Семья в кросс культурной перспективе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Спрятать опции

Установить закладку

+ Настройки

Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Ширина текста:
50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100%

Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить

Сбросить настройки

Предисловие
ректора Российского государственного социального университета академика Российской академии наук В.И. Жукова

Предисловие ректора Университета Прибрежной Каролины (США) доктора Дэвида дэ Сензо

Семья в контексте социальной политики России

Год семьи в России

Социальная политика современной России

Социальная политика по поддержке семьи, женщин, детей и молодежи

Социальное образование и социальная политика

Роль РГСУ в формировании и развитии семейной политики РФ

Влияние социальной поддержки семьи на здоровье ее членов

Здоровье американской нации

Физическая активность подростков

Влияние семьи на здоровье

Социальная поддержка

Социальная поддержка внутри семьи

Анализ полученных результатов

При РСПП создано Национальное агентство развития квалификаций, которое становится одной из ведущих структур, нацеленных на развитие профессиональных стандартов и сертификацию квалификаций. Через взаимодействие образования и бизнеса обеспечивается оперативная реакция вузов на требования рынка труда, готовятся специалисты с заданными качествами.

Важным событием для всей системы отечественного социального образования станет намеченное подписание соглашения о сотрудничестве между департаментами социального блока РСПП и РГСУ.

Пятый фактор предопределен структурной модернизацией всех элементов политической системы общества как на федеральном, так и на региональном уровнях, изменениями в системе президентской власти, федерального правительства, иных структур исполнительной и законодательной власти и социального управления. Взаимоотношения высшей школы с органами управления субъектов Российской Федерации строятся на долговременной договорной основе, что характерно, например, для ректората РГСУ и Департамента социальной защиты населения Москвы, министерств Правительства Московской области, других регионов России. Сотрудничество руководителей министерств и ведомств социального блока стало не только формой взаимодействия высшей власти и высшей школы, но и формой корректировки научно-образовательной деятельности вузов.

Таковы основные тенденции и факторы, которые актуализируют социальную проблематику, детерминируют развитие социальной инфраструктуры и, как следствие, ее кадровой составляющей.

Социальная политика по поддержке семьи, женщин, детей и молодежи

Основным субъектом социальной политики является государство. Если исходить из Основного закона страны, то Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Особую ответственность социальное государство несет за позитивные процессы в области народонаселения. С точки зрения социальной политики речь идет о мерах, необходимых для изменения демографической ситуации в стране. С этой точки зрения усилия государства могут направляться на оптимизацию следующих демографических показателей состояния общества:

– увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;

– увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;

– улучшение репродуктивного здоровья населения;

– создание предпосылок для стимулирования рождаемости;

– укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;

– обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка, ит.д.

Особое место в деятельности социального государства, органов исполнительной и законодательной власти должна занимать система социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи.

В масштабах всей страны новая система обеспечения социальных гарантий семье и механизмы их реализации не сформировались в полной мере и не обеспечивают достаточную защиту в ситуациях социального риска. Усилия новой системы направлены в основном на поддержку семей, уже оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Меры профилактики социальных рисков недостаточны. Это приводит к тому, что продолжается снижение уровня и качества жизни большинства российских семей: среди семей, имеющих детей, доля бедных составляет около 50 %, среди молодых семей – более 60 %. Усиливаются неблагоприятные тенденции в отношении женщин в различных сферах жизнедеятельности: сокращается их представительство в органах государственной власти, снижается конкурентоспособность на рынке труда, ограничиваются возможности получения новой работы. Около 4 млн женщин работают в неблагоприятных, тяжелых и особо вредных условиях.

По многим показателям условия жизнедеятельности семьи, положение женщин, детей и молодежи остаются неблагополучными, что создает угрозу для физического и духовного здоровья населения страны и предопределяет необходимость целенаправленных усилий по преодолению этой ситуации. Изложенный факт определяет необходимость в перспективе реализовать среднесрочную стратегию действий по улучшению положения семьи, женщин и детей ("Национальный план действий в интересах детей"; "Основные направления семейной политики"; "План действий по улучшению положения женщин" и др.).

Главными целями государственной социальной политики в отношении семьи, женщин и детей являются:

– обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурнопсихологической функций, повышение качества жизни семей;

– создание благоприятных условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни;

– обеспечение прав детей и молодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

Чтобы достичь этих целей, необходимо решение приоритетных задач, а именно:

• обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, сокращение масштабов бедности и увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи;

• создание работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

• кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, усиление помощи семье в воспитании детей;

• создание благоприятных условий для активного участия молодежи в общественной жизни;

• усиление профилактики безнадзорности и правонарушений в детской и молодежной среде.

Особое место в социальной политике государства принадлежит женщине. В этом отношении государство несет ответственность за следующее:

– создание условий для обеспечения безопасного материнства, родов, грудного вскармливания, сохранение здоровья матери и ребенка, репродуктивного здоровья женщин, планирование семьи;

– усиление государственного контроля за соблюдением законодательства о правах и гарантиях работающих женщин, обеспечение конкурентоспособности и стабилизации занятости женщин.

Не менее важна социальная защита детей, основные звенья которой:

• реализация и укрепление государственных социальных гарантий жизнеобеспечения детей, в первую очередь на бесплатную и всестороннюю медицинскую помощь, охрану здоровья, на образование в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также общедоступное дополнительное обучение;

• сокращение масштабов "социального сиротства", расширение государственной поддержки новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские семьи, воспитательные семьи и др.);

• создание эффективной системы профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая социально дезадаптированных детей и детей с ограниченными возможностями;

• разработка и поэтапное внедрение различных форм долгосрочного кредитования молодежи и молодых семей в целях получения образования, поддержки деловой активности, решения первоочередных бытовых проблем;

• разработка и реализация долгосрочной программы социально-экономической поддержки молодых малообеспеченных семей.

Социальное образование и социальная политика

Масштабная задача по укреплению семьи и возрождению лучших семейных и нравственных традиций, поставленная в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию России, логично ставит проблему подготовки кадров для ее решения.

В настоящее время, в условиях усиления процессов глобализации и модернизации российского общества, резко повышается роль социальной сферы, социальной компоненты общественных процессов, что в свою очередь обусловливает динамичное возрастание роли социального образования.

В системе социального образования, как и образования в целом, субъектом обучения становится человек с его интеллектуальным, духовным, нравственным и культурным потенциалом.

Становление современного социального образования как качественно нового образовательного направления в национальной образовательной политике России обусловлено формированием системы социальной работы и социальной защиты населения, которые предполагают обеспечение социальной сферы страны высококвалифицированными специалистами с новой культурой социального мышления.

Утверждая права и свободы человека в государстве через социальное образование, мы стремимся помочь студентам освободиться от стереотипов мышления, осознать себя не только активными, деятельными субъектами гражданского общества, но и людьми, обладающими высокими моральными качествами.

У английского мыслителя XIX века Джона Милля есть прекрасная мысль: "Достоинство государства зависит от достоинства образующих его личностей". Действительно, достоинство граждан – это важнейшая духовная ценность, формирующаяся в первую очередь в семье и помогающая семье стать настоящей скрепой государства. Активно помочь этому процессу призваны как структуры гражданского общества, так и специалисты, работающие с различными категориями семей на принципах межотраслевого подхода.

Семья и семейное воспитание: кросс-культурный анализ на материале России и США

Под редакцией академика РАН В.И. Жукова

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБРЕЖНОЙ КАРОЛИНЫ (США)

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ПРОЕКТ

Перевод с английского:

Э.А. Алескерова, АЛО. Васильева, Е.П. Гредина, Е.П. Ильчинская, Е.В. Куликова

ректора Российского государственного социального университета академика Российской академии наук В.И. Жукова

Настоящая монография представляет собой результат совместного проекта ученых Российского государственного социального университета и Университета Прибрежной Каролины (США).

Конечно, в одной книге невозможно охватить все вопросы, связанные с развитием семьи и семейных отношений на современном этапе, но авторы остановились на тех, которые они считают наиболее важными.

Для российских ученых к числу таких вопросов относятся следующие: семья и семейная политика в России; семья в условиях мировых социальных трансформаций; семейные ценности и репродуктивные установки российской молодежи; тенденции развития семейных отношений в современной России; положение пожилого человека в семье; взаимодействие семьи и школы в профилактике детской беспризорности; специфика воспитания детей в асоциальных семьях; особенности социально-педагогической работы с детьми в условиях центров помощи семье и детям; использование народных традиций в семейном воспитании; семья как базовый социальный институт духовного и патриотического воспитания детей.

Исследования показали, что, при всем различии социокультурного развития двух стран, в российской и американской семье прослеживаются и схожие проблемы: высокий уровень разводов, ориентация на малодетную семью, модернизация семьи и семейных отношений, появление нетрадиционных (однополых) семей, в которых возникают проблемы, связанные с восприятием таких семей обществом, усыновлением и воспитанием в них детей.

Прослеживаются также такие проблемы, как старение общества в целом, неоднозначное положение пожилых людей в семье, взаимоотношения между поколениями, недостаточное использование традиций народного воспитания в семье, носителями которых является старшее поколение.

Особенность книги состоит и в том, что тема исследования рассматривается в широком междисциплинарном контексте. Среди авторов известные в России и за рубежом педагоги, психологи, социологи, историки, демографы, антропологи и специалисты других профессий.

В книге содержатся ценные выводы и рекомендации, эффективность которых проверена в течение многих лет научно-экспериментальной деятельности российских и американских ученых.

Представленная книга – не первый опыт совместной работы ученых и преподавателей Российского государственного социального университета и американских ученых из Университета Прибрежной Каролины.

Знаменательно то, что книга выходит в 2008 г., который объявлен в России Годом семьи, что еще раз подтверждает важность проблемы, поднятой авторским коллективом.

Надеемся, что сотрудничество будет продолжаться и в дальнейшем.

Предисловие ректора Университета Прибрежной Каролины (США) доктора Дэвида дэ Сензо

Многие американские университеты известны своими определенными характеристиками, такими как богатая история, уровень образовательных программ, финансовая поддержка студентов, выплаты сотрудникам факультета и даже в некоторых случаях спортивные предпочтения. В то время как эти характеристики отражают уникальность университета, большинство американских университетов отвечают и другим требованиям общества. Одной из главных целей частных и государственных университетов является направленность и способность оказывать социальные услуги. Социальные услуги могут затрагивать различные стороны жизни общества и принимать разные формы. Одним из стержневых аспектов выступает американская семья.

Смотрите также:

Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология.

Общие сведения о психологии и психики. «Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо потому.

Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности.

Психология поведения людей является ключом к пониманию происходящего на финансовых рынках.

16.2. Правовая идеология и правовая психология. Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию и правовую психологию.

В каждом случае формирования работоспособной группы целесообразно Привлечение специалистов в области психологии, социологии, социальной психологии.

Это очень помогает созданию благоприятного психологического климата в группе. Под малой группой в социальной психологии понимается немногочисленная по составу группа.

Больше всего знаний о психологии работника, особенностях его профессиональных и личностных качеств может нам дать психология труда.

Учение о душе.— Психология. — Антропология и физиология.— Этика.— Политика.— О воспитании и музыке,— О власти и. рабстве.— Теория поэзии.

Читайте также: