Изучение и отработка моделей поведения в чс на транспорте кратко

Обновлено: 08.07.2024

Значительное число техногенных катастроф происходит на транспорте. Транспорт является важнейшим связующим звеном частей любой страны, звеном современного многоотраслевого хозяйства. Транспорт, кроме пассажиров, перевозит массу разнообразных грузов. Многие из этих грузов представляют для человека значительную угрозу. Они могут гореть, взрываться, отравлять и заражать окружающую среду.

Ежегодно в Украине перевозится транспортом около 900 млн. тонн грузов и свыше 3 млрд. пассажиров. На железнодорожный транспорт приходится до 60% грузовых перевозок, автомобильный – 26, речной и морской – 14. Взрывоопасные, пожароопасные, химические и другие опасные вещества составляют 155 общего объема перевозок.

Чтобы предотвратить вредное влияние перевозимых грузов на окружающую среду, транспортные средства специально оборудуются. Но, несмотря на это, далеко не всегда удается избежать чрезвычайного происшествия, в том числе и с человеческими жертвами. 50% всех аварий и катастроф, возникающих в хозяйстве, приходится на транспорт.

Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций являются ошибки человека и техническое состояние того или иного транспортного средства. Усилия в борьбе с транспортными авариями и катастрофами должны быть направлены на их предотвращение. Вовремя принятые меры полностью их исключают или значительно уменьшают потери.

помощь пострадавший автокатастрофа

2. Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте

Проблемы, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте, присущи всем странам мира. В последние годы резко возросло число личных автомобилей, движение стало намного интенсивнее и как следствие возрастает риск различного рода аварий. Согласно принятым в Украине критериям, к чрезвычайным ситуациям на автомобильном транспорте относятся те дорожно-транспортные происшествия, следствием которых была гибель 3 и более человек или когда число пострадавших составило 5 и более человек.

Главные причины ЧС на автомобильном транспорте:

- различные нарушения правил дорожного движения;

- техническая неисправность автомобиля;

- превышение скорости движения;

- управление автомобилем в нетрезвом состоянии;

- плохие дороги (в том числе и скользкие);

- неисправности автомобилей (прежде всего – тормозной системы и рулевого управления);

- недостаточная подготовка лиц, управляющих автомобилями, слабая их реакция, низкая эмоциональная устойчивость;

- невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности;

- неудовлетворительное состояние дорог.

Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, не огороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

Если авария неизбежна:

- не покидайте машину до ее остановки (выжить в машине легче, чем вне ее);

- следует управлять машиной до последней возможности, сохраняя самообладание;

- нужно сделать все возможное, чтобы уйти от встречного удара. Кювет, забор, кустарник и даже дерево лучше идущего на вас автомобиля;

- если нет такой возможности, постарайтесь перевести встречный удар в скользящий, боковой.

Самое важное в любой аварии – не препятствовать перемещению тела вперед и защитить голову. Пассажир должен закрыть голову руками и завалиться набок, напрячь все мышцы и не расслабляться до полной остановки автомобиля. Если рядом находится ребенок – необходимо крепко прижать его к себе, накрыть собой и также завалиться набок. Следует помнить, что наиболее опасное место пассажира в автомобиле – переднее сиденье.

После того как удар произошел, прежде всего, необходимо определиться, где (в каком месте автомобиля) и в каком положении вы находитесь, не подтекает ли бензин и т.д. В зависимости от ситуации нужно покинуть автомобиль через дверь или окно. Помните! Делать это нужно как можно быстрее. Очень часто происходит загорание автомобиля с последующим взрывом. Если не открываются ни двери, ни окна – следует разбить стекло.

Основные работы при крупных автомобильных авариях проводят специальные команды, имеющие автокраны, машины техпомощи с приспособлениями для резки металла, реечными домкратами, клиньями, тросами и другим необходимым инструментом.

Для ликвидации последствий аварий с автомобилями, перевозящими химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные формирования.

2.1 Оказание первой помощи пострадавшему в автокатастрофе

Первоочередной задачей при оказании доврачебной помощи является устранение опасности, угрожающей жизни пострадавшего. При автокатастрофе главное – своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. И должно быть это сделано не позднее первых 20, от силы 30 мин. Иначе будет поздно.

- нарушение сердечной деятельности и дыхания;

- тяжелые черепно-мозговые травмы и повреждения позвоночника;

Надо иметь в виду, что водитель и пассажиры чаще всего получают ранения головы, конечностей и грудной клетки от ударов конструкциями дверей, рулевой колонки, передней стенки кузова и ветровым стеклом. Дополнительные травмы наносят предметы, находящиеся в машине. Пешеходы наибольшие повреждения получают от ударов бамперами, крыльями, фарами и капотом. Около 60% всех ранений – результат вторичного удара о дорожное полотно, бордюрный камень.

Что делать? Каждый водитель проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. На место происшествия вызываются работники ГАИ, скорая медицинская и техническая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками.

Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения.

Порядок оказания первой медицинской помощи:

- остановить кровотечение, угрожающее жизни;

- при отсутствии дыхания – сделать искусственное дыхание и вентиляцию легких;

- при отсутствии пульса – одновременно с искусственным дыханием проводить непрямой массаж сердца;

- при шоке – ограничить подвижность, утеплить, дать горячее питье, обезболивающее средство;

- при черепно-мозговых травмах и повреждениях позвоночника – обеспечить неподвижность, дать обезболивающее средство;

- при потере сознания – расстегнуть одежду, положить на спину так, чтобы голова была ниже ног, сбрызнуть лицо и грудь холодной водой, поднести к носу нашатырный спирт. Если результат не достигнут, следует проверить, свободны ли дыхательные пути;

- при клинической смерти – убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и дыхания (при помощи зеркала) и только потом приступить к реанимационным действиям.

Четыре заповеди, как сохранить жизнь пострадавшему до прибытия спасательных служб.

Схема оказания помощи при автодорожном происшествии, если пострадавший находится без сознания:

- убедиться в наличии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет;

- быстрее повернуть пострадавшего на живот;

- очистить с помощью платка или салфетки ротовую полость;

- при кровотечении – наложить кровоостанавливающие жгуты;

- на раны – стерильные повязки;

- при подозрении на переломы костей конечностей наложить шины;

- подкладывать под голову подушку, сумку или свернутую одежду;

- переносить или перетаскивать пострадавшего с места происшествия без крайней необходимости (угроза взрыва, пожар и т.п.);

- самостоятельно транспортировать пострадавшего (при возможности вызвать спасательные службы).

2.2 Пожар в автомобиле

Есть три наиболее важные вещи, которые надо всегда иметь в автомобиле: аптечку с медикаментами, огнетушитель и несинтетическую накидку.

Если автомобиль загорелся, то:

- остановите автомобиль и выключите двигатель;

- поставьте машину на тормоз и блокируйте колеса (неустойчивое положение может усугубить инцидент);

- выставите сигналы на дорогу;

- вызовите помощь (медицинскую и техническую), пожарных, милицию;

- следите, чтобы не было утечки бензина (сигарета или даже маленький камешек способный вызвать трение, могут стать причиной пожара).

Огонь в автомобиле зарождается почти всегда под капотом мотора из-за разрыва трубопровода, подающего бензин, либо в результате загорания в карбюраторе или газовом баллоне. Первое, что необходимо сделать – это разъединить контакты, вытащив ключ из замка зажигания.

- если пожар затронул только карбюратор, достаточно включить мотор на максимальные обороты, что поможет потушить огонь;

- если есть раненые, их необходимо отнести в безопасное место;

- если огонь охватил заднюю часть машины, где находится бензобак, единственное, что остается сделать - это быстро удалиться от машины;

- сцены из фильмов, где взрывается автомобиль, в жизни довольно редки; это может произойти, если бензобак почти пустой или машина работает на газовой установке;

- если пожар охватил салон автомобиля, знайте: опасность велика, огонь быстро распространяется по обивке, состоящей из ткани, пластика и синтетических волокон.

2.3 Советы водителям

1. Внимательность и предусмотрительность:

- нет правил, единых для всех условий движения. Кроме одного – за рулем всегда надо быть максимально осторожным и внимательным. Оно поможет вам избежать многих опасных ситуаций;

- ездите понятно для окружающих! Старайтесь управлять автомобилем так, чтобы ваши действия никогда не были неожиданными для других водителей и пешеходов;

- если поведение другого водителя вам не очень понятно, снижайте скорость;

- если водитель впереди снижает скорость, не спешите его обогнать, а осознайте сначала, почему он это делает;

- не будьте самоуверенны, остерегайтесь неуверенных лиц;

- приучайтесь управлять автомобилем, заглядывая далеко вперед и назад;

- нельзя водить автомобиль в расчете на то, что избегать опасностей вам помогут умение и предусмотрительность других водителей. Нужно всегда самому быть готовым избежать опасных последствий ошибок или легкомыслия окружающих;

- будьте психологом! Двигаясь за другим автомобилем, старайтесь предусмотреть действия его водителя, чтобы быть готовым ко всяким неожиданностям.

2. Бдительность и усталость:

- опасное дело – двигаться без остановок длительное время, это притупляет внимание;

- монотонная езда имеет гипнотическое действие. Время от времени меняйте темп движения, останавливайтесь для отдыха;

- держите руль без напряжения, но обязательно двумя руками. Это позволяет вести автомобиль без больших усилий и мгновенно выравнивать его при толчках;

- ночью водитель утомляется быстрее из-за напряженного зрения и повышенного внимания. Поэтому нужно чаще останавливаться для отдыха;

- никогда не управляйте автомобилем, если вы не здоровы или ощущаете утомление.

3. Соблюдение дистанций:

В потоке машин интервал и дистанция – самое главное в обеспечении безопасности движения.

- при встречах с автопоездом интервал нужно увеличивать до одного метра, потому что прицеп редко когда идет по следу тягача;

- приучитесь всегда держаться правее. Хороший водитель должен занимать на дороге места не больше, чем ему положено;

4. Помните о тормозах:

- умелое применение тормозов – самое убедительное свидетельство высокого мастерства водителя. Оно тем выше, чем реже и более плавно вы тормозите;

- резкое торможение – прямой путь к заносу и выходу автомобиля из подчинения;

- старайтесь всегда держаться такой дистанции, чтобы тормозить только в крайнем случае;

- снизив скорость на одну треть, вы сократите тормозной путь больше, чем в два раза;

- всегда проверяйте работу тормозов, когда садитесь за руль автомобиля (особенно незнакомого);

- доведите управление тормозами до полного автоматизма – и вы выиграете немало времени для оценки дорожной обстановки;

- ни в чем так не видна разница между мастером и неопытным водителем, как в пользовании коробкой передачи и тормозами.

5. Внимание, поворот:

- только повороты дорог по-настоящему проверяют наше умение водить безопасно автомобиль;

- умело проехать поворот – не значит проехать его быстро;

- не пробуйте проходить повороты на высокой скорости (дорога – не гоночный трек, не спешите!)

- непосредственно на повороте забудьте о педалях сцепления и тормозах;

- визг шин при повороте – визитная карточка неопытного водителя;

- заранее снижайте скорость, пусть автомобиль поворачивает на колесах, а не на крыше;

- лучший стиль при повороте – всегда двигаться по своей полосе на дороге.

6. Не бойтесь заноса:

- скользкая дорога не терпит резкого торможения. Умеренность и плавность во всем – это первейший закон на такой дороге;

- помните, что занос легче упредить, чем преодолеть, когда он уже возник;

- при заносе не касайтесь тормозной педали. Сохранить прежнее направление движения помогут только спокойствие и умелая работа рулем;

- на скользкой дороге лучший способ тормозить – без использования тормозов;

- если под колесами неожиданно появился лед, не впадайте в панику, на трезвую голову всегда можно найти выход из затруднительного положения;

- скользкой дорога может быть в любую пору года, особенно в дождь. Постоянно следите за состоянием дорожного полотна.

7. Безопасная скорость:

- скорость – достоинство автомобиля, если ведет его человек предусмотрительный и рассудительный;

- скорость становится опасной, когда не соответствует условиям движения;

- помните! Чем больше скорость, тем труднее остановить автомобиль. С ростом скорости автомобиля, скорость человеческих реакций не растет;

- будьте рассудительны в выборе скорости. Она всегда должна быть такой, чтобы тормозной путь не превышал расстояния видимости;

1. Микрюков В. Ю. Безопасность жизнедеятельности : учебник / В. Ю. Микрюков. – М.: ФОРУМ, 2008. – 464 с., с.40.

2. Калюжный Е.А. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Е.А. Калюжный, С.В. Михайлова, С.Г. Напреев, Д.Г. Сидоров; АГПИ им.А.П.Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 300 с., с.137.

1. Аварии на железнодорожном транспорте

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

Основные профилактические правила

Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки. Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:

- при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;

- тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;

- не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;

- запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация; - курите только в установленных местах;

- не возите с собой горючие, химически - и взрывоопасные вещества;

- не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;

- при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

Как действовать при железнодорожной аварии

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

Как действовать после железнодорожной аварии

Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара.

При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.

Аварии на автомобильном транспорте

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.


Порядок действий пассажиров воздушных судов в аварийной ситуации регламентирован документацией и предписаниями предприятия производителя авиационной техники.
Конкретная информация пассажирам о правилах поведения и действиях при возникновении аварийной (нештатной) ситуации на борту в зависимости от типа воздушного судна доводится уполномоченными представителями эксплуатанта авиационной техники перед полетом.
К общим рекомендациям о правилах поведения и действиях пассажиров следует отнести:

  • перед полетом внимательно слушайте инструктаж бортпроводников, которые демонстрируют расположение основных и запасных (аварийных) выходов воздушного судна, работу аварийно-спасательного оборудования, приемы, порядок и последовательность их использования;
  • попытайтесь спланировать путь Вашей эвакуации, причем основной и альтернативный. Определите, на каком расстоянии Вы находитесь от запасного (аварийного) выхода, посчитайте кресла, чтобы иметь возможность ориентироваться на ощупь в задымленном салоне;
  • учитывайте, что при возникновении возгорания не надо стремиться добраться до выхода, через который Вы поднялись на борт воздушного судна. Помните о ближайших аварийных выходах.
  • перевести спинку кресла в вертикальное положение, закрыть столик на спинке переднего сиденья, все вещи убрать под кресло;
  • не загромождать проходы;
  • снять очки, наушники, заколки для волос, зубные протезы — все предметы, о которые можно пораниться;
  • снять галстук, цепочки, другие украшения;
  • затянуть шнурки на обуви;
  • как можно туже затянуть ремень безопасности, мягкие вещи положить на колени;
  • по команде о посадке наклонить корпус вперед, прикрыть голову руками;
  • оставаться в таком положении до полной остановки.

После выполнения вынужденной посадки самолета пассажирам следует исполнять указания экипажа, который обучен действиям в подобных экстремальных условиях. После аварийной посадки необходимо отбежать от самолета, чтобы не попасть под возможный взрыв, лечь на землю за какое нибудь препятствие и закрыть голову руками. По команде членов экипажа пассажиры должны собраться в обозначенном месте, эвакуировать на безопасное расстояние от потерпевшего аварию самолета пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь.
При возникновении аварийных ситуаций на авиационном транспорте важно не поддаваться панике, доверять экипажу, они постараются сделать все, чтобы избежать травм и потерь.

Навигация

мсп
Всероссийский онкологический Диктант
Корпорация развития МСП ПК
Микрофинансовая компания
Центр поддержки экспорта Пермского края
Карта доступности Пермского края









Полезные ссылки

Пенсионный фонд Российской Федерации

Портал Госзакупок

Госуслуги

Скажи наркотикам НЕТ!

Президент РФ

Правительство РФ

Быстрые ссылки

Противодействие коррупции

Противодействие терроризму

ППМИ

Городская среда

Генеральный план

ПЗЗ

Прокуратура информирует и разъясняет

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Читайте также: