Происхождение слова этикет кратко

Обновлено: 02.07.2024

Этикет – часть социального уровня культуры. Поскольку неотторжимой частью культуры является система цензур и запретов, то можно сказать, что этикет на обыденном уровне является отражением общего ее состояния. Этикет возможен тогда, когда существуют два партнера различного коммуникативного статуса, например, разного возраста или пола. Начинаются правила этикета с ритуала и традиции, и во многом сохраняют с ними связь. Различить ритуальные действия и действия, продиктованные этикетом бывает порой невозможно. Основное их различие заключается в том, что ритуал всегда связан с некоторым изменением, переходом и преобразованием, в то время как этикет призван выявить и утвердить уже существующие социальные отношения. Известный российский этик Р.Г.Апресян пишет, что исполнение ритуала подчеркивает и обеспечивает принадлежность участников ритуала к некоему сообществу, их приверженность неким высшим смыслам, а правилами этикета задаются рамки обычного социального взаимодействия. Можно, кроме того, предположить, что если ритуал чаще всего – некое сакральное, священное действие, то правило этикета действительно регламентирует обыденное социальное взаимодействие. Граница между этикетом и ритуалом наиболее размыта в традиционных обществах, где само возникновение правил этикета, как и возникновение ритуала, рассматривалось как вмешательство высшей силы в бытовую жизнь людей, и где исполнение норм этикета отсылают к данной высшей силе.

В Древней Индии этикет существовал в рамках кастовой системы. Брахмачарин (ученик) должен был узнать не только правила общения с представителями высших или низших каст, но и со своей собственной кастой. Если правила общения в первом случае родственны ритуалу, то во втором – ближе к этикету.

Правила западноевропейского этикета сформировались гораздо позднее по времени (на границе XI–XII вв. н.э.), но зачастую были не менее значимыми. Считается, что западноевропейский этикет начал формироваться во времена Средневековья. Появился свод правил, которые предназначались не только для более четкого отделения одного сословия от другого, но и для того, чтобы придать суровой, жестокой жизни более приемлемую, красивую оболочку. На взгляд современного человека, следование многим из этих правил выглядит абсурдно, но для Средневековья такая формализованная точность не случайна: этикет был напрямую связан с чувством чести, поэтому его нарушение воспринималось как смертельное оскорбление и часто вслед за таким нарушением обрывалась человеческая жизнь. Так, бургундский герцог Иоанн Бесстрашный (1371–1419) совершает непозволительную ошибку: с пышностью выехавшего ему навстречу парижского палача Капелюша он приветствует как дворянина, касаясь его руки. Лишь смерть палача может избавить герцога от позора. На торжественном обеде по случаю коронации короля Франции Карла VI в 1380 Филипп Бургундский силой протискивается на место между королем и герцогом Анжуйским, которое ему подобает занять как doyen des pairs (первому среди пэров); их свиты вступают в препирательства, и уже раздаются угрозы разрешить этот спор силой оружия, когда король унимает их, соглашаясь с обоснованностью требований бургундца. Даже в условиях военных компаний пренебрежение формальными правилами немыслимо. Один из английских военачальников посылает парламентера из осажденного Санса лишь затем, чтобы получить брадобрея и выглядеть достойно его положению. Но церемонии заканчивались, как только дело касалось отношений с теми, кого дворяне не почитали за равных. Только в эпоху Возрождения, когда пробудился интерес к личности человека как такового, просвещенными людьми из верхушки общества стала признаваться необходимость придерживаться определенных правил поведения при общении со всеми людьми, независимо от их происхождения. К первой половине ХIV века относится курс хороших манер, который был издан Джованни делла Каза, флорентийцем по происхождению, под названием Il Galateo. Это красиво и с душой написанное наставление как в образцовом стиле жизни, так и по части деликатности и такта вообще. Благодаря этому сочинению некоторые исследователи считают, что именно итальянцы эпохи Возрождения признали тактичность как общезначимую общественную обязанность и отличительный знак образованности и воспитанности.

Светский, придворный этикет, начиная со средневековья, отличается особой строгостью и продуманностью. Отчасти это связано с мифологизацией фигуры короля, стремлением подчеркнуть его непричастность ко всему земному.

C 15 века придворный этикет в Европе все более и более усложняется. Вся жизнь придворных строго регламентирована, пишутся тысяча пособий по этикету. Чем выше ранг человека, тем больше правил, которым он обязан подчиняться. Появляется специальная должность – церемониймейстер (знаток этикета). Особо сложной система этикета становится во Франции во времена Абсолютизма. Апогея она достигла при Людовике XIV (1638–1715), при котором жизнь двора целиком и полностью была подчинена требованиям этикета. Например, известен факт, что во время королевской трапезы все подданные должны были стоять, королева и принцы имели право сидеть на стульях, члены королевской семьи – на табуретках. Привилегии сидеть во время королевской трапезы на табурете могла также удостоиться королевская фаворитка.

В 18 веке в странах Европы набирала силу буржуазия, которая тоже следовала этикету, зачастую не менее разветвленному, чем придворный. С укреплением позиций буржуазии и распространением буржуазной морали распространяется и буржуазный этикет. Основное понятие буржуазного этикета – респектабельность, основная задача мужчины – быть добросовестным удачливым дельцом, а женщины – образцовой матерью и хозяйкой. Особое значение приобретает понятие репутации. Потеря репутации невосполнима, она ведет к разрыву с привычным кругом общения. Особенную жесткость правила поведения приобрели в европейской буржуазной среде в 19 веке. Известно, например, что правила этикета запрещали женщине оставаться наедине с мужчиной, это считалось неприличным. Между тем, несмотря на строгость этикета, многие современники отмечают несоответствие между формальным проявлением воспитанности и реальным поведением людей.

В 20 в. в Европе, США и некоторых азиатских странах, ориентированных на западную модель развития, нравы стали проще. Но тем не менее любой воспитанный человек будет соблюдать правила этикета при общении с человеком другого социального статуса: возраста, общественного положения, пола, степени знакомства и родства. К примеру, младший должен, не перебивая, выслушивать старшего, мужчина в разговоре с женщиной должен воздерживаться от фраз, которые могут ее смутить и так далее. Этикет ориентирован уже скорее не на то, чтобы отнести человека к той или иной социальной группе, а чтобы создать определенный имидж. Соответственно, наиболее важны правила этикета в тех сферах жизни, где от коммуникации между людьми многое зависит, например в бизнесе или в дипломатии. Дипломатический этикет особо значим, и это не удивительно. Дипломат представляет свою страну, поэтому формальности очень важны. Дипломатический протокол был официально утвержден в 19 в. на Венском конгрессе (1814–1815). Большое значение в дипломатической практике имеет принцип старшинства, который зависит от значимости представляемой страны, ранга представителя и даты аккредитации, безусловное соблюдение обычаев и законодательства страны пребывания. Основное понятие дипломатического этикета – взаимность. Пропущенные казалось бы формальные комплименты могут быть расценены как неуважение или враждебность и повлечь за собой международный конфликт.

Этикет существует также в других сферах профессиональной деятельности (медицинский этикет, юридический этикет, воинский этикет, этикет бизнеса, сетевой этикет и т.д.), в отношении значимых артефактов культуры (предметы культа, этикет флага и т.д.).

Жители многих афро-азиатских стран, безусловно, также ориентируются на самобытные правила этикета, но правила поведения там больше обусловлены древней традицией и не столь изучены европейскими исследователями.

Корень: -этик-; суффикс: -ет [Тихонов, 1996] .

Произношение

Семантические свойства

Значение

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её .
В частности, следует уточнить сведения о:

этикет II

Морфологические и синтаксические свойства

э · ти - ке́т

Корень: -этикет-.

Произношение

Семантические свойства

Значение

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её .
В частности, следует уточнить сведения о:

Такое понятие, как этикет было впервые употреблено при правлении Людовика XIV. Именно при нем придворные получили специальные карточки, имеющие название этикетки. При помощи их они могли ознакомиться с правилами, подразумевающими поведение и манеры при дворе. Слово этикет в переводе с французского обозначает ярлык. Происхождение слова этикет подразумевает уже некое общее правило, ярлык, в котором сконцентрированы основные идеи.

Бал

Об этикете также мы можем узнать из истории Италии 15 века, где уже к этому времени сформировались правила, характеризующие культурно-поведенческий стиль человека. Хотя, все же считается, что родиной этикета является Англия, хотя с этим спорят, так как страна долгое время находилась в войнах. Многие считают, что в Англии не могло зародиться это понятие, так как длительные военные маневры, невежество и низкий уровень культуры в прошлых столетиях не дал расцвету такого понятия, как этикет. Если рассматривать исторические факты, стиль поведения, духовность и культурные традиции, то все же большинство историков считают, что родиной этикета является Италия.

Если взять Россию, то наиболее ярко проявился этикет во времена Петра I. Именно в этот период можно наблюдать смешение европейских и древнерусских традиций в поведении и манерах дворян. Именно в это время был создан сборник поведенческих советов. В этот период стали проявляться воспитанность, изящные манеры поведения.

Кто из выдающихся правителей участвовал в составлении правил этикета однозначно сказать сложно, поскольку мировая культура и правила поведения стали результатом слияния традиций разных стран.
История возникновения этикета, кратко рассуждая, зародилась в европейском обществе еще со времен Древнего Рима, когда появились первые прототипы правил и некоторых законов, касающихся поведения.
История возникновения этикета переплетается тесно с культурой Древней Греции, Рима, оказавших влияние на зарождение европейских традиций.

Эпоха просвещения

В эпоху Просвещения этикет стал общедоступным, исчезла избранность, и появилось больше литературы, позволяющей изучить правила и модели поведения в обществе. Культура, хорошие манеры — все это стало проявляться не только в аристократическом обществе, но и в низших слоях. При этом произошла большая демократизация в поведении, и придворный этикет стал немного отличаться от этикета средних слоев, где наравне с культурой стала проявляться большая демократичность поведения.

Безусловно, этикет средневековья и эпоха просвещения имеют разную выразительную и смысловую составляющую. Выражение этикета в Средневековье характеризуется больше жестами, движениями. Человек образованный, умел и знал язык жестов, ключевыми в которых были руки. Отсюда многочисленные жесты с перчатками, которые выражали и различные эмоциональные состояния. Особое внимание в этикете этого периода уделялось аксессуарам – это и платки, и цвет брошей, кружев, отделки, беретам. Все это характеризовало различные социальные слои и уровень образованности. Основными популярными оттенками в одежде были ярко-красный, зеленый, пастельные тона.

Эпоха просвещения

По костюму можно было определить не только социальное положение, но и финансовую успешность человека. Считалось, что богатый человек может позволить себе быть образованным и соблюдать правила этикета и иметь хорошие манеры.

Этикет придворных подразумевал особое поведение приближенных к королевской особе людей. Строго регламентировались не только их внешний вид и манеры, но и взаимодействие во дворе, иерархия.

Древняя Русь

История возникновения этикета в Древней Руси тесно связана традициями создания семей, домостроя, распределения ролей в семье. Авторитетное мнение в семье было отведено старшему члену семьи. К нему обращались за советом, он хранил все традиции и устои в семье. Новая семья создавалась по образцу родителей, бабушек и дедушек.
Также обычаи служили образцом, как поступить в той или иной ситуации. Все решения принимались с оглядкой на традиции, на то, как поступали предки.

Социальное положение

Социальное положение и история этикета имеют тесную связь. Этикет отражает нормы поведения, присущие различным социальным слоям, но, при этом основы являются общепринятыми в социуме. В это поведение входит набор традиций, реакций, манер. Очень часто существует зависимость, чем выше социальный статус, тем более образован человек. Социальный статус подразумевает наличие определенного финансового положения, возможности получения образования. Этикет подразумевает изучение этических норм, устоев, традиций, сложившихся, как в обществе, так и в определенной социальной среде.

Столовый этикет

Тот, кто придумал этикет, безусловно, не представлял всей той сложности, которая возникнет при регламенте поведения на праздниках, при застольях. Каждая страна, общество имеет свои особенности и культурные традиции.

Так, в прошлые века, если рассматривать рассадку гостей на пиру, то наиболее значимые и высокопоставленные гостьи занимали места рядом с хозяином. Остальные же гости рассаживались в свободном порядке.

Традиции средних веков подразумевали бесконтрольное поедание пищи. Часто после празднества люди в буквальном смысле падали с ног от переедания.
Также во времена Средневековья не было традиции застилать стол скатертью, не было тарелок. Еду клали в специальные углубления в столе. Начиная с 11 века, за столом разрешили присутствовать дамам. Постепенно люди научились понимать важность гигиены при приеме пищи, и появилась традиция мыть руки.

Если обратиться к прошлым временам, например, к этикету эпохи Возрождения, то можно отследить некие закономерности, которые прослеживались даже в меню. Обилие мясных блюд, много жирной пищи (как символ сытности и благополучия) — все это было частью застолий у феодалов. В то время как стол крестьянина, отличался большой простотой, но также был достаточно “тяжел” из-за обилия бобовых, каш. Мясо крестьяне ели лишь по большим праздникам.

Застолье в средневековье

Застолье могло быть длительным с обильной выпивкой и закусками. Скатерть появилась на столе лишь в 12 веке. Столовые приборы появились в обиходе лишь в 15 столетии. Причем их украшали драгоценными камнями, использовали дорогие металлы. Примерно в это же время появилось такое понятие как перемена блюд. Одно кушанье сменяло другое. Застолье начало принимать более упорядоченный характер.
Этикет 19 века стал образцом поведения за столом и имеет существенные отличия с правилами 12-15 веков. Трапеза в 19 веке стала рассматриваться, как часть культурного мероприятия, возможность собраться за столом, чтобы не только насладиться едой, но и общением.

Гендерное неравенство

Этикет и гендерное неравенство имеют особую взаимосвязь. Разделение полов на мужской и женский, также отложило отпечаток на стиль поведения, манеры в социуме. Очень часто знакомясь с правилами поведениями в общественных местах, наблюдаем, что мужчина должен пропустить даму, открыть ей дверь и многое др. Современное общество старается стереть разницу полов, но правила этикета остаются неизменными.

Рыцари и дамы

Рыцарский стиль поведение, любовь, куртуазность — все это можно встретить в произведениях, посвященных их эпохе. Романтизм, отвага и бескорыстие стали основой их особого кодекса поведения. Дама сердца для рыцаря была тем самым необходимым объектом обожания, ради которого он мог пойти на все. Подвиг и возвышенная любовь отразились и в традициях, укладе жизни тех далеких времен. В основе жизни рыцаря был Кодекс рыцарской чести, регламентирующий взаимодействие с людьми. Особенность этикета рыцаря также заключалась во внешней атрибутике — традициях, клятвах, манерах.

Рыцарь

Подарки и этикет

Существуют общие правила, по которым нужно ориентироваться при дарении подарка. Так, если необходимо делать подарок ребенку, то дарить всегда нужно какую-то вещь, игрушку, но не деньги. Для свадеб, новоселий для близкого родственника необходимо также выбирать дорогой и памятный подарок. Этикет подарков подразумевает, что вы преподнесете подарок даже в случае, если не сможете быть на торжестве, отправив его почтой. История этикета в России также имеет свои традиции дарения подарков. Свадебный подарок для молодых обычно носил масштабный характер и готовился родителями задолго до торжества. Понятие приданного позволило сразу же выделить социальный статус будущей невесты.

Эпоха СССР

В СССР понятие этикета также носило свой регламентирующий характер. Детей воспитывали по определенным правилам, прививая в школе навыки общения, социализации.


ЭТИКЕ́Т, -а, м. Установленный порядок поведения, форм обхождения где-л. Что до того, как вести себя, соблюсти тон, поддержать этикет, множество приличий самых тонких, а особенно наблюсти моду в самых последних мелочах, то в этом они опередили даже дам петербургских и московских. Гоголь, Мертвые души. У всякого общества свои правила приличия, свой этикет. У извозчиков считается неприличным выходить из-за стола, не окончив ужина. Репин, Далекое близкое. || Церемониал, принятый при царском, княжеском и т. п. дворе. Меншиков поклонился по этикету, — отставил ногу в шелковом чулке, низко уронил букли парика. А. Н. Толстой, Марта Рабе. Можайского приводил в изумление утомительный и мелочный этикет австрийского двора. Никулин, России верные сыны.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Этике́т от фр. étiquette — этикетка, надпиcь — правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.

ЭТИКЕ'Т, а, м. [фр. étiquette]. 1. только ед. Установленный порядок образа действий, поведения, форм обхождения (в высшем обществе, при дворе и т. п.). Соблюдать э. Придворный э. Что до того, как вести себя, соблюсти тон, поддержать этикет, множество

приличий самых тонких, а особенно наблюсти моду в самых последних мелочах, то в этом они опередили даже дам петербургских и московских. Гоголь.

2. То же, что этикетка в 1 знач. (устар.). Фабричный э.

этике́т I

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

этике́т II

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова арабка (существительное):

Читайте также: