Сека гадиев биография кратко

Обновлено: 13.06.2024

Сека́ Куцри́евич Га́диев (осет. Гæдиаты Секъа ; 1855 или 1857, с. Н. Ганиси в Гудском ущелье, Грузия — 21 июля (3 августа) 1915, Владикавказ) — поэт и прозаик, классик осетинской литературы. Считается основоположником осетинской прозы.

Именем Сека Гадиева названа улица во Владикавказе.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сека Куцриевич Гадиев" в других словарях:

Гадиев Сека Куцриевич — [1855 или 1857, с. Н. Ганиси в Гудском ущелье, Грузия, 21.7 (3.8).1915, Владикавказ], осетинский писатель, основоположник осетинской прозы. Родился в семье горца бедняка. В печати стихи и рассказы Г. появились в 1905 07. Основные герои его… … Большая советская энциклопедия

ГАДИЕВ Сека Куцриевич — (1855 или 1857 1915) осетинский писатель. Рассказы Мать и сын , Залда , Азау о бесправных тружениках, стремящихся к справедливости, способствовали становлению осетинской прозы. Стихи и басни … Большой Энциклопедический словарь

Гадиев, Сека Куцриевич — Это статья о пистеле. О карточной игре см. статью Сека. Сека Куцриевич Гадиев (осет. Гæдиаты Секъа; 1855 или 1857, с. Нижний Ганиси в Гудском ущелье, Душетский уезд, Тифлисской губернии, Россия 21 июля (3 августа) 1915, Владикавказ) российский… … Википедия

Гадиев Сека Куцриевич — … Википедия

Гадиев, Цомак Секаевич — Цомак Секаевич (Юрий Михайлович) Гадиев (14 января 1882 24 октября 1931) осетинский писатель, борец за советскую власть. Биография Родился 14 января 1882 года в горном селении Ганис в Кудском ущелье. Его отец, Сека Куцриевич Гадиев,… … Википедия

Гадиев — Гадиев осетинская и ингушская фамилия. Ингушские носители фамилии выходцы из горноингушского средневекового замка Маготе. Ныне живут в Ингушетии: в селениях Кантышево, Зязиков Юрт; в станицах Нестеровская, Слепцовская; в… … Википедия

Гадиев — I Гадиев Сека Куцриевич [1855 или 1857, с. Н. Ганиси в Гудском ущелье, Грузия, 21.7 (3.8).1915, Владикавказ], осетинский писатель, основоположник осетинской прозы. Родился в семье горца бедняка. В печати стихи и рассказы Г. появились в… … Большая советская энциклопедия

Сека — Это статья о карточной игре. О писателе см. статью Гадиев, Сека Куцриевич. Сека карточная игра, известная в СССР и странах, образовавшихся после его распада. У этой игры есть различные названия и разновидности: сикка, сичка, стрекоза,… … Википедия

ГАДИЕВ — 1. ГАДИЕВ Сека Куцриевич (1855 или 1857 1915), осетинский писатель. Рассказы Мать и сын , Залда , Азау о бесправных тружениках, стремящихся к справедливости, способствовали становлению осетинской прозы. Стихи и басни. 2. ГАДИЕВ Цомак Секаевич… … Русская история

Сека Куцриевич Гадиев - российский, осетинский поэт и прозаик, классик осетинской литературы. Основоположник осетинской классической прозы. Родился в 1855 году в селении Ганис в Гудском ущелье, в верховьях реки Арагвы. Детство Сека провел в нужде и тяготах. Грамоте он научился в 18 лет.

В 1872 году стал служить псаломщиком в Гудской церкви. Однако небольшое жалованье не могло обеспечить существование семьи из 8 человек, и в том же году Сека в поисках лучшей жизни переселился в Северную Осетию. Здесь он также продолжал служить псаломщиком в осетинских селениях. Однако материальное состояние семьи заметно не улучшилось. Его детям, как и ему самому, часто приходилось батрачить.

В 1912 году Сека поселился во Владикавказе. Через три года жизнь Сека Гадиева трагически оборвалась.

Многие стихи Сека посвящены вопросам нравственности и морали. Он выступал против пышных поминок, пьянства, воровства, лени.

Прекрасный талант Гадиева раскрылся главным образом в прозе. Он считается одним из зачинателей художественной прозы на осетинском языке. Основное место в прозе Сека Гадиева занимают рассказы, снискавшие писателю общенародное признание.

Сека Куцриевич Гадиев (осет. Гдиаты Куыцырийы фырт Секъа; 1855 или 1857, село Нижний Ганиси в Гудском ущелье, Душетский уезд, Тифлисская губерния — 21 июля (3 августа) 1915, Владикавказ) — российский осетинский поэт и прозаик, классик осетинской литературы. Основоположник осетинской классической прозы.

Биография

Детство Сека провел в нужде и тяготах. Грамоте он научился в 18 лет. В 1872 году стал служить псаломщиком в Гудской церкви. Однако небольшое жалованье не могло обеспечить существование семьи из 8 человек, и в том же году Сека в поисках лучшей жизни переселился в Северную Осетию. Здесь он также продолжал служить псаломщиком в осетинских селениях. Однако материальное состояние семьи заметно не улучшилось. Его детям, как и ему самому, часто приходилось батрачить.

В 1912 году Сека поселился во Владикавказе.

Писать Гадиев начал в конце семидесятых годов XIX века. Однако самоучкой, овладевшему грамотой горцу-крестьянину долго и упорно пришлось работать над расширением своих литературных знаний и грамотности.

Многие стихи Сека посвящены вопросам нравственности и морали. Он выступал против пышных поминок, пьянства, воровства, лени.

Прекрасный талант Гадиева раскрылся главным образом в прозе. Он считается одним из зачинателей художественной прозы на осетинском языке. Основное место в прозе Сека Гадиева занимают рассказы, снискавшие писателю общенародное признание.

После трагической гибели 21 июля (3 августа) 1915 года был похоронен на Мещанском кладбище Владикавказа, близ Ильинской часовни, впоследствии преобразованной в храм. В советское время могила писателя была утрачена.

Его сын, Цомак Секаевич, также был известным писателем.

ЭТО ИНТЕРЕСНО Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы Всё видео

Сека (Георгий) Иванович (Куцри́евич) Га́диев родился по одним данным в 1855 г., по другим - в 1857 г., в сел. Нижний Ганис (Душетский уезд Тифлисской губернии), расположенном в верховьях Арагвы в Гудском ущелье (Хъудыком). Семья Сека очень нуждалась, и в юности ему приходилось трудиться на земле, наниматься в пастухи по найму, заниматься тяжелой поденной работой на Военно-Грузинской дороге.

Первые азы грузинской грамоты Сека Гадиев получил у местного псаломщика-грузина в возрасте восьми лет. Позже при церкви Святителя Николая Чудотворца в сел. Душети Сека обучился чтению, пению и церковному уставу на грузинском языке. 23 октября 1872 г. в Тифлисе Сека Гадиев сдал экзамен на право занимать псаломническую должность.

В 1882 г. Сека вместе с семьей в поисках лучшей жизни переселился в Северную Осетию. Он надеялся получить небольшой земельный надел, на котором мог бы заниматься земледельческим трудом. Не получив земли, Сека Гадиев вынужден был добиваться у епархиальных властей должности псаломщика.

С 1882 по 1885 год С. Гадиев служил псаломщиком в церкви Святителя Николая Чудотворца в сел. Дарг-Кох. Сразу же после начала служения ему пришлось подключиться к достройке новой каменной церкви, строительство которой было завершено в 1883 г.

Все годы служения С. Гадиева псаломщиком в сельских храмах Северной Осетии его материальное положение оставалось трудным. Нужда заставляла Сека Гадиева многие годы батрачить, арендовать землю на кабальных условиях. При этом у С. Гадиева была большая семья, жена – Мария (Битти) Евстратьевна (в дев. Битарова), шестеро сыновей - Захар, Михаил (Цомак), Александр, Николай, Петр, Афанасий и дочь Вера.

31 июля 1909 г. Сека Гадиев, согласно прошению, был уволен за штат, передав исполнение обязанностей псаломщика своему сыну Николаю.

Уволившись с церковной службы, С. Гадиев решил переехать во Владикавказ. Вероятно, это решение он принял в связи с арестом в 1908 г. сына Михаила (Цомака), будущего известного поэта, писателя и общественного деятеля, арестованного за участие в революционном движении.

По воспоминаниям дочери, Гадиевы купили во Владикавказе землю на ул. Тифлисской (ныне пр. Коста, 161), на которой построили небольшой домик из одной комнаты, рядом с домом священника Тита Моргоева. Позже для семьи старшего сына Захара во дворе был построен флигель, а в глубине двора находились конюшня и амбары для зерна. Сека Гадиев со старшим сыном и при посильной помощи младших сыновей занимался обработкой земельных участков, взятых в аренду.

8 сентября 1914 г. на престольном празднике в честь столетнего юбилея церкви Сека Гадиев от лица прихожан обратился к о. Х.Цомаеву с приветственным словом на осетинском языке. В своей речи он кратко обрисовал историю христианства в Осетии, начиная с апостольских времен, отметил большую роль Общества восстановления православного христианства на Кавказе в деле христианского просвещения Осетии, а также заслуги епископа Владикавказского Иосифа (Чепиговского).

С. Гадиев воздал должное памяти бывших настоятелей церкви - Алексия Колиева, Алексия Гатуева, Михаила Сухиева, много сделавших для церкви и развития православия в Осетии. Он также поблагодарил настоятеля церкви о. Харлампия Цомаева за его труды по ремонту церкви и состоящей при ней одноклассной церковно-приходской школе, в которой тот был заведующим и учителем Закона Божия. Сека Гадиев от имени прихожан в честь праздника подарил о. Х. Цомаеву икону Иисуса Христа.

С. Гадиев поднимал на страницах журнала вопросы христианского просвещения осетинского народа, выступал против засилья устаревших обычаев и обрядов, откликался на важные события, происходившие в стране и в Осетии. Гадиев опубликовал в журнале агиографические произведения, публицистические статьи, стихи, повесть, драму.

Сека Гадиев, находившийся в течение десятков на церковной службе в качестве псаломщика, прекрасно знал агиографическую литературу, которую изучал на грузинском языке и по переводам на осетинский язык.

Сека Гадиев хорошо знал произведения грузинских писателей ХIХ в. Н.Бараташвили. Важа Пшавели, Ильи Чавчавадзе, Акакия Церетели, Александра Казбеги и др.

Сека Гадиев опубликовал в журнале некролог, посвященный кончине 12 мая 1913 г. старейшего священника Владикавказской епархии Тита (Тасолтана) Моргоева, друга писателя. Он описал жизненный и пастырский путь о.Т. Моргоева, с которым вместе служил в Михаило-Архангельской церкви в сел. Гизель. В конце некролога помещено стихотворение С. Гадиева, посвященное покойному священнику Моргоеву.

Жизнь Сека Гадиева трагически оборвалась 8 (21 н.с.) июля 1915 г. Сека Гадиев на арбе отправился из Владикавказа в Гудское ущелье, чтобы выступить в качестве посредника между конфликтовавшими из-за земли крестьянами.

Отпевали Сека в Георгиевской церкви священники Харлампий Цомаев, Моисей Коцоев, Иоанн Хетагуров, Георгий Натадзе и диакон Василий Бичерахов. После литии священник М. Коцоев рассказал о жизненном и творческом пути Сека Гадиева.

Осетинские литературоведы немало сделали для изучения творчества Сека Гадиева, однако до сих пор осталось много нераскрытых тем. Избранные произведения С.Гадиева, издававшиеся несколько раз, неполны и имеют произвольные вмешательства составителей в тексты произведений. А ведь в Научном архиве СОИГСИ хранятся рукописи сборников писателя, подготовленные к печати самим автором. Некоторые произведения С. Гадиева до сих пор ни разу не издавались. Вопрос об издании академического собрания сочинений С. Гадиева, поставленный В.И. Абаевым в 1965 г., в год 50-летия со дня смерти писателя, до сих ждет своего решения.

В 1984 г. дом, где жил писатель во Владикавказе, был включен в Список памятников истории и культуры Северной Осетии, а в 1987 г. на доме установлена мемориальная доска работы художника М.А. Царикаева. Однако в городе до сих пор нет улицы имени Сека Гадиева, хотя еще 13 апреля 1990 г. в АМС г. Владикавказа было принято решение дать одной из новых улиц его имя.

Имя выдающегося осетинского писателя, основоположника осетинской прозы Сека (Георгия) Гадиева, много сделавшего для христианского просвещения осетин, должно навсегда остаться в истории литературы и культуры Осетии.

Читайте также: