История отношения врача к умирающему больному биоэтика кратко

Обновлено: 05.07.2024

Россию накрывает новая волна коронавируса – штамм "омикрон" добрал.

Смерть как завершающий этап жизни

Феномен смерти человечество пытается разгадать с глубокой древности. Смерть как сон, из которого не возврата в реальный мир, смерть как переход в иной, внеземной мир, смерть как прекращение жизнедеятельности организма человека… Эти и другие варианты объяснения феномена смерти сменяли в истории человечества друг друга и до настоящего времени существуют в рамках различных культур.
Понимание того, что представляет собой жизнь и смерть человека является одновременно и ответом на вопрос о том, что такое сам человек – одна из форм материи, имеющих место быть в земных условиях или нечто другое.
В биоэтике проблема смерти и умирания человека рассматривается с позиций современных научных представлений о том, что смерть – это состояние полного прекращения жизнедеятельности человека. Прекращается функционирование всех органов и систем человеческого организма и наступает состояние, при котором невозможны никакие виды активности человека – ни духовная, ни психологическая, ни социальная, ни физиологическая. Вся духовная и социальная жизнь человека понимается как результат психической деятельности, а психика является свойством высокоорганизованной материи – мозга. Смерть мозга становится для человека одновременно смертью и во всех остальных отношениях. Необратимость физиологических изменений, наступающих в момент биологической смерти, означает прекращение существования человека в определенном качественном состоянии как материального объекта – во всей полноте его физиологических, психологических, социокультурных, духовных характеристик как человека, представителя земного рода homo sapiens. Человек гибнет как целостная биосоциальная сущность. Смерть – это естественное состояние, которым завершается жизнь человека.

Задачей биоэтики является рассмотрение феномена смерти человека как биосоциальной системы, включенной в систему социокультурных отношений общества. Биоэтический анализ предполагает рассмотрение и других точек зрения, существующих в рамках теологического, философского, психолого-эзотерического и других подходов.
В настоящее время в медицине различают клиническую и биологическую смерть. Главным признаком биологической смерти считается смерть мозга. Для биологической смерти характерно полное и необратимое исчезновение функций мозга и всех органов. Клиническую смерть характеризуют: остановка дыхания, остановка кровообращения, искусственное поддержание кровотока и вентиляции легких, сохраняющее функции центральной нервной системы.
При теологическом понимании жизни и смерти человека исходными понятиями становятся душа и тело. Физическое тело смертно, подвержено разрушению, душа – бессмертна. Во всех мировых религиях биологическая смерть понимается как переход от одной формы жизни (земной) к другой ее форе – жизни души в иной, внеземной области мироздания.

Смерть и умирание в эпоху новых медицинских технологий

Эвтаназия: исторический и теоретический аспекты проблемы

Моральный смысл различных форм эвтаназии

Противники эвтаназии исходят из неизменной моральной нормы медицинской деятельности: задача врача (и других медицинских работников) в том, чтобы сохранять и продлевать жизнь, а не прекращать или укорачивать ее.
Сторонники эвтаназии считают, что сохранять и продлевать жизнь, безусловно, надо. Но продлевать полноценную жизнь, а не затягивать смерть, приносящую облегчение от мучений. Эвтаназия должна применяться лишь в тех случаях, когда нет никакой надежды на восстановление полноценной жизни человека. Неосознающие своих страданий люди не могут быть объектами эвтаназии, например, психические больные, находящиеся в коме и т.д. Считается, что эвтаназия может применяться при наличии определенных условий. К таким условиям, в первую очередь относится неизлечимость заболевания больного, что должно быть подтверждено достоверными объективными исследованиями и не вызывать сомнений у группы врачей, хорошо знакомых с научным состоянием данной проблемы.
Следующим условием должно быть наличие непереносимых физических страданий, а также дыхательных, диспептических или иных расстройств, которые невозможно устранить без постоянного выключения сознания. Наличие непереносимых физических страданий является главным условием в характеристике физического состояния, но в то же время и самым неопределенным, самым субъективным. Объективных критериев уровня непереносимости страданий, в мировой практике нет.
Третьим обязательным условием должно быть наличие терминального состояния. Это значит, что больной не просто неизлечим и страдает от физических мучений – он неизбежно умрет в ближайшие дни или недели, и нет никакой надежды, что за короткое время в медицине появятся средства, излечивающие данную болезнь.
Отсутствие хотя бы одного из этих условий должно исключать эвтаназию, а больной должен быть подвергнут радикальному или симптоматическому лечению.

Религиозный аспект проблемы эвтаназии

Католицизм запрещает эвтаназию во всех видах и всякая медицинская помощь должна быть направлена на сохранение жизни.
Мусульманство также требует от медицинских работников борьбы за сохранение жизни пациентов до самой последней минуты, категорически отвергая возможность эвтаназии.
Буддизм отрицает активную эвтаназию, а также искусственное продолжение жизни, когда без медицинской аппаратуры и интенсивной терапии могла бы наступить смерть.
Иудаизм отрицает эвтаназию, даже если об этом имеется соответствующая просьба больного. В то же время по вопросу относительно того, когда прекращать реанимационные мероприятия, мнения ведущих религиозных общин расходятся. Ортодоксальные раввины считают, что нужно поддерживать жизнь любой ценой, неортодоксальные – что в ряде случаев можно дать возможность свободно умереть, если продолжение жизни связано с существенными физическими страданиями, которые не могут прекратиться. Во всех случаях врач должен бороться за жизнь до последнего вдоха. Лечение при невозможности полного физического выздоровления должно быть направлено на уменьшение страданий больного .

Этико-правовой аспект проблемы эвтаназии

Этические проблемы паллиативной помощи

Таким образом, этической нормой провозглашено оказывать медицинскую помощь умирающему больному в соответствии с их интересами, что означает оказание ее в разумных пределах, не препятствуя естественным процессам жизни и смерти. Продление жизни терминального больного при помощи современных реанимационных средств признано не благом для больного, а вредом. Если медицина не может избавить человека от смерти и процесс умирания уже начался, то негуманно его затягивать при помощи современных медицинских технологий.
Основываясь на положениях отечественных и международных этико-правовых документов можно в обобщенном виде выделить следующие этические нормы деятельности медработников по оказанию медицинской помощи умирающим и находящимся в критическом состоянии больным:
1. медработник должен облегчать страдания умирающего всеми доступными и разрешенными способами, независимо от медицинского прогноза исхода болезни;
2. медработник не должен прекращать лечебных действий у постели умирающего больного до тех пор, пока пациент добровольно не выразит своего компетентного информированного решения о прекращении проведения у него активной лечебной терапии и перехода на паллиативную помощь или отказ от лечения вообще. Пациент не только должен получить полную, достоверную информацию о своем заболевании, проводимом лечении и вероятном прогнозе в доступной для него форме, но он должен и психологически принять факт приближающейся смерти. Пациент имеет право использовать оставшееся время своей жизни по своему усмотрению (подвести итог в своих делах, изменить режим питания, отказаться от какого-то вида лечения и т.д.);
3. изменения в тактике лечения могут проводиться без согласия пациента только в том случае, если он находится в коматозном, персистирующем вегетативном состоянии или имеет такие изменения психики, которые не позволяют ему принимать самостоятельные компетентные решения.
Паллиативная помощь является реальной альтернативой эвтаназии для неизлечимых больных, находящихся в терминальной стадии заболевания и испытывающих страдания. В зарубежных странах широко распространена такая форма паллиативной помощи больным как хоспис, которая начинает распространяться и в нашей стране.
Хоспис – это медико-социальное учреждение, в котором больным, находящимся в терминальной стадии заболевания оказывается не только паллиативная медицинская помощь, но и создаются комфортные социальные и психологические условия жизни. В хосписе обеспечивается достойное завершение жизненного пути человека, которое предполагает максимальное удовлетворение его физических, социальных, психологических и духовных потребностей.

При оказании медико-социальной и психологической помощи терминальным больным исходят из того, что у них имеются следующие проблемы: физические страдания, обусловленные заболеванием; социальные, связанные с потерей работы, изменением социальных ролей, возникновением зависимости от окружающих; психологические – депрессия, страх, отчаяние, неопределенность, чувство вины (перед родственниками, окружающими); экзистенциальные – переоценка жизненных ценностей, смысла жизни и др.
В.Зорза, которого по праву можно считать одним из основоположников дела организации хосписов во всем мире, считал хоспис альтернативой эвтаназии, настаивал на строго территориальном принципе их работы, поскольку люди мучительно умирают от неизлечимых болезней везде, на бесплатности их услуг для больных. Он считал, что хоспис должен не просто облегчать смерть, а обеспечить возможность достойно жить до самого конца.
В США был проведен опрос 988 тяжелых больных, находящихся дома или в больницах. 60% из них поначалу высказали желание подвергнуться эвтаназии, однако, когда их поместили в хосписы со сносными условиями жизни, этот процент упал до 10 . Данные этого опроса подтверждают мнение о том, что желание умереть у больных с тяжелыми, причиняющими страдания, неизлечимыми заболеваниями, связано с отказом от именно такой жизни, а не от жизни вообще. Поэтому единственной альтернативой эвтаназии является организация хосписов и предоставление качественной паллиативной помощи, хотя этико-философские основания современной паллиативной медицины являются по ряду вопросов спорными.
________________________
© Жарова Марина Николаевна

ВОПРОСЫ:
1.
2.
3.
4.
Отношение к смерти в истории
человечества.
История отношения врача к умирающему
больному.
Проблемы эвтаназии.
Медицинские и биоэтические предпосылки
современной паллиативной медицины.

3. Проблема смерти

4. Отношение к смерти в истории человечества

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ В ИСТОРИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Первобытное общество:
В родовом обществе над всеми отношениями
господствует сила рода.
Смерть родового человека – явление столь же
естественное, что и жизнь.
Смерть не окончательна, поэтому к умершим
относились как к живым.
Смерть для родового человека – это часть
бытия, обыденное явление, которое не должно
вызывать страха.

5. Отношение к смерти в истории человечества

6. Отношение к смерти в истории человечества

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ В ИСТОРИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Европейское средневековье:
в соответствии с официальной церковно-религиозной
доктриной, смерть –
это наказание рода человеческого за первородных
грех.
переход к загробному личностному
существованию.
Этика смерти вырастает из религиозной концепции.
Понятия добра и зла в отношении смерти и
умирающих закрепляются в профессиональных
кодексах врачей. Основа кодекса – уважение к
жизни как к высочайшей ценности.

7. Отношение к смерти в истории человечества

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ В ИСТОРИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Новое время:
Утверждение ценности индивидуальноличностного бытия.
Понятие смерти наполняется содержанием
конечности и единственности
человеческого бытия.
Смерть утрачивает черты естественного
порядка и превращается в личную
трагедию.

8. Отношение к смерти в истории человечества

9. Отношение к смерти в истории человечества

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ В ИСТОРИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Современное общество:
Меняется социокультурный смысл смерти. Из
религиозного ритуала он постепенно сводится
к светской медико-технической церемонии.
В техногенной культуре право на жизнь
расширяется до права ее оборвать, ценность
жизни включает в себя понятие комфортной
жизни, а составляющей человеческого
достоинства становится оптимальное
телесное функционирование.

10. История отношения врача к умирающему больному

ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЯ ВРАЧА К
УМИРАЮЩЕМУ БОЛЬНОМУ
С древности и почти до 20 века от врача не
требовалось находиться у постели больного
до самой его смерти.
Врач, убедившись, что пациент
безнадежен, прекращал лечение и
приглашался священник, который часто и
констатировал смерть.

11. История отношения врача к умирающему больному

12. История отношения врача к умирающему больному

ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЯ ВРАЧА К УМИРАЮЩЕМУ
БОЛЬНОМУ
Но примерно с середины 19 века ситуация начинает
меняться. Постепенно медицинская профессия
приобретает исключительное право, а затем и
обязанность констатировать смерть.
Этот процесс в культуре называют медикализацией
смерти.
В Сиднейской декларации ВМА 1968 года говорится,
что в большинстве стран определение момента
смерти является юридической обязанностью врача, и
такое положение должно сохраняться.

13. История отношения врача к умирающему больному

ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЯ ВРАЧА К УМИРАЮЩЕМУ
БОЛЬНОМУ
Другая сторона процесса медикализации смерти
появилась позднее – это то, что местом, где
человек расстается с жизнью, все чаще
становится больница.
Процесс умирания, часто довольно длительный,
контролируется медицинским персоналом и
становится не просто естественным событием, а
событием в определенной мере искусственным,
обусловленным решениями, принимаемыми
людьми.

14. История отношения врача к умирающему больному

ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЯ ВРАЧА К УМИРАЮЩЕМУ
БОЛЬНОМУ
Возможность и обязанность принимать
решения, касающиеся жизни и смерти
порождает чрезвычайно серьезную
ответственность и новые моральные
проблемы, с которыми традиционная
медицина не сталкивалась ранее.
В большей степени эти новые моральные
проблемы связаны с развитием новых
биотехнологий в медицине.

15. Проблема критерия смерти

ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЯ СМЕРТИ
Современный
научно-технический
прогресс
заставил
медиков
искать
альтернативу
кардио-респираторным
критериям смерти, на которых покоились
традиционные
нормы
медицинской
деятельности.
Новый критерий смерти был выработан в
Гарварде в 1968 году. Этот критерий
основывается
на
необратимом
прекращении деятельности мозга, а не
сердца и легких как было ранее.

16. Проблема критерия смерти

ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЯ СМЕРТИ
Необходимость выработки нового критерия смерти
была обусловлена:
1.
чтобы сделать возможным прекращение
бессмысленного лечения
2. как медицинские, юридические и моральные
основания забора органов для трансплантации.
Россия приняла критерии смерти мозга,
предложенные ВОЗ, по которым смерть человека
связывается с необратимым поражением мозга,
как субстрата личности, определяющего его
социальную сущность и телесное
функционирование.

17. Проблема критерия смерти

ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЯ СМЕРТИ
Критерий должен быть:
1. обоснованным с научно-медицинской точки
зрения, то есть позволяющий надежно и с
высокой точностью отличать того, кого уже
нельзя спасти, от того, за чью жизнь еще
можно бороться;
2. доступным с практической точки зрения –
т.е. в каждом конкретном случае для его
использования не должно требоваться
чрезвычайных усилий множества
специалистов и чересчур много времени;

18. Проблема критерия смерти

ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЯ СМЕРТИ
Критерий должен быть:
3. объективным, т. е. одинаково пониматься и
применяться любым достаточно
квалифицированным специалистом, а также
правильность применения, которого в
каждом конкретном случае может быть
проверена;
4. приемлемым с точки зрения
господствующих в обществе в целом
культурных и этических норм.

19. Проблемы жизнеподдерживающего лечения

ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО
ЛЕЧЕНИЯ
Немало моральных проблем возникает в связи
с тем, что медицинские технологии позволяют
существенно продлевать жизнь человека.
До каких пределов следует врачам вести борьбу
за жизнь пациента, если исход этой борьбы
уже предопределен и в лучшем случае лишь
может быть отсрочен?
У этого вопроса на сегодняшний день нет
единственного и очевидного для всех ответа.

20. Проблемы жизнеподдерживающего лечения

ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО
ЛЕЧЕНИЯ
Проблема отказа от жизнеподдерживающего
лечения:
Правовые нормы, позволяющие пациенту
отказаться от жизнеподдерживающего
лечения, содержатся в законодательствах
многих стран.
Пациент имеет право получать информацию
даже в случае неблагоприятного прогноза
заболевания, то пациент вправе выбирать, соглашаться ему на жизнеподдерживающее
лечение или нет.

21. Проблемы жизнеподдерживающего лечения

22. Проблемы эвтаназии

23. Проблемы эвтаназии

24. Проблемы эвтаназии

25. Проблемы эвтаназии

ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ
Различают активную эвтаназию и пассивную
эвтаназию.
Пассивная – это отказ от
жизнеподдерживающего лечения, когда оно
либо прекращается, либо не начинается
вообще.
Активная эвтаназия – это преднамеренное
вмешательство с целью прервать жизнь
пациента, например путем смертельной
инъекции.
В подавляющем большинстве стран активная
эвтаназия запрещена законом.

26. Проблемы эвтаназии

ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ
Различают три формы активной эвтаназии:
1. убийство или умерщвление из сострадания
(жизнь, являющаяся мучением для пациента,
так или иначе прерывается другим
человеком);
2. добровольную активную эвтаназию (имеется
согласие пациента);
3. самоубийство при помощи врача (врач
передает в руки пациента смертельное
средство, позволяющее ему покончить с
собой).

27. Проблемы эвтаназии

30. Паллиативная помощь

31. Паллиативная помощь

ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ
Если жизнь человека невозможно спасти, то
место борьбы за ее спасение занимает
паллиативная помощь (обезболивание, уход,
социально психологическая поддержка),
имеющая целью обеспечить достойное
человека умирание.
Ближайшая задача такой помощи – защитить
пациента от психофизических страданий.

32. Паллиативная помощь

ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ
Из всех проблем умирающего больного
проблема борьбы с болью часто бывает
самой насущной и неотложной.
Борьба с болью есть непременное условие
реализации одного из фундаментальных прав
пациента – права на достойное умирание.

33. Паллиативная помощь

ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ
Проблема боли и страдания:
Если врач назначает дозы обезболивающего,
которые сами по себе могут повлиять на
сокращение жизни пациента, то он исходит из того,
что в современном обществе для пациента более
важным является качество жизни, а не её
продолжительность.
Но Комитет экспертов ВОЗ, рассматривавший
проблемы паллиативного лечения пришел к
выводу:
о необходимости считаться с решением верующего
человека отказаться от обезболивания.

34. Паллиативная помощь

35. Паллиативная помощь

ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ
Квалифицированный и опытный персонал
хосписов помогает неизлечимым больным
дожить до конца их жизни, максимально
сохраняя физические силы, психические и
эмоциональные способности и социальные
взаимоотношения.

2. Следует ли сообщать неизлечимому больному об его состоянии?




3. Существуют ли закономерности в реагировании на смерть?

Последовательность реакций неизлечимо больных людей на приближающуюся смерть описывает модель Kubler-Ross:

1. Отрицание. При посещении разных врачей пациенты прежде всего надеются на отрицание диагноза. Действительное положение вещей скрывается как от семьи, так и от себя. Отрицание дает возможность увидеть несуществующий шанс, делает человека слепым к любым признакам смертельной опасности.

3. Компромисс. На этой стадии стремятся как бы отложить приговор судьбы, изменяя свое поведение, образ жизни, отказываясь от разных удовольствий, и т.п.

4. Депрессия. Поняв неизбежность своего положения, постепенно теряют интерес к окружающему миру, испытывают грусть, горечь.

5. Адаптация. Смирение понимается как готовность спокойно встретить смерть.

Удельный вес отдельных стадий у разных людей значительно различается. Следует отметить, что через все эти стадии проходят и члены семьи, узнав о неизлечимой болезни близкого человека.

4. Какую роль при приближении смерти играет отрицание?

5. Как вести себя с умирающим больным?

В заключение перечислим несколько важных принципов, которые следует учитывать консультанту в работе с умирающим человеком:

2. Следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его потребности;

3. На благо умирающему должны быть направлены усилия всех окружающих его людей. В общении с ним следует избегать поверхностного оптимизма, который вызывает подозрительность и недоверие;

4. Умирающие люди предпочитают больше говорить, чем выслушивать посетителей;

5. Речь умирающих часто бывает символичной. Для лучшего ее понимания необходимо расшифровывать смысл используемых символов. Обычно показательны жесты больного, рассказы и воспоминания, которыми он делится;

6. Не следует трактовать умирающего человека только как объект забот и сочувствия. Нередко окружающие с самыми лучшими намерениями пытаются решить, что лучше для умирающего. Однако чрезмерное принятие на себя ответственности уменьшает диапазон самостоятельности пациента. Вместо этого следует выслушать его, позволить ему участвовать в принятии решений о лечении, посетителях и т.п.;

7. Самое большее, чем может воспользоваться умирающий человек, — это наша личность. Конечно, мы не представляем собой идеальное средство помощи, но все же наилучшим образом соответствующее данной ситуации. Пребывание с умирающим требует простой человеческой отзывчивости, которую мы обязаны проявить;

8. Психологам и врачам следует признаться в своих сомнениях, чувстве вины, ущемленном нарциссизме и мыслях о собственной смерти;

Персоналу, работающему с умирающим и его близкими, тоже необходима существенная помощь. С ними прежде всего следует говорить об осознанном смирении с чувствами вины и бессилия. Медикам важно преодолеть унижение профессионального достоинства. Такое чувство довольно часто встречается среди врачей, для которых смерть пациента в определенном смысле является профессиональной катастрофой.

6. Что такое эвтаназия?

Акт эвтаназии сегодня понимается как окончание жизни по требованию пациента. Но это не всегда было его свободным выбором. Проблема эвтаназии в уродливой форме решалась между 1933 и 1945 годами во время германского нацистского режима в Европе. Этот криминальный режим умертвил миллионы людей, потому что они были больными, искалеченными или принадлежали к другим этническим группам. Убийства, совершенные по этим причинам, также назывались эвтаназией. Нацистский режим оправдывал свои преступные действия окончанием бесполезных жизней. Такое оправдание было против человеческой природы любви и сострадания. Преступления, совершенные в прошлом, являются одной из причин, почему эвтаназия, также понимаемая как окончание жизни по требованию, является преступным действием почти во всех странах мира. Нидерланды сделали эвтаназию легальной, законной, хотя все еще противоречивой.

7. Какова концепция эвтаназии?

· Активная эвтаназия без четкого требования от пациента отличается от свободной эвтаназии, так как оно не основано на хорошо обдуманном, четком и постоянном требовании от пациента.

По официальной дефиниции окончание жизни по требованию пациента является центральным для решения об окончании жизни в случае добровольной эвтаназии. Приведенные выше определения схожи с теми, которые используются в международной биоэтике.

8. Что означает декриминализация эвтаназии?

По новому закону эвтаназия применяется только к пациентам, которые находятся в состоянии продолжающегося, невыносимого и неизлечимого страдания. Другие требования следующие:

· Второе мнение от независимого врача

· Пациент должен быть освидетельствован как находящийся в здравом уме

· Требование о смерти должно быть сделано добровольно, независимо и настойчиво.

Пациент должен быть болен неизлечимой соматической болезнью. Но врачи не должны сами предлагать добровольную смерть. Как в устном, так и в письменном требовании узаконено, что врач соглашается с требованием, однако врач не обязан так поступать. Он или она может только согласиться с требованием, принимая в расчет надлежащие запросы об уходе, упомянутые в счете. Врач всегда должен быть уверен, что пациент столкнулся с нескончаемым и невыносимым страданием. В противном случае врач может не согласиться с требованием эвтаназии, несмотря на существование декларации о просьбе.

Важно заметить, что эвтаназия и принудительное самоубийство (суицид) продолжают быть криминальным правонарушением, но они декриминализованы при определенных обстоятельствах. Голландский уголовный кодекс (ст. 293, 294) оговаривает, что окончание жизни по требованию и содействие суициду не рассматриваются как преступные правонарушения, если совершены врачом и критерии должной помощи соблюдены. Поэтому взгляд, что эвтаназия и принудительное самоубийство теперь более не наказуемы, не отражает правильно суть документа.

Эвтаназия оправдана только, когда мы говорим о невыносимых и безнадежных страданиях. Является ли желание смерти добровольным под воздействием обстоятельств невыносимого и безнадежного страдания?

Случай Чабота.

50-летняя пациентка имела длительную историю депрессии, бурного замужества, два ее сына умерли, один совершил суицид, а второй умер от рака. Ее страдание было в основном психологическим. После смерти второго сына она решила совершить суицид и обратилась в Голландскую федерацию добровольной эвтаназии, которая направила ее к д-ру Болдуину Чаботу. Д-р Чабот диагностировал ее как страдающую от тяжелого и трудноизлечимого психического расстройства. Он консультировался с рядом своих коллег, хотя никто из них не обследовал пациентку лично. В сентябре 1991 года д-р Чабот содействовал пациентке совершить суицид путем назначения ей летальной (смертельной) дозы лекарств. Он сообщил о ее смерти следователю.

Д-р Чабот был привлечен к уголовной ответственности по ст. 294 Голландского уголовного кодекса. Он ссылался на оправдание необходимости. Важно, что высший суд признал, что не было причин, почему оправдание необходимости не могло быть применено в случае, когда причина страдания пациента психологическая. Однако суд также признал, что для оправдания применения эвтаназии пациентка должны была быть осмотрена независимым медицинским экспертом. Д-р Чабот искал медицинские мнения от своих семи коллег, но ни один из них действительно не видел пациентку. Соответственно, оправдание необходимости не является доказанным. В июне 1994 года д-р Чабот был признан виновным по ст. 294. Высший суд, однако, отказался наложить наказание, хотя в феврале 1995 года д-р Чабот получил выговор от Медицинского дисциплинарного трибунала.

Согласно критикам легализации эвтаназии, эвтаназия меняют общественную политику так, что врачи или другие могут прямо и умышленно участвовать в завершении жизни другого человека. Оппоненты боятся, что все более терпимое, мягкое законное определение умерщвления из милосердия может сделать эвтаназию повсеместной, особенно в отношении детей или психически неполноценных.

Однако такая классификация проблем весьма условна. И в представленной работе проблематика рассматривается в иной структуре. Конечно, мы начинаем анализ проблем с рассмотрения одной из самых сложных, хотя и имеющей долгую историю - проблемы жизни и смерти.

Проблема жизни и смерти имеет несколько аспектов. Один из них сосредоточен на процессе умирания, на том отрезке, предшествующем смерти, на котором сознание человека сталкивается с фактом личной смерти, знакомится с ней и либо вступает с ней в борьбу, либо смиряется, но при этом одинаково мучительно страдает.

Основной вопрос, который заключает в себе проблема эвтаназии, состоит в том, что лучше: быстрая, но легкая безболезненная смерть или мучительное, но долгое умирание. Этот вопрос становится особенно острым, когда он касается безнадежно больных людей, мучительно страдающих от болей. Что в такой ситуации для них более предпочтительно: продолжать жить, испытывая невыносимые страдания, или перестать жить и страдать? А как должен поступить врач, когда он уже не может облегчить страдания больного? Как быть, если больной умоляет освободить его от физических и психологических мук при помощи смертельного укола?




Философы Т. Бишо и Дж. Чилдресс (T. Beauchamp, J. Childress) не соглашаются с позицией, занимаемой Дж. Рейчелсом. Они отмечают, что активная эвтаназия всегда этически неоправданна, в то время как предоставление возможности умереть может быть поступком как оправданным, так и не оправданным в этическом отношении. Они акцентируют внимание и на том, что при разрешении активной эвтаназии, сфера ее применения будет неминуемо расширяться, например, в направлении признания этической оправданности активной эвтаназии новорожденных с серьезными дефектами физического и умственного развития.

Проблема эвтаназии сложна и многопланова, она заключает в себе много противоречий и тем самым привлекает к себе огромное внимание и порождает столкновение различных взглядов. Разброс позиций по отношению к эвтаназии весьма широк: от полного неприятия эвтаназии, до прямо противоположного мнения: эвтаназия - благо, которое необходимо разрешить.

Этические проблемы абортов.Особое место в сравнительно недолгой истории биоэтики занимает проблема аборта. Распространение абортов очень мало связано с развитием медицины и ее прогрессом. Однако биологический аспект в этой сфере важен, так как именно благодаря ему эмбрион можно рассматривать как человеческое существо и, поэтому, требовать для него правовой защиты против прихотей его родителей.

Главный вопрос в спорах об абортах таков: допустим ли аборт по этическим соображениям? Этот вопрос порождает еще несколько вопросов. Когда начинается человеческая жизнь? Является ли зародыш человеческим существом? Обладает ли он конституционными правами на жизнь и счастье? А если плод обладает такими правами, перевешивают ли эти его права право беременной женщины прибегнуть к аборту для решения своих проблем? Каковы последствия массового распространения абортов?

Ряд представителей прикладной этики рассматривают проблему аборта с социальных позиций. На первый план выходят права женщины и как матери, и как человека. Противников прерывания беременности упрекают в двойных стандартах - получается, что у эмбриона права есть, а у матери их нет. Дж. М. Фрейм, являясь противником абортов, допускает возможность аборта в исключительных случаях, когда это необходимо для спасения жизни матери.

Однако такая классификация проблем весьма условна. И в представленной работе проблематика рассматривается в иной структуре. Конечно, мы начинаем анализ проблем с рассмотрения одной из самых сложных, хотя и имеющей долгую историю - проблемы жизни и смерти.

Проблема жизни и смерти имеет несколько аспектов. Один из них сосредоточен на процессе умирания, на том отрезке, предшествующем смерти, на котором сознание человека сталкивается с фактом личной смерти, знакомится с ней и либо вступает с ней в борьбу, либо смиряется, но при этом одинаково мучительно страдает.

Основной вопрос, который заключает в себе проблема эвтаназии, состоит в том, что лучше: быстрая, но легкая безболезненная смерть или мучительное, но долгое умирание. Этот вопрос становится особенно острым, когда он касается безнадежно больных людей, мучительно страдающих от болей. Что в такой ситуации для них более предпочтительно: продолжать жить, испытывая невыносимые страдания, или перестать жить и страдать? А как должен поступить врач, когда он уже не может облегчить страдания больного? Как быть, если больной умоляет освободить его от физических и психологических мук при помощи смертельного укола?

Философы Т. Бишо и Дж. Чилдресс (T. Beauchamp, J. Childress) не соглашаются с позицией, занимаемой Дж. Рейчелсом. Они отмечают, что активная эвтаназия всегда этически неоправданна, в то время как предоставление возможности умереть может быть поступком как оправданным, так и не оправданным в этическом отношении. Они акцентируют внимание и на том, что при разрешении активной эвтаназии, сфера ее применения будет неминуемо расширяться, например, в направлении признания этической оправданности активной эвтаназии новорожденных с серьезными дефектами физического и умственного развития.

Проблема эвтаназии сложна и многопланова, она заключает в себе много противоречий и тем самым привлекает к себе огромное внимание и порождает столкновение различных взглядов. Разброс позиций по отношению к эвтаназии весьма широк: от полного неприятия эвтаназии, до прямо противоположного мнения: эвтаназия - благо, которое необходимо разрешить.

Этические проблемы абортов.Особое место в сравнительно недолгой истории биоэтики занимает проблема аборта. Распространение абортов очень мало связано с развитием медицины и ее прогрессом. Однако биологический аспект в этой сфере важен, так как именно благодаря ему эмбрион можно рассматривать как человеческое существо и, поэтому, требовать для него правовой защиты против прихотей его родителей.

Главный вопрос в спорах об абортах таков: допустим ли аборт по этическим соображениям? Этот вопрос порождает еще несколько вопросов. Когда начинается человеческая жизнь? Является ли зародыш человеческим существом? Обладает ли он конституционными правами на жизнь и счастье? А если плод обладает такими правами, перевешивают ли эти его права право беременной женщины прибегнуть к аборту для решения своих проблем? Каковы последствия массового распространения абортов?

Ряд представителей прикладной этики рассматривают проблему аборта с социальных позиций. На первый план выходят права женщины и как матери, и как человека. Противников прерывания беременности упрекают в двойных стандартах - получается, что у эмбриона права есть, а у матери их нет. Дж. М. Фрейм, являясь противником абортов, допускает возможность аборта в исключительных случаях, когда это необходимо для спасения жизни матери.

БИОЭТИКА – область междисциплинарных исследований этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения.

Содержание биоэтики.

Предпосылки возникновения биоэтики.

Экологическое движение.

Научно-технический прогресс представляет собой не только источник цивилизационных благ, но и зачастую угрожает существованию человека, разрушая природную среду его обитания. Исторически первой и наиболее существенной предпосылкой формирования биоэтики является идеология экологического движения, которое возникает как ответ на угрозу для физического (природного) благополучия человека. Влияние экологического мышления на сферу биомедицины особенно усилилось после талидамидовой катастрофы 1966 (рождение детей без конечностей у матерей, принимавших во время беременности лекарственное средство талидамид в качестве снотворного). Эта трагедия способствовала радикальному изменению структуры взаимоотношений между наукой и практической медициной. Целью биомедицинской науки стала не только разработка новых терапевтически эффективных лекарственных средств или медицинских технологий, но и предотвращение их побочных негативных воздействий. Достижению последней цели уделяется не меньше, а подчас и значительно больше времени и средств. В результате, резко возросло время между синтезом новой терапевтически активной субстанции и началом ее клинического использования. Если в начале 60-х оно составляло несколько недель, то в начале 80-х подскочило до 10 лет. Одновременно цена разработки увеличилась в 20 и более раз. Безопасность, т.е. предотвращение негативных эффектов действия лекарства, превратилась в одно из быстро развивающихся направлений развития медицинской науки.

Правозащитное движение.

Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) 1964 года дала первый международный этический стандарт проведения научных исследований на человеке, в основе которого лежал принцип автономии личности пациентов и испытуемых. Публикация Хельсинкской декларации стимулировала интенсивное теоретическое исследование этических проблем экспериментирования на человеке, которое представляет собой одно из важнейших направлений современной биоэтики. Результаты этой работы аккумулирует Хельсинкская декларация ВМА 2000 года, являющаяся современным международно признанным стандартом проведения научных исследований на человеке. Существенное значение в этом стандарте занимает требование независимой этической экспертизы научных проектов специально создаваемыми исследовательскими этическими комитетами, которые работают на основе междисциплинарного подхода.

Понимание необходимости междисциплинарного подхода в осмыслении и практическом решении проблем, порождаемых научно техническим прогрессом, можно рассматривать в качестве третьей идеологической предпосылки формирования биоэтики.

Возникновение биоэтики.

Достижения научно-технического прогресса в биомедицине не только практически расширили возможности в области биомедицины, но и повлияли на традиционные представления о добре и зле, благе пациента, представления о начале и конце жизни человека, и соответственно, дали еще один дополнительный стимул развитию биоэтики.

Ответом на эту сложную ситуацию стало создание этического комитета – совещательного органа при медицинском центре, на заседаниях которого медики, богословы, юристы, психологи, представители общественности совместно искали наиболее морально обоснованный подход к разрешению конкретных ситуаций. Кого подключить к аппарату – стареющую голливудскую звезду или подростка? Успешного бизнесмена или добропорядочную домохозяйку? Местного политика или богатого иностранца? На подобные вопросы не может быть дано универсального ответа. Каждый случай уникален, и, чтобы разобраться в нем, необходимо принять в расчет и медицинские, и этические, и психологические, и правовые, и финансовые и многие другие аспекты возникшей ситуации, которые можно учесть только в совместном обсуждении.

Сложные биоэтические проблемы затрагивают многие стороны развития современных сообществ. Поэтому для их решения создан особого рода социальный институт этических комитетов, который представляет собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций. Этические комитеты существуют при научно-исследовательских организациях и больницах, профессиональных объединениях (врачебных, сестринских, фармацевтических), государственных органах, международных организациях (ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы и др.).

С исторической точки зрения биоэтика и началась как широкая общественная дискуссия по поводу сложнейшего морального выбора на границе между жизнью и смертью в парадоксальных ситуациях, постоянно порождаемых прогрессом современных биомедицинских технологий.

Читайте также: