Общество и власть тгп кратко

Обновлено: 28.06.2024

Раскроем понятие власти, ее роль в обществе, структуру, виды власти.

Власть– это способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, принуждения (включая прямое насилие) и других.

Термин власть употребляется также для обозначения ее субъектов, носителей власти, выборных лиц или органов, например: общее собрание всех членов первобытного рода, старейшина, вождь, жрец, парламент, правительство и.т.д.

Без власти в обществе наступит хаос, поэтому оно пронизано властными отношениями.

Власть в обществе порождается потребностью управления, необходимостью согласования общих целей при наличии многообразных интересов, ценностей, потребностей. Она обусловлена также социальной асимметрией, т.е. природным и социальным неравенством людей.

В динамикевласть всегда есть отношение между людьми - властеотношение. Структура властеотношения: субъект, объект, само властное воздействие.

Субъект власти – это носитель власти, от которого исходит властный импульс, это активное начало власти. Субъект власти наделен сознанием и волей подчиняет своей воле объект. Например, субъектом власти может быть лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество.

Объект власти – это те, на кого направлено властное подчиняющее воздействие. Особенность объекта власти заключается в том, что он тоже наделен сознанием и волей и может выступать субъектом власти в других властеотношениях. Объектами власти могут быть те же, кто является ее субъектами, т.е. лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество. Важно, что объект власти в одном властеотношении может стать субъектом в другом властеотношении.

Властное воздействие– это связь и взаимодействие между субъектом и объектом власти, которое возникает в процессе реализации власти. Оно заключается в том, что со стороны субъекта осуществляется проявление воли, вплоть до ее навязывания, а со стороны объекта власти осуществляется подчинение субъекту. Подчинение может быть добровольным, когда воля субъекта власти совпадает с волей объекта либо принудительным. Существуют властеотношения, в которых объект и субъект власти совпадают, например, в родовой общине, когда решения принимаются общим собранием.

В статике в структуре власти различают волю и силу. Воля является базовым компонентом власти, т.к. во власти всегда проявляется воля властвующего субъекта: индивида, группы людей, социального класса, народа, общества в целом. В государственной власти может проявляться воля большинства общества, либо воля класса, либо какой-то группы людей – аристократии, олигархии, технократии и т.д. Сила власти подтверждает ее волю, приводит волю в действие, воплощает в жизнь. Сила власти проявляется в авторитете, в идеологическом воздействии, в праве, в принуждении, в прямом насилии. Сила государственной власти воплощается в государственных органах – органах управления, и особенно органах принуждения – армии, полиции, тюрьмах ит.д.

Виды власти.Поскольку общество пронизано властными отношениями, существует множество видов власти.

Неформальная власть. В малых социальных группах (семья, объединение по интересам, школьный класс, студенческая группа), где все друг друга знают и персонально контактируют власть держится на авторитете лидера. Авторитет зависит от личностных качеств, заслуг, одаренности.

Формальная власть. В политических партиях, государстве, крупных корпорациях, в иных организациях власть опирается на положение и внешнее воздействие официальных органов управления и должностных лиц. При этом имеет значение не личностные качества носителей власти, а их официальный статус. Объект власти вынужден подчиняться безличным правилам и велениям.

Соответственно сферам жизни общества различают духовную, социальную, экономическую, политическую власти, информационную, теневую, военную, семейно-бытовую, религиозную и другие. Одним из основных видов является политическая власть. Она подразделяется на международную, государственную, партийную, муниципальную, региональную. Цель политической власти – регулирование и управление процессом общественной и государственной жизни. Самой высшей и развитой формой политической власти является государственная власть.

Государственная власть – это отношения господства и подчинения, связанное с управлением, координацией волевых действий людей, опирающееся на организующее воздействие и возможность принуждения со стороны государства. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия. Государственная власть осуществляет управление обществом в пределах определенной территории.

Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта зависят от социальных интересов и волевой установки сторон. При совпадении интересов и воли субъектов для осуществления власти достаточно информационного воздействия. При расхождении интересов и воль возможны пути: а) согласование, стимулирование, разъяснение, убеждение; б) принуждение (в т.ч. прямое насилие).

Выводы. Власть в обществе проявляется через социальное управление и социальное регулирование. Социальные нормы определяют субъектов власти, объем властных полномочий, меру ответственности, возможность и меру принуждения. Управленческие структуры реализуют властные полномочия, определенные в социальных нормах, используя при этом управленческие средства – авторитет, обычаи, право, принуждение, информацию, богатство и другие.

Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности — рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) — подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов — неполитическая и политическая (государственная).

Власть невозможна и без объектов своего воздействия — индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе.

Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять и других ее структурных элементов, в частности такого, как сила. Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть реальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает сильна поддержкой, доверием народных- масс, т. е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу идеологического воздействия, в том числе и обман, и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы — органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений — властеотиошениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Влас-теотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта власти — способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов.

Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, состоящая из индивидуумов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их отношения, регулируемые общеобязательными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охраняемые организованной властью.

Основные элементы-признаки общества:

совокупность индивидов, обладающих волей и сознанием;

Первичный элемент-человек, само общество не является простой совокупностью индивидов, оно включает в свой состав социальные группы – семьи, классы, нации, сословия и др., которые тесно связаны устойчивым взаимодействием друг с другом.

совместная деятельность, совместный интерес;

регулирование отношений в обществе общеобязательными определенными правилами поведения (нормами);

наличие власти, способной защитить общественные интересы

Значение общества для человека:

Только в обществе человек совершенствуется, становясь личностью.

Общаясь с себе подобными, человек развивает речь, приобретает навыки определенного поведения.

Человек удовлетворяет свои потребности, добивается намеченных целей.

Власть: понятие и виды

Одним из элементов-признаков общества является наличие власти, способной защитить общественные интересы.

Власть–это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (воли, авторитета, регламентирующих актов и т.д.).

Существенные признаки власти:

наличие не менее двух партнеров для отношения власти;

выражение власти в официальных формах: приказах, распоряжениях, Указах; в статьях Кодексов, с угрозой санкции за неповиновение;

осуществление власти особым слоем людей, которые наделены специальными полномочиями;

обеспечение власти специальными средствами, институтами, включая институт принуждения.

Источники (ресурсы) власти:

право (законы, кодексы);

авторитет (в первобытном обществе);

насилие (войны, революции);

богатство (имущественный ценз для избирателей в Парламенты Англии, Франции);

наличие организации (выборы, руководящая партия, победившая на выборах).

Значение власти – ни одно общество не может существовать без власти, она является основным элементом любого общества.

Роль власти в жизни общества – сглаживает и регулирует социальные конфликты; организует общество для достижения общих целей.

1. В зависимости от субъекта, осуществляющего власть:

К ней относятся: государственная, власть одной социальной группы (власть диктатуры пролетариата), политическая власть. Государственная власть отличается от указанных видов власти тем, что она всеобща, обязательна и универсальна, т.е. распространяется на всех проживающих на территории государства, и способна решить любые вопросы общественной жизни.

К ней относятся: религиозная, производственная (она принадлежит главе фирмы или предприятия), школьная (она в руках у директора школы), групповая (в классе властью обладает староста, хотя фактическим лидером может быть и другой ученик), семейная (здесь главенствует один из родителей, а может быть, бабушка) и другие виды власти.

2. В зависимости от способа организации власти и властвования:

Методы осуществления государственной власти:

Включает совокупность организационных, психологических, идеологических, информационных средств и форм активного воздействия на разум и волю людей, их индивидуальное или групповое сознание, результатом которых является усвоение и принятие индивидом коллективом определенных социальных ценностей.

Включает совокупность принудительных психологических, организационных, материальных средств и форм активного воздействия на волю и поведение подвластных субъектов.

методы морального и материального стимулирования, наказания и поощрения, формирования и выявления общественного мнения, дозированной информации и дезинформации и др.

Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта)– подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов – неполитическая и политическая (государственная).

Власть невозможна и без объектов своего воздействия – индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе.

Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять и других ее структурных элементов, в частности такого, как сила. Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть реальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает сильна поддержкой, доверием народных масс, т.е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу идеологического воздействия, в том числе и обман, и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы – органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений – властеотношениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Влас-теотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта власти – способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов. §4. Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок

Веками люди мечтали об идеальном, гармоничном обществе добра и справедливости. Однако в действительности социум – это более или менее устойчивый баланс сил, конфликтов и соглашений, соперничества и сотрудничества. В нем действуют две закономерные, но противоположные тенденции – стремление к порядку и стремление к беспорядку.

Порядок в обществе – необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общественных отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок отражает достигнутый уровень организации общественной жизни, свидетельствует о таких качественных показателях, как планомерность, ритмичность, соразмерность и слаженность различных явлений и процессов в сфере материального производства, общественно-политической жизни, быта.

Кроме того, от уровня общественного порядка зависят и состояние общественного и личного спокойствия и безопасности, и степень удовлетворения людей условиями, необходимыми для реализации общественно значимых и личных интересов и потребностей. Словом, порядок – это великое благо для общества и личности. По мысли К. Маркса, урегулированность и порядок представляют собой форму упрочения всякого способа производства, а потому – его относительной эмансипации от просто случая и просто произвола. Создатели солидаристской теории права (О. Конт, Л. Дюги) считали, что людям извечно присущи два инстинкта – солидарности и агрессивности. Солидарность как добро вытекает из общественной природы человека и проявляется в гармонии между людьми, в их общих, согласованных между собой разумных интересах, в устойчивом общественном порядке. Агрессивность вредит людям, разрушает порядок.

Общественный порядок не возникает сам по себе, он есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношений.

Регулировать (в социальной жизни)– значит направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и организаций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, т.е. сверх меры, регламентация ведет к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нем противоречий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т.д.

В-третьих, с усложнением социальной жизни ее регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.

В научной литературе различают два основных вида социального регулирования индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем выполнения различных оперативных решений, заданий, команд руководителей трудового процесса, родителей и т.д. Оно имеет неоспоримые достоинства, ибо позволяет решать те или иные жизненные проблемы с учетом персональных качеств исполнителей. Однако очевидны и его существенные недостатки: каждый раз проблему нужно решать заново; отсутствует единый порядок, а также налицо широкие возможности для личного усмотрения и субъективизма.

Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, т.е. стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил.

Появление нормативного регулирования – поворотный пункт в становлении социального регулирования, качественный скачок в его развитии. Посредством общих правил достигается единый, непрерывно действующий порядок в обществе. При нормативном регулировании значительно снижаются возможности для проявлений субъективизма, господства случая и произвола. Правда, и оно в силу своей абстрактности не лишено недостатков. Поэтому обычно нормативное регулирование осуществляется в сочетании с индивидуальным.

Для обеспечения стабильного общественного порядка кроме постоянной работы регулятивных механизмов требуются немалые и активные усилия социальных и политических институтов.

Беспорядок в обществе – это противоположность общественному порядку, стихийность, неорганизованность, хаос. Он может быть вызван умышленными действиями в целях дестабилизации общества, но может возникнуть и стихийно, вследствие ослабления порядка, и способен привести общество к распаду. Значит, порядок и беспорядок есть диалектическое единство противоположностей. Иными словами, в любом обществе в различном сочетании противоборствуют социальные (стабилизирующие) и антисоциальные (разрушающие) силы. Регулятивные механизмы и обеспечивающие их действие властные органы и институты сдерживают разрушительные силы (преступные, экстремистские, анархические и др.), которые готовы при наличии подходящих для этого условий вырваться на авансцену общественной жизни.

Великие блага организованности, дисциплины, стабильного общественного порядка осознаны и признаны народами многих стран. Высокой организованностью и приверженностью к четкости и порядку отличается, например, японский народ. Это, несомненно, одна из важных причин успешного и устойчивого развития японского общества в сфере материального производства, научно-технического прогресса, культуры.

К сожалению, народам России пока еще далеко до уважительного и ревностного отношения к общественному порядку. А в кризисные периоды в обществе создаются благоприятные условия для активизации антисоциальных сил. Вместе с тем именно наше общество больше других нуждается в преемственности, стабильности, организованности и порядке.

Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, связанной с производством, обменом и потреблением жизненных благ.

Под обществом в узком смысле понимается конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное и пр.).

Общество является сложной системой и включает в себя следующие основные элементы:

1. Отдельные личности.

3. Объединения людей (политические, трудовые, по интересам).

4. Государство как важнейший элемент общества.

Под общественными отношениями понимаются многочисленные связи между различными элементами общества в процессе их совместной деятельности.

Государствоесть особая политическая организация, предназначенная для отражения и защиты интересов господствующего класса (и/или всего общества), обладающая суверенной публичной властью, устанавливающая обязательные для населения налоги и правила поведения (нормы права), располагающая аппаратом власти, управления и принуждения для придания своим велениям обязательной силы для всего населения.

Признаки государства – власть, территория, население, флаг, гимн, налоги, суверенитет.

1. Власть осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества, который опирается на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения. Представляет собой группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве.

В современном обществе большое внимание уделяется разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь самостоятельна и как бы сдерживает другую. Законодательная власть издает общие правила-нормы поведения людей и их объединений. Исполнительная – призвана к строгому соблюдению законов. Судебная – рассматривает правовые споры.

2. Взимание налогов и сборов. Т.к. государственный аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части общества.

3. Разделение населения на территории, это связано как с необходимостью взимания налогов, так и вообще с более оптимальными условиями управления.

4. Флаг и гимн – это атрибуты, которые отличают вообще одно государство от другого.

5. Государство обладает как внешним, так и внутренним суверенитетом. Т.е. независимостью от других государств в международных отношениях и независимостью от всякой иной власти внутри страны. (Т.е. государство это не единственная организация, которая осуществляет власть в обществе, есть политические партии, профессиональные организации, молодежные, спортивные и т.д.).

Под функциями государствапонимаются основные направления его деятельности.

Различают внутренние и внешние функции.

Внутренние(основные):

1. Политическая (стабильность в обществе).

2. Охранительная (все законы должны выполняться).

4. Социальная (дети, инвалиды, пенсионеры).

Внешние:

1. Оборона страны от внешнего нападения.

2. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность.

Форма государствапоказывает особенности устроения и функционирования государства, включает в себя три элемента:

1. Форма правления – характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением (монархия, республика).

2. Форма государственного устройства – характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти (унитарное государство, федеративное государство).

3. Форма политического режима – совокупность методов осуществления государственной власти (демократический, антидемократический).

Россия – республика с федеративным государственным устройством и демократическим политическим режимом.

Право - особый регулятор общественных отношений в форме совокупности общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.




Вопрос о соотношении права и государства с давних пор решается с 2 диаметрально противоположных точек зрения:

1. появление права связывается с появлением государства, признаются в качестве правовых норм те, которые фиксировались в нормативных правовых актах государственных органов и должностных лиц.

2. право существовало и существует до и вне деятельности государства, государство само является порождением права.

Суть третьего подхода заключается в том, что право и государство неразделимы, они обоюдно формируют друг друга и взаимно влияют друг на друга.

2.Понятие и виды Органов государственной власти.

Государственная власть реализуется государственным аппаратом.

Государственный аппарат– это система органов государственной власти (государственных органов) и государственных служащих.

Под государственным органом понимается такое политическое учреждение, которое участвует в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями.

По характеру выполняемых задачгосударственные органы подразделяются на следующие виды:

1. Законодательные органы.

2. Исполнительные органы.

3. Правоохранительные органы.

Законодательные органы избираются населением государства. Поэтому они иногда именуются представительными органами. Указанные органы участвуют в выполнении функций государства путем правотворчества, разрабатывают необходимые законы. В Российской Федерации (РФ) на федеральном уровне это Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы.

Исполнительные органы осуществляют повседневную управленческую деятельность. Действуют во исполнение установленных законов. В процессе своей работы принимают необходимые распоряжения. Поэтому их называют исполнительно-распорядительными органами. В РФ на федеральном уровне это Администрация Президента, Правительство РФ, министерства, агентства, федеральные службы.

Правоохранительные органы это органы, которые обеспечивают защищенность граждан, организаций, государства, общества от противоправных действий. Особая роль принадлежит судебным органам. Судебные органы рассматривают споры о праве и выступают в качестве органов правосудия. На федеральном уровне имеется Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Также к правоохранительным органам относится прокуратура. На федеральном уровне имеется Прокуратура РФ.

ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Лекция 1. общество, государство и право

2.Понятие и виды Органов государственной власти.

Под обществом в широком смысле понимается совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, связанной с производством, обменом и потреблением жизненных благ.

Под обществом в узком смысле понимается конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное и пр.).

Общество является сложной системой и включает в себя следующие основные элементы:

1. Отдельные личности.

3. Объединения людей (политические, трудовые, по интересам).

4. Государство как важнейший элемент общества.

Под общественными отношениями понимаются многочисленные связи между различными элементами общества в процессе их совместной деятельности.

Государствоесть особая политическая организация, предназначенная для отражения и защиты интересов господствующего класса (и/или всего общества), обладающая суверенной публичной властью, устанавливающая обязательные для населения налоги и правила поведения (нормы права), располагающая аппаратом власти, управления и принуждения для придания своим велениям обязательной силы для всего населения.

Признаки государства – власть, территория, население, флаг, гимн, налоги, суверенитет.

1. Власть осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества, который опирается на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения. Представляет собой группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве.

В современном обществе большое внимание уделяется разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь самостоятельна и как бы сдерживает другую. Законодательная власть издает общие правила-нормы поведения людей и их объединений. Исполнительная – призвана к строгому соблюдению законов. Судебная – рассматривает правовые споры.

2. Взимание налогов и сборов. Т.к. государственный аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части общества.

3. Разделение населения на территории, это связано как с необходимостью взимания налогов, так и вообще с более оптимальными условиями управления.

4. Флаг и гимн – это атрибуты, которые отличают вообще одно государство от другого.

5. Государство обладает как внешним, так и внутренним суверенитетом. Т.е. независимостью от других государств в международных отношениях и независимостью от всякой иной власти внутри страны. (Т.е. государство это не единственная организация, которая осуществляет власть в обществе, есть политические партии, профессиональные организации, молодежные, спортивные и т.д.).

Под функциями государствапонимаются основные направления его деятельности.

Различают внутренние и внешние функции.

Внутренние(основные):

1. Политическая (стабильность в обществе).

2. Охранительная (все законы должны выполняться).

4. Социальная (дети, инвалиды, пенсионеры).

Внешние:

1. Оборона страны от внешнего нападения.

2. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность.

Форма государствапоказывает особенности устроения и функционирования государства, включает в себя три элемента:

1. Форма правления – характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением (монархия, республика).

2. Форма государственного устройства – характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти (унитарное государство, федеративное государство).

3. Форма политического режима – совокупность методов осуществления государственной власти (демократический, антидемократический).

Россия – республика с федеративным государственным устройством и демократическим политическим режимом.

Право - особый регулятор общественных отношений в форме совокупности общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Вопрос о соотношении права и государства с давних пор решается с 2 диаметрально противоположных точек зрения:

1. появление права связывается с появлением государства, признаются в качестве правовых норм те, которые фиксировались в нормативных правовых актах государственных органов и должностных лиц.

2. право существовало и существует до и вне деятельности государства, государство само является порождением права.

Суть третьего подхода заключается в том, что право и государство неразделимы, они обоюдно формируют друг друга и взаимно влияют друг на друга.

2.Понятие и виды Органов государственной власти.

Государственная власть реализуется государственным аппаратом.

Государственный аппарат– это система органов государственной власти (государственных органов) и государственных служащих.

Под государственным органом понимается такое политическое учреждение, которое участвует в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями.

По характеру выполняемых задачгосударственные органы подразделяются на следующие виды:

1. Законодательные органы.

2. Исполнительные органы.

3. Правоохранительные органы.

Законодательные органы избираются населением государства. Поэтому они иногда именуются представительными органами. Указанные органы участвуют в выполнении функций государства путем правотворчества, разрабатывают необходимые законы. В Российской Федерации (РФ) на федеральном уровне это Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы.

Исполнительные органы осуществляют повседневную управленческую деятельность. Действуют во исполнение установленных законов. В процессе своей работы принимают необходимые распоряжения. Поэтому их называют исполнительно-распорядительными органами. В РФ на федеральном уровне это Администрация Президента, Правительство РФ, министерства, агентства, федеральные службы.

Правоохранительные органы это органы, которые обеспечивают защищенность граждан, организаций, государства, общества от противоправных действий. Особая роль принадлежит судебным органам. Судебные органы рассматривают споры о праве и выступают в качестве органов правосудия. На федеральном уровне имеется Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Также к правоохранительным органам относится прокуратура. На федеральном уровне имеется Прокуратура РФ.

Читайте также: