История появления первых детских летних лагерей кратко

Обновлено: 02.07.2024

История развития детских лагерей в России

В России тема создания разветвленной сети оздоровительных учреждений для детей и подростков (именно такую цель преследовали изначально лагеря) впервые появилась в 20-х годах ХХ века по инициативе первого замнаркома по здравоохранению СССР З.П. Соловьева. Ускоренному развитию сети детских лагерей способствовало пионерское движение, продвигавшее идеи сплоченности, коллективного труда и патриотического воспитания.

В качестве компромисса и демонстрации гармоничного сочетания всех трех аспектов развития личности Соловьев открыл экспериментальную базу в виде пионерского лагеря санаторного типа.

После Великой Отечественной войны атмосфера народного объединения и направленности на восстановление и воспитание боевого духа внесла свои корректировки и в принципы лагерного воспитания. Посильный физический труд, мощная агитационная работа, развитие в детях лидерских и организаторских качеств, обязательные основы начальной военной подготовки.

Примерно с 60-х годов ХХ века вектор развития снова переходит на оздоровительное направление, воспитание активных социальных и творческих качеств личности.

Детские лагеря за границей

В Европу традиции отправлять детей в организованный лагерь пришли из Швейцарии (80-е годы XIX века). Инициатором выступил простой деревенский пастор, который устроил для местных детишек небольшой кемпинг в горах. Там он учил детей строить собственные шалаши, запускать воздушных змеев, делать игрушки из дерева. Он рассказывал им увлекательные истории и библейские притчи у костра, учил различным подвижным играм, сбору целебных трав и ягод. А когда дети вернулись, родители обнаружили, что подобный отдых пошел на пользу: сделал их здоровее, бодрее и самостоятельнее.

Современный Китай не так давно открыл для себя возможности отправлять детей в лагерь во время каникул. Это связано с особенностью национального мышления, с особой почитанием труда и образования: для китайских школьников вполне нормально проводить в школе на занятиях по 8 часов в день. Поэтому китайские лагеря для детей несут не оздоровительную, а больше образовательную направленность. В режиме дня при этом большую часть времени отводят под получение академического образования и серьезных занятий творчеством.

Еще одна интересная особенность в подходе к воспитанию – это отказ от всех медийных гаджетов (смартфоны, плееры, умные часы и прочее), которые дети при заселении сдают своим вожатым. Общение с детьми происходит через администрацию лагеря, а местный фотограф каждый день публикует фотографии детей и их времяпровождения на официальном сайте учреждения.

Впервые организовать досуг детей в летнее время решил отставной английский полковник Баден Пауэль, тщательно отобрав 20 мальчиков из обеспеченных привилегированных семей. Он вывез их на остров близ Лондона. Здесь в течение двух недель Пауэль учил ребят правилам бивачной жизни, а также навыкам разведчика-следопыта. Подобные этому бойскаутские лагеря, а также летние дачи получили на Западе большое распространение, они существуют и поныне.

В истории педагогических технологий пионерских лагерей можно четко проследить исторические периоды.

В 1925-1930 годы основное внимание в лагерях уделялось выработке правил внутреннего распорядка с акцентом на оздоровительную работу, привитию детям навыков личной и общественной гигиены. Воспитательную работу с детьми осуществляли пионерские вожатые, которые приезжали со своими ребятами и по окончании лагерных смен уезжали вместе с ними. Штатных работников в лагерях практически не было. Наряду с политико-воспитательными мероприятиями значительное место уделялось так называемому краеведению. Дети совершали много туристских походов в ближайшие к лагерю населённые пункты. Проводились также тематические костры и сборы, беседы на актуальные темы, вечера художественной самодеятельности, встречи с интересными людьми. С конца 1920-х годов в лагерях стали работать штатные отрядные вожатые, методисты, физруки, краеведы. Руководство всей воспитательной работой лагеря осуществлял представитель Центрального совета Всесоюзной пионерской организации, который был прикомандирован к лагерю на весь летний сезон.

В 1930-1940-х годах в основе воспитательной работы в лагерях была идеологическая направленность. События, которые переживала страна в этот период, находили отражение в отрядных и лагерных мероприятиях. Это героика строительных будней, война с Финляндией, героические, рекордные дальние перелёты советских лётчиков, освоение Северного ледовитого океана и завоевание Северного полюса, новые научные и технические открытия, достижения в области литературы, искусства, спорта и т.п. По-прежнему в оздоровительной работе значительное место отводилось физкультуре и спорту, туризму, личной и общественной гигиене.

Великая отечественная война 1941-1945 годов перечеркнула всё то, что годами создавалось, формировалось, нарабатывалось в пионерских лагерях. Большое место в воспитательной работе отводилось шефским мероприятиям в госпиталях, помощи семьям фронтовиков, местным колхозам и совхозам, сбору металлолома, дикорастущих лекарственных трав, грибов, ягод, а также средств на строительство танков и самолётов.

В период с 1945 по 1960 год в основу воспитательной работы были положены традиционные довоенные формы и методы с поправкой на факты и события послевоенных лет. Лагерные слёты, фестивали, сборы, клубная работа, спорт, туризм, техническое творчество, художественная самодеятельность – всё это имело место наряду с оздоровительной работой. Тяготы минувшего отрицательно сказались на состоянии здоровья детей и подростков военной поры. Теперь дети привлекаются к посильному труду, к самообслуживанию, ведётся работа по формированию навыков активистов-организаторов пионерской работы. С 1945 года особое внимание стали уделять работе пионерских вожатых. Им в помощь был составлен ряд методических пособий. Значительная часть пособий издавалась для руководителей туристско-экскурсионной работы в лагерях.

С 1960 по 1990 год воспитательная работа в лагерях начинает превалировать над оздоровительной. Основное в педагогической работе по-прежнему идеологическое воспитание.

1991-2004 годы. С упразднением Всесоюзной пионерской организации отсутствие руководящих идеологических органов, какими были ЦК ВЛКСМ и ЦС ВПО, возникла насущная необходимость кардинального пересмотра концепции педагогической работы в детских лагерях с учётом новых социально-экономических и политических условий, которые сложились в 90-х годах в России. Необходимо было глубоко проанализировать весь положительный опыт, который был накоплен за предыдущие десятилетия и, отобрав наиболее целесообразные, эффективные и соответствующие нынешним требованиям формы и методы воспитательной работы, разработать новые, современные, соответствующие духу времени педагогические технологии. В настоящее время предусмотрена педагогическая направленность и содержание воспитательных мероприятий без навязывания идеологической подоплёки. Все педагогические программы направлены на развитие личности ребенка. По-прежнему значительное место в воспитательной работе отводится физической культуре и спорту.

В связи с реорганизацией пионерской организации в конце 1980-х годов большинство лагерей прекратило свое существование; их финансирование оказалось практически невозможным. Тем не менее, некоторые предприятия нашли способы материально обеспечить свои лагеря и определить педагогическую линию работы. Бывшие пионерские лагеря стали называть детскими оздоровительными лагерями, центрами, комплексами и т.д.

Современные детские оздоровительные лагеря отличаются от создаваемых в советское время пионерских лагерей тем, что направлены на реализацию познавательных интересов личности ребенка через свободный выбор различных форм деятельности, организованный досуг с учетом потребностей различных слоев общества, детских и юношеских организаций различной направленности, с тесным сотрудничеством с предприятиями, организациями, учреждениями науки и культуры.

Posted on Oct. 19th, 2009 at 06:48 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

Статья посвящена обзору истории возникновения и проектирования детских оздоровительных лагерей в странах Европы, США и России. Для достижения цели были собраны материалы как русской, так и зарубежной литературы. В результате дана общая классификация, характеристика лагерей с точки зрения их видового разнообразия и мест размещения, объемно-планировочных решений, рассмотрены вопросы развития детских лагерей с учетом потребностей времени. Показана причина актуальности данного исследования, дан краткий анализ состояния фонда детских оздоровительных лагерей в России на сегодняшний день. Выявлены пробелы в нормативной базе и проблемы системы детского отдыха.

1861–1885 годы – частные лагеря

Появлению первых детских лагерей поспособствовал сам указанный исторический период – индустриализация стран, промышленный бум. Население постепенно перебиралось из деревень в города, начиналась активная урбанизация. Первые лагеря образовывались на дому (рис. 1). Как правило, основной целью было принятие детей на время заработка родителей в городе. Местом зарождения данного движения принято считать США. В тот период появлялись частные лагеря, которые располагались в деревнях, городах, парковых зонах [3]. Они были как бесплатные, так и платные. Различались они так же по времени пребывания детей. Деятельность таких заведений была направлена на оздоровление подопечных, развитие в них выносливости, наблюдательности, лидерских качеств.

Рис. 1. Модернизированный сельский дом – первые лагеря на дому, прототип (пример) проекта

Объемно-панировочные решения первых специализированных детских лагерей были не адаптированы под их функциональное назначение. Эти лагеря были, как правило, квартирного типа (отдельно стоящие и блокированные дома) или палаточного типа.

Спустя 10 лет детские лагеря приобретают широкую популярность. В качестве территории под строительство выбирались практически непроходимые леса. В это время число таких лагерей увеличивается, и посещать их могли дети из семей со средним и низким доходом.

1885–1915 годы – скаутские лагеря

В этот период идёт активное развитие скаутских лагерей (рис. 2), образуются молодежные организации лагерного движения (YMCA), создается Американская Ассоциация Лагерей (ААЛ), которая впоследствии активно занимается развитием лагерного движения, создает и утверждает стандарты их организации, проводит аккредитацию лагерей, проводятся конференции, на которых обсуждаются актуальные проблемы этого направления деятельности и возможные пути их устранения.

На этот период приходится изменения в объемно-планировочной схеме лагерей, помимо уже имеющихся лагерей квартирного и палаточного (походного) типа, появляются лагеря-коммуны с делением по гендерному признаку. Появляется неярко выраженная павильонная объёмно-планировочная схема (павильон – спальный корпус, павильон – столовая), на территории лагеря размещают плац и спортивные площадки.

Рис. 2. Скаутские лагеря: а) место для отдыха; б) кухня; в) плац

1916–1940 годы – оздоровительные лагеря

Период 1916-1940 годов можно считать расцветом лагерного движения как в США, Европе, так и в России (СССР). Каждая из стран адаптирует детские лагеря отдыха согласно своей идеологии, политике, методикам воспитания и отдыха детей. Серьезно меняется объемно-планировочная схема, усложняется планировка прилегающих к лагерям территорий (на тот момент уже обязательных), появляются разные типы (виды) лагерей: оздоровительно-реабилитационные, научные (исследовательские), туристическо-экскурсионные, интернациональные. Зарождается нормативно-техническая база проектирования детских лагерей.

Рис. 3. Пионерский лагерь Артек, 1925– 30 гг., Крым, СССР

1940–1997 годы – кризис воспитательной деятельности

В СССР в течение этого периода, контроль над сферой детского отдыха перешел к профессиональным союзам. После передачи в 1933 году правительством средств государственного социального страхования в профсоюзы, последние стали основным источником финансирования детских лагерей [6].

Нельзя оставить без внимания время Великой Отечественной войны и требования мобилизации населения на фронт. Детские лагеря либо перестают функционировать и становятся заброшенными, либо отданы под нужды фронта в качестве госпиталей для военных, часть попадает под оккупацию. В послевоенный период, когда страна находилась в разоренном состоянии, необходимо было акцентировать внимание на социальной политике. Многие дети остались без родителей. Поэтому направленность деятельности детских лагерей изменилась в сторону воспитательной и социализирующей функции для бездомных детей и/или сирот.

В ходе перестройки произошёл пересмотр позиций общественных организаций в государстве. Коммунистическая партия утрачивает свою роль в государстве. Профсоюзы изменили свое положение в обществе и содержание своей деятельности. Воспитательная система в результате сложившейся социально-экономической ситуации оказалась в глубоком кризисе. Кризис в социальной сфере сократил число детей, отдыхающих в детских лагерях. Введение талонов на продукты питания также сказалось на оздоровительных лагерях. Сокращается число детских лагерей, отсутствует материальное и кадровое обеспечение. Анализ документов того времени показал, что кризис в воспитательной деятельности возник по причине следующих факторов:

отсутствия четкого направления развития социальной политики;

нехватка денежных средств в бюджете: те деньги, которые выделялись, покрывали лишь незначительную часть затрат и ни коим образом не способствовали развитию системы, увеличению количества мест для отдыха;

инертность подходов управленцев на региональном уровне;

увеличение количества лагерей дневного пребывания;

отсутствие системы подготовки педагогических кадров.

1998–2015 годы – образовательные лагеря

В этот период модернизируется подход к времяпрепровождению детей, делается акцент на образовательной деятельности, формируются первые образовательные стандарты, актуализированные под лагеря отдыха.

К 1998 году школы Нью-Йорка выступают с инициативой включить лагерь в свой образовательный план. Начинается формирование новой разновидности лагерей. К 2010 году наблюдается тенденция увеличения количества лагерей, например в США действую более 12000 лагерей, которые различаются, как по образовательному процессу, длительности смен, условиям проживания, так и организациям, их контролирующих.

Сам образовательный процесс претерпевает изменения, меняется учебный подход, лагеря учитывают интересы ребят и меняют, перестраивают свою программу. Примером могут служить многие узконаправленные лагеря: музыкальные, языковые, научные и т.д.

Появление, да и восстановление предыдущих разновидностей форм детского отдыха также достаточно хорошо выражено в этот период времени [8]. Возвращение формы обучения в виде различных экскурсий и походов способствовало лучшему усвоению материала. Система образования стала главным исполнителем и балансодержателем детских оздоровительных лагерей. Меняются формы и методы работы с детьми.

Из перечня нормативов, разработанных к 2002 году, можно сделать вывод, что государство заинтересовано в развитии направления детских лагерей. Не стоит забывать о самой образовательной программе. Кадры, составляющие ее, должны не только разбираться в своей дисциплине, но и уметь преподнести материал в интересной, понятной для детей форме. Поэтому расширяется материальная база за счет большого числа новых методических указаний и рекомендаций по ведению образовательной деятельности в таких лагерях.

2016 – настоящее время. Современные лагеря

Эффективным стало строительство Молодежного центра в Роскилле, Дании. Ключевой задачей было изменение функционального назначения здания с сохранением общего вида в целом. Так из рыбацких помещений появился молодежный центр, который является любимым местом подростков. Здесь возможно проведение кинопоказов, концертов, спортивных мероприятий.

Количество детских лагерей в России, отвечающие современным требованиям и мировым тенденциям (в архитектуре, объемно-планировочном, цветовом и т.д. решениях) – единицы, большинство либо закрыты, либо не подвергались реконструкции с 1970-80-х годов.

По итогам исследования истории возникновения и проектирования детских лагерей отдыха можно выявить следующую их эволюцию: первоначальной единицей лагеря является жилой малоэтажных сельский дом периода второй половины XIX века, который с течением времени преобразуется в лагерь XXI века, представляющий собой сложную градо-архитектурную композицию, включающую гражданские здания всех типов и урбанизацию территорий прилегающих к зданиям. Независимо от страны можно привести общую классификацию детских оздоровительных лагерей [2]. По месту размещения можно выделить:

стационарные – детские оздоровительные учреждения, расположенные, как правило, за городом;

лагеря, базой которых является общеобразовательное учреждение;

организуемые на уже имеющейся базе (турбазы, профилактории или гостиницы);

полевые и палаточные, экспедиционные, передвижные лагеря.

По видовому разнообразию и объемно-планировочному решению выделяются:

Спортивно – оздоровительные лагеря. Эта подгруппа лагерей одна из самых больших как по количеству лагерей этого типа в мире, так и по востребованности в современном обществе на данный момент. Их цель – помощь, как юным спортсменам, имеющим уже опыт занятий тем или иным видом спорта, так и новичкам в получении новых или совершенствовании уже имеющихся спортивных навыков. В зависимости от тематики их можно подразделить на группы:

Скаутские. Это подгруппа спортивно-оздоровительных лагерей, которые находятся в ведомстве скаутских организаций. Дети на период каникул становятся скаутами и следуют правилам внутреннего распорядка данных организаций. Эти лагеря ничто иное, как модернизированные первые скаутские лагеря (рис. 6).


Рис. 6. Современные скаутские лагеря: а) архитектура корпусов лагеря; б,в) музейная комната; г) учебный класс

Объемно-планировочная схема скаутских лагерей также не сильно претерпела изменения с появления первых лагерей данного типа, она лишь слегка модернизировалась и обросла удобствами, но сохранила схему палаточного или коммунного типа.

Туристские. К этой подгруппе относятся лагеря палаточного типа, включающие в себя различные виды туризма (водный, пеший, горный) и краеведческие с применением полученных туристских знаний, навыков.

Спортивные. Эти лагеря позволяют детям укрепить свое здоровье, физическое состояние. Часто педагогами являются тренеры местных команд, которые помогают юным спортсменам совершенствовать свои навыки. Объемно-планировочная схема спортивных лагерей гораздо сложнее, она может сильно отличаться по видам спорта, своя она для лагерей общеразвивающих спортивных с необходимым комплексам зданий и сооружений под то или иное направление спорта. На текущий момент объемно– планировочная схема спортивных лагерей ещё недостаточно изучена, она постоянно находится в состоянии развития.

Санаторные лагеря. Их деятельность направлена на помощь детям в восстановлении как физического, так и психического здоровья. К этой категории также относятся специальные лагеря для лиц с ограниченными возможностями. Штат таких лагерей состоит в основном из медицинских работников, которые с помощью физиотерапевтических и других лечебных процедур, с помощью медицинского оборудования, позволяют ребенку в максимально короткий срок реабилитироваться после перенесенного заболевания. Ввиду появления в последнее время ряда новых нормативов как для маломобильных групп граждан, так по оздоровительным и санаторным учреждениям, необходим серьезный пересмотр объёмно-планировочного решения санаторных лагерей.

Образовательные лагеря. Образовательные лагеря ориентированы развитие и совершенствование умственных способностей детей. К этому виду относятся курсы при колледжах и институтах, которые помогают приобрести навыки и знания, необходимые для дальнейшего поступления [1]:

творческие (рис. 7) – развивают творческие способности детей в музыке, танцах, изобразительном искусстве. Они рассчитаны на ребят как с уже имеющимися навыками, так и с их отсутствием.


Рис. 7. Образовательные лагеря: а) учебная аудитория; б) музыкальный класс

религиозные лагеря. Основной акцент в таких лагерях делается на религиозном воспитании, реализации программ по развитию толерантности, которые предназначены для детей любого вероисповедания. Как и во всех лагерях, в них так же предусмотрены спортивные мероприятия, кружки и студии.

языковые лагеря (рис. 8). Специфика данных лагерей – изучение иностранного языка с максимальным погружением в языковую среду. Располагаются лагеря в тех странах, где изучаемый язык является основным для населения. С ребятами занимаются опытные преподаватели, которые делают акцент на грамматике, лексике, правильном произношении и построении фраз. В результате такой работы за короткий срок дети адаптируются к необходимой им языковой среде.


Рис. 8. Языковые лагеря: а) многофункциональная комната; б) лингвистический класс

научные лагеря. Таких лагерей на данный момент не так много, но это направление является перспективным. В эти лагеря сложно попасть, однако все расходы на себя обычно берут некоммерческие организации. Подобные лагеря существуют по различным востребованным научным направлением, их основной особенностью является возможность для детей посещать лекции ведущих специалистов, научных деятелей и применять полученные знания на практике под руководством специалистов-педагогов.

Время не стоит на месте, современные тенденции задают ритм развития детских лагерей, появляются все новые и новые их разновидности, соответственно, модернизируется и усложняется их объемно-планировочное решение, которое будет отвечать запросам и направленности того или иного лагеря. В системе детского отдыха России были и остаются проблемы:

резкое уменьшение количества лагерей, действующих на стационарной основе;

несоблюдения санитарно-эпидемиологических норм;

отсутствие нормативно-правой базы по проектированию детских лагерей;

отсутствие системы обучения педагогических кадров для работы в лагерях;

нехватка научно-методической литературы.

Эти проблемы не являются новыми, и многие политические и общественные деятели уже неоднократно высказывались по этому поводу. 31 мая 2017 года на совещании с организаторами детского отдыха в деревне Горки Московской области председатель правительства России Д.А. Медведев отметил, что в нашей стране отсутствует программа развития системы детского отдыха. Так же было подчеркнуто, что действующих лагерей, отвечающих всем требованиям времени – единицы [6].

В настоящее время наблюдается тенденция уменьшения количества лагерей длительного пребывания и количества отдыхающих в них детей. По данным Министерства просвещения, в 2018 году в летних лагерях отдохнуло 7 миллионов детей, что составляет лишь половину от численности детей школьного возраста. Одновременно со снижением количества детских лагерей длительного пребывания увеличивается число лагерей дневного пребывания (рис. 9). О проблеме увеличения количества лагерей дневного пребывания высказался Б.В. Грызлов: согласно данным Роспотребнадзора за период 2010 года лагеря смогли посетить более 6 миллионов детей, однако увеличение количества детей связано с увеличением лагерей дневного пребывания, которые не были и не смогут стать заменой загородным лагерям.


Рис. 9. Диаграммы количества детских оздоровительных лагерей (тыс.) и детей, отдохнувших в них (млн.)3

Многие лагеря находятся в плохом состоянии из-за отсутствия финансирования (рис. 10). Некоторые детские оздоровительные лагеря на территории России просто закрыты из-за отсутствия финансирования, не соответствия нормам СанПин4, современным потребностям общества. Вновь проектируемые лагеря так же сталкиваются с проблемой отсутствия действующей нормативной базы, охватывающей нормы проектирования, начиная от планирования территории и выбора земель и заканчивая внутренней планировкой помещений и инженерных систем в целом.

Подводя итог проделанной работы, можно сделать вывод о необходимости пересмотра действующей и принятию новой (с расширением терминологической базы и трактовок) нормативной документации по проектированию детских оздоровительных лагерей, соответствующих современным потребностям общества.


Литература

Гаврилов Д.И. Проектирование и строительство пионерских лагерей. – М., 1953. – 47 c.

Kin Trauzettel H. Kinder – und Jugendeinrichtungen fur unsere Wohngebiete. – Vena, 1962.


В Европе первый лагерь появился в швейцарских Альпах в 1876 году. Пастор Бион Hermann, служивший в рабочем районе Цюриха, решил взять отпрысков рабочих с собой в деревню. Приглядывать за ними ему помогали родители-добровольцы. Лагерь был по-настоящему спартанским: мальчики спали в стогах с сеном, девочек расселили по местным семьям. Дети ходили в походы, собирали травы и ягоды, строили шалаши, запускали воздушных змеев. По возвращении взрослые отметили, что свежий воздух и физическая активность оказались весьма полезными для здоровья детей. Так что первый опыт понравился, и с тех пор летние лагеря стали организовываться не только в Швейцарии, но и в соседней Франции.

В Северной Америке первые лагеря появились в 80-х годах XIX века. Они были не государственными, а частными, небольшими, для мальчиков старшего возраста. Созданные для детей из элитных семей лагеря располагались в глухих лесах на севере Новой Англии, как можно дальше от соблазнов большого города. Затея с каждым годом становилась все популярнее, и в 1890-е годы летних кампусов появилось столько, что даже средний класс и малообеспеченные семьи смогли позволить себе отправлять в них своих мальчиков.

Август 1908 года в истории лагерей занимает особое место. Отставной полковник Баден Пауэлл вывез по просьбе друзей 20 мальчиков в лагерь на острове Броунси. Это, на первый взгляд, рядовое событие стало определённой точкой отсчёта скаутского движения и, конечно, важнейшей формы жизни скаутов – летних лагерей.

В советское время пионерские лагеря, которые первоначально создавались для подростков 11-13 лет, позволили большей части детей страны отдохнуть вне дома во время школьных каникул. На территории Советского Союза создали больше тысячи пионерских лагерей и 540 выездных загородных детских садов и яслей.

Реорганизация пионерии в конце 80-х привела к тому, что львиная доля лагерей прекратила свое существование; их финансирование оказалось практически невозможным. Тем не менее, некоторые предприятия нашли средства на свои лагеря. Из пионерских они превратились в оздоровительные центры и комплексы.

Читайте также: