Классификация трудных детей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.

Актуальность проблемы поведения трудных подростков обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) психологии девиантного поведения. К концу XX столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она стала одним из основных направлений социальной и педагогической психологии.

В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Подобный подход определяется его новизну и стимулирует заметное развитие теорий психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с ее основами более широкого круга специалистов психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков и др.

- проанализировать причины возникновения такого поведения;

Гипотезанашего исследования заключается в том, что социальную помощь трудным детям и профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать комплексно, путем взаимодействия социального работника не только с подростком, но и его ближайшим окружением (семьей).




Методыисследования: изучение и анализ научной и периодической литературы по данному вопросу, разработка коррекционных занятий.

Глава 1. Трудные подростки как социально-педагогическая проблема

Под девиантностью подразумевается отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия включается как делинквентное, так и другие нарушения поведения. К основам девиантного поведения в обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

Детство - подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохое направление всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство - не всегда самое плохое. Плохое детство - беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь [24].

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей [33.34]. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову [35, с. 58]. Он выделяет такие типы трудных детей:

- дети с нарушениями в сфере общения;

- дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные);

- дети с недостатками умственного развития;

- дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).

Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк [5, с. 89] характеризует так:

- циники - вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей. Нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми. Сознательно противопоставляют себя обществу;

- неустойчивые - не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств. Их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Трудные подростки как социально-педагогическая проблема. 5

1.3 Социальные проблемы подростков группы риска и пути их решения. 11

1.4 Роль социально-реабилитационных центров в работе с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями. 18

Выводы к разделу 1. 22

Глава 2. Технология социальной помощи трудным подросткам. 25

2.1 Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения и их семьями. 25

2.2 Структура и содержание индивидуальной профилактической программы социальной помощи трудному подростку. 32

2.3 Разработка программы коллективного тренинга по теме: "Конфликт и пути его решения". 39

Выводы к разделу 2. 45

Список использованной литературы.. 49

Введение

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.

Актуальность проблемы поведения трудных подростков обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) психологии девиантного поведения. К концу XX столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она стала одним из основных направлений социальной и педагогической психологии.

В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Подобный подход определяется его новизну и стимулирует заметное развитие теорий психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с ее основами более широкого круга специалистов психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков и др.

- проанализировать причины возникновения такого поведения;

Гипотезанашего исследования заключается в том, что социальную помощь трудным детям и профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать комплексно, путем взаимодействия социального работника не только с подростком, но и его ближайшим окружением (семьей).

Методыисследования: изучение и анализ научной и периодической литературы по данному вопросу, разработка коррекционных занятий.

Глава 1. Трудные подростки как социально-педагогическая проблема

Под девиантностью подразумевается отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия включается как делинквентное, так и другие нарушения поведения. К основам девиантного поведения в обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

Детство - подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохое направление всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство - не всегда самое плохое. Плохое детство - беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь [24].

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей [33.34]. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову [35, с. 58]. Он выделяет такие типы трудных детей:

- дети с нарушениями в сфере общения;

- дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные);

- дети с недостатками умственного развития;

- дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).

Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк [5, с. 89] характеризует так:

- циники - вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей. Нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми. Сознательно противопоставляют себя обществу;

- неустойчивые - не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств. Их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации.



  • Дети с нарушениями в сфере общения: это и причина, и проявление отклонений в их развитии.
  • Дети с нарушением эмоциональной сферы (крайне возбудимые или апатичные, аутичные).
  • Дети с нарушениями интеллекта (обычно это выявляется с помощью медиков).
  • Дети с нарушением волевой сферы (упрямые и своевольные или, наоборот, безвольные и безразличные).

Однако выявить, к какой из этих групп относится подросток, обычно недостаточно. Конечно, следует показать ребенка врачу, если у него выявлены заметные нарушения интеллекта; в этом случае перевод школьника в класс коррекции или специализированное учебное заведение может решить проблемы: у ребенка появится свой круг общения, интересы, возможность получить образование и профессию, исчезнут причины для беспокойства из-за непонятого материала в школе или насмешек одноклассников. Но во всех остальных случаях надо искать еще какие-то причины, и лежат они в психологии ребенка и в воздействии среды.

С этой точки зрения надо понимать, что дети могут быть:

  • социально запущенными (не могут адаптироваться в обществе, так как их никто этому не учил);
  • педагогически запущенными (скажем, родители-алкоголики учат пить и подворовывать; или родители же постоянно говорят о том, что ненавидят работу, берут больничные, чтобы играть в компьютер, вслух бранят свою страну и мечтают только о каких-то материальных благах);
  • заброшенными (родители и школа совершенно не интересуются ребенком);
  • гиперопекаемыми (с них ничего не требуют, а все их требования выполняются молниеносно и беспрекословно; в разговорах с ребенком родители противопоставляют его окружающим как существо высшего порядка).
  • Неодобряемое поведение (периодически возникает у всех подростков и детей).
  • Порицаемое поведение (значительные нарушения порядка и дисциплины).
  • Девиантное поведение (нравственно порицаемое: ложь, подлость, эгоизм, агрессивность и т.д.).
  • Делинквентное поведение (предпреступное: умышленное нарушение норм человеческих отношений: кражи, драки, вымогательство и прочее).
  • Преступное поведение.
  • Экстремальное поведение (наркомания и другие разрушающие личность явления).


Классификация типов личности "трудных" детей Г.И. Мазурова

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Поручать ему руководить группой или звеном: он начнет конфликтовать с окружающими или пытаться извлечь из ситуации личную выгоду.

Воздействовать с помощью убеждения: такой ребенок не прислушивается к аргументам.

Волевое, твердое обращение: такие дети признают только силу.

Общественно полезный труд, требующий внимания, усилий, планомерности, но при этом, по возможности, связанный с интересами ребенка: подготовить обзор спортивных новостей, сбор информации о каком-либо техническом новшестве.

Угроза административного воздействия.

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Нерасчетлив и неспособен прогнозировать. Он просто хочет доминировать и ни перед чем не останавливается ради этого.

Бесполезно вызывать его на педсовет или к директору: он не признает норм и игнорирует разумные доводы.

Страх перед кабинетом директора или детской комнатой полиции отсутствует: подросток этого типа не понимает степени асоциальности своего поведения.

Наблюдение медиков и периодическое медикаментозное лечение.

Поручение работ, требующих применения физической силы, по возможности также трудоемких.

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Четко ставить перед выбором: или хорошо учишься и не нарушаешь дисциплину, или отправляешься в колонию.

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Монотонный труд, мелочный контроль, трудоемкие поручения, требующие усидчивости.

Поощрения при каждом небольшом достижении.

Давать разовые поручения, требующие быстрой смены деятельности, проявления инициативы.

Поощрение за выполнение какой-либо работы целиком, за значительное достижение и т.д.

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Это прекрасный актер и искусный лжец. Его цель — любой ценой оказаться в центре внимания. Остаться в тени — его кошмар. Придуманные им истории невозможно отличить от правды, а симуляция какого-либо заболевания может быть столь искусна, что ошибаются даже врачи.

Проявлять интерес, удивление при рассказах ученика.

Назначать руководителем группы учеников (такой ребенок не умеет взаимодействовать: он зациклен на себе), материально ответственным (от волнения возможен нервный срыв).

Широко оповещать о наказаниях, порицаниях в адрес ученика: он может безобразничать специально, чтобы прославиться хотя бы так.

Привлекать к работе художественной самодеятельности.

За каждое достижение поощрять грамотой на линейке, занесением на Доску почета и т.п.

Угроза общественного порицания за какой-то поступок.

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Назначать на руководящую должность в детском коллективе.

Поручать сложные, требующие особых навыков действия (например, проведение химических опытов и т.п.)

Вовлекать и даже загружать общественно полезной деятельностью.

Поощрять благодарностью на линейке за достижения.

Вырабатывать с помощью упражнения навык хорошего поведения.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

0 Спам

1 olyashushkovskay • 15:29, 11.02.2020

Когда моему ребенку потребовалась психологическая помощь повела к специалисту, чтоб не запустить состояние. Нам понравилось, мы вышли на решение вопроса, с которым обращались. Очень хороший специалист , замечательный подход к детям. Ребенок рассказал больше, чем ровесникам. Здесь умеют раскрыть пациента и подходят к каждому индивидуально.

1. Возбудимый тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Поручать ему руководить группой или звеном: он начнет конфликтовать с окружающими или пытаться извлечь из ситуации личную выгоду.

Воздействовать с помощью убеждения: такой ребенок не прислушивается к аргументам.

Волевое, твердое обращение: такие дети признают только силу. Общественно полезный труд, требующий внимания, усилий, планомерности, но при этом, по возможности, связанный с интересами ребенка: подготовить обзор спортивных новостей, сбор информации о каком-либо техническом новшестве.

Угроза административного воздействия.

2. Неуправляемый тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Нерасчетлив и неспособен прогнозировать. Он просто хочет доминировать и ни перед чем не останавливается ради этого.

Бесполезно вызывать его на педсовет или к директору: он не признает норм и игнорирует разумные доводы.

Страх перед кабинетом директора или детской комнатой полиции отсутствует: подросток этого типа не понимает степени асоциальности своего поведения.

Наблюдение медиков и периодическое медикаментозное лечение.

Поручение работ, требующих применения физической силы, по возможности также трудоемких.

3. Упорный тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Четко ставить перед выбором: или хорошо учишься и не нарушаешь дисциплину, или отправляешься в колонию.

4. Активный тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Монотонный труд, мелочный контроль, трудоемкие поручения, требующие усидчивости.

Поощрения при каждом небольшом достижении.

Давать разовые поручения, требующие быстрой смены деятельности, проявления инициативы.

Поощрение за выполнение какой-либо работы целиком, за значительное достижение и т.д.

5.Демонстративный тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Это прекрасный актер и искусный лжец. Его цель — любой ценой оказаться в центре внимания. Остаться в тени — его кошмар. Придуманные им истории невозможно отличить от правды, а симуляция какого-либо заболевания может быть столь искусна, что ошибаются даже врачи.

Проявлять интерес, удивление при рассказах ученика.

Назначать руководителем группы учеников (такой ребенок не умеет взаимодействовать: он зациклен на себе), материально ответственным (от волнения возможен нервный срыв).

Широко оповещать о наказаниях, порицаниях в адрес ученика: он может безобразничать специально, чтобы прославиться хотя бы так.

Привлекать к работе художественной самодеятельности.

За каждое достижение поощрять грамотой на линейке, занесением на Доску почета и т.п.

Угроза общественного порицания за какой-то поступок.

6. Безвольный тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Назначать на руководящую должность в детском коллективе.

Поручать сложные, требующие особых навыков действия (например, проведение химических опытов и т.п.)

Вовлекать и даже загружать общественно полезной деятельностью.

Поручать ему руководить группой или звеном: он начнет конфликтовать с окружающими или пытаться извлечь из ситуации личную выгоду.

Воздействовать с помощью убеждения: такой ребенок не прислушивается к аргументам.

Волевое, твердое обращение: такие дети признают только силу.

Общественно полезный труд, требующий внимания, усилий, планомерности, но при этом, по возможности, связанный с интересами ребенка: подготовить обзор спортивных новостей, сбор информации о каком-либо техническом новшестве.

Угроза административного воздействия.

Вредно или бесполезно

Нерасчетлив и неспособен прогнозировать. Он просто хочет доминировать и ни перед чем не останавливается ради этого.

Бесполезно вызывать его на педсовет или к директору: он не признает норм и игнорирует разумные доводы.

Страх перед кабинетом директора или детской комнатой полиции отсутствует: подросток этого типа не понимает степени асоциальности своего поведения.

Наблюдение медиков и периодическое медикаментозное лечение.

Поручение работ, требующих применения физической силы, по возможности также трудоемких.

Вредно или бесполезно

Четко ставить перед выбором: или хорошо учишься и не нарушаешь дисциплину, или отправляешься в колонию.

Вредно или бесполезно

Монотонный труд, мелочный контроль, трудоемкие поручения, требующие усидчивости.

Поощрения при каждом небольшом достижении.

Давать разовые поручения, требующие быстрой смены деятельности, проявления инициативы.

Поощрение за выполнение какой-либо работы целиком, за значительное достижение и т.д.

Вредно или бесполезно

Это прекрасный актер и искусный лжец. Его цель — любой ценой оказаться в центре внимания. Остаться в тени — его кошмар. Придуманные им истории невозможно отличить от правды, а симуляция какого-либо заболевания может быть столь искусна, что ошибаются даже врачи.

Проявлять интерес, удивление при рассказах ученика.

Назначать руководителем группы учеников (такой ребенок не умеет взаимодействовать: он зациклен на себе), материально ответственным (от волнения возможен нервный срыв).

Широко оповещать о наказаниях, порицаниях в адрес ученика: он может безобразничать специально, чтобы прославиться хотя бы так.

Привлекать к работе художественной самодеятельности.

За каждое достижение поощрять грамотой на линейке, занесением на Доску почета и т.п.

Угроза общественного порицания за какой-то поступок.

Вредно или бесполезно

Назначать на руководящую должность в детском коллективе.

Поручать сложные, требующие особых навыков действия (например, проведение химических опытов и т.п.)

Вовлекать и даже загружать общественно полезной деятельностью.

Поощрять благодарностью на линейке за достижения.

Вырабатывать с помощью упражнения навык хорошего поведения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация для воспитателей на тему: "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента".

В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента.


Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индивидуальными особенностями восприятия"

Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе.


Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Свойства темперамента наиболее уст.


Консультация для педагогов "Трудные дети или трудные родители"


Беседа с родителями на тему "Трудные дети или трудные взрослые"


Дошкольное детство – один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. От того, как сложатся отношения ребе.

Читайте также: