Читательский негативизм и его причины кратко

Обновлено: 30.06.2024

Общемировые процессы и их влияние на чтение. Падение престижа чтения. Функциональная неграмотность: истоки и последствия. Тенденции в чтении детей. Читательский негативизм и его причины. Модели стимулирования детского чтения в разных странах. Роль семьи в приобщении ребенка к книге и приоритет в этом дошкольного этапа развития личности.

Функции чтения

Информационная, коммуникативно-познавательная, эмоционально-творческая функции чтения. Отличие чтения от других способов получения информации. Уникальные функции чтения. Чтение как радость. Сущность художественного наслаждения. Катарсис. Компенсаторная и терапевтическая функции чтения и их роль в жизни ребенка. Чтение как косвенный жизненный опыт и фактор общения. Жизнь реальная и жизнь, отраженная в книгах: сходство и различие. Чтение как развлечение и досуг. Учет разных функций чтения в библиотечной работе с детьми.

Практическая работа. Выявить и конкретизировать функции чтения у детей на материале печатных источников или прямого диалога с читающими детьми.

Виды и методы чтения

Практическая работа. Оценить возможности каждого из видов чтения и смоделировать конкретные ситуации их применения.

Факторы, влияющие на чтение детей

Влияние субъективных и объективных факторов на чтение детей. Психологические особенности личности (темперамент, характер, способности) и их влияние на чтение. Возрастные потребности в чтении. Влияние мотивационной сферы на чтение. Опыт жизненный и читательский. Бюджет времени на чтение.

Социальные факторы. Социально-культурная ситуация развития ребенка как читателя. Влияние книжной среды на чтение. Мода как фактор чтения.

Роль общения в жизни ребенка-читателя. Средства массовой информации в стимулировании чтения детей. Библиотека и библиотекарь в развитии интереса ребенка к чтению. Обучение навыкам чтения. Влияние школы и семьи на чтение ребенка. Реклама и чтение.

Практическая работа . Наметить основные блоки вопросов для изучения факторов, влияющих на чтение ребенка. Составить опросный лист. Провести опрос. Сделать выводы.

Модель читательской деятельности

Культура чтения и общая культура. Их взаимосвязь.

Практическая работа. Корректировка общей модели читательской деятельности применительно к ребенку. Графическое оформление модели. Защита ее.

Данная статья поможет родителям лучше понять механизм развития навыка осознанного чтения у детей, а коллегам - доступно объяснить, как родители могут помочь своему любимому малышу.

ВложениеРазмер
rebenok_ne_khochet_chitat.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЧИТАТЬ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Часто можно услышать от родителей дошкольников сетования на то, что ребенок не хочет читать книги, и чем ближе поступление в школу, тем острее встает проблема детского чтения.

Подобные ситуации с небольшими вариациями довольно часто происходят с детьми старшего дошкольного возраста. Однако причины отказа ребенка от самостоятельного чтения могут быть разные. Не хочет читать, потому что ему трудно или потому что отсутствует интерес к книге как таковой и он не осознает ценности чтения книг. Желание научиться самостоятельно читать зависит от того, как малыш понимает, зачем ему это нужно: чтобы поступить в школу или опередить всех детей в группе, чтобы получить, наконец, обещанный родителями велосипед или все же чтобы больше знать и научиться самому открывать для себя новые знания. Иногда родители требуют от дошкольника самостоятельного чтения при отсутствии первоначального интереса к чтению, книге. Они сами ранее не позаботились, чтобы этот интерес появился и закрепился, и теперь вполне объяснимо, что у ребенка нет соответствующего желания.

Допустим, родители многократно объясняют сыну или дочери, как важно научиться читать, но при этом ребенок видит, что сами родители довольно редко читают, больше времени проводят у телевизора. Видит небрежное отношение к книгам: они пылятся в шкафу или валяются где попало, используются не по назначению (например, как подставка под кастрюли). Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, их корешки сияют позолотой, но, к сожалению, это только часть интерьера, роскошное дополнение к хрустальной люстре, дорогой мебели.

Конечно, есть другие семьи, в которых разговоры о значении книг просто не нужны: ребенок часто видит родителей за книгой, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются покупке интересной книги. Вернемся к нашему примеру. Допустим, Петя растет именно в такой семье. Родители действительно стремятся заинтересовать его чтением и обеспокоены тем, что у него пропало желание читать.

Надо признать, что самостоятельное чтение сначала дается детям с трудом. Хорошо, что мама Пети это понимает и относится к сыну с сочувствием.

Раньше об обучении дошкольников чтению не было и речи. Буквы изучали в первом классе, постепенно учились читать. Но время изменилось, многие школы берут усложненные программы обучения. На собеседованиях при поступлении в школу будущих первоклассников просят продемонстрировать умение читать и дают при этом не отдельные слоги и слова, а чаще всего текст. В некоторых спецшколах, гимназиях, лицеях в первый класс записывают только тех, кто умеет читать.

Несомненно, остается опасение, что родители, не зная, как правильно формировать навык чтения, начнут обучать ребенка неверно (например, чтению по буквам). В связи с этим в прежнее время учителя настойчиво требовали не учить ребенка читать до школы, чтобы в школе не пришлось переучивать. Этой позиции и сегодня придерживаются некоторые педагоги. Существуют программы начального школьного обучения, рассчитанные именно на детей с несформированным навыком самостоятельного чтения.

Школы разные, программы обучения тоже не должны быть одинаковы. И все же наблюдается тенденция к переносу проблемы обучения чтению в область дошкольной педагогики.

Задача дошкольного обучения и воспитания — подготовить ребенка к школе. Воспитатели, педагоги детского сада заранее не могут точно знать, в какую школу родители захотят записать ребенка, но, учитывая стойкое стремление к выбору хороших школ (чаще всего со специальными, экспериментальными программами, ориентированными на индивидуально-личностное развитие детей), знакомятся с программой первого класса и в своей работе частично используют методики начальной школы, в частности, по обучению чтению.

В некоторых детских садах (особенно в тех, которые имеют укрепившуюся связь со школой) стало традицией приглашать учителей начальной школы на собрания родителей подготовительной к школе группы. Иногда учителя проводят отдельные занятия в подготовительной группе, устраивают консультации для родителей. Кроме того, многие школы открывают подготовительные курсы для будущих первоклассников. Занятия проводят, как правило, учителя, предполагающие в следующем году набрать первый класс. Все это направлено на то, чтобы облегчить ребенку в дальнейшем процесс адаптации к школе, обеспечить успешное продвижение в усвоении школьной программы. Однако, как показывает опыт, усилий одних педагогов недостаточно. Требуется помощь родителей в закреплении тех навыков, которые осваивает ребенок. Это относится и к самостоятельному чтению. И тут часто возникают сложности. Что же поможет родителям и ребенку преодолеть трудную ситуацию начала чтения?

Следует серьезно подумать, как сделать чтение для ребенка увлекательным и интересным. Встает вопрос правильного выбора книги. То, что это должна быть детская книга, надеюсь, не требует обоснования. На что еще стоит обратить внимание родителям?

Для освоения читательского умения предпочтительнее книги с крупным, ясно напечатанным шрифтом. Ребенок и так напрягается при чтении, а дополнительная нагрузка на глаза может вызвать отрицательные переживания.

Хорошо, если книга красочно оформлена, тогда еще до чтения она заинтересует ребенка. Но в то же время она не должна состоять преимущественно из иллюстраций, тогда ребенку смысл будет в основном понятен после ее просматривания, и желание читать отпадет.

Некоторые родители предлагают для самостоятельного чтения детям книги, которые читали им раньше. Далеко не всегда такой выбор оказывается удачным. При чтении ребенок некоторые места проговаривает наизусть, встречая трудные слова, сбивается на пересказ. Поэтому фактор новизны книги обычно оказывает большее стимулирующее действие на читающего.

Взрослым обязательно следует помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребенка. Независимо от того, большой текст прочитан ребенком или маленький, простой по содержанию или сложный, обязательно поговорите с ребенком о прочитанном. Пусть малыш почувствует ваш интерес (но не переусердствуйте с вопросами на понимание и критическими замечаниями относительно самого чтения). Похвалите, даже если не очень получалось. А свои замечания (например, если ребенок торопится и проглатывает слова) лучше высказать с уверенностью, что в следующий раз сын (или дочь) будет более внимательным, старательным и все получится еще лучше.

Помните, что важно не только выработать навык чтения, но и воспитать культуру чтения. Ребенок должен усвоить, что если начал читать книгу, то следует дочитать ее до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая через страницы, не заглядывая сразу в конец. Постарайтесь донести до ребенка, что важно постараться все понять в прочитанном, а если что-то осталось неясным, возвратиться и перечитать или спросить у взрослых. Поощряйте вдумчивое чтение. Обратите внимание на выразительность письменной речи писателя, на то, каким ярким образным языком написана книга.

Взрослым не стоит сразу прекращать читать ребенку вслух, как только он сам научится читать. Их выразительное чтение остается хорошим примером и стимулом для совершенствования его чтения. Полезно будет обратить внимание ребенка на чтение мастеров художественного слова. В некоторых семьях сохраняется традиция семейного чтения, и, когда ребенок подрастает и овладевает чтением, ему чаще других предоставляется право выбора книги и роль читателя на семейных встречах. К сожалению, в наше время, по разным обстоятельствам, трудно бывает собраться всей семье и послушать чтение ребенка, но даже если, например, бабушка или мама, начиная гладить или вязать, попросят ребенка почитать им интересную для него книгу, это тоже будет иметь развивающий эффект.

И еще о выборе книг. Сейчас много появилось детских книг на прилавках. Но все их не купишь. Кроме того, специалисты считают, что даже при наличии в семье хорошей библиотеки и множества книг в детском саду сформировать полноценный круг чтения ребенка можно только при активном посещении библиотеки. На примере многих ребят видно, как библиотека помогла преодолеть нежелание (или боязнь неумения?) читать. Здесь большой выбор книг, при этом действительно соответствующих детской тематике, возрастным особенностям. Можно выбрать на любой вкус, познакомиться с лучшими изданиями детской литературы. Родителям тоже будет интересно. В библиотеке есть специальные издания, справочники, помогающие правильно подобрать книги для ребенка, знакомящие с правилами чтения. Можно обратиться за консультацией к библиотекарю.

У ребенка появляется новая роль, теперь он — читатель. Может сам выбрать книгу для чтения. Но если выбрал, то обязан прочитать в указанный срок и вернуть в хорошем состоянии. В библиотеке он увидит и других детей-читателей, почувствует атмосферу любви к книге.

Однако, по моему мнению, у книг не может быть конкурентов. В книгах заключены знания человечества, накопленные в течение веков. Действительно, детские книжки просты по содержанию. Но они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают ребенку любовь к жизни, дарят радость познания. Книги приходят к малышу в раннем детстве, чтобы стать его друзьями, помощниками на всю жизнь. В них он потом будет находить отклик своим переживаниям, размышлениям, искать ответы на вопросы и проблемы. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. Мир книг огромен и многообразен. Да, сегодня может быть популярна одна игра, завтра — другая. Но книги вне моды, они были и всегда останутся, пожалуй, наилучшим творением человечества. Действительно, ребенка увлекают новые игры и занятия, и им нужно отводить определенное время, так же как и мультфильмам и детским фильмам, но не в ущерб здоровью и развитию. Кроме того, необходимо знать и отличать истинно развивающие игры, например компьютерные игры для дошкольников, стимулирующие развитие воображения, интеллектуальных навыков, памяти, внимания. И вместе с тем есть довольно однообразные, содержательно бедные видеоигры. Еще и изобилующие жестокостями игры (как по-иному оценить постоянные схватки с врагами, которых, в соответствии с правилами игры, нужно убить, уничтожить).

Подчас мы не замечаем, что красочные, динамичные мультики тоже отличаются отрицательно насыщенным эмоциональным фоном. Все это воздействует на ребенка незаметно, так как в большей степени затрагивает его подсознание. Именно там поселяются страхи, комплексы, которые так трудно будет победить в дальнейшем.

Все дети назвали книгу, которую читают или только что прочли дома, при этом, как правило, говорили, как читают: самостоятельно или с помощью мамы, бабушки, папы, старшего брата, сестры, тети. Некоторые дети признавались, что еще не умеют читать сами и им читают взрослые или старшие дети. Что касается любимых книг, то некоторым детям было трудно выбрать одну, они называли от двух до пяти книг. Поэтому всего было названо 115 любимых книг. У 29,3 % детей отмечено совпадение любимой книги и той, которую они сейчас читают.

С сожалением можно отметить, что поэзия, которой так много внимания уделяют педагоги в детском саду, из домашнего чтения детей практически выпадает. Может быть, сказывается надежда родителей на педагогов? Многие дошкольники знают сказки в стихотворной форме (А. Пушкина, К. Чуковского и др.), изучение их, как правило; входит в программу детского сада. И дома дети тянутся к этим книгам.

В заключение приводим список книг, которые помогут родителям ответить на возникающие у них вопросы относительно детского чтения.


Россияне считают писателей-прозаиков Льва Толстого и Федора Достоевского одними из величайших… поэтов в мировой литературе. Об этом говорят результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) о том, какие поэты для россиян самые любимые. Опрос приурочен ко Дню памяти А.С. Пушкина, который отмечался 10 февраля. Что это? Плохо учились в школе? Или причина в общем снижение культурного уровня?

Толстого в числе главных поэтов назвали более 11% участников исследования, в рейтинге он занял пятое место вслед за Александром Пушкиным (78%), Михаилом Лермонтовым (43%), Сергеем Есениным (37%) и Владимиром Маяковским (14%). За Достоевского проголосовали 6% респондентов – это меньше, чем за Александра Блока, Николая Некрасова и Анну Ахматову, и столько же, сколько за Марину Цветаеву.

Среди зарубежных авторов россияне выделяют Шекспира и Байрона. Их готовы включить в личный топ самых выдающихся поэтов 5 и 2% участников опроса соответственно. Россияне также считают великими поэтами Николая Гоголя, Ивана Тургенева, Ивана Бунина и Антона Чехова, которые, как Толстой и Достоевский, прославились своими прозаическими произведениями. (Впрочем, Бунин писал и стихи.) Первое, что приходит в голову, когда знакомишься с этими результатами, почему же раньше любой сантехник разбирался в поэзии лучше, чем современный выпускник вуза. И в принципе оправданно связывать эту ситуацию с падением общей культуры в обществе.

Вместе с возникновением негативного отношения к полноценной художественной литературе скудеет духовный мир подрастающего поколения. Учителя отмечают так называемый синдром нарушения восприятия у детей: рассеянное внимание, слабое воображение, блеклую эмоциональную реакцию на читаемое произведение.

Есть и еще одна проблема, говорит Ирина Тихомирова. Современная школа рассматривает чтение преимущественно как репродуктивный, познавательный вид деятельности ребенка. Нет того, что называется читательским творчеством. А ведь только творческое чтение, тесно связанное с эмоциональным подъемом, способно преодолеть этот детский читательский негативизм.

Так почему же дети не читают литературные произведения из школьной программы? В числе причин 35% опрошенных подростков назвали высокую нагрузку по другим предметам. Около 48% респондентов сослались на то, что им не нравятся книги, которые они читают, а еще 7,2% сказали, что просто не любят читать. По мнению школьников, учебная программа по литературе перегружена сложной для понимания в их возрасте классикой, при этом практически отсутствуют истории о сверстниках и актуальных проблемах современности.

Предлагаемое пособие, адресованное школьным учителям, библиотекарям, воспитателям, педагогам центров художественного воспитания детей, во главу угла решения этой проблемы ставит развитие творческого начала в ребенке на материале художественной литературы как вида искусства. Мы убеждены, именно творчество способно вовлечь ребенка в мир литературных образов, сделать из него Читателя. Искусство слова – самый сложный, самый универсальный вид искусства. От него идет ручеек и к живописи, и к музыке, и к кино, и к театру. Оно способно воздействовать на человека всесторонне: расширять его жизненные горизонты, давать ему радость от полноты богатства его собственной внутренней жизни, будить человечность. Воспитав человека на лучших образцах художественной литературы, мы открываем ему дверь во все виды искусства, мы проецируем ему духовно богатую жизнь.

Между тем надо признать, что читательскому творчеству у нас не уделяют должного внимания. Дома и Дворцы творчества юных и разного рода центры художественного развития детей не предусматривают, как правило, открытие кружков и клубов творческого чтения. Детские библиотеки переориентировались в большинстве случаев на информационную деятельность. Да и современная школа, рассматривающая чтение преимущественно как репродуктивный, познавательный вид деятельности ребенка, далека от такого направления. Однако мы уверены, что творческое чтение, неразрывно связанное с эмоциональным подъемом, пробьет себе дорогу усилиями всех, кто болеет за судьбу детей, за будущее нации, ибо вопрос стоит так, либо творческое чтение, либо детский читательский негативизм. Средств массовой информации, растящих потребителей, у нас много, а искусство слова, нацеленное на эмоционально-творческий отзвук читателя – одно. С. Маршак говорил: все струны, какими владеет автор, находятся в сердце читателя. Задача, поставленная временем, заставить эти струны звенеть.

В основу концепции Школы творческого чтения автор положил:

· понимание природы чтения как особого вида эмоционально-творческой жизни, базирующейся на великих душевных силах человека: образном видении, фантазии, наблюдательности, памяти сердца, ассоциативном мышлении, самосознании, сопереживании – и одновременно развивающей эти силы.

· детский способ постижения мира и искусства – наглядно-образное и эмоционально-непосредственное восприятие, естественную потребность ребенка в жизненном опыте, в познании себя и других.

· сущность литературы как творчества писателя, требующего ответного творчества читателя, единство природы этого творчества, его импульсов: догадки, выдумки, фантазии, образного мышления, субъективных ассоциаций, личностных побуждений.

1. ОТ АВТОРА

1. ОТ АВТОРА Когда я оглядываюсь на свое школьное детство, то всегда вспоминаю, что меня очень и очень притягивали книги о путешествиях по странам Востока. А из числа этих стран – главное место занимала Индия. Если вы спросите меня – а почему это Индия? – я и ответить не

От автора

От автора Эти работы, читатель, следующие во времени друг за другом, похожи друг на друга.История литературы в самой литературе.Представьте себе Достоевского или Толстого без содержания, то есть без настаивания на определенных моральных, или, что то же, пророческих

ОТ АВТОРА

ОТ АВТОРА На сложных путях от мифа к литературе, по крайней мере в рамках средневековой культуры, заняли свое место легенды. Можно с уверенностью сказать, что почти вся литература Средневековья легендарна. Все сюжеты ее – это так или иначе разработанные, осмысленные,

ОТ АВТОРА

ОТ АВТОРА Эта книга обращена ко всем, кто любит или же хочет полюбить поэзию, и, конечно, к тем, кто сам пишет стихи. Она не представляет собою трактат, строгое теоретическое рассуждение о стихе и тем более "руководство", учебник. Это просто разговор о стихе, свободно

От автора .

ОТ АВТОРА

ОТ АВТОРА Нередко, когда вы читаете книгу, следите за поворотами сюжета, за полюбившимися героями, перед вами невольно встает вопрос о достоверности изображенной писателем жизни. Реальны ли события, описываемые в книге? Существовали ли в действительности люди, судьба

От автора

ОТ АВТОРА

От автора

От автора Я выражаю глубокую признательность африканским традиционным целителям[1] и от всего сердца благодарю их за то, что они столь дружелюбно позволили мне войти в их жизнь, чтобы наблюдать и делать собственные выводы. Я благодарю преданных своему делу врачей и

От автора

Читайте также: