Шаги в программировании кратко

Обновлено: 02.07.2024

Для начала я хотел бы сказать, что управлять компьютером и создавать программы может любой человек. Для создания компьютерных программ не нужно обладать невероят­ным интеллектом или ученой степенью в математических дисциплинах. Вам понадобится только желание в чем-то разобраться и терпение, чтобы не бросить занятия.

Умение писать программы — это такое же умение, как и умение плавать, танце­вать или жонглировать. Некоторым людям действительно удается делать это намного лучше, чем другим, но любой человек сможет достичь определенных результатов при должной практике. Именно по этой причине дети становятся асами программирова­ния в раннем возрасте. Дети не обязательно гениальны; они просто склонны позна­вать новое и не боятся ошибаться.

Несмотря на то, что компьютеры кажутся очень сложными электронными чудови­щами, расслабьтесь. Совсем немногие знают, как именно работают поисковые машины, которые позволяют вам быстро находить необходимую информацию в Internet, a некоторые люди и не разобрались, как управлять автомобилем. Точно так же прак­тически любой может научиться создавать программы, не вдаваясь в подробности о том, как именно работает компьютер.

Вообще говоря, программа указывает компьютеру, как решить ту или иную проблему. Поскольку в мире полно проблем, количество программ, которые могут написать люди, бесконечно.

Однако, для того чтобы сообщить компьютеру, как решить одну громадную про­блему, обычно вам придется рассказать компьютеру, как решить целый ряд мелких проблем, из которых и состоит большая проблема.
На самом деле программирование совсем несложно и не является чем-то загадочным и сверхъестественным. Если вы в состоянии написать пошаговые инструкции, которые по­зволят человеку найти ваш дом, вы сможете написать и компьютерную программу.

Самое сложное в программировании — определение небольших проблем, обра­зующих проблему, которую вам необходимо решить. Так как компьютеры абсолютно глупы, вам придется рассказать им, как выполнять любые действия.

Если вы считаете, что создавать программу интереснее, чем ее использовать, у вас есть все необходимое для того, чтобы создавать компьютерные программы. Если вы хотите изучить написание компьютерных программ, вам необходимы три следующих качества.

Стремление. Если вы чего-то очень сильно хотите, вы обязательно это получите (но если вы совершите что-то противозаконное, вы рискуете провести немало времени в тюрьме). Если вы хотите научиться про­граммировать, ваше желание обязательно вам поможет, независимо от того, сколько препятствий окажется у вас на пути.

Любознательность. Здоровая доза любознательности может подогревать ваше стремление к экспериментированию и дальнейшему совершенст­вованию навыков программирования даже после прочтения настоящей книги. Благодаря любопытству изучение программирования окажется для вас менее скучным и более интересным. А если вам интересно, вы обязательно изучите и запомните больше сведений, чем любой абсо­лютно незаинтересованный в этом человек (например, ваш начальник).
Воображение. Создание компьютерных программ — это навык, но во­ображение поможет сделать этот навык более совершенным и направ­ленным. Обладающий изрядной долей воображения начинающий про­граммист всегда будет создавать намного более интересные и полезные программы, чем замечательный программист без воображения. Если вы не знаете, что же делать со своими навыками программирования, ваш талант просто погибнет без воображения.

Стремление, любознательность и воображение — вот три самых важных качества, которыми должен обладать каждый программист. Если вы обладаете ими, вам стоит беспокоиться только о мелочах: какой язык программирования изучать (например, C++), что там с математикой и т.д.

Среди многих языков программирования вы всегда сможете найти именно тот язык, который подходит для решения данной задачи. При появлении нового типа проблем люди создают новые языки.

Конечно, на самом деле компьютер понимает только один язык, состоящий из ну­лей и единиц, который называется машинным языком. Обычно программа, написанная на машинном языке, выглядит приблизительно так:

0010 1010 0001 1101

ООН 1100 1010 1111

0101 ОНО 1101 0101

1101 1111 0010 1001

Теперь мне бы хотелось разъяснить вам, что следует отличать язык программирования (Basic, Pascal) от его реализации, которая обычно представлена в составе среды программирования (Quick Basic, Virtual Pascal) — набора средств для редактирования исходных текстов, генерации исполняемого кода, отладки, управления проектами и т.д. Синтаксис и семантика языка программирования фиксируется в стандарте языка. Каждая среда программирования предоставляет свой интерпретатор или компилятор с этого языка, который зачастую допускает использование конструкций, не фиксированных в стандарте.

Рассмотрим основные и популярные языки программирования

Assembler Это ярчайший представитель языков низкого уровня, набор понятий которого основан на аппаратной реализации. Это средство автоматизации для программирования непосредственно в кодах процессора. Машинные команды описываются в виде мнемонических операций, что позволяет добиться достаточно высокой модифицируемости кода. Поскольку набор команд на разных процессорах различен, то и о совместимости говорить не приходится. Использование ассемблера целесообразно в случаях, когда необходимо напрямую взаимодействовать с оборудованием, либо получить большую эффективность для некоторой части программы за счет более высокого контроля над генерацией кода.

Кобол — Язык программирования высокого уровня, разработанный в конце 1950-х гг. ассоциацией КАДАСИЛ для решения коммерческих и экономических задач. Отличается развитыми средствами работы с файлами. Поскольку команды программ, написанных на этом языке, активно используют обычную английскую лексику и синтаксис, Кобол рассматривается как один из самых простых языков программирования. В настоящее время используется для решения экономических, информационных и других задач.

Фортран — Язык программирования высокого уровня, разработанный фирмой IBM в 1956 г. для описания алгоритмов решения вычислительных задач. Относится к категории процедурно-ориентированных языков. Наиболее распространенными версиями этого языка являются Фортран IV, Фортран 77 и Фортран 90. Используется на всех классах ЭВМ. Последняя его версия также применяется на ЭВМ с параллельной архитектурой.

Ада — Язык программирования высокого уровня, ориентированный на применение в системах реального времени и предназначенный для автоматизации задач управления процессами и/или устройствами, например, в бортовых (корабельных, авиационных и др.) ЭВМ. Разработан по инициативе министерства обороны США в 1980-х гг. Назван в честь английского математика Ады Августы Байрон (Лавлейс), жившей в 1815-1851 гг.

C и C++ В основе языка C — требования системного программиста: полный и эффективный доступ ко всем ресурсам компьютера, средства программирования высокого уровня, переносимость программ между различными платформами и операционными системами. С++, сохраняя совместимость с C, вносит возможности объектно-ориентированного программирования, выражая идею класса (объекта) как определяемого пользователем типа. Благодаря перечисленным качествам, C/C++ занял позицию универсального языка для любых задач. Но его применение может стать неэффективным там, где требуется получить готовый к употреблению результат в кратчайшие сроки, либо там, где невыгодным становится сам процедурный подход.

Delphi — это не продолжатель дела Borland Pascal / Borland C, его ниша — т.е. быстрое создание приложений (Rapid Application Developing, RAD). Подобные средства позволяют в кратчайшие сроки создать рабочую программу из готовых компонентов, не растрачивая массу усилий на мелочи. Особое место в таких системах занимают возможности работы с базами данных.

Лисп — Алгоритмический язык, разработанный в 1960 г. Дж. Маккарти и предназначенный для манипулирования перечнями элементов данных. Используется преимущественно в университетских лабораториях США для решения задач, связанных с искусственным интеллектом. В Европе для работ по искусственному интеллекту предпочитают использовать Пролог.

Пролог — Язык программирования высокого уровня декларативного, предназначенный для разработки систем и программ искусственного интеллекта. Относится к категории языков пятого поколения. Был разработан в 1971 г. в университете г. Марсель (Франция), относится к числу широко используемых и постоянно развиваемых языков. Последняя его версия Prolog 6.0

ЛОГО — Язык программирования высокого уровня, разработан в Массачусетском технологическом институте в ориентировочно 1970 г. для целей обучения математическим понятиям. Используется также в школах и пользователями ПЭВМ при написании программ для создания чертежей на экране монитора и управления перьевым графопостроителем.

Алгол — Язык программирования высокого уровня, ориентированный на описание алгоритмов решения вычислительных задач. Был создан в 1958 г. специалистами западно-европейских стран для научных исследований. Версия этого языка Алгол-60 была принята Международной конференцией в Париже (1960 г.) и широко использовалась на ЭВМ 2-го поколения. Версия Алгол-68, разработанная группой специалистов Международной федерации по обработке информации (ИФИП) в 1968 г., получила статус международного универсального языка программирования, ориентированного на решение не только вычислительных, но и информационных задач. Хотя в настоящее время Алгол практически не используется, он послужил основой или оказал существенное влияние на разработку более современных языков, например, Ада, Паскаль и др.

Самого лучшего языка не существует. Если вы собираетесь стать профессионалом в написании программ, вам необходимо изучить один из языков программирования высокого уровня (наиболее популярен язык программирования C++), а также один из языков программирования баз данных (например, SQL). Изучив язык программиро­вания C++, вы не ошибетесь. Зная этот язык, вы всегда сможете найти работу в любой компании, занимающей­ся программированием.
Несмотря на большую популярность языка программирования C++, часто исполь­зуются и другие языки. На многих устаревших компьютерах до сих пор работают программы, написанные на языке программирования COBOL. Поэтому нужны про­граммисты, которые умеют усовершенствовать данные программы, а также писать но­вые. Очень часто крупные компании выплачивают таким программистам высокую за­работную плату.
Если вы собираетесь работать самостоятельно, предпочтительнее всего научиться создавать собственные программы для баз данных. Для этого вам понадобится изучить такие языки программирования, как SQL или VBA, которые используются в програм­ме Microsoft Access. Для того чтобы создавать Web-страницы, необходимо знать HTML, а также немного знать Java, JavaScript, VBScript и другие языки программиро­вания для Internet. Самым нужным будет тот язык программирования, который по­зволит решить поставленные перед вами задачи легко и быстро. Это может быть язык программирования C++, BASIC, Java, SQL или язык ассемблера.

В заключение отметим, что с профессиональной точки зрения не так важно на каком языке и в какой среде работает программист, сколько как он выполняет свою работу. Меняется аппаратура и операционные системы. Возникают новые задачи из самых различных предметных областей. Уходят в прошлое и появляются новые языки. Но остаются люди — те, кто пишет и те, для кого пишут новые программы и чьи требования к качеству остаются теми же вне зависимости от этих изменений.
Вот с вами мы и рассмотрели основы программирования и основные языки программирования.


Это нормально, когда новичок в программировании не понимает, с чего начать обучение и как оно должно проходить. Мы собрали семь советов, которые помогут изучить основы написания кода.

Автор книги “Лёгкий способ выучить Python” Зед Шоу различает полных новичков в программировании и начинающих программистов. Новички не знают даже основ программирование, “открыть консоль” звучит для них как фраза из другого мира. Начинающие программисты уже имеют небольшой опыт и базовые навыки.

Чтобы перейти из категории “новичок” в “начинающий программист” Шоу рекомендует изучить основы четырёх базовых языков программирования. После прочтения, например, четырёх книг по разным языкам программирования новичок разберётся в базовом синтаксе, научится писать небольшие программы и поймёт, что за абстрактными понятиями стоят вполне конкретные вещи. Конечно, четыре языка разом звучит как что‑то невероятное для новичка. Но верна основная идея: новичку нужно начать с изучения основ и общего понимания концепций программирования.

Определитесь с областью

Сначала нужно определить, зачем вам программировать? Вы хотите стать профессиональным разработчиком, написание кода поможет эффективно выполнять основные рабочие обязанности, послужит продвижению по службе, привлекает достойная оплата труда разработчиков или это просто новое хобби. В разработке существует множество направлений, невозможно двигаться вперёд без их чёткого понимания.

Back‑end разработчик: Разбирается в особенностях работы сервера, знает как устроены базы данных, имеет навык системного администрирования.

Front‑end разработчик: Создаёт сайты и шаблоны для CMS, разрабатывает пользовательский интерфейс. В отличие от Back‑end разработчика имеет возможность видеть результаты работы мгновенно.

Mobile‑разработчик: Занимается разработкой приложений для мобильных устройств, таких как смартфоны, планшеты и умные часы.

Разработчик игр: Пишет код для производства игр, отвечает за взаимодействие игрока с виртуальным пространством.

Разработчик ПО: Занимается разработкой программного обеспечения. Хорошо знает математику и количественный анализ.

Если программирование привлекает из‑за возможности иметь высокий заработок, смотрите на зарплатный рейтинг разработчиков и выбирайте область, в которой платят больше всего.

Выберите первый язык

Учитесь на примерах

Любой текст по программированию без реальных примеров - пустая трата времени. Изучая неизвестную концепцию, например, определение классов, переписывайте примеры кода из учебника своими руками. Поменяйте код и посмотрите, как он работает после этого.

Если у вас достаточно упорства и желания, то вы сможете развиваться в сфере информационных технологий

Если у вас достаточно упорства и желания, то вы сможете развиваться в сфере информационных технологий

Решайте задачи

Поставьте задачу самостоятельно и попытайтесь решить её с помощью новых техник, о которых вы только что прочли в учебнике. Если подводит фантазия, задачи можно найти в интернете. Понять, как на самом деле работает код, можно только на примере реального проекта. Главное для программиста – это постоянная практика, так что пишите больше кода.

Учитесь любыми возможными способами

Уткнуться в одну книжку или ограничиться единственным курсом по программированию не достаточно. Попробуйте разные способы обучения: читайте книги в транспорте, смотрите обучающие видео за едой, слушайте подкасты во время прогулки, пишите код в свободное время дома. Так будут задействованы вербальная, визуальная и механическая виды памяти, это повышает вероятность, что в вашей голове останется больше информации.

Следите за крутыми программистами

Подпишитесь на блоги трендсеттеров в интересующей вас области разработки. Часто они приводят код из реальных проектов, пишут про последние тенденции и будущие технологии, записывают обучающие видео и подкасты. Правда, для погружения в тему придётся подтянуть английский, так как многие высококлассные программисты предпочитают общаться на этом языке.

Запишитесь на курсы

Самообучение подойдёт только высокоорганизованным людям. Большое количество времени занимают даже простые организационные вопросы: с чего начать, как выстроить логику обучения, подобрать полезные и актуальные обучающие материалы, поставить правильные задачи и решить их, понять корректен ли код, может ли он работать лучше. Эти трудности могут поставить новичков в ступор и напрочь лишить мотивации продолжать обучение уже на первых порах.

Курсы программирования помогут ускорить процесс обучения, так как имеют чётко выстроенную программу, разработанную практикующими программистами и методистами. Куратор курса проверит код, подскажет, как сделать лучше, поможет разобраться с трудностями и подбодрит в моменты уныния. После успешного обучения организаторы, как правило, предоставляют сертификаты. Дополнительные документы повысят шансы получить позицию младшего разработчика, так как наглядно продемонстрируют будущему работодателю знания и навыки, которыми вы обладаете.

После того, как вы подробно освоите хотя бы один язык программирования, изучение дальнейших языков и технологий пойдёт намного проще. Если у вас достаточно упорства и желания, то вы сможете развиваться в сфере информационных технологий.

Для начала я хотел бы сказать, что управлять компьютером и создавать программы может любой человек. Для создания компьютерных программ не нужно обладать невероят­ным интеллектом или ученой степенью в математических дисциплинах. Вам понадобится только желание в чем-то разобраться и терпение, чтобы не бросить занятия.

Умение писать программы — это такое же умение, как и умение плавать, танце­вать или жонглировать. Некоторым людям действительно удается делать это намного лучше, чем другим, но любой человек сможет достичь определенных результатов при должной практике. Именно по этой причине дети становятся асами программирова­ния в раннем возрасте. Дети не обязательно гениальны; они просто склонны позна­вать новое и не боятся ошибаться.

Несмотря на то, что компьютеры кажутся очень сложными электронными чудови­щами, расслабьтесь. Совсем немногие знают, как именно работают поисковые машины, которые позволяют вам быстро находить необходимую информацию в Internet, a некоторые люди и не разобрались, как управлять автомобилем. Точно так же прак­тически любой может научиться создавать программы, не вдаваясь в подробности о том, как именно работает компьютер.

Вообще говоря, программа указывает компьютеру, как решить ту или иную проблему. Поскольку в мире полно проблем, количество программ, которые могут написать люди, бесконечно.

Однако, для того чтобы сообщить компьютеру, как решить одну громадную про­блему, обычно вам придется рассказать компьютеру, как решить целый ряд мелких проблем, из которых и состоит большая проблема.
На самом деле программирование совсем несложно и не является чем-то загадочным и сверхъестественным. Если вы в состоянии написать пошаговые инструкции, которые по­зволят человеку найти ваш дом, вы сможете написать и компьютерную программу.

Самое сложное в программировании — определение небольших проблем, обра­зующих проблему, которую вам необходимо решить. Так как компьютеры абсолютно глупы, вам придется рассказать им, как выполнять любые действия.

Если вы считаете, что создавать программу интереснее, чем ее использовать, у вас есть все необходимое для того, чтобы создавать компьютерные программы. Если вы хотите изучить написание компьютерных программ, вам необходимы три следующих качества.

Стремление. Если вы чего-то очень сильно хотите, вы обязательно это получите (но если вы совершите что-то противозаконное, вы рискуете провести немало времени в тюрьме). Если вы хотите научиться про­граммировать, ваше желание обязательно вам поможет, независимо от того, сколько препятствий окажется у вас на пути.

Любознательность. Здоровая доза любознательности может подогревать ваше стремление к экспериментированию и дальнейшему совершенст­вованию навыков программирования даже после прочтения настоящей книги. Благодаря любопытству изучение программирования окажется для вас менее скучным и более интересным. А если вам интересно, вы обязательно изучите и запомните больше сведений, чем любой абсо­лютно незаинтересованный в этом человек (например, ваш начальник).
Воображение. Создание компьютерных программ — это навык, но во­ображение поможет сделать этот навык более совершенным и направ­ленным. Обладающий изрядной долей воображения начинающий про­граммист всегда будет создавать намного более интересные и полезные программы, чем замечательный программист без воображения. Если вы не знаете, что же делать со своими навыками программирования, ваш талант просто погибнет без воображения.

Стремление, любознательность и воображение — вот три самых важных качества, которыми должен обладать каждый программист. Если вы обладаете ими, вам стоит беспокоиться только о мелочах: какой язык программирования изучать (например, C++), что там с математикой и т.д.

Среди многих языков программирования вы всегда сможете найти именно тот язык, который подходит для решения данной задачи. При появлении нового типа проблем люди создают новые языки.

Конечно, на самом деле компьютер понимает только один язык, состоящий из ну­лей и единиц, который называется машинным языком. Обычно программа, написанная на машинном языке, выглядит приблизительно так:

0010 1010 0001 1101

ООН 1100 1010 1111

0101 ОНО 1101 0101

1101 1111 0010 1001

Теперь мне бы хотелось разъяснить вам, что следует отличать язык программирования (Basic, Pascal) от его реализации, которая обычно представлена в составе среды программирования (Quick Basic, Virtual Pascal) — набора средств для редактирования исходных текстов, генерации исполняемого кода, отладки, управления проектами и т.д. Синтаксис и семантика языка программирования фиксируется в стандарте языка. Каждая среда программирования предоставляет свой интерпретатор или компилятор с этого языка, который зачастую допускает использование конструкций, не фиксированных в стандарте.

Рассмотрим основные и популярные языки программирования

Assembler Это ярчайший представитель языков низкого уровня, набор понятий которого основан на аппаратной реализации. Это средство автоматизации для программирования непосредственно в кодах процессора. Машинные команды описываются в виде мнемонических операций, что позволяет добиться достаточно высокой модифицируемости кода. Поскольку набор команд на разных процессорах различен, то и о совместимости говорить не приходится. Использование ассемблера целесообразно в случаях, когда необходимо напрямую взаимодействовать с оборудованием, либо получить большую эффективность для некоторой части программы за счет более высокого контроля над генерацией кода.

Кобол — Язык программирования высокого уровня, разработанный в конце 1950-х гг. ассоциацией КАДАСИЛ для решения коммерческих и экономических задач. Отличается развитыми средствами работы с файлами. Поскольку команды программ, написанных на этом языке, активно используют обычную английскую лексику и синтаксис, Кобол рассматривается как один из самых простых языков программирования. В настоящее время используется для решения экономических, информационных и других задач.

Фортран — Язык программирования высокого уровня, разработанный фирмой IBM в 1956 г. для описания алгоритмов решения вычислительных задач. Относится к категории процедурно-ориентированных языков. Наиболее распространенными версиями этого языка являются Фортран IV, Фортран 77 и Фортран 90. Используется на всех классах ЭВМ. Последняя его версия также применяется на ЭВМ с параллельной архитектурой.

Ада — Язык программирования высокого уровня, ориентированный на применение в системах реального времени и предназначенный для автоматизации задач управления процессами и/или устройствами, например, в бортовых (корабельных, авиационных и др.) ЭВМ. Разработан по инициативе министерства обороны США в 1980-х гг. Назван в честь английского математика Ады Августы Байрон (Лавлейс), жившей в 1815-1851 гг.

C и C++ В основе языка C — требования системного программиста: полный и эффективный доступ ко всем ресурсам компьютера, средства программирования высокого уровня, переносимость программ между различными платформами и операционными системами. С++, сохраняя совместимость с C, вносит возможности объектно-ориентированного программирования, выражая идею класса (объекта) как определяемого пользователем типа. Благодаря перечисленным качествам, C/C++ занял позицию универсального языка для любых задач. Но его применение может стать неэффективным там, где требуется получить готовый к употреблению результат в кратчайшие сроки, либо там, где невыгодным становится сам процедурный подход.

Delphi — это не продолжатель дела Borland Pascal / Borland C, его ниша — т.е. быстрое создание приложений (Rapid Application Developing, RAD). Подобные средства позволяют в кратчайшие сроки создать рабочую программу из готовых компонентов, не растрачивая массу усилий на мелочи. Особое место в таких системах занимают возможности работы с базами данных.

Лисп — Алгоритмический язык, разработанный в 1960 г. Дж. Маккарти и предназначенный для манипулирования перечнями элементов данных. Используется преимущественно в университетских лабораториях США для решения задач, связанных с искусственным интеллектом. В Европе для работ по искусственному интеллекту предпочитают использовать Пролог.

Пролог — Язык программирования высокого уровня декларативного, предназначенный для разработки систем и программ искусственного интеллекта. Относится к категории языков пятого поколения. Был разработан в 1971 г. в университете г. Марсель (Франция), относится к числу широко используемых и постоянно развиваемых языков. Последняя его версия Prolog 6.0

ЛОГО — Язык программирования высокого уровня, разработан в Массачусетском технологическом институте в ориентировочно 1970 г. для целей обучения математическим понятиям. Используется также в школах и пользователями ПЭВМ при написании программ для создания чертежей на экране монитора и управления перьевым графопостроителем.

Алгол — Язык программирования высокого уровня, ориентированный на описание алгоритмов решения вычислительных задач. Был создан в 1958 г. специалистами западно-европейских стран для научных исследований. Версия этого языка Алгол-60 была принята Международной конференцией в Париже (1960 г.) и широко использовалась на ЭВМ 2-го поколения. Версия Алгол-68, разработанная группой специалистов Международной федерации по обработке информации (ИФИП) в 1968 г., получила статус международного универсального языка программирования, ориентированного на решение не только вычислительных, но и информационных задач. Хотя в настоящее время Алгол практически не используется, он послужил основой или оказал существенное влияние на разработку более современных языков, например, Ада, Паскаль и др.

Самого лучшего языка не существует. Если вы собираетесь стать профессионалом в написании программ, вам необходимо изучить один из языков программирования высокого уровня (наиболее популярен язык программирования C++), а также один из языков программирования баз данных (например, SQL). Изучив язык программиро­вания C++, вы не ошибетесь. Зная этот язык, вы всегда сможете найти работу в любой компании, занимающей­ся программированием.
Несмотря на большую популярность языка программирования C++, часто исполь­зуются и другие языки. На многих устаревших компьютерах до сих пор работают программы, написанные на языке программирования COBOL. Поэтому нужны про­граммисты, которые умеют усовершенствовать данные программы, а также писать но­вые. Очень часто крупные компании выплачивают таким программистам высокую за­работную плату.
Если вы собираетесь работать самостоятельно, предпочтительнее всего научиться создавать собственные программы для баз данных. Для этого вам понадобится изучить такие языки программирования, как SQL или VBA, которые используются в програм­ме Microsoft Access. Для того чтобы создавать Web-страницы, необходимо знать HTML, а также немного знать Java, JavaScript, VBScript и другие языки программиро­вания для Internet. Самым нужным будет тот язык программирования, который по­зволит решить поставленные перед вами задачи легко и быстро. Это может быть язык программирования C++, BASIC, Java, SQL или язык ассемблера.

В заключение отметим, что с профессиональной точки зрения не так важно на каком языке и в какой среде работает программист, сколько как он выполняет свою работу. Меняется аппаратура и операционные системы. Возникают новые задачи из самых различных предметных областей. Уходят в прошлое и появляются новые языки. Но остаются люди — те, кто пишет и те, для кого пишут новые программы и чьи требования к качеству остаются теми же вне зависимости от этих изменений.
Вот с вами мы и рассмотрели основы программирования и основные языки программирования.

Если вы очень хотите самостоятельно изучить веб-программирование и не знаете с чего начать и в какой последовательности изучать создание веб-сайтов, в данной статье вы найдете 6 простых шагов для освоения этой не простой, но очень интересной и высокооплачиваемой профессии веб-программист.

Если вы очень хотите самостоятельно изучить веб-программирование и не знаете с чего начать и в какой последовательности изучать создание веб-сайтов, в данной статье вы найдете 6 простых шагов для освоения этой не простой, но очень интересной и высокооплачиваемой профессии веб-программист.

Почему так важен план обучения

Многие люди, желающие изучать веб-программирование, совершают одну и ту же ошибку. Рассмотрим типичный пример.

Человек для себя твердо решил, что хочет сменить свою текущую профессию и окунуться в увлекательный мир программирования, тем более, что обладателям данной профессии платят достаточно высокую заработную плату.


И вот новичок делает запрос в гугл “Курсы программирования” и перед ним открывается несколько десятков тысяч результатов с курсами.

Курсов программирования по созданию сайтов существует огромное количество: Курсы PHP, курсы HTML и CSS, курсы по Javascript, курсы по Yii2, курсы по MySQL и многие другие.

И новичок, желая постигнуть все курсы, бросается делать новые запросы в гугл:

Начинает смотреть сначала один курс по программированию, не досмотрев первый, когда перестает получаться, переключается на другой курс программирования или на другую технологию. И так, прыгая от курса к курсу, в голове у новичка в программировании образуется “каша” в голове.

Кто-то не зная основ объектно-ориентированного программирования, сразу скачивает курсы по Паттернам проектирования или не зная основы Javascript, пытается изучать курсы по Angular JS.

А иногда, не понимая что, Javascript и Java - это совсем разные языки и имеют разные предназначения, начинает смотреть курсы онлайн по Java. И на этом этапе у них совсем руки опускаются и они оставляют идею стать программистом или откладывают ее в “долгий” ящик, думая что научиться создавать веб-сайты для них слишком сложно.

Именно по этой причине так важен план обучения. Не совершайте похожие ошибки и вы пойдете кратчайшим путем к новой востребованной профессии веб-программист.

Шесть шагов как стать веб-программистом

Итак, если вы всерьез решили самостоятельно научиться программировать, выполните всего шесть шагов.

Шаг первый. Научитесь верстать.

Начните с верстки сайтов. За верстку сайтов отвечает технология HTML и для придания красивого внешнего вида каскадная таблица стилей или по другому ее называют CSS.

С помощью этой технологии, вы научитесь из обычной картинки формата JPEG или PSD макета Photoshop программировать внешний вид сайта, чтобы верстка сайта корректно открывалась в браузере.

Верстка сайта — это процесс создания визуальной части сайта, без функциональной составляющей сайта. Сверстанную страницу можно будет открыть в браузере, она будет выглядеть как сайт, но если вы нажмете например на кнопку, то ничего не произойдет.

Обязательно нужно тренироваться. С помощью HTML и CSS попробуйте создать 10 — 20 страниц вашего будущего веб-сайта.

Найдите сайт в интернете, но не слишком сложный, который вам понравится и попробуйте создать похожий. Сначала у вас не будет получаться, но этот этап пройдет, если вы будете пробовать снова и снова.

Вы можете скачать курс по технологиям HTML и CSS в интернете или вы можете посмотреть наш курс бесплатно онлайн в личном кабинете

Шаг второй. Фреймворк Bootstrap.

Пускай вас не пугает страшное слово фреймворк. Вскоре вы поймете, что это ваш самый близкий друг, который будет выручать вас при создании многих сайтов.

Изучайте Bootstrap только после того, как в полной мере освоили предыдущий шаг HTML и CSS.

С помощью фреймворка Bootstrap вы сможете создавать ту же самую верстку сайта, но намного быстрее. И одно из самых важных преимуществ Bootstrap, в том, что верстка ваших сайтов, будет адаптивной.

То есть ваш сайт будет хорошо выглядеть как на больших мониторах, так и на смартфонах и планшетах. Верстка сайта будет автоматически подстраиваться под устройство и вам для этого практически ничего не нужно будет делать, за вас позаботится Bootstrap.

На фреймворке Bootstrap пробуйте также создавать верстку сайтов, чтобы немного освоиться.

Шаг третий. Программирование.

После того, как вы поймете основы верстки и создадите несколько своих сайтов-прототипов, переходите к программированию. Можете начать с языка PHP. Он невероятно простой и понятный.

Простота языка программирования с одной стороны хорошо, что на нем можно очень быстро научиться создавать скрипты на PHP, но с другой стороны плохо, что если вы упустите теоретическую часть, ваш код будет очень сложным для понимания, а программы написанные на нем, ограничены.

Изучение PHP начните с процедурного процедурного подхода в программировании. Изучите основные понятия любого высокоуровневого языка программирования: Переменные, Типы переменных, Массивы, Циклы, Функции и другое. Именно в такой последовательности.

Напишите с помощью процедурного подхода несколько простых программ, например, калькулятор или светофор.

Когда разберетесь более-менее с процедурным программированием на PHP, изучайте Объектно-ориентированное программирование (ООП).

ООП очень популярная парадигма программирования. Ее используют как минимум 90% всех софтверных компаний по всему миру, начиная от разработки простых сайтов, заканчивая разработкой огромных социальных сетей, например Facebook или VK и даже игр.

Системы написанные с помощью объектно-ориентированного программирования можно масштабировать и расширять до гигантских систем.

Когда изучите основы ООП на языке PHP, перепишите созданные ваши скрипты на процедурном подходе к программированию, в объектно-ориентированном стиле.

Шаг четвертый. База данных MySQL и CRUD.

Когда изучите предыдущие шаги, переходите к изучению взаимодействия языка программирования PHP с базой данных, с помощью языка запросов SQL.

Дело в том, что большая часть информации и даже текст который вы сейчас читаете, хранится не статично в HTML странице, а в таблице базы данных. Эта технология позволяет эффективно хранить и обрабатывать информацию.

С помощью языка запросов SQL, вы сможете “создавать”, “получать”, “обновлять”, “удалять” информацию из базы данных. Так вы перейдете к CRUD. Эти четыре буквы с английского языка расшифровываются как CREATE(создавать) - READ(читать) - UPDATE(обновлять) - DELETE(удалять).

Основы по языку запросов и администрированию MYSQL вы можете прочитать здесь

Когда вы напишите несколько CRUD приложений, можно двигаться дальше к пятому и самому интересному шагу.

Полный и интерактивный курс по PHP и MySQL вы можете пройти здесь

Шаг пятый. MVC фреймворк.

Изучите простой php фреймворк, например Codeigniter. На этом шаге вам нужно будет перенести верстку вашего сайта, созданную на предыдущих этапах, в фреймворк. Основная задача - это понять паттерн MVC. Расшифровывается MVC как MODEL(модель) - VIEW(вид) - CONTROLLER(контроллер).

Благодаря этому паттерну, вы сможете создавать удобную структуру кода вашего веб-приложения и сможете, имея правильную структуру, быстро дописывать новый функционал для вашего сайта.

Создайте на простом PHP фреймворке и на паттерне MVC, сначала CRUD приложение, а затем и ваш первый веб-сайт.

Курс по фреймворку CodeIgniter доступен на сайте FructCode

После этого, создайте еще 3 - 5 веб-сайтов для себя, друзей, коллег, родственников. Это прибавит вам опыта и эти сайты пригодятся вам в качестве портфолио, когда вы решите, что готовы попробовать создавать сайты за деньги.

Шаг шестой. Изучение других технологий.

После того, как вы получили начальный опыт в программировании и возможно стали уже получать первые деньги за создание веб-сайтов, изучайте Composer, GIT, основы Linux, Javascript.

Затем переходите к более сложные фреймворки, такие как Yii2 или Laravel.

Не стоит сразу начинать с данных фреймворков или более сложных фреймворков на предыдущих шагах, не создавайте себе сложности.

И не пытайтесь пройти все шаги за месяц. Это невозможно. Информация должна усваиваться естественным образом.

Рассчитывайте прохождение данных шагов минимум на 6 - 12 месяцев.

По всем технологиям вы можете гуглить, например: Что такое MVC php.

Заключение

Если вы будете следовать простым шагам, вы научитесь создавать профессиональные веб-сайты самостоятельно и получите шанс обрести новую высокооплачиваемую профессию, востребованную во всем мире.

И еще один очень важный совет: Если вы чувствуйте, на одном из шагов, что перестало получаться или что вам никогда это не освоить - не сдавайтесь.

Наоборот, в такие моменты вам нужно взять себя в руки и преодолеть эти трудности! Но одному постоянно мотивировать себя учиться достаточно тяжело.

И здесь вам поможет наставник.

Записывайтесь на наш пятимесячный курс Профессия веб-программист и вы сможете пройти все вышеперечисленные шаги вместе с опытным преподавателем.

Вы разберетесь в терминологиях ООП, такие как объекты, классы, инкапсуляция, полиморфизм, создадите профессиональный веб-сайт КИНОМОНСТЕР и в момент, когда вы захотите все бросить, получите “волшебный мотивационный пинок” :)

И если вы будете выполнять все домашние задания и проходить тестирования, результат вас точно не разочарует!

Читайте также: