Специализация и кооперирование в машиностроении кратко

Обновлено: 05.07.2024

Научно-технический прогресс ведет к концентрации в одном продукте затрат труда работников все большего количества специализированных отраслей, что усложняет производственные связи и вызывает развитие кооперирования. Под кооперированием понимаются планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции. Являясь следствием развития специализации, производственное кооперирование характеризуется относительным постоянством и устойчивостью связей, строгим соблюдением технических условий предприятий-смежников.

Производственное кооперирование существенно отличается от материально-технического обеспечения, которое не вытекает непосредственно из форм специализации и не всегда основано на длительных производственных связях. Если кооперирование охватывает производственные связи по деталям, узлам, агрегатам, полуфабрикатам, определенным технологическим операциям, которые осуществляются с конкретными предприятиями, то материально-техническое обеспечение включает в себя поставки сырья, материалов, топлива, машин, оборудования и других средств производства любому потребителю.

В промышленности кооперированные связи могут различаться по отраслевому и территориальному признаку. По отраслевому признаку различают внутриотраслевое кооперирование, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одной отрасли, и межотраслевое — если оно имеет место между предприятиями разных отраслей.

По территориальному признаку кооперирование делится: на внутрирайонное, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района, и межрайонное — между предприятиями, расположенными в разных экономических районах страны.

В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования:

1. Предметное (или агрегатное) кооперирование — это такой вид производственных связей, когда головной завод, выпускающий сложную продукцию, получает от других предприятий готовые агрегаты (моторы, генераторы, насосы, компрессоры и др.), идущие на комплектование продукции этого завода.

Данная форма кооперирования характерна для машиностроения, многие отрасли которого производят сложные машины и оборудование.

2. Подетальное кооперирование, когда предприятия-смежники поставляют головному заводу детали и узлы (карбюраторы, радиаторы, поршни и др.), для выпуска готовой продукции. Эта форма кооперирования присуща многим отраслям промышленности, и прежде всего машиностроению, деревообрабатывающей, текстильной и обувной промышленности.

Технологическое (или стадийное) кооперирование проявляется в поставках одних предприятий другим и характеризуется относительным постоянством и устойчивостью связей, строгим соблюдением технических условий предприятий-смежников.

3.Технологическое (или стадийное) кооперирование проявляется в поставках одних предприятий другим определенных полуфабрикатов (отливок, поковок, штамповок) или в выполнении для них отдельных технологических операций, связанных с обработкой выпускаемых изделий.

Уровень производственного кооперирования характеризуется следующими показателями:

а) коэффициент кооперирования, или удельный вес покупных изделий и полуфабрикатов в общем объеме продукции отрасли или предприятия;

б) количество предприятий-смежников, участвующих в производстве продукции головного предприятия;

в) соотношение объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых кооперированных поставок;

г) доля предметного (агрегатного), подетального и технологического (стадийного) кооперирования в общих кооперированных поставках; в целом по отрасли.

С эффективностью специализации производства неразрывно связана экономическая эффективность производственного кооперирования, однако экономический эффект от кооперирования может быть получен при условии, если поставляемые заготовки, полуфабрикаты, детали и узлы лучшего качества обходятся потребителю дешевле, чем при собственном их производстве, а также если они поставляются комплектно, в необходимом количестве и в установленные сроки. Эффективность кооперирования во многом зависит также от правильного определения радиуса перевозок.

Экономия от производственных кооперированных связей определяется по формуле:

где Эк - экономия от кооперативных связей, руб.;

С - полная заводская себестоимость изделия (детали, узла, полуфабриката и т.д.), передаваемого для изготовления на специализированные предприятия;

Ц — оптовая цена, по которой это изделие будет поступать от специализированного предприятия;

Т — транспортно-заготовительные расходы, приходящиеся на единицу изделия;

В — количество изделий, впервые получаемое по кооперации в планируемом году.

Машиностроение, являясь основой развития военной промышленности, подверглось в годы войны коренной перестройке. Как правило, каждое машиностроительное предприятие в определенной мере переключалось на выпуск военной техники, а значительная часть предприятий — целиком.

Более того, целые отрасли машиностроения перешли на выпуск вооружения и боеприпасов, и в первую очередь тракторная промышленность. Близость технологии производства тракторостроения и танкостроения позволила в условиях войны сравнительно легко переводить тракторные заводы на выпуск танков. Высокий технический уровень разнообразного оборудования автомобильных заводов дал возможность производить на автозаводах многие детали и узлы различных видов вооружения.

Продукция многих отраслей машиностроения, и в частности автомобильной, электротехнической, приборостроительной, непосредственно применялась в армии и на флоте. Оборонное значение получили также заводы, выпускавшие необходимую для развития военного производства продукцию. Так, от уровня производства станков и кузнечно-прессового оборудования в известной мере зависели объем и темпы выпуска боевой техники и боеприпасов, от развития производственных мощностей тяжелого и энергетического машиностроения — прирост продукции черной и цветной металлургии, горной промышленности и электроэнергетики.

Предприятия тяжелого машиностроения стали прочной базой производства оборудования, которое требовалось для восстановления эвакуированных на восток металлургических заводов, строительства новых предприятий черной металлургии и развития энергетики в восточных районах страны.

В 1942 г. проводилось большое капитальное строительство предприятий металлургического оборудования. Прежде всего в короткие сроки был построен и введен в эксплуатацию машиностроительный завод в Иркутске на базе эвакуированного оборудования Старо-Краматорского завода.

Затем был частично введен в эксплуатацию Красноярский завод. К производству металлургического оборудования привлекались и другие заводы, в том числе Коломенский завод тяжелого машиностроения. В 1943 г. предприятия Наркомтяжмаша успешно выполнили правительственное задание увеличить почти вдвое — с 15,5 тыс. т до 30,15 тыс. т — выпуск оборудования для черной металлургии. Уже в 1944 г. производство металлургического оборудования превысило довоенный уровень, и все важнейшие новостройки были обеспечены металлургическим оборудованием.

Кроме того, принимались меры для быстрейшего восстановления и развития котлотурбинной промышленности, чтобы обеспечить энергетическим оборудованием вновь создаваемые на востоке СССР энергетические базы и восстанавливаемые в освобожденных районах электростанции. В кратчайший срок вводились в строй разрушенные и создавались новые заводы по производству котлов, турбин, котельно-вспомогательного оборудования и арматуры. Широкий размах получило освоение выпуска новых, более прогрессивных видов энергетического оборудования.

Заводы тяжелого машиностроения не только возобновили выпуск горизонтальных и вертикальных котлов обычного типа, но и освоили производство таких новых видов энергетического оборудования, как крупные барабанные котлы производительностью до 200 т/ч, модифицированные котлы CП-4 с одним барабаном вместо двух, пневматические, шахтные мельницы и др. Удельная производительность новых шахтных мельниц по сравнению с ранее применявшимися возросла более чем на 30%, а срок их службы увеличился в 4—6 раз. Крупнейшим достижением явился выпуск первых в мире прямоточных котлов высокого давления.

Заводы тяжелого машиностроения выполняли гигантскую работу по техническому руководству монтажом перебазированных турбинных и котельных установок, а также турбовоздуходувных машин. В Донбассе и других освобожденных районах они укомплектовали 31 турбину общей мощностью 662 МВт.

Важнейшим направлением военной перестройки машиностроительной промышленности явилось переключение подъемно-транспортного машиностроения на обеспечение нужд военного производства и строительства. Массовое внедрение поточных методов в производство и строительство потребовало изготовления и монтажа огромного количества механизмов и металлоконструкций, создания и освоения новых типовых конструкций кранов грузоподъемностью 50 и 75 т, а также значительного расширения производства электротельферов, электрокранбалок, редукторов и других механизмов.

На базе ряда эвакуированных на восток из Баку и других районов машиностроительных заводов развивалось нефтяное машиностроение, что имело решающее значение для строительства нефтеперегонных заводов вблизи восточных нефтяных промыслов. В восточных районах было налажено производство таких видов нефтяного оборудования, как насосы для нефтепереработки, чугунная и стальная арматура, турбобуры, теплофикационные установки для работы в зимних условиях, глубинные насосы, станки-качалки, групповые приводы, лебедки, насосные штанги, полевые тяги.

Одним из необходимых условий военной перестройки машиностроения было значительное расширение автогенной промышленности, что в свою очередь потребовало увеличения производства кислорода. С этой целью создавалось и осваивалось более эффективное оборудование: новый тип газификатора жидкого кислорода для стационарных и транспортных установок, новый образец передвижной кислородной установки для получения жидкого кислорода, конструкция горелок нового типа для сварки узлов самолетов и многие другие виды оборудования. Уже в первые годы войны мощность кислородных заводов превысила довоенный уровень.

Проблема обеспечения громадного объема воинских и народнохозяйственных перевозок подвижным составом решалась путем расширения мощностей паровозостроения на востоке за счет восстановления эвакуированных заводов, а также путем увеличения темпов развития производства паровозов и вагонов и сокращения сроков ремонтных работ.

Мощным арсеналом победы над врагом стали в военное время заводы среднего машиностроения. Эвакуированные заводы восстанавливались на новом месте на более совершенной технической основе. Одновременно развивалось дублирование производства важнейших видов продукции, особенно автомобилей и шарикоподшипников. Например, на базе эвакуированного оборудования Московского автозавода были построены Миасский и Шадринский автоагрегатные и Ульяновский автомобильный заводы. С целью комплексного производства автомобилей на Московском автозаводе организовали производство моторов. Большое значение придавалось организации производства новых типов автомобилей. Так, Московский автозавод быстро освоил выпуск машин повышенной проходимости — ЗИС-42, а Горьковский — автомобилей БА-64.

Производство автомобилей претерпело в период войны те же изменения, что и выпуск других видов продукции машиностроения: в первые военные годы имело место снижение производства, в последующие — постепенное увеличение. При этом даже в 1945 г. производство грузовых автомобилей составило лишь 50% довоенного уровня, легковых — 91%.

Война потребовала переключения мощностей тракторных заводов на выпуск танков и другой военной техники, поэтому производство тракторов значительно уменьшилось. Однако некоторые машиностроительные заводы совмещали выпуск боевой техники с выпуском сельскохозяйственных машин. В короткий срок был построен новый завод по производству тракторов в г. Рубцовске Алтайского края. Эффективно используя в порядке кооперации мощности других заводов Наркомата среднего машиностроения, завод начал регулярно выпускать тракторы уже в четвертом квартале 1942 г. Весной 1943 г.

В годы войны значительно расширились мощности подшипниковой промышленности. Производство подшипников сосредоточилось в Куйбышеве, Свердловске, Томске и на Саратовском подшипниковом заводе. Выпуск подшипников увеличивался из квартала в квартал по мере восстановления на востоке эвакуированного оборудования и освоения производства подшипников на дублирующих заводах. Наиболее быстрыми темпами увеличивалось производство подшипников для танковой и авиационной промышленности, но общий выпуск подшипников значительно отставал от довоенного уровня.

Намного сложнее обстояло дело со станкостроением. В первый год войны оно претерпело ряд организационных изменений в связи с использованием станкостроительных заводов для производства танков и их узлов, а инструментальных заводов — для выпуска оснастки танковых заводов. Однако практика показала, что перед станкоинструментальный промышленностью прежде всего стояла задача создания мощной технической базы для всей военной промышленности. Поэтому по решению ГКО станкостроительная промышленность была выделена в Наркомат станкостроения, который получил государственное задание — в кратчайший срок ввести в строй станкостроительные предприятия, эвакуированные на восток, и восстановить производство станков и инструментов на московских заводах.

Уже в 1942 г. восстановительные работы дали положительный результат: план выпуска металлорежущих станков на 1942 г. был выполнен досрочно — в ноябре. В 1943 г. выпуск металлорежущих станков составил 101,5% уровня предыдущего года, в 1944 г. — 146 и в 1945 г.

— 113% уровня 1944 г. Станкостроительная промышленность добилась массового выпуска высокопроизводительных, конструктивно простых станков для поточного производства танков, артиллерии, боеприпасов, самолетов и другой военной техники.

Во время войны были введены целые линии станков с автоматическими и полуавтоматическими установками, а также освоен выпуск сотен новых типов высокопроизводительных станков, причем некоторые из них по производительности в 10—15 раз превосходили прежние. О высокой эффективности этих станков можно судить, например, по тому факту, что 36-шпиндельный полуавтоматический горизонтально-расточный станок, изготовленный для авиационной промышленности, заменял 30 универсальных радиально-сверлильных станков и высвобождал до 30 человек в смену. Серия полуавтоматических агрегатных 45-шпиндельных вертикально-сверлильных станков на одном только военном заводе позволила заменить 400 универсальных станков и высвободить 300 квалифицированных рабочих.

Наряду с предприятиями Наркомата станкостроения значительное количество станков выпускали неспециализированные заводы других машиностроительных наркоматов: вооружения, минометного вооружения, боеприпасов и т.д. Например, заводы Наркомата вооружения освоили к середине 1943 г. около 120 типоразмеров станков. Создание собственной станкостроительной базы позволило этому наркомату обеспечить резкое увеличение выпуска пушек, пулеметов, автоматов и другого стрелкового оружия. Но головным был Наркомат станкостроения, который направлял развитие станкоинструментальной промышленности на максимальное совершенствование конструкций станков и технологических процессов.

В 1945 г. парк металлорежущих станков достиг 928 тыс. единиц против 710 тыс. единиц в 1940 г., парк кузнечно-прессового оборудования — почти 144 тыс. единиц против 119 тыс. единиц в 1940 г.53.

В годы войны большие задачи решались электромашиностроительной промышленностью, которая выпускала главным образом изделия военной электротехники: танковые башенные и вентиляционные электромоторы, умформеры, туральные электромоторы для самолетов, стартеры, походные зарядные станции и агрегаты, а также боеприпасы.

В течение войны радиотехническая промышленность прошла путь от мелкосерийного производства к поточному и крупносерийному. До 1941 г. основными центрами радиопромышленности являлись Ленинград и Москва. За годы войны удельный вес Ленинграда и Москвы в производстве радиоаппаратуры значительно снизился за счет увеличения ее выпуска в других районах страны, главным образом на основе эвакуированных туда промышленных предприятий. Крупным производителем радиоизделий стала Западная Сибирь.

На всех машиностроительных заводах, выпускавших военную технику, широко осуществлялись мероприятия по совершенствованию технологических процессов и переводу на поточные методы производства не только механических и сборочных цехов, но и литейных, кузнечных, термических и т.д. Внедрение поточных методов сопровождалось механизацией многих работ и трудоемких процессов, сокращением числа операций, модернизацией оборудования, что в конечном счете обеспечивало высокую производительность труда и быстрый рост производства военной техники.

Широкому внедрению поточных методов производства способствовало значительное увеличение числа предприятий, специализирующихся на массовом выпуске одних и тех же видов боеприпасов и вооружения, так как в ходе перестройки промышленности осуществлялась предметная специализация и концентрация производства важнейших видов однотипной военной продукции. Например, авиационная промышленность фактически представляла собой комплекс специализированных предприятий, так как производство самолетов концентрировалось на крупных и технически высокооснащенных заводах. Наряду с основной группой самолетостроительных и моторостроительных заводов в авиационной промышленности создавались специализированные агрегатные заводы и предприятия вспомогательного оборудования, выпускающие винты, колеса и т.п.

В связи со сложностью и многодетальностью военной продукции проводилась большая работа по подетальной и технологической специализации предприятий (производство заготовок, литья, поковок и других изделий межотраслевого применения). На этой основе происходило развитие кооперирования. Значительно возросли за годы войны мощности заготовительных цехов по стальному и чугунному литью, поковкам и штамповкам восточных заводов. Так, на Урале мощности по производству стального литья увеличились за 1941—1943 гг. со 195 тыс. т до 385 тыс. т в год, в Сибири — с 31 тыс. т до 99 тыс. т, в Средней Азии и Казахстане — с 6 тыс. т до 23 тыс. т54.

Специализация производства значительно повышала уровень использования производственных мощностей предприятий. Наиболее ощутимые результаты от специализации и кооперирования были достигнуты в военной промышленности, характерной особенностью которой являлось наличие сложной системы производственных связей. С авиационной и танковой промышленностью, с производством вооружения и боеприпасов в годы войны в той или иной мере была связана почти вся промышленность СССР. Характерно, что авиационную промышленность обеспечивали комплектующими деталями, а также некоторыми материалами предприятия многих отраслей, и в частности специализирующиеся на выпуске электро- и радиооборудования, авиационных приборов, аэролаков, изделий из стекла, полотна, вооружения для самолетов.

Кооперирование в военной промышленности осуществлялось на сравнительно высоком уровне. Оно играло серьезную роль и в ряде гражданских производств, имевших большое значение для обслуживания военных нужд. Например, станкостроительные заводы получали от предприятий электропромышленности моторы, аппаратуру, провода, установочный материал, кооперировались с предприятиями, выпускавшими резиновые изделия (рукава), цепи и т.п.

В годы войны получило широкое развитие внутрирайонное кооперирование, и особенно в районах, непосредственно прилегавших к фронту, и в прифронтовой полосе, что объяснялось временным нарушением установившейся в довоенный период системы специализации и кооперирования. Так, в период блокады ленинградские и осенью 1941 г. московские заводы успешно преодолели трудности в выполнении производственной программы благодаря выявлению всех возможностей для организации внутрирайонного кооперирования.

В военное время значительно расширилось внутрирайонное кооперирование почти во всех тыловых районах — в Поволжье, на Урале, в Сибири, Казахстане, поскольку перебазированные заводы вынуждены были начать работу в полном отрыве от своих старых смежников из-за серьезных трудностей с перевозками продукции. Многие эвакуированные предприятия использовали все возможности для создания новых производственных связей в рамках области или экономического района. Об этом свидетельствует пример турбинного завода в Свердловске. Для организации на этом заводе крупнейшего в стране цеха по производству турбинных лопаток, которые требовались для восстановления электростанций в освобожденном Донбассе, почти не имелось литейного и кузнечного оборудования. Поскольку не приходилось рассчитывать на быстрое поступление его со стороны, выход был найден в развертывании широкого кооперирования. Уральские предприятия за три месяца выполнили больше 300 заказов на поставку свердловскому заводу необходимого специального оборудования.

Плановое кооперирование предприятий сыграло огромную роль в военной перестройке промышленности. Благодаря кооперированию в производство военной продукции было вовлечено множество предприятий различных отраслей промышленности, что позволило в короткий срок организовать массовый выпуск новых типов вооружения, самолетов, танков, боеприпасов.

Таким образом, специализация и кооперирование промышленного производства явились важными факторами перестройки и развития военной промышленности, а также использования резервов предприятий для роста производства необходимой народному хозяйству продукции.

Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства

Специализация – это процесс сосредоточения выпуска конкретных видов продукции в разных отраслях промышленности, но отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. процесс производства одинаковой продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Специализация производства является одной из форм разделения общественного труда и организации производственного процесса. Если говорить только о промышленности, то частное разделение труда там представляет собой деление промышленности на отрасли и дальнейшая их дифференциация с одной стороны, и разделение предприятий по специализации – с другой.

Единичное разделение труда происходит внутри предприятия. Специализация предприятий и цехов происходит как ответ на обособление производств, которые занимаются изготовлением готовых изделий, а также производств, которые делают составные части продукции и отдельные операции технологического процесса по их изготовлению.

Существуют различные формы специализации промышленности:

  • Предметная специализация.
  • Подетальная специализация.
  • Стадийная или технологическая специализация.
  • Специализация вспомогательных производств.

Суть предметной специализации заключается в том, что конкретное предприятие изготавливает готовую продукцию (трактора, автомобили, самолёты и т.п.).

Для подетальной специализации характерно производство отдельных деталей, узлов и агрегатов. В качестве примера можно использовать подшипниковый, карбюраторный и другие заводы подобного плана.

Предприятия с технологической или стадийной специализацией занимаются выполнением лишь отдельных частей или стадий производственного процесса. Как пример, фабрики по изготовлению пряжи, литейные производства или сборочные.

Специализацией вспомогательных производств можно считать изготовление тары или упаковки, инструмента или специализированного оснащения, а также те предприятия, которые занимаются ремонтными работами.

От масштаба производства зависит специализация. Она бывает:

  • Внутриотраслевая.
  • Межотраслевая.
  • Межгосударственная.

Самой высшей ступенью специализации является межгосударственная. Она происходит в рамках ближнего и дальнего зарубежья. Наиболее актуальна она для Российской Федерации, в частности развитие специализации дальнего зарубежья, в силу того, что на современном этапе развития она максимально эффективна для государства и его развития.

Чтобы охарактеризовать уровень и анализ специализации с практической стороны, необходимо использовать ряд показателей:

  • Коэффициент, который указывает на степень охвата производства, а также характеризующий долю продукции специализированной отрасли в общем количестве выпускаемой продукции данного вида.
  • Коэффициент специализации, который даёт характеристику доле основной профильной продукции в общем количестве выпускаемой продукции отрасли, предприятия, цеха.
  • Коэффициент подетальной специализации, который характеризует долю продукции подетально специализированных предприятий, цехов в общем количестве выпускаемой продукции отрасли, предприятия, цеха.
  • Широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Здесь подразумевается обратно пропорциональная зависимость ширины номенклатуры от уровня специализации. Таким образом, чем шире номенклатура, тем ниже уровень специализации.

Специализация и кооперирование производства

Специализация и кооперирование производства тесно связаны между собой. Они представляют две стороны одного процесса, в силу этого в экономическом плане их стоит воспринимать в связке.

Кооперирование – это длительные производственные связи между предприятиями, которые занимаются выпуском продукции со сложным процессом производства.

Согласно формам специализации, в промышленности различают три формы кооперирования:

  • Предметное, или агрегатное кооперирование.
  • Подетальное кооперирование.
  • Технологическое, или стадийное кооперирование.

Суть предметного, или агрегатного кооперирования заключается в том, что несколько предприятий занимаются поставками различных изделий головным производствам, которые специализируются на выпуске, к примеру, машин или оборудования.

Подетальное кооперирование предполагает поставки специализированных предприятий головному предприятию узлов или деталей. К примеру, подшипников, втулок или поршневых колец.

Суть технического, или стадийного кооперирования заключается в поставках одними предприятиями полуфабрикатов другим головным заводам. К примеру, пряжи для ткацких производств, поковок или отливки для машиностроительных предприятий.

Уровень кооперирования

Главный показатель уровня кооперирования – это доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, которые получены от других предприятий с соблюдением условий кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия.

Непрямым показателем уровня кооперирования является количество предприятий, которые состоят в договоре кооперирования с головными предприятиями. В какой-то степени уровню кооперирования даёт оценку и радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина.

С позиции отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующихся между собой заводов, можно выделить такие виды связей по кооперированию между промышленными предприятиями:

  • Внутрирайонные.
  • Межрайонные.
  • Внутриотраслевые.
  • Межотраслевые.

Для внутрирайонных характерно кооперирование предприятий, которые расположены в одном экономическом или административном районе, по независящим от отраслевой принадлежности факторам.

Межрайонные связи устанавливаются между предприятиями, которые расположены в разных экономических и административных районах.

Суть внутриотраслевого кооперирования заключается в том, чтобы происходило кооперирование между предприятиями одной отрасли вне зависимости от территориального фактора.

Межотраслевое кооперирование происходит между предприятиями разных отраслей.

Говоря о приближении поставщиков к потребителям и сокращении транспортных расходов самым привлекательным является внутрирайонное кооперирование. Но современные условия таковы, что развитие науки и техники, а также глубокое общественное разделение труда позволяет прибегать к различным видам кооперирования. Особенно это касается отрасли машиностроения, где невозможно обойтись лишь внутрирайонным кооперированием. Современные машины представляют собой сложнейшие механизмы, которые состоят из множества деталей, производимых в различных отраслях промышленности и расположенных в различных районах.

Наиболее привлекательные пути кооперирования можно выбрать на основе конкретных технико-экономических расчётов.


С помощью данного урока учащиеся рассмотрят особенности размещения предприятий машиностроительного комплекса по территории Российской Федерации. В ходе урока учащиеся познакомятся с наиболее важными факторами размещения машиностроения.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Факторы размещения машиностроения"

Размещение промышленности – это одна из форм общественного разделения труда. Оно выражается в пространственном распределении промышленных предприятий на территории экономического района, республики или страны в целом. Грамотное географическое размещение промышленных предприятий – это предпосылка для эффективного использования природных богатств и трудовых ресурсов страны; сокращения нерациональных перевозок продукции и укрепления обороноспособности России, более полного удовлетворения потребностей населения и роста его благосостояния.

В процессе размещения промышленного производства решаются не только чисто экономические, но и социально-политические задачи. Прежде всего, это преодоление существенных различий между городом и деревней, повышение экономического уровня развития в прошлом отсталых районов страны, а также рост в них высококвалифицированных национальных кадров.

Условия, определяющие возможность возникновения и развития той или иной отрасли хозяйства на конкретной территории, называются факторами размещения производства. Как правило, размещение отдельных производств происходит под влиянием различных факторов и во многом зависит от характера самого производства. При этом одни факторы являются универсальными. Именно они определяют характер развития и размещения всех производств. Другие же – специфические. Они влияют на отдельные производства.


Однако в любом случае необходимо понимать, что на размещение того или иного производства факторы влияют не по отдельности, а в совокупности.

Страны с большой территорией (как, например, Россия) обладают, как правило, более крупным и разнообразным потенциалом (природно-ресурсным, экономическим и так далее). В то же время размещение хозяйства на территории крупного государства оказывается более неравномерным; усложняются транспортные связи между отдельными его элементами; управление социально-экономическим развитием.

Поговорим о факторах размещения машиностроения. Машиностроение является важнейшей отраслью народного хозяйства. Оно обеспечивает техникой и оборудованием все направления экономики, а также производит много бытовых предметов, необходимых человечеству в повседневной жизни. Машиностроение занимает главное место в промышленном производстве и влияет на развитие всех отраслей хозяйственной деятельности. Оно характеризует научно-технический уровень страны и её обороноспособность.

География машиностроения России


Особое значение для развития и размещения машиностроения приобретают следующие факторы: трудоёмкость, металлоёмкость, специализация и кооперирование, наукоёмкость, также здесь выделяют транспортный, военно-стратегический, потребительский и экологический факторы.

На любом предприятии работают люди. Предприятия различаются между собой по затратам труда на единицу продукции. Так, на некоторых крупных заводах трудится более тысячи рабочих. Такие производства называются трудоёмкими. Производство машин требует больших затрат труда. Например, для изготовления ткацкого станка требуется около тысячи часов рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. С учётом данного фактора размещена почти одна четвёртая часть машиностроительных предприятий нашей страны. Высокая трудоёмкость присуща таким отраслям машиностроения, как станкостроение (город Москва) и приборостроение (города Воронеж, Пенза, Рязань).

Одним из наиболее важных факторов размещения машиностроения является металлоёмкость. Производство некоторых видов машин (металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования) требует большого количества металла. Поэтому предприятия, выпускающие их, ориентированы на металлургические базы.

Следует отметить, что трудоёмкость и металлоёмкость в машиностроении находятся между собой в определённой зависимости. Их сочетание влияет на размещение предприятий различных машиностроительных отраслей. Обратите внимание на таблицу. Трудоёмкость и металлоёмкость производимой продукции может быть низкой, средней и высокой.


Современное машиностроение в своём развитии опирается, прежде всего, на передовую науку. Особое значение здесь приобретает фактор наукоёмкости. Именно поэтому в основном все предприятия машиностроения таких сложных отраслей, как электроника, робототехническая, авиакосмическая и атомной промышленности, концентрируются в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой. Ориентация на научный потенциал – ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий. Однако доля наукоёмких отраслей в машиностроении России весьма низкая – менее тридцати процентов.

Так как значительная часть машиностроительных предприятий выпускает оборонную продукцию, то здесь особое значение приобретает военно-стратегический фактор размещения. При размещении данных производств учитываются интересы национальной безопасности. Такие предприятия, как правило, удалены от границ. Многие из них расположены в городах, доступ в которые ограничен (среди них Саров, Новоуральск, Снежинск и прочие). Значительная часть оборонных предприятий сосредоточена в Москве и Подмосковье.

Оборонные предприятия России


Перейдём к следующему фактору – специализация и кооперирование. Все машины состоят из множества деталей. Например, в локомотиве, работающем от электрической сети, их около двухсот пятидесяти тысяч. Согласитесь, что изготовить их все на одном предприятии невозможно. Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях, которые для выпуска готового изделия устанавливают кооперационные связи.

В машиностроении, как правило, создаются не обособленные предприятия, а их взаимосвязанные комплексы. Они состоят из групп заводов, большая часть из которых — заводы-филиалы, поставляющие детали и оборудование для сборочного завода. Сборочные производства размещают в районах с экономико-географическим положением, благоприятным для организации кооперирования.

Стоит отметить, что экономико-географическое положение непосредственно не участвует в производительных процессах. Однако оно может стимулировать или сдерживать хозяйственное развитие определённой территории. Так, например, наличие удобного выхода к морю может определить формирование здесь портово-промышленного комплекса с развитым судостроением.

Специализация и кооперирование в машиностроении тесно взаимосвязаны. Специализация – это производство на предприятиях какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей, а также услуг. А кооперирование – это объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции.

Для России – самой большой по территории страны – транспортный фактор играет важную роль в размещении машиностроения. Поскольку перевозка машин (или их деталей) осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, то машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях. Именно развитие транспорта позволило создавать крупные специализированные предприятия машиностроения, получающие детали от своих смежников, расположенных от них за многие сотни и даже тысячи километров, и на такие же расстояния отправляющие готовую продукцию.

Сама продукция машиностроения очень разнообразна. Многие машиностроительные предприятия (примерно одна пятая от их общего числа) ориентированы на потребителей продукции, поскольку её сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров. Так, тракторы для вывозки леса производятся в Карелии (город Петрозаводск ), зерноуборочные комбайны — на Европейском Юге (город Ростов-на-Дону).


В целом экологический фактор до сих пор слабо учитывается при размещении предприятий. Это связано прежде всего с тем, что данный фактор оказывает воздействие не столько на само производство, сколько на здоровье людей. Предприятие, как правило, не страдает от своих вредных выбросов – страдает население, проживающее в его окрестностях. А сама борьба с выбросами – строительство очистных сооружений и так далее – это для производства лишние дополнительные расходы. Так получается, что самому предприятию выгодно учитывать наличие сырьевых или трудовых ресурсов, но невыгодно учитывать экологический фактор. Общество в лице государственных и местных властей должно заставить предприятие учитывать экологический фактор размещения.

Читайте также: