Календарь дионисия малого кратко

Обновлено: 28.06.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Скифский монах положил начало системе отсчета времени от Рождества Христова

Информация из энциклопедии Кольера:
Скифский монах ДИОНИСИЙ Малый
(ок. 475-550), скифский монах, живший в Риме с конца 5 в. приблизительно до сер. 6 в. Прозвище Малый (Exiguus), возможно, выражало его смиренное самоуничижение перед другими великими носителями того же имени. Дионисий прекрасно владел и латынью, и греческим языком, что позволило ему играть важную роль в контактах восточной и западной традиций. Он составил компиляцию соборных канонов: 165 из них были переведены им из уже существовавшего к тому времени аналогичного сборника на греческом языке, 50 было заимствовано из Апостольских постановлений; кроме того, в эту компиляцию вошел ряд постановлений, принятых соборами Римской и Африканской церквей. Этот сборник существовал в трех авторских редакциях, последняя из которых, по-видимому, утрачена. В дополнение к этому сборнику Дионисий составил подборку папских декреталий из 41 статьи. Оба сборника на протяжении многих веков служили основой канонического права, которым руководствовалась Западная церковь. Дионисию принадлежал также ряд трактатов об исчислении времени празднования Пасхи, что немало способствовало урегулированию древнего спора. Параллельно он осуществил синхронизацию римской и христианской истории, установив, что Христос родился через 754 года после основания Рима. Его вычисления положили начало системе отсчета времени "от Рождества Христова", которой мы пользуемся и по сей день.
-----------------------------------
Фрагмент статьи "Краткая история летосчисления от Рождества Христова"
После периода бурного развития и распространения, гонений со стороны римских властей, внутренних расколов и споров, христианство, наконец, стало официальной религией Римской Империи при императоре Константине I (323-337 н.э.). Сразу же встал вопрос о внесении единообразия в обряды, тексты писаний, догматы и даты праздников – в те времена в христианстве было множество отдельных направлений и течений (несторианство, арианство, манихейство и другие), которые яростно спорили между собой по тем или иным богословским вопросам. Наконец, местные Церкви в разных частях огромной Римской Империи многие обряды и праздники отправляли не так, как в других местах. Одним из важнейших спорных вопросов стал вопрос о дне праздновании Пасхи.

Для разрешения всех этих спорных моментов в 325-м нашей эры году был созван первый Вселенский (т.е. всехристианский) церковный собор (съезд) в городе Никея (ныне Изник, Турция) в Малой Азии. На соборе присутствовало множество легатов из всех концов христианского мира, и немало епископов, впоследствии причисленных к лику святых (например, Святитель Николай, или Александр Александрийский). Председательствовал на соборе сам император Константин I.

На соборе были приняты основные догматы и постулаты христианской веры, включая Символ Веры (формула вероисповедания). Среди прочего, Собор также четко установил время празднования Пасхи: в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием (каждый год это разная дата). Одновременно с этим были составлены Пасхалии – таблицы вычисленных дат празднования Пасхи в следующие годы.
Здесь можно остановиться и спросить - но как это все связано с летосчислением от “Рождества Христова”? Как ни странно, но самое непосредственное. Столь длинная “пасхальная” история приведена тут потому, что именно вопрос о дате празднования Пасхи оказал решающее влияние на появление счета лет от даты рождения Христа.
Вернемся к нашему повествованию. В последующие за Никейским собором годы Пасхалии неоднократно уточнялись и продлевались разными церковными деятелями. В 525-м году папа римский Иоанн I (523-526) озаботился необходимостью в очередной раз дополнить пасхальные таблицы. Эта работа была поручена ученому римскому аббату Дионисию (Дени), получившему прозвище Малый из-за своего небольшого роста, который уже ранее отличился собиранием документов по работе Никейского и других Вселенских соборов.

Дионисий принялся за работу, и вскоре составил новые пасхальные таблицы. Однако он столкнулся с тем, что его таблицы, как и первые Пасхалии, датировались “эрой Диоклетиана”. Римский император Диоклетиан (284-305) был выдающимся императором Рима и реформатором Империи, но среди прочего - известным гонителем христиан. Начало эры его имени приходилось на начало его правления (284-й год по нашему счету). “Эра Диоклетиана” была очень популярна в IV-VI веках для отсчета лет в Европе и на Ближнем Востоке.

Дионисий высказал мнение, что не подобает христианам светлый праздник Пасхи хоть как-то связывать с личностью жестокого “языческого” императора и гонителя христиан. Иначе говоря, нечестиво датировать Пасхалии “эрой Диоклетиана”. Но чем ее заменить?

Как уже говорилось выше, в то время в Европе и на Ближнем Востоке использовалось сразу несколько систем летосчисления – “от основания Города” (она же “от основания Рима”), “от сотворения мира” и другие, но ни одна не являлась чисто “христианской”. Даже датировка “от сотворения мира” вела свое происхождение из Ветхого Завета, то есть, от евреев, кроме того, она широко использовалась в Византийской Империи. В Византии же находилась Константинопольская церковь, с которой у римских пап всегда были очень сложные отношения.

В этой ситуации Дионисий предложил нечто совершенно новое - использовать в пасхальных таблицах счет лет от года рождения Иисуса Христа. Однако тут оказалось, что точной даты рождения Христа за более чем 500 лет существования христианства никто не высчитывал! Это может вызвать удивление, но пять веков христиане прожили, даже не зная точной даты рождения своего Бога!

Тогда аббат Дионисий сам вычислил год рождения Христа – согласно его подсчетам, это оказался год 284-й до эры Диоклетиана, или 753-й год “от основания Рима”. Таким образом, текущим годом для самого Дионисия был 525-й год после рождения Христа (“от Рождества Христова”). В качестве дня рождения Христа Дионисий взял уже установившуюся традиционную дату – 25 декабря.
.
Вычисление даты рождения Христа Дионисием, опиралось на весьма обрывочные и местами вольно трактуемые сведения из библейских текстов. Кстати, в настоящее время предположительная дата рождения Христа приходится по разным теориям и предположениям историков на интервал с 12 по 4 года до н.э., так что Дионисий все равно ошибся.

Как бы то ни было, но Дионисий сделал своей дело – основал новую эру, где счет лет велся от даты рождения Иисуса Христа. Однако сам Дионисий даже не знал этого – новую датировку он придумал исключительно для своих Пасхалий и более нигде ее не применял. В итоге, его счет лет очень долго так и оставался исключительно придумкой Дионисия для Пасхалий. В Риме по-прежнему предпочитали летосчисление или “от основания Города”, или “от сотворения мира”. Второй вариант был также основным в Византийской Империи и вообще в христианских Церквях на Востоке.

Лишь в начале VIII века ученый англосаксонский монах и богослов из Нортумбрии по имени Беда Достопочтенный (673-735), впервые использовал летосчисление Дионисия вне пасхальных таблиц, применив его для датировки событий в своем знаменитом историческом труде “Церковная история народа Англов” (“Historia ecclesiastica gentis Anglorum”), которую он закончил около 731 года. Счет лет от рождения Христа у Беды назывался “годы от Явления Господа”.

В 742 году дата, записанная как “год от Рождества Христова” впервые появилась в официальном документе – одном из капитуляриев майордома (военно-политического правителя) Франкского государства Карломана (741-747). Скорее всего, это появление даты, записанной в годах от рождения Христа, явилось самостоятельной инициативой франков, независимо от труда Беды.

Во времена императора франков Карла I Великого (774-814), отсчет лет от рождения Христа (“от воплощения господа нашего”), уже широко распространяется в его государстве в официальных документах двора. IX век окончательно вводит привычное нам летоисчисление в разного рода юридические и политические документы Европы, а начиная с X века большая часть документов, хроник и указов королей в Западной Европе датированы именно годами по Христу. При этом, датировка имела разные названия – “от воплощения Господа нашего”, “от прихода Господа в мир”, “от рождения Господа”, “от Рождества Христова” и т.д.

Image 01

Время оставшееся до этого бедствия, составляет уже менее четырех столетий, и его дата четко зафиксирована на древнем календаре от Рождества Христова, составленном греческим монахом Дионисием Малым.

А самое парадоксальное заключается в том, что этим календарем ежедневно пользуются миллиарды жителей нашей планеты, в том числе и современные ученые разных стран, но тайна этого календаря до сих пор остается неизвестной большей части нашего населения. А потому давайте очень кратко напомним основные тайны современного календаря, изобретенного для нас Дионисием Малым. Во-первых следует сообщить, что календарь Дионисия Малого составлен по образцу и подобию грузинского календаря короникон, в котором продолжительные промежутки времени, исчисляются при помощи великого священного индиктиона, продолжительность которого составляет 532 года. Уникальность такого календаря состоит в том, что по прошествии каждого индиктиона календарный цикл полностью повторяется, то есть любая произвольно взятая дата в таком календаре ( дни недели, месяцы и даже фазы Луны) повторяются с интервалом в 532 года.

Поэтому эра календаря Дионисия Малого, является датой памяти Ноева потопа, произошедшего 3 апреля 1596 года до н.э. Она считается датой Первого пришествия Христа, а в современном календаре от Р.Х. эта дата празднуется как дата Первой Пасхи, которая празднуется в первое воскресение после весеннего полнолуния, а потому графически изображается в виде полумесяца Луны.

Был христианский монах по имени Дионисий Малый , которому было поручено создать христианский календарь вместо языческого римского календаря, он начал работу над новым календарем и взял рождение Христа в качестве отправной точки для этого нового календаря и основал свои вычисления на количестве лет, в течение которых правил Римский император.

Поэтому он начал отсчет от императора до Рождества Христова .

Проблема возникла, когда он достиг первого римского императора Августа , во время правления которого родился Христос

Дионисий пришел к выводу, что Август правил с 27 г. до н.э. по 15 г. н.э., но он не принял того, что Август правил с 31 г. до н.э. под своим первоначальным именем Октавиан, а четыре года спустя, то есть 27 г. до н.э. взял имя Август в качестве своего официального имени вместо своего первоначального имени Октавиан.

Итак, Дионисий думал, что Август и Октавиан - два разных императора , но на самом деле это два имени одного и того же человека, поэтому он не учёл четыре года.

Приведу пример:

Предполагая, что сейчас мы находимся в 1999 году нашей эры (1 год до н.э.), а следующим годом будет 2000 год нашей эры [нулевой год нашей эры], и год, который последует за 2000 годом [1 год нашей эры], и когда Дионисий установил новый календарь, отсчет начался с 2001 года [1 год нашей эры].

Он не начинал с 2000 года [нулевой год нашей эры], и, таким образом, он забыл целый год в дополнение к четырем годам правления императора Октавиана - Августа , и, таким образом, он не учёл целых пять лет , потому, что Христос родился в год [5 г. до н.э.], с правильным расчетом.

Мир живет этой ошибкой две тысячи лет, и правильное мнение состоит в том, что мы находимся в [2016 г. н.э.], а не [2021 г.] согласно правильному григорианскому календарю.

От автора: Вот такой нюанс. А ведь, если покопаться, это похоже на правду. Выходит, была ошибка. Тогда почему до сих пор никто не исправил календарь ИЛИ не опроверг ошибку?!

Может всё дело в том, что придётся исправлять колоссальную массу всевозможных значимых дат, как то: исторические сражения, годы мировых войн, первый вылет человека в космос и пр.

А как Вы думаете? Я не мастер подобных подсчётов и не берусь что-либо утверждать. Но раз учёные подметили и написали о подобной "ошибочке", видимо, она имеет место быть? Пусть даже и не всеми она была замечена.

Использованы материалы: сайт "История ин Араб", Яндекс. Картинки

Перевод и авторская правка: Г. Конашкова

Если Вам нравятся мои публикации, не забудьте поставить лайк, особое спасибо за подписку, а если есть желание, можете заказать тему, что Вам бы хотелось узнать и о чём? Пишите в комментариях или на почту:

Пре­по­доб­ный Ди­о­ни­сий Ма­лый (ок. 470 — меж­ду 537 и 556) ро­дил­ся в Ски­фии, по про­ис­хож­де­нию ге­то-дак (тер­ри­то­рия ны­неш­ней Ру­мы­нии). В кон­це V ве­ка по­се­лил­ся в Ри­ме. Пе­ре­вел на ла­тин­ский язык мно­же­ство жи­тий и тво­ре­ний свя­тых, а так­же сбор­ни­ков ка­но­ни­че­ских пра­вил. Со­ста­вил таб­ли­цы для вы­чис­ле­ния Пас­хи, ввел в прак­ти­ку ле­то­ис­чис­ле­ние от Рож­де­ства Хри­сто­ва.
Пре­по­доб­ный Ди­о­ни­сий вклю­чён в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 7 мар­та 2018 го­да (жур­нал №8) с опре­де­ле­ни­ем празд­но­ва­ния дня па­мя­ти 1/14 сен­тяб­ря.

Полное житие преподобного Дионисия Малого

При­ме­ча­ние

[1] Ис­точ­ник: Со­ко­лов И.И. Пра­во­слав­ная бо­го­слов­ская эн­цик­ло­пе­дия. Том 4, стлб. 1087. Из­да­ние Пет­ро­град. При­ло­же­ние к ду­хов­но­му жур­на­лу "Стран­ник" за 1903 г. Ор­фо­гра­фия совре­мен­ная.


Суть спора заключалась в том, что Эфесская и Римская поместные церкви праздновали Пасху, руководствуясь двумя разными церковными преданиями, полученными от разных апостолов. Эфесская церковь праздновала Пасху в один день иудеями — всегда 14 нисана, согласно преданию, полученному от апостола Иоанна Богослова и апостола Филиппа. Римская церковь праздновала Пасху всегда после иудейской Пасхи, после 14 нисана, и только в воскресение, согласно преданию, полученному от апостолов Петра и Павла. Римский епископ требовал от остальных поместных церквей прекратить общение с Эфесской поместной церковью и объявлял членов Эфесской церкви отлученными.

Первый Вселенский Собор в Никее в 325 г. пришёл к согласию, что христиане должны использовать единый метод для определения даты Пасхи, и что пасхальный месяц надо выбирать так, чтобы Пасха праздновалась после дня весеннего равноденствия.

Это побудило христианскую церковь искать собственные пути определения даты Пасхи, которые были бы свободны от использования еврейского календаря.

Самым признанным стал метод исчисления даты Пасхи, разработанный в Александрии, основанный на расчёте лунных епакт согласно 19-летнему циклу. Такой цикл был впервые предложен Анатолием Лаодикийским около 277 года. Александрийские пасхальные таблицы были составлены епископом Феофилом Александрийским на 380—479 гг. и Кириллом Александрийским на 437—531 гг.


Статуя Ипполита с пасхальным календарем 222 года н.э.

Очередные римские пасхальные таблицы подходили к концу и в 525 году Папа Римский Иоанн I поручил составить новые пасхальные таблицы на основе александрийских расчётов, объединив восточный и западный способы расчёта дня Пасхи.


Пасхальный календарь Ипполита 222 года н.э.

Дионисий прекрасно знал греческий и латинский язык, и став римским аббатом, он переводил тексты о жизни многих христианских святых, записывал дебаты о ереси и был известен своей работой с каноническим правом.

Дионисий Малый обладал невероятными математическими способностями, и его будет помнить за создание раннехристианского летосчисления от Рождества Христова или от начала нашей эры и системы исчисления даты христианской Пасхи.


Изображение 19-летия метонического цикла в виде колеса с юлианской датой Пасхального Новолуния из рукописи 9 века, сделанной в аббатстве Св. Эммерама

Дионисий Малый исходил из того, что Иисусу, когда Он начинал Свою проповедническую деятельность, было около 30 лет (по Евангелию от Луки), что распят Он был в канун иудейской Пасхи при императоре Тиберии. Используя уже существовавшую методику исчислений дат Пасхи (с учётом солнечного и лунного календарей), он установил, что Воскресение Иисуса Христа приходится на 25 марта 31 года от Его рождества.



Пасхальный цикл надпись Дионисия Эксигуса. Мрамор. Равенна, 6 век н.э.

По мнению большинства учёных, при вычислении года Рождества Христов Дионисием Малым, была сделана ошибка в несколько лет. В 725 г. Беда Достопочтенный адаптировал пасхалию Дионисия и эру от Рождества Христова к юлианскому календарю.


Пасхальный ручной календарь 12 века на пергаменте теперь в Библиотеке Бодлея

Начиная с VIII века, александрийская пасхалия Дионисия стала всеобщей и использовалась в Западной Европе вплоть до перехода к григорианской календарной реформы Папы Григория.


Древнія русскія пасхаліи на осьмую тысячу лѣтъ отъ сотворенія міра.

Кирик Новгородец систематизировал известные ему способы подсчёта лет, месяцев, дней и часов, привёл теоретические основы для календарного счёта. Он дал сведения о соотношении лунного и солнечного календарей, летосчисления и составления пасхальных таблиц.

В 1582 г. Римским Папой Григорием XIII был введён григорианский календарь и григорианская пасхалия, которая используется Римско-католической Церковью по сей день.

Читайте также: