Поликультурность это кратко и понятно

Обновлено: 30.06.2024

монокультурность — сосредоточение сельскохозяйственной практики на одном продукте в данной области. В целом ассоциируется с ростом торгового сельского хозяйства, доли урожая на продажу и противопоставляется смешанным хозяйствам, более характерным для земледельцев, выращивающих продукцию для собственного потребления. Хотя монокультурность несет выгоды, возникают и неудобства: некоторые формы смешанного земледелия контролируют распространение паразитов и сохраняют плодородие почвы. Монокультурность же в целом связывается с увеличением применения пестицидов и искусственных удобрений, а посему ассоциируется с крупномасштабными хозяйствами вроде плантаций, которые способны мобилизовать ресурсы и управлять маркетингом урожая.

поликультурность
1. поликультурность-это фактор социально-экономического развития общества.
2. она отражает определенный уровень демократизации общества, достижения мирового согласия и сотрудничества.
3. отражает постоянное развитие межкультурной коммуникации, информационно-коммуникационных сетей.
4. является причиной политических конфликтов, общественных противоречий и столкновений
5. определяет многообразие ценностей, норм, идеалов, мнений современного общества.

Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. В силу своего возраста, молодые люди характеризуютсятакими психологическими особенностями, как максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.

Сложность ситуации, в которой оказалась современная молодежь России, определяется тем, что в обществе социально-экономической нестабильности, высокой рискогенности проблема социального самоопределения, выбора той или иной идентификационной стратегии в процессе социальной интеграции представителей молодежи происходит в условиях кризиса социокультурной идентичности.

Исследователи выделяют пять основных источников терроризма и экстремизма:

Во-первых,терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений или в современных обществах постмодерна с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам. Участниками террористических действий становятся маргинальные и иммобильные группы населения.

Во-вторых, социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма.

В-третьих, проявления экстремизма нарастают в начальные периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления экстремизма и терроризма резко идут на спад.

В-четвертых,незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе.

В-пятых,важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы.

На территории современной России осуществляют противоправную деятельность до 80 международных экстремистских групп, пропагандирующих крайне радикальную исламскую идеологию. Воинствующий радикальный ислам проникает в Россию главным образом через лиц, прошедших обучение в отдельных арабских странах, где ваххабизм и другие ортодоксальные течения в религии получили и получают государственную поддержку. Наиболее остро эти проблемы проявились на Северном Кавказе, самом сложном в этническом и конфессиональном отношении регионе Российской Федерации. Ощутимую и очевидную угрозу национальной безопасности создают и политические процессы,к числу которых следует отнести тенденцию к размыванию единого правового пространства страны местным нормотворчеством, поощряемым определенной частью региональных элит, что стимулирует сепаратистские настроения, неуважение к федеральному законодательству, правам и свободам человека, отдельным нациям.

Идентификация этнической, кланово-родовой группы требует создания общих иррациональных мифов, за счет чего происходит эмоциональное объединение членов группы.

Сегодня молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Тенденция втягивания молодежи в экстремистскую деятельность во многом обусловлена недостаточно эффективной реализацией государственной молодежной политики. В результате часть молодежи попадает под влияние чуждых нам идеологических установок, что приводит в ряде случаев к восприятию государственных органов как врага, а не партнера.

Политический экстремизм– идеология и практика применения крайних нелегитимных, нередко насильственных методов и средств политической борьбы. В основе экстремистской идеологии лежат воззрения об исключительной миссии той или иной социальной общности (класса, нации, расы, конфессии и пр.) в судьбах страны и человечества в целом, обоснование и оправдание допустимости использования любых средств для реализации ее интересов

Национальный (этнический) экстремизм – один из самых распространенных видов экстремизма в ХХI в., что вполне объяснимо ‒ этнический национализм обладает огромной властью и непредсказуемостью, а этнические конфликты превратились в реальную проблему для многих стран и регионов. В их основе – противоречие между признанием естественного права народов определять свою судьбу и принципом национального единства и территориальной целостности государства. С чисто доктринальной точки зрения этнонационализм отрицает приоритет общечеловеческих ценностей и считает свою этнонацию высшей ценностью. Цель этнического экстремизма – выковать этническую самоидентификацию, отстоять и расширить права этноса в политической сфере. Когда экстремисты, насилием утверждая этничность, вызывают на себя огонь государственных структур, это привлекает к группе внимание и позволяет им предстать в роли жертвы, что еще больше усиливает общественный интерес и в ряде случаев обеспечивает финансы и поддержку. Насилие – смысл существования таких групп. Пока оно осуществляется, идея жива, а идентичность и наличие этнических различий нельзя отрицать. Конечной целью националистов является создание самостоятельного независимого государственного образования, в котором они претендуют на политическую власть.

Вопросы и задания:

I часть.

1. Является ли Россия многокультурным обществом? Есть ли в современном мире страны, на 100% однородные в культурном отношении?

II часть

1. Охарактеризуйте тенденции развития молодежного экстремизма в современной России

2. Каковы причины распространения молодежного экстремизма и терроризма?

Ответить письменно:Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию.

Феномен поликультурности, его идеи и принципы в образовательном пространстве современной России

Звягинцева Елена Петровна,

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

Валиахметова Людмила Васильевна,

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

В статье рассматривается понятие концепта поликультурности, его исторический генезис и актуальность в современном образовательном процессе, а также идеи, цели, задачи, принципы и составляющие элементы, лежащие в его основе. Авторы доказывают необходимость разработки эффективных социально-педагогических условий и средств организации рассматриваемого процесса.

Ключевые слова: поликультурность, образовательный процесс; задачи, функции, принципы поликультурного подхода, образование.

Идеи поликультурности имеют глубокие исторические корни. Мысли о необходимости развития личности ребенка в поликультурной среде развивались в философских и педагогических трудах А. Дистервега, Я. А. Коменского, И. Л. Песталоцци, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.

Обобщая данные идеи, следует обратить внимание на возможности их интерпретации в современный период (табл. 1).

Историко-прогностический анализ идей поликультурности.

Исследователь, труд

Основная идея

Возможность современной трактовки

Посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обоснование необходимости развития пампедии - программы универсального воспитания всего человеческого рода

Формирование умений жить в мире с другими, готовности выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей

Взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике, где особенности, обусловленные национальными ценностями, - язык, религия, быт. Усвоение родного языка - это приобщение не только к национальным духовным ценностям, но и общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир

Стратегия развития ценностей в нескольких плоскостях: общечеловеческие ценности – национальные ценности – профессиональные ценности

Путь к общечеловеческому лежит через национальное, и чем больше в явлении культуры подлинно национального, тем глубже его общечеловеческое содержание

Внимание к национальным особенностям и традициям, их сохранению и развитию

Взаимодействие культур с позиции сотрудничества, что отразится и на развитии всего человечества

Возможности культурообогащения и развития ценностей собственно национальной культуры

Механизмом взаимовлияния личностей-культур выступает диалог, интерпретируемый как форма общения отдельных людей, способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе

Источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре

Развитие ценностей личности в соответствии с развитием ценностей культуры

Под поликультурностью Н.А. Евлешина, Н.Н. Никитина, В.Р. Ясниц­кая и др. понимают совокупность социально-психологических характери­стик, обеспечивающих возможность мирного сосуще­ствования субъектов как представителей различных культур в условиях демократического гетерогенного социума.

Поликультурный компонент определен парадигмой применения в современной практике вуза ли нгвокультуроведческого подхода , предполагающего решение первостепенных задач изучени я языковых и социокультурных процессов в ходе исторической эволюции этноса. Применение данного подхода в дидактическом плане основывается на паремическом творчестве и изучении оригиналов произведений великих классиков, которые являются лингвокультуремами, воссоздающими историко-культурный контекст.

Паремические приемы : и спользование поговорок, пословиц, скороговорок, идиом на уроках иностранного языка есть не только способ развития фонетических навыков, но и способ познания культуры других народов. Чередуя различные средства и способы обучения, можно при помощи данного приема способствовать культурному самоопределению личности студента . Художественные приемы : определение, к какому времени относится данный текст, к какой социальной группе относятся люди в данном тексте, каковы языковые формулы данных людей в соответствии со временем и социальной средой. Затем проводится подбор синонимов, который соответствует времени и социуму. Путем исп ользования лексического запаса студентов , эстетической силы искусства использование данного приема позволяет развивать интеллект, лингвистическое мышление, тренирует ассоциативную память. Перевод может сопровождаться творческой деятельностью – рисованием в цвете предложений, текстов, театрализацией, рифмованный перевод стихотворений и т.д. [Бабинцева О.В]. Безусловно, в неязыковых вузах, особенно в тех, которые готовят специалистов для экономики страны, использование художественных приемов может оказаться громоздким и потребует много времени на его осуществление, но какие-то элементы данного приема можно использовать в процессе аудиторной работы со студентами, внося разнообразие в процесс обучения, в том числе и изучения профессиональной лексики. При этом нами оптимизируется поликультурный подход к организации профессионально ориентированного иноязычного образования, поскольку лингвокультуроведческий подход нацелен на реализацию педагогических приемов оптимизации обучения иностранному языку, тогда как поликультурный подход позволяет актуализировать профессиональную, лингвистическую и культуроведческие составляющие.

Поликультурный подход рассматривался в работах таких исследователей, как Дж.Бэнкс, К.Грант, О.В.Гукаленко, Н.В.Кузьмина, И.Ю.Макурина, Л.Л.Супрунова, П.Янг и др. Подходы к проблеме поликультурности в мировой педагогике эволюционировали от идеи ассимиляции обучаемых — теории аккомодации (Д. Равич и др.) этнических групп посредством воспитания до политики плюрализма (Дж. Бэнкс и др.). Поликультурное образование — это основа объединения многокультурного этнического опыта, сосуществование общенациональных ценностей и права личности на национально-культурное самовыражение. Идея поликультурного образования предполагает основу интегрированного изучения дисциплин на поликультурной основе и способствует выработке у обучаемых способности работать в поликультурном коллективе (Дж.Бэнкс, К.Грант, П.Янг и др.). В свете нынешних тенденций глобализации и интеграции России в мировое экономическое, политическое, культурное пространство, данные идеи не только могут, но и должны найти применение в образовательном процессе.

Как отмечалось выше, в России общая парадигма профессионального образования ориентирована на культуру, и в педагогической науке приобретает особую актуальность идея достижения ценностных смыслов – национальных и общечеловеческих. Идея поликультурного образования предполагает предотвращение непонимания, возникающее при общении разных национальностей.

Анализ педагогической литературы (И.С.Бессарабова, А.Н.Джуринский, Г.Д.Дмитриев, В.В.Макаев, З.А.Малькова, В.В.Макаев, З.А.Малькова, Г.В. Палаткина, Л.Л.Супрунова, и др.) позволил выявить, что поликультурный подход способствует созданию поликультурной среды, которая призвана за счет диалогового общения, познания, созидания и приобщения студентов к национальной и общечеловеческой культуре воспитывать профессионализм в его культурной идентификации. Познание поликультуры способствует развитию языковых навыков студентов и обеспечивает дальнейшую самореализацию личности в поликультурном мире, способствует быстрейшей социализации выпускников.

Опираясь на источники научной литературы, можно выявить некоторые задачи поликультурного подхода, такие как:

1) актуализация диалога и взаимодействия культур;

2) контрастивное овладение содержанием иноязычного образования;

3) творческая целесообразность, сохранение и создание новых профессиональных и языковых ценностей;

4) воспитание уважения к истории и культуре других народов;

5) создание поликультурной среды образования как основы взаимодействия личности с элементами других культур.

Функциями поликультурного подхода в этом случае являются:

1) формирование культуры профессионального языкового знания студента;

2) развитие культуры профессионального языкового поведения студента;

3) формирование эмоциональной языковой культуры;

4) формирование культуры саморазвития студента в поликультурной среде.

Таким образом, можно уточнить, что под поликультурным подходом к профессионально ориентированному иноязычному образованию мы подразумеваем такой образовательный процесс, который обеспечивал бы создание формирующей языковой среды студента, обогащал бы личность будущего специалиста ценностями общечеловеческой, национальной, индивидуальной культуры, вовлекал бы студентов в диалоговое общение, сотрудничество и самореализацию сущностных сил и способностей личности в ее профессиональной идентификации.

При этом возможно определение следующих принципов данного подхода.

Принцип полилингвизма как присущая всем говорящим способность изучать (самостоятельно или в процессе обучения) и использовать языки (более одного) в разной степени и для достижения разных целей [Council of Europe]. Образовательная ценность полилингвизма состоит в том, что он составляет основу положительного восприятие других языков; позволяет говорящим осознать значимость оценивания других языков, которые используют они сами или другие личности, даже если эти языки выполняют различные функции [Council of Europe].

С учетом принципа полилингвизма отбирается, организуется, излагается и закрепляется языковой учебный материал. Представление студентам языковых материалов направлено на формирование у них новой внутренней языковой системы, что происходит поэтапно, по мере усвоения новых языковых явлений, а также новых понятий, специфичных для иностранного языка. Формирование системы иностранного языка неизбежно проходит под влиянием сложившейся ранее системы языка студентов и имеющегося языкового сознания [ Тимирбаева Г.Р. ]. Это влияние носит положительный характер (при соотношениях сходства), проявляющийся в потенциальных переносах совпадающих элементов из одной системы в другую, или отрицательный характер (при имеющихся межъязыковых соотношениях различия или частичного несовпадения), проявляющийся в интерференции.

Представляется, что поликультурный аспект современной цивилизации может стать мощной гуманистической парадигмой поликультурного диалога на основе идей педагогики толерантности. Отсюда мы определяем принцип толерантности.

С точки зрения поликультурности и толерантности в философском аспекте на современном этапе В.Е. Кемеровой, М.Б. Хомяковым сформулированы следующие позиции:

· толерантность есть одна из основных универсальных ценностей современного общества;

· универсальность толерантности связана с усилением глобализационных тенденций с одной стороны и стремлением к сохранению национальной идентичности с другой;

· толерантность приобрела статус глобальной социокультурной проблемы;

· необходимость принятия плюрализма современного поли культурного мира, что требует развития плюрализма парадигм толерантности [ Хомяков М.Б. ].

В качестве целей педагогики толерантности выступают:

1) передача знаний о толерантности через обучение, формирование умений и навыков толерантного взаимодействия с людьми других национальностей и культур;

2) формирование толерантности в качестве одной из важнейших ценностей в личностной системе ценностей самого обучаемого (через воспитание путем развития потребности и способности к выбору);

3) мотивация толерантного поведения и установки на толерантность на основе первых двух целей.

Последняя из перечисленных целей представляет собой настроенность индивида на определенный тип поведения и состоит в его эмоционально-волевой готовности к равноправному диалогу с другим человеком и критическому восприятию явлений окружающей действительности, к целостному восприятию другого с сознанием и принятием его отличительных характеристик как проявления его индивидуальности и неповторимости, готовности к компромиссу и готовности частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта в ситуациях столкновения двух индивидов, отличающихся друг от друга по своему статусу, половому, возрастному, профессиональному и другим признакам [ Филонов Г. Н. ].

На основании проведенного анализа в соответствии с субъектами организации педагогического процесса, можно прийти к заключению, что поликультурный компонент профессионально ориентированного образования студентов как сложный многоуровневый феномен, включает в себя:

· аксиологическую составляющую обучения, ориентированную на познание студентом совокупности мира ценностей, созданных человечеством и имеющих значимость для общества, ориентированную на понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания, образования, деятельности и общения в поликультурном обществе. Целью профессиональной подготовки студентов вуза является поли культурно ориентированная личность, обладающая системой ценностей межкультурного характера. На основе анализа социальных тенденций, характера профессиональной деятельности современного специалиста, существующей в педагогике научной литературы нами были выделены следующие поли культурные ценности [ Крипон Н.С. ]:

1) толерантность (активная позиция и психологическая готовность личности к терпимости и уважительности во имя позитивного взаимодействия);

2) эмпатия (способность понимать психологическое состояние Другого, сопереживание, которое создает эмоциональную основу толерантности);

3) автономия личности (внутренняя независимость, основанная на способности самостоятельно планировать, организовывать, управлять процессом собствен ного развития).

· когнитивную составляющую иноязычного обучения, определяющую не только владение иностранными языками, но и способствующую формированию научных представлений о процессах глобализации, культурном своеобразии и разнообразии мира, специфики взглядов на профессиональное общение в других культурах;

· практико-деятельностную составляющую , которая предполагает включение студентов в активную коммуникацию в поликультурном коллективе;

· дифференцированную составляющую , которая направляет выбор методов и средств поддержки индивидуальных особенностей студентов, их профессионального саморазвития в контексте культурной самоидентификации;

· регионально-интеграционную составляющую , обусловленную спецификой развития коммуникаций в регионе, состоянием науки, культуры и образования, учитывающую специфику национально-культурных традиций.

Обоснование данных позиций актуализирует использование поликультурного компонента профессионально ориентированного образования в вузе как возможности глубокого погружения в языковую практику, выработки культуросообразного поведения будущего специалиста, соблюдения междисциплинарности и фундаментальности образования и ориентации на практическую профессиональную деятельность.

В заключение важно отметить, что практика иноязычного образования в вузе требует не только исследовать поликультурный компонент, но и разработать наиболее эффективные социально-педагогические условия и средства организации рассматриваемого процесса. Для этого практикующим преподавателями и исследователям в области педагогики следует обратиться к методологическим подходам, найти и выделить основные принципы, которые служат методологической базой в процессе профессионально ориентированного образования. От успешной реализации этих задач может зависеть будущее России: продолжится ли процесс погружения в пучину бескультурья, игнорирование процессов интеграции в мировое пространство на принципах равноправия, или у страны есть шансы стать нацией высококультурных людей, способных влиться в любую поликультурную среду во всех сферах деятельности: политической, экономической, культурной, духовной.

1. Бабинцева О.В. Педагогические приемы развития лингвистической направленности учащихся в процессе изучения иностранного языка / А втореферат. Магнитогорск, 2007 .

3. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном подходе / Высшее образование. – 2006. - № 11. – С.39-46., С. 41.

4. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000., с.443.

5. Крипон Н.С. Формирование культурных ценностей в процессе межкультурной коммуникации / Современные технологии образования: Сб. науч. тр. 3 межрегион. заочной научно-практич. конференции /под ред. Т.Е. Климовой, Романова Е.В. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – С. 109-111.

6. Миттер Вольфганг. Многокультурное образование и междисциплинарный подход / Перспективы №1, 1993. - С. 37-48.

7. Перцев А.В. Жизненная стратегия толерантности проблема становления России и Запада. – Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та, 2002. – 254 с.

8. Супрунова Л.Л. Приоритетные направления поликультурного образования в современной российской школе / Педагогика.-2011.-№4.- С.16-28.

10. Филонов Г. Н. Теория поликультурного образовательного пространства / Педагогика. – 2006. – №3. – С. 102-105.

11. Хомяков М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность / Журнал социологии и социальной антропологии. – 2003. - № 4. – С. 98 – 113.

Поступила в редакцию 17.01.2014 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

В условиях глобализации и интеграции представители различных этнокультур или вступают в позитивный диалог, или враждуют между собой. С чем это связано? Прежде всего, этот феномен зависит от уровня поликультурности каждого члена общества. В условиях многокультурного мира и полиэтнического общества поликультурность в образовании должна стать неотъемлемой частью педагогической культуры.

На протяжении двух последних десятилетий исследовались и практически использовались идеи взаимосвязи культуры и образования. Были опубликованы работы культурологической направленности образования, разработаны и широко использованы программы поликультурного и мультикультурного образования, созданы концепции культурологического, культуросообразного воспитания и образования.

Поликультурность является новым направлением в теоретических исследованиях и практике российского образования, за последние десять лет появилось множество публикаций по данному вопросу. Среди них можно отметить труды Е. В. Бондаревской, В. П. Борисенкова, А. Н. Джуринского, Г. Д. Дмитриева, Г. М. Коджаспировой, В. В. Макаева, В. И. Матиса, О. Д. Мукаевой, И. М. Синагатуллина, Л. Л. Супруновой, В. А. Тишкова и др., которые внесли значительный вклад в развитие теоретической и методической основы поликультурного образования. Каждый из ученых дает собственную трактовку исследуемому понятию.

Проблема поликультурного образования изучалась зарубежными исследователями (М. Анбер, Дж. Бенкс, Г. Гарсия, М. Гордон, П. Горски, Ю. Зандфукс, М. Крюгер-Потратц, Г. Поммерин, Ж. Пуассон, Х. Томас, Ю. Шмидт, Т. Эриксон и другие). В их понимании поликультурность – это общество, состоящее из разных этнических групп, связанных между собой исторически сложившимися обстоятельствами.

Обобщение приведенных трактовок позволяет сделать следующий вывод: поликультурное образование направлено на формирование ценностей, знаний и культуры демократичного и толерантного отношения ко всем этносам, равноправия в образовании.

Поликультурность современного образования развивается на основе общегуманистических и педагогических идей человечности, равноправия, толерантности и способствует воспитанию молодежи в духе уважительного и положительного отношения к ценностям разных этносов.

На первый взгляд, эти термины имеют одно и то же значение, и, казалось бы, они должны нести один и тот же смысл наличия множества культур в рамках единого культурного контекста. Однако на деле все не так.

Изучением проблемы мультикультурного образования занимались Г. Ауернхаймер, П. Бателан, Дж. Бэнкс (мультиэтническое образование), Г. Д. Дмитриева, Р. Лисиер (концепции мультикультурности), В. Нике (межкультурное образование), Г. В. Палаткина, Я. Пэй и др.

Варианты трактовки предикатов понятийного ряда исследования

В отличие от поликультурности как социального феномена, мультикультурализм поддерживает многообразность различных культур в обществе. В таких государствах, как США, Канада, Австралия, где мультикультурализм приобрел политическую и юридическую силу, эта тенденция привела к историческим событиям, связанным с общественными движениями афроамериканцев, представителей сексуальных меньшинств. С проблемой мультикультурализма в обществе столкнулась и Западная Европа в период 70−80 гг. ХХ в. Это было обусловлено массовой трудовой эмиграций бывших колоний европейских метрополий. В итоге сложилась следующая ситуация: коренное население не собиралось принимать иностранцев с иной культурой, а приезжие и не стремились вливаться и понимать чужую культуру. Это привело к появлению целых кварталов и районов переселенцев, которые являлись приверженцами своей культуры, языка и религии. Они относились к принимающей их стране как к временному месту жительства и пренебрегали культурой местного населения.

Если представители разных культур не желают контактировать между собой, держатся обособленно и не собираются создавать единое, общее, поликультурное общество, то это в лучшем случае приведет к мультикультурализму, а в худшем – к социальному недовольству и различным общественным катаклизмам.

Поликультурное образование является важной частью современного образования, и его сущность и содержание заключаются в усвоении знаний о собственной культуре и о культурных ценностях других народов, в воспитании подрастающего поколения в духе уважительного отношения к инокультурным системам с позиций поликультурного подхода.

Список литературы

1. Верещагин, Е. М. Лингвострановедческая теория слова / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. – Москва, 1985. – 320 с.

2. Дмитриев, Г. Д. Теоретико-практические основы многокультурного образования в США / Г. Д. Дмитриев // Педагогика. – 1999. – № 7. – С. 12.

4. Зиновьева, Т. В. Основные социологические термины: учеб. пособие / Т. В. Зиновьева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006.

5. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва: Академия, 2001. – 176 с.

7. Культурология: теория и история культуры: курс лекций. – Ч. 1. – Челябинск: Изд. Челяб. гос. ун-та, 1994. – 224 с.

8. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. А. Н. Марковой. – 3-е изд. – Москва : Юнити-Дана, 2000. – 319 с.

9. Матис, В. И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе : автореф. дис. . д-ра мед. наук / В. И. Матис. − Барнаул, 1999.

10. Новолодская, С. Л. История и современность поликультурного образования: монография / С. Л. Новолодская. – Чита: ЗИП СибУПК, 2015. – 122 с.

12. Палаткина, Г. В. Мультикультурное образование в полиэтническом пространстве: монография / Г. В. Палаткина. – Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2001. – С. 74.

15. Cупрунова, Л. Л. Национально-региональный компонент содержания общего образования в структуре поликультурного образования: Ч. II. / Л. Супрунова, А. Белогуров // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. − 246 с.

16. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов; под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – Москва : Политиздат, 1987. – 590 с.

17. Berger, T. R. Fragile Freedoms: Human Rights and Dissent in Canada / T. R. Berger. – Toronto, 1981. – P. 18.

Читайте также: