Общение и коммуникация кратко

Обновлено: 02.07.2024

Общение - это многоплановый и сложный процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями совместной деятельности и включает коммуникацию, интеракцию, социальную перцепцию.

Общение – это процесс взаимодействия человека с человеком с помощью средств речевого и неречевого воздействия.

Цель общения заключается в достижении изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной, поведенческой сферах тех лиц, которые принимают в общении участие. Общение дает возможность его участникам обмениваться результатами труда, мыслями, своими намерениями, переживаниями, идеями и др. Главное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди друг с другом контактировали, взаимодействовали, обменивались информацией и стремились понять друг друга.

В общении психологи условно выделяют коммуникативную, интерактивную и персептивную стороны.

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией таким образом, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Персептивная сторона общения в формировании образа другого человека, восприятие и понимание его. В общении важную роль играет впечатление, возникающее при восприятии человека. Что касается интерактивной стороны общения, то она представляет собой взаимодействие людей в процессе межличностных отношений.

Общению человек учится с детского возраста и овладевает разными его видами. Виды общения зависят от людей и среды, в которой человек живет.

Общение выполняет шесть основных функций:

  1. прагматическую функцию,
  2. функцию формирования и развития,
  3. функцию подтверждения,
  4. функцию объединения-разъединения людей,
  5. функцию организации и поддержания межличностных отношений,
  6. внутриличностную функцию.

Прагматическая функция реализуется в процессе совместной деятельности при взаимодействии людей и отражает его потребностно-мотивационные причины. Самой важной потребностью часто выступает само общение.

Готовые работы на аналогичную тему

Способность общения оказывать воздействие на партнеров отражает функция формирования и развития. В процессе общения с другими людьми усваивается общечеловеческий опыт, социальные исторически сложившиеся нормы, ценности, знания, способы деятельности, идет формирование личности.

Таким образом, общение является универсальной реальностью, в которой происходит зарождение, существование и проявление психических процессов в течение всей жизни человека.

Благодаря функции подтверждения человек имеет возможность познать себя, утвердить и подтвердить себя.

Две стороны имеет функция объединения-разъединения людей. С одной стороны, она способствует передаче тех или иных сведений через контакты между людьми, настраивает их на реализацию общих целей и намерений, объединяя их в единое целое. С другой стороны, эта же функция в результате общения способствует дифференциации и изоляции личности.

Сохранению устойчивых связей между людьми, их взаимоотношений в интересах совместной деятельности служит функция организации и поддержания межличностных отношений.

Общение человека с самим собой через внутреннюю или внешнюю речь обеспечивает внутриличностная функция общения. Это общение рассматривают как универсальную форму мышления человека.

Общение как коммуникация

Общение может иметь форму коммуникации, которая имеет ряд специфических особенностей:

Рисунок 1. Общение как коммуникация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Существуют средства, ослабляющие действие фильтров и способствующие принятию информации. В совокупности эти средства получили название фасцинация, примером которой может быть музыкальное или цветовое сопровождение речи.

В процессе коммуникации выделяется три позиции коммуникатора – открытая, когда он сторонник излагаемой точки зрения, отстраненная позиция – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, при этом не исключается ориентация на одну из точек зрения и закрытая позиция, при которой точка зрения коммуникатора умалчивается.

Среди коммуникативных навыков внимание уделяется нерефлексивному и рефлексивному слушанию. Нерефлексивное слушание – это внимательное молчание, которое используется тогда, когда говорящий формулирует проблему, а цель с его стороны заключается в том, чтобы эмоционально разрядиться. Когда говорящему нужна помощь при решении проблемы, а не только эмоциональная поддержка, используется рефлексивное слушание.

Информационный обмен в общении имеет основную цель – выработать общий смысл, общую точку зрения по поводу различных ситуаций, для которой характерен механизм обратной связи.

Выделяют косвенную обратную, т.е. завуалированную форму передачи психологической информации и прямую связь.

В ходе косвенной обратной связи используются риторические вопросы, иронические замечания, неожиданные эмоциональные реакции, насмешки. В подобных случаях коммуникатор сам должен догадаться, что партнер по общению хотел ему сказать.

Психологические условия эффективности коммуникации

В ходе речевой коммуникации может возникнуть достаточно большой перечень барьеров, например, отключение внимания слушающего, снижение авторитета коммуникатора в своем представлении, причем специальное, быстрый темп речи или плохая артикуляция говорящего, использование незнакомых терминов, слишком замысловатые конструкции фраз, частые повторы, неудачное структурирование, плохо выстроенная последовательность аргументации.

Повысить эффективность речевого воздействия позволяет совокупность определенных мер, получивших название убеждающей коммуникации.

Односторонние доказательства информированную аудиторию не убедят, а вот аргументация, в ходе которой излагаются, а затем опровергаются доводы противоположной стороны, убеждают больше.

В процессе общения человек использует тот или иной коммуникативный стиль, обычно их выделяют десять:

Участники общения в процессе коммуникации не только обмениваются информацией, но и добиваются её адекватного понимания всеми партнерами.

Благоприятному развитию общения и его эффективности способствует совместимость установок партнеров, четко сформулированные цели общения, твердо высказываемая основная мысль.

На эффективность общения влияет убежденность в понимании сказанного, спокойное отношение к любой реакции. Важным моментом для эффективной коммуникации является возможность обратной связи.

Общение и коммуникация – что это и отличия

Общение и коммуникация являются неотъемлемыми составляющими человеческой природы. Различия между терминами можно понять в полной мере, если привести для каждого из них определения. Общаться человек должен для гармоничного развития, коммуникация же позволяет ему узнавать больше, находясь в обществе. Понятия воспринимаются специалистами в области психологии, философии по-разному. Собственный взгляд на них имеется и у личностей творческих. Именно поэтому важно знать, какие имеются отличия и существуют ли они относительно указанных терминов.

Определение понятий

Общение представляет собой сложный и разноплановый процесс. В нем задействованы несколько видов деятельности человека – речь, интеллектуальные и психические возможности. Все они направлены на то, чтобы установить контакт с другим человеком (или несколькими людьми), укреплять и развивать его.

Коммуникация является совокупностью доступных человеку вербальных и невербальных операций. Результатом становится обмен информацией. Поступает она на уровне взаимодействия между личностями.

Сравнение

Общение и коммуникация – что это и отличия

Пониманию сходства и различий между терминами поможет сравнение. Для продуктивного общения требуется особое свойство – универсальность. Если оно развито у человека, то ему будет легко объединить все доступные ему виды взаимоотношений между людьми, чтобы быть интересным для окружающих, вызывать желание поддерживать беседу. Одновременно с этим каждый из участников общения не перестают осознавать себя уникальными личностями. Коммуникация является одним из видов деятельности, которые можно применить в процессе общения. В результате два собеседника могут вести продуктивный диалог или общаться в составе группы.

Коммуникация, в свою очередь, обладает важнейшими для общения функциями. В состав включены речевые, визуальные и тактильные (прикосновение) способы восприятия информации. Значимыми в этом случае являются такие показатели, как тембр голоса или поза, которую выбрал собеседник. В процессе коммуникативного общения человек не только говорит и слушает, но и выражает свое отношение к содержанию беседы, а также к самому собеседнику. Выражается это не всегда в непосредственной беседе. Человек может улыбаться, смотреть в глаза, хмуриться, произносить фразы с иронией. Все это указывает, какие эмоции испытывает один собеседник по отношению к другому. Позитивный настрой выражается, когда возникает непроизвольное желание дотронуться или приблизиться к человеку. Удаление от собеседника может означать недоверие. Вербальный контакт дополняется получаемой в процессе общения, невербальной информацией. Подобный комплекс является полноценным для процесса взаимодействия между людьми, желающими получить новую информацию, обрести опыт и знания в различных областях деятельности.

Выводы

Общение и коммуникация – процессы, имеющие много общих черт. Они являются знаковыми для каждого человека, стремящегося к расширению круга общения и желающего социализироваться. В коммуникацию включены различные сигналы, позволяющие лучше узнать человека, определить его отношение к собеседнику или обсуждаемой теме.

Общение рассматривается как форма межличностных отношений. Она сочетает коммуникативные функции с интерактивными, что позволяет усилить положительный эффект. Выделяют несколько типов, которые применятся в зависимости от ситуации: деловое, дружеское, личное или официальное. Функции коммуникации связаны с вербальными и невербальными способами получения человеком новой или интересующей его информации. Функцией общения является установление, а затем и развитие контактов, установившихся между людьми.

Процессы коммуникации связаны со знаковыми системами и применяют в процессе речевую деятельность. Общение сочетает коммуникативные функции с наглядными и более современными — интерактивными. В коммуникации на первый план выходит момент получения информации и ее оценка. Принимается во внимание способ и форма ее подачи. В общении одинаково важны как содержание и тема беседы, так и используемый каждым из участвующих в ней людей, эмоциональный фон.

Как таковое, общение — это сложный процесс, состоящий из трех составляющих:

  • коммуникация — обмен информацией путем использования знаков или символов;
  • перцепция — создание и поддержание взаимосвязей между субъектами;
  • интеракция — взаимодействие с субъектом.

Общение применяется в качестве инструмента для обмена знаниями, навыками, опытом и т.д. Степень эффективности общения, усваиваемости информации напрямую зависит от глубины задействованных эмоций. Чем они сильнее и ярче, тем сильнее включают в работу память.

Коммуникация, в свою очередь, также состоит из трех составляющих:

  • когнитивная — степень осведомленности в данном контексте;
  • эмотивная — манипулирование эмоциями субъекта, своим состоянием;
  • коннотативная — определение поведения субъекта.

Кроме этого, субъекты процесса коммуникации выполняют следующие функции:

  • информационно-коммуникативная — совершение процесса обмена информации, ее усвоения;
  • аффективно-коммуникативную — оказание влияния на эмоциональную составляющую участника общения;
  • регулятивно-коммуникативную — направление деятельности участников общения, контролирование каждого субъекта.

Между описанными функциями наблюдается прочная связь.

Сразу несколько исследований указывают на высокую степень различия межличностной и массовой коммуникации. Исследователи сравнивают их по конкретным параметрам, что описано на рисунке 1.

Информационно-коммуникативная функция побуждает участников общения к творчески продуктивному взаимодействию, желанию осознать позиции и мнения друг друга, ведению дискуссий.

Рисунок 1. Межличностная и массовая коммуникация

Расскрытие понятий

Регулятивно-управляющая функция служит для настройки участников общения на один лад путем их воздействия друг на друга в степени, которая зависит от психологического состояния и свойств каждого из субъектов. Стандартными инструментами для воздействия на другого человека являются: убеждение, внушение, подражание и заражение.

Эмоционально-коммуникативная функция влияет на ход общения путем воздействия на эмоциональное состояние участников коммуникации. Дает возможность как снять напряжение в общении, так и создать раздражительную, негативную атмосферу.

Теория массовой коммуникации

Массовая коммуникация, аналогично межличностной, основывается на следующих уровнях общения:

  • рациональный — определение причинно-следственных связей и мотивов путем логических рассуждений;
  • эмоциональный — идентификация эмоционального состояния аудитории;
  • интуитивный — предполагает действия, самопроявления субъектов.

Выбор инструмента для управления группой должен быть основан, исходя из ее особенностей, которые необходимо фиксировать на каждом из уровней. Для налаживания контакта с аудиторией, стоит применять на практике следующие правила:

Информация, которую желает передать субъект, должна сопровождаться авторской оценкой и доступной мотивацией толкования. Кроме этого, необходимо помнить, что полноценный контакт в общении можно получить только психологически расположив другую сторону к говорящему. Именно так зарождается взаимопонимание.

Психологическими факторами общения являются контекст, культурный фон (язык, традиции, нормы), определяющие форму общения. Непосредственно сам процесс общения и его исход определяются уровнями общения: макросоциальный — общезначимые формы; микросомальный — чет текущей обстановки разговора (интервью, заседание суда и т.д.). Человек, как социальное существо, испытывает симпатию и интерес субъектам, которые схожи с ним по какому-то из признаков — происхождению, социальному положению, позициям в тех или иных ситуациях. Каждый разговор побуждается с каким-то мотивом, будь он осознанным или нет. Им может быть желание самовыразиться, узнать партнера, проявить ум, ведение беседы с объектом обожания, восстановление справедливости, вмешательство в ситуацию и т.д. Очень часто мотивом начала разговора выступает желание привлечь к себе внимание, популярность. Коммуникатор заботится о поддержании мотива общения.

По заявлениям исследователей в области психологии, индивидуум старается удовлетворять свои потребности по мере важности. Таким образом, на первом месте будут естественные потребности (еда, воздух, сон), далее потребность комфорта и безопасности, социальная реализованность и самоутверждение.

В рекламе, например, иерархию мотивов можно представить в общем виде:

  1. Эмоциональные мотивы (обрести привлекательность, сохранить внимание близких, выделиться из массы себе подобных, вызвать восхищение, быть принятым в определенной среде, преодолеть страх, удовлетворить любопытство, почувствовать себя комфортно и т.д.).
  2. Рациональные мотивы.
  3. Утилитарные мотивы.
  4. Эстетические мотивы.
  5. Мотивы престижа.
  6. Мотивы уподобления и мотивы моды.
  7. Мотивы самоутверждения.
  8. Мотивы традиции.

Также часто используются в рекламных кампаниях следующие глубинные мотивы:

  1. Чувство уверенности.
  2. Надежность.
  3. Самоудовлетворение.
  4. Творческие наклонности.
  5. Объекты любви.
  6. Семейные традиции.
  7. Зависть.
  8. Недоверчивость.
  9. Лесть.

Стоит учитывать то, что мотивы, как таковые, имеют неоднозначный характер: одни выражают боль, другие — радость. В общении с массами важно избавиться от предубеждения, чтобы обрести мотивацию. Именно благодаря ней коммуникатор сможет успешно достигать цели общения. Главным мотиватором журналиста должна быть серьезность его намерений.

Журналист может манипулировать препятствующими факторами и контактом с собеседником, если он разбирается в психологической составляющей общения. Преследуя свои цели, журналист может легко менять предрасположенность к себе, совершая те или иные действия.

Предрасположенность к человеку основывается на прошлом опыте общения, оценке действия коммуникатора, сходство взглядов и суждений. Оно управляет выстраиванием взаимоотношений общающихся. В процессе общения полученные в прошлом навыки собираются в конкретный поведенческий шаблон, который корректируется в зависимости от социальной группы. Это помогает сократить трату психологических ресурсов и быстрее настроить благоприятную атмосферу. Чтобы верно выстроить свое поведение, необходимо верно распознать собеседника, оценить его мотивы.

Принципы ведения общения

Общение, как таковое, имеет три иерархические ветви, которые тесно связаны между собой: коммуникативную, интерактивную, перцептивную.

  • Коммуникативная сторона общения описывает обмен данными (навыками, информацией) между субъектами процесса с помощью символов и знаков, мимики, жестикулирования и других инструментов передачи информации.
  • Интерактивная сторона общения описывает взаимодействие субъектов определенным образом (сотрудничество, конкуренция, доминирование).
  • Перцептивная сторона общения описывает построение взаимоотношений между субъектами путем совместного познания друг друга, формировании на основе полученной информации образа собеседника. Основным механизмом познания собеседника является идентификация (построение ассоциаций объекта с образом) и рефлексия (оценка объекта третьими лицами). Основой профессионального общения является умение различать вербальные и невербальные знаки собеседника, выбирать адекватную реакцию и правильно взаимодействовать.

Эмпатия — это сочувствующее состояние, вызванное произошедшим у собеседника.

Осведомленность о социальном статусе собеседника и его социальной роли способствует устранению психологических барьеров в общении. Журналист может настроить собеседника на правильный лад, получив от него дополнительную информацию, если будет обладать хорошим умом и способностями к эмпатии.

Познания и навыки в психологии общения помогают брать на себя доминирующую роль в разговоре, достигая поставленных целей. Если же ее игнорировать, коммуникатор станет заложником ситуации и будет либо следовать свободному течению общения, либо поддаваться манипуляциям собеседника.

В профессиональной карьере журналиста необходим навык применения техники эффективного расспроса, умению аргументировать, вести дискуссию, адекватно оценивать собеседника и уметь снимать эмоциональное напряжение в разговоре.

При общении с людьми, верной практикой является совершенствование навыков ведения разговора путем применения новых практик психологической психологии, накоплению опыта успешного разговора. Понимание психологических процессов и закономерностей делает чрезвычайно важно для журналиста.

Ожидания коммуникатора о предстоящей беседе могут не соответствовать действительности. Как правило, это связано с предвзятым отношением к собеседнику, применением к нему ряда стереотипов, которые мешают в полной мере раскрыть собеседника, понять его мотивы и взгляды. В работе по устранению таких стереотипов помогают взаимные контакты. С приобретением опыта, установка взаимного контакта становится для журналиста естественным процессом.

Предметной подготовки недостаточно, чтобы в полной мере осознать методологический принцип оценочных суждений, развивать умение поддержания целевых тем разговора. Для успешного выполнения поставленных задач необходим опыт. На содержание разговора влияет не только предмета обсуждаемых тем, но и от окружающей среды, атмосферы.

Журналист обязан быть крайне сосредоточенным во время интервью, раскрыть внутренний слух. Необходимо тонко улавливать язык жестов собеседника, не перебивать его (особенно в тех случаях, когда партнер по общению раскрывается и начинает в полной мере описывать свои позицию, взгляды). Во время разговора допускается оказание знаков внимания (расслабляют собеседника и снижают напряжение). В случае нежелания говорить у собеседника, необходимо брать управление разговором на себя, направляя его в удобное для партнера русло, чтобы эмоциональное напряжение спало, собеседник почувствовал психологическое спокойствие. После этого целесообразно снова переходить на целевые темы общения.

В журналистике необходимо грамотно подходить к выбору собеседника. Коммуникатор должен проанализировать его поведение, определить психологические свойства, степень раскрепощенности и отрицательные настрои. Это не только повысит продуктивность беседы, но и позволит сэкономить потраченное время на нецелесообразный разговор.

Степень эффективности беседы зависит от следующих факторов: социальные роли собеседников, их психологическое состояние, сценарий беседы, мотивы, желание познавать и принимать взгляды, харизма (т.е. личностные свойства, вызывающие веру в силу, возможности, достоинства человека), выражение экспрессии (мимика, жесты, интонация). Все это формирует образ собеседника, который сохраняется в памяти, выражает определенные чувства и побуждает ряд процессов.

Психология воздействия работает в том случае, если собеседники общаются в одной системе передачи информации. Однако, стоит учитывать появление различных барьеров: социальных, политических, профессиональных, религиозных.

В работе коммутатора неизбежно встречаются ошибки. Риск их возникновения можно значительно снизить, если исключить типичные причины их появления. В первую очередь следует развить в себе навык самодисциплины и максимальной внимательности к собеседнику. Это повысит уровень ответственности в подходе к работе.

Для общения следует выбирать знакомые локации в подходящее время, следует расписать возможные сценарии беседы и быть готовым к возможным неожиданным обстоятельствам.

Каждый участник общения совершает следующие процедуры: устанавливает характеристики и особенности других участников, дает оценку их поступкам на на основе эмоций, логики и интуиции, фиксирует причинно-следственные связи, выбирает средство реагирования или воздействия на деятельности других участников общения.

Структура массового общения и понятие коммуникатора

В структуре массового общения выделяют следующие компоненты:

Таким образом, коммуникатор представляется некой совокупностью, что имеет все атрибуты источника информации. Это дает ему преимущество при работе с аудиторией.

Любой информационный канал обладает определенными особенностями и имеет определенные плюсы и минусы. Исследователи в области психологии указывают основные принципы телевидения:

  1. Выстраивание изображение путем представления несвязной между собой информации (отличная по величине, типу, содержанию).
  2. Закрепление данной информации путем вызова резонанса в подсознании аудитории, что вызывает преодоление раздробленности, соединение информации в единую логическую цепь.

Потребность в улучшении коммуникативных навыков диктуется распространенностью широких потоков информации, в которых требуется умение налаживать конструктивное общение на всех уровнях.

Быстрый рост сети распространения информации привел к увеличению коммуникативных процессов. Кроме этого, произошли изменения в способе мышления, подходу к информации как таковой. Под воздействием СМИ изменяется не только сознание людей, но и их психологические характеристики, свойства, состояния.

Массовая коммуникация предполагает кругооборот информации в социуме, которая оказывает определенное влияние на аудиторию. Массовая коммуникация как канал общения имеет организационно-управленческие функции, а также функции социальной ориентированности и институциональности.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Коммуникация (общение)" в других словарях:

Коммуникация, общение — обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми … Словарь терминов антикризисного управления

КОММУНИКАЦИЯ (ОБЩЕНИЕ) НЕВЕРБАЛЬНАЯ — передача информации др. человеку или группе лиц без использования речи. Виды К. н.: кинесика (совокупность телодвижений, жестов, мимики, пантомимики, манеры одеваться, причесываться и т. п.); проксемика (место и время общения); пара и… … Педагогический словарь

коммуникация — (от лат. communico делаю общим, связываю, общаюсь) смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) … Большая психологическая энциклопедия

Коммуникация — общение, передача информации от человека к человеку в процессе деятельности; понятие, используемое в социальной психологии для характеристики структуры деловых и межличностных связей и для характеристики обмена информацией в человеческом обществе … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

КОММУНИКАЦИЯ — Общение, обмен информацией Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия

Читайте также: