Комплексное использование водных ресурсов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Рациональное использование водных ресурсов–научно-обоснованное использование вод, дающее максимально полезный эффект. Конечная цель рационального использования – это создание естественного природного механизма восстановления качества и количества воды, т.е. использование водного объекта исключает его загрязнение и истощение. Рац-ое использование на внедрении безотходных и маловодных технологий: * в орошении – внедрение графиков полива, применение совершенных агротехнических приемов, внедрение новых приемов полива; * в коммун-бытовом хоз-ве – наладить учет использования воды, внедрение прогрессивного оборудования. Комплексное использование водных ресурсов явл. разновидностью рационального (дополняет его) и имеет место при использовании одного объекта несколькими водопотребителями. При комплексном использовании каждый речной бассейн рассматривается как единая водохоз-ая система (ВХС), все элементы кот.находятся в своеобразном гидрологическом равновесии.

Преимущество однобассейновой схемы двухстороннего действия при использовании энергии прилива.


однобассейновая схема двустороннего действия (рис 1). При приливе вода в бассейн поступает ч/з водопропускное сооруж.2 в здание ПЭС и водовыпуск 3.При отливе в затворе сооруж. 2 и 3 воду сбрасывают в море ч/з водовыпуск 4 здание ПЭС и водосбор 5.Схема двустороннего действия позволяет использовать энергию воды во время прилива и отлива. Для реализации этой схемы устраивают напорные водоводы в прямом и обратном направлении. Проанализируем график изменения уровней воды и вырабатываемой электроэнергии ПЭС (рис 2).Если морской залив отгородить плотиной в которой установить турбины, то при снижении уровней воды в море турбины начнут работать не сразу, а ч/з некоторый промежуток времени(t0-t1,t2-t4….),время в течении которого достигается значение минимального напора Нmin обеспечивающего вращение рабочего колеса в турбине. Величина Нmin зависит от технических характ-к турбин. В затворе напорных водоводов будут открыты в течении времени t0-t2, t3-t5,что обеспечивает получение электроэнергии в периоды t1-t2, t4-t5.Для снижения в период ожидания получения напора Нmin применяют насосную подкачку, что явл-ся прототипом ГАЭС. Это возможно в том случае, если имея обратимые гидротурбины, способные работать в режиме насоса и гидротурбины.

Промышленность как участник ВКХ

Промышленность как участник ВКХ относится к категории водопотребления. Потребляемая вода промышленности исп. для удовлетворения питьевых нужд обслуживающего персонала, создания противопожарного резерва, технических целей. Расчетная обеспеченность водообеспеченияР=80-90%. 1) В технологических целях преимущественно используют поверхностные воды. Различают: охлаждающую воду, служащую для охлаждения жидких и газообразных продуктов теплообменных аппаратов. 2) Не контактирует с выпускной продукцией. Технологическая вода примен. для обогащения, переработки сырья, входит в состав выпускаемой продукции. 3) Энергетическая вода – служит для получения пара. Требование промышленности к качеству воду опр. ее назначением. Объем воды для промышленных предприятий определяется объемом выпускаемой продукции, [ W пр = V пр · q прпр] удельной нормой водопотребления и КПД. Удельная норма водопотребления определяется видом выпускаемой продукции и принятой системы водопотребления. Различают следующие схемы водоснабжения промышленных предприятий: 1) прямоточная– предусматривает подачу воды из водоисточника и непосредственно на промышленное предприятие + наличие очистных сооружений (рис

водопотребления; W бв – объем безвозвратных потерь; W сбр – объем сброса. 2) оборотная система водоснабжения предусматривает использование отработанной воды после ее очистки, на локальных очистных сооружениях, в производственном процессе. Объем подпитки определяется из условия: W пот = W бв + W сбр ’ (рис 2). Общий объем водопотребления оборотной системы водоснабжения определяется из условия: W пот = W под + W об , где W об – объемы оборотных вод используемых в системе водоснабжения.Эффективность оборотной системы водоснабжения определяется коэф.:Коб= W об / W пот . 3 ) Повторная система предусматривает повторное использование отработанных вод для различных технологических нужд (рис 3).4) комбинированнаяс-ма водоснабжения включает элементы оборотной и повторной, явл. более прогрессивной.


Прудовое рыбное хозяйство.


Прудовое рыбное хозяйство это система разведения и выращивания рыб, вспец приспособленной для этой цели в прудах, озерах, карьерах и т.п. Компоновка системы прудов и сооруж. зависит от гидрологич. и топограф.условий. Если пойма реки слабо развита, то применяют русловую схему компоновки прудов (рис 1). Русло реки перегораживаются плотинами 3,которые образуют пруды 1, вода по ним проходит последовательно из пруда в пруд, поэтому все они оборудуются водопропускными соосуж. 2. Если пойма реки хорошо развита, а площадь проектирования прудов соотв-ет размеру речной долины, то применяют пойменную компоновку. Все пруды располагаются вне русла реки на пойменной террасе (рис 2).. Плотина 1, головного пруда 2, обеспечивает напор для подачи воды к прудам рыбхоза самотечно по каналу 4, если топограф.условия поймы не обеспечивают требуемого напора, то на головном пруде2, устраив-ся насосная станция3, обеспечивающая забор воды для водоснабжения прудового хоз-ва. Рыбоводное хоз-во вкл. комплекс прудов различного назначения, оборудованных водоспусками и водовыпусками нерестовые пруды 5 – большие обвалованные территории 0,1–0,3га располагают на маловодопрониц. грунтах в нейтральных почвах с мягкой луговой растительностью. Пруды должны иметь равномерный уклон дна к водовыпуску с глубинами 0,15–0,2м. Посредине пруда предусматривается углубленный канал обеспечивающий убежище в зимнее время и перевод мальков в мальковые пруды 6. Мальковые пруды имеют площадь 0,8–1га. Выростные пруды 7, связаны с нерестовыми и мальковыми, имеют площадь до 10-15га и глубину до 1,5м. Нагульные пруды 8 м.б. пойменного типа или руслового(9), хар-ся площадью до 100га, наличием водоспусков, водовыпусков. Карантинные зимовальные пруды 10 устр-ся вне осн рыбхоза.Прудовое хозяйство явл. водопотребителем, его потребность в воде опр-ся объемами воды, необходимыми для наполнения, объемами воды на фильтрацию и испарение и на проточность. W пруд = W нап + W п o т + W проточ , где W нап = F × h × K , где F -площадь водного зеркала, h -глубина пруда, K -коэфф-т берега. Объем потерь опр-ся W п o т = F × h × Р/100, где Р-порозность пруда у берегов и основания. Объем проточности опр-ся назначением пруда и расчетным периодом, так для выростных прудов 1,5л/с, для зимовальных 15л/с.




Рациональное использование водных ре­сурсов рек требует увязки интересов всех водопользователей и водопотребителей, уста­новления частного и суммарного их водопотребления и соответствия водопотребления водоносности используемых водотоков. При недостаточной водоносности речного потока запросы всех водопотребителей не могут быть удовлетворены в полной мере. В таких слу­чаях водой обеспечиваются только наиболее рентабельные и важные для народного хо­зяйства водопотребители или для них вво­дится ограниченное водопотребление. Это обстоятельство вызывает необходимость при водохозяйственном строительстве выполнять специальные расчеты, направленные на выяв­ление потребностей в воде, и решать вопрос, насколько эта потребность может быть удов­летворена данным водотоком при регулирова­нии его стока. Эти расчеты, конечной целью которых является составление плана водопо­требления, называются водохозяйственными расчетами или водохозяйственным проектиро­ванием.

Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются в целях определения водохозяйственных и иных мероприятий для удовлетворения перспективных потребностей общества в водных ресурсах, обеспечения рационального использования и охраны водных объектов, а также для предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод (Водный кодекс РФ, 1995г., ст. 76).

Намечаемые в схемах мероприятия должны быть направлены на решение следующих задач:

· гарантированное обеспечение потребностей населения и отраслей экономики в водных ресурсах с приоритетом хозяйственно-питьевого водоснабжения, рационализация водопользования в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве;

· защита населения и объектов экономики от наводнений и подтоплений, сведение к минимуму ущербов от вредного воздействия вод;

· снижение антропогенной нагрузки и загрязнения водных объектов, улучшение их экологического состояния;

· обеспечение безопасности и эксплуатации гидротехнических сооружений;

· развитие системы наблюдений, анализа и прогнозирования на водных объектах, водохозяйственных системах и сооружениях;

· совершенствование системы государственного управления водными объектами;

· разработка нормативного правового, научного и методического обеспечения.

В целях определения основных направлений развития водного хозяйства, использования и охраны вод в целом по Российской Федерации разрабатывается Общая федеральная схема - Схема комплексного использования и охраны водных ресурсов Российской Федерации.

В целях обеспечения рационального использования и охраны вод в бассейнах водных объектов разрабатываются бассейновые схемы с выделением показателей по соответствующим территориям субъектов Российской Федерации.

Бассейновые схемы трансграничных водных объектов разрабатываются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В схемах учитываются интересы всех участников водохозяйственного комплекса и рассматривается использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, для промышленности, энергетики, сельского хозяйства, для гидроэнергетики, рыбного хозяйства, водного транспорта, лесосплава, для рекреации, лесного хозяйства, для обеспечения пожарной безопасности, для добычи полезных ископаемых (Водный кодекс РФ, 1995г., статьи 133-146).

Общая федеральная схемакомплексного использования и охраны водных ресурсов Российской Федерации рассматривает проблемы водного хозяйства на всей территории страны и разрабатывается в разрезе бассейнов основных водных объектов (см. приложение Б).

В составе общей федеральной схемы РФ выполняются:

- оценка существующего водохозяйственного комплекса и проблем его водообеспечения;

- анализ экологического состояния водных объектов и проявлений вредного воздействия вод;

- оценка состояния безопасности гидротехнических сооружений;

- прогноз развития водохозяйственного комплекса и водопотребления на перспективу с учетом прогноза социально-экономического развития страны;

- определение рамочных величин лимитов водопользования субъектов РФ с учетом водных ресурсов поверхностных и подземных водных объектов;




- оценка потребности в водоохранных и водохозяйственных мероприятиях на основании общефедеральных и региональных целевых программ и бассейновых схем;

- разработка предложений по совершенствованию системы государственного управления водным фондом;

- планирование развития системы мониторинга водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений;

- оценка потребности в финансировании водного хозяйства и совершенствование механизма экономических отношений при использовании и охране водных объектов;

- разработка интегрированной информационной системы по водным ресурсам, их использованию и охране;

- определение тематики нормативных правовых, научно-исследовательских и методических работ в области использования и охраны водных объектов;

- оценка социально-экономических и экологических последствий реализации мероприятий схемы.

Бассейновые схемыкомплексного использования и охраны водных ресурсов рассматривают территорию бассейнов поверхностных водных объектов и разрабатываются в разрезе субъектов РФ, водохозяйственных районов и участков.

В составе бассейновых схем выполняются:

- оценка водных ресурсов и прогноз их изменения на перспективу под влиянием антропогенной деятельности и климатических изменений;

- анализ современного состояния и прогноз развития водохозяйственного комплекса на перспективу с учетом региональных прогнозов социально-экономического развития;

- оценка требований на воду по объему стока, режима водоподачи и качеству воды на современном уровне и прогноз на перспективу (с изъятием и без изъятия стока);

- определение объемов водоотведения, источников загрязнения и состава поступающих в водный объект со сточными водами загрязняющих веществ на современном уровне и прогноз на перспективу;

- оценка современного качества воды и экологического состояния водных объектов и прогноз их изменения на перспективу;

- определение величин санитарного и экологического попусков (расходов) и объемов предельно допустимого изъятия стока из водных объектов;

- оценка проявлений вредного воздействия вод на территории бассейна и их негативных последствий для населения, объектов экономики и окружающей среды;

- составление водохозяйственных расчетов и балансов, оценка водообеспеченности водопользователей на современном уровне и на перспективу, выбор оптимального режима регулирования стока;

- определение перспективных лимитов водопользования для субъектов РФ и участников водохозяйственного комплекса;

- оценка технического состояния и форм собственности основных производственных водохозяйственных фондов;

- обоснование намечаемых инженерных мероприятий, направленных на:

· обеспечение потребности в водных ресурсах по объему, режиму и качеству воды;

· предотвращение вредного воздействия вод;

· обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

· очистку сточных и ливневых вод, улучшение экологического состояния водных объектов;

- разработка предложений по развитию системы мониторинга водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений;

- разработка бассейновой информационной базы данных по водным ресурсам, их использованию и охране;

- оценка потребности в финансировании для выполнения намечаемых мероприятий;

- разработка предложений по системе платного водопользования на территории бассейна;

- разработка предложений по совершенствованию государственного управления водным фондом бассейна;

- определение тематики НИОКР в области использования и охраны водных ресурсов и водных объектов;

- обоснование первоочередных мероприятий с оценкой их эффективности;

- оценка социально-экономических и экологических последствий реализации мероприятий.

Рациональное использование водных ре­сурсов рек требует увязки интересов всех водопользователей и водопотребителей, уста­новления частного и суммарного их водопотребления и соответствия водопотребления водоносности используемых водотоков. При недостаточной водоносности речного потока запросы всех водопотребителей не могут быть удовлетворены в полной мере. В таких слу­чаях водой обеспечиваются только наиболее рентабельные и важные для народного хо­зяйства водопотребители или для них вво­дится ограниченное водопотребление. Это обстоятельство вызывает необходимость при водохозяйственном строительстве выполнять специальные расчеты, направленные на выяв­ление потребностей в воде, и решать вопрос, насколько эта потребность может быть удов­летворена данным водотоком при регулирова­нии его стока. Эти расчеты, конечной целью которых является составление плана водопо­требления, называются водохозяйственными расчетами или водохозяйственным проектиро­ванием.

Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются в целях определения водохозяйственных и иных мероприятий для удовлетворения перспективных потребностей общества в водных ресурсах, обеспечения рационального использования и охраны водных объектов, а также для предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод (Водный кодекс РФ, 1995г., ст. 76).

Намечаемые в схемах мероприятия должны быть направлены на решение следующих задач:

· гарантированное обеспечение потребностей населения и отраслей экономики в водных ресурсах с приоритетом хозяйственно-питьевого водоснабжения, рационализация водопользования в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве;

· защита населения и объектов экономики от наводнений и подтоплений, сведение к минимуму ущербов от вредного воздействия вод;

· снижение антропогенной нагрузки и загрязнения водных объектов, улучшение их экологического состояния;

· обеспечение безопасности и эксплуатации гидротехнических сооружений;

· развитие системы наблюдений, анализа и прогнозирования на водных объектах, водохозяйственных системах и сооружениях;

· совершенствование системы государственного управления водными объектами;

· разработка нормативного правового, научного и методического обеспечения.

В целях определения основных направлений развития водного хозяйства, использования и охраны вод в целом по Российской Федерации разрабатывается Общая федеральная схема - Схема комплексного использования и охраны водных ресурсов Российской Федерации.

В целях обеспечения рационального использования и охраны вод в бассейнах водных объектов разрабатываются бассейновые схемы с выделением показателей по соответствующим территориям субъектов Российской Федерации.

Бассейновые схемы трансграничных водных объектов разрабатываются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В схемах учитываются интересы всех участников водохозяйственного комплекса и рассматривается использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, для промышленности, энергетики, сельского хозяйства, для гидроэнергетики, рыбного хозяйства, водного транспорта, лесосплава, для рекреации, лесного хозяйства, для обеспечения пожарной безопасности, для добычи полезных ископаемых (Водный кодекс РФ, 1995г., статьи 133-146).

Общая федеральная схемакомплексного использования и охраны водных ресурсов Российской Федерации рассматривает проблемы водного хозяйства на всей территории страны и разрабатывается в разрезе бассейнов основных водных объектов (см. приложение Б).

В составе общей федеральной схемы РФ выполняются:

- оценка существующего водохозяйственного комплекса и проблем его водообеспечения;

- анализ экологического состояния водных объектов и проявлений вредного воздействия вод;

- оценка состояния безопасности гидротехнических сооружений;

- прогноз развития водохозяйственного комплекса и водопотребления на перспективу с учетом прогноза социально-экономического развития страны;

- определение рамочных величин лимитов водопользования субъектов РФ с учетом водных ресурсов поверхностных и подземных водных объектов;

- оценка потребности в водоохранных и водохозяйственных мероприятиях на основании общефедеральных и региональных целевых программ и бассейновых схем;

- разработка предложений по совершенствованию системы государственного управления водным фондом;

- планирование развития системы мониторинга водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений;

- оценка потребности в финансировании водного хозяйства и совершенствование механизма экономических отношений при использовании и охране водных объектов;

- разработка интегрированной информационной системы по водным ресурсам, их использованию и охране;

- определение тематики нормативных правовых, научно-исследовательских и методических работ в области использования и охраны водных объектов;

- оценка социально-экономических и экологических последствий реализации мероприятий схемы.

Бассейновые схемыкомплексного использования и охраны водных ресурсов рассматривают территорию бассейнов поверхностных водных объектов и разрабатываются в разрезе субъектов РФ, водохозяйственных районов и участков.

В составе бассейновых схем выполняются:

- оценка водных ресурсов и прогноз их изменения на перспективу под влиянием антропогенной деятельности и климатических изменений;

- анализ современного состояния и прогноз развития водохозяйственного комплекса на перспективу с учетом региональных прогнозов социально-экономического развития;

- оценка требований на воду по объему стока, режима водоподачи и качеству воды на современном уровне и прогноз на перспективу (с изъятием и без изъятия стока);

- определение объемов водоотведения, источников загрязнения и состава поступающих в водный объект со сточными водами загрязняющих веществ на современном уровне и прогноз на перспективу;

- оценка современного качества воды и экологического состояния водных объектов и прогноз их изменения на перспективу;

- определение величин санитарного и экологического попусков (расходов) и объемов предельно допустимого изъятия стока из водных объектов;

- оценка проявлений вредного воздействия вод на территории бассейна и их негативных последствий для населения, объектов экономики и окружающей среды;

- составление водохозяйственных расчетов и балансов, оценка водообеспеченности водопользователей на современном уровне и на перспективу, выбор оптимального режима регулирования стока;

- определение перспективных лимитов водопользования для субъектов РФ и участников водохозяйственного комплекса;

- оценка технического состояния и форм собственности основных производственных водохозяйственных фондов;

- обоснование намечаемых инженерных мероприятий, направленных на:

· обеспечение потребности в водных ресурсах по объему, режиму и качеству воды;

· предотвращение вредного воздействия вод;

· обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

· очистку сточных и ливневых вод, улучшение экологического состояния водных объектов;

- разработка предложений по развитию системы мониторинга водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений;

- разработка бассейновой информационной базы данных по водным ресурсам, их использованию и охране;

- оценка потребности в финансировании для выполнения намечаемых мероприятий;

- разработка предложений по системе платного водопользования на территории бассейна;

- разработка предложений по совершенствованию государственного управления водным фондом бассейна;

- определение тематики НИОКР в области использования и охраны водных ресурсов и водных объектов;

- обоснование первоочередных мероприятий с оценкой их эффективности;

- оценка социально-экономических и экологических последствий реализации мероприятий.


Развитие общества в современных условиях при развитии научно-технического прогресса, роста числа промышленных и гражданских объектов привело к увеличению объемов использованной воды. Забор воды из источников и возвращение условно чистых вод приводит к экологическим проблемам, влияющим не только на здоровье человека, но и наносит ощутимый вред окружающей среде. Создание совершенных систем водоснабжения и водоотведения должно выполнять задачи по улучшению экологической ситуации водных объектов и окружающей территории. Применение высоко-эффективных сооружений водоподготовки является более выгодным и технологически совершенным методом очистки воды, что в значительной степени улучшает здоровье жителей городов и поселков. Проектирование комплексных систем водоснабжения и водоотведения позволяет учитывать мероприятия по повышению эффективности принимаемых мер по охране природы, последовательному улучшению охраны водных ресурсов района застройки, повышению эффективности работы очистных сооружений, улучшению благоустройства населенных пунктов совместно с промышленными предприятиями.

понятие-водооток


Комплексное использование водных ресурсов обусловливает необходимость представления в составе указанного органа интересов всех водопользователей и водопотребителей. В современной общественной и промышленной жизни любой страны вода должна служить источником белковой пищи и хозяйственно-бытового водоснабжения, удовлетворять транспортные потребности, обеспечивать места отдыха на воде, обеспечивать нужды сельского хозяйства, в том числе поливного земледелия и животноводства, быть рабочим агентом в энергетике, одним из видов сырья для промышленности и, наконец, средой для удаления жидких отходов. Ни один из других природных ресурсов, возможно, за исключением воздуха, не имеет столь многочисленных видов разумного применения. Вполне очевидно, что при чрезмерном использовании водотоков для одной какой-либо цели снижается эффективность других видов их эксплуатации. Так, например, водоем, используемый в основном как источник получения рыбы, может оказаться непригодным для хозяйственно-питьевого водоснабжения, транспорта, сельского хозяйства, промышленности или спуска сточных вод. Водоем, интенсивно используемый для спуска сточных вод, не может надлежащим образом обслуживать нужды промышленности, сельского хозяйства, водоснабжения или быть источником пищи. Борьба с загрязнением водоемов требует адекватного подхода к решению этих проблем. Это обстоятельство имеет столь серьезное значение, что заслуживает повторения: орган по борьбе с загрязнением водоемов не должен входить в состав какого-нибудь министерства; он должен быть независимым учреждением, представляющим интересы всех пользователей поверхностных и грунтовых вод. Столь же существенно, чтобы такой орган был ответственным перед главой административно-территориальной единицы, в пределах которой он расположен. Орган, занимающий такое положение, будет обладать престижем, необходимым для выполнения поставленных перед ним задач.

При комплексном использовании водных ресурсов учитываются разные значения нормативного коэффициента сравнительной эффективности в разных отраслях народного хозяйства.
В условиях комплексного использования водных ресурсов, например, рыбное хозяйство на внутренних водоемах становится крупным вод потребителем. Кроме рыбохозяй-ственных попусков в низовьях рек, требований к объему речного стока для воспроизводства и сохранения водного режима морей, требований к уровенному режиму водохранилищ, возрастает потребность в воде, изымаемой из источника для наполнения рыбохозяйст-венных прудов и бассейнов.

Эти вопросы решаются с учетом комплексного использования водных ресурсов. По заказу ген.проектировщика специализированные проектные организации выполняют свои разделы ТЭО: ирригация, водный транспорт, рыбное хозяйство, земельное переустройство и прочие. Их выводы должны учитываться в водохозяйственных и экономических расчетах.
Оба направления исследований важны для обоснования комплексного использования водных ресурсов, проектов орошения и осушения больших территорий.

Комплексное использование Сырдарьинского бассейна

карта сырдарья

Современный водохозяйственный комплекс представлен многочисленными гидротехническими сооружениями и каналами для водозабора, транспортировки воды,
трансформации стока в водохранилищах, подачи воды водопотребителям, выработки электроэнергии, учета и контроля качества используемой воды.
Сток Сырдарьи зарегулирован на 93 процента каскадом из пяти водохранилищ (Токтогульским, Андижанским и Чарвакским – многлетнего и Кайраккумским и Чардаринским – сезонного регулирования). Суммарная фактическая полезная емкость водохранилищ каскада на настоящее время составляет 24,1 км3. Кроме того, в бассейне реки Сырдарьи расположено 9 основных гидроэлектростанций общей установленной мощностью 3720 тыс. кВт.
Регулирование речного стока создает возможность наиболее полно и эффективно использовать природные водные ресурсы, позволяет увеличивать водообеспеченность в периоды маловодья, понижать высоты половодий и паводков и перераспределить имеющиеся водные ресурсы в соответствии с сезонными требованиями водопотребителей. Потребителям гарантируется определенный и более высокий, чем при естественном режиме, минимальный расход воды.
Не останавливаясь на подробном изложении принципов регулирования стока Сырдарьи, отметим, что разновременность прохождения высокого стока в различных частях
сырдарьинского бассейна предопределяет целесообразность компенсированного регулирования стока путем его внутрисистемной переброски. Это означает, что в первую очередь нужды водопотребителей удовлетворяются за счет бокового притока, русловое Кайраккумское водохранилище служит для повышения водообеспеченности среднего течения, только если и в этом случае остается дефицит воды, он покрывается за счет компенсирующих попусков из Токтогульского водохранилища.

токтогульское водохранилище

Такой подход предусматривался проектом и осуществлялся до конца восьмидесятых годов, вследствие чего и обеспечивалась высокая степень зарегулированности стока Сырдарьи.
Наряду с орошением, равнозначным компонентом водохозяйственной отрасли Центральной Азии является гидроэнергетика, вследствие чего все основные гидроузлы в бассейне Сырдарьи созданы как комплексные. Поэтому основой управления водными ресурсами бассейна является
рациональное сочетание потребностей ирригации и гидроэнергетики.
Бассейн Сырдарьи разграничивается на две характерные части.
Первая — верхняя, горная зона формирования стока (весь Нарын и верховья Карадарьи), где практически нет отборов на орошение;
Вторая часть — долинная (ствол Сырдарьи), где расположены основные орошаемые земли и отборы воды превалируют над боковым притоком. ГЭС размещены преимущественно в горной части. По Нарыну все они находятся в пределах Кыргызстана. Орошаемые земли, наоборот, сосредоточены в долинной области, прежде всего, в Узбекистане и Казахстане.
Учитывая, что большая часть населения занимается сельским хозяйством, при проектировании Нарын Сырдарьинского каскада преимущество в использовании речных вод отдано орошаемому земледелию. При этом потребности верховий в электроэнергии в осенне-зимнее время компенсировались путем поставок тепло и энергоресурсов.

Основные водохранилища и гидроэлектростанции бассейна реки Сырдарья

Основные водохранилища и гидроэлектростанции бассейна реки Сырдарья

После 1991 года в связи с экономическим спадом, нарушением хозяйственных межгосударственных связей сократились возможности осуществлять компенсации за невыработанную энергию, в результате чего каскад перешел на энергетический режим, когда большая часть аккумулированного стока расходуется в невегетационный период Создание в 1992 году МКВК позволило сохранить систему управления трансграничными водами Сырдарьи, которая из внутренней реки стала международным водотокам.
В Алма-атинском Соглашении от 18 февраля 1992 года руководителями водного хозяйства государств региона провозгласили верность ранее существовавшим принципам совместного управления трансграничными водными ресурсами, укрепления и развития сотрудничества в использовании вод, охране окружающей среды и проблеме Арала, заинтересованность в дальнейшем улучшении совместного использования водных ресурсов.
В то же время, снижается общая экологическая устойчивость природных систем бассейна, потому что зимние паводки не дают возможности Сырдарье, являющейся природной дреной, отводить грунтовые воды, оздоровляя тем самым прилегающую территорию. Сходные изменения режима наблюдаются в функционировании Кайраккумского водохранилища, режим которого во многом зависит от работы Токтогульского водохранилища, вследствие чего и здесь имеется стремление всемерно сократить летние попуски, ставя при этом в тяжелое положение орошаемые земли среднего течения Сырдарьи. Но здесь последствия выражены в меньшей степени, так как при современном режиме Токтогула в меж вегетацию приток к Кайраккумскому гидроузлу не только обеспечивает агрегаты ГЭС, но и позволяет сбрасывать воду вхолостую. К тому же интересы Республики Таджикистан в энергетике не ограничиваются рамками сырдарьинского бассейна.

гидроэнергетические рессурсы

Так как после 1991 года появилась разрозненность владения гидротехническими сооружениями на межгосударственном и национальном уровнях между различными отраслями и собственниками, то стала расти частота возникновения рассогласованных действий и неминуемых потерь водного ресурса.
Осложнения в работе каскада побудили государства договориться о принципах осуществления компенсаций для обеспечения рационального использования водно-энергетических ресурсов сырдарьинского бассейна, закрепленных в Соглашении от 17 марта 1998 года и в Протоколе от 17 июня 1998 года (о присоединении к Соглашению Республики Таджикистан). Компенсационный механизм поставок за невыработанную электроэнергию стал главным средством сглаживания противоречий объективных интересов между гидроэнергетикой и ирригацией.
Отдавая должное неоценимой объединяющей роли этого Соглашения в обеспечении оптимального и устойчивого процесса управления и рационального совместного использования трансграничных вод в бассейне Сырдарьи, тем не менее, необходимо отметить, что оно не лишено недостатков и не решает многих существующих проблем.
Прежде всего, это касается ежегодных межгосударственных соглашений об объемах поставок и режимах гидроузлов. Соглашение предусматривает ежегодно одни и те же объемы взаимопоставок, но на практике их выполнение во многом зависит от водности года и других объективных причин.
В Соглашении необходимо определить международно-правовой статус реки Сырдарьи, дать определения трансграничных вод, трансграничных воздействий, прибрежных государств и государств международного водотока, а также, учитывая исторические права, установить принципы совместного использования трансграничных водных ресурсов, структуру их формирования и распределения.

Схема гидрологических районов зоны формирования стока Амударьи и Сырдарьи.

Схема гидрологических районов зоны формирования стока Амударьи и Сырдарьи.

В условиях отказа от проектного режима, необходимо предусмотреть в Соглашении положение о гарантированных попусках в створах гидроузлов основных водохранилищ межгосударственного значения по периодам водохозяйственного года. Оно должно гарантировать каждой стране свободное получение справедливой, исторически и по праву принадлежащей ей доли водных ресурсов, которая не должна ограничиваться никаким лимитированием или обусловливаться компенсациями и взаимопоставками.
Компенсации и поставки должны быть предусмотрены на случай необходимости удовлетворения дополнительных потребностей сторон за счет изменения указанных попусков.
Необходимо предусмотреть возможность заключения договоров на условиях взаиморасчетов или поставок между потребителями воды, заинтересованными в увеличении расходов сверх гарантированных, и владельцами водохранилищ, осуществляющими соответствующее накопление воды, что позволит улучшить использование потенциала многолетнего регулирования стока.
Для повышения стабильности взаимоотношений и снижения риска невыполнения обязательств необходимо установить порядок планирования и согласования режима работы каскада водохранилищ на пяти- или десятилетний период.
Эти предложения должны в полной мере учитывать имеющиеся у независимых государств региона возможности внедрять у себя рыночные отношения, отбросив устаревшие представления, заблуждения, привычку к администрированию. Условия должна диктовать экология, экономика и общая заинтересованность всех участников по пойме реки Сырдарья.

Неравномерность распределения водных ресурсов в Центральной Азии обуславливает конфликт интересов ключевых поставщиков воды (Таджикистан и Кыргызстан) и ее основных потребителей (Узбекистан, Казахстан и Туркменистан). Налицо замкнутый круг: энергетические приоритеты стран верховья противоречат сельскохозяйственным интересам стран низовья, так как одним, в первую очередь, нужна электроэнергия, а вторым – вода для развития орошаемого земледелия. Но идеальная замкнутость этого круга говорит о том, что это – поле для абсолютно взаимовыгодного сотрудничества.

Сегодня пределах международных речных бассейнов частично находятся территории 145 государств, а 21 государство мира полностью располагается их пределах. Комплекс противоречий между центральноазиатскими странами по поводу использования вод СырДарьи и, меньшей степени, АмуДарьи. Реализация турецкого ирригационного проекта ЮгоВосточной Анатолии может уменьшить речной сток Сирию на. Составление глобальных, страновых и региональных балансов пресной воды питьевого и технического назначения. Выработка программы правовых, экономических и научно-технических мер по формированию цивилизованного международного рынка пресной воды. Можно прогнозировать, что миграция эти страны будет все более усиливаться по мере роста дефицита воды. В политическом плане и плане безопасности ключевой проблемой с точки зрения решения водных проблем региона является обеспечение эффективного сотрудничества всех региональных и вне региональных сил, вовлеченных Центральную Азию.

мероприятия по охране вод

Поскольку, как уже отмечалось выше, логика решения водных проблем Центральной Азии неизбежно требует подхода намного более широкого, чем границы данного региона, подхода глобального, то начало глобального сотрудничества решении водных проблем региона неизбежно приведет к последующему переходу этого сотрудничества и на другие регионы. Созданные годы советского прошлого многочисленные хозяйственные связи не только стали фактором поощряющим сотрудничество, но и превратились инструмент давления друг на друга. Использование воды должно получить государственную защиту, необходима государственная программа и финансирование из федерального бюджета на водные нужды. Ускоренное промышленное развитие северовосточного Китая скорее всего будет способствовать загрязнению озера Балхаш Казахстане химикатами и удобрениями, поскольку озеро питает река. В ряде двусторонних и многосторонних договоренностей зафиксирован принцип кто загрязняет, тот и платит. Классификация рек как пограничных означает лишь, что их использовании заинтересованы исключительно пограничные государства и что регулирование их режима по соглашению между этими государствами неизбежно предполагает установление точной линии границы по такой реке и условий соблюдения пограничного режима заинтересованными странами. Европейский центр по засухам, рабочая группа по проблеме недостатка водных ресурсах и борьбе с засухами, ряд университетов и экспертных центров, международных организаций. Несмотря на их дешевизну, получение энергии таким методом не только существенно сокращает количество целевой воды, но и загрязняет и делает непригодной к употреблению воду ближайших водоемах. Ежегодно выбирается новая тема, которая больше всего волнует международных потребителей. Однако современное общество забросило этот ценный ресурс, а потому актуальным вопросом является создание действенного механизма очистки и рационального использования воды.

охрана ресурсов

Ее неудовлетворительное состояние может привести к вымиранию людей, популяций животных, исчезновению растений, распространению инфекционных заболеваний. Так, практически перестали впадать Аральское море реки Сырдарья и Амударья, исчезли нижнем течении такие реки, как Чу, Таласс, Асса, Зеравшан обмелели Днепр, Кубань, Кура, Каратал и многие другие. Так, Зеравшанский прежде год уменьшался на 1, теперь столько же месяц. Эксплуатация построенного послевоенные годы СеваноРазданского гидросооружения привела к падению воды озере Севан. Если вы отравите подземные воды, восстановление чистоты произойдёт через 300400. В Москве с учётом потребностей промышленности расход воды на одного человека составляет 650 литров сутки. Особый интерес представляет получение пресной воды с помощью магнитов. При этом вода становится не только пресной, но и приобретает особые свойства увеличивается скорость химических реакций, улучшается слипание твёрдых частиц, кристаллизация минеральных примесей происходит настолько быстро, что приводит к уменьшению частиц накипеобразующих солей, что позволяет применять воду многократно замкнутых технологических процессах, увеличивать срок службы водогрейных котлов, удалять из воды трудноосаждаемые тонкие взвеси.

Питьевая вода должна быть безвредна для человека, иметь хорошие органолептические свойства, которые характеризуются интенсивностью допустимого изменения запаха, вкуса и цвета. Вещества этой группы придают воде различные запахи, привкусы, окраску. Очистка от примесей этой группы сводится к связыванию ионов можно применять также вымораживание и другие методы. Очистительные пруды представляют собой неглубокие, до 1 метра, водоёмы, последовательно соединённые между собой. Подогрев и перемешивание осадка способствует ускорению процессов брожения метантенке. Представляет интерес замена масляных эмульсий водными растворами, исключающими попадание нефтепродуктов сточные воды. Уже сегодня говорят об угрозе водного голода, нависшего над человечеством, и дефицит пресной воды теперь не только хозяйственная, но и экологическая проблема. Так, например, растения и животные, если их использовать расточительно, не заботясь последствиях, могут исчезнуть с лица Земли. К сожалению, пределах Центрально Азиатского региона, они тоже имеют место актуально значимы для наших потомков.

Комплексное использование водных ресурсов обусловливает необходимость представления в составе указанного органа интересов всех водопользователей и водопотребителей. В современной общественной и промышленной жизни любой страны вода должна служить источником белковой пищи и хозяйственно-бытового водоснабжения, удовлетворять транспортные потребности, обеспечивать места отдыха на воде, обеспечивать нужды сельского хозяйства, в том числе поливного земледелия и животноводства, быть рабочим агентом в энергетике, одним из видов сырья для промышленности и, наконец, средой для удаления жидких отходов. Ни один из других природных ресурсов, возможно, за исключением воздуха, не имеет столь многочисленных видов разумного применения. Вполне очевидно, что при чрезмерном использовании водотоков для одной какой-либо цели снижается эффективность других видов их эксплуатации. Так, например, водоем, используемый в основном как источник получения рыбы, может оказаться непригодным для хозяйственно-питьевого водоснабжения, транспорта, сельского хозяйства, промышленности или спуска сточных вод. Водоем, интенсивно используемый для спуска сточных вод, не может надлежащим образом обслуживать нужды промышленности, сельского хозяйства, водоснабжения или быть источником пищи. Борьба с загрязнением водоемов требует адекватного подхода к решению этих проблем. Это обстоятельство имеет столь серьезное значение, что заслуживает повторения: орган по борьбе с загрязнением водоемов не должен входить в состав какого-нибудь министерства; он должен быть независимым учреждением, представляющим интересы всех пользователей поверхностных и грунтовых вод. Столь же существенно, чтобы такой орган был ответственным перед главой административно-территориальной единицы, в пределах которой он расположен. Орган, занимающий такое положение, будет обладать престижем, необходимым для выполнения поставленных перед ним задач. [1]

При комплексном использовании водных ресурсов учитываются разные значения нормативного коэффициента сравнительной эффективности в разных отраслях народного хозяйства. [2]

В условиях комплексного использования водных ресурсов рыбное хозяйство на внутренних водоемах становится крупным водопотребителем. Кроме рыбохозяй-ственных попусков в низовьях рек, требований к объему речного стока для воспроизводства и сохранения водного режима южных морей, требований к уровенному режиму водохранилищ, возрастает потребность в воде, изымаемой из источника для наполнения рыбохозяйст-венных прудов и бассейнов. [3]

В условиях комплексного использования водных ресурсов в качестве конкурентов-водопотребителей выступают: 1) население ( питьевые и бытовые нужды, эстетические и оздоровительные цели), 2) рыбное хозяйство, 3) сельское хозяйство ( орошение, животноводческие фермы, зверофермы), 4) промышленность, 5) транспорт. [4]

Эти вопросы решаются с учетом комплексного использования водных ресурсов . По заказу генпроектиров-щика специализированные проектные организации выполняют свои разделы ТЭО: ирригация, водный транспорт, рыбное хозяйство, земельное переустройство и пр. Их выводы должны учитываться в водохозяйственных и экономических расчетах. [5]

Оба направления исследований важны для обоснования комплексного использования водных ресурсов , проектов орошения и осушения больших территорий. [6]

В учебнике рассматриваются вопросы гидроэнергетики при комплексном использовании водных ресурсов , схемы использования ЕЮДНОЙ энергии, регулирования стока, обоснование параметров гидроузлов и гидроэнергетических установок, их оборудование, водопроводящие сооружения, здания ГЭС, ГАЭС и НС. [7]

Водоснабжение предприятий проектируют с учетом охраны и комплексного использования водных ресурсов , кооперирования потребителей воды и возможности их перспективного развития на основании схем генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов и их промышленных районов. [9]

СССР и других законах предусмотрены мероприятия по комплексному использованию водных ресурсов СССР и санитарной охране водоемов. [10]

К числу мероприятий, наиболее тесно связанных с комплексным использованием водных ресурсов , относится рыбохозяйственное освоение водохранилищ гидроэлектростанций. [11]

Гидроэнергетика, этот водопользователь XX века, является основой комплексного использования водных ресурсов : получение электроэнергии связывается с проблемой регулирования рек, межбассейновыми перебросками стока, строительством каналов и созданием крупных водохранилищ. [12]

Системы водоснабжения предприятий проектируют с учетом требований охраны и комплексного использования водных ресурсов , кооперирования потребителей. Требования к системам водоснабжения приведены в Строительных нормах и правилах: СНиП П-31-74 Нормы проектирования. [13]

ТЭО и схемы канализации должны быть увязаны в части комплексного использования водных ресурсов со схемами развития ирригации и сельскохозяйственного водоснабжения, гидроэнергетики, водного транспорта, рыбного хозяйства, а также с генеральной схемой комплексного использования и охраны водных ресурсов СССР. [14]

Читайте также: