Классификация наук бэкона кратко

Обновлено: 05.07.2024

Классификация Ф. Бэкона.Как мы уже знаем, наука в ее современном понимании (не как единая натурфилософия) оформилась в Новое время. Соответственно, появилась и первая классификация наук, предложенная Ф. Бэконом (1561-1626) как обобщение известного в его время круга знаний (в том числе поэзию). В качестве основания классификации наукон использовал основные способнос­ти человеческой души: память, воображение, разум. Поэтому классифи­кация приобретает следующий вид: памяти соответствует история; вооб­ражению — поэзия; разуму — философия.

Классификации Сен-Симона(1760-1825). Анри деСен-Симон - позитивист, т.е. он утверждал, что разум стремится обосновать свои суждения на наблюдаемых и обсуждаемых фактах. Вкратце его взгляды таковы.

Частные науки есть элементы общей науки — философии. Все частные науки нужно сделать позитивными, тогда и философия станет совершенно позитивной. Физика и астрономия уже сделаны позитивными (т.е. ос­нованы на наблюдаемых и обсуждаемых фактах), остается это сделать для физиологии и психологии. Мир управляется естественнонаучными законами, отдельных законов для органического мира и общественных явлений не существует. Органический мир - это текучая материя, человек - это организованное текучее тело. Соответственно, достаточно только естественных наук – физика, химия и пр.

Классификация Конта. Личный секретарь Сен-Симона Огюст Контпредлагает два основания классификации:

˗ догматическое - располагать науки согласно их последовательной зави­симости, так чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла последующую;

˗ историческое - располагать науки сообразно ходу их действительного развития, от более древних к более новым.

При этом конечной целью всякой теоретической системы выступает человечество.

Иерархия наук такова: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Пер­вая из них составляет отправной пункт последней, являющейся, как уже было сказано, единственной основной целью всякой положитель­ной философии. При этом логика относится к математике, а психология делится между биологией и социологией.

Чтобы облегчить обычное употребление иерархической формулы, удоб­но группировать термины по два, представляя их в виде трех пар: началь­ной — математико-астрономической, конечной — биолого-социологиче­ской и промежуточной— физико-химической. Кроме того, каждая пара показывает естественное сходство спариваемых наук, а их искусственное разделение, в свою очередь, приводит к ряду трудностей. Особенно это видно при отделении биологии от социологии.

Как мы видим, классификация Конта широко используется, например, при организации школьного образовании.

Классификация Дильгея. Вильгельмом Дильтеем (1833-1911) разделил науки по предмету – науки о духе и науки о природе.Предмет наук о природе составляют внешние по отношению к человеку явления. Предмет наук о духе — внутренние переживания. Жизнь и переживание объективируются в институтах государства, церкви, юриспруденции и пр. Важно также, что понимание обращено в прошлое и служит источником наук о духе.

Генрих Риккерт (1863-1936) развивает эту идею:

˗ науки о природе (естествознание) изучают общие законы, свободны от ценностей, используют номотетический метод;

Эта проблема стопроцентно видна в ИТ.

Современный взгляд таков:

В естественных науках отношение общего к единичному — это отношение рода и индивида (экземпляра).

В общественных исторических науках единичность как бы представляет, реп­резентирует собой всеобщность, выступая как проявленная наглядным образом закономерность. Индивидуальные причинные ряды — таковы цель и смысл исторических наук.

Принципы классификации наук Энгельса.Когда в 1873 г. Энгельс при­ступил к разработке классификации форм движения материи, в ученых кругах был распространен контовский взгляд на классификацию наук. Напомним позицию Конта: каждая наука имеет своим предметом отдельную форму движения материи, а сами объекты различных наук резко отделены друг от друга: математика | физика | химия | биология | социология. Такое соответствие было названо принципом ко­ординации наук.

Энгельс обратил внимание на то, как связаны между собой и переходят один в другой объекты, изучаемые различными науками. Возникла идея отразить процесс прогрессивного развития дви­жущейся материи, идущей по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному, т.е. все эти науки не разделены, а плавно переходят одна в другую. Этот подход стал известен как принцип субординации.

И действительно, в XX в. именно на стыках наук появились наиболее перспективные области новых наук: биохимия, психолингвистика, информатика.

Современ­ная классификация Б. Кедрова. В связи с новыми данными естествознания разработанная Энгельсом пятичленная классификация форм движения материи была подвергнута существенным уточнениям. Б. Кедров различал шесть основных форм движения:

Эта классификация форм движения материи есть осно­ва классификации наук.

Существует и иной подход, согласно которому все многообразие мира может быть сведено к трем формам движения материи:

˗ основные (физическая, химическая, биоло­гическая, социальная)

˗ частные (подразделения основных; например, для физической формы - вакуум, поля, элементарные частицы, ядра, атомы, мо­лекулы, макротела, звезды, галактики, Метагалактика)

К комплексным формам материи и движения следует отнести астрономическую (Метагалактика — галактика — звезды — планеты); геологиче­скую (состоящую из физической и химической форм движения материи в условиях планетарного тела); географическую (включающую в себя физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения материи в пределах лито-, гидро- и атмосферы). Одна из суще­ственных особенностей комплексных форм движения материи заключается в том, что господствующую роль в них в конечном счете играет низшая форма материи — физическая.

Официальный взгляд ВАКа. Согласно уже сложившей­ся, хотя и достаточно молодой традиции все науки подразделились на три клана: естественные, общественные, технические.

По мнению учёного, основной свой вклад философа в развитие теории и практики науки Бэкон видел в том, чтобы подвести под науку обновленное философско-методологическое обоснование. По мнению Ф. Бэкона, науки должны быть связаны в единую систему, каждая из частей которой в свою очередь должна быть строго дифференцирована.

  1. Учение о природе, или естественная философия. В данный блок, представляющий собой философское учение о природе, входят теоретические учения (физика с ее приложениями, метафизика) и практические (механика, магия с их приложениями)
  2. Первая философия (учение об общих аксиомах наук, о трансценденции).

Таким образом, полная классификация наук Ф. Бэкона не оставляет без внимания ни одной из существовавших тогда или даже возможных в будущем областей знания. Это был, правда, лишь проект, набросок, и самим Бэконом он не был и не мог быть реализован в сколько-нибудь полной мере.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — знаменитый английский юрист, государственный деятель и философ эпохи английского Возрождения.

Выходец из семьи новой знати, Фрэнсис Бэкон получил хорошее юридическое образование, что позволило ему в дальнейшем стать старшиной юридической корпорации Грейс-Инн (1586), депутатом палаты общин. При Якове I Стюарте им получен рыцарский титул (1603), должность адвоката короны — генерал-солиситора (1607), министра юстиции — генерал-атторнея (1613), члена Тайного совета (1616), хранителя большой королевской печати (1617), лорда — верховного канцлера и пэра Англии — барона Веруламского (1618).

Учение Бэкона о науке

В ней он рисует вымышленное государство на острове Бенсалем. Причиной процветания этой выдуманной страны – жизнь на основе науки и достижений. Всеми научными вопросами и регулированием науки занимается одна государственная организация – Дом Соломона. Именно по этому образу будут строиться потом европейские академии наук.

Фрэнсис Бэкон разрабатывает специальную классификацию наук, где важное место занимают учения о праве, политике и государстве.

Идеи Бэкона о государстве

Как можно увидеть, гражданская наука абстрактна, а поэтому, по словам Бэкона не может сводится к отдельным аксиомам. Однако, указывается, что, например, в отличии от этики, которая регулирует внутреннюю порядочность, гражданская наука регулирует порядочность внешнюю, чего достаточно для нормальных общественных отношений.

Говоря о власти, отмечается, что для успешного государства важна правильная организация правления. Искусство власти по Бэкону решает три основные задачи: сохранить суверенитет государства, сделать страны счастливым и процветающим, расширить территорию страны и как можно дальше раздвинуть границы.

Здесь Бэкона сравнивают с Никколо Макиавелли. Он также дает советы правителю (Якову I), как и последний государю. Однако, парировав такое утверждение Фрэнсис Бэкон утверждает, что пытается давать советы на основе добродетели и не отрицает этику в политике. Извращенной мудростью по Бэкону является следование правителем только своим интересам и пренебрежение населением страны.

Но рассматриваемый философ все-таки является воздыхателем абсолютной монархии, которую считает идеальной, а следовательно, его советы будут во многом схожи с основателем макиавеллизма. Сильная рука нужна стране для привнесения мира между социальными группами и сословиями, развития общества. Необходим централизм для культуры и экономики.

Но такой власти не чужда и возможность перерождения в деспотию, от которой следует защищаться. Видит он несколько способов защиты, в основном это регулярный созыв и официальная деятельность парламента, не прислушиваться к которой у монарха нет права. Еще одним инструментом видится ограничение влияния старой знати и возвышение новой. Так, дворянство будет сдерживать власть государя.

Устойчивость правления видится в четырех основах – вере, суде, совете и бюджете. Ослабление любой основы приводит к волнениям. В числе прочего, необходимо развивать экономику и устранять нищету и бедность, ростовщичество, монополии.

Решением в проблеме борьбы сословий и партий является любовь простого народа – основной массы населения. Населению необходимо дать некоторые свободы и права, возможность жаловаться на сильных мира сего. Большую эффективность в работе с народом Бэкон видел в том, чтобы постоянно что-то обещать простому люду, сохранять надежду в его сердце. И конечно, сильно полагаться на народ тоже нельзя, ведь он неразумен и может отрицать решения, которые правители принимают для его блага.

Наука о государстве, отмечал мыслитель, ущербна, ведь в ней отсутствуют необходимые учения, которые только будут формироваться – наука о расширении границ и наука об источниках права (по-другому, о всеобщей справедливости).

Говоря о расширении границ, отмечается, что главным средством такого расширения, а следовательно, процветания государства, является воинственный народ. Для сохранения воинственности предписывается освобождение от налогового гнета, ограничение роста знати, поддержка любви к милитаризму и дарование некоторой свободы.

В этом направлении Фрэнсис Бэкон берет опыт Рима. Для управления территориями необходимо наличие свободных граждан, здесь предписывается свободно предоставлять гражданство покоренным народам. При этом, для завоеваний и войн достаточно иметь обоснование этим действиям внутри государства, установить своими актами право на развязывание войны.

Фрэнсис Бэкон и его взгляды на право

Бэкон стремиться свести к одному тезису или идее справедливости каждую отрасль права, которым потом можно будет измерять законы разных государств по показателю справедливости. В конфликте школы позитивного права и школы естественного права Бэкон отдает предпочтение первому, заключая в государственном законе и естественно-правовую универсальную справедливость (нравственность закона) и внутригосударственные решения.

Качество закона может измеряться следующими показателями – точность, справедливость требований, легкость исполнения, культивирование добродетели в народе и его сообразность форме государства.

Фрэнсисом Бэконом указывается необходимость создания свода законов и некоторой кодификации законодательства. В свод законов должны войти не только нормы, но и обычное право, методы толкования и рассуждения о праве и прочее.

Последствия изысканий Фрэнсиса Бэкона трудно переоценить. Именно этот мыслитель считется создателем юридического позитивизма. Особенно отчетливо это проявилось в юридикопозитивистских учениях английских авторов — от Томаса Гоббса до Бентама, Остина, Милля, Харта и других представителей аналитической юриспруденции.

Новый период — это эпоха, охватывающая XVII, XVIII, XIX века в истории человечества. Английская буржуазная революция 1640 года считается началом Новой истории (есть и другие мнения о начале Новой истории), которая ознаменовала начало нового периода, эпохи капитализма или буржуазных условий, что привело к изменению сознания людей. Человек становится все менее и менее духовным; его внимание сосредоточено не на потустороннем блаженстве, не на истине, а на трансформации и увеличении своего комфорта. Наука оказывается самым важным фактором в таком изменении общественного сознания.

В наше время философия опирается в основном на науку (в средние века философия действовала в союзе с теологией, в эпоху Возрождения — с искусством). Поэтому соотношение чувственного и рационального, опытного и теоретического компонентов знания является второй, после проблемы познания мира, гносеологической проблемой философии.

На мой взгляд, выбранная мною тема актуальна, так как с древних времен постепенно формировалась методология познания и возникли методы научного и социального познания. Со временем эти методы конкретизировались каждой эпохой, одной из таких эпох была философия Ф.Бэкона.

Биография Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон родился в Лондоне 22 января 1561 года. Его отец, сэр Николае Бэкон, служил лордом-хранителем Большой государственной печати при королеве Елизавете, и поэтому Фрэнсис был представлен ко двору еще мальчиком.

Два года он учился в Тринити-колледже Кембриджского университета, а затем три года провел во Франции в свите английского посла. После смерти отца в 1579 году он остался почти без гроша, но в 1582 году стал адвокатом, а в 1584 году — членом парламента. Время от времени он писал депеши королеве Елизавете, стремясь беспристрастно подойти к насущным политическим вопросам. При Елизавете Бэкон не занимал высоких постов, но после того, как в 1603 году на трон взошел Яков I Стюарт, он быстро поднялся в министерстве. В том же году Бэкон был посвящен в рыцари, в 1618 году его возвели в ранг барона Веруламского, а в 1621 году он стал виконтом Сент-Олбанса. Впоследствии Ф. Бэкона обвинили в получении взяток. Он признал, что получал подарки от людей, чьи дела рассматривались в суде, но отрицал, что это каким-либо образом повлияло на его решение. Бэкон был лишен всех должностей и изгнан из суда. Оставшиеся годы до самой смерти он провел в уединении.

В марте 1626 года он экспериментировал с курицей, но в процессе простудился. Бэкон умер в Хайгейте, недалеко от Лондона, 9 апреля 1626 года.

Основные идеи философии Фрэнсиса Бэкона

Деятельность Фрэнсиса Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на распространение науки, указывая на ее первостепенное значение в жизни человека и вырабатывая новое целостное представление о ее структуре, классификации, целях и методах исследования. Идея Великой реконструкции наук пронизывала его философские труды и провозглашалась им с большой важностью, с завидным упорством и энтузиазмом.

Наука согласно Фрэнсису Бэкону

  • Классификация наук;
  • Новый органон — F. Предложенный Бэконом метод построения науки;
  • Явления Вселенной — эмпирическая основа, данные естественных наук;
  • Лестница интеллекта. Примеры применения нового метода;
  • Предшественники новой философии — предварительные и предварительные предложения, предложенные до введения нового метода;
  • Новая философия — предварительная экспликация (интерпретация, объяснение) науки, основанная на бэконовских принципах.
  • глубокая трансформация объема накопленных знаний, их рациональная организация и упорядочение;
  • разработка методов получения новых знаний.

Чтобы придать высокую ценность научному исследованию, Бэкон выступает против обычных аберраций в науке. С Ф.Бэкона начинается резкая смена ориентиров в европейской культуре. Наука, которая в глазах многих людей является подозрительным и праздным занятием, постепенно становится самой важной и престижной сферой человеческой культуры. В этом отношении многие ученые и философы нового времени идут по стопам Ф.Бэкона: они заменяют схоластическое многознание, оторванное от технической практики и знания природы, наукой, которая, оставаясь тесно связанной с философией, в то же время основана на конкретных экспериментах и испытаниях.

Ф.Бэкон видел свой главный вклад в теорию и практику науки в том, чтобы дать науке обновленное философское и методологическое обоснование. Он рассматривал науки как единую систему, каждая часть которой, в свою очередь, должна быть тонко дифференцирована. Хотя сам Ф. Бэкон осознавал, что шестая часть плана ему не по зубам, остальные разделы Restatement в той или иной степени были им выполнены.

Классификация системы наук

В зависимости от познавательных способностей человека (таких как память, логическое мышление и воображение) Ф. Бэкон разделил науки на три основные группы:

Философия делится на два больших блока: учение о природе, или натурфилософия, и первая философия (учение об общих аксиомах наук). Первый блок содержит:

  • теоретические доктрины (физика с ее приложениями, метафизика).
  • практические (механика, магия и их применение).

Поэтому необходимо было не вводить новое в старое, а полностью обновить знания, начиная с основ науки. Эта срочная и важная задача состояла из двух этапов:

  • Во-первых, разрушение: освобождение разума от идолов или ложных идей.
  • Во-вторых, созидание: изложение и утверждение правил единственного метода, который один может привести человеческий разум в контакт с реальностью и установить новые отношения между словом и делом.

Теория идолов

Идолы вида — это предрассудки, коренящиеся в природе человека как видового существа, в несовершенстве органов чувств, в ограниченности интеллекта.

Органы чувств обманывают нас; у них есть границы, за которыми объекты больше не воспринимаются нами. Наивно руководствоваться только чувствами. Ум помогает, но ум часто дает искаженное изображение природы (сравнивает его с кривым зеркалом). Разум приписывает природе качества (антропоморфизм) и цели (телеология).

Идол рода — по словам Ф. Бэкона, самый несокрушимый. Вряд ли возможно освободиться от своей природы и не привносить свою природу в представления. Путь преодоления идолов родства состоит в осознании этого природного свойства человеческого разума и в последовательном внедрении правил новой индукции в процесс познания (это необходимое, определенное, фундаментальное и самое надежное средство для преодоления и других идолов).

Проблема человека и природы в философии Ф. Бэкона

Фрэнсис Бэкон был убежден, что целью науки является не изучение природы, как в античности, и не постижение Бога, как в средневековой традиции, а польза и выгода человека. Наука была средством, а не самоцелью. Человек — властитель природы, лейтмотив философии Бэкона. «То, что является причиной в мировоззрении, является правилом в действительности.

Призывая людей покорять природу, вооружившись знаниями, Ф. Бэкон восстал против схоластики и господствующего в то время духа самоуничижения человека. На основании того, что фундаментом книжной науки, как уже говорилось, была выхолощенная и абсолютизированная логика Аристотеля, Бэкон отвергает авторитет Аристотеля. «Логика, — пишет он, — которая сейчас используется, служит скорее для укрепления и сохранения заблуждений, имеющих основание в общепринятых понятиях, чем для поиска истины. Поэтому он скорее вреден, чем полезен.

Он направляет науку на поиск истины не в книгах, а в поле, в мастерской, в кузнице, словом, на практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. Можно сказать, что его философия является своего рода возрождением древней натурфилософии с ее наивной верой в неизменность фактических истин, которая ставит природу в центр всей философской системы. Однако, в отличие от Бэкона, натурфилософия не ставила перед человеком задачу преобразования и подчинения природы, а сохраняла благоговейное почтение к ней. Итак, центральной проблемой философии Ф. Бэкона является проблема отношения человека к природе, которую он решает в рамках утилитаризма, и можно сказать, что европейский утилитаризм, наиболее ярко выраженный в философии прагматизма (Джеймс, Дьюи, Парсонс), начался с Бэкона.

Обоснование эмпирического метода, теория индукции и анализ фактов, усложняющих чувственное познание.

Для Ф. Бэкона, как и для Декарта, критика означала прежде всего освобождение человеческого разума от всех схоластических оков и предрассудков, которыми он был обременен. Сомнение — это не самоцель, а средство для развития плодотворного метода познания. Ф.Бэкона в первую очередь интересует методология научного, экспериментального познания.

Эмпирический метод и теория индукции

Самое главное — разработать правильный метод анализа и обобщения экспериментальных данных, который позволяет постепенно проникнуть в суть изучаемых явлений. По мнению Ф.Бэкона, таким методом должна быть индукция, но не та, которая основана на простом перечислении ограниченного числа благоприятных фактов. Он ставит перед собой задачу сформулировать принцип научной индукции, которая разделяет и отбирает в опыте и делает необходимые выводы через соответствующие исключения и осуждения.

Это очень важное отношение. Ф.Бэкон был слишком оптимистичен, когда думал, что предложенные им средства индуктивного анализа являются достаточной гарантией необходимости и обоснованности сделанных им выводов. Аналогия и исключение являются основными приемами этого метода. Аналогичным образом выбираются эмпирические данные для таблиц обнаружения. Она лежит, так сказать, в основе индуктивного обобщения, которое достигается путем отбора, вычленения ряда обстоятельств из обилия исходных возможностей.

Заключение

Научный метод в современном понимании — это совокупность явлений, систематизация и корректировка уже существующих и недавно полученных знаний. Чтобы объяснить эти или другие наблюдаемые факты, исследователи, использующие современный метод, выдвигают гипотезы и формируют теории, из которых вырастают выводы и предположения. А полученные результаты проверяются с помощью экспериментов или дополняются новыми, вновь найденными фактами.

Ф.Бэкон положил в основу знания научного типа такие методы, как индукция и эксперимент. Индукция, по его мнению, может иметь формы: полную и неполную. В полной индукции происходит постоянное повторение и конечность свойств того или иного объекта. То есть, индуктивное рассуждение исследователя заключается в том, что все идентичные случаи будут иметь схожую природу. Неполная индукция — это обобщения, которые можно сделать на основе экспериментов в отдельных случаях, выводы здесь делаются по аналогии. Ф. Бэкон считал, что истинное знание можно получить исключительно из опыта. Он признал ошибки, которые стоят на пути человеческого познания и могут уничтожить результаты познания. Ф.Бэкон называл эти ошибки призраками и идолами.

Важнейшей частью научного метода познания в наше время является требование объективности, при котором никакой субъективности не может быть в интерпретации результатов. Для того чтобы проверить утверждение, необходимо документировать собственные наблюдения и наблюдения других людей, что делает данные исследований общедоступными. Таким образом, наука имеет много дополнительных преимуществ, как в своей способности постоянно подкреплять убеждения посредством экспериментов и опыта, так и в адекватности этих экспериментов.

Именно метод Ф. Бэкона послужил основой для развития направления индуктивной логики в философии, которое особенно ярко отразилось в трудах Джона Милля. Кроме того, следует отметить, что Ф.Бэкон призывал к постоянному изучению природы на основе эксперимента, что двигало развитие естествознания в XVII веке и способствовало организации многих научных обществ, а также заложило основу классификации наук, которая была принята в энциклопедизме эпохи Просвещения. Учение Ф. Бэкона стало чрезвычайно влиятельным и смогло повернуть развитие науки, положив начало формированию материалистической доктрины.

Список литературы

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: