Акустико мнестическая афазия кратко

Обновлено: 07.07.2024

Акустико—мнестическая афазия в основе лежит нарушение объема удерживаемой информации, страдает называние предметов из-за трудности выбора нужного слова,нарушения удержания смысловой стороны речи заключаются в ос­лаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух слова с его зрительным представлением; с трудом ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками, в собственной речи присутствуют искажения, перестановки, пропуски, добавки звуков и слов; быстро утомляется при восприятии музыки, радиопередач. Возникает при поражении средних и задних отделов височной области (поражение происходит в левом полушарии головного мозга (у правшей)).

Симптоматика акустико-мнестической афазии

Тяжелая степень

Артикуляция

Оральный и артикуляционный праксис (движения) без нарушений.

Спонтанная речь

Спонтанная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания и представлена короткими фразами, разнообразными по лексико-грамматической структуре. Вместе с тем имеют место достаточно частые вербальные парафазии (замена одних слов другими, близкими по смыслу) и паузы, обусловленные характерными трудностями нахождения нужного слова. В длинных, сложных по звуковой структуре словах, имеются искажения в последовательности звукоряда, составляющего слово: перестановки, пропуски, добавки звуков и слов в результате антиципации, слабости акустических следов. Особенно затрудняет больного продуцирование малочастотных слов.

Речевые автоматизмы

Легко справляются со всеми видами прямой автоматизированной речи. Обратный счет, перечисление дней недели, месяцев в обратном порядке сопровождается персеверациями, истощением внимания, соскальзыванием на прямой порядок перечисления и т.д.

Повторная речь

Диалогическая речь

Диалогическая речь оказывается нарушенной.

Называние

Имеются трудности называния, преимущественно предметов. В основе — недостаточность в сфере зрительных представлений. Часто выражены трудности актуализации имен собственных и названий цифр.

Фраза по сюжетной картинке

Возможности конструирования фразы по сюжетной картинке соответствуют возможностям устной речи.

Пересказ текстов

Пересказ затруднен существенным образом. Качество его прямо зависит от длины рассказа и сложности сюжета, т.е. основным препятствием является трудность удержания фрагментов текста.

Понимание речи

Понимание коротких речевых конструкций, как правило, доступно. При восприятии более развернутых текстов обнаруживаются ошибки осмысления. Больные начинают волноваться, переспрашивать, просят, чтобы говорили медленнее. Показ предметов и частей тела по единичным названиям доступен. При предъявлении серий названий возникает отчуждение смысла слова. Первичных нарушений фонематического слуха не выявляется.

Объем слухо-речевой памяти

Недостаточен объем слухо-речевой памяти для удержания речевого ряда даже из 3-х и более элементов — гласных звуков или слов.

Состояние функции чтения

Чтение как функция не страдает. Понимание находится в тесной зависимости от длины читаемого текста.

Состояние функции письма

Средняя степень

Артикуляция

Оральный и артикуляционный праксис (движения) без нарушений.

Спонтанная речь

Спонтанная речь достаточно развернута, словарный состав разнообразен, фразовая речь представлена предложениями различных синтаксических моделей. Несколько ограничено при этом использование длинных фраз с придаточными предложениями, причастными, деепричастными оборотами и т.д. Иногда выявляются трудности нахождения нужного слова по амнестическому типу и еще реже — затруднения в организации последовательной звуковой структуры сложных слов.

Речевые автоматизмы

Легко справляются со всеми видами прямой автоматизированной речи. Обратный счет, перечисление дней недели, месяцев в обратном порядке сопровождается персеверациями, истощением внимания, соскальзыванием на прямой порядок перечисления и т.д.

Повторная речь

Повторная речь практически сохранена, за исключением повторения развернутых речевых конструкций, серий слов и фраз. Сказывается недостаточность объема удержания речевой информации и слабость акустических следов.

Диалогическая речь

Диалогическая речь оказывается нарушенной.

Называние

Имеются отдельные трудности нахождения в основном малочастотных слов, некоторых имен собственных, чисел, дат, запоминания номеров телефонов.

Фраза по сюжетной картинке

Возможности конструирования фразы по сюжетной картинке соответствуют возможностям устной речи.

Пересказ текстов

Пересказ коротких сюжетных текстов полностью доступен. Пересказ развернутых и описательных текстов несколько затруднен.

Понимание речи

Понимание ситуативной, диалогической и некоторых форм внеситуативной речи страдает незначительно. Однако восприятие развернутых текстов, особенно по радио, затрудняет больного, как и выполнение многочисленных устных инструкций. При серийном предъявлении названий предметов и частей тела иногда возникает отчуждение смысла слова.

Объем слухо-речевой памяти

Объем слухо-речевой памяти, как правило, сужен.

Состояние функции чтения

Чтение как функция не страдает. Понимание находится в тесной зависимости от длины читаемого текста.

Состояние функции письма

Легкая степень

Артикуляция

Оральный и артикуляционный праксис без нарушений.

Спонтанная речь

Спонтанная речь достаточно развернута, словарный состав разнообразен, фразовая речь представлена предложениями различных синтаксических моделей.

Речевые автоматизмы

Легко справляются со всеми видами прямой автоматизированной речи. Обратный счет, перечисление дней недели, месяцев в обратном порядке сопровождается персеверациями, истощением внимания, соскальзыванием на прямой порядок перечисления и т.д.

Повторная речь

Повторная речь в целом сохранена.

Диалогическая речь

Диалогическая речь оказывается нарушенной.

Называние

Имеются отдельные трудности нахождения в основном малочастотных слов.

Фраза по сюжетной картинке

Возможности конструирования фразы по сюжетной картинке соответствуют возможностям устной речи.

Пересказ текстов

Пересказ коротких сюжетных текстов полностью доступен. Пересказ развернутых и описательных текстов несколько затруднен.

Понимание речи

Понимание ситуативной речи не нарушено, но не могут удержать в памяти даже небольшой слухоречевой материал, простые короткие фразы.

Объем слухо-речевой памяти

Объем слухо-речевой памяти сужен.

Состояние функции чтения

Чтение как функция не страдает. Понимание находится в тесной зависимости от длины читаемого текста.

Состояние функции письма

Коррекционно-восстановительная программа

Логопедическая работа строится на том, чтобы переводить человека из тяжелой степени в среднюю, среднюю в легкую степень, а легкую степень доводить до нормы.

I. Тяжелая степень речевых расстройств

- метод классификации предметов (по зрительному образцу, по слову);

- метод рисования предметов (дорисовывание предметных изображений, рисование предметов из одного семантического поля, а позже – из разных);

- метод опознания и называния предметов (конструирование предметов, сравнение предметных изображений и нахождение общего и отличного в них, нахождение ошибок в изображениях);

- метод чтения (одновременно соотнесение и анализ сдова, текста с картинкой).

- понимание и правильное повторение серии слов и предложений (повторение по частям, с опорой и без опоры на наглядность, включение их в предложения с пропущенными словами).

- восстановление понимания фраз;

- составление рассказа после прочтения отдельных частей текста данных вразброс;

- составление рассказа с опорой на серию картинок (предъявленных последовательно, затем вразброс).

Дальнейшая работа повосстановлению речи продолжается по плану коррекции средней степени речевых расстройств.

II. Средняя степень речевых расстройств

- показ предметов (реальных и на картинках) по названиям, предъявляемым парами, тройками и т.д.;

- показ частей тела по тому же принципу;

- выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций;

- ответы на развернутые вопросы, усложненные по синтаксической структуре;

- прослушивание текстов, состоящих из нескольких предложений, и ответы на вопросы по содержанию текстов;

- письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;

- чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти) каждого из предложений и всего набора в целом.

- повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким-либо другим видом деятельности;

- заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов;

- составление устно предложений по опорным словам, воспринимаемым зрительно;

- перечисление по буквам слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, и постепенный уход от письменного образца этих слов.

- анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;

- смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и разнообразные признаки предметов;

- классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;

- упражнения по толкованию слов с конкретным, абстрактным и переносным значением.

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- пересказ текстов, сначала по подробному плану, затем — по свернутому, затем — без плана;

- развернутые диалоги на внеситуативные темы (профессиональные, общественные и т.д.);

- отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, письма, изложения, сочинения на заданную тему и т.п.).

Дальнейшая работа повосстановлению речи продолжается по плану коррекции средней степени речевых расстройств.

III. Лёгкая степень речевых расстройств

  1. Формирование диалоговой речи, усложненной по смысло­вой и синтаксической структуре:

- восполнение пропущенного главного, а также подчиненного предложения или подчинительного союза в сложноподчиненном предложении;

- ответы на вопросы сложноподчиненным предложением;

- пересказы текстов без опоры на вопросы;

- составление развернутых планов к текстам;

- речевые импровизации на заданную тему.

-осуществляется путем обсуждения различных признаков предметов и действий по их смежности и контрастности, по функции, орудийной принадлежности, по категориальному признаку;

- предлагается заполнить пропущенные глаголы и существительные, подобрать существительные и наречия к глаголу, прилагательные и глаголы к существительному.

-необходимо сопоставление различных смысловых связей слов по признакам, образующим различные семантические поля (анализируются те признаки предметов, которые их объединяют в видовые категории (профессия, мебель, одежда));

- ведется работа по описанию различий и сходств синонимов, антонимов, омонимов, использованию в письменной речи качественных определений предметов, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (с различными союзными словами), подчиненная часть которых стоит в начале, середине или конце предложения и относится к разным членам главного предложения.

Результативность коррекционно-восстановительной терапии

Прогноз зависит от возраста, степени тяжести, раннего начала коррекционной и логопедической работы, интенсивности работы, профессионализма логопеда и оттого, на сколько готовы родственники помогать больному.
Ниже перечислены прогнозы того, что будет с пациентом если бросить коррекционную работу на, перечисленных ниже степенях тяжести.
Если правильно работать с данной формой афазии, то у большинства хороших, профессиональных логопедов-афазиологов коррекционная работа занимает 2 года. У нас около половины случаев — за пол года, и есть отдельные случаи — за 2-3 месяца.

Тяжелая степень

Артикуляция

Оральный и артикуляционный праксис без нарушений.

Спонтанная речь

В спонтанной речи уменьшаются трудности подбора слов, необходимых для организации высказывания и представлена короткими фразами, разнообразными по лексико-грамматической структуре. Увеличивается активный словарь.

Речевые автоматизмы

Легко справляются со всеми видами прямой автоматизированной речи. Обратный счет, перечисление дней недели, месяцев в обратном порядке сопровождается персеверациями, истощением внимания, соскальзыванием на прямой порядок перечисления и т.д.

Повторная речь

В повторной речи уменьшаются ошибки, связанные с недостаточностью удержания воспринятого текста.

Диалогическая речь

Диалогическая речь оказывается нарушенной.

Называние

Уменьшаются трудности называния, преимущественно предметов.

Фраза по сюжетной картинке

Возможности конструирования фразы по сюжетной картинке соответствуют возможностям устной речи.

Пересказ текстов

Улучшается качество пересказа. Качество его прямо зависит от длины рассказа и сложности сюжета, т.е. основным препятствием является трудность удержания фрагментов текста.

Понимание речи

Понимание коротких речевых конструкций, как правило, доступно. При восприятии более развернутых текстов уменьшаются ошибки осмысления. Показ предметов и частей тела по единичным названиям доступенСтановится возможным показ предметов и частей тела не только по отдельным названиям, но и по сериям из 2-3 слов.

Объем слухо-речевой памяти

Отмечается некоторое расширение объема восприятия речи на слух. Остаются выраженными трудности восприятия на слух развернутой монологической речи.

Состояние функции чтения

Понимание прочитываемого текста улучшается.

Состояние функции письма

В письме под диктовку уменьшается количество ошибок.

Без грамотно сформированной коррекционной работы невозможно увеличить объем удерживаемой информации, снизить трудности выбора нужного слова, из собственной речи убрать искажения, перестановки, пропуски, добавки звуков и слов, улучшить качество диалоговой речи.

Средняя степень

Артикуляция

Оральный и артикуляционный праксис без нарушений.

Спонтанная речь

Спонтанная речь достаточно развернута, словарный состав разнообразен, фразовая речь представлена предложениями различных синтаксических моделей.

Речевые автоматизмы

Легко справляются со всеми видами прямой автоматизированной речи. Обратный счет, перечисление дней недели, месяцев в обратном порядке сопровождается персеверациями, истощением внимания, соскальзыванием на прямой порядок перечисления и т.д.

Повторная речь

Повторная речь практически сохранена, за исключением повторения развернутых речевых конструкций, серий слов и фраз. Сказывается недостаточность объема удержания речевой информации и слабость акустических следов.

Диалогическая речь

Качество диалогической речи улучшается.

Называние

Называние серии предметов становится возможным.

Фраза по сюжетной картинке

Фраза становится более развернутой. Усложняется ее синтаксическая структура.

Пересказ текстов

Становится доступным пересказ текста и составление рассказов на заданную тему (количество необходимых внешних опор — картинок, вопросов, пунктов плана — в значительной мере сокращается).

Понимание речи

Остаются выраженными отдельные трудности понимания сложных текстов монологического типа, воспринятых на слух.

Объем слухо-речевой памяти

Начинают удерживать на слух серии названий из 3-х элементов. Но имеются трудности запоминания номеров телефонов

Состояние функции чтения

Чтение как функция не страдает. Понимание находится в тесной зависимости от длины читаемого текста.

Состояние функции письма

Без грамотно сформированной коррекционной работы невозможно улучшить качество диалоговой речи, достичь ориентации в беседе с двумя-тремя собеседниками, сократить искажения в собственной речи, восстановить функцию письма.

Легкая степень

Артикуляция

Оральный и артикуляционный праксис без нарушений.

Спонтанная речь

Спонтанная речь достаточно развернута, словарный состав разнообразен, фразовая речь представлена предложениями различных синтаксических моделей.

Речевые автоматизмы

Легко справляются со всеми видами прямой автоматизированной речи. Обратный счет, перечисление дней недели, месяцев в обратном порядке сопровождается персеверациями, истощением внимания, соскальзыванием на прямой порядок перечисления и т.д.

Повторная речь

Повторная речь в целом сохранена.

Диалогическая речь

Диалогическая речь оказывается нарушенной.

Называние

Имеются отдельные трудности нахождения в основном малочастотных слов.

Фраза по сюжетной картинке

Встречаются фразы различных синтаксических моделей, в том числе с придаточными предложениями, причастными и деепричастными оборотами.

Пересказ текстов

Становится доступным пересказ текста.

Понимание речи

Понимание ситуативной речи не нарушено, но не могут удержать в памяти даже небольшой слухоречевой материал, простые короткие фразы.

Объем слухо-речевой памяти

Начинают удерживать на слух серии названий из 4-х элементов. Не в полной мере обычно восстанавливается способность к запоминанию редко используемых имен собственных, номеров телефонов.

Состояние функции чтения

Чтение как функция не страдает. Понимание находится в тесной зависимости от длины читаемого текста.

Состояние функции письма

При легкой выраженно­сти речевых расстройств задачи восстановительной терапии будут заключаться в расширении лексического со­става речи, восстановлении устного и письменного высказы­вания, в восстановлении способности к запоминанию, а также психологической подготовке, которая даст возможность вернуться к тру­довой или учебной деятельности.Во время занятий необходимо одновременно работать над структурой высказывания и расширением лексического состава речи с опорой на развернутое письменное высказывание.

Пример речи с акустико-мнестической афазией

Составление предложений по картинкам (в скобках содержание картинки): (Женщина стелет коврик под кровать):

- Это мы спим, это называется… она кладет, приносит, уносит .

(Мужчина и женщина грузят сено на машину):

- Женщина и мужчина бросают в… не в машину… из букв, растет, уже засохло… собирают и бросают .

(Зубной врач приглашает больную в кабинет):

- Врач предлагает войти показать свою боль .

(Юноша несет лестницу, чтобы снять с дерева шарик):

- Он сюда подойдет, поставит вот это, поднимется и бросит вот это .

Статью подготовила и составила логопед Шпилевая Наталья Сергеевна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции афазии через скайп.

В зависимости от зоны поражения головного мозга, бывает своя форма афазии, у каждой из которых своя симптоматика по степени тяжести, свои способы логопедической работы и прогноз.

Статья

Патология характеризуется затруднением повторения комбинаций слов, а также сложностями подбора конкретных слов.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Общая информация

Афазии — наиболее распространенные осложнения инсультов и других поражений головного мозга. По статистике Всемирной организации здравоохранения 30% людей с речевыми расстройствами находятся в трудоспособном возрасте. При этом 80% из них получают инвалидность из-за нарушений речи.

Акустико-мнестический тип патологии выделил А. Лурия. Он отмечал, что больные сохраняют способность повторять отдельные слова и понимать их, однако, во время письма под диктовку или при общении с длинными предложениями, пациенты начинают ошибаться.

Заболевание сопровождается нарушением слухоречевой памяти и снижением объема акустического восприятия. Пациенты с подобными нарушениями сохраняют критику к своему состоянию и жалуются на то, что во время разговора плохо понимают услышанное, а сами испытывают трудности с подбором слов.

Причины развития

Неврологи хорошо знают, что лежит в основе акустико-мнестической афазии. Патология характеризуется возникновением очага поражения в области средне-задних отделов передней височной извилины в коре больших полушарий. Повреждение локализуется в доминирующем полушарии — у правшей в левом, а у левшей в правом. Поражение имеет органический характер:

  • При росте внутримозговых доброкачественных и злокачественных опухолей, а также метастатических очагов, нервная ткань сдавливается или напрямую разрушается новообразованием.
  • Ишемический инсульт приводит к гибели участка коры больших полушарий в результате резкого снижения притока крови. Геморрагический инсульт сопровождается развитием кровоизлияния, которое приводит к сдавлению нервной ткани.
  • Возникновение черепно-мозговых травм сопровождается ушибом или размозжением ткани головного мозга, а также формированием гематом. Это может стать причиной повреждения или гибели нервных клеток, расположенных в передней височной извилине.
  • Дегенеративные заболевания, имеющие тенденцию к постоянному прогрессированию (болезнь Пика, Альцгеймера и др.) приводят к местной гибели нейронов, приводя к нарушению многих когнитивных функций, в том числе речи.
  • Нейроинфекции, в первую очередь энцефалит, приводит к формированию воспалительного очага в коре головного мозга. Нейроны в области воспаления повреждаются и погибают.

Основным механизмом акустико-мнестической афазии является повреждение указанного участка височной извилины. Данный нервный центр ответственен за подбор слов во время разговора. Клинически это приводит к нарушению слухоречевой памяти — ее объем снижается и человек начинает забывать слова. Помимо речи, страдает счет, чтение и письмо. Если повреждение обширное, то могут страдать задние части височных извилин. В результате нарушается работа оптико-гностических структур. Больные не могут сопоставить зрительный образ предмета и его словесное обозначение. Речь при этом теряет осмысленность.

Клинические проявления

Отличительной чертой акустико-мнестической афазии является неспособность человека повторить ряд услышанных слов, при сохранении возможности отдельно произнести их. Ограничение в слухоречевой памяти приводит к тому, что, услышав цепочку из слов, больной способен произнести только отдельные слова, чаще всего, последние. Повторное прослушивание словесной цепочки не приводит к улучшению запоминания. Это приводит к невозможности одновременного общения с несколькими людьми, а также нарушает восприятие сложных предложений, состоящих из большого числа слов. Если пациенту с афазией прочесть инструкцию, он сможет выполнить ее последовательность, но не сможет повторить услышанное.

Во время собственной речи больной не может быстро подбирать слова. Возникают парафазии — использование словесных замен не равнозначных по смыслу. При логопедическом обследовании определяют аграмматизмы, связанные с несогласованностью отдельных слов друг с другом. Если попросить пациента описать мысли или изображения, то рассказ получается отрывистым и труден для него.


Дисграфия имеет ряд особенностей, и проявляется при письме под диктовку. Количество аграмматизмов увеличивается. Во время письма, больной постоянно пытается повторить услышанные фрагменты, чтобы облегчить их написание. Однако, память ограничена 2-3 словами. Дислексия встречается реже. Ее можно выявить только при чтении длинных предложений со сложной синтаксической структурой. Нарушения фиксации прочитанной информации обуславливает непонимание ее смысла и невозможность пересказать текст. Нарушения счета выявляется в небольшом проценте случаев.

Возникают и эмоционально-волевые расстройства: отмечается лабильность настроения, постоянная тревожность и “суетливость”. При обширном очаге поражения, клинические проявления могут затрагивать и другие сферы личности пациента.

Диагностические мероприятия

Диагностика акустико-мнестической афазии требует комплексного обследования с консультациями невролога, психиатра, логопеда и других специалистов. Важно понимать, что данные нарушения принято относить к понятию “синдром”, так как в основе его развития могут лежать различные причины. Для их выявления используют следующие подходы:

  1. Обследование у невролога позволяет выявить сопутствующую неврологическую симптоматику: парезы и параличи, нарушения чувствительности и др. Отдельно оценивается когнитивная сфера человека — память, способность к концентрации внимания и др. При нарушениях в психическом состоянии, необходима консультация у врача-психиатра.
  2. Логопедическое обследование проводится логопедом или афазиологом. Диагностические признаки акустико-мнестической афазии — парафазия, частые аграмматизмы, снижение объема слухоречевой памяти, отсутствие нарушений артикуляционного аппарата и фонетики.
  3. Магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга необходима для выявления первичной причины патологии. МРТ позволяет выявить очаги опухолевого роста, воспалительной реакции, дегенеративные изменения, зоны с ишемией или кровоизлияниями.
  4. Люмбальную пункцию проводят при подозрениях на нейроинфекцию. Полученную спинномозговую жидкость используют для выявления конкретного типа возбудителя с помощью ПЦР или ИФА-диагностики.
  5. УЗИ с допплерографией и МР-ангиографию применяют для выявления цереброваскулярных нарушений. Указанные методы необходимы для определения скорости кровотока в сосудах, выявления тромбов, стенозов артерий и других нарушений.

Проводится дифференциальная диагностика с другими патологиями, которые характеризуются нарушениями речи. Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении височной коры, в результате этого, артикуляция и фонетика у больного не страдает. Характеристика мнестической формы патологии связана с отсутствием парафазий и законченностью высказываний.

Подходы к лечению

Эффективная терапия основывается на устранении непосредственной причины развития речевого расстройства. При выявлении опухолевого поражения или внутричерепной гематомы, лечение проводится нейрохирургическим путем, лучевой или химиотерапией. Нейроинфекции устраняют с помощью противогрибкового, антибактериального или противовирусного воздействия лекарственными средствами. Инсульты подлежат тромболитической или гемостатическому лечению.

Коррекция речевых расстройств основывается на:

  • Регулярные логопедические занятия

Проводятся для увеличения объема слухоречевой памяти. Начинать их необходимо сразу же после возникновения болезни, не откладывая посещение логопеда на период реабилитации. Первоначально используются упражнения со зрительным восприятием объекта, что облегчает их запоминание. Далее специалист усложняет занятия — пациент пишет простые диктанты на слух, учит фрагменты предложений, словесные цепочки, песни и стихи. Для улучшения экспрессивной речи проводится активная работа по уточнению смысла слов и их систематизация в отдельные группы.

Параллельно с лечением основной патологии, с больным начинают реабилитационные мероприятия. Важная часть терапии — общение с медицинским персоналом, логопедом и близкими людьми. В результате постоянного вербального контакта и логопедических упражнений происходит восстановление слухоречевой памяти. Помимо этого, пациентам показаны занятия лечебной физкультурой, массаж и посещение психотерапевта.

Возможные осложнения

Акустико-мнестическая афазия приводит к нарушению слухоречевой памяти. Речевой дефект сопровождается ухудшением социализации человека — он испытывает затруднения в общении с окружающими людьми, не может читать, писать или считать. Это постепенно снижает уровень качества жизни, приводя к формированию стойкой депрессии.

Патология часто сопровождается неврологическим дефицитом, что усиливает собственные переживания пациента о своей неполноценности. Многим больным выставляют инвалидность. Важно отметить, что акустико-мнестическая афазия не является когнитивным расстройствам. Мышление и другие функции головного мозга полностью сохранены. В отсутствии лечения, речевая дисфункция приобретает стойкий характер и плохо поддается коррекции в дальнейшем.

Профилактика нарушений

Профилактические мероприятия направлены на первичное предотвращение заболеваний, способных привести к речевым расстройствам. Неврологи выделяют ряд общих рекомендаций:

  • использовать защитные каски во время профессиональной деятельности и некоторых видов спорта;
  • при наличии заболеваний внутренних органов, например, сахарного диабета или атеросклероза, своевременно обращаться за медицинской помощью и соблюдать назначения лечащего врача;
  • соблюдать принципы здорового питания: отказаться от фастфуда, жареной или копченой пищи, добавить в рацион фрукты, овощи, нежирное мясо и другие полезные продукты;
  • регулярно заниматься спортом — кардиотренировками и упражнениями в тренажерном зале;
  • исключить употребление спиртных напитков и курение.

При появлении трудностей с подбором слов и других симптомов, следует сразу же обратиться за медицинской помощью.

Прогноз

Исход заболевания определяется своевременностью его выявления, тяжестью первичного поражения головного мозга и адекватностью проводимой терапии. При развитии акустико-мнестической афазии на фоне ишемического инсульта, черепно-мозговой травмы или энцефалита и раннем начале лечения речевую функцию удается полностью восстановить. При хроническом повреждении головного мозга на фоне транзиторной ишемии или нейродегенеративных заболеваний, афазия развивается медленно, часто незаметно для человека, приводя к развитию стойкого дефекта.

Наихудший прогноз имеет опухолевое поражение структур ЦНС. Сложные нейрохирургические вмешательства с химиотерапией и лучевым воздействием редко носят органосохраняющий характер. Речевой дефект у таких больных сохраняется надолго.

Афазия – это частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, которая вызвана локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. Человек с данной патологией испытывает серьезные трудности в общении с другими людьми, у него нарушается восприятие окружающего мира. Пациентов с рецептивной афазией не способны понимать слова или распознавать слуховые, зрительные или тактильные символы. А у пациентов с экспрессивной афазией нарушается способность речеобразования при относительно сохраненном понимании и осмыслении речи. Существуют и другие типы афазии, которые могут в значительной степени перекрываться.


Особенности афазии

Основное проявление афазии – проблемы с пониманием речи и ее произношением. В некоторых случаях страдает восприятие визуальной информации.

Афазия развивается только тогда, когда у человека сформирована речь, т.е. данный диагноз ставится детям старше 3-4 лет.

Причины афазии

Чтобы понять причины возникновения афазии, нужно разобраться с тем, как работает речевой аппарат человека. Головной мозг синтезирует и воспринимает речь при помощи хорошо развитых речевых центров, которые находятся в коре больших полушарий.


Речевые центры называются по именам врачей, которые их открыли:

  1. Речевая зона Брока. Это моторный центр, который отвечает за формирование устной речи и моторную функцию.
  2. Речевой центр Вернике. Этот центр участвует в процессе усвоения и понимания письменной и устной речи.

Чаще всего к развитию афазии приводят следующие факторы:

  • Черепно-мозговая травма. Травма может быть закрытой или открытой. В этом случае может быть затронут не только речевой центр, но и другие центры, в зависимости от силы удара и куда он был нанесен.
  • Инфаркт мозга и геморрагический инсульт. В результате инфаркта мозга происходит ишемическое повреждение мозга. При остром нарушении мозгового кровообращения (геморрагическом инсульте) возникает нетравматическое внутримозговое кровоизлияние. К возможным факторам, которые могут привести к сосудистым и ишемическим поражениям, относится гипертония, атеросклероз и т.д. При этом у пациентов, которые перенесли геморрагический инсульт, чаще всего диагностируется тональный или смешанный афазический синдром; у больных с ишемическими нарушениями – моторная, тональная и сенсорная афазия.
  • Онкология. В данном случае патология развивается при повреждении речевого центра опухолью.
  • Операции, проведенные на головном мозге.
  • Хронические прогрессирующие заболевания центральной нервной системы (болезни Пика, очаговые варианты болезни Альцгеймера).
  • Энцефалит, менингит и другие инфекционно-воспалительные заболевания. Эти причины чаще всего приводят к появлению афазии у детей.


Основная симптоматика

В зависимости от локализации пораженных участков, симптомы могут быть менее или более интенсивными. Наличие того или иного симптома будет зависеть и от вида афазии, который диагностирован у человека.

К основным симптомам афазии относятся:

  • Пропуск отдельных слов, фраз, замена букв.
  • У человека замедляется речь, появляются достаточно длинные паузы между предложениями. В других случаях речь может быть, напротив, очень быстрой и сбивчивой.
  • Грамматические и синтаксические ошибки в речи.
  • Человек может не помнить название объекта или предмета, при этом он будет знать его внешний вид и функцию. В большинстве случаев он может вспомнить название в случае подсказки (если назвать первый слог, то человек вспомнит его окончание).
  • Невозможность распознавания языковой речи.
  • Составление неполных предложений, неправильное произношение, интонация и ударение в словах.


Классификация афазии

В современной медицинской практике принято брать за основу классификацию по А.Р. Лурия, т.к. именно она учитывает локализацию очага поражения и возникающей при этом симптоматики. Ниже указаны основные формы афазии в соответствии с этой классификацией.

Динамическая афазия

Появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария, которое отвечает за речевую функцию. Данная патология характеризуется невозможностью построить связное и логичное высказывание. Возникают проблемы при необходимости пересказа содержимого увиденного ролика.

Пациент может забывать названия улиц, городов, даже фамилии близких ему людей. Но если сделать подсказу, назвав начало слова, то человек сможет закончить его. Возникают проблемы с отсчетом в обратном порядке.

Акустико-гностическая афазия

Проявляется поражением аналитической зоны Вернике. Эта патология еще называется сенсорной афазией, для которой характерно нарушение речи, при котором человек перестает воспринимать слова другого человека на слух. Пациент не может анализировать и синтезировать обращенную к нему речь, т.е. для него это просто набор невнятных звуков.

Акустико-мнестическая афазия

Данная форма проявляется тем, что у человека существенно снижается способность запоминать услышанную информацию. При этом отмечается снижение объема запоминания: услышав фразу, он может запомнить не более 2-3 слов.

Таким людям очень тяжело общаться в компании, где больше 2 людей. При общении с ними нужно использовать простые слова и предложения.


Амнестико-семантическая афазия

Возникает при комплексном повреждении височной, теменной и затылочной зоны головного мозга. Данная форма проявляется следующими нарушениями:

  • Забывание названий предметов.
  • Проблемы с пониманием сложных речевых оборотов, которые отражают временные, пространственные и причинно-следственные взаимоотношения.
  • Проблемы с пониманием причастных и деепричастных оборотов.
  • Непонимание крылатых фраз, метафор, пословиц и т.д.
  • Характерной чертой этого нарушения является невозможность работать с тремя предметами. Пациент может взять чашку и справа от нее положить ложку, но если дать ему еще и вилку, то это вызовет у него затруднение.

Эфферентная моторная афазия

Данная патология связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). У пациента появляются артикуляционные дефекты речи и проблемы с изменением положения органов артикуляционного аппарата. Иными словами, когда он произносит какой-нибудь звук, то ему требуется время для переключения на другой.

Речь присутствует, но без интонационной окраски, эмоций, в ней нет плавности. Центральный речевой дефект – это кинетическая артикуляционная апраксия. При эфферентной моторной афазии также могут наблюдаться нарушения двигательных процессов и заторможенность.

Афферентная моторная афазия

Очаг поражения – нижние отделы постцентральной коры, которые примыкают к роландовой борозде. У пациента есть серьезные проблемы с изменением положения артикуляционного аппарата при произношении звуков (кинестетическая артикуляционная апраксия).

При обширных повреждениях коры доминантного полушария, которые захватывают сенсорные и моторные речевые зоны, у пациента диагностируется тотальная афазия – полная невозможность говорить и распознавать речь. Часто встречаются смешанные формы афазии: сенсомоторные, афферентно-эфферентные и т.д.

Основные методы диагностики

Диагностика афазии предполагает привлечение нескольких специалистов, включая невролога, нейропсихолога и логопеда.

Для выявления очага поражения и выяснения непосредственных причин патологии применяется МРТ и КТ, УЗДГ сосудов головы и шеи, а также дуплексное сканирование сосудов головного мозга.

Помимо инструментальной диагностики, проводится обследование речи, которое предполагает диагностику устной и письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание смысла прочитанного).

Тестирование в клинических условиях для выявления конкретных поражений должно включать оценку следующих симптомов:

Нейропсихолог также проводит диагностику:

  • слухоречевой памяти;
  • праксиса;
  • зрительного гнозиса;
  • интеллектуальных процессов;
  • конструктивно-пространственной деятельности.

В задачу специалистов также входит дифференциальная диагностика, т.е. важно дифференцировать афазию от других патологий, проявления которых могут быть схожими: дизартрия, алалия, мутизм и др.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

2.3.5. Акустико-мнестическая афазия

Эта форма афазии возникает при поражении 21-го и 37-го полей, т. е. коры второй височной извилины левого полушария. Она впервые была выделена и описана А. Р. Лурией. Раньше ее либо смешивали с сенсорной, считая эту форму афазии этапом развития последней, либо называли то проводниковой, то транскортикальной моторной афазией. Однако клиника афазии и экспериментальные данные дали возможность А. Р. Лурии, а затем его ученикам (Цветкова, 1972а, в, 1974, 1975 и др.) вычленить механизм этой формы афазии, описать синдром и сравнить ее с сенсорной, выделив ее в самостоятельную форму афазии. Функции этой области височной коры мало изучены; однако некоторые существенные черты отличают эти отделы от других: это наличие связи указанных отделов коры со зрительным анализатором, с древними формациями коры — лимбической областью и медиобазальными отделами, со слуховым анализатором — и отсутствие связей с периферией. Как и 22-е поле, эти отделы получают волокна из зрительного бугра.

Нарушения речи, возникающие при поражении этой области, интерпретировались разными исследователями по-разному. Клиническая и психологическая картины нарушения речи и его характер носят тем не менее четкий и определенный характер.

Уже только клиника нарушения называния предметов показывает резкое различие этих двух форм афазии: при сенсорной афазии больные при попытках назвать предмет произносят многократно одно и то же слово с различными литеральными ошибками, т. е. у них идут поиски не наименования, а звукового оформления слова, и подсказка здесь не помогает, так как больные не улавливают ее из-за дефектов фонематического слуха (например, лимон — днон, динон, люноло, молоно, ноло). При акустико-мнестической афазии попытки больных назвать предмет выливаются в поиски именно нужного слова-наименования, выбор его из семантического поля путем перебора всех слов-наименований из этого же поля (лимон — это не апельсин. Яблоко? Нет, не яблоко. А что еще кислое?) или путем перечисления его функций (этим режут, ну еще стригут… ну как это…).

В синдром акустико-мнестической афазии входят следующие симптомы: 1) нарушение понимания речи — обращенной, подтекста, иносказаний, аллегорий и т. д., отчуждение значения и смысла слов, даже при правильном их произнесении, повторении; 2) нарушение устной экспрессивной речи — спонтанной (вербальные парафазии, мнестические западения на слова), повторной; 3) нарушение номинативной функции речи.

Читайте также: