Шигабутдин марджани биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Деятельность Шигабутдина Марджани (1818—1889), выдающегося ученого и мыслителя, можно разделить на два этапа. Первый начинается в 1850-е годы и может быть назван религиозно-реформаторским.

Ш. Марджани родился в селе Ябынчи нынешнего Атнинского района. Стремление к учению, интерес к восточным языкам, философии, религии он воспринял в семье. Отец преподавал в медресе деревни Ташкичу, известном религиозном учебном заведении края.

Получив в нем начальное образование, уже с 17 лет начинает преподавательскую деятельность в этом медресе и сам Шигабутдин.

Двадцатилетним молодым человеком по существовавшей в татарском обществе традиции для продолжения образования Марджани уезжает в Бухару, а затем в Самарканд. Долгие 11 лет вдали от родных мест посвящаются глубокому изучению истории и философии Востока. История тюркских народов Средней Азии стала темой первых сочинений молодого ученого.

Тогда же, встречаясь с прогрессивными учеными своего времени, размышляя над историей ислама, характером преподавания в религиозных учебных заведениях, Марджани приходит к убеждению о необходимости изменения системы мусульманского образования.

В то же время в Казани у него было немало противников, особенно среди мулл, придерживавшихся старых методов обучения. В своем медресе Марджани давал некоторые сведения по истории, литературе, астрономии. В результате доносов он дважды лишался духовного сана, на время ему запретили преподавать.

Итак, главной для Марджани становится просветительская деятельность. Просветительские взгляды ученого тесно связаны с его религиозно-реформаторской программой. Так же, как К. Насыри, он считал необходимым светское образование. Марджани призывал к изучению прогрессивного наследия прошлого и настоящего, включая русскую и западноевропейскую культуру. Только просвещение, отказ от средневековых форм обучения и воспитания позволят вызволить народ из спячки, приведут к росту национального самосознания.

Перу Марджани принадлежат более тридцати философских и исторических работ. Среди них — биобиблиографический словарь, включающий более шести тысяч биографий ученых и писателей Востока. Большинство его произведений написано на арабском языке, хотя и сам Марджани признавал необходимость развития татарского литературного языка. Конечно, это связано с традициями книжного языка того времени. Марджани сетовал, что татарский язык беден научной терминологией. Есть и другая причина, на которую он указывал,— стремление к тому, чтобы книги были доступны другим мусульманским народам. Издательство книг, татарская каллиграфия взяли рост именно в годы работы имамом этого ученого.

В 1880 году ученый отправляется в паломничество (хадж). Из Одессы пароходом он отплывает в страны Ближнего и Среднего Востока. Однако хадж Марджани был необычным. Его маршрут пролегал через крупные центры мусульманской культуры, где он встречался с коллегами-учеными и государственными деятелями, работал в библиотеках. Благодаря лондонскому издателю, попросившему Марджани сфотографироваться для готовящегося словаря, мы представляем его внешний облик. Поездка показала, что книги Марджани уже известны ученым Востока и получили признание.

Идеи Марджани оказали большое влияние на последующие поколения татарских ученых и писателей. В сочетании с его опытом реформы преподавания в медресе эти идеи позволяют говорить о нем как о предвестнике джадидистского движения.


Куратор проекта, руководитель рабочей группы – Б.Л. Хамидуллин. Редакционный совет: И.А.Гилязов (председатель), Л.М.Айнутдинова, М.З.Хабибуллин, Б.Л.Хамидуллин, Р.В.Шайдуллин, Ф.Г.Ялалов. Режиссер, продюсер – Р.И.Хабибуллин. Художник – Г.Р.Давлетьянова. Переводчики на татарский язык – Ф.Р.Бадрутдинова, И.Х.Халиуллин. Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ

13 января 1818 г., деревня Епанчино Казанского уезда Казанской губернии – 15 апреля 1889 г., Казань.

Дед Ш.Марджани был имамом и мударрисом, отец обучался в медресе города Бухара, был мударрисом в деревнях Епанчино и Ташкичу Казанского уезда.

Образование

Начальное образование Ш.Марджани получил в семье и в медресе деревни Ташкичу, по окончании которого (1835 г.) преподавал там же.


Научная деятельность

Ш.Марджани занимался также сбором и переписью других исторических рукописей, документов, часть которых позднее вошла в его труды.

Вероятно, под влиянием взглядов своего самаркандского учителя кази Абу Саида у Ш.Марджани зародились идеи религиозного реформаторства.

В Бухаре он познакомился с мистико-аскетическим течением в исламе – суфизмом, стал учеником трех шейхов -наставников ордена Накшбандийа – У. ибн Ниязкули, А. аль-Фаруки аль-Хинди, М. ибн Ахмада аль-Хинди, получил иджазат – право быть духовным учителем.


В Казани

После возвращения на родину (1850 г.) был назначен имам -хатибом и мударрисом I Казанской мечети (с перерывами в 1854 г. и 1874 г., из-за разногласий с муфтием Оренбургского Магометанского Духовного Собрания С.Тевкелевым и татарским купцом-меценатом И.Юнусовым).

В 1862 г. кандидатура Ш.Марджани была выдвинута на должность муфтия – главы Духовного Управления мусульман, но не получила поддержки обер-прокурора Святейшего синода К.П.Победоносцева.

В 1867–1868 гг. был ахуном и мухтасибом Казани.

В 1876–1884 гг. первым из представителей мусульманского духовенства был преподавателем мусульманского вероучения в Казанской татарской учительской школе.

Научные труды Ш.Марджани высоко оценивались известными учеными-востоковедами Казанского университета В.В.Радловым, И.Ф.Готвальдом, А.К.Казем-Беком.

Путешествие 1880 года

В 1880 г. Ш.Марджани совершил ряд поездок – в Москву, Мекку, по пути к которой посетил Киев, Одессу, Стамбул, Каир и другие города, в которых встречался с видными мусульманскими учеными и политическими деятелями.

Педагогическая деятельность

В своем медресе Ш.Марджани вел занятия, основываясь на принципах собственной педагогической концепции, одной из главных задач считал развитие у своих учеников способности мыслить самостоятельно.

Выступал за введение в программу мектебов изучения естественных наук, русского языка.

Целое поколение джадидистов конца XIX – начала XX века почитало Ш.Марджани как великого учителя.

Ш.Марджани издал фетву , разрешавшую татарам отдавать своих дочерей замуж за иранских шиитов, подчеркнув, что шииты также являются мусульманами (казанские мусульмане их таковыми не признавали).

По мнению Ш.Марджани, изменения продолжительности дня и ночи в северных широтах не могут отменить предписания ислама о 5 обязательных молитвах в сутки. Он аргументировал свой тезис, ссылаясь на Коран , хадисы , фикх и практику наиболее уважаемых мусульманских улемов.

Он считал, что таклид – следование традиции – предполагает следование лишь Корану , Сунне и иджтихаду великих богословов.

Ш.Марджани призывал к очищению ислама от новшеств, поздних нововведений, возврату к Корану, Сунне и к практике праведных предшественников (салаф).

Ш.Марджани выступал против спекулятивного богословия калама, указывал на неправомерное использование богословами некоторых философских понятий, отстаивал строгое разделение между религиозными догматами и философией.

Ш.Марджани – историк

Во втором томе этого сочинения Ш.Марджани осветил историю проникновения ислама в поволжский регион, деятельность наиболее видных мусульман, внесших большой вклад в исламскую культуру в крае.

В шестом томе, охватывающем период со второй половины XVII века до третьей четверти XIX века, просветитель раскрыл историю мусульман Поволжья в составе Российского государства. Особое внимание уделялось мусульманским интеллектуалам, сыгравшим значительную роль в формировании духовного облика татарского народа, а при оценке деятельности различных политических фигур – таких, как Пётр I, Наполеон и др., – ученый исходил из их отношения к исламу и к его распространению.

И в своих богословских трудах Ш.Марджани нередко проявлял себя как историк, отстаивая свободу человеческого разума, право личности на творческую активность и возможность самоутверждения.

Х.Атласи, говоря о реформаторских взглядах Ш.Марджани, сравнил его с христианским религиозным реформатором М.Лютером.

Ш.Марджани оказал большое влияние на развитие джадидистских идей среди мусульманских народов Поволжья и Приуралья.

Колодец Марджани. 2009

Литература

Юзеев А.И. Шихаб ад-дин Марджани – мыслитель, религиозный реформатор, просветитель (к 180-летию со дня рождения). Казань, 1997.

Ш.Марджани: наследие и современность: материалы международной научной конференции. Казань, 1998.

Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани. Казань, 2006.

Шиhабетдин Мәрҗани хәзрәтләренең Виладатенә йөз ел (1233–1333) тулу мөнәсәбәте илә нәшер ителде. Казан, 1915.

Kemper M. Sufis und Gelehrte in Tatarien und Baschkirien, 1789–1889: der Islamische Diskurs unter russischer Herrschaft. B., 1998.

Шигабутдин Марджани: потомственный имам, триумфальное возвращение на родину и удары судьбы

Фото: Олег Тихонов

Из рода имамов


Вид Старо-Татарской слободы. Конец XIX-нач. XX вв.

Триумфальное возвращение на родину

Проведя годы за кропотливым и вдумчивым изучением мусульманской богословской литературы, Марджани стал убежденным сторонником идей своего прославленного земляка, религиозного реформатора Габденасира Курсави и сам начал писать смелые, во многом новаторские комментарии по актуальным вопросам исламской философии и правоведения. Таким образом, вернувшись зимой 1849 года с попутным торговым караваном из Бухары в Казань, Шигабутдин Марджани был встречен на родине с почетом и уважением как человек необычайной учености и знаний.

Он с честью выдержал своеобразный экзамен у знаменитых религиозных авторитетов Казани и в 1850 году был приглашен самым богатым и влиятельным купцом Старо-Татарской слободы Ибрагимом Юнусовым на престижную должность имам-хатиба и мударриса Первой соборной мечети. С этого момента жизнь священнослужителя превратилась не только в череду выдающихся свершений, но и в постоянную изнуряющую борьбу за личное достоинство, за право свободно мыслить, учить и проповедовать. Он сумел учредить в приходе крупное и авторитетное медресе, куда съезжались за знаниями татарские юноши со всех концов России.

Среди учеников хазрата, его ближайших сподвижников и единомышленников был видный востоковед, преподаватель Санкт-Петербургского университета Хусаин Феизханов. Шигабутдин Марджани, вплоть до самой своей кончины, считался единственным блестящим знатоком Корана в Казани. Поэтому с 1860 года он по поручению Духовного собрания наблюдал за точностью текста казанских изданий Священной книги. В 1867 году Марджани был удостоен почетных званий ахуна и мухтасиба.


Представление инспектора татарских, башкирских и киргизских школ В.В. Радлова попечителю Казанского учебного округа П.Д. Шестакову об определении Ш. Богаутдинова (Ш. Марджани) учителем магометанского вероучения в Казанскую татарскую учительскую школу. 1 марта 1876 г.

Реформатор


Метрическая запись по Старокаменной №1 мечети города Казани о смерти Ш. Богаутдинова (Ш. Марджани). 15 апреля 1889 г.

Перенося удары судьбы

Личная жизнь выдающегося имама была полна трагических коллизий. Добившись огромного общественного успеха и признания, он тем не менее до самой своей кончины вынужден был оплакивать горечь безвременных утрат. Он пережил трех своих жен и проводил в последний путь семерых детей от второго брака с Бибинагимой Хусаиновной Апанаевой. Тяжелейшим ударом для Шигабутдина хазрета стала смерть в 1885 году сына Махмуда, которого он считал своим преемником, талантливым и перспективным богословом, историком.

Справка

Радик Римович Салихов — историк, заместитель директора по научной работе Института истории им. Ш. Марджани.


Ученый с мировым именем

Полное имя Марджани — Шихаб ад-дин Абу-л-Хасан Харун ибн Баха' ад-дин ибн Субхан ибн 'Абд ал-Карим ибн 'Абд ат-Тавваб ибн 'Абд ал-Гани ибн 'Абд ал-Куддус ибн Йадаш ибн Йадкар ибн 'Умар ал-Казани ал-Марджани ал-Булгари. Он родился в 1818 году в деревне Ябынчы Атнинского района — сейчас на въезде в село можно увидеть фундамент его дома. В соседнем селе Марджан жили его предки, сплошь священнослужители. Детство он провел в селе Ташкичу — туда перебрался его отец Багаутдин, он был муллой в мечети. Там же он преподавал в медресе, в котором учился и сам Шигабутдин.

Историк татар и сторонник светского образования


Произведения Марджани посвящены богословию, истории, литературе и языку. Он писал на татарском и персидском языках, хотя большинство его текстов на арабском, поэтому они до сих пор многим недоступны.

В 1877 году в Казани проходил IV Всероссийский съезд Санкт-Петербургского общества археологии, на котором присутствовали около 300 ученых. 13 августа на съезде академик Василий Радлов прочитал на русском языке доклад Марджани по истории Булгара и Казани, а в 1884 году эту работу на татарском и русском языках опубликовали в материалах съезда. Марджани был первым мусульманским ученым, участвовавшим в подготовке и проведении этого съезда.

Кроме того, Марджани — один из пионеров реформы преподавания в медресе. Он не считал, что научное знание противоречит религиозному, поэтому решал проблему соотношения веры и знания не за счет дискредитации знания, как это делали большинство религиозных деятелей того времени, а путем их совмещения. В своем медресе он преподавал историю, математику, географию, литературу.

За Марджани пришло целое поколение его последователей: идеи ученого в конце XIX века подхватили джадидисты, открывшие по примеру деятельности хазрата новометодные школы, о которых он мечтал. Ученики здесь сидели за партами (в традиционных медресе они сидели на полу) и делились на классы. Дисциплины преподавали по определенной учебной программе и по установленному расписанию, а главное — от преподавания отдельных книг (например, Корана, как было раньше) джадидисты перешли к изучению конкретных предметов (в том числе светских наук и русского языка).

Деятельность хазрата вызывала протест у других мулл и поддерживающих их купцов. Его дважды отстраняли от должности хазрата по доносу в Оренбургское духовное собрание мусульман (ему подчинялись казанские мусульманские священнослужители): в 1854 году его обвинили в том, что он якобы выдал замуж несовершеннолетнюю, а в 1874-м — что начал поститься на день раньше наступления месяца Рамадан. Оба раза его оправдали.

Читайте также: