Специализация это в географии машиностроение 9 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Машиностроение размещено по территории страны иначе, нежели большинство других отраслей промышленности. Сравните карты географии машиностроения (рис. 30), нефтяной, химической промышленности, металлургии. Чем различается размещение этих отраслей?

Из-за многообразия факторов размещения и повсеместности потребления продукции машиностроение развито во всех районах России.

Географические различия в уровне и особенностях развития машиностроения довольно значительны.

Во-первых, велики различия в уровне развития машиностроения между западной (европейской) и восточной (азиатской) частями страны. Исторически машиностроение в России развивалось преимущественно в европейской части страны (почему?). В годы Великой Отечественной войны огромное число машиностроительных предприятий перебазировали в восточные районы. В дальнейшем здесь построили много новых производств, преимущественно оборонного характера. Но несмотря на это 85% продукции машиностроения по-прежнему производится в европейской части Российской Федерации.

Во-вторых, районы России сильно различаются по уровню развития машиностроения:

— неодинакова их доля в производстве машиностроительной продукции;

— в промышленности районов машиностроение играет разную роль;

— различаются районы и по специализации машиностроения.

В-третьих, российское машиностроение сосредоточено главным образом в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и др.


Рис. 30. География машиностроения России

• По карте (рис. 30) определите районы: а) производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; б) с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.

• По таблице 18 постарайтесь выявить географические закономерности в изменении: а) набора отраслей специализации по территории страны; б) числа факторов, благоприятствующих развитию машиностроения районов.

Специализация, факторы развития и перспективы машиностроения России

Западная зона — 90% продукции машиностроения России

Оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, трелевочные тракторы, судостроение

Ориентация на потребителя; развитая металлургия

Углубление сложившейся специализации, конверсия

Автомобильная, электротехническая, станкоинструментальная, тяжелое, энергетическое, тракторное, сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение

Высокоразвитые промышленность, наука и транспортная сеть. Выгодное ЭГП, квалифицированные кадры. Концентрация основной части потребителей, мощная металлургия

Европейский Юго-Восток (Поволжье и Северный Кавказ)

Автомобильная, электротехническая, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение, химическое и нефтяное машиностроение

Высокоразвитая промышленность. Выгодное ЭГП. Квалифицированные кадры

Развитие наиболее сложных, наукоемких отраслей машиностроения, конверсия

Автомобильная, транспортное, тяжелое, энергетическое, химическое и нефтяное, дорожно-строительное, тракторное машиностроение

Высокоразвитая промышленность и наука. Выгодное ЭГП. Мощная металлургия. Квалифицированные кадры

Восточная зона — 10% продукции машиностроения России

Сибирь и Дальний Восток

Электротехническая, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, судостроение, отдельные производства тяжелого, энергетического, химического машиностроения

Развитая промышленность. Ориентация на потребителя, металлургия. Высокий уровень обеспеченности водой и энергией. Сложные природные условия. Дефицит трудовых ресурсов

Машиностроительный комплекс России – ведущий комплекс страны, определяет научно-техническую революцию; выпускает новые и современные машины, оборудование, станки и детали.

Факторы, влияющие на размещение машиностроительных предприятий:

1. Металлоёмкий (КМА, Урал, Кузбасс) – тяжёлого машиностроения.

2. Потребительский – судостроение; сельскохозяйственное машиностроение.

3. Трудоёмкий – автомобилестроение.

4. Наукоёмкий – космическая промышленность, атомная энергетика, производство атомных подводных лодок, электронно-вычислительная промышленность, робототехника.

Путиловский (ныне Кировский) завод, находится в Санкт-Петербурге. Производство рельсов, паровозов, вагонов, судов и артиллерийских орудий.

Уралмашзавод в Екатеринбурге. Выпускает оборудование для металлургии, горнодобывающей промышленности, буровое оборудование и др.

Ижорский завод в Санкт-Петербурге. Выпускает реакторы и другое оборудование для атомных электростанций.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Машиностроительный комплекс это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.

В состав машиностроения входят:

1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)

2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.

3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)

4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)

Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.

1. Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны

2. От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики

3. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса

4. Оно обеспечивает обороноспособность страны

5. Это самый крупный комплекс в промышленности России

6. В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:

7. 20% промышленного производства,

8. 1\3 занятых в промышленности.

9. Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.

При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты специализация и кооперирование.

Специализация производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

1. предметная – производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2. подетальная – производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3. технологическая – производство полуфабрикатов , выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4. функциональная – производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

Кооперирование это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Кооперирование бывает внутриотраслевое , когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое , когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод – это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики – это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.


В ходе данного урока мы узнаем, где находятся основные центры машиностроения в России, а также подробно рассмотрим влияние машиностроения на экологию нашей страны.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "География машиностроения"

Машиностроение создаёт машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг.

Объекты машиностроительного комплекса чаще всего размещаются в крупных индустриальных центрах России. Для успешной деятельности машиностроение нуждается в обеспечении своих объектов топливно-энергетическими ресурсами, металлами, водными ресурсами, рабочей силой и транспортными сетями. Развитая инфраструктура крупных городов и наличие других сопутствующих производств позволяют предприятиям машиностроения получать для своего развития все нужные для производства ресурсы.


Машиностроение и металлообработка – одна из старейших отраслей промышленности России. Ещё в царской России она развивалась преимущественно в Центральном, Петербургском и Уральском районах. Во время индустриализации машиностроительные производства переместились в восточные районы, а именно Сибирь и Дальний Восток.

Научно-технический прогресс существенно изменил отраслевую структуру, повысил роль среднего и точного машиностроения.

Из-за многообразия факторов размещения и повсеместности потребления продукции машиностроение развито во всех районах России. Однако уровень развития не одинаков. И географические различия в уровне и особенностях развития машиностроения довольно значительны.

Во-первых, велики различия в уровне развития машиностроения между западной (европейской) и восточной (азиатской) частями страны.

Исторически машиностроение в России развивалось преимущественно в европейской части страны. В годы Великой Отечественной войны огромное число машиностроительных предприятий перебазировали в восточные районы. В дальнейшем здесь построили много новых производств, преимущественно оборонного характера. Но несмотря на это 85 % продукции машиностроения по-прежнему производится в европейской части Российской Федерации.

Во-вторых, районы России сильно различаются по уровню развития машиностроения:

· неодинакова их доля в производстве машиностроительной продукции;

· в промышленности районов машиностроение играет разную роль;

· различаются районы и по специализации машиностроения.

В-третьих, российское машиностроение сосредоточено главным образом в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и др.

Машиностроение имеет довольно широкую географию и характеризуется богатым спектром выпускаемой продукции.

Основу современного машиностроения России составляет производство транспортных средств: автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение и авиастроение. Основные центры перечисленных производств были сформированы в совецкий период экономического развития России. Автомобильная промышленность выпускает легковые и грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы.

Приведём примеры наиболее значительных центров производства машиностроительной продукции. Производство легковых автомобилей сосредоточено в Поволжье (Тольятти, Нижний Новгород), в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург, Калининград), на Кавказе (Аргун, Черкесск), на Дальнем Востоке (Владивосток).

Центры производства легковых автомобилей


В Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Набережных Челнах, а также в Миасе выпускаются грузовые автомобили.

Центры производства грузовых автомобилей


Автобусные заводы действуют в Павлово (Нижегородская область), Ликино -Дулёво (Московская область), в городе Курган. Производство троллейбусов налажено в городе Энгельс (Саратовская область) и Вологда. Имеется также ряд предприятий по производству двигателей (Ярославль, Москва, Барнаул, Екатеринбург, Каспийск) и других автомобильных узлов и агрегатов. Начиная с 2000-х годов в российское автомобилестроение активно проникает иностранный капитал, создаются совместные производства по сборке автомобилей зарубежных фирм. Было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками известных производителей, среди которых Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, Автомобильный альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Nissan, Opel, Kia, Volvo Truck и некоторые другие. Открытие новых заводов продолжается.

Производство локомотивов, вагонов сосредоточено в Центральной России (Тихвин, Коломна, Брянск, Тверь, Торжок), на Северном Кавказе (Новочеркасск), Урале (Нижний Тагил), в Сибири (Абакан, Новоалтайск).

Центры производства локомотивов и вагонов


В Мытищах (под Москвой) выпускают вагоны для метрополитена.

Судостроение и судоремонт приурочены к крупным морским и речным портам. Производятся как гражданские, так и военные суда. Основные морские порты – Санкт-Петербург, Астрахань, Мурманск, Владивосток и речные порты – Нижний Новгород, Волгоград, Тобольск.

Авиастроение специализируется на выпуске гражданских и военных самолётов и сосредоточено в крупных промышленных центрах (Москва, Самара, Воронеж, Улан-Удэ, Смоленск, Арсеньев и другие).


Немаловажную роль в машиностроении играет производство машин и оборудования для сельского хозяйства. Тракторные заводы размещаются в основных сельскохозяйственных районах или вблизи металлургических баз, а именно в Поволжье (Волгоград, Чебоксары), в Центральной России (Владимир, Липецк (убрать), Санкт-Петербург), на Урале (Челябинск) и в Сибири (Барнаул).

Крупный и единственный завод по производству зерноуборочных комбайнов находится в Ростове-на-Дону.

К машиностроению относится и военно-промышленный комплекс (ВПК), деятельность которого и размещения предприятий до недавнего времени считались государственной тайной. Основные районы сосредоточения предприятий военно-промышленного комплекса - Уральский (20 %), Центральный (17 %), Волго-Вятский (13 %), Северный и Северо-Западный районы России (10 %). В Москве треть предприятий и почти половина научных учреждений связана с военным производством. После распада СССР ВПК подвергся значительной перестройке в связи с конверсией, т. е. переводом предприятий оборонных отраслей на выпуск гражданской продукции.

Тяжёлое машиностроение, а именно производство горного и подъёмно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбостроение, атомное и полиграфическое оборудование, тяготеет к металлургическим базам, поэтому в основном концентрируется на Урале (Екатеринбург, Орск), в Сибири (Красноярск, Иркутск), в Центральной России (Белгород). Историческим центром энергетического машиностроения является Санкт-Петербург.

Предприятия тяжёлого машиностроения


Станкостроение исторически сложилось в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург), а сейчас развито повсеместно, часто определяя специализацию экономического района, узла, центра.

Отрасли точного машиностроения – приборостроение, электроника, электротехника, а также новейшие производства (робототехника, ракетно-космическая промышленность и прочие) концентрируются в районах с развитым научным потенциалом, обеспеченным кадрами высокой квалификации - в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург), на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск).

Среди таких экологических проблем, как истощение сырьевых ресурсов и климатические изменения, наиболее угрожающих размеров достигла проблема загрязнения воды, почвы и воздуха отходами промышленного производства. Более двадцати тысяч предприятий промышленности России с хорошо развитыми технологическими процессами играют заметную роль в загрязнении окружающей среды. В некоторых промышленных районах с наиболее опасными производствами вредные выбросы иногда превышают все санитарные нормы.

Машиностроительный комплекс ежегодно выбрасывает в атмосферу 32 % промышленных загрязнений от своих стационарных источников. А очистным оборудованием машиностроение оснащено всего лишь на 30–50 %.

Из всех отраслей машиностроения наиболее сильно загрязняет окружающую среду – тяжёлое и энергетическое.

Загрязнение окружающего пространства ведётся по трём направлениям:

1. Атмосфера. От выбросов предприятий в воздухе можно обнаружить такие вредные вещества, как диоксид серы и оксид углерода, оксид азота, фенол, свинец, а также копоть и пыль. Одно из самых опасных веществ — это шестивалентный хром — наиболее часто встречается в выбросах именно машиностроительных предприятий.

2. Водные источники. Со сточными водами в водоёмы попадают опасные для окружающей среды вещества — сульфаты, хлориды, нефтепродукты, цианиды, соли никеля, хрома, фосфора, кадмия и многие другие. В районе рек, на берегу которых расположены большие машиностроительные предприятия, можно обнаружить ионы тяжёлых металлов.

3. Почва. Твёрдые отходы загрязняют почву в виде опилок, стружки, золы, шлаков, пыли и осадков. После модернизации оборудования остаются многочисленные горы металлолома.

На государственном уровне ведутся работы по улучшению экологической ситуации вокруг промышленных производств в нескольких направлениях:

· повышение эффективности очистительных объектов для промышленных выбросов и сточных вод;

Ключевые слова:
Машиностроение, приборостроение, станкостроение, автомобилестроение, судостроение, авиастроение, наукоёмкость, трудоёмкость, металлоёмкость.

Основные понятия

Машиностроение – отрасль обрабатывающей промышленности, занятая производством машин.

Пояснения:
Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик учителя и интерактивный элемент об особенностях машиностроительного комплекса России.

- Дронов В.П., Савельева Л.Е География. Земля и люди. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: