Спорные территории китая кратко

Обновлено: 07.07.2024

Аналитики считают, что взгляды России и Китая на то, как должен выглядеть современный мир, совпадают. Кроме политического взаимодействия страны добились больших успехов в торговом, инвестиционном и военно-техническом сотрудничестве. Однако кажущиеся безоблачными отношения России и Китая могут осложнить территориальные споры.

Взаимоотношения между Россией и Китаем берут начало с XIII века, когда оба государства входили в состав Монгольской империи, однако, впервые территориальный вопрос в двусторонних отношениях возник в конце XVII века. Тогда военное превосходство Китая заставило Московское государство отказаться от Приамурья и крепости Албазин по Нерчинскому договору 1689 года. После этого на границе почти 200 установился покой. В 1858 году ситуация изменилась: Китай вел войну против Великобритании и Франции, страну сотрясало восстание тайпинов, чем воспользовалась Российская империя, выдвинув свои территориальные претензии. Китай не располагал ресурсами для решения этого вопроса и был вынужден пойти на уступки.

Возможен ли пересмотр границы

В 2001 году в ходе визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Москву был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, в котором обе стороны признавали, что между ними нет никаких территориальных споров. Дальнейшее урегулирование по вопросу границы происходило в духе взаимного согласия, а передаваемые территории не были столь значительными по площади.


Китай имел территориальные претензии ко всем своим соседям — СССР, Японии, Пакистану, Вьетнаму и Индии и др. Это было связано с тем, что руководство Китая, являвшегося частью империи Цин, предъявило претензии на всю территорию этой империи после ее развала и на все земли, господство над которыми декларировали императоры согласно древнекитайской геополитической концепции.

В зарубежной литературе различают как исторический факт континентальный Китай, остров Тайвань, и территории, принадлежавшие другим странам: Гонконг (кит. 香港 ) и Макао (кит. 澳门 ) (бывшие британская и португальская колонии, воссоединившиеся с КНР в конце XX века) и которые в настоящий момент еще сохраняют самостоятельность в экономических вопросах. Остров Тайвань юридически считается территорией Китая, но управляется не правительством КНР, а правительством, имеющим преемственность от Китайской Республики до захвата власти маоистами в материковом Китае.

Содержание

Тайвань

КНР претендует на суверенитет над островом Тайвань (кит. 台湾 ) и несколькими прилегающими островами. После победы в гражданской войне коммунистов благодаря поддержке СССР, на остров отступило гоминьдановское правительство Китайской Республики под руководством Чан Кайши, поддерживаемое Соединёнными Штатами Америки. КНР рассматривает Тайвань и прилегающие острова как часть единого и неделимого китайского государства. Руководство Китайской Республики (Тайваня) также претендует на суверенитет над всей территорией Китая, хотя в последнее время здесь усиливается движение за то, чтобы объявить Тайвань отдельным государством. Тайвань был официальным представителем Китая в ООН до 1971 года.

В конце 1970-х, используя обострение отношений между СССР и США из-за ввода советских войск в Афганистан, Пекин установил дипломатические отношения с США (которые ради этого разорвали официальные отношения с Тайванем, хотя и продолжали оказывать ему экономическую и военную помощь).

В 2000 президентом Тайваня стал Чэнь Шуйбянь, предложивший провести референдум о независимости острова. После этого китайское руководство, опасаясь этого, стало всё более настойчиво призывать к скорейшему решению тайваньской проблемы.

Принятый документ, законодательно закрепляющий возможность применения силы, чтобы предотвратить провозглашение островом независимости, расценивается наблюдателями как попытка усилить психологическое давление на Тайвань и склонить его к переговорам о мирном воссоединении на условиях Пекина.

Тибет

Восточный Туркестан

Внутренняя Монголия

Монголия никогда не была частью Китая. На закате империи Цин, одной из частей которой был Китай, ее маньчжурские правители стали заселять китайцами территорию Монголии, правители которой признавали над собой сюзеренитет маньчжурских императоров. Наиболее ранней и интенсивной китаизации подверглась Внутренняя Монголия. После распада империи Цин там происходило движение против власти Китайской республики — национального государства китайцев. Однако вследствие неравенства сил и поддержки Китая иностранными империалистами это движение было подавлено. Позже, после освобождения Внутренней Монголии от японских оккупантов войсками СССР и МНР ее народ хотел воссоединения с МНР, но территория была отдана И. В. Сталиным Китаю. Затем Мао Цзэдун присоединил ряд земель, населенных в основном монголами, к соседним китайским провинциям, а к Внутренней Монголии присоединил районы, населенные в основном китайцами. Сейчас движение за независимость там слабое: монголов во Внутренней Монголии лишь ок. 18 %. Наиболее известная организация — Народная партия Внутренней Монголии. [7]

Великобритания

Согласно договору, заключённому с Великобританией в 1989, Сянган (Гонконг) перешёл под управление КНР как специальный административный район 1 июня 1997.

Индия

Китайско-индийский пограничный вопрос имеет свою длительную историю. Однако рассматривать периоды соприкосновения до эпохи Цин не имеет никакого смысла так как непосредственного соприкосновения двух крупных политических образований, а следовательно и государственной границы Индии и Китая не существовало, так как Китай был лишь одной из частей империи Цин. Естественные преграды и буферные горные государства разделяли два мира, между которыми при всем том происходил культурный, религиозный и торговый обмен. В период существования в Индии империи Великих Моголов это положение продолжалось. Империя Великих Моголов воевала с Ладаком, а Цинская империя с Непалом. Вопрос границы никого не интересовал так как промежуточные горные районы не представляли на тот момент никакой ценности для обоих стран. Данные вопросы встали только тогда когда империю Великих Моголов захватила Британская империя. Так что данные вопросы следует воспринимать непосредственно как цинско-британские, потом трансформировавшиеся в китайско-индийские в связи с тем, что Китай предъявил права на Тибет и Восточный Туркестан, являвшиеся частью распавшейся империи Цин (но не Китая).

Первой встречей Цинской и Британской империи стало прибытие английского торгового корабля в открытый для торговли международный порт Гуанчжоу в 1711. В 1757, когда Цинская империя решила из-за проблем, постигших империю Великих Моголов, самоизолироваться от вредного внешнего воздействия, Гуанчжоу остался единственным международным портом открытым для свободной торговли. Ост-Индийской компании было позволено продолжить там закупать чай в обмен на серебро. Однако селиться иностранцам там было запрещено.

Цинско-британские отношения начались с посольства Джорджа Макартни, посланного в 1792 году для установления дипотношений и получения торговых преференций. Император Цяньлун, зная о положении в Индии, воспринял его нарочито унизительно. Утверждение некоторых историков, что это было вызвано непониманием могущества представленной перед ним страны — неправдоподобно. Маньчжурские императоры всегда были весьма хорошо осведомлены о положении дел в других странах. Что видно из их действий в преддверии подписания например Нерчинского и Кяхтинского договоров. Однако они хорошо были извещены и том, что получила в ответ на благожелательное отношение империи Великих Моголов и конфедерации Маратхов.

В 1808 году у побережья Цинской империи развернула пиратские действия против португальских и американских торговых судов. Произошло несколько инцидентов, в том числе высадка военного десанта на территорию Цинской империи. Но император Цзяцин вместо того чтобы уничтожить агрессора всего лишь запретил до ухода войск, вторгшихся на его территорию, торговать с Ост-Индийской компанией и запретил наместнику Лянгуану просто казнить эти войска как преступников.

Далее этот император заключил целую серию странных договоров с представлявшей Британскую империю Ост-Индийской компанией. Все действия произведенные этим императором способствовали такому росту наркоторговли и вовлечения населения в употребление наркотиков, что вопрос превращения Китая в колонию становился чисто вопросом нескольких лет. Всё поведение этого императора говорит о его умственной болезни, а 21 год его правления практически разрушили некогда мощную империю изнутри.

Пришедший ему на смену император Даогуан пытался спасти империю, но уровень разложения уже был столь велик, что несмотря на то, что он сразу же послал в Гуанчжоу войска и попытался запретить любую торговлю с Ост-Индийской компанией, то есть с Британией, его чиновники не поддержали его, и он вынужден был оставить торговлю и попытаться бороться с наркоторговлей, создав Береговую гвардию. Однако как показала история и для этого было уже поздно. Пятая часть населения была наркоманами, практически все чиновники были продажными. Мораль и нравственность находились на сверхнизком уровне. Британцы усиленно насаждали самые низкие пороки. Наместники провинций стали стремиться к независимости от центра. А Кокандское ханство подняло уйгур на войну, оказывая активную финансовую и техническую поддержку борцам за независимость. На конец в 1838 году пришлось созвать всех представителей наместников и при проведенном опросе выяснилось что 20 сановников (7 китайцев и 13 маньчжур) выступили за легализацию наркотиков и только 8 (6 китайцев и 2 манчжура) были за ужесточение борьбы. Но тут выступил Линь Цзэсюй который изложил всю трагичность обстановки и разложения общества и потребовал казнить за торговлю наркотиками всех и ввести в стране военное правление. Даогуан сначала не подал вида но через несколько дней Линь Цзэюсей получил неграниченные полномочия и все еще боеспособные войска. Они начал энергично бороться с наркоторговлей. Даже пытаясь воззвать к совести правителей Британской империи написал письмо королеве Виктории. В ответ на это Британская империя ответила первой опиумной войной. Из-за продажности генералов и наместников а также многих других армейских чинов война была проиграна. Британская империя заставила подписать Китай грабительский Нанкинский договор.

С целью скорейшего решения проблем Индия и Китай выразили готовность пойти на пересмотр своих позиций, и в качестве первой уступки КНР впервые признала частью Индии Сикким (королевство Сикким было присоединено к Индии в 1975, однако КНР до сих пор продолжал считать его независимым государством).

Бутан

Китай разделяет с севером Бутана общая граница длиной 470 км и территориальные споры являются источником потенциальных конфликтов. С 1980-х годов правительства этих стран регулярно проводят переговоры по пограничным вопросам и вопросам безопасности, направленных на снижение напряжённости.


Китайский дракон всегда высоко, приглядывает за своим. А что не его, то это только временно. Китай, обладая 3-й по величине территорией в мире, тем не менее ведет территориальные споры со всеми государствами, с которыми граничит в той или иной степени. Некоторые из этих споров длятся столетиями, другие были порождены прямо сейчас в недрах Коммунистической Партии Китая (КПК).

Посчитаем, какая потенциальная работа предстоит картографам в будущем.

Споры Китая с Бутаном так же тянутся к древним границам Тибета. Исторически сложилось так, что на территории в Гималаях каждый штат управлял поселениями и торговыми центрами. В то время как торговые пути и незаселенные районы оставались свободными. Бутан претендует на то, что имел подобные поселения на Тибетской территории и хочет их вернуть. Китай настаивает на обратном — восточный Бутан был когда-то Тибетской территорией, сл. должен быть частью Китая. Т.к. границы между двумя государствами никогда не были официально признаны, у Бутана есть повод опасаться агрессивного соседа.


Из исторической принадлежности Тибету некоторых районов произрастает и Китайско-Непальский территориальный конфликт. Китай заявляет, что спорные территории, были когда-то частью Тибета и должны вернуться к ним по праву. В июне 2020 года войска КНА вторглись в Непал и оккупировали 11 районов. Правительство Непала, испугавшись за свое существование, сделало вид что ничего не произошло.

С Японией Китай спорит за острова Сэнкаку и Рюкю. После капитуляции во второй мировой войне Токио отдал все свои завоевания на материке. Однако контроль над группой островов Сэнкаку установили США, боясь распространения на них претензий СССР, после того как последние оставили себе Курильские острова. В 1972 году острова были переданы Японии. С тех пор Пекин пытается вернуть острова себе. Порой даже устраивая военные маневры вблизи них. Несмотря на то, что острова необитаемы, они имеют стратегическую важность, благодаря близости к Тайваню и портовому городу Шанхай. Идеальное место для размещения военных объектов.


Рюкю же, Китай хочет получить на основании того, что в 14 веке королевство этих островов было их вассалом. Но основная причина претензий лежит в том, что на Окинаве, острове входящим в архипелаг Рюкю, находится основная военная база США в регионе. Такими территориальными притязаниями Пекин давит на своего основного геополитического противника.



Рюкю

Что же касается морских территорий, Китай конфликтует со ВСЕМИ государствами в Южно-Китайском море. Причиной является появившиеся на китайских картах в 1953 году странная двусмысленная пунктирная линия, которой Китай обозначил подконтрольную ему территорию.


Международный суд по морским делам в Гааге в 2016 году удовлетворил иск Филиппин против КНР, тем самым подтвердив незаконность добычи ресурсов Китаем в Южно-Китайском море вне своей морской зоны. И тем самым подтвердив незаконность притязания Китая на всё Южно-Китайское море. Однако это не остановило КНР, который продолжает считать Южно-Китайское море своим внутренним. В то время, как прочие государства Южно-Китайского моря пытаются решить вопросы раздела ресурсов, основываясь на международных морских законах, Китай пристраивает искусственные острова к своим архипелагам, расширяя свою морскую зону и занимаясь рыбным пиратством.

По отношению к Вьетнаму, Китай претендует на Парасельские острова, которые нужны для стратегической защиты их острова Хайнань. Который является самой южной точкой КНР, и где находится база атомных подводных лодок. По отношению к Филлипинам, Китай претендует на мелководье Скарбароу, контроль над которым даст КНР возможность угрожать Маниле ракетами. По отношению к Индонезии, Китай претендует на архипелаг Натуна, в водах которого находятся доказанные запасы углеводородов. Всё это в Южно-Китайском море, и на основании одной пунктирной линии, которую одна страна нарисовала на своих картах. Единственный противовес притязаниям Китая в регионе это морские силы США, которые вынуждены отправлять в регион свои флота для обеспечения свободы судоходства.



Помимо официальных претензий, Китай ведет гибридно-информационную войну по отношению к территориям, которые когда-либо могли относится к Китайской империи. Если на официальном дипломатическом уровне претензий у Китая к какому либо государству нет (пока), то на уровне внутренних медиа и НКО ведется активная политика по выстраиванию претензий на те или иные земли.

Основная претензия к Монголии строится на отношении к общему наследию Чингиз Хана и его потомков. Государство без выхода к морю, с экономикой строящийся на горнодобывающей промышленности и почти на 100% зависящей от Китая, Монголия в ближайшем будущем может стать клиентским государством КНР.

И хотя на официальном уровне территориальных споров между Россией и Китаем нет, во внутренних медиа КНР сильны позиции по претензиям на Владивосток с окрестностями. Суть их в том, что Россия присоединила к себе эти земли в момент "слабости Китая во время Опиумных войн".

Северная Корея и Китай имеют разногласия по вопросу их общей границы, которая проходит по рекам Ялудзян и Туманной. Однако на безымянные незаселенные острова на этих реках претендуют обе стороны. Второй спорной территорией является гора Пэктусан, вулкан, окруженный труднопроходимой местностью.


Договорится о разделении которого тоже не удается. И пока нет договоренности, Китай просто использует спорную территорию, построив на склоне горы горнолыжный курорт и небольшой аэропорт.

Спор с Южной Кореей ведется о подводной скале Сокотра. Которая находится ниже уровня моря и не влияет на территориальные воды какой-либо страны. Однако, корейцы успели построить на скале вертолетную площадку и использовали её для расширения своей идентификационной зоны ПВО в отношении КНР. Пекин, не имея ничего подобного, оспаривает принадлежность скалы для зеркального ответа Южной Корее.

В Мьянме, которую постоянно раздирают конфликты между правительственными войсками и сепаратистами, последние частенько через джунгли проникают на территорию соседнего Китая. Поэтому для защиты своих границ, китайские чиновники выдвигают претензии на земли Мьянмы до перевала Чоукан в глубине страны. В регионе Кокан, КНР поддерживает китайскоговорящих сепаратистов в их борьбе за отделение от Мьянмы.

Являясь доминантой в Юго-Восточном регионе, Китай просто подминает под себя все споры, при этом пользуясь дипломатическими методами для фиксации своих приобретений. Среди стран Юго-Восточной Азии давно назревает идея создать свою версию НАТО, (или даже федеративный союз,) для противопоставлению КНР. Но дальше обсуждений дело пока не продвинулось. По факту основным противовесом для Китая в регионе является США с их мобильными флотами, но что будет, когда ВПК КНР сможет выдвинуть сходные по эффективности силы можно только гадать.


map

Китай и Индия

(1) Долина Шаксгама (Shaksgam Valley, 喀喇昆仑走廊): 5 180 кв. км, де-факто китайская территория

В 1963 году была передана Китаю Пакистаном. Индия оспаривает правомерность передачи.

(2) Аксайчин (Aksai Chin, 阿克赛钦): 35 241 кв. км, де-факто китайская территория

Государство Ладакх, частью которого был регион Аксайчин, вошло в состав Британской Индии в 1846 году. Однако британским эмиссаром не удалось договориться с новообретенным соседом, Цинской империей, о границе. Тем не менее, природная граница устраивала обе стороны до середины 20-го века.

В 1947 году свободная Индия попыталась демаркировать границу с Китаем, включая регион Аксайчин в число своих территорий, но, видимо, не разобралась, с кем с китайской стороны все-таки стоит договариваться. Но спустя десятилетия была удивлена, обнаружив, что через “их” территорию проходит автомагистраль, соединяющая два региона КНР, Синьцзян и Тибет. Официально граница не определена до сих пор.

(3) Демчок (Demchok, 碟木绰克) и соседние поселения: менее 500 кв. км, де-факто индийская территория

Территория расположена южнее региона Аксайчин, вдоль индийско-китайской границы. Контролируется Индией, однако Китай настаивает, что исторически территория была частью Тибета, а значит КНР имеет полное право включить ее в свои границы.

(4) Аруначал-Прадеш (Arunachal Pradesh, 阿鲁纳恰尔邦): 83 743 кв. км, де-факто индийская территория

Регион в восточной части индийско-китайской границы оспаривается не только КНР, но и Китайской республикой (Тайвань). В 1914 году британские войска захватили этот регион, являющийся частью Тибета, однако последовавший договор между сторонами не был признан Китайской республикой правомерным.

В 1962 году в ходе пограничной войны с Китаем, Индии удалось отстоять Аруначал-Прадеш, однако Китай до сих пор не признал де-факто границу.

Итого: примерно 124 700 кв. км спорных территорий.

Китай и Бутан

(5) Северо-западная часть округа Хаа (Haa District, 哈阿宗): 269 кв. км, де-факто территория Бутана

Претензии Китая также основаны на том, что “исторически область была частью Тибета”. И он даже готов поступить претензиями на другие спорные территории, в обмен на удовлетворение требований по плато Doklam, которое и расположено на северо-западе округа Хаа.

Так как спорная территория имеет стратегическое значение и для Индии, то в округе расположена индийская военная база для защиты от внезапного вторжения Китая.

(6) Бутанский анклав в Тибете (Bhutanese enclaves in Tibet): около 270 кв. км, де-факто территория Китая

В 1951 наряду с введением войск в Тибет, китайская армия в 1959 году оккупировала 8 западных тибетских анклавов, находящихся под бутанским управлением. В 1961 году китайцы опубликовали новую карту, согласно которой некоторые территории Бутана, Непала и королевства Сикким принадлежат Китаю. В 1998 году Бутан и Китай подписали договор о мире и спокойствии на границе, однако Китай вопреки соглашению начал строительство дорог на спорных территориях. В 2002 году было подписано временное соглашение.

Китайская республика (Тайвань) также оспаривает права на эту территорию.

(7, 8) Долины Пасамлунг и Джакарлунг (Pasamlung and Jakarlung valley, 帕桑兰山谷与贾卡兰山谷): 495 кв. км, де-факто территория Китая.

В 1996 году Китай выдвинул предложение о возврате Бутану долин Пасамлунг и Джакарлунг в обмен на северо-запад округа Хаа (5).

Итого: 1 034 кв. км спорных территорий.

Китай и Корея

(9) Цзяньдао (Jiandao или Gando, 间岛): де-факто китайская территория

В 1909 году Китай и Япония подписали конвенцию, признающую территориальные права тогда еще Цинской империи на территорию Цзяньдао, которая исторически была частью корейского государства до потери его независимости в 1910 году (!).

В 2009 году южнокорейские НКО обратились в Международный суд ООН с требованием признать Цзяньдао корейской территорией.

Северная Корея, которая фактически граничит со спорной территорией, также считает ее исконно корейской. Сейчас это часть корейского автономного округа Яньбянь, где проживает 840 000 этнических корейцев.

(10) Чанбайшань или Пэктусан (Baekdu Mountain, 长白山): совместное использование вершины вулкана

Вулкан Чанбайшань, расположенный на границе Китая и Северной Кореи, является самой высокой точкой Корейского полуострова и сакральным местом для корейцев и маньчжуров. В 1962 году соседи договорились о совместном использовании озера в кратере вулкана и прилегающей территории. Однако в последние годы китайцы активно развивают инфраструктуру Чанбайшань (построили аэропорт, открыли горнолыжный курорт), что вызывает беспокойство как у Северной, так и у Южной Кореи.

В 2007 году во время Зимней азиатской олимпиады в китайском городе Чанчуне, китайские конькобежцы на церемонии награждения подняли плакат “Чанбайшань – наша территория”, на что корейская сборная ответила протестом.

В настоящее время Китай избегает обсуждения суверенитета Чанбайшань, а просто использует неопределенность границ, так как понимает, что у Пхеньяна нет возможности остановить его продвижение.

Итого: площадь спорной территории не определена.

Китай и Япония

(11) Острова Сенкаку или Дяоюйдао (Senkaku Islands, 钓鱼台群岛): 7 кв. км, де-факто японская территория

Источник: japantimes.co.jp

Источник: japantimes.co.jp

С 1895 года острова контролировались японцами, после Второй мировой войны – США. В 70-е годы были возвращены Японии без каких-либо претензий со стороны Китайской Республики и КНР. Однако со второй половины 70-х, когда появились данные о возможных запасах нефти и газа, китайцы стали требовать возвращения исконно китайской территории.

На острова претендует как КНР, так и Китайская республика (Тайвань).

Итого: 7 кв. км спорной территории

Китай и Тайвань

(13) Гряда Макклесфилд (Macclesfield Bank, 中沙大环礁): 6 448 кв. км, из которых 0 кв. км суши, де-факто территория КНР

Территория гряды расположена ниже уровня моря, поэтому по международному праву не может являться спорной территорией. Оспаривается Китайской республикой.

Итого: 0 кв. км суши.

Китай, Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Индонезия и Бруней

(12) Парасельские острова (Paracel Islands, 西沙群岛): 7.8 кв. км, де-факто принадлежат Китаю

С 1974 году острова находятся по контролем КНР. Оспариваются Вьетнамом и Тайванем.

(14) Острова Спратли (Spratly Islands, 南沙群島): менее 5 кв. км, частично заняты Китаем, Вьетнамом, Малайзией, Филиппинами и Тайванем

Споры о принадлежности островов ведутся с конца 19-го века. Спратли имеют стратегическое значение и для военных, и для добычи нефти и газа. Вьетнам и Китай ищут доводы в истории, когда Малайзия, Филиппины и Бруней обращают внимание на близость расположения островов к их исключительной экономической зоне.

(15) Острова Натуна (Natuna Islands, 纳土纳群岛): 1 300 кв. км, де-факто территория Индонезии

Острова Натуна расположены за пределами девятипунктирной линии, которой Китай обозначил сферу своих территориальных претензий в Южно-китайском море. В 2015 году Китай даже заявил, что не планирует оспаривать суверенитет Индонезии над островами, что заставило Джакарту на всякий случай увеличить присутствие военно-морских сил на островах. Однако признавая права Индонезии, Китай в то же время ставит под вопрос правомерность своих требований в Южно-китайском море, так как в этом случае часть девятипунктирной акватории попадает в исключительную экономическую зону островов Натуна.

Александр Мальцев

Привет! Меня зовут Саша. Я главный редактор Магазеты.

Мы собираем базу знаний о Китае и китайском языке при поддержке читателей уже 16 лет.

У нас нет рекламы, есть только вы. Поддержите Магазету и помогите сохранить её бесплатной и без рекламы.

Полина Струкова

Нихао! Меня зовут Полина, и я редактирую материалы на Магазете уже больше 10 лет.

Почти все авторы присылают нам свои статьи из чистой любви к Китаю, а мы предлагаем им площадку, на которой они могут поделиться своим уникальным опытом. Мы – сообщество энтузиастов.

Поддержите Магазету и помогите сохранить её бесплатной и без рекламы.

Автор: Ольга Мерёкина

Родилась во Владивостоке. Живет в Ханчжоу и Шанхае. BA (2007) востоковедение, MA (2014) современное искусство и кураторские исследования. Участник арт-коллектива Illumin8tors.

8 комментариев

В тексте много грамматических ошибок :-(

Большое спасибо. С интересном прочитал. Конечно, удивительно, что с Россией как бы спорных территорий нет.

Так ведь насколько дальновидно поступил Путин еще в 2000 году. Китайцам уступили Даманский(который конечно залит нашей кровью, но стратегически он бесполезен) и перенесли границу с китайского берега на середину реки, как это обычно принято.

Многие тогда говорили, что мол измена родине, ну и я тоже думал. Но сейчас именно это урегулирование здорово поможет нам в противостоянии с Западом, им намного сложнее поссорить нас.

За потомком информации о Сириии, Турции Ницце. Украине и прочих “игр престолов” к Западу от России как то почти незаметной прошла информация о серьёзном обострении конфликта США -Китай по поводу спора в Южно -китайском море, приведшего к отправке на Запад Тихого океана несколько штатовских авианосцев. Полноту картины мира, упускаемой российским образованием и “новостями” помогает восстановить эта интересная статья.

Читайте также: