Предпосылки возникновения цивилизации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Среда обитания.

Начало социальной жизни. Родовая община. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему.

Частная собственность. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки.

Вопрос 1. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Среда обитания.

Человек в этом мире - явление уникальное. Уникальность человека проявляется, во-первых, в сочетании биологической (природной) и социальной сущности, во-вторых, в предметно-практической деятельности как определяющей формы взаимодействия человека с окружающей средой. Как особое существо, человек способен к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры и высокому уровню общественной организации.

Человека формирует общество. Без общества ни жизнь, ни развитие и человеческое воспитание индивид не получает. Были случаи, когда дети с малых лет жили и воспитывались в обществе животных (волков, собак).

Из мира животных человек отделился благодаря активной трудовой деятельности.

Главной особенностью жизнедеятельности человека является не собирательство, не приспособление к природе, а материальное производство, в процессе которого человек создает средства для удовлетворения жизненных потребностей.

Человек - сложное социально-телесное существо. Его жизнедеятельность основана на материальном производстве, целенаправленном, сознательном, преобразующем воздействии на мир и на самого человека для обеспечения его существования, творчества, развития.

Происхождение и эволюцию человека, становление его как вида в процессе формирования общества называют антропогенезом.

Большинство ученых подразделяют антропогенез на 4 стадии:

Прародина человека

Среда обитания первобытного человека.

Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили сообществами в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они создали высокую каменную культуру; занимались коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ.

Вопрос 2. Начало социальной жизни. Родовая община. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему.

Социальная жизнь – процесс взаимодействия и форм объединения людей. Становление человеческого общества – длительный процесс. С течением времени формируется первобытная община древних людей.

У первобытного человека формируются в ходе социальной жизни:

Родовая община — форма социальной организации ( община ), где люди связаны коллективным трудом и потреблением на основе кровного родства . Основная форма при первобытно-общинном строе .

Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины . Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.

Неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства и рыболовства) к производящему (земледелию и скотоводству), приведший к трансформации охотничье-собирательских обществ в аграрные.

hello_html_m23bc6f88.jpg

hello_html_6e1faa5f.jpg

Вопрос 3. Частная собственность. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки.

Частная собственность – одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.

Возникновение частной собственности неразрывно связано с общественным разделением труда и с развитием обмена. На первых порах обмен производился главами родовых общин - старейшинами, патриархами. Они выступали в меновых сделках в качестве представителей общин. То, что они обменивали, являлось достоянием общины. Но по мере дальнейшего развития общественного разделения труда и расширения обмена родовые вожди постепенно начинали относиться к общинному достоянию, как к своей собственности.

Вначале главным предметом обмена был скот. Пастушеские общины имели большие стада овец, коз, крупного рогатого скота. Старейшины и патриархи, уже обладая большой властью в обществе, привыкали распоряжаться этими стадами, как своими собственными. Их фактическое право распоряжаться стадами признавалось и остальными членами общины. Таким образом, раньше всего частной собственностью становился скот, затем постепенно все орудия производства. Дольше всего сохранялась общая собственность на землю.

Появление частной собственности вело к разложению рода . Род распадался на большие патриархальные семьи. Затем внутри большой патриархальной семьи стали выделяться отдельные семейные ячейки, превратившие орудия производства, утварь и скот в свою частную собственность. С ростом частной собственности родовые связи ослабевали. Место родовой общины стала занимать сельская община. Сельская, или соседская, община в отличие от рода состояла из людей, не связанных обязательно родственными отношениями. Дом, домашнее хозяйство, скот - всё это находилось в частной собственности отдельных семей. Наоборот, лес, луг, вода и прочие угодья, а в течение определённого периода и пашня составляли общинную собственность. Первоначально пашня периодически переделялась между общинниками, а позднее перешла в частную собственность.

Роль племенной верхушки. Вожди постепенно захватывают власть в свои руки, в то время как значение народных собраний падает. Общество постепенно структурируется – из среды общинников выделяется верхушка. Сильный, богатый и щедрый, а, следовательно, авторитетный вождь подчинял себе слабых соперников, распространяя своё влияние на соседние общины.

В первой теме мы рассмотрели общие принципы цивилизационного подхода. Теперь попытаемся реализовать его на практике при рассмотрении процесса становления цивилизации и ее конкретно-исторических типов. Современные историки сходятся во мнении, что особенности того или иного типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов, как географическая среда обитания, духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет), система ведения хозяйства, социальная и политическая организация. Вместе с тем, по различным оценкам человечество существует от 200 тысяч до четырех миллионов лет, в то время как история цивилизаций насчитывает всего около пяти тысяч лет. А это значит, что в течение длительного периода истории происходил процесс перехода от первобытности (дикости и варварства) к цивилизации.

Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и железный века. В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества. Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский археолог. Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией. Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству.

Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?

1. В результате перехода к земледельческо-скотоводческой экономике резко возрастают численность и плотность населения, а следовательно, и рост земледельческих поселков, улучшается их благоустройство. Некоторые из них в VII—V тыс. до н. э. превращаются в протогородские центры (Чатал-Хююк, Иерихон, Джармо и др.).

2. Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации.

3. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только оседлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней. В древних погребениях встречаются и первые зеркала, сделанные из блестящего обсидиана — вулканического стекла.

4. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества. В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики. Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.

5. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.

Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Таким образом, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.




Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т. д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.

Тема 2 Истоки и основные типы цивилизации в древности

1/ Первобытная история: предпосылки формирования цивилизаций

2/ Древняя восточная цивилизация

3/ Западный тип цивилизации: античная цивилизация

Древней Греции и Древнего Рима

В первой теме мы рассмотрели общие принципы цивилизационного подхода. Теперь попытаемся реализовать его на практике при рассмотрении процесса становления цивилизации и ее конкретно-исторических типов. Современные историки сходятся во мнении, что особенности того или иного типа цивилизации определяются своеобразием взаимодействия таких факторов, как географическая среда обитания, духовные основы жизнедеятельности сообщества (религия, культура, менталитет), система ведения хозяйства, социальная и политическая организация. Вместе с тем, по различным оценкам человечество существует от 200 тысяч до четырех миллионов лет, в то время как история цивилизаций насчитывает всего около пяти тысяч лет. А это значит, что в течение длительного периода истории происходил процесс перехода от первобытности (дикости и варварства) к цивилизации.

Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, критерием которой являются различия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой схеме первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и железный века. В свою очередь, каждая из этих эпох подразделяется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализировать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости человеческого сообщества. Для становления цивилизации принципиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский археолог. Гордон Чайлд предложил назвать неолитической революцией. Сущность неолитической революции заключалась в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охоты, рыболовства, собирательства) к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству.

Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?

1. В результате перехода к земледельческо-скотоводческой экономике резко возрастают численность и плотность населения, а следовательно, и рост земледельческих поселков, улучшается их благоустройство. Некоторые из них в VII—V тыс. до н. э. превращаются в протогородские центры (Чатал-Хююк, Иерихон, Джармо и др.).

2. Концентрация населения и его хозяйственная стабильность создают условия для зарождения, накопления и развития культурных традиций, без чего невозможно зарождение цивилизации.

3. Сформировался и новый образ жизни, свидетельством которого была не только оседлость, но и благоустроенные каркасные дома, нарядная расписная керамика, разнообразные украшения из раковин и полудрагоценных камней. В древних погребениях встречаются и первые зеркала, сделанные из блестящего обсидиана — вулканического стекла.

4. У населения оставалось больше свободного времени, необходимого для духовного творчества. В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики. Многие узоры отражают представления космогонического характера (о небесных телах), иллюстрируя разного рода мифы. В целом, со вступлением в земледельческую эпоху духовный мир человека стал богаче и разнообразнее.

5. Появились излишки продуктов питания, подлежащие длительному хранению, в отличие от скоропортящихся продуктов первобытной охоты и рыболовства.

Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе новых производственных возможностей возникли первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политической администрации.

Таким образом, возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Связанный с нею переход к новым формам хозяйства способствовал кардинальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших почти все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земледельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и соответственным образом накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т. д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.

Закономерным результатом развития человеческого общества после того, как оно перешло к производящему хозяйству, является появление цивилизации. Это связано с тем, что земледелие способствовало оседлому образу жизни. Еще одной причиной является то, что производящее хозяйство обеспечило возможность получения урожая в таком количестве, которого было достаточно для того, чтобы часть общества не занималась постоянным физическим трудом для добывания пищи. Кроме того, появилась возможность расширения сферы деятельности общества за пределы сельского хозяйства.

Вопрос о самом первом очаге возникновения цивилизации до сих пор вызывает споры. Почти одновременно в благоприятных для земледелия районах земного шара сформировалось несколько центров. Два первых очага цивилизации возникли в 4 веке до нашей эры:

  • в Междуречье шумерский,
  • в долине Нила – египетский.

В середине 3 века до нашей эры в Индии и в начале 2 века до нашей эры в Китае самостоятельно сформировались цивилизации.

Все перечисленные цивилизации зарождались самостоятельно. Такие цивилизации называют первичными. Под влиянием первичных цивилизаций возникали вторичные, которые перенимали у них технические, земледельческие, культурные достижения.

Процессы формирования первичных цивилизаций происходили схожим образом и почти независимо друг от друга. Цивилизация в Китае формировалась полностью независимо. То есть, существуют общие закономерности формирования первых цивилизаций.

Производящее хозяйство, в первую очередь земледелие и скотоводство, всегда является базой цивилизации. Обмен продуктами скотоводства и продуктами земледелия увеличивал возможности питания населения.

Начало использования металлов для изготовления орудий труда подтолкнул к большому скачку в развитии производительности труда. Начался век металла. В 3 веке до н.э. на Ближнем Востоке появилась бронза, которая получила широкое распространение. Активное использование железа началось с конца 2 века до н.э. в Малой Азии. Все первые центры металлургии тесно связаны с очагами земледелия, а процесс освоения металлов происходил самостоятельно в нескольких местах.

Готовые работы на аналогичную тему

Использование знаний, получаемых в наблюдениях за календарными циклами, позволяли планировать земледельческие работы, что способствовало увеличению урожайности. В тех местах, где было высоко развито земледелие, происходили демографические взрывы. Рост населения является одним из ключевых условий перехода к цивилизации.

Повышение производительности труда и урожайности приводило к появлению групп населения, не занимавшихся сельскохозяйственным трудом, но получавших часть урожая. Эти группы населения можно назвать привилегированными. Появляется группа профессиональных воинов, которые были обязаны защищать остальную часть населения. За отправлением культа и наблюдениями за календарем отвечали жрецы.

Ремесленники, специализировавшиеся на изготовлении орудий труда и разнообразных предметов потребления тоже становились отдельной группой населения. Происходит специализация профессий – оружейники, гончары, ткачи и т.д. это способствовало расширению возможностей общества к поступательному развитию.

Возникновение городов

На этом этапе развития возникли города, в которых сосредотачивается все наиболее развитое ремесло. Население городов не связано с земледельческим трудом, что является отличительной чертой городов. в городах сосредоточено управление территорией. Присутствие власти привело к возникновению в городе дворца, храма, торговой площади и военного гарнизона. Для того, чтобы защитить города, вокруг них сооружают стены.

Все сложные формы жизни общества требуют единое управление его административной, религиозной, военной, хозяйственной деятельностью. Существовавшие до этого институты родоплеменного управления не отвечают потребностям общества, в результате начинают формироваться органы государственного управления. Появляется единоличный правитель, власть которого изначально была выбранной, затем становится наследственной.

На каждого подданного вводится налог для того, чтобы обеспечить возможность функционирования государства.

На смену традиционным обычаям, передаваемых устно из поколения в поколение приходит писаный закон, которому подчиняются все подданные государства.

В результате появления государства с централизованной системой управления и развитой централизованной ирригационной системой продуктивность земледелия повышается еще больше.

Развитие сферы учета продуктов, предметов производства, развитие религиозной жизни общества обусловило необходимость в новом виде хранения и передачи информации. Во всех появившихся первых цивилизациях были разработаны свои системы письменности.

Первые государственные объединения называются городами-государствами, так как их власть распространялась только в пределах города и его ближайших окрестностей.

В процессе дальнейшего развития происходит объединение нескольких городов в более крупные государственные образования. Начинается эпоха империй, которые военным путем распространяют свою власть на более обширные территории. Основой могущества империи является не военный грабеж, а стабильная экономика.

все рассмотренные закономерности развития цивилизаций проявлялись через внешние формы устройства государства, а также через традиции и искусство. Несмотря на существование многочисленных различий, своеобразия, разницу в хронологии, путь развития первичных цивилизаций в Месопотамии, Китае, Египте, Индии можно назвать единым.

Таким образом, о возникновении цивилизаций можно говорить при наличии следующих факторов:



Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Можно припрячь к решению этой проблемы цивилизации Лемурии, Гипербореи, Атлантиды (она утонула). Можно пришельцев, в рамках гипотезы палеоконтакта . Но лучше с сущностями вымышленными не связываться. Они в любом случае не объясняют наблюдаемую картину. Картина же именно такова, что цивилизации возникают в свой срок, не раньше, не позже, как закономерный результат развития событий вообще и человека в частности.

Всё началась с того, что 12 тысяч лет назад последнее Вюрмское оледенение внезапно закончилось. Ничто, как говорится, не предвещало. Оледенение продолжалось 100 тысяч лет. Глетчеры иногда отступали, чтобы взять разгон, но это был обман, они возвращались и с каждым разом продвигались всё дальше, 20 тысяч лет назад побив в очередной раз рекорды. Все уже привыкли к кризису, к тому что с каждым годом становится хуже, и вдруг опять. От неожиданности мамонты даже вымерли . Людям же пришлось приспосабливаться к новым счастливым временам. К миру с другим климатом.

Ледниковая эпоха была временем не столько холодным (там где реально было холодно, люди не жили, и мамонты, кстати, тоже ), сколько сухим. Глетчеры высасывали пар из атмосферы, толкая перед собой обширную полосу пустынь, полупустынь, а в лучшем случае степей или тундростепей. Ближе к экватору оставалась, разумеется, зона влажных лесов. Но тут есть нюанс. Леса, в которых зрение менее важно во время охоты, чем обоняние и слух, являются непривычным и неудобным для человека ландшафтом, заселяемым в последнюю очередь .

То есть, люди жили в степях и полупустынях и были, как это в данных условиях практиковалось и позже, кочевниками. Технологии же находились на уровне мезолита. То есть, широко практиковалось применение орудий с деревянной или костяной рукоятью и лезвием из мелких вклеенных осколков кремня или обсидиана. Такие орудия весили мало, что пешему кочевнику и требовалось. Представление об образе жизни постледниковой эпохи можно составить на примере аборигенов Австралии, сохранившим традиции минимализма в производстве и потреблении.

Потребовалось изобрести ещё многое, начиная с горшков для хранения припасов. Раньше такой проблемы не было, охотники и собиратели добывали не больше, чем могли съесть. Теперь же людей осадили мыши. Оседлость создавала предпосылки для изобретательства, но процесс занимал время. В результате, полноценный неолит наступил лишь 6000 лет назад. Земледельцы к этому времени расселились далеко за пределы первоначальных регионов, освоив все территории с приемлемым климатом.

Но цивилизаций ещё не было. Для комплекта не хватало ещё одного изобретения — ирригации. Все древнейшие цивилизации возникли там, где для возделывания земли понадобилось строить оросительные (или осушительные) каналы. Это были слишком масштабные проекты для одного племени. Требовался такой сплачивающий массы фактор, как государство.

Таким образом, цивилизации не возникали ранее 6000 лет назад, так как не достигнут был нужный уровень развития технологий. И он, действительно, не был достигнут нигде на планете. Кто-то слышал про гиперборейскую или атлантическую керамику? А после того, как знания накопились, — примерно в одно время везде, поскольку дело было в зонах перехода к оседлости, — центрах развития человечества, — и исходные условия везде были примерно равные, — государства возникли там, где для этого имелась объективная необходимость. В прочих регионах цивилизации возникали позже, в бронзовом, железном веках, уже под воздействием ирригационных.

Читайте также: