнозирование превращается в методологию специального воздействия на политическую реальность с целью возбуждения в ней желаемых перемен.

Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.

Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.

Прогнозирование в социальной сфере как научное предсказание, предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии этого объекта, о тенденциях его развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз, если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса, объекта, явления. Поэтому прогнозирование должно основываться на определенной теории. Без теории оно будет простым собиранием информации и разных предположений.

Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика. Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю. Каждая из двух основных областей политики имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое.

Для выявления сущности политического прогнозирования необходимо охарактеризовать его особенности, специфику. Эта специфика прежде всего проявляется в своеобразии объекта прогнозирования, а затем связанных с ним особенностях целей и задач разработки прогнозов, а также подхода к выбору методов прогнозирования.

Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.

В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.

По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз – различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).
(к содержанию)

II. Каждый, кто разрабатывает научные прогнозы и применяет их в практической политике, так или иначе, вольно или невольно руководствуется принципом познаваемости действительности. Следовательно, методологической основой прогнозирования служит материалистическая гносеология.

Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности. Поэтому научные прогнозы политических событий, явлений и процессов - это осмысленные, осознанные возможности развития политической жизни общества, взятые в их теоретической обоснованности.

Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Поэтому иного пути для прогнозирования будущего нет, кроме познания возможностей, тенденций, заключенные в настоящем состоянии политической системы. Таким образом, научный прогноз раскрывает будущее политическое событие как нечто объективно обусловленное предыдущим ходом вещей, то есть нечто детерминированное, предопределенное законами развития и функционирования политической системы.

Обычно считается, что за новыми явлениями, фактами и процессами развития настоящего стоит будущее, что в них имеется будущее. Однако утверждать это с достоверностью можно лишь с учетом действия вскрытых наукой законов развития объектов политического прогноза. Иначе говоря, важнейшей основой прогнозирования является действие объективных законов определенной области действительности, в данном случае политической.

Политическая жизнь представляет собой одну из сфер жизнедеятельности людей, общества. И ей так же, как и другим сферам, присущи существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи и отношения, то есть объективные закономерности.

Законы, действующие в социально-политической области, проявляются как тенденции или возможности, которые не всегда превращаются в действительность. Это, естественно, затрудняет разработку политических прогнозов.

Объективной основой прогнозирования является и системное строение политической сферы общества. Любая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность, единство. Свойства системы не сводятся к сумме свойств ее компонентов. Система активно воздействует на свои компоненты и преобразует их сообразно собственной природе. В то же время изменение каких-то элементов может привести к определенному изменению всей системы. Система иерархична по своей сущности: каждый ее элемент в свою очередь может рассматриваться как система, а сама исследуемая система представляет лишь один из компонентов более широкой системы. Все это необходимо учитывать при постановке целей и задач прогнозирования в рамках функционирования и развития политической системы, при разработке прогнозов и их использовании в практической политике.
(к содержанию)

III. Практика прогнозирования и ее теоретическое осмысление показали, что при осуществлении этой деятельности необходимо руководствоваться определенными принципами. Важнейшими из них являются принципы альтернативности и верификации.

Принцип альтернативности в данном случае означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта, разные варианты превращения имеющейся возможности в действительность.

Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен. Верификация – это эмпирическая проверка теоретических положений путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами.

В настоящее время политическое прогнозирование располагает целым рядом методов. Среди них – экстраполяция, моделирование, экспертиза, коллективная генерация идей, построение сценариев, прогнозные графы, а также другие группы методов. Каждая группа содержит несколько способов разработки прогнозов.

Рассмотрим кратко некоторые группы методов того и другого типа.

Одним из важнейших способов современного социально-экономического и политического прогнозирования является экстраполяция. Ее сущность заключается в том, что достоверные выводы по одной части какого-либо явления распространяются на другую часть, на явление в целом, на будущее данного явления. Экстраполяция – это ведущий метод прогнозирования будущего на основе существующих, действующих в настоящем тенденций.

Моделирование – это метод исследования объектов познания, то есть явлений, процессов, систем, на их моделях. Возможность моделирования, то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает, воспроизводит, моделирует какие-либо его стороны. Прогнозирование методом моделирования базируется на том, что модель имеет теоретическую основу. При отсутствии теории, которая послужила бы основой для разработки предположения о будущих отношениях, одной информации о настоящем для этого недостаточно.

Конкретные методики, по которым ведется политическое прогнозирование, образуются путем сочетания ряда методов.
(к содержанию)

Политический процесс является одной из основных категорий анализа политической жизни. Он представляет собой определённые, связанные с друг другом моменты, направленные на совершение ряда запланированных действий, с целью получения необходимого результата.

Прогнозирование – выводы, основанные на научных наблюдениях и статистических и иных материалах которые позволяют выделять в далёком или близком будущем главные и неосновные варианты развития тех или иных событий.

Политическое прогнозирование – набор определённых методик, которые помогают определить возможные варианты развития политических событий.

Особенности политического прогнозирования

Цель прогнозирования не носит чёткого определённого характера. Целью политического прогнозирования является на основе текущей информации вывести возможные наиболее вероятные варианты развития политического процесса.

Перечислим особенности политического прогнозирования:

  • Политическое прогнозирование отлично от планирования, поскольку определяет несколько вариантов возможного развития событий тогда как планирование рассчитано на совершение в будущем заранее определённых действий.
  • Политическое прогнозирование имеет дело с большим количеством вероятностей и переменных значений, которые могут повлиять или нет на развитие политического процесса.
  • Политическое прогнозирование даёт наиболее вероятные и точно прогнозируемые события при расчёте событий ближайшего будущего. Расчет же среднесрочных и долгосрочных событий малоэффективен и практически не даёт результата.

Методологической основой прогнозирования, в том числе и политического, является материалистическая гносеология, как знания, основанные, на конкретных фактах и доказательствах. При этом данная методология рассматривает существующий мир как объективный и познаваемый. Всё же, что ещё неизвестно будет рано или поздно раскрыто.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы политического прогнозирования.

Исследование операций – метод заключается в поиске наиболее подходящего и верного решения. Первоначально этот метод использовался в военных стратегических разработках. В частности, при помощи этого метода разрабатывался американскими военными наилучший способ борьбы с японскими летчиками – камикадзе. Впоследствии метод исследования операций стал использоваться для расчетов и планирования деятельности в международной, политической и экономической сфере взаимоотношений. Современным примером использования такого метода в военном планировании могут выступать войны США против Ирака, окончившиеся полным поражением последнего.

Системный анализ позволяет на основе определённых фактов настоящего выявить возможные варианты будущего, учитывая разнообразные альтернативные пути развития событий. В политической деятельности использование метода помогает руководителю выбрать наиболее подходящий путь развития своей политической деятельности, партийной организации, государства. Данный метод вышел из среды математических наук, однако вскоре стали использоваться и военной сфере и политической сфере. Его применение позволяет на основе разнообразных данных различных специалистов более качественно различать как варианты развития событий, так и последствия их свершения.

Метод моделирования (или оптимизация решений) – является методом, с помощью которого создаются определённые модели возможных сценариев развития событий. Из созданных моделей развития политического процесса выбирается наиболее подходящий вариант заданным условиям.

К методам моделирования также относится методы линейного и динамического программирования. Плюсом использования таких методов является создание и рассмотрение большого количества вариантов развития событий.

К недостаткам относится невозможность четкого и ясного прогнозирования на большой период времени в будущем из-за отсутствия дополнительной информации.

Метод экстраполяции используется для создания определённых моделей развития основанных на статистических и логических данных. В данном методе используются современные достижения в области математики и кибернетики. Для более качественного расчета политического процесса метод экстраполяции используется в сочетании с системным подходом, который учитывает и логический анализ и оценки экспертов и нормативные данные.

Метод экспертных оценок – используется как сбор и анализ мнений и выводов ряда экспертов по определенным вопросам. Мнения и заключения экспертов могут служить важным источником информации для политического руководства и могут влиять на прогнозирование и развитие политического процесса. Качество и результат экспертных оценок зависит от компетентности и профессионализма специалистов, а также от выбора тех или иных экспертов заинтересованной стороной

Недостатком метода экспертных оценок является человеческий фактор в ходе проведения опроса экспертов. Поскольку эксперт, может не знать каких - то деталей, или иметь какие то стереотипные представления, быть предвзятым в угоду своим целям и интересам, то и объективность, и возможность верного прогнозирования даже ближайших событий резко снижается.

Итак, методы политического прогнозирования основываются на объективных данных полученных, в том числе путем построения математических, логических моделей и анализа мнений экспертов- специалистов.

Методы политического прогнозирования можно применять как в международных отношениях связанных с политикой и экономикой, так и на уровне региональном, что бы иметь возможность увидеть возможные политические и экономические последствия развития района, города, области, и по возможности, предотвратить, вероятные негативные последствия реформ и экономических кризисов.

(от греч. prognosis – предвидение) – научное исследование явлений и процессов политики с целью определения конкретных перспектив развития политических событий. Подобное исследование опирается на постоянно развивающуюся методологию политического анализа (см.: МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ДИАГНОСТИКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ и т.п.), что приводит к определенным результатам в оценке наиболее вероятных стратегий поведения и шансов на успех в политической практике.

Однако главной проблемой политического прогнозирования по-прежнему остается принципиальная возможность исследователя предвидеть ход политического развития с достаточно высокой степенью вероятности. Несоответствие намерений и результатов их осуществления встречается во всех видах деятельности, но в политике оно, пожалуй, выглядит как закон. Нигде так часто и так поразительно далеко не расходятся первоначальные цели и то, что получается в результате их осуществления.

В политике возникает множество нестабильных, неустойчивых процессов. Незначительные, случайные политические события (утечка информации, гибель политического лидера) приводят к глубочайшим политическим потрясениям. Поэтому задуманное и планируемое в политике, что могло бы быть основой уверенного прогнозирования, весьма часто оборачивается прямо противоположным, неожиданным образом. Детерминизм, выступающий непременным условием научного предвидения и неизбежным следствием рациональной модели развития, в политике сводится к свойству, проявляющемуся лишь в отдельных случаях.

Особенности политического прогнозирования вынуждают аналитиков постоянно расширять методологическую базу исследований, обращая внимание на всевозможные нетрадиционные подходы, интуицию, индивидуальный и коллективный опыт политического поведения, выборку исторических аналогий и сиюминутных политических ожиданий. В этой ситуации само политическое прогнозирование превращается в методологию специального воздействия на политическую реальность с целью возбуждения в ней желаемых перемен.

Политология. Словарь. — М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Политология. Словарь. — РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Прогнозирование политическое" в других словарях:

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ — ( гр. prognosis предвидение) процесс разработки научно обоснованного суждения о вероятностном развитии политических событий, путях его осуществления. Прогнозирование является одной из форм предвидения. Его основной задачей является повышение… … Политология: словарь-справочник

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — (от греч. progno sis предвидение, предсказание), разработка прогнозов, т.е. вероятных суждений о состоянии к. л. явления в будущем Обычно подразделяется на науч. техническое, экономическое, политическое и социальное П. в образовании часть… … Российская педагогическая энциклопедия

Панарин, Александр Сергеевич — Александр Сергеевич Панарин Дата рождения: 26 декабря 1940(1940 1 … Википедия

Панарин, Александр — Александр Сергеевич Панарин Александр Сергеевич Панарин Дата и место рождения: 26 декабря … Википедия

Панарин А. — Александр Сергеевич Панарин Александр Сергеевич Панарин Дата и место рождения: 26 декабря … Википедия

Панарин А. С. — Александр Сергеевич Панарин Александр Сергеевич Панарин Дата и место рождения: 26 декабря … Википедия

Панарин Александр Сергеевич — Александр Сергеевич Панарин Александр Сергеевич Панарин Дата и место рождения: 26 декабря … Википедия

Прогноз — (от греч. πρόγνωσις предвидение, предсказание) предсказание будущего с помощью научных методов, а также сам результат предсказания. Прогноз это вероятностное суждение о будущем состоянии объекта исследования (последнее научное… … Википедия

ПОЛИТИКА — (греч. гос. или обществ. дела, от государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое… … Философская энциклопедия

Мир-системный анализ — исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом … Википедия

Политпрогноз

Важную роль в предоставлении практических рекомендаций выполняет политическое прогнозирование (греч. prognosis — предвидение). Прогнозирование является одним из важнейших элементов эффективного планирования государственной политики. В свою очередь, вид информации предопределяет возможность выбора метода, который будет использоваться для разработки прогноза. Существует несколько методов прогнозирования политических событий и процессов:

* интуитивный прогноз — эксперты при составлении прогноза развития предполагаемых событий и последствий политических решений основываются на собственный опыт и интуицию, например, в отношении военно-политической напряжённости в Персидском заливе и политики ОПЕК (организации стран-экспортеров нефти). Однако, во многих случаях, интуитивный прогноз практически ничем не отличается от гадания оракулов по костям;

* метод моделирования (от лат. modulus — мера; образец) представляет собой составление исследователями упрощённого и абстрактного описания политической реальности, процесса или явления с целью выявления последующей предполагаемой динамики развития состояния объекта. Существуют два основных вида моделей: эмпирические , созданные на основе реально существующих объектов, например, анализирующие сложившийся процесс принятия внешнеполитических решений в МИД РФ; и нормативные , описывающие рекомендуемые исследователем процессы и явления, например, предполагаемая модель по усовершенствованию процесса принятия решений в МИД РФ в ситуации внешнеполитического кризиса или регионального конфликта.

* метод сценариев используется для выявления гипотетических (от греч. hypothesis – основание; условный, предположительный) альтернативных вариантов развития прогнозируемого явления или события и определения вероятности реализации каждого исхода при изменении факторов, на него влияющих. Метод сценариев является весьма полезным методом прогнозирования при изучении сложных, многофакторных явлений политической действительности, например, прогнозирования поведения конкурентов во время электоральной кампании, а также поведения других государств на международной арене. Однако, используя данный метод при изучении политической действительности, весьма трудно выбрать основные направления развития предполагаемых политических процессов и событий, так как могут быть мириады (греч. miriada — десятки тысяч; бесчисленное, несчётное множество чего-либо) вариантов альтернативного будущего мира политики;

* метод экспертного опроса обуславливает проведение опроса общепризнанных специалистов, обладающих существенным знанием и опытом в определённой сфере деятельности. Метод экспертного опроса получил широкое распространение благодаря своему демократизму рассмотрения проблемы. Однако, чем больше экспертов участвуют в опросе, тем больше противоречивых мнений необходимо проанализировать политику, принимающему окончательное решение;

Подводя итоги этой заметки, следует отметить, что, несмотря на особенности применяемых методов прогнозирования , результат должен быть один — прогноз политической ситуации на будущие временные периоды. Таким образом, изучив преимущества и недостатки основных методов прогнозирования, следует подчеркнуть, что в том случае, если решается нестандартная прогнозная задача, необходимо использовать всю возможную совокупность методов прогнозирования. Применение различных методов обуславливает большую достоверность результата прогноза и уменьшает риски негативных последствий его использования в целях управления социальными и политическими процессами. Именно поэтому политическая прогностика является одной из наиболее перспективных отраслей, изучающих проблемы научного прогнозирования в политической сфере.

1. Головщинский К.И., Пархоменко С.А. (2007) Сравнительный анализ стратегий по борьбе с коррупцией // Следователь. Федеральное издание. № 11 (115). С. 6-12.
2. Соколова Р.И., Матц У., Спиридонова В.И. и др. (1995) Технология власти: (Филос.-полит. анализ); Отв. ред. Р.И. Соколова. М.: ИФРАН. 162 с.

Читайте также: