Альфред адлер биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Альфред Адлер(1870-1937) был психиатром австрийского происхождения, который начал свою профессиональную карьеру как ученик и соратник Зигмунда Фрейда, отца психоанализа. Позже, однако, он основал собственную терапевтическую школу, известную как индивидуальная психология.

Большинство работ Адлера сосредоточено на идее, что необходимо смотреть на каждого человека в целом, со взаимосвязанными частями, которые влияют друг на друга. Поскольку его идеи значительно отличались от идей мейнстрима психоанализа, он был в конечном итоге исключен из круга близких друзей Фрейда.

С этого момента Альфред Адлер начал разрабатывать собственные теории и исследовать свои идеи. Одним из наиболее важных является комплекс неполноценности, который он считал одним из основных факторов, определяющих личность каждого человека и его формирование.

Несмотря на то, что его карьера серьезно повлияла на его исключение из круга Фрейда, Альфред Адлер в конечном итоге стал одним из главных пропагандистов психотерапии и одним из самых известных психологов в истории. Его идеи повлияли на таких мыслителей, как Абрахам Маслоу и Альберт Эллис, и заложили основы того, что позже стало известно как гуманистическая психология.

биография

Ранние года

Альфред Адлер родился в Вене, Австрия, в 1870 году. Его детство было отмечено болезнью, рахитом, из-за которой он не мог ходить, пока ему не исполнилось четыре года. Однако проблемы, с которыми он столкнулся на этом первом этапе своей жизни, побудили его принять решение изучать медицину, чтобы помочь другим людям, которые оказались в аналогичной ситуации.

Альфред Адлер, третий из семи братьев и сестер, в детстве развивал сильное чувство неполноценности, особенно из-за соперничества со старшим братом. Этот опыт должен был стать для него символом на всю жизнь и привести к разработке одной из самых известных его психологических теорий - комплекса неполноценности.

Адлер окончил Венский университет в 1895 году, получив диплом врача по специальности офтальмология. Какое-то время он работал в этой области; позже он сменил специальность и посвятил себя общей медицине. Постепенно его интерес к психиатрии вырос до такой степени, что он решил посвятить свою карьеру изучению человеческого разума.

Профессиональная жизнь

Постепенно значение Альфреда Адлера в мире психиатрии росло. Это было ясно видно в 1902 году, когда Зигмунд Фрейд, которого считали самым важным психологом во всей Вене, пригласил его присоединиться к нему и другим профессионалам в психоаналитической дискуссионной группе.

Эта группа собиралась каждую среду в собственном доме Фрейда; и со временем оно стало Венским психоаналитическим обществом. Альфред Адлер какое-то время был президентом группы, и в этот период он был одним из главных соратников основателя психоанализа. Однако со временем идеи обоих стали слишком разными, и Адлер покинул группу.

Сначала этот психолог был одним из главных пропагандистов психоанализа. Однако после разрыва он также стал одним из первых терапевтов, разработавших собственную школу мысли. На протяжении всей своей жизни он настаивал, что был не учеником Фрейда, а его соратником.

В 1912 году Альфред Адлер основал Общество индивидуальной психологии. Его первой теорией была теория комплекса неполноценности. Согласно этому, с детства люди пытаются преодолеть свое ощущение себя хуже остальных, пытаясь быть выше других. Для этого психолога этот комплекс - сила, которая движет большинством человеческих эмоций, поведения и мыслей.

Бегство из Австрии и смерть

Альфред Адлер был сыном венгерских иммигрантов еврейского происхождения. Хотя он сам отказался от веры своих родителей и обратился в христианство, его семейные корни привели к тому, что нацисты напали на него и закрыли свои клиники, когда ему было 30. Из-за этого он, наконец, принял решение бежать. Австрии, чтобы избежать более сурового возмездия.

В конце 1930-х годов Адлер эмигрировал в США с женой и начал работать профессором в Медицинском университете Лонг-Айленда. Однако вскоре после этого, в 1937 году, у него случился сердечный приступ, который положил конец его жизни во время гастролей по Европе.

Интересно, что семья Адлера потеряла след его останков. На протяжении многих десятилетий считалось, что они потеряны навсегда, но в 2007 году их нашли в крематории в Эдинбурге, Шотландия. Четыре года спустя его семье удалось восстановить их и отвезти прах в Вену, где они были похоронены.

Теории

За свою карьеру Альфред Адлер исследовал множество различных областей и создал множество теорий, охватывающих практически все аспекты человеческой жизни. Его основная предпосылка заключалась в необходимости понимать человека и все его характеристики, как если бы они были единым целым, таким образом, чтобы он мог работать с ним и помогать ему с его конкретными потребностями.

Сначала психологические теории Адлера находились под сильным влиянием философов и мыслителей, таких как Ганс Вайхингер, Федор Достоевский, Иммануил Кант, Рудольф Вирхов и Фридрих Ницше. Он также многому научился у психоанализа, присутствовавшего в то время, когда он был в Вене, хотя его идеи оказались далеки от идей этой группы.

Адлер был глубоко озабочен благополучием всех людей и приобщался к идеям социализма в течение своих лет в Венском психоаналитическом кружке. Однако в то же время он был очень прагматичным, пытаясь создать теорию человеческого разума, которую можно было бы легко применить.

Ниже мы рассмотрим некоторые из областей, на которых этот венский психолог сосредоточился больше всего в течение своей плодотворной карьеры.

Теория личности

В его книгеНевротический характерАльфред Адлер выдвинул свою идею о телеологическом объяснении человеческой личности. Это означает, что одни его части работают, чтобы превратить чувство неполноценности в другие чувства превосходства или чувства полноты. Эта теория занимает центральное место в его концепции комплекса неполноценности.

Психодинамическая теория

Альфред Адлер был одним из первых авторов в области психологии, который отстаивал идею о том, что наши цели - это фактор, который имеет наибольшее значение для нашего благополучия. Этот мыслитель считал, что цели и творческий потенциал - это то, что придает нам силы и заставляет двигаться вперед, таким образом, что они имеют телеологическую функцию.

В зависимости от основы, с которой они начинаются, цели могут быть положительными или отрицательными. Так, например, желание похудеть может исходить от комплекса неполноценности (в этом случае это может привести к нежелательным негативным последствиям); но это также может начаться с безусловного принятия самого себя.

Типология личности

В своем исследовании работы человеческого разума Адлер попытался создать типологию, в которой он классифицировал различные типы существующей личности. Однако его категории не были такими закрытыми, как те, которые предлагал, например, его современник Карл Юнг.

- Ученый парень. Люди с таким стилем личности особенно чувствительны, и поэтому им приходилось разрабатывать стратегии самозащиты, чтобы избежать вреда со стороны окружающей среды. У них часто низкий уровень энергии, и они зависят от других, чтобы получить то, что они хотят. У них есть тенденция к развитию невротических проблем, таких как фобии, компульсии или тревога.

- Избегающий тип. Это люди, которые больше всего боятся проиграть, проиграть или потерпеть поражение. Таким образом, одна из их самых выдающихся характеристик заключается в том, что они избегают рисков и ситуаций, с которыми, по их мнению, они не смогут столкнуться. Это мешает им полностью раскрыть свой потенциал в любой сфере жизни.

- Доминирующий тип. Люди с этим стилем личности имеют своей главной чертой стремление к власти, как экономической, так и физической и социальной. Это те, кто с большей вероятностью будет демонстрировать антиобщественное поведение и манипулировать другими, чтобы получить то, что они хотят.

- Общественно полезный тип. Люди с этим стилем, как правило, очень общительны, энергичны и позитивны. Обычно они стараются улучшить свое окружение и помочь другим, где могут. Кроме того, они любят социальные отношения и часто контактируют с множеством разных людей.

Комплекс неполноценности и превосходства

Комплекс неполноценности возникает, когда в человеке усиливается естественное чувство того, что он хуже остальных, из-за личных неудач или внешней критики. Однако, по словам Адлера, в той или иной степени она есть у всех; И на самом деле этот психолог считал, что он был главной движущей силой мира, побуждающей людей бороться за свои цели.

С другой стороны, Адлер также считал, что во многих случаях комплекс неполноценности может в конечном итоге привести к возникновению комплекса превосходства. В этом случае человек будет действовать таким образом, что он будет пытаться привлечь внимание других, и будет стараться быть выше остальных, чтобы чувствовать себя лучше, чем остальные люди вокруг него.

Однако на самом деле такой образ действий не начался бы с хорошей самооценки, а был бы стратегией, позволяющей скрыть собственное чувство неполноценности и боли. Если человек сможет решить свой комплекс неполноценности, его потребность быть выше остальных исчезнет сама собой.

Другие взносы Адлера

Некоторые из терапевтических стратегий Адлера включали развитие социальных отношений между людьми, обучение людей тому, как противостоять наказаниям и чрезмерной заботе, а также поощрение оптимизма и прагматического взгляда на проблемы.

С другой стороны, Альфред Адлер считал, что всем людям на протяжении всей жизни приходилось сталкиваться с тремя фундаментальными задачами: налаживанием хороших отношений, достижением успеха в работе и формированием здоровых дружеских и социальных отношений.

Работы Адлера

Альфред Адлер сделал очень плодотворную карьеру, опубликовав большое количество статей, книг и журналов. Среди его наиболее важных работ можно выделить следующие:

Альфред Адлер — известный врач и психотерапевт, создатель системы индивидуальной психологии.

Детство и юность

Альфред Адлер был одним из семи детей в семье еврейского торговца зерном и его жены. В детстве он страдал от рахита, и не мог ходить до четырёх лет. В пятилетнем возрасте он серьёзно переболел пневмонией. Все его детские болезни повлияли на его решение стать врачом.

Своё начальное образование Альфред Адлер получил в классической средней школе. Затем он поступил в Венский университет на медицинский факультет, окончил который в 1895 году. Во время учёбы он стал близко общаться с группой социалистов.

Карьера

В 1910 году Адлер стал президентом Венского психоаналитического общества, но к этому времени различия со взглядами Фрейда становились всё сильнее, и Адлер покинул общество год спустя.

В 1912 году Адлер основал Общество индивидуальной психологии. И несмотря на то, что он покинул общество Фрейда из-за различий во взглядах и мыслях, Адлер и Фрейд уважали друг друга и черпали вдохновение из работ друг друга. В 1913 году Адлер назвал своё учение системой индивидуальной психологии.

Во время первой мировой войны (1914-1918) он три года отслужил в больничном обеспечении. После окончания войны он основал консультационную поликлинику для детей с тяжёлой психикой в Вене. Он также предложил ввести в школах должность человека, ответственного за работу с детьми с неустойчивой психикой.

В 1924 году он принял приглашение и занял пост преподавателя в Педагогическом институте в Вене. Он часто путешествовал и выступал с докладами во многих учебных заведениях Европы и Америки. В 1927 году он стал приглашённым профессором в Колумбийском университете.

В 1932 году, после прихода к власти в Австрии партии Гитлера, Адлер переехал в Нью-Йорк, где занял пост профессора в Медицинском колледже Лонг-Айленда. До конца своих дней он ездил по миру со своими лекциями.

Основные работы

Личная жизнь и наследие

Во время учёбы в Вене Альфред Адлер познакомился с Раисой Эпштейн — российским общественным деятелем. Пара поженилась в 1897 году, у них родилось четверо детей. Его дочь Александра стала психиатром и общественным деятелем, а дочь Валентина — писателем и общественным деятелем.

В 1937 году, во время своей рабочей поездки в Абердинский университет, Шотландия, Адлер неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.

Интересные факты

Зигмунд Фрейд и Альфред Адлер были коллегами — ни один из них не был наставником у другого, как упоминается в некоторых источниках.

Ярый сторонник социализма, Альфред Адлер полностью разделял взгляды марксистов.

Краткая биография Альфреда Адлера (7 февраля 1870 - 28 мая 1937).

Альфред Адлер (1870-1937гг.) – австрийский психолог, мыслитель, психиатр, а также автор концепции индивидуальной психологии.

Семья, детские годы

7 февраля 1870г. в районе Вены под названием Рудольсхайм в еврейской семье торговца зерном родился третий ребенок – слабый и рахитичный. Это и был будущий автор новой психотерапевтической системы, Альфред Адлер. В детстве он не отличался крепким здоровьем, более того, не раз был на волоске от гибели. Мальчику было 3 года, когда умер спавший с ним в одной кровати брат. Сам Альфред до 4 лет не мог ходить, поскольку страдал рахитом. Только удалось победить этот недуг, как в 5-летнем возрасте ребенок подхватил пневмонию. Случай признали неизлечимым, однако одному из врачей все же удалось поставить Альфреда на ноги. Эта история и определила выбор будущей профессии – Адлер решил стать врачом.

Слабого, болезненного ребенка дома не замечали (в этом мало удивительного, ведь в семье, помимо него, росло еще 5 детей). Однако упорный мальчик боролся со своей слабостью и всегда принимал активное участие в играх и забавах дворовых сверстников. Те же охотно дружили с Альфредом. В компании ровесников он ощущал собственную значимость, которой был лишен дома. Интересно, что уже в начале жизненного пути будущий ученый осознает важность общих ценностей и сопереживания – эти идеи лягут в будущем в его концепцию индивидуальной психологии личности.

В связи с болезнями мальчик много времени проводит дома, в постели. Отрадой и способом бегства от одиночества становится чтение книг. Классическая литература, немецкая классическая философия, Библия, книги по психологии – Адлер читал все без разбора. Однако, благодаря природной сообразительности полученные знания систематизируются, а спустя десятки лет Альфред Адлер станет одним из лучших лекторов.

Биография Альфреда Адлера в качестве врача начинается с офтальмологической практики. Затем молодой специалист работает как врач общего профиля. Однако его все больше интересует функция и особенности организации нервной системы, в связи с чем он начинает увлеченно заниматься невралгией и психиатрией.

Зрелые годы: Венская психоаналитическая ассоциация

Концепция индивидуальной психологии

Новый этап биографии психоаналитика пришелся на 1919г., когда Адлер создал первую реабилитационную клинику для детей. При каждой клинике трудился врач, психолог и социальный работник. Подобные организации получили распространение сначала в Вене, а затем – в Германии, Голландии и США, а их создатель обрел международную известность.

С 1926г. Адлер живет в Нью-Йорке, работая профессором в Колумбийском университете, разъезжая по штатам Америки с лекциями. Начиная с 30-х гг. в Германии и Австрии открываются первые экспериментальные школы, в которых преподавание ведется в соответствии с идеями индивидуальной психологии. Деятельность этих школ была приостановлена в годы Второй мировой войны, после окончания которой вновь начались эксперименты.

Как уже говорилось, Альфред Адлер много разъезжал с лекциями по Западу. В одной из таких поездок, 28 мая 1937г., ученый неожиданно скончался от инфаркта. Случилось это в Шотландии, в городе Абердин. Похоронен Альфред Адлер там же.

БИОГРАФИЯ

http://psydon.ru/userfiles/adler%204%282%29.jpg

Иммиграционная карточка Альфреда Адлера

http://psydon.ru/userfiles/adler.jpg

АЛЬФРЕД АДЛЕР, 1870 – 1937:
хроника событий после смерти

1980. Психотерапевтами и педагогами Оттавы и Карлтона (Канада) организован Адлерианский Центр консультирования и образования (The Adlerian Center for Counselling and Education) – объединение канадских специалистов и сторонников индивидуальной психологии.

Летопись жизни Альфреда Адлера подготовил Ф.Р. Филатов.

Читайте также: