Шпаргалки по истории искусств кратко

Обновлено: 05.07.2024

Зарождение искусства восходит к первобытной эпохе,когда человек попытался изобразить представление о мире. Это способствовало закреплению передачи знаний и навыков,некоторой формой общения друг с другом. В эпоху палеолита появляются 1-ые виды изобразительного искусства. Главные признаки палеолита:отсутствие металлов, предпочтение человека камню,особенно кремнию.кремний использовался для оружия и орудий труда. Следы кам века в Африке, Азии, Америке,Европе, но только в Зап Европе Встречаются следы художественной деятельности человека.Изображения, воспроизводимые первобытным человеком яыляются звеном художественно-религиозной цепи театрально-магического действия.

Франц наука классифицирует историю развития первобытного челш по местам обитания:1 Шелл (Сена, Марна)

2 Ле Мустье (Дордон)

3 Солютра (Сонна, Луара)

4 Ла-Мадлен (Дордон)

Появл собака, земледелие. Чел научился лепить сосуды и обжигать их на огне. Зарождается вера высшей силы природы, которая выражается в заботе об умерших. И в ограничении семейных участков (разграничение племен). Классич места находок- Франция. Найдена огромная гора мусора из раковин . в огром Кл-ве кухонная утварь. Появл топоры и секиры. Появл желище в виде ям- перход от пещеры к хижине.

3. Архетиктура. Мегалиты- 1ые сооружения арх-ры,дольмены, менгиры, кромлехи.

Могильные постройки разделяются на дольмены: с ходами; в виде каменного ящика. Дольмен- свободно стоящее могильное сооружение больших размеров, внутри сглажнные, снаружи неотесанные камни, накрывающееся камнем. На Севере Европы дольмены иногда окружали земляными насыпями, а иногда засыпали. На Сев они назыв комнатами исполинов.

Появл менгиры наряду с дольменами. Это отдельно стоящий каменный столб (обелиск) грубо отесанный, неправельной формы.

Группа менгиров- Стоунхендж- кромлех. Во Франции, Англии, Скандинавии 2 вар менгира: 1 пребывание умерших душ; 2 особая отметка святого меоста (ось мира)

Их еще назыв лингамами. В Др Индии так назыв детородный орган- фаллос. Когда лингам поставить- созедательное начало.

Менгир- представление древних о дуалистическом представлении мира. Мужское- созедает, женское- уничтожает.

Вишап- изобр животных,в основном рыб.

5. Этапы развития пирамид

1. погребальная камера имела сверху земляную насыпь (мастаба)

2 затем подзем расшир, надзем облиц камнем и появляются ложные захоронения- кенотафы. При входе в гробницу ставились головы быков Апис. Появл дворик- молельня.

3. ступенчатые пирамиды. Появл путем надстройки 1ой мастабы над др. (пир Джосера постр в 2650г, архит имхотеп, осн 125 на 110м , выс 60 м. Пир проста, лишена декора, 6 ярусов, 1 подзем этаж. ) в одной из камер сохр фаянцевое панно. К пир был пристроен архит комплекс. На площади 1500 кв м сюда входили дворы, молельни,заупок храм.

3х ступечат пир в Медуме след этап ср-ва пирамид. Первонач имела 7 ступеней. После облицовки засыпаласьо обломк строит материала и опять облицовывалась. В итоге пир ушла вниз- стало 3 яруса.

Пир Снофру в Дашуре. Представляет пирамиду с изломанными гранями. Внутри впервые применены свободностоящие столбы,выполн роль опор.

4 Периодизация иск-ва др Египта. Комплекс пирамид в Гизе.

1.Додинастический и архаический период с кон 4 тыс до н.э.

2.древнее (раннее)царство 3 тыс-2400 г до н.э.

3. среднее царство 2100-1700 г до н.э.

4.новое царство 1584-1071г

5.поздний Египет 1071-332

6.эллинистический пер 332-30

Представление дают пирамиды и гробницы знати. Пир Снофру в Дашуре. Представляет пирамиду с изломанными гранями. Внутри впервые применены свободностоящие столбы,выполн роль опор.

Комплекс пир в Гизе 27 в до н.э.

Были построены в честь последних правивших фараонов 4ой династии Хуфу-Хеопс, Хафра- Хефрен, Менкаура- Микерен.

Пир имеют кенотафы,прав ориентир, сокровищницы.Множество ходов,камер. Всевозможный звук и др охранные эффекты.

Пир Хеопса имела высоту 146,6 м до 19 в. теперь 137 м. По периметру 233на 233 м. Сложана из обтесанных кам блоков, кажд блок весом 2,5 т. в пир 2.300000 кам блоков. Хемнун_ архитектор, племянник Хеопса. Гранитный саркофаг помещен в небольшой камере, к кот ведут галереи длин 50 м, в пир имеется система вентиляции и водоотводных каналов. Облицована отполированными плитами из известняка. Впоследствии их сняли арабы. Верх облицован алибастром

Пир Хефрена 2ая по величине. Возле нее заупокойный храм. Стены храма облиц из розового гранита, пол- из белого известняка. Статуи Хефрена вдоль стен из чер-зел дифита. Высота 143,3 или 139 м. Периметр 205,125 на 215,25м. Рядом находится сфинкс

Пир Мекерена. Выс 66 м. Рядом заупокойный храм. В пир находится саркофаг из базальта

Расцвет культуры достиг при 12 династии. За это время наиболее сохр памятники, гробницы пирамид и пещерные усыпальницы. Происх расцвет колонны. Появл стихийная застройка городов. Строятся огромные крепости со стенами толщ 8 м для защиты. Только в храмовых постройках сохр четкая планировка. Ъхрамов дороги обсажены пальмами. Жилища аристократов строились в 2-3 этажа. Жил помещения ориентир на север и выходилши в сад с бассейном. Дворц постройки из кирпича-сырца. Кажд фараон строил себе новую резиденцию. Сформ неск типов городов:1 царские резеденции (Мелефис, Фивы)

3 храмовые центры (Луксор, Элефантина)

4 торговые города и горда мертвых-Гиза. Пролучают развитие скальные храмы и полускальные зупок храмы. Полускальные- происх отклонение от канона, когда гробницы часто совмещались с храмами и молельнями.

Дейр-Эль-Бахри комплекс расположенный недалеко от Фив. В его сост входит несколько гробниц. Наиб сохраненными явл храмы фараонов и храм царицы Хатшетсутв.

Плоск изобр на стенах

Живопись темперная. Краска наклад стеблем камыша или волос кистью. Содержание- различ виды бытового жанра,охоты. Чел фигуры более стройные,рослые, начинают изобр орудия труда, сады.

На 1ом плане статуи фараонов. Дел из чер-сер гранита,дарита. Фигуры более вытянутые. Черты лица приближ к эталону красотыв- скулы, покатый лоб. Делают изделия из золота. Нагрудные таблички в виде храмиков, появл камни в виде жуков-скарабеев, вставленных в кольца, служат печатью

Типы храмов:1 сооруж на открытых местах долины Нила. 2 скальные хр. 3 храмы для богослужения. 4 хр в честь умерших сооруж на некотором расст от усыпальниц. Усыпальн устраивались преимущественно в скалах. Хр Амона Ра в Карнаке строился со 2 –по 1 тыс. арх- Аменхотеп. Длина 1400 м шир 600 м имеет протодорический ордер. Колонны в центре выше чем по бокам. Гипостильный зал постр Сети 1 и Рамзесом 2 шир 103 м и поддерж 16 рядами колонн.

Хр Амона-Ра в Луксоре. Постр при Аменхотепе 3 1455-1251гг. оснава всей композиции- мощная дорога со сфинксами. Имеет зал ромбовидной формы со 140 папиросовид колоннами диаметром 3,5 м в виде пучков цветков. Перед двор лежит под углом к ост части здания.

Скальн заупокойный хр Рамзеса 2 14-13вв. почти скрывается в скалах. Снаружи виден фасад, украш статуями Рамзеса 2(4 шт) и 2 статуи его жены. Потолок внутри подпир 6 столбов с головой богини Хатер.

9. Общая характеристика скульптуры Египта:

1)Выполнялись из камня или дерева.

2) Применялись симметричные композиции.

3) У сидящих фигур ноги согнуты под прямым углом, пятки параллельны, глаза инкрустированные (вставлены) белки из алебастра, зрачки из дерева.

4) Одежды белые, волосы черные, глаза подводили черным и зеленым и носили парики (муж и жен)

5) В огромных статуях почти не персональные сходства, а облик царя – властелина.

6) Скульпт. Портреты придворных более реалистичны, статуэтки рабов и слуг выполнялись без религ. канона.

Карнакский храм был главным храмом бога Амона и официальным верховным святилищем страны. С другой стороны, Карнак является и важным источником для изучения египетского искусства, потому что над его созданием работали лучшие мастера, а в его залах стояло множество статуй.

К концу XVIII династии представлял собой сложный комплекс. Первый этап в строительстве – сооружение в конце 16 в. большого храма. Фасад храма был обращен к Нилу и имел вид пилона. Перед ним стояли два обелиска в 23 м высотой. За пилоном находился неглубокий, широкий колонный зал, далее – пилон меньших размеров, затем – прямоугольный двор, обнесенный портиками, между колонн которых стояли колоссальные статуи Тутмоса I. В глубине двора находилось древнее святилище времени Среднего царства. Декор не перегружен излишними деталями.

Вскоре многочисленные залы, молельни, обелиски заполнили двор; стройный зал был отяжелен добавлением колонн и статуй; с восточной стороны был пристроен особый большой зал с четырьмя рядами колонн.

Вторым этапом были очередные изменения. Центральная колоннада первого зала была продолжением колоннады, шедшей вдоль всего двора от пилона. Это было важным нововведением. Это новое понимание внутреннего пространства было важным достижением египетской архитектуры Нового царства.

Теми же чертами отмечено и второе по размерам и значению фиванское святилище бога Амона – Луксорский храм. Построенный здесь при Аменхотепе III на месте древнего святилища, он считается по праву одним из основных египетских архитектурных памятников. Планировка храма отличается исключительной четкостью, помещения расположены почти совершенно симметрично. В самой глубине здания находились окруженные культовыми помещениями молельни со статуями богов. Перед храмом был расположен большой двор с портиками, перед которым был запроектирован еще больший двор с гигантской центральной колоннадой по главной оси. Однако этот двор построен не был, и при Аменхотепе III успели только возвести центральную колоннаду из четырнадцати колонн по 20 метров высотой, с капителями в виде раскрытых папирусов.

Значение Луксора для дальнейшего развития храмовой архитектуры Нового царства было очень велико, так как именно в нем нашел свое завершение и приобрел законченную форму новый тип храма Нового царства. Центральная колоннада его двора в виде гигантских каменных цветов папируса, несомненно, оказала влияние на позднейшее оформление средних нефов гипостилей, так же как и использование большого числа колонн (в Луксоре их было 151).

Представление дают пирамиды и гробницы знати. Пир Снофру в Дашуре. Представляет пирамиду с изломанными гранями. Внутри впервые применены свободностоящие столбы,выполн роль опор.

Комплекс пир в Гизе 27 в до н.э.

Были построены в честь последних правивших фараонов 4ой династии Хуфу-Хеопс, Хафра- Хефрен, Менкаура- Микерен.

Пир имеют кенотафы,прав ориентир, сокровищницы.Множество ходов,камер. Всевозможный звук и др охранные эффекты.

Пир Хеопса имела высоту 146,6 м до 19 в. теперь 137 м. По периметру 233на 233 м. Сложана из обтесанных кам блоков, кажд блок весом 2,5 т. в пир 2.300000 кам блоков. Хемнун_ архитектор, племянник Хеопса. Гранитный саркофаг помещен в небольшой камере, к кот ведут галереи длин 50 м, в пир имеется система вентиляции и водоотводных каналов. Облицована отполированными плитами из известняка. Впоследствии их сняли арабы. Верх облицован алибастром


Возрождение – европейская живопись эпохи Возрождения очень известная и делится на четыре вида: Низкое, Высокое, Позднее, Северное. Основные сюжеты стиля той эпохи – библейские и мифические, с использованием пейзажа на заднем плане и построением объемной композиции. Известные авторы: Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Тициан, Микеланджело Буонарроти, Пармиджанино, Эль Греко, Питер Брейгель Старший.


Леонардо да Винчи "Мадонна с младенцем"

Реализм – пожалуй, один из самых понятных стилей живописи, в котором художник старается запечатлеть максимально точно картину, которую мы видим своими глазами, без приукрашиваний и объяснений. Впервые движение возникло во Франции 1850-х годах, в России реализм представлен в основном художниками-передвижниками. Основной сюжет – природа или люди за работой. Известные авторы реализма: Шишкин, Репин, Саврасов, Мане, Хомер, Бретон.


Иван Шишкин "Лесной пейзаж"


Роберто Бернарди, натюрморт

Академизм – стиль господствовал в Европе на протяжении XVII–XIX веков. Художники-академисты внешне хотели следовать античному искусству: то есть рисовать натуру, но приукрашивать ее на холсте. Основные сюжеты картин – парадные портреты, библейские сюжеты и салонные пейзажи. Известные авторы стиля: Поль Деларош, Жан Жером, Карл Брюллов, Илья Глазунов.


Карл Брюллов "Итальянка"

Романтизм – художники-романтисты творили в конце XVIII века и протестовали против научного совершенствования природы, идеализировали ее мощь и считали именно сильные эмоции источниками эстетического познания мира. Известные авторы: Гойя, Тернер, Левитан, Айвазовский.


Исаак Левитан "Весна. Большая вода"

Сюрреализм – направление возникло в начале 1920-х годов, характеризуется необычным сочетаниям предметов, хаотичностью образов и совмещением реальности и сна. Сюрреалисты хотели создать эффект неожиданности благодаря нереальным образам предметов ради подсознательных психологических переживаний. Известные художники: Сальвадор Дали, Рене Магритт, Макс Эрнст.


Рене Магритт "Влюбленные"

Импрессионизм – живопись, призванная передать световые ощущения художника, его впечатление о том, что видит в данный момент: именно поэтому импрессионисты почти всегда творили на свежем воздухе. Техника состоит из тонких мазков и точной передачи цвета и света. Наиболее известные авторы: Моне, Дега, Ренуар. Искусство импрессионистов родило последующее движение постимпрессионизма, которые соединили впечатление и натуралистическую зримую действительность (Ван Гог, Гоген, Сезанн).


Клод Моне "Впечателение. Восходящее солнце"

Экспрессионизм – первую половину XX века буквально захватил экспрессионизм: художники этого направления сильно искажают реальность, изображают ее максимально субъективно, на первый план выставляя глубокие переживания и эмоции. Известные авторы: Мунк, Шиле, Кирхнер, Явленский.


Эдвард Мунк "Поцелуй у окна"

Кубизм – зародился в начале XX века во Франции, авторы этого направления используют условные, исключительно геометрические формы передачи объекта живописи. Кубисты исповедуют натуру как совокупность простых форм: сфер, конусов, цилиндров. Наиболее известные авторы: Пабло Пикассо, Марсель Дюшан, Фернан Леже, Малевич.


Пабло Пикассо "Авиньонские девицы"

Абстракционизм – это прежде всего нефигуративное искусство, которое изображает идеальную гармонию и композицию через определенные сочетания линий, геометрических форм и цветов. В таких композициях часто присутствует идея спонтанной живописи и переживаний художника. Яркие представители направления: Кандинский, Малевич, Гончарова, Мондриан, Ларионов.


Василий Кандинский "Композиция VII"

Фовизм – направление французской живописи конца XIX (зачатки) – начала XX века. Технику фовизма можно охарактеризовать как чистоту и резкость линий, сведение формы к простым очертаниям и динамичным мазкам, яркость красок, акцент на эмоциональной, страстной части картины. Известные художники: Матисс, Дерен, Морер, Меродак-Жанно.


Анри Матисс "Красная комната"

Футуризм – мир футуристов – это новые законы реальности, с привнесенными в него новыми художественными приемами и темами движения, энергии, технологического прогресса и техногенных звуков. Футуристы поют дифирамбы автомобилям, электричеству, а войну считают гигиеной мира. Предметы в картинах футуристов раздроблены на фрагменты с острыми углами, зигзагами, скошенными конусами. Известные авторы: Джозеф Стелла, Северини, Боччони, Бурлюк.


Умберто Боччони "Одновременные видения"

Поп-арт – направление возникло в 1950-х годах в Британии и Америке. Художники поп-арта используют в живописи и коллажах примитивные образы массовой культуры и продуктов потребления. Художники: Уорхол, Гамильтон, Вессельман, Хокни Дэвид.

Речь идет о Западной Европе, в основном, о Германии, и, в частности, о Нюрнберге.

Романика (романский стиль)


Название: от слова "Roma", Рим, из-за условной связи с древнеримской архитектурой.
Период: 11-13 вв.
Характерные черты: простота, мощь, массивность.

Архитектура: толстые стены, узкие окна, полукруглые арки. Каменные постройки - в основном, церкви и замки-крепости с донжонами (башнями-убежищами). Почти все здания предназначены для обороны от врагов.

Пятиугольная башня, Нюрнберг, 1050

Изобразительные искусства: искаженные пропорции, плоскостные изображения без перспективы. Настенные фрески постепенно сменяются первыми витражами. Появляется книжная миниатюра .

Фридрих Барбаросса с сыновьями в Historia Welforum, 1190.

Музыка: григорианский хорал (церковные песнопения без ритма, музыка подстраивалась под прозаический текст).

Мода: сочетание трех стилей - античного (драпировка), византийского (многослойность), варварского (наличие штанов).

Weingartner Liederhandschrift, 12 век


Период: 13-16 вв.
Название: от итальянского слова "gotico" - вараварский (готами называлось одно из германских племен).
Характерные черты: стремление вверх, объем, светотень, перспектива.
Архитектура: в сооружении церквей новая каркасная структура, при которой своды опираются не на стены, а на колонны, и боковые распоры. Острые стрельчатые арки. В Германии готические храмы перестраивают на основе романских. Появляются фахверковые жилые дома.

Weinstadel, Нюрнберг, 15 век.

Изобразительное искусство: появление портрета как отдельного жанра. Расцвета достигает скульптура в качестве украшения фасадов и интерьеров. Витражи становятся более красочными и постепенно вытесняют фресковую живопись.

Адам Крафт, эпитафия на внешней стене церкви Св. Себальда, 15 в., Нюрнберг.

Музыка: в Германии все больше распространяется миннезанг - любовные баллады. Их исполняли бродячие музыканты, часто знатного происхождения.


Мода: появляются облегающие костюмы, мужское платье укорачивается, в моде остроконечные головные уборы и обувь.

История искусства насчитывает десятки тысяч лет — люди самых древних цивилизаций использовали доступные им методы для изображения значимых для них объектов. С ранних времен и до наших дней появлялось множество художественных течений, каждое из которых имело черты, отражающие политические и социальные особенности того периода, когда они возникали.

Выдающиеся произведения изобразительного искусства от эпохи Возрождения до модернизма, несомненно, оставили свой след в истории. Многие современные художники используют исторические отсылки к искусству прошлого в своих произведениях, поэтому для понимания многих картин решающее значение имеет знание исторического контекста и значения каждого периода для истории искусства в целом. Ниже представлена хронология художественных направлений, их характеристики и выдающиеся представители каждого периода в истории западного искусства.

Доисторическое искусство (~40 000–4 000 до н. э.)


Истоки истории искусства восходят к доисторической эпохе, задолго до появления письменности. Самые ранние артефакты относят к эпохе палеолита или древнего каменного века — это наскальные рисунки, гравюры, живописные изображения, скульптуры и каменные композиции.

Искусство этого периода основывалось на использовании натуральных красителей и резьбе по камню для создания изображений предметов, животных и ритуалов, которые были крайне важны в жизни древних цивилизаций. Одним из самых известных примеров доисторического искусства являются наскальные рисунки эпохи палеолита, обнаруженные в пещерах Ласко во Франции в 1940 году. Их возраст превосходит 20 000 лет, и на них изображены крупные животные и растительность этой местности.

Древнее искусство (~4 000 до н. э.–400 н. э.)


Древнее искусство создавалось развитыми цивилизациями (которыми в данном случае считаются цивилизации с устоявшейся письменностью), включавшими Месопотамию, Египет, Грецию и страны Америки.

Произведения искусства этого периода различались в разных цивилизациях, но большая часть произведений служила одним и тем же целям: рассказывать истории, украшать бытовые предметы (посуду и оружие), изображать религиозные и символические образы, демонстрировать социальный статус. Многие работы создавались для того чтобы рассказывать потомкам истории великих правителей, богов и богинь.

Одно из самых известных произведений древней Месопотамии — Кодекс Хаммурапи, созданный около 1792 года до нашей эры. Этот предмет содержит высеченный на камне свод вавилонских законов, украшенный изображением царя Хаммурапи (шестого царя Вавилонии) и месопотамского бога Шабаша.

Средневековое искусство (500–1400 гг. н. э.)


В этот период в мире появляются и достигают расцвета иллюминированные рукописи (украшенные миниатюрами и орнаментами) и стиль готической архитектуры. Яркие примеры средневекового искусства включают катакомбы в Риме, собор Святой Софии в Стамбуле, Евангелие Линдисфарна, один из самых известных примеров иллюминированной рукописи, и конечно, собор Парижской Богоматери — выдающийся образец готической архитектуры.

Искусство эпохи Возрождения (1400-1600)


Этот стиль живописи, скульптуры и декоративного искусства характеризовался акцентом на природе и индивидуализме, идее о независимом и самостоятельном человеке. Хотя эти гуманистические идеалы присутствовали и в позднем средневековье, но расцвета они достигли в XV–XVI веках, параллельно с социальными и экономическими изменениями, такими как секуляризация.

Ренессанс достиг своего апогея во Флоренции, Италия, во многом благодаря Медичи, богатой купеческой семье. Медичи на протяжении нескольких поклений поддерживали искусство и гуманистические философию и учения. Итальянский дизайнер Филиппо Брунеллески и скульптор Донателло были главными новаторами этого периода.

Высокое Возрождение (1490–1527) породило таких влиятельных художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль, которые привнесли новые творческие идеи и определили идеалы эмоционального выражения в искусстве на многие поколения вперед. Произведения искусства в эпоху Возрождения характеризовались реализмом, вниманием к деталям и точным изучением анатомии человека. Художники использовали линейную перспективу и создавали глубину за счет интенсивной игры света и тени. Искусство начало стилистически меняться, когда столкновения христианской веры и гуманизма уступили место маньеризму.

Маньеризм (1527–1580)


Некоторые из самых известных художников-маньеристов: Джорджо Вазари, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми и Бронзино, который считался самым важным художником-маньеристом во Флоренции.

Барокко (1600–1750)


Периоду барокко, следовавшему за маньеризмом, было свойственно преувеличенное изящество в живописи и архитектуре. Он отличался величием и богатством, интересом к развитию человеческого интеллекта и знаний и глобальным открытиям. Произведения художников барокко были стилистически сложными, неоднозначными.

Картины барокко характеризовались драматизмом, как это видно в культовых произведениях итальянского художника Караваджо и голландского живописца Рембрандта. Художники использовали интенсивный контраст между светлым и темным и создавали энергичные композиции, сочетающиеся с богатой цветовой палитрой.

Рококо (1699–1780)


Стиль зародился в Париже и охватывал декоративное искусство, живопись, архитектуру и скульптуру. Эстетика Рококо предполагала более мягкую декоративную манеру изображения по сравнению с изобилием барокко. Рококо отличается легкостью и элегантностью, с акцентом на использование естественных форм, асимметричный дизайн и нежные цвета.

Такие художники, как Антуан Ватто и Франсуа Буше, сочетали мягкую манеру письма, активные мазки кисти и свежие цвета. Стиль рококо проник не только в живопись и архитектуру, но и в украшение серебрянной, фарфоровой посуды и предметов интерьера. Многие стулья и шкафы того времени отличались изогнутыми формами, цветочным орнаментом и частым использованием позолоты.

Неоклассицизм (1750–1850)


Как следует из названия, неоклассический стиль опирался на элементы античной классики. Руины древних цивилизаций в Афинах и Неаполе, обнаруженные во время археологических раскопок, разожгли страсть ко всему прошлому, и художники стремились воссоздать великие произведения древнего искусства. Это привело к возобновлению интереса к классическим идеалам гармонии, простоты и пропорции.

Художники-неоклассики находились под влиянием классических изобразительных элементов, в частности, стремление к идеализму. Естественно, они включали в свои работы актуальные образы своего времени. Например, итальянский скульптор Антонио Канова использовал классические элементы в своих мраморных скульптурах, но избегал холодной искусственности, заметной во многих античных творениях.

Романтизм (1780–1850)


Выдающимися художниками романтизма считаются Генрих Фюссли, создававший странные, мрачные картины, исследующие темные тайны человеческой психологии, и Уильям Блейк, чьи таинственные стихи и изображения передают мистические видения и разочарование в социальных ограничениях.

Реализм (1848–1900)


Реализм зародился во Франции в 1840-х годах и иногда считается одним из первых направлений современного искусства. Реализм стал результатом множества событий: антиромантического движения в Германии, подъема журналистики и появления фотографии. Каждый из них вызывал новый интерес к точному изображению повседневной жизни. Это внимание к точности проявляется в созданных в это время произведениях искусства, которые содержат подробные, правдивые изображения предметов.

Модерн (1890–1910)


Известные художники-модернисты работали в различных направлениях, включавших архитектуру, графику и дизайн интерьеров, изготовление ювелирных изделий и живопись. Чешский графический дизайнер Альфонс Муха наиболее известен своими театральными плакатами с французской актрисой Сарой Бернар. Испанский архитектор и скульптор Антонио Гауди не ограничивался прямыми линиями и создавал изогнутые, яркие конструкции, такие как Храм Святого Семейства в Барселоне.

Импрессионизм (1865–1885)


Художники-импрессионисты стремились запечатлеть свое непосредственное впечатление от определенного момента. Характерные черты — короткие, быстрые мазки кисти и ощущение незавершенности картины. В качестве предмета изображения импрессионисты использовали окружающую их современность, изображая такие ситуации, как танцевальные залы и регаты парусных лодок, а не исторические или мифологические события.

Постимпрессионизм (1885–1910)


Несмотря на то, что постимпрессионисты работали независимо, не объединяясь в группу, у всех известных представителей этого течения были схожие идеи. Они сосредоточили свое внимание на субъективном видении мира и личных символических смыслах, а не на наблюдениях за внешним миром. Часто эти идеи выражались с помощью абстрактных форм.

Постимпрессионистом был Жоржа Сёра, известный своей техникой пуантилизма, в которой для формирования изображения использовались маленькие четкие точки. Винсент Ван Гог также считается художником-постимпрессионистом, искавшим личного выражения в искусстве, часто с помощью резких мазков и темных тонов.

Фовизм (1900–1935)


Возглавляемый Анри Матиссом фовизм основывался на работах Винсента Ван Гога и Джорджа Сера. Будучи первым авангардным движением 20-го века, этот стиль характеризовался использованием интенсивных цветов, линий и мазков кисти, толстым рельефным слоем краски и плоской композицией.

Как видно из многих работ самого Матисса, отделение цвета от его описательного, устоявшегося значения было одним из основных элементов, сформировавших это движение. Фовизм был значимым предшественником кубизма и экспрессионизма.

Экспрессионизм (1905–1920)


Экспрессионизм возник как ответ на все более противоречивые мировоззрения общества начала XX века и утрату духовности. Экспрессионисты изображали внутренний мир человека, беспокойство и живые эмоции с помощью искажения форм и ярких цветов. Художники искали вдохновение во всем, выходящем за рамки сдержанного западного искусства, часто посещали этнографические музеи, чтобы пересмотреть местные народные традиции и способы самовыражения диких племен.

Корни экспрессионизма восходят к Винсенту Ван Гогу, Эдварду Мунку и Джеймсу Энсору. Две выдающиеся арт-группы, работавшие в стиле экспрессионизма, Die Brücke (Мост) и Der Blaue Reiter (Синий всадник), были созданы для коллективного творчества и проведения совместных выставок.

Кубизм (1907–1914)


Сюрреализм (1916–1950)


Сюрреализм возник из художественного движения Дада в 1916 году, представляя собой произведения искусства, бросающие вызов здравому смыслу. Сюрреалисты обвиняли логику и рациональное мышление, в том, что они завели человечество в тупик — к конфлиткам и Первой мировой войне, и считали, что он подавляет воображение. Сюрреалисты находились под влиянием Карла Маркса и теорий Зигмунда Фрейда, исследовавшего психоанализ и силу воображения.

Влиятельные художники-сюрреалисты, такие как Сальвадор Дали, искали корни происходящих вокруг событий в области человеческого подсознания. В частности, картины Дали соединяют в себе точное изображение исторических событий с яркими и причудливыми снами.

Абстрактный экспрессионизм (1940-е–1950-е)


Среди наиболее значимых художников-абстрактных экспрессионистов — Джексон Поллок, известный своим уникальным стилем капельной живописи, и Марк Ротко, который использовал большие цветные блоки для выражения духовных переживаний.

Оп-арт (1950–1960-е)


Английская художница Бриджет Райли — одна из самых известных представителей оп-арта. Ее картина Blaze 1964 года состоит из зигзагообразных черно-белых линий, которые создают иллюзию движения по кругу.

Поп-арт (1950-е–1960-е)


Поп-арт — одно из самых узнаваемых художественных течений XX века. Художники отказались от методов, используемых в абстрактном экспрессионизме. Вместо этого они использовали повседневные, бытовые предметы для создания инновационных произведений искусства, бросающих вызов потребительству и средствам массовой информации. Это включение в изобразительное искусство знакомых, опознаваемых образов было смещением от основной линии модернизма.

Арте повера (1960-е)


Минимализм (1960-е–1970-е)


Движение минимализма возникло в Нью-Йорке, где группа молодых художников начала подвергать сомнению чрезмерно выразительные работы художников-абстрактных экспрессионистов. Вместо этого минималистское искусство сосредоточилось на анонимности, фокусируя внимание зрителей на материальности своих произведений. Художники использовали простые формы, порядок и гармонию и призывали зрителей сосредоточиться именно на том, что они видят перед собой, не проводя параллелей с внешними реалиями, эмоциями и мыслями.

Концептуальное искусство (1960-е–1970-е)


Современное искусство (1970-е–наши дни)


1970-е годы стали началом периода современного искусства, который продолжается сегодня. Современному искусству свойственно разнообразие — появление различных школ и отдельные движения.

История западного искусства — это череда сменяющих друг друга художественных стилей и техник, форм и носителей искусства. Разные течения оставляют после себя выдающиеся живописные полотна, скульптуры, архитектурные сооружения. Каждое творческое направление отражает не только эстетические идеалы, но и мировоззрение людей соответствующего времени. Нам оно помогает заглянуть в прошлое, понять своих предков и найти истоки всего, что создается сегодня вокруг нас.

Читайте также: