Административные правоотношения признаки кратко

Обновлено: 05.07.2024

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений:

– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;

– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;

– являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;

– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты. Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Основы правоохранительной службы.

Административный процесс: понятие, структура.

Административный процесс — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность исполнительных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти.

Административный процесс включает в себя три составляющие: административные процедуры, административную юрисдикцию, административную юстицию.

Административные процедуры — это упорядоченные в нормативном порядке действия органов исполнительной власти и образуемых этими органами государственных учреждений, направленные на реализацию предусмотренных законодательством либо подзаконными нормативными правовыми актами прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

Под административной юрисдикцией понимается процесс рассмотрения и разрешения административных споров, в том числе рассмотрения жалоб граждан и организаций органами публичной власти, применения органами исполнительной власти и судами мер административного принуждения к физическим и юридическим лицам.

Административная юстиция подразумевает судебный контроль за законностью актов государственного управления, принимаемых органами (должностными лицами) исполнительной власти, и актов, принимаемых органами местного самоуправления.

Экзаменационный билет № 15

Виды административных правоотношений.

Формы деятельности органов исполнительной власти.

Организация управления в особых условиях.

Административные правоотношения классифицируются по различным критериям.

1. По основаниям возникновения выделяются административные правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе нормальной, правомерной деятельности уполномоченных субъектов, и деликтные административные правоотношения, являющиеся следствием главным образом дисциплинарных, административных правонарушений.

2. В зависимости от назначения административно-правовых норм различаются материальные и процессуальные административные правоотношения. Материальные — это отношения, урегулированные нормами материально-административного права, а процессуальные отношения — урегулированные процессуальными нормами административного права.

3. По структуре объекта надо различать простые и сложные административные правоотношения, имеющие в качестве своей общей предпосылки организационные отношения.

Общим объектом административных правоотношений, как и любых правоотношений, являются поведение, деятельность физических лиц и их различных коллективных образований. В простых административных правоотношениях он является единственным. В сложных административных правоотношениях объектом самого поведения (деятельности) могут быть объекты, частично сходные с объектами гражданского права: а) имущество; б) работы и услуги; в) информация; г) результаты интеллектуальной деятельности; д) нематериальные блага (см. ст. 128 ГК РФ). В частности, правовой режим этих объектов может быть связан с их административно-правовой охраной (см. КоАП РФ, Таможенный кодекс РФ).

Следовательно, виды объектов гражданского и административного права в основном совпадают, но различия заключаются в том, что с ними связаны права и обязанности субъектов административных правоотношений. Например, решение уполномоченного органа о закреплении имущества за унитарным предприятием реализуется в форме административных отношений, которое образует имущественную основу его деятельности как участника гражданского оборота.

4. По соотношению прав и обязанностей сторон выделяются вертикальные и горизонтальные административные правоотношения. Вертикальными обычно признаются административные правоотношения, основанные на властном подчинении одной их стороны другой. Они чаще всего сводятся к непосредственному властному воздействию одной стороны на другую (например, вышестоящего органа управления на подчиненный ему орган).

Известно, что правосудие всегда осуществляется в процессуальной форме, кᴏᴛᴏᴩая будет ее атрибутивным признаком. А исполнительная власть, управление может иметь процессуальную форму, а может и не иметь Соответственно можно различать процессуальную и непроцессуальную формы осуществления власти.

Юридический процесс можно понимать как властную деятельность уполномоченных субъектов, направленную на решение конкретных юридических дел и достаточно полно урегулированную процессуальными нормами. Раскрывая ϶ᴛᴏ понятие, крайне важно выделить основные признаки юридического процесса.

В первую очередь, ϶ᴛᴏ деятельность, в кᴏᴛᴏᴩой реализуются властные полномочия. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих отношениях участвуют и граждане, и организации, но лидирующая роль принадлежит носителям публичной власти. Властность отличает процесс от разнообразных процедур (заключение договоров, организация пресс-конференций, регистрации и т. д.).

Во-вторых, результатом процессуальной деятельности будет решение юридических дел (принятие нормативного акта, прием в гражданство, применение санкции и т. д.) По϶ᴛᴏму она оформляется официальными документами как промежуточными, так и итоговыми

В-третьих, она с большей или меньшей степенью детальности регламентируется процессуальными нормами, кᴏᴛᴏᴩые определяют участников процесса, их права и обязанности, подведомственность,

3. Особыми условиями являются:1.резвычайные ситуации природного и техногенного характера.2.Чрезвычайное положение.3. Военное положение.4. Иные обстоятельства, вызывающие нарушение нормальных условий жизни и необходимость формирования управления, направленного на их устранение.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью, окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ сформирована единая государственная система, объединяющая органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации, в ведение которой входит решение вопросов о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

При чрезвычайных ситуациях Президент может ввести на территории РФ или в отдельной ее части чрезвычайное положение. Непосредственное государственное управление при чрезвычайной ситуации возложено на федеральные органы исполнительной власти. По отношению к подведомственным организациям они:

- Утверждают отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции.

- Утверждают правила защиты работника от чрезвычайных ситуаций.

- Разрабатывают и осуществляют организационные, инженерно-технические и иные мероприятия по повышению устойчивости функционирования отраслей в чрезвычайной ситуации.

РФ обязательно декларирование безопасности промышленных объектов, деятельность которых связаны с повышенной опасностью производства.

В декларации должна быть обоснована безопасность проекта, действующего промышленного объекта, определен характер и масштабы опасности технологических процессов и в соответствии с этим определены меры по обеспечению безопасности производства, населения, окружающей среды и регламентируются действия персонала в аварийных ситуациях.

Чрезвычайное положение – вводится в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения представляют собой реальную чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан, конституционному строю, устранение которых невозможно без чрезвычайных мер.

Таким образом, основания для введения чрезвычайного положения шире, чем для чрезвычайной ситуации.

Военное положение. Специфика режима военного положения заключается в усилении и расширении роли военных органов в управлении территорией, где введено военное положение.

При военном положении полномочия органов исполнительной власти территории передаются органам военного управления. Введение этого режима накладывает определенные ограничения на права граждан, которые не могут быть возложены на них в нормальных условиях (введение всеобщей трудовой повинности).В условиях военного положения может изменяться организация управления различными объектами, не имеющими военного назначения.

Билет 16

- это урегулированные нормами административного права фактические, общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, осуществление исполнительной власти, а также внутри-организационные отношения в аппаратах государственных органов, отношения связанные с осуществлением государственной службы и разрешение споров, вытекающих из административных правоотношений (административная юстиция), а также привлечение к административной ответственности (административная юрисдикция).

Основные признаки административных правоотношений:

1) Административные правоотношения возникают, изменяются, прекращаются на основании административных норм, они урегулированы нормами административного права.

2) Административные правоотношения всегда возникают в сфере государственного управления, осуществления исполнительной власти и всего что связанно с ее функционированием.

3) Участники административных правоотношений всегда наделаются взаимными правами и обязанностями. Если у одного участника есть права, то у другого участника есть обязанности и наоборот.

4) Административные правоотношения имеют сознательно волевой характер. Возникают, изменяются, прекращаются по воли одной из сторон.

5) Административные правоотношения могут возникать по инициативе любой из сторон. Согласия другой стороны не является обязательным. Характерная черта административных правоотношений.

6) Одной из сторон всегда выступает орган государственного управления. Организация наделенная властными полномочиями (Банк России), органы местного самоуправления.

7) В административных правоотношениях один из субъектов всегда действует юридически властно и данный субъект всегда наделен властными полномочиями.

8) Административные правоотношения гарантируются государством, в том числе в необходимых случаях его принудительной силой.

9) Административные правоотношения могут защищаться как в судебном порядке, так и не в судебном административном порядке. В основном эти отношения защищаются вне судебном порядке.

Классификация административных правоотношений:

По соотношению прав и обязанностей :

- Вертикальные (отношения власти и подчинения)

- Горизонтальные (участники отношений находятся на одном организационном уровне)

В зависимости от назначения :

- Процессуальные - процессуального права ( характерная особенность - регулирует вопрос реализации материального права)

- Материальные - урегулированы нормами материального права.

Структура административных правоотношений:

- Субъекты - являются отдельные индивиды и организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей, которые могут или являются участниками административных правоотношений. Административная правосубъектность - это административная правоспособность и дееспособность. Мера участия сторон в административных правоотношениях определяется правосубъектностью.

Административная правоспособность, закрепленная нормами административного права способность либо возможность субъектами иметь юридические права и нести юридические обязанности. Правоспособность служит реальным условие вступлением в административные отношения. Административная правоспособность возникает у физических лиц либо с рождения или получения гражданства. У должностных лиц с момента вступления в должность. У беженца возникает с момента приобретения статуса беженца. У организации с момента их создания. Органы государственной власти с момента их создания и определения их компетенции, начало правоспособности у организации и органа государственной власти совпадает с их дееспособностью.

Административная дееспособность - признаваемая нормами административного права способность субъекта административного права самостоятельно своими действиями осуществлять юридические права и нести юридические обязанности.

Частичная дееспособность у физических лиц наступает,как правило, с 14 лет. Полная административная дееспособность наступает с 18 лет. Первый фактор возраст. Второй фактор, который влияет на административную дееспособность физическое здоровье. Третий фактор - родство граждан. На гражданской службе запрещается родство. Четвертый фактор - законопослушность субъекта.




- Объекты - то по поводу чего возникают административные правоотношения, действия его участников, которые происходят в сфере государственного управления, либо осуществлении исполнительной власти.

- Субъективные права - предоставляемая государством и охраняемая им возможность, свобода субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены нормами административного права.

3 разновидности проявления субъективного права:

- Возможность положительного поведения для реализации своих прав в целях удовлетворения своих интересов.

- Возможность субъекта права требовать от других лиц необходимого поведения для реализации прав и удовлетворения своих интересов.

- Возможность обратиться к органам государственной власти и местного управления для защиты своих прав.

- Субъективные обязанности - предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника административного правоотношения в интересах уполномоченного субъекта.

Выражается в необходимости совершать активные положительные действия в отношении других участников административных правоотношений, и во - вторых необходимости воздержания от действий запрещенных нормами административного права.

Юридические факт - административные правоотношения возникают, изменяются либо прекращаются при наличии каких - либо фактических обстоятельств, с которыми нормы административного права связывают наличие тех или иных обстоятельств. Это события и действия.

Событие - юридические факты происходящие происходящие независимо от воли людей.

Действия - юридические факты происхождения которых зависят от людей:

Правомерные - влекут за собой возникновение прав и обязанностей.

Неправомерные - правнарушения противоречат нормам административного права влекут юрисдикционные отношения. К число не правомерных относится бездействие.

- это урегулированные нормами административного права фактические, общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, осуществление исполнительной власти, а также внутри-организационные отношения в аппаратах государственных органов, отношения связанные с осуществлением государственной службы и разрешение споров, вытекающих из административных правоотношений (административная юстиция), а также привлечение к административной ответственности (административная юрисдикция).

Основные признаки административных правоотношений:

1) Административные правоотношения возникают, изменяются, прекращаются на основании административных норм, они урегулированы нормами административного права.

2) Административные правоотношения всегда возникают в сфере государственного управления, осуществления исполнительной власти и всего что связанно с ее функционированием.

3) Участники административных правоотношений всегда наделаются взаимными правами и обязанностями. Если у одного участника есть права, то у другого участника есть обязанности и наоборот.

4) Административные правоотношения имеют сознательно волевой характер. Возникают, изменяются, прекращаются по воли одной из сторон.

5) Административные правоотношения могут возникать по инициативе любой из сторон. Согласия другой стороны не является обязательным. Характерная черта административных правоотношений.

6) Одной из сторон всегда выступает орган государственного управления. Организация наделенная властными полномочиями (Банк России), органы местного самоуправления.

7) В административных правоотношениях один из субъектов всегда действует юридически властно и данный субъект всегда наделен властными полномочиями.

8) Административные правоотношения гарантируются государством, в том числе в необходимых случаях его принудительной силой.

9) Административные правоотношения могут защищаться как в судебном порядке, так и не в судебном административном порядке. В основном эти отношения защищаются вне судебном порядке.

Классификация административных правоотношений:

По соотношению прав и обязанностей :

- Вертикальные (отношения власти и подчинения)

- Горизонтальные (участники отношений находятся на одном организационном уровне)

В зависимости от назначения :

- Процессуальные - процессуального права ( характерная особенность - регулирует вопрос реализации материального права)

- Материальные - урегулированы нормами материального права.

Структура административных правоотношений:

- Субъекты - являются отдельные индивиды и организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей, которые могут или являются участниками административных правоотношений. Административная правосубъектность - это административная правоспособность и дееспособность. Мера участия сторон в административных правоотношениях определяется правосубъектностью.

Административная правоспособность, закрепленная нормами административного права способность либо возможность субъектами иметь юридические права и нести юридические обязанности. Правоспособность служит реальным условие вступлением в административные отношения. Административная правоспособность возникает у физических лиц либо с рождения или получения гражданства. У должностных лиц с момента вступления в должность. У беженца возникает с момента приобретения статуса беженца. У организации с момента их создания. Органы государственной власти с момента их создания и определения их компетенции, начало правоспособности у организации и органа государственной власти совпадает с их дееспособностью.

Административная дееспособность - признаваемая нормами административного права способность субъекта административного права самостоятельно своими действиями осуществлять юридические права и нести юридические обязанности.

Частичная дееспособность у физических лиц наступает,как правило, с 14 лет. Полная административная дееспособность наступает с 18 лет. Первый фактор возраст. Второй фактор, который влияет на административную дееспособность физическое здоровье. Третий фактор - родство граждан. На гражданской службе запрещается родство. Четвертый фактор - законопослушность субъекта.

- Объекты - то по поводу чего возникают административные правоотношения, действия его участников, которые происходят в сфере государственного управления, либо осуществлении исполнительной власти.

- Субъективные права - предоставляемая государством и охраняемая им возможность, свобода субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены нормами административного права.

3 разновидности проявления субъективного права:

- Возможность положительного поведения для реализации своих прав в целях удовлетворения своих интересов.

- Возможность субъекта права требовать от других лиц необходимого поведения для реализации прав и удовлетворения своих интересов.

- Возможность обратиться к органам государственной власти и местного управления для защиты своих прав.

- Субъективные обязанности - предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника административного правоотношения в интересах уполномоченного субъекта.

Выражается в необходимости совершать активные положительные действия в отношении других участников административных правоотношений, и во - вторых необходимости воздержания от действий запрещенных нормами административного права.

Юридические факт - административные правоотношения возникают, изменяются либо прекращаются при наличии каких - либо фактических обстоятельств, с которыми нормы административного права связывают наличие тех или иных обстоятельств. Это события и действия.

Событие - юридические факты происходящие происходящие независимо от воли людей.

Действия - юридические факты происхождения которых зависят от людей:

Правомерные - влекут за собой возникновение прав и обязанностей.

Неправомерные - правнарушения противоречат нормам административного права влекут юрисдикционные отношения. К число не правомерных относится бездействие.

Понятие и основные признаки административных правоотношении

Административное, как и любое отраслевое правоотношение, характеризуется двумя группами признаков: а) общими для правоотношения как юридической категории; б) специфическими, выделяющими его как особую разновидность правоотношений. Административное правоотношение относится к публичным. Поэтому некоторые его специфические признаки по своей юридической сущности свойственны конституционным, финансовым и другим публичным правоотношениям, например, характер юридических связей между субъектами, основанный на властном подчинении одной стороны другой, в основном повторим почти во всех публичных правоотношениях. Однако, будучи адаптированными к предмету и методу административного права, такого рода признаки позволяют составить более целостное представление об административных правоотношениях.

Учитывая это, надо иметь в виду, что административные правоотношения выделяются совокупностью свойственных им признаков.

Среди них наиболее очевидными являются следующие.

1. Административные правоотношения — это в основном управленческие отношения, урегулированные нормами административного права, их административно-правовая форма. Их специфическую разновидность представляют некоторые правоотношения, возникающие в связи с реализацией административной ответственности, и, строго говоря, соответствующие им отношения не имеют управленческого характера.

2. Субъектами административных правоотношений могут быть любые участники управленческих отношений. В зависимости от особенностей субъектного состава административные правоотношения могут подразделяться на виды с учетом того, что они могут возникать между субъектами таких правоотношений, по общему правилу, в различном их сочетании. Но большинство специалистов в области административного права сходятся во мнении о том, что административные правоотношения не могут возникнуть между двумя гражданами, поскольку их обязательным участником должен быть субъект, наделенный юридически властными полномочиями. С другой стороны, участниками отношений, регулируемых административным правом, могут быть субъекты, правовое положение которых не предполагает выполнение ими функций управленческих органов (судьи, мировые судьи, прокуроры).

Имеются также административные правоотношения между: а) постоянным составом их участников, например, между Министерством образования РФ и подчиненными ему федеральными службами, федеральным агентством. Содержание таких правоотношений отличается многообразием и постоянством, ибо предопределяется содержанием административной правосубъектности данных субъектов;

б) непостоянным составом их участников. Например, сотрудником ГИБДД с участниками дорожного движения и т.д.

3. Административные правоотношения характеризуются юридическим неравенством сторон. Эта их особенность обусловлена самой сущностью управленческой деятельности и возникающих вследствие ее осуществления отношений. В административных правоотношениях обязательно имеется субъект, уполномоченный принимать решения по вопросам, касающимся субъективных прав, обязанностей и интересов другой стороны — физического лица или органа, организации. Само по себе участие такой стороны в правоотношении еще не предопределяет его отраслевую правовую природу. Например, публично-правовые образования признаются субъектами гражданских правоотношений. Для административных правоотношений характерным является то, что одна из сторон реализует властные полномочия в отношении другой стороны конкретного правоотношения.

Стороной, воля которой доминирует над волей другой стороны, могут выступать прежде всего органы государственного управления и местного самоуправления, их должностные лица. Поскольку эти субъекты выступают от имени государства или местного самоуправления, они наделены властными полномочиями, ограниченными компетенцией, определенной нормативными правовыми актами, устанавливающими их правовое положение. Более сильная воля обязательного участника административно- правового отношения проявляется также в том. что принятие решения по вопросу, инициированному другой стороной, в конечном счете является прерогативой участника, наделенного властными полномочиями.

Однако подобная юридическая зависимость одной стороны отношения от другой, являясь общим правилом, имеет существенные исключения. Одно из них относится к случаям совместного решения определенных управленческих задач юридически не зависимыми друг от друга сторонами, о чем будет сказано далее, а также случаи, когда отдельные организации выполняют публичные функции по оказанию услуг гражданам в области реализации ими субъективных прав на бесплатное образование, на бесплатное оказание медицинской помощи и т.д. В подобных случаях можно говорить об известном балансе взаимных прав и обязанностей сторон.

Однако смещение публичных функций и полномочий от органов государственного управления и местного самоуправления на уровень организаций приобретает и иной характер, когда последние наделяются односторонними властными полномочиями по отношению к физическим и юридическим лицам в случаях осуществления ими контрольно-надзорных полномочий. Административному праву известны также отношения, основанные на соглашении сторон, имеющем форму административного договора.

4. Административно-правовые отношения в принципе не являются договорными, возникающими по соглашению сторон. Им может предшествовать соглашение сторон, но возникнуть они могут по инициативе любой стороны, в том числе и против воли другой стороны. В случаях, установленных нормативными правовыми актами, вступление в административно-правовые отношения является обязанностью той или иной стороны. Это относится, хотя и в разной степени, как к физическим лицам (зарегистрировать рождение ребенка, получить паспорт по достижении 14-летнего возраста, зарегистрироваться по месту жительства и т.д.), так и к субъектам, обладающим юридически властными полномочиями, обязанность которых может диктоваться необходимостью реализации их компетенции.

5. Своеобразным является также юридическое содержание административно-правовых отношении. Оно не всегда выражает взаимную связь субъективных прав и обязанностей сторон по поводу того, что послужило основанием их возникновения. Для физического лица субъективное право может трансформироваться лишь в право требовать от другой стороны соблюдения правовых предписаний либо в право на защиту своих законных интересов, например, в случае издания акта, нарушающего права гражданина, о возложении на него обязанности, не предусмотренной законом. Нижестоящий орган государственного управления обязан выполнить правомерный акт вышестоящего органа, не имея права на какое-либо встречное требование по отношению к вышестоящему органу, например, в случае отмены неправомерного акта нижестоящего органа.

Характер связи прав и обязанностей сторон во многом зависит от того, между какими именно субъектами возникают административно-правовые отношения, и их правового положения.

6. Споры, возникающие из административно-правовых отношений, как правило, разрешаются в административном порядке. В случаях, предусмотренных законом, такие споры могут разрешаться судами в соответствии с подведомственностью им дел, вытекающих из административных правоотношений. Действует тенденция в повышении роли судов в этой области. Для разрешения многих споров административно-правового характера предусматривается альтернативная подведомственность либо возможность судебного разрешения споров, если сторона не удовлетворена принятым по нему решением в административном порядке.

7. Сторона административного правоотношения, нарушившая свои обязанности, подлежит ответственности не перед другой стороной данного административного правоотношения, а перед государственными органами или органами местного самоуправления, их должностными лицами. Основными видами ответственности при этом являются административная и дисциплинарная ответственность в форме административных наказаний либо дисциплинарных взысканий.

В регулировании административных правоотношений специфические задачи выполняют административные регламенты по осуществлению федеральными органами исполнительной власти их определенных функций и оказанию ими так называемых государственных услуг.


Одной из ветвей власти является исполнительная. Работа ее представителей строится на основе юридических норм, которые вместе составляют целую отрасль – административное право. Так как оно реализуется в обществе, возникают административные правоотношения.


Система административного права

Административное право регулирует только те отношения, которые возникают между людьми, призванными осуществлять исполнительную власть.

Среди других юридических наук административное право – самая молодая наука. Она зародилась только в XVIII веке и тогда получила название “наука полиции”.

Особенности норм этой отрасли права:

  • властный, обязательный характер норм;
  • охватывают все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную;
  • субъекты административного права: граждане, органы власти, например, различные министерства, полиция, чиновники, организации, в том числе политические партии;
  • у названных субъектов есть свои права и обязанности.

Поясним, как проявляется особенность административного права проникать во все сферы жизни. В политической сфере оно включает в себя управление органами безопасности, иностранных и внутренних дел. В экономической – управление сельским хозяйством, промышленностью, финансами, в социально-культурной сфере – управление такими областями, как образование, медицина, наука и другое.


Источники норм административного права

Как и другие принятые в обществе и закрепленные государством правила, административные нормы отражены в законах и кодексах, которые частично или полностью посвящены этой области права:


Оглавление

  • Предмет административного права (отношения административно-правового регулирования)
  • Источники административного права
  • Функции административного права
  • Понятие и метод административного права
  • Административное право в правовой системе России и соотношение его с другими отраслями права
  • Субъекты административного права: понятие и виды
  • Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
  • Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений
  • Понятие управления как сферы применения норм административного права
  • Исполнительная государственная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и.
  • Характерные особенности государственного управления как вида государственной деятельности
  • Структура сферы деятельности исполнительной власти
  • Контрольная общегосударственная деятельность

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения — это общественные отношения, которые регулируются нормами административного права. Данные отношения являются организационными и обладают характером исполнительной власти.

Сущность административно-правовых отношений заключается во взаимодействии с реальными общественными отношениями, которые служат содержанием административно-правовых отношений и существуют как реальные отношения. Субъекты административно-правовых отношений отличаются всеобщностью, универсальностью предмета регулирования. Ими могут быть физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства), а также граждане, выступающие как участники отношений в связи с осуществлением профессиональной или иной социальной деятельности: рабочие, служащие, учащиеся, пенсионеры и т. д. и государственные органы, их структурные подразделения, общественные объединения, предприятия и учреждения, кооперативы и другие объединения граждан.

Объект правоотношения — это воля и поведение субъекта, которые регулируются различными способами (подчинение, разрешение и т. д.).

Предмет в административно-правовых отношениях может выражаться в духовной жизни и культуре (например, достояние музеев, выставок, учреждений культуры), правовом статусе личности, здоровье, безопасности.

Действия — это юридические факты, которые осуществляются в процессе назначение лица на должность, поощрение, отправка корреспонденции с соответствующим оформлением и т. д. Большинство юридических фактов несут правомерные действия, но могут выделять и неправомерные действия, например незаконные распоряжения. События — юридические факты, которые не зависят от воли людей и часто являются волевыми и по источнику их происхождения, например стихийное бедствие.

Защита административно-правовых отношений Большинство административно-правовых отношений возникает из правомерных действий субъектов административного права, но также может возникать и из правонарушений, например между представителем милиции и гражданином, допустившим правонарушение. Если речь идет о защите административно-правовых отношений, то подразумевают отношения и те и другие. Данная защита заключается в точном соответствии с законодательством, а защита правоотношений, возникающих из правонарушений, состоит в защите прав личности. Меры принуждения применяют только те, которые установлены законодательством, в строгом соблюдении процессуальных правил. Всякие отступления должны пресекаться, в этом и состоит защита административно-правовых отношений указанного рода. Действующим законодательством установлено два способа защиты административно-правовых отношений — административный и судебный.

Административный способ заключается в контроле за возникновением, развитием и прекращением административно-правовых отношений, рассмотрение жалоб и заявлений, который заключается в представительной и исполнительной властях. Например, все государственные органы обязаны осуществлять контроль за исполнением принятых решений, деятельностью подчиненных органов, подразделений и должностных лиц.

Судебный способ защиты административно-правовых отношений заключается в том, что жалобы на любые действия и решения государственных органов и должностных лиц могут рассматриваться в судебном порядке, например жалобы на дисциплинарные взыскания, включая увольнение служащих.

Судебный порядок защиты — конституционный принцип (ст. 46 Конституции). В его обеспечение уже приняты некоторые законодательные акты, будут приняты и другие акты в целях практической реализации данного принципа.

Читайте также: