Классификация наук по кедрову кратко

Обновлено: 07.07.2024

В классификации наук, разработанной Б. М. Кедровым, психологии отводится, центральное положение. Как известно, Б. М. Кедров построил треугольник наук, вершины которого заняли три основные группы наук — о природе (естествознание), об обществе (общественные науки) и о мышлении (философия).

В центре треугольника находится психология, связанная со всеми тремя основными группами наук.

… Поскольку человек с его психикой присутствует во всех без исключения сферах своей познавательной, теоретической и практической деятельности, постольку психология, естественно, должна занять центральное положение в общей системе наук.

Утверждения Б. М. Кедрова встречают одобрение среди психологов. Однако один из ведущих советских психологов, Б. Г. Ананьев, поддерживая в принципе утверждение о центральном положении психологии в системе наук, высказал интересную идею о месте в этой системе человеко-знания как синтетической науки.

Он исходит из того, что не одна психология занимается человеком, а целый ряд наук.

Академик Б. М. Кедров помещал психологию в центре "треугольника наук". Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол - общественные науки, нижний правый - философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественными) и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными науками находятся технические науки. Психология же занимает центральное место, объединяющее все три группы наук. Она выступает и как продукт всех других наук, и как возможный источник объяснения их формирования и развития (рис. I).

Психология тесно связана с социальными (общественными) науками, изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография. К ним примыкает группа других родственных дисциплин: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика. Их относят к гуманитарным наукам. Среди гуманитарных наук наиболее глубокие связи с психологией имеет педагогика. Психология также тесно связана с естественными науками, прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. На их стыке возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п.

Естественные науки (физика, биология, химия, математика и т.д.)


Рис. 1. Классификация наук по Б. М. Кедрову

Таким образом, психология является наукой, в которой соотносятся социально-гуманитарное и естественнонаучное знание, что определяет ее роль фундамента в системе наук. Психология интегрирует данные этих отраслей научного знания и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Историческая миссия психологии в современное время заключается в том, чтобы быть интегратором всех сфер человекознания и основным средством построения его общей теории. Психология выполняет миссию объединения естественных и общественных наук в изучении человека в единую концепцию.

В последнее время усиливаются связи психологии с техническими науками, возникают смежные дисциплины: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология и т.п.

Сфера психологической науки представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах с науками о природе, обществе и человеке. Причины такого развития могут быть разными. С одной стороны, запросы практической деятельности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин, таких как инженерная психология, космическая психология, педагогическая психология и т.п. Это практические (эмпирические) причины развития науки. С другой стороны, в психологию входят новые методы исследования и познания. В частности, использование физических методов в психологии породило возникновение экспериментальной психологии, психофизики. В свою очередь, применение методов физиологии в психологии сформировало психофизиологию; внедрение математических методов обусловило формирование математической психологии, инженерной психологии, бионики. Это познавательные (гносеологические) причины разветвления психологических наук. Сегодня, по разным данным, насчитывается не менее ста отраслей психологии.

Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики, включает теоретические концепции и экспериментальные исследования. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека выступает предметом следующих отраслей психологии:

- генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа;

- дифференциальная психология исследует индивидуальные различия в психике людей, предпосылки их возникновения и процесс формирования;




- возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека; психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология);

- детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития;

- педагогическая психология исследует закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания;

- социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой; психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

- психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков;

- инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники;

- авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта;

- медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;

- клиническая психология исследует проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения. В рамки клинической психологии как обособленный раздел входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии;

- юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника;

- военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий.

Дискуссионной областью является парапсихология, которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных "паранормальных" способностей человека, таких как телепатия, ясновидение, телекинез и т.п.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную ее разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате чего происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию - с техническими науками, через педагогическую психологию - с педагогикой, через социальную психологию - с общественными и социальными науками и т.д.).

В практической психологии различают такую важную область, как психологическое консультирование по самым разным проблемам (неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, проблемы взаимоотношений супругов, родителей и детей, отклонения в развитии детей, трудности в учебе в школе или в вузе, трудности на работе, выбор профессии, конфликты с коллегами и руководством и т.п.). Еще одна область практической психологии - психологическая коррекция и психотерапия, направленная на оказание психологической помощи клиенту по нейтрализации и устранению причин его отклонений, нарушений в поведении, общении, интерпретации событий и информации.

Академик Б. М. Кедров помещал психологию в центре "треугольника наук". Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол - общественные науки, нижний правый - философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественными) и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными науками находятся технические науки. Психология же занимает центральное место, объединяющее все три группы наук. Она выступает и как продукт всех других наук, и как возможный источник объяснения их формирования и развития (рис. I).

Психология тесно связана с социальными (общественными) науками, изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография. К ним примыкает группа других родственных дисциплин: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика. Их относят к гуманитарным наукам. Среди гуманитарных наук наиболее глубокие связи с психологией имеет педагогика. Психология также тесно связана с естественными науками, прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. На их стыке возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п.

Естественные науки (физика, биология, химия, математика и т.д.)


Рис. 1. Классификация наук по Б. М. Кедрову

Таким образом, психология является наукой, в которой соотносятся социально-гуманитарное и естественнонаучное знание, что определяет ее роль фундамента в системе наук. Психология интегрирует данные этих отраслей научного знания и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Историческая миссия психологии в современное время заключается в том, чтобы быть интегратором всех сфер человекознания и основным средством построения его общей теории. Психология выполняет миссию объединения естественных и общественных наук в изучении человека в единую концепцию.

В последнее время усиливаются связи психологии с техническими науками, возникают смежные дисциплины: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология и т.п.

Сфера психологической науки представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах с науками о природе, обществе и человеке. Причины такого развития могут быть разными. С одной стороны, запросы практической деятельности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин, таких как инженерная психология, космическая психология, педагогическая психология и т.п. Это практические (эмпирические) причины развития науки. С другой стороны, в психологию входят новые методы исследования и познания. В частности, использование физических методов в психологии породило возникновение экспериментальной психологии, психофизики. В свою очередь, применение методов физиологии в психологии сформировало психофизиологию; внедрение математических методов обусловило формирование математической психологии, инженерной психологии, бионики. Это познавательные (гносеологические) причины разветвления психологических наук. Сегодня, по разным данным, насчитывается не менее ста отраслей психологии.

Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики, включает теоретические концепции и экспериментальные исследования. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека выступает предметом следующих отраслей психологии:

- генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа;

- дифференциальная психология исследует индивидуальные различия в психике людей, предпосылки их возникновения и процесс формирования;

- возрастная психология изучает закономерности развития психики нормального здорового человека; психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология);

- детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития;

- педагогическая психология исследует закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания;

- социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой; психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

- психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков;

- инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники;

- авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта;

- медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;

- клиническая психология исследует проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения. В рамки клинической психологии как обособленный раздел входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии;

- юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника;

- военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий.

Дискуссионной областью является парапсихология, которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных "паранормальных" способностей человека, таких как телепатия, ясновидение, телекинез и т.п.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную ее разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате чего происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию - с техническими науками, через педагогическую психологию - с педагогикой, через социальную психологию - с общественными и социальными науками и т.д.).

В практической психологии различают такую важную область, как психологическое консультирование по самым разным проблемам (неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, проблемы взаимоотношений супругов, родителей и детей, отклонения в развитии детей, трудности в учебе в школе или в вузе, трудности на работе, выбор профессии, конфликты с коллегами и руководством и т.п.). Еще одна область практической психологии - психологическая коррекция и психотерапия, направленная на оказание психологической помощи клиенту по нейтрализации и устранению причин его отклонений, нарушений в поведении, общении, интерпретации событий и информации.

Наука – система понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей, дающая возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества, исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, духовного производства, имеющая своим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемы и методы исследования.

Работа состоит из 1 файл

Реферат_Классификация наук.docx

Федеральное государственное автономное

высшего профессионального образования

Институт экономики, управления и природопользования

Кафедра управления человеческими ресурсами

По Методология научного познания

Преподаватель ________________ ____ В.А. Устюгов

Магистр Менеджмент персонала в современной организации

131209874 25.12.2012 Ю.М. Никитина

номер зачетной книжки подпись, дата

За основу реферата взята работа выдающегося советского учёного, философа и логика, химика, историка и методолога науки, психолога, популяризатора науки, Кедрова Бонифация Михайловича, классификация наук, опубликованная издательством Мысль, в городе Москва, в 1965 году.

Кедров Бонифатий Михайлович родился 27.11.1903, в городе Ярославль, советский химик, философ, историк науки, академик АН СССР (1966; член-корреспондент 1960). Член КПСС с 1918. Сын М. С. Кедрова. Окончил химический факультет МГУ (1930). В 1935— 1941 на партийной, затем на научной работе. В 1941—45 — в Советской Армии. В 1945—49 и 1958—62 — в институте философии АН СССР. Главный редактор журнала "Вопросы философии" (1947—49). В 1949—52 — в БСЭ, в 1946—58 и с 1971 профессор Академии общественных наук при ЦК КПСС. С 1962 директор института истории естествознания и техники АН СССР, с 1973 директор института философии АН СССР. Работал в области термодинамики и физической статистики. Член Международной академии по истории науки (с 1963), иностранный член Сербской академии наук и искусств (Белград) (с 1965), Болгарской АН (с 1972), Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина" (с 1972). Награжден 3 орденами, а также медалями.

Для выявления смысла названия работы необходимо дать определения терминам наука и ее классификация. В широком смысле слова наука есть, во-первых, форма общественного сознания, во-вторых, сфера человеческой деятельности, в-третьих, система социальных институтов. В формальной логике под классификацией понимается разделение предметов какого – либо рода на классы по наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы.

В работе выделяются такие вопросы как принципы классификации науки, разделение наук на группы, построение общей классификации наук.

Классификации наук согласно Б. М. Кедрову, имеет нелинейный характер. Кедров выделяет четырехзвенную классификацию, включающую в себя:

а) философские науки;

б) математические науки;

в) естественные и технические науки;

г) социальные науки.

Каждый из главных разделов представляет целую группу (комплекс) наук. Общая классификация наук Б. М. Кедрова выглядит следующим образом: «

Треугольник Кедрова – это классификация наук, в которой центральное место отводится психологии.

Психология имеет тесную связь со многими другими науками, поэтому в этом плане является уникальной наукой

Рисунок 1. Треугольник Кедрова. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Поскольку во всех сферах познавательной, теоретической и практической деятельности находится человек со своей психикой, то понятно, почему психология в общей системе наук занимает центральное место. Между естественными и философскими науками в треугольнике расположилась математика, а между естественными и общественными находятся технические науки.

Современные психологи считают, что позиция Пиаже сегодня выглядят предпочтительнее. Однако здесь тоже возникает вопрос – в какой мере психология может использовать данные других наук.

Готовые работы на аналогичную тему

Решение этого вопроса находится между двумя крайними позициями:

  1. психология является уникальной наукой, у неё свой предмет и свои методы, поэтому она не имеет связи с другими науками;
  2. психологические явления необходимо объяснять, используя достижения других наук.

Позиция достаточно привлекательная – работать вместе с другими науками, не изолируя себя. С другой стороны, история психологии, опираясь на достижения других наук, растворялась в этих смежных дисциплинах, предмет психологического исследования исчезал, а вместе с этим терялся и статус самостоятельной науки.

Таким образом, получается, что от места психологии в системе наук зависит решение важных вопросов – каков собственный вклад психологии в научное знание о человеке и в какой степени психология может использовать исследования других наук. Данной проблемой занимались Б.М. Кедров и швейцарец Ж. Пиаже. Вклад в решение этой проблемы внесли Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов.

Концептуальная схема Е.Е. Соколовой является примером дальнейшего поиска места психологии в системе наук, которая тоже представлена в виде треугольника, вершины которого заняты естественными, общественными, техническими науками.

Связь психологии с другими науками

По мнению отечественного психолога Б.Ф. Ломова дифференциация психологии обусловлена её отношениями с другими науками. С естественными науками эта связь достаточно тесная, а наиболее явная связь отмечается с биологией и медициной, которая предполагает заимствование общебиологических положений теории для того, чтобы обосновать закономерности развития психики.

Данные генетики для психологии очень важны, они предоставляют материал о задатках к психологическим заболеваниям человека, а психогенетика (пограничная с генетикой область психологии), определяет роль генотипа и среды, в которой формируется индивидуальная особенность человека.

На стыке медицины и психологии появилась медицинская психология – задача которой заключается в разработке психологических проблем диагностики, лечения, профилактики и реабилитации больных.

Некоторые отрасли медицины непосредственно соотносятся с психологией по целому ряду общих проблем. Особенно это связь относится к нейропсихологии, изучающей мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений головного мозга.

Социальная психология тоже имеет тесную связь с медициной, поскольку занимается изучением патологии психического развития.

Более определенной в некоторых случаях, но, во многом аналогичной, является связь психологии и химии. Например, при анализе важных для психологии биологических явлений рассматриваются химические процессы.

Психофармакология – данная научно-практическая дисциплина занимается изучением закономерностей воздействия лекарственных препаратов на психику человека.

Достаточно сильная связь существует между психологией и общественными науками, например, психологию и историю сближает интерес той и другой наук к особенностям душевного облика человека в разные исторические эпохи в различных культурах.

С социологией психологию связывает изучение закономерностей взаимодействия личности с социальным окружением, внутригрупповые и межгрупповые отношения.

Социальная психология, как ведущая отрасль психологии, изучает психологические особенности человека, принадлежащего к той или иной группе.

Этнопсихология занимается изучением особенностей психики разных народов и культур, национальных особенностей мировосприятия, формирования сообществ, взаимоотношений и др.

Такие гуманитарные дисциплины, как искусствоведение, языковедение связаны с психологией самым непосредственным образом – на стыке языкознания и психологии возникла психолингвистика.

В течение значительного времени психология развивалась в рамках философии, но это не означало её полной автономии, поскольку проблемы душевной жизни человека вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, субъективного и объективного, не могут разрабатываться без участия философии. Более того, психологи во многих случаях опираются на философские системы.

Непосредственная связь существует между психологией и педагогическими дисциплинами, потому что работать с детьми и взрослыми, не представляя закономерностей развития их психики, невозможно.

Парадигма – методологическая основа психологии

К методологическим основам психологии относятся такие понятия как парадигма, категории, принцип, закон.

Парадигма представляет собой теоретико-методологическую структуру, определяющую способ постановки и решения задач.

Парадигма облегчает профессиональную коммуникацию и имеет приоритет перед другими средствами регуляции научной деятельности. Она соединяет законы, стандарты, правила в единую функционирующую целостность.

В отечественной психологии, особенно в наше время, распространяется гуманитарная парадигма, которая используется как общий подход к человеку.

Гуманитарное знание имеет свою специфику, состоящую в том, что:

  • гуманитарные науки предметом изучения ставят культурные и духовные феномены;
  • предметом гуманитарного познания является постижение глубинного содержания текста;
  • предмет гуманитарного знания и его объект обуславливают специфические черты знания – аксиологичность, рефлексивность, субъективность, интенцию исследователя;
  • принципиально невозможно извлечь текст из мира культуры;
  • установление отношений с объектом;
  • исследование единичных объектов, неповторимых и уникальных;
  • использование интерпретационных методов исследования, ввиду того, что содержание текста может быть скрыто от исследователя.

Таким образом, парадигма – это образец для исследования, возможность ставить исследовательские задачи и решать их. Например, гуманитарная парадигма исследует уникальность каждого человека, его ценности, смысл жизни.

Место психологии в системе современных наук

Современная психология занимает центральное место среди естественных, социальных и философских наук. Так академик Б.М. Кедров, предложил простую графическую схему в виде треугольника. Центральное место в треугольнике, отведено психологии, а трем остальным вершинам свойственны философские, социальные и естественные науки.


Психология занимает центральное место в системе современных наук, поскольку главной задачей является, изучение человека. Другие науки не ставят перед собой основную задачу изучение человека, в них этот вопрос затрагивается лишь косвенно.

Место психологии в системе наук

Психология занимает центральное место среди наук не только, как продукт их деятельности, но так же еще объяснение их возникновения и их развития.

Естественные науки.

Прямую связь психологии с естественными науками, трудно не заметить. Благодаря естественным наукам психология может изучать психологические и физиологические процессы. Это очень важно, поскольку психологические процессы оказывают влияние на физиологические процессы и наоборот. Так совмещая знания двух наук, можно выявить заболевания на ранних стадиях и должным образом на них повлиять. Из естественных наук психология, тесно связано с медицинскими и биологическими науками. Совмещая знания психологии с другими науками, появляются новые отрасли психологии, у которых предмет узко определен.

Социальные науки.

Такие науки как психология и социология, тесно связаны. Так к примеру в психологии используется, чисто социологические методы, такие как опрос и анкетирование. Помимо этого, социология и психология пользуются одинаковыми научными концепциями. Кроме социологии, в психологии используются знания из таких наук как, история, педагогика, лингвистика и других. Так благодаря слиянию истории и психологии, появилась теория культурно исторического развития.

Философские науки.

С философскими науками психология очень тесно связана. Психология, только в 19 веке выделилась из философии в отдельную науку, но по прежнему с ней связана. Психология и философия в настоящее время изучает одни и те же научные проблемы. К ним относится понятия мировоззрения, морали, смысла жизни и т.д. Для проверки гипотез, психология пользуется экспериментальными методами. Однако существует ряд вопрос, которые невозможно проверить экспериментальным путем, поэтому психология обращается за помощью в философию.

Статус психологии в системе наук

В настоящее время ведутся дискуссии по поводу научности психологии. Многие ученые полагают, что современная психология занимает промежуточное значение между наукой и паранаукой. Так как в ней, до сих пор не произошло четкого разделения между научными и псевдонаучными знаниями.

Педагогическая психология в системе психологической науки и человекознании. Структура процесса учения

1. Педагогическую психологию следу­ет рассматривать как самостоятельную науку, особую ветвь прикладной психо­логии.

Педагогическая психология связана со многими другими на­уками в силу целого ряда причин.

Во-первых, она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания.

Во-вторых, она связана с другими науками в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социо­культурного опыта, в котором аккумулировано самое разнопла­новое цивилизационное знание в знаковой, языковой форме.

В-третьих, предметом ее изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается многи­ми другими человековедческими науками.

Очевидно, что педа­гогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, педагогика, физиология, философия, лингвисти­ка, социология. В то же время утверждение, что педагоги­ческая психология есть отрасль общепсихологического знания, означает, что она формируется на его основе, т.е. знаниях о психическом развитии, его движущих силах, индивидуальных и по­ловозрастных особенностях человека, его личностном становле­нии и развитии и т.д. В силу этого педагогическая психология связана с другими отраслями психологического знания (социаль­ной, дифференциальной психологией и т.д.) и, прежде всего с возрастной психологией.

Читайте также: