Школа для маленьких детей роберта оуэна кратко

Обновлено: 30.06.2024

Роберт Оуэн – (1771–1858), английский промышленник и крупный теоретик социализма. Родился 14 мая 1771 г. в Ньютауне (Монтгомеришир, Уэльс) в семье ремесленника. Учился в местной школе, с десяти лет приобщился к торговле мануфактурой в Стамфорде (графство Нортгемптоншир). После четырех лет работы в Стамфорде получил место в Манчестере, где к 1790 г. он был назначен управляющим хлопчатобумажной фабрикой, на которой работало пятьсот рабочих.

Умер Р. Оуэн в Ньютауне 17 ноября 1858 года.

Первые два из его очерков посвящены изложению основных начал системы воспитания и образования.

В основании его взглядов лежало то убеждение, что человек во всех своих действиях зависит от влияния окружающей среды и обстоятельств. При рождении человек одарен от природы известными качествами, подвергающимися потом воздействию разных обстоятельств, за которые он совершенно не ответствен. От влияния окружающей среды зависят образование его характера и все его действия на пользу или во вред себе и другим. Абсолютной свободы не существует, и потому человек не может нести полной ответственности за свои убеждения и поступки. Изменение характера человека возможно только при изменении той обстановки, в которой он живет.

Коренной мотив всех человеческих действий – в стремлении к личному счастью, которого можно достигнуть, только способствуя счастью всего общества; и этот принцип должен быть принят за основание новой системы воспитания.

В основании деятельности Роберта Оуэна по воспитанию детей лежало убеждение, что воспитание молодых поколений, направленное не только на улучшение личности, но и на развитие всего было бы самою высокою деятельностью человека.

Цель воспитания – формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека. Всечеловеческая гармония может быть положена лишь должным воспитанием людей. Для создания людей совершенных надо всех воспитывать с самого рождения с одинаковой тщательностью, без проявления каких бы то ни было пристрастий и так, чтобы никто не стремился к лучшим условиям. Главным должно быть нравственное воспитание. Умственное воспитание предполагает, что знания не должны противоречить здравому смыслу. Необходимым условием для всестороннего развития человека является трудовое воспитание, поэтому ребёнок в школе наряду с общим образованием должен получить трудовые навыки. Средствами физического воспитания могут быть военные упражнения.

Роберт Оуэн стремился к тому, чтобы вопрос об образовании подрастающих поколений сделался общим национальным делом, чтобы правительство и высшие классы стали во главе этого движения и чтобы усвоенная система была построена на самых широких и разумных началах. Им была разработана система 4 образовательных ступеней:

1. Школа – для малышей 1-5 лет, где с детьми занимаются чтением, танцами, играют на свежем воздухе.

2. Дневная школа – для детей 5-10 лет, в которой изучаются родной язык, арифметика, география, естествознание, история. Она делится на общеобразовательную и индустриальную (практическая работа в мастерских, саду и поле.

3. Вечерняя школа для подростков работающих на фабрики.

4. Вечерние лекции для взрослых.

Проникнутый этой мыслью, Оуэн принялся за дело воспитания. Его образовательные учреждения в Нью-Ланарке опирались на строго выработанные начала, лежавшие в основании целой системы нового общественного строя, подробно развитой им в "Книге нового нравственного мира" изданной в 1836 году:

1) Человек представляет собою смесь органических качеств, полученных при рождении, с изменениями их, происшедшими под влиянием внешних обстоятельств. Со дня его рождения до самой смерти прирожденные свойства его натуры и заимствованные извне находятся в постоянном взаимодействии.




2) По его первоначальной организации все развивающиеся в нем чувства и убеждения независимы от воли человека.

3) Его чувства и убеждения, взятые порознь и вместе, образуют то побуждение к действию, которое мы называем волею и под влиянием которого происходят все его поступки.

4) Не найдется двух существ, которые были бы совершенно одинаковы по своей организации при рождении, равным образом никакие искусственные средства не в состоянии сделать их такими.

5) Тем не менее, природа каждого ребенка, за исключением случаев органических недостатков, может быть настолько изменена, что из него выйдет хорошее или дурное существо, под влиянием окружающих обстоятельств, непрерывно действующих на него с самого дня его рождения.

Заслуга Роберта Оуэна в том, что он первый привел эти положения в строгую систему и настаивал, чтобы они легли в основание текущей жизни и воспитания подрастающих поколений.

Заботясь об умственном развитии детей, во время непринужденных бесед их знакомили с окружающими предметами, их свойствами и практическим назначением. Любознательность детей старались возбуждать доступными для их понимания разговорами и рассказами. Стены комнат, где они собирались, были увешаны большими, хорошо исполненными картинами, изображавшими разных животных и птиц; кроме того, была большая коллекция разных предметов окружающей природы. Летом с детьми предпринимали прогулки по окрестностям; их всячески поощряли к вопросам об окружающем мире и таким образом они получали довольно много полезных сведений. Уроки в школе, состоявшие из наглядного преподавания и разговоров, продолжались не более трех четвертей часа. Все преподавание до шестилетнего возраста имело характер игры, к этому времени дети уже знали азбуку, их любознательность была сильно возбуждена. Игры; в школе для маленьких детей сочетались с элементарными трудовыми процессами.

Традиционное преподавание религии было заменено уроками морали. В начальной школе продолжались занятия танцами, пением; для мальчиков была введена военная гимнастика. Все обучение велось на основе широкого применения наглядности: в школе имелось большое количество различных коллекций и других экспонатов; стены большого зала были расписаны изображениями животных и растений.

Здесь одновременно можно было видеть за занятиями до трехсот человек детей. Их образование продолжалось до десятилетнего возраста, когда они поступали на фабрику; но желающим предоставлялись все средства для продолжения учебных занятий. Были устроены вечерние классы, а также особые чтения для взрослых работников. Детей начинали учить танцам с двухлетнего возраста, а пению с четырех лет; позже их обучали и игре на различных инструментах. По окончании работы они собирались вместе с родителями в одной из больших зал школы, где устраивались танцы и пение. Каждую неделю бывал концерт, в котором участвовало иногда до полутораста человек детей, певших народные баллады и песни.

Поясняя разработанный им метод первоначального ознакомления детей с окружающими их простыми явлениями и фактами, Роберт Оуэн отмечал, что детей, прежде всего надо научить фактам, начиная с более знакомых юному уму и постепенно переходя к самым полезным и необходимым.

В последнем очерке Роберта Оуэна, посвященном обсуждению общих государственных мер, которые могут способствовать поднятию нравственного уровня и материального благосостояния населения, он отмечает, что правительство должно ввести единообразную национальную систему воспитания и обучения бедных и невежественных классов и в основание ее положить дух мира и разумности.

Идеи Роберта Оуэна о воспитании подрастающего поколения

Роберт Оуэн – это английский философ и педагог, пропагандирующий идеи социализма и творческого развития подрастающего поколения.

Роберт Оуэн был реформатором XIX столетия. В тот период, основным направлением педагогических исследований были идеи гуманистического развития детей, их воспитания в гармонии с природой. Оуэн не поддерживал данные взгляды и считал, что воспитание ребенка должно быть реализовано в специальных условиях, ограждающих его от влияния окружающей среды, уделяя особое внимание физическому развитию, игровой деятельности и творческому воспитанию: танцы, музыкальные занятия, пение, художественная деятельность.

Рисунок 1. Роберт Оуэн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как сторонник социализма, Оуэн считал, что процесс воспитания должен быть реализован в духе общественности. Предполагалось воспитание коллективной ответственности, коллективной деятельности и коллективного взаимодействия, чувства долга, совести, справедливости.

Основными аспектами формирования детской личности в ходе воспитательной деятельности, Р. Оуэн считал:

  • Ласковое обращение с воспитанниками;
  • Приоритетное значение игровой деятельности в воспитательном процессе;
  • Исключение наказаний и добродушное отношение к детям;
  • Обязательное соблюдение режима дня;
  • Необходимость раннего обучения детей. Оуэном были созданы школы для детей раннего возраста, обучение в которых начиналось с полутора лет. При желании родителей, детей могли принять в школу и в годовалом возрасте;
  • Действия человека и его развития зависит от окружающей среды и конкретных обстоятельств, в которых реализуется воспитательный процесс. Под влиянием среды происходит формирование характера ребенка;
  • Целевое назначение воспитания - формирование сознательной, самостоятельной, рационально мыслящей личности;
  • Приоритетное значение нравственного воспитания и развития подрастающего поколения. Предполагалось воспитание нравственных качеств, нравственных ориентиров деятельности;
  • В основе физического воспитания лежит выполнение военных упражнений;
  • Трудовые навыки – необходимое условие полноценного развития личности;
  • Предоставление права на получения воспитания, образования и развития всем категориям граждан. Это следствие приверженности социализму;
  • Тесная связь воспитательной деятельности с образованием. Воспитание, по мнению Оуэна, оказывает сильное воздействие на формирование знаний и навыков ребенка, на формирование его интеллектуальной сферы;
  • Обязательное проведение занятий на улице.

Готовые работы на аналогичную тему

Оуэном была разработана система воспитательной деятельности, включающая четыре ступени получения воспитания и обручения с раннего возраста до старшего школьного.

Подобные идеи были не новы для педагогической науки. Но Оуэн стремился сделать данные взгляды основой организации воспитательной деятельности и способствовал их практическому воплощению.

Система образования Роберта Оуэна

Робертом Оуэном была разработана система четырехуровнего воспитания и обучения подрастающего поколения. Система образования была ориентирована на обучение рабочего класса, т. е. детей рабочих. Она была организована в Нью-Ланарке, где имелась текстильная фабрика, которой управлял ученый, и при которой он организовал учебные заведения для детей рабочих данной фабрики.

Система образования, разработанная Р. Оуэном, состояла из следующих этапов обучения:

  1. Школа для детей раннего возраста. В нее принимались дети от годовалого до пяти летнего возраста. Ее функционирование сходно с работой современных детских садов. Приоритетное внимание отдавалось физическому воспитанию и развитию, реализуемому через организацию прогулок на свежем воздухе, подвижной игровой деятельности. В школе организовывались физические занятия под музыку на свежем воздухе. Вообще, основное времяпрепровождения ребенка в ранней школе было на свежем воздухе. Детей учили танцам, пению, игре на музыкальных инструментах, выполнению различных гимнастических упражнений. Ориентация шла на формирование эстетического вкуса, воспитание физических качеств т.е. имелась тесная связь физического развития с эстетическим.
  2. Дневная школа. В ней производилось обучение детей от пяти до десяти летнего возраста. Дети рабочих изучали арифметику, географию, историю, родной язык и естествознание. Это был этап начального школьного обучения. Большое внимание уделялось формированию практических навыков детей: работа в мастерских фабрики, в садах, полях, выполнение различных трудовых поручений. В этот возрастной период особое внимание было уделено воспитанию социальных и нравственных качеств. Прививалась коллективная ответственность, взаимопомощь, сострадание, честность. Любознательность учащихся была мотивирована проведением с ним бесед и рассказов об окружающем мире и его основах. Преподавание велось в форме игры. Лишь после шести - семилетнего возраста оно приобретало урочный характер. Догматизму и зубрежке научной информации не предавалось значения. Преподавалась полезная информация, необходимая в практической жизнедеятельности. Ведущими методами в обучении стали наглядные пособия.
  3. Вечерняя школа. В ней производилось обучение детей, которые работали на фабрике и не могли посещать дневную школу. Обучение велось для детей от десяти до пятнадцати летнего возраста.
  4. Вечерняя школа для взрослых. Она включала лекции по различным научным направлениям ,которые были ориентированы на культурное просвещение взрослых из рабочего класса. Велась борьба с неграмотностью, реализовывалось развитие творческих навыков.

Основная идея построения образовательной деятельности, предложенная Робертом Оуэном, состояла в практической направленности знаний и навыков деятельности. Оуэн отдавал огромное значение трудовому воспитанию, но видел его в качестве основы развития ребенка. Формирование интеллекта, культуры поведения и социального взаимодействия, развитие духовного мира – основа становления личности по Роберту Оуэну. Его идеи положили основу практическим педагогическим достижениям.

Рисунок 2. Вклад Оуэна в развитие педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Читайте также: