Отличие истории от других наук кратко
Обновлено: 04.07.2024
История, как наука, очень многогранна, так как изучает множество аспектов человеческой жизни через политику, общество, экономику и тд. История изучает динамику и развитие общества в целом, не останавливаясь на чем-то конкретном. Так история использует другие социальные науки, как свой инструмент для исследования, таким образом, углубляясь в суть событий, когда нет других документальных доказательств. Можно сказать, что благодаря другим наукам (антропология, археология и тд.) история неких древних и забытых народов может быть лучше изучена.
Сравнение истории с "науками вообще" не слишком перспективно, поскольку другие науки тоже очень сильно отличаются друг от друга. Та же математика от биологии отличается ничуть не меньше, чем история от географии, например. Особенности исторической науки связаны в первую очередь с ее объектом - это прошлое человечества (тут ключевое - это слово "человечество", потому что прошлое изучается и в рамках других наук - той же палеонтологии или геологии). Соответственно особыми будут и источники - продукты человеческой деятельности (что не исключает привлечения источников из других наук, из той же антропологии или географии). Отличия в объекте и источниках приводят к наличию у истории своих уникальных методов (которые есть у каждой науки) - например, ретроспективный метод, метод периодизации, а также ряд методов, получившихся из соединения с общенаучными: историко-сравнительный, историко-генетический и так далее. Что касается некого особого субъективизма в истории, то он связан не с какими-то изъянами в науке, а как раз с особенностью изучаемого объекта, который является слишком сложным, чтобы предполагать наличие единственно верного объяснения (и это не исключительно особенность истории - у тех же физиков существует масса противоречащих друг другу интерпретаций, когда дело касается таких же сложных явлений).
Так что отличия истории от других наук, безусловно есть, также как и отличия вообще между любыми науками. Во многом история схожа с такой наукой как криминалистика, отличаясь от нее скорее широтой охвата.
Лекция 1. История в системе социально-гуманитарных наук
План лекции:
2. Основные направления в изучении истории.
3. Исторические источники. Проблема фальсификаций.
4. Методология истории.
5. Проблемы периодизации истории.
1. Абрамова Н. Г. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. пособие. М.: Академия, 2008.
2. Голиков А. Г. Источниковедение отечественной истории: Учеб. пособие для студен тов вузов. 3-е изд. М.: Академия, 2009.
3. Ионов И. Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия. М.: Наука, 2007.
4. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания: Учеб. пособие. СПб; Алетейя; М : ГУ ВШЭ, 2008.
5. Тойнби А.Дж. Постижение истории: избранное, 1934-1961. М.: Айрис пресс, 2008.
6. Фортунатов В.В. История. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2014.
7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
– гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т. ч. и защите национальных интересов России;
– знанию движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе;
– воспитанию нравственности, морали, толерантности;
– пониманию многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
– способности работы с разноплановыми источниками и эффективному поиску информации и критике источников;
– способности к творческому мышлению, самостоятельности суждений.
Покровительницей истории в Древней Греции была Клио – богиня, которая прославляет. Свиток пергамента и грифельная палочка в ее руках напоминают о том, что ничто ни должно исчезнуть бесследно. Все должно быть зафиксировано для потомков.
Дальнейшее развитие историческая наука получила в эпоху Средневековья. Человеку той поры история представлялась самостоятельным процессом, который приобретает смысл лишь при рассмотрении в плане вечности и осуществления Божественного замысла, Божественного провидения (отсюда — провиденциализм, составляющий суть средневекового мировоззрения).
Мыслители эпохи Возрождения заложили основы европейской исторической науки Нового времени. В ХVII в. она развивалась под сильным влиянием идей рационализма - философского направления, признающего разум основой познания и поведения людей, естественного права и общественного договора. В следующем столетии, в век Просвещения, происходит расширение тематики исторических трудов, ученые отказываются от средневековых теорий избранных народов, от европоцентризма. Историки (Вольтер, Д. Дидро, Э. Гиббон, Д. Юм, И. Гердер) настойчиво искали причины происходивших событий. Крупным достижением того времени стала идея закономерности и прогресса в общественной жизни.
Современная историческая наука, включающая в себя множество школ и направлений, отдельных разделов и отраслей науки (археография, источниковедение, историография и т. д.), сформировалась в ХIХ - ХХ вв.
Многие выдающиеся мыслители прошлого (М.Т.Цицерон, Ф.Бэкон, Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и другие) отмечали важность и необходимость ее изучения. Великий римский оратор Цицерон называл историю – наставницей жизни. Английский философ Бэкон предлагал черпать мудрость в истории. Классик отечественной истории Карамзин называл историю священной книгой народов.
Известный русский историк В.О.Ключевский так писал об истории как о науке: В научном языке слово история употребляется в двояком смысле: Во-первых, как движение во времени, процесс. Во-вторых, как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.
У любой науки существует предмет изучения: у физики – закономерности природы вообще, у биологии – закономерности функционирования живой природы. История же в самом общем виде изучает прошлое человечества. Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. А предметом – деятельность людей.
2. Основные направления в изучении истории
По широте изучения объекта принято выделять историю мира в целом (всеобщая или всемирная история), историю мировых цивилизаций, историю континентов (историю Азии, Африки, Европы, Латинской Америки), историю отдельных стран и народов (историю России, Англии, Германии, Китая, США и т.д.). Также следует выделить отраслевую историю (История партий, международных отношений, культуры, экономики, повседневности и т.д.)
Параллельно развивалась историческая антропология, которая стремилась всю историческую действительность показать через состояние и развитие человеческого сознания.
К числу популярных современных направлений относится история повседневности. Предметом исследований стала частная жизнь в самых разных проявлениях - отношения между родственниками, условия существования и груда, национальная жизнь людей и т. д.
3. Исторические источники
Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Что же может послужить такими источниками? Несколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. С данной системой согласны далеко не все исследователи. Но нужно помнить, что всякая классификация условна. На наш взгляд, эта традиционная система дает наиболее полное представление о всем многообразии исторических источников, находящихся на вооружении исторической науки (схема 2). Большинство авторов выделяют шесть типов источников.
1. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозначаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфавита считаются финикийцы — народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская азбука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Письменные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и статистические материалы, и т.д.
Важнейшими источниками истории России являются летописи. Самые ранние летописи историков-летописцев появились еще в ХI вв. Наиболее значимая из них “Повесть временных лет”, написанная в ХII в. Летописи как исторические произведения состояли из записей по годам по ХVII в. включительно и представляли собой источники сложного состава - своды летописные. Летописи были общерусскими (Николаевская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Среди других наиболее важных источников средневековой России необходимо отметить такие, как Судебник 1497 г., Соборное Уложение 1649 г., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты. Одним из ценных источников истории древней и средневековой России являются новгородские грамоты на бересте, найденные при производстве археологических раскопок в Новгороде. Великолепным источником по истории Древней Руси является памятник древнерусской литературы конца ХII в. “Слово о полку Игореве”, написанное неизвестным автором.
2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хранящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помогающий нам изучать историю Человечества.
3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, религиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники — составная часть исторической памяти человечества.
4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался любой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих родителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне живущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная оттепель 1950—1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судьбы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.
Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисоном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенствовалась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазерные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей. Существует много разных классификаций источников. Предложим еще одну из возможных с перечнем достоинств и недостатков
Для работы со всеми этими источниками учёные выбирают разные методы исторической науки, то есть пути исследования, способы построения и обоснования знаний на основе разных научных принципов (правил).
Прежде всего, необходимо использовать методы датировки источников: по содержащимся в них датам, которые переводятся на современное летоисчисление; по отдельным деталям источника (монета с датой в группе археологических находок позволяет датировать всю группу данного слоя определённым периодом времени); радиоуглеродный метод для источников, содержащих органические материалы, и т.д. Каждый из этих методов имеет свои погрешности, возможности допустить ошибку. Лишь сопоставление разных датировок, использование разных методов для одних источников приближает учёных к истине.
Исторические документы допетровского периода хранятся в Российском государственном архиве древних актов (сокращенно — РГАДА). Документы последующего периода вплоть до 1917 г. составили фонды Российского государственного исторического архива (РГИА). В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) сосредоточены документы периода после 1917 г. Уникальными собраниями документов обладают Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД) и другие федеральные архивы. В стране имеются также архивы регионального уровня, ведомственные, муниципальные и частные.
Любые источники профессиональные историки подвергают внешней и внутренней критике. Целью внешней критики является установление достоверности текста или материального артефакта. Определяется время появления источника, авторство и т. д. Внутренняя критика определяет качество фактического содержания и возможность использования выявленных фактов в качестве достоверных.
Особое возмущение российских граждан вызывают попытки принизить, исказить тот огромный вклад, который наш народ внес в победу над германским фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне. В 2009 г. при Президенте Российской Федерации была создана Комиссия по противодействию фальсификации истории.
Объяснима сосредоточенность внимания руководства Российской Федерации по поводу разработки историко-культурного стандарта и единого учебника по истории России. Существует глубокая и сложная проблема распространения исторических фальсификаций, отбора источников, интерпретации исторических событий в которых школьнику бывает сложно разобраться.
Чтобы получить действительно приближенную к реальности картину прошлого, учёному необходимо постоянно соблюдать научные принципы (правила) исторического исследования. Вот некоторые из них.
Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов и явлений в развитии: как они возникли, какие этапы прошли, чем в конечном счёте стали. Так, например, нельзя мерить поступки людей прошлого современными правилами поведения, необоснованно использовать современные понятия для описания жизни прошедших эпох.
Принцип объективности требует использовать факты, не искажая их, не подгоняя под удобную учёному схему, рассматривать каждое явление с разных сторон.
Принцип социального подхода требует учитывать при анализе не только объективные (не зависящие от отдельных людей) закономерности развития, но и субъективные интересы разных слоёв общества, политиков, партий, которые влияли на события.
Принцип альтернативности требует рассматривать состоявшуюся цепь событий не как единственно возможную, но и допускать иные варианты развития ситуации; разбирать, почему в результате история пошла именно таким маршрутом.
Исследование исторических источников требует особых навыков и знаний. Чтобы получить их, необходимо изучать специальные (вспомогательные) исторические дисциплины, позволяющие овладеть основными приемами работы с историческими источниками. К вспомогательным историческим дисциплинам относятся: генеалогия (греч. Genealogia – родословная) - наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений; геральдика (лат. heraldus — глашатай) - наука, изучающая гербы; метрология (греч. metron — мера и logos —наука) - наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса в их историческом развитии; нумизматика (лат. numisma — монета) - наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения монет, денежных знаков; палеография (греч. palos — древний и grafo — пишу) - наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, чернила и др.); сфрагистика (греч. sphragis — печать) - наука, изучающая печати; хронология (греч. chronos — время) - наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов и другие.
4.Методология истории
Подходы к изучению истории
Уже более 100 лет ведущий метод исторических исследований - это исторический позитивизм. Он исходит из того, что историк может восстановить истинную картину прошлого в ходе внимательного и критичного прочтения источников. При этом считается, что учёный-историк способен лучше понять происходившие события, чем их участники, так как он смотрит на них со стороны, анализируя всю совокупность доступных в источниках фактов. Однако общих закономерностей развития общества позитивизм не выявляет.
Большую часть XX в., когда у власти в нашей стране находилась Коммунистическая партия, в отечественной исторической науке господствовал исторический материализм (формационная теория, марксистская концепция). Её создателями были основоположники коммунистического учения - немецкие мыслители XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс. По их мнению, причины развития общества кроются в его базисе - социально- экономических отношениях. Прогресс орудий труда и всех производительных сил общества порождает особые производственные отношения между людьми, которые делятся на классы собственников средств производства и зависимых от них трудящихся классов, чей труд эти собственники эксплуатируют. Конфликт между ними - классовая борьба - и заставляет общество меняться, порождает революции и смену общественной надстройки: политических систем, культуры. Представители исторического материализма понимали историю человечества как последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической (с её первой фазой - социализмом).
Исторический материализм позволил подробно изучить материальную, социально-экономическую составляющую истории (которой до него почти не уделялось внимания). Признание объективных законов исторического развития дало возможность осмыслить крупные исторические процессы. Однако увлечение экономическими и социальными схемами со временем вошло в противоречие с накопленными фактами. Истории многих стран и эпох не укладывались в марксистскую схему. После крушения социалистического строя в нашей стране исторический материализм перестал быть господствующим направлением, однако многие разработанные в нём понятия, концепции развития по-прежнему признаются значительной частью учёных в России и в мире.
Этот подход позволил добиться значительных результатов в изучении культуры человечества, особых вариантов развития. Однако ключевое понятие - цивилизация, так и не получило однозначной научной трактовки.
5. Проблемы периодизация истории
Периодизация всегда условна, потребность в ней определяется необходимостью определенным образом систематизировать исторический процесс, выделить в нем обладающие внутренним единством этапы. К французским просветителям XVIII в. восходит разделение исторического процесса на стадии дикости, варварства и цивилизации. С марксистским учением связана периодизация всемирной истории на первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Распространенной является периодизация, опирающаяся на представления о последовательной смене обществ аграрного, индустриального и постиндустриального типов. Сторонники теории локальных цивилизаций обосновывают свои подходы к периодизации истории.
История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Продолжительность письменного периода истории составляет примерно 5—5,5 тыс. лет, начиная от появления клинописи у шумеров. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
Первобытное общество: на Ближнем Востоке – не менее 2,5 млн лет назад - до 4-3 тыс до н. э. (объединение Верхнего и Нижнего Египта);
Древность: в Европе - 4-3 тыс до н. э до 476 года н. э. (падение Римской империи);
Средние века: V век н.э. - конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий);
Новое время: конец XV в. - 1918 год (окончание Первой мировой войны) или начало XX века;
Новейшее время: 1918 год или начало XX века - наши дни.
Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XV веком, после чего начинается единый период современной истории.
Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре, считаются обычно частью культурного наследия, а не "беспристрастным исследованием", которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины [6] [7] .
Содержание
Этимология и смысл термина
История одними авторами относится к гуманитарным наукам, другими — к общественным [14] , а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками [15] . Изучение истории часто сопряжено с определенными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства [16] .
Историография
Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тем, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.
Философия истории
- Какова важнейшая единица в истории — личность? Гражданское общество? Цивилизация? Культура? Национальное государство?
- Имеются ли в истории общие для всех образцы или какой-то прогресс? Цикличность? Не может ли вся человеческая история быть случайной и лишенной всякого смысла?
Философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Философию истории не следует путать с историографией, то есть с исследованием истории как академической дисциплины, которая имеет определенные методы, их практическое применение и собственную историю развития. С другой стороны, не следует путать философию истории с историей философии, то есть исследованием истории философской мысли.
Профессиональные историки обсуждают также вопрос, является ли история наукой или свободным искусством. Это разделение является в значительной степени искусственным, так как историю как область знания обычно рассматривают в разных аспектах [17] [18] [19] .
Читайте также: