Белинский и герцен кратко
Обновлено: 05.07.2024
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) оказал значительное влияние на духовную жизнь России как литературный критик, философ, атеист, западник. Его письмо к Н.В.Гоголю стало манифестом свободомыслия и знаменем демократического движения.
Герцен мудро понимал взаимоотношения человека и общества (см. цитату на стр. 386, п. 5.1). По его мнению, следует придерживаться средней линии между личностью и обществом, между индивидуализмом и коллективизмом. В этой связи вполне понятны его колебания между социализмом и либерализмом. С одной стороны, он считал, что диалектика Гегеля – алгебра революции, а социализм – применение логики Гегеля к политике. С другой, он во многом был либералом.
5.5. В. С. Соловьев
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – философ-идеалист, мистик, публицист, поэт. Он был наиболее крупным религиозным философом. Им была разработана идея Богочеловечества, т.е. идея, что России уготована миссия соединить Бога и человека в одном лице.
Соловьев выдвигал также идею всеединства. Он считал, что люди должны объединиться и тем самым избавиться от всяких конфликтов, споров. Это антиплюралистическая идея. В чем-то человечество едино, а в чем-то нет, поэтому нельзя в целом говорить о единстве или неединстве человечества.
Задача правительства - противопоставить что-либо идеологии декабристов.
1834 г. - С.С.Уваров предлагает "теорию официальной народности".
![]() |
С.С.Уваров - археолог и историк, профессор МУ, в молодости - вольнодумец и преуспевающий чиновник; после разорения стал подхалимом и карьеристом.
Распространяли идеи журналисты Ф.В.Булгарин, Н.И.Греч, драматург Н.В.Кукольник.
Разработчики концепционной идеи: профессор МУ М.П.Погодин, специалист по русской литературе С.П.Шевырев.
"гниющего Запада" | России |
- Постоянные революции - Республики - отсутствие крепостного права | - спокойствие - благодетельное влияние самодержца - попечительство самодержца = крепостное право - RuLeZ. |
ТЕОРИЯ НЕ ПОДДЕРЖАНА ОБЩЕСТВОМ.
2. Либеральное движение.
П.Я.Чаадаев.
Выдающийся русский мыслитель.
Блестящий гусар, друг Пушкина.
1821 г. - выходит в отставку, уезжает за границу.
Возвращается почти сразу после декабристского восстания.
"Декабрист без декабря"
1829-1831гг. - "Философические письма"[1]
1836 г. - публикация 1-го "Философического письма" в "Телескопе" Þ
Широчайший общественный резонанс.
Главная идея: Россия "выпала" из мирового исторического процесса.
"Мы не принадлежим ни Западу, ни Востоку и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не затронуты всемирным воспитанием человеческого рода…"
Россия отстает в развитии от Европы. Ей нечем перед ней гордиться.
Главная причина: православное миросозерцание. Уделяется внимание потусторонним сферам, а не преобразованиям реальной жизни.
Чаадаев объявлен сумасшедшим; "Телескоп" закрыт; Н.И.Надеждин, редактор, отправлен в ссылку; цензор отправлен в отставку.
"Философские письма" ускорили вызревание крупных идейных течений.
Западники и славянофилы.
Поражение декабристов показало: прежде чем браться за коренное переустройство России, надо понять, каково ее место в мировой истории, какие силы направляют ее развитие.
Конец 20-х - 30-х гг. - разгромлены кружки при МУ (Н.П.Сунгурова, А.И.Герцена, Н.П.Огарева).
1830-1840 гг. – центры общественной мысли – светские салоны, журналы, университетские кафедры.
Французские просветители не популярны, немецкие философы популярны (Г.Гегель).
1833 г. – кружок Н.В.Станкевича (Т.Н.Грановский, В.Г.Белинский, К.С.Аксаков, М.А.Бакунин, М.Н.Катков).
к концу 1830-х гг. – сформировались течения западников и славянофилов.
А.И.Герцен: западники и славянофилы – двуликий Янус.
Смотрят в разные стороны, но общее сердце.
Поэтому оба движения относят к либеральным
3. Радикально-социалистические течения.
В.Г.Белинский и А.И.Герцен.
Отделились от западников, т.к. считали, что уклад современной им Европы предоставлял людям политические свободы, не спасая тысячи людей от нищеты.
Надо, чтобы был социализм: отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком.
Александр Иванович Герцен, 1812-1870. Дали клятву с Огаревым на Воробьевых горах.
1834 – сослан в Вятку за рев. Взгляды;
1848 г. – уехал в Европу; поражение революции в ней – неудавшаяся битва за социализм.
1852 – Вольная Типография в Лондоне. Колокол. Полярная звезда.
Основа для социалистического общества – Россия, т.к. в ней буржуазные принципы еще не были привиты.
Основа – крестьянская община.
В советской историографии социализм Герцена - утопический[4].
Русские леворадикалы - революционные методы освободительной борьбы.
Революционные кружки.
Социалистические взгляды получают широкое распространение.
Кружки 20-х гг.: Сунгуровское общество, кружок Станкевича, кружок братьев Критских – чтение западной литературы, надежда на революцию и установление КМ, Общество 11 нумера (В.Г.Б.), Огарев-Герцен в МУ.
1844 г., Петербург – кружок В.М.Буташевича-Петрашевского.
Члены – учителя, студенты, литераторы, чиновники.
На собраниях бывали М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский.
Республиканское устройство, освобождение крестьян без выкупа.
Популярно учение Фурье. Обсуждались планы народного восстания.
Издание Словаря Иностранных слов. Под видом обычного словаря – пропаганда (конституция, революция, социализм).
1845 г., Украина – Кирилло-Мефодиевское общество.
Член – Тарас Шевченко.
1847-1849 гг. – правительство разгромило петрашевцев и Кирилло-Мефодиевское общество
Петрашевцы: 21 человек приговорен к расстрелу, в т.ч. Ф.М.Достоевский. Перед казнью заменен арестантскими ротами и каторгой.
Но идей и интеллектуальный запас стал основой для нового подъема, начавшегося с 1855 г.
[1] Адресованы Авдотье Норовой
[3] Народ не претендует на участие в политической жизни, а государство не вмешивается в духовную жизнь и прислушивается к народному мнению
[4] Социализм Маркса – закономерный плод развития капиталистической экономики.
Важное значение для распространения в России идей революционного демократизма имела деятельность А.И. Герцена (1812-1870). Он иммигрировал за границу и там издавал русскую революционную прессу. Происхождение государства Герцен объяснял в духе договорной теории и выводил её из необходимости сохранить общественную безопасность. В государстве он видел форму без определённого содержания. Поэтому после победы революции государство должно исчезнуть. Но! Допускал существование республики и всячески отвергал монархию. Герцен неустанно боролся против русского самодержавия, был противником капитализма и сторонником социалистических идей.
В учении Н.Г.Чернышевского о государстве и праве большое место занимала проблема их происхождения. Первоначально, считал он, существовала общинная собственность на землю и господствовала племенная организация. С возникновением земледелия появляется частная собственность, кот вытесняет общинную. Изменение формы собственности приводит к возникновению гос-ва. Возникновение права Чернышевский видит в необходимости регулирования отношений между людьми, в установлении правил для гос. устройства. Постепенно с течением времени, после свершения революции отпадёт необходимость в государственной власти. Критиковал буржуазную демократию, называл английский парламентаризм комедией. Формой нового гос-ва должна быть республика. Т.о. специфика социалистов:
· сторонники осуществления революции в отличие от западных социалистов, которые уповали на просвещение. Герцен: насильственное революционное свержение существующего экономического и политического строя. Надежда социалистов на сельскую общину как зародыш будущего общества.
· формой власти, которая должна быть установлена в результате революции крестьян вместе с рабочими – республика как форма государства. На западе – власть абсолютного монарха. Следовательно социалисты выступали за проведение реформ.
Утилитаристская концепция И. Бентама
Основная идея – принцип утилитаризма – пользы. Человек находится под властью удовольствий и страданий. Цель всякого разумного существа – получить для себя как можно больше счастья. Все побуждения человека сводятся к одному – личному интересу, наибольшему счастью, пользе. Самые порочные и самые добродетельные имеют одинаковые мотивы действия. Все хотят увеличить сумму своего счастья. Главная задача законодателя – указать человеку, в чём состоит для него наибольшая польза.
Справедливое общество – такое общество, которое обеспечивает возможно большее счастье возможно большему числу людей. Законодатель должен взвесить все удовлетворения и страдания, которые получатся от издания закона. Он должен принять во внимание, что само издание закона уже есть какое-то зло, ибо великий закон стесняет в какой-то мере свободу индивида. Законодатель должен в своей деятельности ограничиться заботой о безопасности граждан, т.е. об охране личности и его собственности. Установление равенства – химера, возможно только уменьшение неравенства.
Законодатель должен действовать в русле справедливости, а принцип справедливости означает, что право должно быть известно всем, а для этого кодификация абсолютно необходима.
И.Б. критикует сохранившиеся в Англии феодальные пережитки. К концу жизни изменил свою позицию в сторону радикализма. Это было вызвано экономическим подъёмом в Англии: он уже за всеобщие, равные, ежегодные выборы в Парламент, выступает за ответственность исполнительной власти перед законодательной, против монархии, аристократии.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) оказал значительное влияние на духовную жизнь России как литературный критик, философ, атеист, западник. Его письмо к Н.В.Гоголю стало манифестом свободомыслия и знаменем демократического движения.
Герцен мудро понимал взаимоотношения человека и общества (см. цитату на стр. 386, п. 5.1). По его мнению, следует придерживаться средней линии между личностью и обществом, между индивидуализмом и коллективизмом. В этой связи вполне понятны его колебания между социализмом и либерализмом. С одной стороны, он считал, что диалектика Гегеля – алгебра революции, а социализм – применение логики Гегеля к политике. С другой, он во многом был либералом.
5.5. В. С. Соловьев
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – философ-идеалист, мистик, публицист, поэт. Он был наиболее крупным религиозным философом. Им была разработана идея Богочеловечества, т.е. идея, что России уготована миссия соединить Бога и человека в одном лице.
Соловьев выдвигал также идею всеединства. Он считал, что люди должны объединиться и тем самым избавиться от всяких конфликтов, споров. Это антиплюралистическая идея. В чем-то человечество едино, а в чем-то нет, поэтому нельзя в целом говорить о единстве или неединстве человечества.
Читайте также: