Фивы в древней греции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Своего рода федерация на территории Беотии просуществовала до последней четверти VI в. до н.э. Распространенный здесь тип монет, на аверсе которых изображался щит пехотинца, свидетельствует о политическом единстве, поскольку монетное дело в Греции имело не только экономическое, но и (в не меньшей степени) политическое значение. Единство также нашло свое выражение и поддержку (как обычно бывало у греков) в форме широко распространившегося религиозного культа: в Онхесте ежегодно проводились Панбеотии – общебеотийские празднества. Другое беотийское святилище, процветавшее в VI в. до н.э., носило название Птоиона и располагалось неподалеку от Фив; в нем поклонялись Аполлону. В качестве посвятительных даров туда было передано не менее сотни мраморных статуй обнаженных юношей (куросов) размером в рост человека, что, безусловно, свидетельствует о богатстве и благочестии местного населения.

В 335 г. до н.э. завершился самый яркий период истории Фив, длившийся четыре десятилетия; как можно убедиться, своими истоками он уходит в середину V в. до н.э. Оправившись вначале от последствий унизительного мидизма 480 г. до н.э., а затем от унижения, вызванного событиями 457–447 гг. до н.э., когда город оккупировали Афины, фиванцы воссоздали общебеотийское федеральное государство на новых основаниях: их родной город, как стало ясно с самого начала, занял главенствующую позицию. Это государство процветало до 386 г. до н.э. Так случилось, что мы располагаем описанием этого весьма интересного федерального образования: оно сохранилось на папирусе из Оксиринха в Фаюме (Египет). Его составил необыкновенно хорошо осведомленный анонимный историк; оно поражает тщательностью. Режим представлял собой олигархию, но умеренную: высшие должности в государстве и военная и политическая власть в целом находились в руках верхних примерно 30 процентов или около того состоятельных граждан, способных приобрести все необходимое для службы в коннице или по крайней мере в качестве гоплитов. Торговцы и ремесленники не имели гражданских прав, поскольку, как считалось, души этих людей, как и руки, из-за их рода занятий не столь чисты, как у земледельцев. Сложная система местного представительства в верховном федеральном совете с самого начала обеспечила фиванцам непропорционально большие власть и влияние.

Фивы сумели еще более усилить свои позиции и воспользоваться теми преимуществами, которые они обеспечивали благодаря союзу со Спартой в годы Пелопоннесской войны. Их верность этому альянсу проявилась наиболее ощутимо в 421 г. до н.э., когда два других союзника, Коринф и Элида, отступились от нее, однако позиция Фив оставалась неизменной – прежде всего потому, что видели в Спарте главную опору олигархии, а это в высшей степени соответствовало собственным интересам фиванцев. Более того, в 427 г. до н.э. Фивы достигли того, чего так долго добивались, при прямой и весьма солидной поддержке Спарты. Поскольку им не удалось убедить платейцев, которые в этническом отношении были беотийцами, отступить от союза с Афинами (заключенного еще в 519 г. до н.э. и сыгравшего важную роль во время битвы при Марафоне, когда оба полиса со славой сражались бок о бок против персов), они могли хотя бы разрушить их город. Через несколько лет после того, как это произошло, фиванцы значительно уменьшили независимость феспийцев, склонявшихся на сторону Афин, срыв стены их города. На последнем этапе Пелопоннесской войны (413–403 гг. до н.э.) именно фиванцы более других выиграли в экономическом отношении – они грабили поля и усадьбы афинских крестьян, пользуясь защитой спартанского отряда, расквартированного близ беотийской границы, а также скупали по дешевке тысячи рабов, бежавших из афинских серебряных рудников.

Однако нужно сказать, что в отношении групп населения, в чьих руках находилось политическое господство, всегда существовало противодействие (даже если оно не выливалось в открытые оппозиционные выступления). При Фермопилах в 480 г. до н.э. некоторое число фиванских добровольцев – патриотов всей Греции в целом – сражалось вместе с Леонидом. Во время афинской оккупации 457– 447 гг. до н.э. в ряде городов (таких, как Феспии) имелись сильные проафинские демократически настроенные группировки. И в ходе Пелопоннесской войны, и после ее окончания даже в Фивах с их олигархическим режимом росло недовольство произволом Спарты – вплоть до того, что в 403 г. до н.э. город предложил убежище демократически настроенным изгнанникам, бежавшим от установленной и поддерживавшейся спартанцами хунты Тридцати тиранов, а в 395 г. до н.э. присоединился к антиспартанской четверке, куда входил разочаровавшийся в союзе с Лакедемоном, как и Фивы, Коринф, Аргос с его устойчивыми антиспартанскими настроениями и, естественно, Афины.

В первую очередь благодаря просвещенному правлению и блестящему командованию Эпаминонда и Пелопида Фивы быстро сделались наиболее влиятельным городом во всей Балканской Греции. И мощь, и территория Спарты значительно сократились вследствие усилий Фив; более того, Эпаминонд самолично основал два новых греческих города, Мессену (369 г. до н.э.) и Мегалополь в Аркадии (368 г. до н.э.), дабы она оставалась недееспособной в обозримом будущем. Что неудивительно, Аргос с энтузиазмом помогал основанию Мессены; в Дельфах жители отпраздновали событие песнями и плясками. В самой же Беотии Фивы уничтожили в 364 г. до н.э. Орхомен, который являлся их единственным серьезным конкурентом в борьбе за господство в местной федерации. Наиболее удивительным стало совместное создание беотийцами флота. То был первый случай такого рода в истории Беотии. Эпаминонд совершил плавание по Северной Эгеиде и даже достиг Боспора, однако особых результатов это не имело. Другим важным симптомом роста гегемонистских устремлений Фив (что не следует путать с захватническими) явилось удерживание между 368 и 365 г. до н.э. македонского царевича Филиппа в качестве заложника под домашним арестом в Фивах с целью обеспечить лояльную позицию его страны.

Трехлетнее пребывание в фиванском плену будущего царя Филиппа II позволило ему многое узнать о дипломатии, финансах и военном деле; это ему пригодилось, когда в 359 г. до н.э. он стал царем Македонии. До той поры Македония оставалась в стороне от главных течений греческой культуры как в географическом, так и в политическом отношении. В сущности, к началу царствования Филиппа она представляла собой немногим более чем географическое понятие, не являясь в политическом смысле ни развитой (ни в коей мере не полисным и не городским обществом), ни централизованной (земли западного плоскогорья существовали почти независимо по отношению к низинным территориям на востоке). Во время сравнительно долгого по македонским меркам царствования Филиппа (359–336 гг. до н.э.) Македония впервые стала централизованной, затем начала урбанизироваться и, наконец, не только установила контроль над всей Балканской Грецией к югу от своих границ, разгромив в 338 г. до н.э. афино-фиванскую коалицию в битве при Херонее в Беотии, но и приступила к завоеванию Азии (см. следующую главу). Все это означало конец традиционного полиса как самостоятельной властной структуры в греческой истории, хотя и позднее время от времени встречались исключения – такие, как остров-полис Родос в III и даже в начале II в. до н.э.

Действительно, в наступивший после смерти Александра эллинистический период даже Македония стала краем греческих городов со всеми удобствами и признаками урбанизма, включая четко размеченные центральные площади, где собирался народ, просторные гимнасии и выставленные на всеобщее обозрение в виде надписей государственные документы. Были подготовлены пути, хотя сами македоняне едва ли могли догадываться об этом, для превращения Македонии в первую восточную провинцию Рима в результате его имперской экспансии (в 147 г. до н.э.) – если не считать восточной обширную эллинизированную Сицилию, которая стала римской провинцией в 241 г. до н.э. [66]. Разрушенные Александром в 335 г. до н.э. Фивы были восстановлены в 316 г. до н.э., но теперь они были совсем небольшим городом, и, хотя являли собой достаточно комфортабельное место для жизни под властью римлян, они никогда уже не обретали того политического и военного значения, какое имели в классическую эпоху.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава седьмая Фивы и Эдип

Глава седьмая Фивы и Эдип Главные действующие лица Агенор — Предводитель фиванцев, финикийцев и киликийцев. Европа — Увезена Зевсом, принявшим образ быка, на Крит, мать Миноса. Кадм — Основатель Фив. Гармония — Дочь Ареса и Афродиты, жена Кадма. Ино — Дочь Кадма и

Глава 10. Фивы

Глава 10. Фивы Buckler J. The Theban Hegemony, 371–362 B.C. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1980. Demakopoupolou K., Konsola D. Archaeological Museum of Thebes. Athens,

Глава 13


Этот город был основан на территории средней Греции. Фивы располагались на холме, а под ним раскинулась огромная плодородная равнина. Полис основан финикийцами, которые пришли на эти земли более 3 тысяч лет назад. Изначально Фивы именовали Кадмия. Они были весьма могущественным городом-государством Древней Греции.


История Фив


Как был устроен древний город Фив ?


Земли, которые находились вокруг жилой территории полиса, хорошо орошались, что способствовало бурному росту прекрасной зелени. Так поля превращались в пастбища и кормили огромное количество лошадей, которыми славились Фивы. Произрастали тут и фруктовые деревья. Город окружали сразу 2 реки:
1. Исмен.
2. Дирка.
В городе из их вод формировался некий бассейн. Его называли Источник Ареса. Помимо него в Фивах располагался Эдипов водоем и имелся водопровод, начинавшийся от источников Киферон.
Фиванский акрополь именовали Кадмеей. Он стоял на небольшой возвышенности. Неподалеку от ворот Электры располагался самый главный храм Фив – Аполлон Исменийский. Он имел богатое убранство и был украшен уникальными древними скульптурами рук Скопаса и Фидия.


Население Фив


Фивы населяли представители, стекшиеся сюда из разных городов и даже стран. Они были родственниками:


1. Минийцев.
2. Гиантов.
3. Аонов.
4. Абантов.
5. Теммиков.


Все вышеперечисленные народы были представителями греческих племен, населявших некогда северо-восток страны. В частности – области Фессалии. Жили в Фивах и азиаты. Историки предполагают, что они пришли со стороны поселений ионийцев. Но мнения ученых в этом вопросе сильно расходятся. Многие находят в таком происхождении азиатских корней фиванцев скорее домыслы, чем правду.


Политическая жизнь и взаимоотношения с другими полисами



Фивы имели вес на политической арене Греции, даже в очень древние времена. Правители этого полиса всегда стремились стать более величественными и главенствовать над другими, мелкими городами-государствами. Преобладающее значение Фивы имели и в составе Беотийского союза.
Такие города, как Коронея, Феспии, Танагра обеспечивали Фивы воинами и если начинались боевые действия или простые стычки, те безоговорочно отправлялись на войну.
Правление Фив сначала имело скорее монархический уклад. Но он быстро сменился правлением аристократии. В правительстве состояли в основном богачи и представители знати. Заседания власть имущих проходили в акрополе.
Правители Фив стремились к превосходству на политической арене, к возможности поддерживать свою гегемонию. Большинство из военных конфликтов, которые часто начинали сами фиванцы, были открытыми и внезапными. В основном Фивы протестовали против тех, кто не принимал их господство и вел деятельность по противодействию политике аристократии. На такие полисы фиванцы нападали.
При этом жителей и правителей не волновало, превосходит по численности воинов и богатству их враг или нет. Так, в 500 гг. до н.э. фиванцы развернули военные действия с армией Афин. Все началось из-за Платеи, на которой Фивы распространили свою беспрекословную гегемонию. Правители Платеи попросили помощи у Афин и развернулись жестокие стычки.
В этом конфликте больше пострадали Фивы. Поэтому они попытались заключить соглашение со спартанцами, но те отказались от такого сотрудничества. Более того, войско афинян подошло вплотную к Фивам, а предводители потребовали выдать им фиванскую аристократию. На это получили отказ и вынуждены были взять город осадой. Фиванцы аристократов в итоге выдали.
Но спустя 40 лет после этой стычки, спартанцы вернули фиванцам право главенства над городами Беотии. Могущество Фив было восстановлено. Спартанцы пошли на это потому, что решили укрепить оппозицию против Афин, которую видели в фиванцах.
Не всегда Фивы первыми вступали в конфликты или оборонялись. Они не раз помогали своим союзникам в борьбе с завоевателями или в наступательных походах. Так они помогли в борьбе с Кекирой Коринфу. Фиванцы оснастили всем необходимым экспедицию коринфцев.
Впрочем, со Спартой у Фив случился разрыв, поскольку ее правители не хотели поддерживать гегемонию Фив.


Фивы против Спарты


Настало время, когда фиванцы начали разворачивать оппозиционную кампанию, направленную на борьбу со Спартой. Ведь Фивы в тот период – 4 в. до н.э., стояли практически на одном уровне с Афинами и Спартой. Одно время фиванцы претендовали на всеобщую гегемонию в Греции.
Правители Фив стремительно продвигали идею главенства. С этой целью они заключили союз против Спарты, как наиболее сильного врага, создав лигу азиатских городов. В этот договор входили и Афины.
В ходе многочисленных стычек, в которых участвовали Киринфа, Коронея и другие крупные полисы, союзников Фив разбили. Спартанцы в свою очередь приняли беспрецедентные меры по ограничению независимости оппозиционных Фивам полисов, и поставили в Феспии и Орхомене свои укрепления. Но союз Фив с оппозиционными спартанцам полисами, быстро восстановили. В итоге Беотийский союз, все же, рухнул. В эти годы были казнены многие выдающиеся руководители повстанческих отрядов.
Фиванцы эмигрировали большими группами. Но со временем молодежь, которая видела бесчинства олигархов, поднялась в атаку, сравнимую с революционной. Движение освобождения объединяли всего 2 лидера. Это братья по оружию и большие друзья Эпаминонд и Пелопид. Они повели за собой Национальную партию и быстро устранили спартанское иго. Впрочем, ненадолго.


Подчинение Македонскому


Фивы умудрились восстать и против владычества Александра Македонского. Но было это не случайно. После долгого господства правителя Македонии, по Греции был распространен слух о том, что Александр погиб. Фиванцы не преминули взять все в свои руки, но не тут то было. Македонский ждать себя не заставил и явился в Фивы с вооружёнными до зубов солдатами. Фивы были взяты штурмом, в ходе которого убили свыше 6 тысяч его жителей, 30 тысяч взяли в плен.
Фивы Македонский разграбил до такой степени, что там не осталось ничего. Впрочем, уцелели Кадмеи. В нем Александр разместил своих воинов. Не тронули и дома Пиндара.


Дальнейшие разорения и упадок Фив



Середина 3 века до н.э. ознаменовалась для фиванцев постепенным приходом к разорению и упадку. Полный распад их полиса датирован 100 в. до н.э. Наступил не просто упадок экономической жизни, страдала культурная и нравственная стороны. Неминуемым стало время, когда Фивы попали под гнет, такими властителями над ними стали римляне. Правители Фив еще пытались возродить былое, но в наказание за это римляне превратили город-государство в жалкое, ничтожно малое поселение.
Средневековье тоже не принесло фиванцам ничего хорошего. Полис и в эти времена не возрождался, а подвергался нападкам и разграблениям. В 13 веке Фивы вошли в состав герцогства Афины, а когда и те пришли в разорение, история Фив ознаменовалась тем, что ее объявили столицей герцогства.
Но пришли Турки, и Фивы снова превратились в подобие маленького городка, а то и деревни. Век 20-й принес фиванцам возрождение и процветание. Его население дошло численностью до 5 000.


Современность


Ныне в Фивах сохранились достопримечательности Средневековья. Одна из наиболее значимых из них – кафедра епископа, которая принадлежит Фиванской и Левадийской митрополии.
По состоянию на первое десятилетие 21 века, население Фив достигло численности порядка 40 тысяч человек. Это самый крупный город Беотийской префектуры

Смотрите также

Жизнь в Афинах. Ночные Афины

Топ 10 островов в Греции

Афины, что посмотреть в районе Плака?

Греческая прическа – создайте образ греческой богини

Когда идешь по улицам греческих городов всегда обращаешь внимание на внешний вид людей. Издревле в Греции люди проявляли большой интерес к своему внешнему виду. Известно, что аристократы обращались за помощью к костюмерам, парфюмерам и к самым лучшим парикмахерам, создающим сложные и продуманные до мелочей прически.

Рождество на Афоне. Паломничество в Рождество

Ее называют земным уделом Божьей Матери и главным святым местом для всех христиан. Это – гора Афон, вокруг которой много легенд и невероятных историй удивительного исцеления. Гора Афон священна не только для греков, но и для сотни тысяч мужчин христиан по всему миру. Никогда нога женщины не ступала на землю этой монашеской обители кроме ноги Богородицы, как и завещала сама Божья Матерь.

Древние Фивы были главным городом Беотии. В их истории были поражения и славные деяния. Город прославили ода Пиндара и военные победы Эпаминонда и Пелопида.

Ранняя история Фив

Фивы можно назвать проклятым городом. Внук основателя Фив Пенфей был растерзан впавшей в безумие матерью. Самым знаменитым мифическим героем этого полиса был Эдип, убийца отца и муж родной матери. Через мифический цикл о Фивах проходит ожерелье Гармонии, губящее своих владелиц. Во время нашествия Ксеркса фиванцы сражались на стороне персидских захватчиков.

1.jpg

Фивы существовали в Микенскую эпоху, а их населением были ахейцы. Уже тогда Фивы и Орхомен были крупнейшими городами Беотии. Такими они останутся и после Темных веков, а Орхомен всегда будет главным соперников Фив в Беотии. В конце Микенской эпохи дворец Фив был разрушен, но, согласно данным археологии, город продолжал существовать. Как особый этнос беотийцы сформировались до прихода в Беотию. Они жили в Фессалии, но в Темные века мигрировали на юг, унося с собой культы и традиции, которые объединяли их с жителями Фессалии. Тогда же они заняли Фивы. В VI веке до н. э. был создан Беотийский союз, объединяющий большинство полисов этого региона. Главой союза стали Фивы — сильнейший город Беотии. Создание Беотийского союза относят ко времени около 520 года до н. э. Примерно, этими годами датируют победу беотийцев над вторжением фессалийцев.

Об этой битве известно только, что она была и что победили беотийцы. В свое время она сыграла большую роль в их самосознании. Победу над фессалийцами при Керессе сравнивали с другой великой победой беотийцев — при Левктрах.

2.jpg

Греко-персидские войны

3.jpg

Когда Фермопилы были взяты, дорога на Фивы стала свободна. После этого город открыто перешел на персидскую сторону. Знатнейших фиванских граждан, которые были у власти, устраивала жизнь под властью захватчиков. Когда в Греции осталась армия Мардония, один из фиванских лидеров Аттагин устроил для персидского полководца и его соратников роскошный пир. На пиру фиванские и персидские аристократы сидели попарно, вместе совершали возлияния богам.

В войске Мардония было много греческих отрядов из покоренных земель. Но они в большинстве сражались по принуждению и не проявили особого пыла в борьбе на стороне захватчиков. Исключением были только Фивы. Вероятно, их лидеры хотели укрепить свое положение с помощью Персии.

Наступила битва при Платеях. Фиванский отряд сражался против афинского ополчения, и даже Геродот признавал храбрость беотийских воинов. 300 знатных фиванцев нашли гибель в этой битве.

Перед Платейской битвой греки дали клятву. Среди ее пунктов было заставить полисы, предавшие греческое дело, пожертвовать десятину Дельфийскому святилищу.

После победы объединенное войско осадило Фивы. Лидеры Эллинского союза требовали от фиванцев выдать самых активных сторонников союза с захватчиками. Через 10 дней жители города выдали своих лидеров, которые были казнены. Один из них, Аттагин, бежал, но греческим полководцам выдали его сыновей. Лидер войска Павсаний отпустил их, решив, что дети не отвечают за преступления отца.

Участие Фив в войне на стороне захватчиков не было забыто ни ими, ни другими эллинами. Оправдывая предательство предков, фиванцы в 420-е годы до н. э. возлагали вину на своих лидеров, которые правили тогда почти как тираны. При переговорах с персами фиванцы, напротив, не упускали случая напомнить о роли в войне своих предков. Так фиванский полководец Пелопид во время переговоров с Артаксерксом II спустя сто лет после Платей напомнил царю, что его сограждане единственные из греков сражались на стороне персов в той войне.

Последний раз о предательстве фиванцев вспомнили, когда в 335 году до н. э. решали судьбу города. Разрушение Фив стало в глазах некоторых греков карой за предательство во время войны с Ксерксом.

Фивы в V веке до н. э.

Античные авторы сходились во мнении, что после Платейской битвы Фивы ослабели и утратили статус сильнейшего города Беотии. Но Беотийский союз продолжал существовать. Предположительно, статус гегемона получил полис Танагра. В Фивах сохранялся олигархический строй, но его лидеры были лояльны Эллинскому союзу.

В 460-е годы до н. э. портятся отношения между Афинами и Спартой. В новых условиях Фивы выбирает союз с пелопонесским полисом и будет сохранять ему верность несколько десятилетий.

В 456 году до н. э. афинское войско под командованием стратега Миронида разбило беотийцев. После этого Афины смогли подчинить себе всю Беотию и поставить в ее городах верные себе правительства. Фивы тоже не избежали этой участи, и в полисе, предположительно, был установлен демократический строй.

В 447 году до н. э. положение Афин ослабло, а их силы были отвлечены на Вторую Священную войну в Фокиде. В Орхомене и Херонее вернувшиеся изгнанники захватили города и разорвали союз с Афинами. Через год афинянам удалось восстановить контроль над Херонеей, но Орхомен устоял. Стратег Толмид решил возвращаться, но недалеко от Коронеи его отряд попал в засаду и был уничтожен. Победа стала сигналом к общему восстанию. Фиванцы восстановили олигархический строй и разорвали союз с Афинами. Так закончилась недолгая власть Афин над Беотией и Фивами. Фивы укрепились и снова заняли лидирующие позиции в Беотийском союзе.

В V веке до н. э. в истории Фив были не только войны. В Киноскефалах, небольшом поселении в окрестностях Фив, родился поэт Пиндар. По легенде в юности он заснул на горе Геликон и увидел во сне, что его рот полон меда и воска. После этого он начал писать стихи.

Самые известные стихи Пиндара — оды. Он сочинял их в честь победителей общегреческих состязаний — Олимпийских, Пифийских, Немейских и Истмийских игр. Александрийские филологи любили составлять рейтинги лучших творцов искусств. Пиндар вошел в число 9 лучших лириков Эллады.

Коринфская война: Фивы против Спарты

В годы Пелопоннесской войны Фивы и подконтрольный им Беотийский союз были верными сторонниками Спарты. Охлаждение между ними началось уже на мирных переговорах, когда решалась судьба Афин.

Когда проигравшие войну афиняне не срыли, вопреки условиям мира, Длинные стены, фиванский политик Эриант настаивал на уничтожении города. Спартанцы предпочли сохранить Афины. После этого в Фивах ведущее положение получил политик Исмений. Это незаурядная фигура фиванской истории — оратор, дипломат, один из создателей анти-спартанского союза.

Уже через год после окончания Пелопоннесской войны группа афинских изгнанников нашла приют в Фивах. Требования Спарты выдать их были проигнорированы. В Беотии афиняне во главе с Фрасибулом заготовили оружие и оттуда начали освободительный поход против афинского правительства Тридцати.

Отношения Спарты с Фивами продолжали портиться. Когда лакедемоняне начали войну с Персией, фиванцы отказались выставить свои отряды в их войско. В 396 году до н. э. царь Спарты Агесилай отправлялся на войну с Персией. Перед отплытием он хотел сделать жертвоприношение в гавани Авлида, из которой в век героев в поход на Трою отправилось войско во главе с Агамемноном.

Возмущенные беотархи (ежегодно избираемые главы Беотийского союза) отправили в Авлиду гонцов, которые не позволили совершить обряд — сбросили подготовленные жертвы с алтаря. Разгневанный Агесилай вынужден был покинуть Беотию, не совершив обряд.

Через год началась война, вошедшая в историю под названием Коринфской. Формально ее начали союзники Фив и Спарты — локры и фокидяне. В ответ на поход фиванцев против Фокиды спартанцы направили свою армию против беотийского города.

Фивы и Афины заключили союз. В Беотии фиванцы победили спартанцев при Галиарте. Сразу после битвы к городу подошли второе спартанское войско царя Павсания и ополчение афинян. Павсаний не рискнул вступать в новый бой, а только похоронил тела погибших сограждан и отступил на Пелопоннес.

Еще через год, в 394 году до н. э., царь Агесилай, пройдя с армией из Малой Азии, вторгся в Беотию через Фермопилы. Фиванцы и их союзники встретили его при Коронее. После тяжелой битвы, когда сам Агесилай был ранен, спартанцам удалось заставить фиванцев отступить. Но они не были разгромлены, и поход на Фивы снова сорвался. Война затянулась до 386 года до н. э. При помощи Персии, с которой спартанцы заключили союз, Спарте удалось победить. В 386 году до н. э. на переговорах в персидском городе Сарды сатрап Тирибаз зачитал условия мира между греками, который царь Персии считал справедливыми. Согласно им, Беотийский союз распускался.

Фивы снова были одним из городов Беотии, но пока еще сохраняли свободу. Город формально стал союзником Спарты и даже послал через год свой отряд в спартанское войско для осады Мантинеи. Но Агесилай не забыл унижения в Авлиде и удара в спину в начале Коринфской войны. В 382 году до н. э. командир спартанского отряда, шедшего на север Греции, договорился с фиванским политиком Леонтиадом.

Спартанский отряд вошел в город. Сторонники Исмения бежали, сам он был взят под стражу. Над Исмением состоялся суд, в котором его обвиняли в том, что он заключил союз с персидским царем, и осудили на смерть. Леонтиад и его сторонники три года правили Фивами как тираны.

История повторилась наоборот. Теперь фиванские изгнанники нашли приют в Афинах, и афиняне отказались их выдать. В 379 году до н. э. группа фиванцев во главе с Пелопидом тайно проникла в город и перебила правителей.

4.jpg

Фивы на вершине могущества

Фивы достигли вершины могущества благодаря победам полководцев Эпаминонда и Пелопида. Они были друзьями с юности. В 385 году до н. э. они вместе сражались в составе фиванского отряда, посланного для союза спартанцам под Мантинею. Позже Пелопид участвовал в перевороте против Леонтиада, а Эпаминонде в последующей осаде Кадмеи, фиванского акрополя, где размещался гарнизон.

В 375 году до н. э. Священный отряд под началом Пелопида разбил спартанцев при Тегирах. В 371 году до н. э. великая победа при Левктрах лишила Спарту статуса сильнейшего государства Греции.

Под началом Эпаминонда и Пелопида Фивы совершали поход на Пелопоннес, в Фессалию и Македонию. Пелопоннесский союз распался под ударами беотийцев. Мессения, много лет бывшая владением Спарты, получила независимость. Фиванцам удалось даже уничтожить своего давнего соперника — Орхомен.

5.jpg

Успехи вскоре закончились. Сначала в 364 году до н. э. битва с правителем Фер Александром была выиграна ценой жизни Пелопида. В 362 году до н. э. Эпаминонд повел войско в очередной поход на Пелопоннес. В битве при Мантинее сошлись войска Беотийского союза, Спарты и союзников каждой стороны. Хотя фиванцам удалось с большим трудом победить, Эпаминонд был смертельно ранен и умер вскоре после битвы. Достойных преемников Эпаминонду и Пелопиду не нашлось.

Битва при Херонее: Фивы против Македонии

Через несколько лет после битвы при Мантинее Фивы и Беотийский союз вступили в III Священную войну против Фокиды. Затянувшаяся война была выиграна благодаря помощи Филиппа Македонского. Но Фермопильский проход, который до войны контролировали беотийцы, после перешел под контроль союзных Филиппу фессалийцев.

Усиление Филиппа не нравилось гражданам Фив и Афин. В 339 году до н. э. было собрано внеочередное заседание Дельфийской амфиктионии. Оратор Эсхин, политический противник Демосфена и сторонник Филиппа, обвинил жителей Локриды в том, что они распахали священный участок. Амфиктиония объявила локрам войну, но Афины (вопреки Эсхину) и Фивы отказались принять в ней участие.

В ходе IV Священной войны Филипп, получивший полномочия от амфиктионии, легко победил локров. После этого он захватил город Элатею на границе с Беотией. Демосфен прибыл в Фивы с предложением союза против Македонии. Туда же прибыли послы Филиппа. Обе стороны призывали фиванцев присоединиться к ним, но, как пишет Плутарх, победило красноречие Демосфена. Афины официально признали главенство Фив в Беотийском союзе, согласились взять большую часть расходов на себя и предоставить союзникам общее командование на суше.

Поначалу дела шли хорошо. Объединенное войско под началом беотарха Проксена и опытного командира наемников афинянина Хареса победило македонян при Кефисе. Весной 338 года до н. э. Филипп нанес противникам первое поражение. Решающий произошел при Херонее. Для битвы были собраны ополчения Фив, Афин, Коринфа, малых полисов, а также несколько тысяч наемников.

Херонейская битва стала последней великой победой Филиппа. Фиванцы сражались на правом фланге под началом полководца Феагена. Священный отряд погиб полностью, ополчение было обращено в бегство.

После победы Филипп уничтожил Беотийский союз. В Фивах был восстановлен олигархический строй, часть граждан — казнены, а в Кадмею введен гарнизон. Были восстановлены города, разрушенные фиванцами — Феспии, Коронея, Платеи, Орхомен. После поражение Фивы вынуждены были присоединиться к Коринфскому союзу.

В 336 году до н. э. был убит царь Филипп. Фивы и ряд других городов решились на восстание, не ожидая от молодого наследника царства решительных действий. Александр, напротив, вступил в Фессалию, где подтвердил наследственный статус главы (тага) Фессалийского союза. Затем он вступил в Беотию. Афиняне и фиванцы вынуждены были подчиниться, и молодой царь не применил против них силы.

6.JPG

Покорность была неискренней, потому что через год произошло новое восстание. Александр был занят кампанией в землях гетов. Появились слухи о гибели царя. Демосфен снова призывал сограждан свергнуть власть Македонии. В Фивы вернулись изгнанники. В результате заговора были убиты лидер сторонников союза с Македонией и командир македонского гарнизона.

Хотя многие полисы на словах поддержали Фивы, никто не оказал действенной помощи. Афиняне официально решили помочь старому союзнику, но на деле решить выждать. Тем временем Александр за 14 дней прошел из Иллирии к стенам Фив.

Сначала царь ждал фиванских послов с предложением сдаться. Вместо этого фиванцы напали на его передовые посты. После этого Александр последний раз попробовал решить дело без войны — он потребовал выдать лидеров заговора и вернуться к условиям Коринфского союза.

Фиванцы снова отказались. В отчаянном положении они дали оружие метекам и рабам, пообещав права гражданства после победы (такие меры неоднократно применялись другими греческими полисами в критических ситуациях). Сражение началось с атаки македонян на фиванцев, укрывшихся за палисадом. Первая линия была прорвана. В ходе боя воины Александра или ворвались в город на плечах отступающих фиванцев (по Арриану), или обнаружили оставшиеся без охраны ворота (по Диодору). В любом случае бой перешел на улицы Фив. В войске Александра сражались отряды Феспий, Платей, Орхомена и Фокиды, у которых были причины ненавидеть фиванцев. В городе началась резня.

Скорее всего, Александр перед штурмом решил уничтожить Фивы. Но формально решить судьбу взятого города царь доверил союзникам по Коринфскому союзу. На его заседании греки вспомнили все грехи Фив, начиная с предательства греческого дела во времена Ксеркса. Было принято решение уничтожить город. Взятые в плен фиванцы продавались в рабство. Исключение делалось для жрецов и жриц, потомков поэта Пиндара и гостеприимцев македонян, а также тех, кто открыто выступал против новой войны с Македонией. Жители других городов не имели права принимать фиванских беглецов у себя.

Поздние авторы писали, что Александр не только пощадил потомков Пиндара, но и приказал сохранить от разрушения его дом. Этот сюжет полюбили поэты — к нему обращались, в частности, Джон Мильтон и Анна Ахматова.

Вопреки решению Афины вновь приняли у себя фиванских беженцев и договорились с Александром, что они могутостаться. Земли уничтоженного полиса поделили между собой другие полисы Беотии.

Древние писали, что позже царь раскаивался в жестоком решении. Якобы, он милостиво обращался со всеми уроженцами Фив, которых встречал, и никто из них не получил от него отказа в своей просьбе. Александр считал, что он разгневал бога Диониса, связанного с Фивами. Некоторые свои неудачи он считал местью божества за разрушение Фив.

Войны диадохов: возрождение Фив

В 310-е годы в Греции и Македонии шли войны полководцев Александра. В ходе них регентом Македонии стал полководец Кассандр, позже захвативший трон. Пока Кассандр был регентом Македонии, он решил восстановить уничтоженный Александром город. Кассандру был нужен контроль над Беотией и союзник, на которого регент мог бы опереться. Им должны были стать возрожденные Фивы.

Фивы (греч. Θήβα , др.-греч. Θήβαι ) — в древности главный город области средней Греции, Беотии, расположенный на невысоком холме, среди плодородной Аонийской равнины. Возле Фив протекал ручей, воспетый Вергилием. Возможно, его воды были задействованы вместо рва. Город имел круглую форму и был окружен стеной с семью воротами, из-за чего город часто назывался Семивратными Фивами. В настоящее время город с населением 23 820 человек (2001) является самым большим городом Беотийской префектуры.

Содержание

Архитектура

Город был окружен стеной с семью воротами. На юге стена совпадала со стеной фиванского акрополя Кадмеи; далее шла в юго-восточном направлении через кряж, далее по долине реки Исмена до второго хребта, оканчивавшегося с восточной стороны крутым обрывом; затем от угловой башни на юго-восток она принимала направление с юга на север и пересекала дорогу, соединявшую Фивы с Халкидой (близ дороги находились Пройтидские ворота), далее сворачивала на северо-запад до священного участка Иолая, пересекала реку Дирку (здесь были Кренейские ворота, затем (неизвестно, в каком пункте) направлялась к югу, прерываясь в западной части Неистийскими воротами, наконец поворачивала на восток (в юго-западном углу находились, по-видимому, Гипсистейские ворота) и соединялась с Кадмейской стеной, близ которой находились Огигийские ворота. Кроме упомянутых пяти ворот, в южной части стены находились ворота Электры, от которых начиналась дорога, ведшая в Платеи, местоположение Гомолойских ворот остаётся неизвестным.

Близ Пройтидских ворот находился театр и площадь, близ Огигийских (или Онкейских) — алтарь Афины Онки.

Обильное орошение способствовало произрастанию луговой зелени (Фивы славились культурой лошадей) и садовых деревьев. Главными речками города были Дирка и Исмен, воды которого в черте города собирались в особом бассейне, так называемом Источнике Ареса; кроме того был известен Эдипов источник и водопровод, приносивший воду в Кадмею из Киферонских источников.

В центре города, на небольшом холме, возвышалась Кадмея — фиванский акрополь; близ ворот Электры на холме находился храм Аполлона Исменийского, украшенный в древности скульптурными работами Фидия и Скопаса.

В нескольких верстах от Фив, к югу от дороги, ведшей к Феспии, было в 1887 г. открыто древнее святилище кабиров.

Мифология

История Фив, как древнейшего города Эллады, восходит к героическому периоду; к Фивам примыкает целый ряд сказаний, повествовавших о Кадме (основателе Кадмеи), о Зете и Амфионе (основателе Фив), о Дионисе, о Геракле, о Лабдакидах и Эдипе, о походе семи царей против Фив, о походе эпигонов — сказаний, занимающих видное место в сокровищнице древнегреческого эпического материала. Хотя в наслоениях этих сказаний многое является чисто поэтическим вымыслом, однако, есть возможность отыскать и некоторые исторические воспоминания. Так, в сказании о походе Семи отражаются воспоминания о борьбе Сикиона и Аргоса с Фивами, в сказаниях о Геракле — воспоминания о доисторической борьбе двух соперничавших городов Беотии, Фив и Орхомена Минийского.



История

Несмотря на свидетельства древности о финикийском происхождении Кадмеи и на остатки семитической культуры на почве Фив (святилище кабиров), едва ли возможно на основании этих данных признать финикийскую колонизацию Беотии, — области, удаленной от моря. Хотя возникновение имени Кадмеи и кадмейцев неизвестно, однако в чисто греческом происхождении Фив сомневаться нет оснований. Жители Фив родственны с абантами, гиантами, минийцами, аонами, теммиками и принадлежат к северо-восточной группе греческого племени, передвинувшейся в доисторическое время из Фессалии. Азиатские элементы фиванских сказаний, быть может, были привнесены ионийцами, которые если не создали, то разработали в Малой Азии материал этих сказаний.

Глава Беотийского союза

В истории беотийских городов Фивы играют преобладающую роль, причем уже в доисторическую эпоху (борьба с Орхоменом) заметно стремление его к гегемонии над соседними городами. В VI веке Фивы имели политическое преобладание в Беотийском союзе; города Танагра, Феспии, Коронея и другие обязаны были давать им известный контингент войска. Первоначальное монархическое правление заменилось с течением времени аристократическим; членами правительствующего сословия были богатые землевладельцы знатных фамилий. Местом заседаний фиванского правительственного совета была Кадмея: этот совет имел преобладающее значение в делах Беотийского союза.

Конфликт с Афинами

Фиванцы ревниво и упорно поддерживали свою гегемонию, и многие войны, которые им приходилось вести, были направлены против государств, противодействовавших их национальной политике. Так в 507 г. Фивы воевали с Афинами из-за г. Платей, которым афиняне обещали помощь против обременительной гегемонии фиванской аристократии. При Платеях фиванцы были разбиты, после чего они заключили союз с аристократической Спартой. Во время нашествия Ксеркса Фивы, надеясь с помощью персов закрепить за собою гегемонии над Феспиями и Платеями, — двумя непокорными городами, которые держали сторону Афин, — отказались принять участие в союзном совете эллинских городов, собравшемся для обсуждения мер сопротивления надвигающемуся врагу, и изъявили персидским послам покорность, хотя в 480 г. они и послали в Фермопилы 400 гоплитов. После битвы при Платеях (479 г.) греческое войско подошло к Фивам, требуя выдачи аристократов, представителей персидской партии. Так как в этом Павсанию было отказано, то он осадил город и вынудил фиванцев выдать виновных, которые и были казнены.

Около 460 г. спартанцы возвратили Фивам гегемонию над беотийскими городами, утраченную после Платейской битвы; стены Фив были восстановлены и фиванцам было обеспечено прежнее могущество, как оплот против распространения афинской гегемонии в Средней Греции.

В борьбе Коринфа с Керкирой (435) фиванцы помогли коринфянам в снаряжении их экспедиции, в дальнейшем же ходе пелопоннесской войны поддерживали до Никиева мира спартанцев, но так как спартанцы отказались упрочить, в вознаграждение за оказанную им поддержку, полную гегемонию Фив над всей Беотией, то между обоими союзными государствами произошел разрыв.

Союз против Спарты

Культурный и политический рост главного города Беотии и умеренно-демократическое правление, представители которого неуклонно шли к одной цели — упрочению гегемонии Фив, возвысили город к началу IV в. почти до уровня с Афинами и Спартой и привели наконец к временной гегемонии его не только над Беотией, но и всей Грецией.

В 395 г. Фивы образовали лигу азиатских городов против Спарты и заключили союз с афинянами; в этом же году они разбили Лисандра при Галиарте. В 394 г. образовался новый союз против Спарты, но при Коринфе союзное войско было разбито, а вскоре фиванцами была проиграна битва при Коронее. Анталкидов мир (387) лишил Фивы гегемонии над беотийскими городами, спартанцы приняли меры к ограждению независимости враждебных Фивам городов Орхомена и Феспий, поставив в этих городах свои гарнизоны. Вскоре, однако, беотийцы пришли к решению освободиться от спартанского гнета путем восстановления союза.

В 383 г. спартанский полководец Фойбид, на пути в Халкидику, захватил Фивы, с тем, чтобы подавить партию, желавшую стряхнуть спартанскую опеку. Спартанцы утвердили вновь введенное сторонником Спарты Леонтиадом олигархическое правление, представители которого объявили террор против сторонников демократической партии. Исмений, который стремился восстановить Беотийский союз под гегемонией Фив, был казнен; многие были убиты, многие, спасаясь от террора, бежали в Афины. Фиванская эмиграция и дальнейшие жестокости олигархов пробудили в фиванской молодежи патриотический пыл. Объединенные двумя выдающимися фиванцами, друзьями Пелопидом и Эпаминондом, представители национальной партии воспрянули и, стряхнув иго Спарты, утвердили, хотя и на короткое время, гегемонию родного города. Однако местные патриотические цели и средства, которые для их достижения применялись, не обеспечили Фивам прочного благополучия и при дальнейших успехах возрастающей македонской монархии город вынужден был подчиниться сильнейшему государству.

Македонское иго

Поводом к вмешательству Филиппа в дела Средней Греции послужила священная война (356—355), начавшаяся между фокейцами и фиванцами; последние, вместе с фессалийцами, стояли во главе союза амфиктионов, объявивших фокейцам войну. Хотя война и дала Фивам преобладание над всей Беотией, но осложнившиеся вскоре политические обстоятельства привели к образованию против Филиппа беотийско-афинского союза, действия которого разрешились победой Филиппа при Херонее (338 г.), водворением в Кадмее македонского гарнизона и распадом Беотийского союза.

В 335 г. Фивы, под влиянием ложных слухов о смерти Александра Македонского, восстали против македонского владычества. Александр, явившись с войском, взял город штурмом, причём 6000 человек было перебито и 30 000 взято в плен, город же разорён до основания, за исключением Кадмеи, где был оставлен македонский гарнизон, и дома Пиндара.

Кассандр, в оскорбление памяти Александра, велел восстановить Фивы (315 г.), но в 292 г. они опять были взяты Деметрием Этолийским.

Упадок

В середине III в. снова Фивы сделались главой восстановленного Беотийского союза, но упадок нравов и оскудение общественной, умственной и творческой деятельности характеризуют дальнейший период существования союза. В 146 г. до н. э. Фивы покорились римлянам, причём за участие в национальном восстании город был подвергнут суровому наказанию. В 87 г. во время борьбы Суллы с Митридатом, Фивы присоединились к союзному войску последнего, но после битвы при Орхомене (85), где Сулла одержал победу, понесли опять суровое наказание за приверженность свободе. С этого времени Фивы из значительного города обратились в ничтожное селение.

Во времена Страбона в Фивах оставалась только одна Кадмея, в которой жило несколько семейств.

Фивы в средневековье

В средние века Фивы опять застроились и заселились; обилие ткацких фабрик обеспечило городу экономическое процветание. В 1147 г., при нашествии норманнов, Фивы были разграблены; после завоевания Константинополя (1204) они находились во власти пелопоннесского архонта Леона Згуроса, затем в распоряжении франкских завоевателей. При господстве турок Фивы опять опустились до положения жалкой деревни.

Новое время

Только к началу XX века город начинает застраиваться и оживать, его население достигает 5000 человек. В это время он входит в ном Беотия Греции.

В Фивах имеется епископская кафедра (митрополия Фивейская и Левадийская), существующая с средних веков. Митрополитом Фивейским до избрания архиепископом Афинским в 2008 году был уроженец Беотии Иероним II.

Раскопки в Фивах

Остатки древнего поселений в Фивах располагались под современным городом, что затрудняло доступ к древностям.

Раскопки в Фивах были начаты в 1906 г. греческим археологом А. Керамопулосом и проводились до 1929 г. [1] . В результате этих раскопок были открыты: фреска с изысканно одетыми женщинами и группа из более чем ста глиняных пифосов, в том числе целый ряд обломков с краткими записями, составленными знаками линейного письма Б.

В 1963 г. в связи с перестройкой современного города Фивы раскопки были возобновлены под рук-вом Н. Платона [2] , а затем ряда других греческих археологов, в частности. Ф. Спиропулоса. Был открыт комплекс комнат и прочих помещений, который не мог быть ничем иным, кроме как остатками знаменитой Кадмеи - фиванского дворца микенской эпохи, названного в честь легендарного основателя Фив Кадма. Были найдены около 45 глиняных табличек со знаками линейного письма Б, что свидетельствовало о существовании фиванского дворцового архива, подобного пилосскому и кносскому. В Фивах было также обнаружено 36 привозных вавилонских цилиндрических лазуритовых печатей с клинописными надписями XIV в. [3] .

См. также

Примечания

  1. ↑ Keramopoulos A.D. AE 1907, с. 207 и сл.; 1909, с. 57 и сл; 1930, с. 29 и сл.
  2. ↑ Touloup E. - Kadmos. 1964, № 3, с. 25 и сл.
  3. ↑ Бартонек А. Златообильные Микены. М. 1991. с. 42-43, 301

Догреческий субстрат · Лелеги · Пеласги · Ионийцы · Ахейцы · Эолийцы · Дорийцы · Дорийское вторжение · Эллинское происхождение древних македонцев

Эгейское море · Геллеспонт · Македония · Спарта · Афины · Коринф · Фивы · Антиохия · Александрия · Пергам · Милет · Эфес · Дельфы · Делос · Олимпия · Троя · Родос · Крит · Пелопоннес · Микены · Эпир · Кипр · Великая Греция · Колонии Древней Греции

Фивы

В древности это название носили несколько городов. Самые известные:

1. Столица Верхнего Египта, в 700 км к югу от Средиземного моря, на восточном берегу Нила. Фивы – греческое название города, египтяне называли его Но-Аммон. Столицей всего Египта город стал в начале II тысячелетия до н.э. и оставался до X в. до н.э. Недалеко от Фив находились захоронения Долины царей.

2. Греческий город, главный город Беотии, который согласно легенде основал Кадм. Город имел круглую форму и был окружен стеной с семью воротами, из-за чего часто назывался Семивратными Фивами. В греческой мифологии в Фивах родились Дионис и Геракл, с городом связаны мифы о царе Эдипе. В период Греко-персидских войн Фивы выступили на стороне персов, а во время Пелопоннесской войны – на стороне Спарты. В 394 году до н.э. Фивы присоединились к антиспартанской коалиции. Победив спартанцев в битве при Левктрах (371 г. до н.э.), они стали самым сильным полисом Эллады. После смерти македонского царя Филиппа II Фивы восстали против македонского владычества, за что были жестоко наказаны Александром: город был разрушен, а его жители проданы в рабство.

Читайте также: