Теория личности г мюррея кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Персонология Г.Мюррея Психология личности

2. Персонология

Это интегральное направление психологии
личности, развивающееся на основе
междисциплинарных исследований, предметом
которого является личность в её разных
гносеологических, онтологических и культурных
положениях.

3. Основные задачи, решаемые этим направлением

4. Персонология Мюррея

5. Концепция потребностей

6. Потребность

Г. Мюррей предлагает более 30 потребностей
личности:
потребность в самоунижении
в избегании позора
в аффилиации
в автономии,
в агрессии
в опеке,
в поддержке
в противодействии и т.д.

7. Типизируются по пяти бинарным основаниям:

Первичные (потребности тела) – вторичные
(психогенные потребности)
Открытые (допускаемые в сознание) – латентные
(вытесняемые из сознания)
Фокальные (связанные с конкретным объектом) –
диффузные (не зависящие от конкретных объектов)
Проактивные (реакция на внутренние факторы) –
реактивные (реакция на факторы среды)
Эффектные (направленные на результат) –
процессуальные (направленные на процесс) –
модальные (направленные на совершенство
результата).

10. Структура и развитие личности

Г. Мюррей расширил структурную модель З. Фрейда. В
структуре личности, так же как и в теории Фрейда, Мюррей
выделяет Ид, Эго и Супер-эго
- Он предложил рассматривать инстинкты, содержащиеся в
Ид, не только как конфронтирующие с социо-культурными
нормами, но и как социально-приемлемые глубинные силы в
личности.
- В Эго Г. Мюрреем были выделены такие когнитивные
процессы, как рациональное мышление и точное восприятие.
- Супер-эго, по его мнению, содержит не только интроекты
родительских фигур, формируемые в детстве, но и
интроецируемые в течение всей жизни культурные нормы и
каноны, а также интроекты других людей, значимых для
человека

12. Два комплекса и соответствующие им типы характера:

Клаустральный комплекс (внутриутробный
период жизни), в которой какая-либо
определенная эрогенная зона не играет роли, но
имеется пассивная зависимость от матери;
характеризуется чертами пассивности и
отчужденности личности, ведущий защитный
процесс для этого комплекса – отрицание.

Уретральный комплекс – (между оральной и
анальной стадиями), в которой эрогенной зоной
является мочевая система, и основные действия,
связанные с сексуальным удовлетворением,
включают мочевыделение
ему свойственны соперничество и упрямство, а
ведущими защитными процессами являются
интеллектуализация, реактивное образование,
изоляция, аннулирование.

15. Список используемой литературы

Потребность понимается как динамическое образование, которое организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение. Благодаря потребности деятельность приобретает целенаправленный характер, в результате чего, либо достигается удовлетворение потребности, либо предотвращается неприятное столкновение со средой. Давление отличается от потребности лишь по своей векторной направленности: потребность представляет собой динамическую силу, исходящую от организма, в то время как давление – силу, действующую на организм. Ни то, ни другое не существует изолированно: удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями, их преобразование в целях достижения адаптации; в то же время сами ситуации, а также потребности других людей могут выступать и в качестве побуждения (потребности) и в качестве препятствия (давление).

В вопросе генеза черт Мюррей придерживается в основном психоаналитических взглядов: все потребности и их интеграты, определяющие направленность личности, берут свое начало из бессознательных либидозных влечений. Черты характера являются их сублимированной трансформацией под воздействием социальных факторов. В силу неповторимости своего жизненного пути каждый человек обладает индивидуальным набором черт, что придает уникальность его поведению и характеру.

Мюррей дает подробную характеристику основных потребностей, их социальных функций и форм проявления. Так, потребности могут быть интра- или экстравертными: например, агрессия, направленная на других (причинение травмы, словесное оскорбление) или на себя (чувство вины или самоубийство); потребность может проявляться на действенном или вербальном уровне; она может быть эгоцентрической или социоцентрической.

В персонологии Г.Мюррея - личность - это система, взаимодействующая с окружающей средой через ее потребности. Развитие личности происходит через развитие потребностей и побуждающие свойства внешней среды. Основные задачи, решаемые этим направлением:

1) изучение структуры личности;

2) изучение динамики личности;

3) диагностика личности через ее потребности.

В структуре личности, так же как и в теории Фрейда, Мюррей выделяет Ид, Эго и Супер-эго.

Однако его концепция имеет отличия от ортодоксального (классического) психоанализа: не все инстинкты Ид эгоистичны и социально неприемлемы, следовательно, функционирова-ние личности не всегда определяется попыткой избежать конфликта между индивидом и обществом; функция Эго является не только защитной, но и организующей, контролирующей и планирующей; ценности и табу, которые содержит Супер-эго, не фиксируются в детстве, поэтому ровесники, значимые взрослые и даже литературные герои могут впоследствии влиять на Супер-эго; на основании этого влияния формируется Эго-идеал, который дает широкие возможности для личностных изменений даже на относительно поздних возрастных этапах.

Развитие личности, по теории Мюррея, состоит из семи этапов, полученных путем добавления к концепции развития личности Фрейда еще двух стадий: клаустральная(внутриутробный период жизни), в которой какая-либо определенная эрогенная зона не играет роли, но имеется пассивная зависимость от матери; уретральная (между оральной и анальной стадиями), в которой эрогенной зоной является мочевая система, и основные действия, связанные с сексуальным удовлетворением, включают мочевыделение.

Соответственно двум дополнительным стадиям Мюррей описывает два комплекса и соответствующие им типы характера:

1) клаустральный, в котором главным защитным механизмом является отрицание, а формирующиеся черты выражают пассивность и уход;

19.Неофрейдизм и его основные представители.

Неофрейдизм - направление в психологии, психиатрии, социологии и философии, получившее распространение преимущественно в США. Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа. В то же время всех их объединяет приверженность определенным идеям и установкам фрейдизма (прежде всего психологизм в подходе к общественным явлениям) , а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации.

В конце 30-х гг, возник неофрейдизм, соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями, и предвестником этого явления стала индивидуальная психология А. Адлера. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутри психических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.




В русле неофрейдизма развивались следующие теории.

1. Теория базальной тревоги Карен Хорни; причиной невроза является тревога, зарождающаяся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания.

2. Гуманистический психоанализ Э. Фромма: невроз и проблемы адаптации в среде возникают в результате невозможности для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение.

4. Теория Вильгельма Райха: признание необходимости полного сексуального раскрепощения человека, что способствовало бы установлению подлинно человеческих (естественных] взаимоотношений в любви, труде и познании.

Идеи неофрейдизма, несмотря на некоторую ограниченность своих психологических концепций, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру и впоследствии дали множества интересных ответвлений и концепций.

В персонологии Г.Мюррея - личность - это система, взаимодействующая с окружающей средой через ее потребности. Развитие личности происходит через развитие потребностей и побуждающие свойства внешней среды. Основные задачи, решаемые этим направлением:

1) изучение структуры личности;

2) изучение динамики личности;

3) диагностика личности через ее потребности.

В структуре личности, так же как и в теории Фрейда, Мюррей выделяет Ид, Эго и Супер-эго.

Однако его концепция имеет отличия от ортодоксального (классического) психоанализа: не все инстинкты Ид эгоистичны и социально неприемлемы, следовательно, функционирова-ние личности не всегда определяется попыткой избежать конфликта между индивидом и обществом; функция Эго является не только защитной, но и организующей, контролирующей и планирующей; ценности и табу, которые содержит Супер-эго, не фиксируются в детстве, поэтому ровесники, значимые взрослые и даже литературные герои могут впоследствии влиять на Супер-эго; на основании этого влияния формируется Эго-идеал, который дает широкие возможности для личностных изменений даже на относительно поздних возрастных этапах.

Развитие личности, по теории Мюррея, состоит из семи этапов, полученных путем добавления к концепции развития личности Фрейда еще двух стадий: клаустральная(внутриутробный период жизни), в которой какая-либо определенная эрогенная зона не играет роли, но имеется пассивная зависимость от матери; уретральная (между оральной и анальной стадиями), в которой эрогенной зоной является мочевая система, и основные действия, связанные с сексуальным удовлетворением, включают мочевыделение.

Соответственно двум дополнительным стадиям Мюррей описывает два комплекса и соответствующие им типы характера:

1) клаустральный, в котором главным защитным механизмом является отрицание, а формирующиеся черты выражают пассивность и уход;

19.Неофрейдизм и его основные представители.

Неофрейдизм - направление в психологии, психиатрии, социологии и философии, получившее распространение преимущественно в США. Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа. В то же время всех их объединяет приверженность определенным идеям и установкам фрейдизма (прежде всего психологизм в подходе к общественным явлениям) , а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации.

В конце 30-х гг, возник неофрейдизм, соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями, и предвестником этого явления стала индивидуальная психология А. Адлера. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутри психических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

В русле неофрейдизма развивались следующие теории.

1. Теория базальной тревоги Карен Хорни; причиной невроза является тревога, зарождающаяся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания.

2. Гуманистический психоанализ Э. Фромма: невроз и проблемы адаптации в среде возникают в результате невозможности для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение.

4. Теория Вильгельма Райха: признание необходимости полного сексуального раскрепощения человека, что способствовало бы установлению подлинно человеческих (естественных] взаимоотношений в любви, труде и познании.

Идеи неофрейдизма, несмотря на некоторую ограниченность своих психологических концепций, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру и впоследствии дали множества интересных ответвлений и концепций.

В 1938 году Мюррей предложил собственную теорию психологических потребностей человека. Согласно его теории[16], неудовлетворенные потребности создают биохимическое напряжение, избавиться от которого можно только после удовлетворения потребностей. У человека есть множество потребностей, среди них в первую очередь выделяются:

1. Первичные, или биологические, потребности, например голод, жажда, потребность в воздухе.

2. Вторичные, или психологические, потребности, например потребность в заботе, развитии, независимости.

Кроме того, Мюррей с коллегами определил еще двадцать семь потребностей, которые, по его убеждению, свойственно испытывать каждому человеку (хоть и в разной степени). Перечислим их здесь:

• Пассивное повиновение – подчинение силе, признание собственной неполноценности.

• Достижения – потребность побеждать, преуспевать и преодолевать препятствия.

• Приобретение – потребность приобретать, коллекционировать, накапливать.

• Аффилиация – потребность в дружбе, симпатии и взаимоотношениях.

• Агрессия – стремление уничтожить, унизить другого человека.

• Автономия – желание быть сильным, освободиться от опеки и уметь противостоять другим людям.

• Избегание наказания – потребность посредством соблюдения правил избегать любых обвинений и наказаний.

• Созидание – стремление создавать, строить.

• Потребность идти вразрез с общепринятым – потребность в уникальности.

• Противодействие – потребность защищать свою честь и отстаивать свои интересы.

• Самозащита – потребность во что бы то ни стало оправдать свои действия.

• Доминантность – желание управлять другими людьми и контролировать их.

• Внимание – потребность привлекать к себе внимание.

• Суждение – стремление учить, делиться информацией, поднимать общие, глобальные вопросы.

• Избегание опасности – потребность избегать боли и нанесения себе вреда.

• Избегание неудачи – потребность скрывать свои слабости и избегать ощущения стыда или неудачи.

• Покровительство – потребность защищать и опекать других.

• Поддержание порядка – стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте.

• Игра – желание развлекаться, расслабляться, избавиться от напряженности и стресса.

• Признание – потребность в социальном статусе и одобрении, удовлетворяемая путем демонстрации своих достижений.

• Отвержение – желание оттолкнуть других, быть грубым и недоступным.

• Чувственность – желание получать чувственные впечатления.

• Секс или эротика – стремление к сексуальным отношениям.

• Схожесть – потребность уметь сопереживать другим людям.

• Опека – потребность быть под опекой, ожидать помощи и совета.

• Понимание и познание – потребность задавать вопросы и приобретать знания и опыт.

По мнению Мюррея, каждая из этих потребностей важна сама по себе, при этом они бывают взаимосвязаны и поддерживают друг друга, однако могут и конфликтовать. Каким образом потребности проявляются в поведении человека, отчасти зависит от факторов внешней среды, которые сам ученый называл давлением.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Генри Мюррей (1893–1988)

Генри Мюррей (1893–1988) Если теория личности Олпорта строилась как практически полная антитеза фрейдовской психологии, то система Мюррея, названная им пер — сонологией, продолжала основные традиции классического психоанализа. Однако, как и Олпорт, Мюррей предпочитал

ТЕХНИКА 1. Выяснение психологических потребностей

ТЕХНИКА 1. Выяснение психологических потребностей Самоубийство опирается в основном на душевную боль, главным источником которой являются фрустрированные психологические потребности. Шнейдман (Шнейдман, 200!.) разработал опросник со списком этих потребностей для того,

Генри Мюррей (1893–1988) Личностные качества

Генри Мюррей (1893–1988) Личностные качества Генри Мюррей родился 13 мая 1893 года в Нью-Йорке в состоятельной семье. В 1915 году он окончил Гарвардский университет с дипломом историка, после чего поступил на факультет хирургии и общей терапии Колумбийского университета,

24. Понятие мотивации. Теории мотивации. Теория Мак-Клелланда о потребности в достижениях. Теория иерархии потребностей А. Маслоу

24. Понятие мотивации. Теории мотивации. Теория Мак-Клелланда о потребности в достижениях. Теория иерархии потребностей А. Маслоу Мотивация – это набор потребностей человека, который может стимулировать его как члена рабочего коллектива на достижение определенных

4. Теория иерархии потребностей А. Маслоу

3. Генри Элленбергер. КЛИНИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ ФЕНОМЕНОЛОГИЮ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ[154]

3. Генри Элленбергер. КЛИНИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ ФЕНОМЕНОЛОГИЮ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ[154] Что означают с клинической точки зрения феноменология и экзистенциальный анализ? Возможно, сперва было бы уместно сказать, чем они не являются. В отличие от

Работа с парой в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна И. Ю. Хамитова

Работа с парой в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна И. Ю. Хамитова Введение До широкого проникновения идей Мюррея Боуэна в психотерапию психотерапевтическое мышление базировалось в основном на психоаналитической теории, которая рассматривает уникальность

Льюис Генри Морган

Льюис Генри Морган Белому человеку он известен как Льюис Г енри Морган (1818–1881), транспортный юрист со страстью к учёбе и исследованию внутреннего устройства разных обществ37. Род Сенека из племени ирокезов принял Моргана в свои ряды, когда он был уже взрослым, дал ему имя

В начале своей научной карьеры он был под большим влиянием теорий З.Фрейда и К Юнга. Главный вклад Г.Мюррея в исследование личности связан с изучением ее мотивационной сферы. Личность он рассматривал как организующую и управляющую силу. Ее назначение в том, чтобы интегрировать конфликты и побуждения, удовлетворять потребности и строить планы на будущее.

Г. Мюррей заимствует из психоанализа понятия Оно, Я и Сверх-Я, но содержательно рассматривает их несколько иначе. Оно, по мнению Г.Мюррея, является вместилищем примитивных и неприемлемых импульсов, но может включать и социально одобряемые импульсы. Сила Оно у различных индивидов неодинакова, поэтому управлять им разным людям легче или труднее. Функция Я состоит в том, чтобы не только сдерживать и подавлять определенные импульсы Оно, но и организовывать, контролировать и планировать то, как они проявляются.

Сверх-Я в теории Мюррея, как и у Фрейда, рассматривается как порождение культуры. Сверх-Я формируется не только на основе требований со стороны родителей, как считал Фрейд, но и под влиянием других представителей социума (ровесники, учителя, общественные деятели, воображаемые персонажи). Со Сверх-Я тесно связано идеальное Я – идеализированный образ самого себя. Идеальное Я может не совпадать со Сверх-Я. Например, для какого-нибудь подростка идеальное Я может быть представлено образом главаря банды. Но, как правило, идеальное Я совпадает с социальными нормами.

Потребность Г.Мюррей определял как теоретический конструкт, который используется для обозначения силы, организующей восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению и действию таким способом, чтобы трансформировать в определенном направлении существующую неудовлетворительную ситуацию. Каждая потребность характерным образом сопровождается определенным чувством или эмоцией и склонна к определенным формам изменения. Она может быть слабой или интенсивной, кратковременной или продолжительной. Но обычно она сохраняется и придает определенное направление внешнему поведению.

Он составил список из 40 потребностей (в достижении, власти, аффилиации, агрессии, автономии, защите, уважении, опеке и др.), который включает как витальные, так и социогенные потребности. Для их диагностики он разработал проективную методику "Тематической апперцепции тест" (ТАТ), который применяется во всех странах. При его выполнении испытуемому дают разнообразные картинки с неопределенным содержанием, и просят составить рассказы с опорой на них. Предполагается, что испытуемый будет проецировать свои потребности на героев своего рассказа.

Наряду с понятием потребности, Г.Мюррей ввел понятие пресса, под которым он понимал характеристику или свойство объекта, среды или человека, которое облегчает или затрудняет достижение индивидом его цели. Прессы связаны с людьми или объектами, имеющими прямое влияние на усилия, предпринимаемые индивидом для удовлетворения своих потребностей. Он выделял два вида прессов: альфа-пресс– объективное влияние со стороны других людей или среды; бета-пресс– интерпретация субъектом чьего-то поведения или чувств. Прессы вносят свой вклад в принятие решений человеком. Например, молодой человек имеет потребность жениться на определенной девушке. В качестве позитивного альфа-пресса может выступать одобрение его поступка со стороны ее родителей, в качестве негативного альфа-пресса – неодобрение со стороны его родителей. В качестве негативного бета-пресса может быть сомнение юноши в искренности чувств невесты. Таким образом, его окончательное решение будет принято под влиянием всех этих воздействий.

Г.Мюррей даже составил перечень негативных прессов, которые могут влиять на поведение человека. К ним он отнес следующие факторы: отсутствие семейной поддержки, отсутствие или болезнь кого-нибудь из родителей, их смерть, бедность, бытовая неустроенность и т.п..

Он создал самую развернутую классификацию потребностей, основанную на нескольких критериях.

1 По происхождению потребности делятся на: первичные (висцерогенные) – они проистекают из внутренних, телесных процессов; к ним относятся все витальные потребности; вторичные (психогенные) – возникают позже на основе социальных отношений.

2 По числу объектов, могущих удовлетворить данную потребность, они делятся на фокальные– потребности, которые могут быть удовлетворены одним или несколькими объектами (например, потребность в любви) и диффузные - потребности, которые могут быть удовлетворены многими объектами (например, потребность в познании).

3 По источнику, инициирующему потребность, они делятся на реактивные – возникающие в связи со специфическим воздействием со стороны среды (например, потребность в безопасности возникает в связи с появлением угрожающего фактора) и проактивные - возникающие под влиянием внутренних факторов (целей, планов и пр).

4 По степени проявленности в поведении человека потребности можно разделить на проявляющиеся (о наличии которых человек может открыто говорить или открыто их удовлетворять) и скрытые (их человек скрывает, они проявляются в его снах, символах, мечтах).

Одна и та же потребность может в разных обществах скрываться или демонстрироваться, в зависимости от социальных норм. Например, в США приветствуется потребность в достижении, поэтому там является нормой такое поведение, при котором человек заявляет, что он лучший в своей профессии. В нашей стране такое поведение встретит непонимание со стороны коллег.

5 По характеру удовлетворения потребности делятся на эффект-потребности (удовольствие от их удовлетворения человек получает по завершении действия); процесс-потребности (удовольствие от их удовлетворения человек получает в самом процессе удовлетворения, например, при чтении книги или при просмотре фильма) и модальные потребности (удовольствие человек получает от выполнения деятельности на высоком уровне качества). Например, потребность в достижении удовлетворяется, если человек сделал что-то лучше, чем другие люди.

Читайте также: