Государственная булыгинская дума кратко

Обновлено: 07.07.2024

Лит.: Ленин В. И., Бойкот булыгинской Думы и восстание, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11; его же, Единение царя с народом и народа с царем, там же; его же, Игра в парламентаризм, там же; его же, Первые итоги политической группировки, там же, т. 12; Государственная дума в России. Сб. документов и материалов, М., 1957.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Булыгинская дума" в других словарях:

БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА — БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА, в исторической литературе название проекта высшего законосовещательного представительного органа Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ), о создании которого было объявлено царским манифестом от 6 августа 1905 года в… … Энциклопедический словарь

Булыгинская дума — в исторической литературе название проекта высшего законосовещательного представительного органа Российской империи, о создании которого было объявлено царским манифестом от 6 августа 1905 года в соответствии с опубликованным в тот же день… … Политология. Словарь.

БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА — принятое в литературе название высшего законосовещательного представительного органа Российской империи (по имени А. Г. Булыгина). По разработанному в июле 1905 проекту большинство населения (рабочие, военнослужащие, женщины и др.) не имело изби … Русская история

БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА — в литературе название (по им. А. Г. Булыгина) высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. По разработанному в июле 1905 г. проекту большинство населения (рабочие, военнослужащие, женщины и др.) не имело избирательных … Юридический словарь

БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА — в литературе название (по имени А. Г. Булыгина) высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. По разработанному в июле 1905 проекту большинство населения (рабочие, военнослужащие, женщины и др.) не имело избирательного … Большой Энциклопедический словарь

БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА — представительный законосовещат. орган, проектировавшийся манифестом от 6 авг. 1905 в соответствии с Положением о выборах в Гос. думу (опубл. в тот же день); проект Б. д. был маневром, рассчитанным на раскол сил революции, на создание основы для… … Советская историческая энциклопедия

Булыгинская Дума — законосовещательная Дума, объявленная царским правительством указом 6 го августа 1905 г., известная по имени автора законоположения о ней, сенатора Булыгина. Таков был ответ царского правительства на разроставшуюся после 9 го января 1905 г.… … Популярный политический словарь

булыгинская дума — в литературе название (по им. А. Г. Булыгина) высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. По разработанному в июле 1905 г. проекту большинство населения (рабочие, военнослужащие, женщины и др.) не имело избирательных … Большой юридический словарь

К началу 1905 г. Россия потерпела крупные поражения в русско-японской войне. Это существенно подорвало как благосостояние империи, так и ее престиж на международной арене. Внутреннее положение империи усугублялось начавшейся первой русской революцией. Обстановка в стране накалялась.

• либо в виде включения в состав Государственного совета по всем или нескольким департаментам избранных лиц от населения, которые участвовали бы в рассмотрении законодательных предположений на тех же основаниях, что и члены Государственного совета;

• либо в виде образования из избранных от населения лиц при департаментах Государственного совета или наряду с ними в составе сего Совета особых подготовительных комиссий;




Опубликование манифеста 6 августа 1905 г. стало первым шагом к реформе государственного управления России начала века. Впервые было законодательно закреплено создание представительного учреждения. Однако затягивание с призванием выборных, куцее законодательство и драконовский избирательный закон на фоне нарастания революционной волны не принесли ожидаемого успокоения в обществе. Это была лишь полумера и к тому же безнадежно запоздалая.

Таким образом, несмотря на упорное противодействие верховной власти и ее ближайшего окружения каким-либо изменениям в государственном устройстве и государственном управлении, события начала 1905 г. поставили Николая II перед выбором: или вступить на путь реформирования российской государственности, или поставить под угрозу само существование режима. Так, в муках родился проект совещательного народного представительства. Однако произошло это с огромным отрывом от мирового исторического процесса и безнадежным отставанием от национальных потребностей развития государственного устройства. Этим и объясняется то, что Булыгинскому проекту суждено было стать лишь юридическим памятником эпохи. Революционные события осени 1905 г. сорвали вялотекущие выборы в совещательную Думу и сделали невозможным превращение Булыгинской думы в устойчивый государственный институт.

Петергофские совещания.

Булыгинская дума

К началу 1905 г. Россия потерпела крупные поражения в русско-японской войне. Это существенно подорвало как благосостояние империи, так и ее престиж на международной арене. Внутреннее положение империи усугублялось начавшейся первой русской революцией. Обстановка в стране накалялась.

• либо в виде включения в состав Государственного совета по всем или нескольким департаментам избранных лиц от населения, которые участвовали бы в рассмотрении законодательных предположений на тех же основаниях, что и члены Государственного совета;

• либо в виде образования из избранных от населения лиц при департаментах Государственного совета или наряду с ними в составе сего Совета особых подготовительных комиссий;

Опубликование манифеста 6 августа 1905 г. стало первым шагом к реформе государственного управления России начала века. Впервые было законодательно закреплено создание представительного учреждения. Однако затягивание с призванием выборных, куцее законодательство и драконовский избирательный закон на фоне нарастания революционной волны не принесли ожидаемого успокоения в обществе. Это была лишь полумера и к тому же безнадежно запоздалая.

Таким образом, несмотря на упорное противодействие верховной власти и ее ближайшего окружения каким-либо изменениям в государственном устройстве и государственном управлении, события начала 1905 г. поставили Николая II перед выбором: или вступить на путь реформирования российской государственности, или поставить под угрозу само существование режима. Так, в муках родился проект совещательного народного представительства. Однако произошло это с огромным отрывом от мирового исторического процесса и безнадежным отставанием от национальных потребностей развития государственного устройства. Этим и объясняется то, что Булыгинскому проекту суждено было стать лишь юридическим памятником эпохи. Революционные события осени 1905 г. сорвали вялотекущие выборы в совещательную Думу и сделали невозможным превращение Булыгинской думы в устойчивый государственный институт.

Торжественное открытие Государственной Думы и Государственного Совета. Зимний дворец. 27 апреля 1906. Фотограф К. Е. фон Ганн.

Русская история с момента окончания правления Екатерины Великой и до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года — это период, в котором русская власть не успевала, да и не хотела реагировать на вызовы времени.

Реформы Александра II, которые позволили стране значительно продвинуться в развитии государственных институтов, были в значительной мере свёрнуты в период правления Александра III и Николая II.

Кровавое воскресенье вызвало целую волну стачек, которые постепенно стали переходить в вооружённое сопротивление властям.

Революционный хаос, в который стремительно погружалась Россия, для Николая II, не самого талантливого из русских монархов, оказался полной неожиданностью. Русский народ, о любви которого к себе часто говорил император, после 9 января 1905 года повернулся к царю другой стороной, видеть которую Николаю II до того момента ещё не приходилось.

Исключительно репрессивные методы, очевидно, не приносили результата. Против власти ополчились практически все слои общества: от беднейших крестьян до крупных промышленников. Претензии у всех были разные, но в одном сходились все: жить так, как раньше, Россия уже не может.


Идея представительного органа при императоре жила в русском обществе с начала правления Александра I, но так и не была воплощена в жизнь за целый век.

В 1905 году это отставание вышло власти боком.

31 января 1905 года, когда революционный пожар стремительно разгорался по всей стране, министр земледелия и государственных имуществ Алексей Ермолов обратился к Николаю II с предложением о введении выборной земской думы для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов.

Император ухватился за эту идею, и в феврале 1905 года по данному вопросу дважды собирался Совет министров. Решение, однако, так и не было принято. Среди министров и в окружении Николая II было очень много деятелей, убеждённых, что бунт можно усмирить силой, а самодержавие должно быть сохранено в неизменном виде.

Но ситуация с каждым днём ухудшалась, и 18 февраля Николай II своим рескриптом назначил министра внутренних дел Александра Булыгина председателем Особого совещания для разработки проекта положения о представительном органе — Государственной Думе.

Александр Григорьевич Булыгин стал министром внутренних дел 20 января 1905 года, сменив отставленного от должности после Кровавого воскресенья Петра Святополк-Мирского.

Александр Булыгин

За плечами у Булыгина было больше трёх десятилетий государственной службы, работа в должности калужского и московского губернатора, пост помощника при московском генерал-губернаторе, великом князе Сергее Александровиче.

Уже по этой характеристике можно понять, что ждать каких-то смелых предложений от Булыгина в деле создания проекта законодательного органа не приходилось.

К работе в Особом совещании были привлечены как видные чиновники, так и специалисты в области права. Первый вариант проекта Булыгин представил Николаю II 23 мая 1905 года, после чего началась длинная череда внесения поправок и исправлений, растянувшаяся ещё почти на три месяца. Положение в стране всё это время только ухудшалось.

Проблема состояла в том, что и в Особом совещании у Булыгина, и в Совете министров преобладали люди консервативных взглядов, старательно ограничивавшие даже те не самые обширные права, что давались Государственной Думе по первоначальному проекту.

Дума без рабочих, женщин и губернаторов

Император Николай II и его супруга Александра Федоровна Романова в часы досуга.

Депутаты Думы избирались сроком на 5 лет; при этом большинство населения избирательными правами не наделялось. Не имели избирательных прав лица моложе 25 лет, рабочие, женщины, учащиеся, военнослужащие, иностранные подданные. К этим категориям добавлялись губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники и полицейские чины в пределах подведомственных им местностей.

Выборы проводились по губерниям и областям, а также отдельно по столицам и 23 крупным городам. Для крестьян предполагалось установить четырёхстепенные, для помещиков и буржуазии — двухстепенные выборы; 42% выборщиков должно было избираться съездами уполномоченных от волостей, 34% — съездами уездных землевладельцев (ценз от 100 до 800 десятин) и 24% — съездами городских избирателей (ценз — недвижимое имущество стоимостью 1500 руб., в столицах — 3000 руб.).

Избрание членов Государственной Думы должно было проводиться губернскими избирательными собраниями землевладельцев и уполномоченных от волостей под председательством губернского предводителя дворянства или собранием городских избирателей под председательством городского головы.

Сравнительно высокое представительство крестьян, особенно в сравнении с рабочими, объяснялось тем, что правительство рассчитывало на сохранение консервативных настроений среди русского крестьянства. Хотя уже к осени 1905 года стало ясно, что расчёт на это не оправдывается.

Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург

Если бы подобный законосовещательный орган был учреждён при Александре I, это было бы невероятным прорывом в государственном устройстве России.

Если бы он был утверждён Александром II, это решение было бы своевременным ответом на ожидания общества.

Заседание Государственной Думы 5 декабря 1912 года

Приговор для бывшего министра

Император опоздал и тут. Политические права и свободы даровал народу не Николай II — народ вырвал их у монарха силой. Это обстоятельство ещё скажется на судьбе российской монархии и на личной судьбе Николая II в 1917 году.

Александр Григорьевич Булыгин был отставлен с поста министра внутренних дел через пять дней после опубликования Манифеста 17 октября. Он устарел так же, как и созданный под его началом проект Думы.

На различных менее значимых должностях Булыгин оставался вплоть до Февральской революции. Свержение монархии он пережил тяжело — в марте 1917 года его сразил апоплексический удар, после которого он отошёл от политики и уехал в своё имение в Рязанской губернии.

Причины появления Манифеста 6 августа 1905 года

Люди из окружения царя указывали ему на неизбежность преобразований в обществе.

Булыгин Александр Григорьевич

В 1905 году проблема созыва представительного органа обсуждалась и либеральными и радикальными политическими кругами, и консерваторами. Большинство газет, через которые выражали свое мнение разные политические движения, единодушно признавали необходимость созыва представительства. Споры велись лишь о его характере: законосовещательном или законодательном, и о способе проведения выборов.

Министр внутренних дел Александр Григорьевич Булыгин и его помощники взяли в качестве источника для определения полномочий думы и способа ее избрания около полутора десятков проектов. В большинстве своем проекты предлагали избрание по сословиям, со многими ограничениями; функции же народного представительства виделись совещательными. А.Г. Булыгин высказывался за ту форму представительства, которую предполагалось ввести при Александре II. Лица, избранные населением, должны были определенный срок участвовать в обсуждении всех законодательных предположений. В этом случае правительство могло выбирать между мнениями двух законосовещательных органов: Государственным советом (уже существовавшим в то время) и народным представительством.

Историография Манифеста 6 августа 1905 года

Дума согласно Манифесту должна была быть созвана до середины января 1906 года. По проекту А.Г. Булыгина она представлялась в виде

Таким образом, власть императора оставалась неограниченной. Выборы в думу предполагались многостепенными. Все избиратели делились на три курии: землевладельческую (преимущественно — помещики), городскую (крупные городские собственники) и крестьянскую. Депутаты думы должны были выбираться губернскими избирательными собраниями, членами которых являлись выборщики, представлявшие соответствующие курии. Все крестьяне и землевладельцы могли участвовать в избрании выборщиков, которые затем выбирали депутатов. В городах избирательное право было ограниченным. Голосовать могли только домовладельцы и наиболее крупные плательщики квартирного налога. Широкие слои населения (женщины, рабочие, учащиеся, военнослужащие и др.) избирательных прав не получали. Подробно познакомится с Манифестом 6 августа 1905 года можно в издании Андрощук В. В. Памятники российского права : учебно-научное пособие: в 35 т. — Москва, 2013. Т. 19 Конституционная реформа в России начала XX века.

Манифест и проект думы в оценках современников

На выставке представлены работы, написанные современниками событий и дающие оценку Манифесту 6 августа 1905 года. Все эти работы принадлежат людям с различными взглядами на ситуацию. В труде Тихомирова Л. А. Монархическая государственность. Москва, 1998 дана оценка и Манифесту и уставу Государственной думы. Для автора идея думы не противоречит монархическому началу правления. Однако, он нашел разногласия между уставом думы и текстом Манифеста. Манифест провозглашал чисто монархическое учреждение, а устав внес в эту идею заметные изменения. Даже ввод имущественного ценза для депутатов видится Л.А. Тихомирову антинациональным по своему значению. Ведь в некоторых западных губерниях такой подход даст возможность инородцам (евреям, полякам, немцам) получить преимущество перед русскими. Формирование политических партий, через которые будет реализовываться народное представительство, представляется Тихомирову не меньшим злом.

Последствия

Напряженность политической ситуации в стране хорошо прослеживается по документам. В сборнике Революция 1905-1907 гг. в России. Документы и материалы. Москва : Ленинград, 1955 собраны донесения и рапорты полиции и жандармерии, документы стачечных комитетов, корреспонденция журналистов и другие свидетельства, показывающие как воспринималось происходящее с разных точек зрения.

Единственным способом остановить начавшиеся революционные события было расколоть оппозицию. 17 октября 1905 г. Николай II подписал новый Манифест. Этот документ обещал даровать населению демократические свободы, предоставить думе законодательные права, расширить круг лиц, имевших возможность участвовать в выборах депутатов. 19 октября 1905 г. именным указом был реорганизован Совет министров, а его руководителем был назначен С.Ю. Витте. Совет министров превратился в постоянно действующее высшее учреждение — в правительство Российской империи.

Демократическая культура в России

В работе Селунской Н. и Тоштендаля Р. Зарождение демократической культуры: Россия в начале XX века. Москва, 2005. процессы становления парламентаризма рассмотрены без использования понятия революция. Так как власть не была свергнута и гражданский порядок не был нарушен, то нельзя происходившие события назвать революцией. Авторы показывают тесную связь между политизацией общества и распространением демократической культуры в России. Исследователям интересны особенности выборного процесса в думу первых созывов и формирование представительства в целом (как на общероссийском уровне, так и на локальном, в провинции). Так же они сравнивают политические процессы в России с теми, что происходили в Германии и Австро-Венгрии, находя в них много общего. Роковым событием для движения России в сторону демократизации стал роспуск Государственной думы 3 июня 1907 года и изменение выборной системы.

Выставка будет работать
с 31 июля по 30 августа по 2021 г.
в Информационно-библиографическом отделе (3-й этаж).

Читайте также: