Сделайте вывод о закономерностях распределения коэффициента увлажнения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Возможные варианты проверки знаний и умений:

1. Устная проверка ключевых слов уроков 12 и 13.

2. Работа на закрепление знаний по типам воздушных масс. На дос­ке записаны обозначения пяти воздушных масс. Для первого и второго вариантов поставлены порядковые номера. Запись выглядит так:

Учитель дает определения в такой последовательности, которая не совпадает с написанной на доске. Учащиеся записывают номер прочитанного определения.

Определения можно зачитывать в следующем порядке:

1) Воздух жаркий, сухой, запыленный; воздушные массы фор­мируются летом в южных районах страны или приходят из Монго­лии, Северного Китая, Малой Азии или Северной Африки.

2) Воздушные массы приходят с Атлантического океана, с Ти­хого океана - летом; зимой они смягчают морозы, вызывают сне­гопады, оттепели, иногда приносят пасмурную погоду с туманами и дождями; летом этот воздух охлаждает сушу, умеряет жару, по­вышает влажность и приносит осадки.

3) Воздух, холодный зимой и летом; сухой и прозрачный; при­ходит с Северного Ледовитого океана.

4) Постоянно теплый и влажный воздух приходит с субтропи­ческих и тропических широт Атлантического и Тихого океанов.

5) Воздушные массы формируются над территорией России, имеют резкую годовую амплитуду, сухие.

3. Работа у доски - приглашаются два ученика, которые вос­производят схемы строения циклона и антициклона, а также харак­теризуют эти атмосферные явления, указывают на их роль в фор­мировании климата.

4. Фронтальная устная проверка знаний строится по вопросам:

• Что называется атмосферным фронтом и какие процессы происходят в зоне схождения воздушных масс?

• На какие группы делятся атмосферные фронты по темпера­туре? Опишите изменения погоды, которые возникают при прохо­ждении атмосферных фронтов.

• Покажите на карте главные атмосферные фронты на терри­тории России. Как они изменяют свое положение по сезонам года и почему?

• В чем состоит противоположность циклона и антициклона?

• На какой территории действуют циклоны, на какой - антици­клоны?

• Как влияют на погоду нашего края циклоны и антициклоны?

Проведенный опрос позволяет активизировать знания учащих­ся и логично перейти к изучению нового материала о распределе­нии метеорологических элементов на территории России. В ввод­ной беседе следует вспомнить закономерности распределения тем­ператур воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле (гео­графия, 7 кл.), это можно сделать с использованием одноименной схемы (раздаточный материал).

1. Изучение распределения температур осуществляется путем выполнения следующих заданий:

1) По климатической карте проследите ход июльских изотерм + 8°,+ 16 °, + 24 °. Сравните их на равнинах и в горных областях.

2) Укажите основную закономерность в изменении температу­ры летом.

В результате школьники приходят к выводу: важнейшим фак­тором распределения температуры летом является солнечная ра­диация, поэтому изотермы июля располагаются в основном соот­ветственно широте. Особенность распределения тепла состоит в том, что на побережье Тихого океана изотермы июля ниже, чем на тех же широтах внутри материка. Например, на широте Волгограда проходит изотерма + 24 °, на широте Сахалина +15°. Это объясня­ется влиянием летнего муссона и преобладанием на Сахалине рас­сеянной радиации, при которой от облаков отражается 70 % прихо­дящей радиации.

3) Определите по карте максимальную абсолютную температу­ру и самое жаркое место в России.

4) Проследите ход январских изотерм -8°, -16°, -24° и -32°. Совпадает ли он с ходом летних?

5) Проанализируйте положение зимних изотерм в горных об­ластях.

6) Определите минимальную изотерму и абсолютный мини­мум.

7) Объясните, почему самое холодное место находится южнее полярного круга.

Обобщая ответы учащихся, учитель подводит их к следующим выводам. Изотермы января располагаются не в широтном направ­лении, а с северо-запада на юго-восток. На распределение тепла зимой оказывает влияние не солнечная радиация, как летом, а воз­душные массы, поступающие на материк, и атмосферные процес­сы. Морской воздух умеренных широт, который приходит в виде циклонов с поверхности Атлантического океана, влияет на повы­шение зимних температур в западных, северо-западных и юго- западных областях России. Сибирский антициклон, который фор­мируется над материком, арктические ВМ над горным рельефом, а также отсутствие теплых атлантических и тихоокеанских воздуш­ных масс объясняют низкие температуры воздуха в Сибири, осо­бенно в Верхоянске и Оймяконе (-68° и -71°С).

2. С целью подготовки учащихся к формированию понятия об увлажнении необходимо продолжить практическую работу с кли­матическими картами, чтобы выявить закономерности распределе­ния осадков и испаряемости по территории России.

1) Равномерно ли распределяются осадки на территории стра­ны?

2) Где выпадает наибольшее количество осадков, где наимень­шее? Как это связано с воздушными массами?

3) Какие факторы влияют на увеличение осадков?

4) Объясните причины большого количества осадков на побе­режье Тихого океана.

Учащиеся обычно правильно отвечают на поставленные вопро­сы. Наибольшее количество осадков на берегу Тихого океана свя­зывают с летним муссоном и рельефом; большое количество осад­ков на западе России в умеренном поясе объясняют господством морского воздуха с Атлантики и активной циклонической деятель­ностью. На севере осадков выпадает мало из-за присутствия сухого арктического воздуха. Внутри материка, на юго-востоке Русской равнины, на Среднесибирском плоскогорье, осадков мало из-за господства континентального воздуха и антициклональной погоды.

Можно использовать задания из учебника на - с. 63-64, выпол­нение заданий также формирует умение работать с картой и объяс­нять выявленные закономерности в распределении осадков по тер­ритории России.

5) Чем объяснить, что наименьшее количество осадков выпада­ет на побережье Восточно-Сибирского моря?

Испарение - это количество фактически испарившейся воды. Зависит от температуры и влажности воздуха, от испаряющей по­верхности и скорости ветра.

Испаряемость - это количество влаги, которое может испа­риться с поверхности при данных атмосферных условиях. Измеря­ется в мм слоя воды. Характеризует возможное испарение и сильно отличается от фактического испарения, особенно в пустыне, где испарение близко к нулю, а испаряемость - 2000 мм в год и более.

Сравнение карты испаряемости с распределением осадков по­зволяет увидеть разницу между этими элементами климата.

Например, в Нижнем Поволжье испаряемость 800 - 900 мм/год, а реальных осадков выпадает 200 - 300 мм/год. В Северо- Восточной Сибири количество осадков (до 200 мм/год) равно испа­ряемости. На Кольском полуострове осадков выпадает до 600 мм/год, а испаряемость около 400 мм/год.

Коэффициент увлажнения - это соотношение между годовой суммой осадков и испаряемостью определенной территории. Вы­числяется по формуле:

Кувл. = Осадки / Испаряемость

Чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат. Если коэффициент увлажнения равен единице, то увлажнение считается достаточным. Достаточное увлажнение характерно для южной гра­ницы лесной и северной границы лесостепной зоны. В зоне степей, где коэффициент увлажнения меньше единицы (0,6 - 0,7), увлаж­нение считается недостаточным. В Прикаспии, в зоне пустынь и полупустынь, где коэффициент равен 0,3, увлажнение скудное. Для тундры, лесотундры, тайги типично избыточное увлажнение, здесь количество выпадающих осадков превышает испаряемость и коэф­фициент увлажнения больше единицы.

Учитель предлагает учащимся вычислить коэффициент увлаж­нения для городов Архангельска, Волгограда, Магадана, Самары, Якутска.

В заключение необходимо подвести учащихся к выводу о том, что коэффициент увлажнения - важнейший интегрированный по­казатель, который дает четкое представление о климатических ус­ловиях территории.

IV. Закрепление материала.

С целью закрепления полученного материала проводится прак­тическая работа по заданиям, приведенным на с. 11 - 12 рабочей тетради.

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: с. 61 - 64, закончить практическую работу на с. 11-12 рабочей тетради

вывод о закономерностях распределения суммарной солнечной радиации, температуры воздуха и коэффициента увлажнения.

Распределение солнечной радиации по земной поверхности зависит от географической широты места. От полюсов к экватору радиация увеличивается, ибо чем больше угол, под которым солнечные лучи падают на поверхность Земли, тем больше радиации она получает на единицу площади.

Солнечные лучи, пройдя через атмосферу, падают на поверхность Земли и нагревают ее. Этим объясняется характерная особенность тропосферы: понижение температуры приземного слоя воздуха с высотой, ведь воздух нагревается от поверхности Земли.
Климат любой местности зависит прежде всего от ее географической широты. Чем
ближе к экватору, тем больше угол падения солнечных лучей, тем сильнее нагревается земная поверхность и выше температура воздуха.
Наблюдения за температурой воздуха выявили существование суточных и годовых ее
колебаний. Разность между наибольшими и наименьшими значениями температуры
воздуха в течение суток называется суточной амплитудой; в течение года — годовой амплитудой.
Амплитуда суточных колебаний зависит от ряда факторов:
1) характера подстилающей поверхности: над океанами и морями она равна всего
1—2°, а над степями и пустынями достигает 15—20°;
2) рельефа местности: вследствие опускания в долину холодного воздуха со
склонов;
3) облачности: с увеличением облачности суточная амплитуда уменьшается.

Годовые колебания температуры зависят главным образом от широты места и
близости океана. Температура в тропосфере понижается на 0,6 гр на каждые 100
м. В течение суток темп-ра Земли также мен-ся. Макс - после полудня (14ч) , мин
перед восходом Солнца.
Темп-ра у поверх-ти Земли распределяются не равномерноно, т. к. лучи солнца макс. нагревают те участки на которые попадают отвесно, поэтому макс температура на экваторе, а минимальна на полюсах.

Таким образом, распределение температуры воздуха над поверхностью Земли зависит от следующих четырех основных факторов:
1) широты,
2) высоты поверхности суши,
3) типа поверхности, в особенности от расположения суши и моря,
4) адвективного переноса тепла ветрами и течениями.

Коэффициент увлажнения — отношение годового количества осадков к годовой величине испаряемости для данного ландшафта, является показателем соотношением тепла и влаги. Годовое количество осадков, однако, не дает полного представления об обеспеченности территории влагой, ибо часть их теряется поверхностью в результате испарения.
Тепло и влага в природе тесно взаимосвязаны, так как на испарение влаги расходуется тепло. Чем выше температура воздуха и подстилающей поверхности, тем больше влаги может испариться. Возможное испарение характеризуется испаряемостью. Она, как и осадки, измеряется в миллиметрах слоя воды и возрастает от северных к югу.

Таким образом, увлажненность территории — это результат не только количества осадков, но и количества поступающего солнечного тепла, определенная часть которого может быть затрачена на испарение. Коэффициетт увлажнения уменьшается при продвижении вглубь материка


Средняя температура января на территории России изменяется с юго - запада на северо - восток в субмеридиональном направлении.

Самые низкие температуры июля + 2°С наблюдаются на побережье Северного Ледовитого океана это объясняется количеством суммарной радиации получаемой данной территорией, а самые высокие температуры июля + 24°С наблюдаются на юго - западе России это объясняется тем что данная территория получает самое большое количество солнечной радиации.

Средняя температура июля на территории России изменяется с севера на юг в субширотном направлении.

Самое жаркое место в России Прикаспийская низменность + 45°С.

Максимальное количество осадков наблюдается на склонах Большого Кавказа 3200 мм в год.

По мере продвижения с запада на восток климат становится более континентальным.


Выявите зависимость расположения земледельческой зоны России от температур и увлажнения?

Выявите зависимость расположения земледельческой зоны России от температур и увлажнения.


От чего зависит распределение осадков на территории России?

От чего зависит распределение осадков на территории России?


Краткий вывод о закономерностях распределении осадков на территории россии Срочно пожалуйста?

Краткий вывод о закономерностях распределении осадков на территории россии Срочно пожалуйста!


Помогите сделать вывод в дневнике погода какие изменения произошли за ноябрь ?

Помогите сделать вывод в дневнике погода какие изменения произошли за ноябрь ?


ПОМОГИТЕ?

Сделайте вывод о размещении топливых, рудных и нерудных полезных ископаемых в зависимости от тектонического строения территории(России).


Причины недостаточного и высокого увлажнения в России?

Причины недостаточного и высокого увлажнения в России!


Условия увлажнения территории Таймыра?

Условия увлажнения территории Таймыра.


Рассчитайте амплитуду колебания температур в пределах района?

Рассчитайте амплитуду колебания температур в пределах района.

Определите закономерность изменения летних и зимних температур, годовое количество осадков.

Сформулируйте вывод о типе климата территории.

(Территория : Северо - Восточная Сибирь).


Для оценки обеспеченности территории влагой использует коэффициент увлажнения?

Для оценки обеспеченности территории влагой использует коэффициент увлажнения.

Запишите перечис ленные регионы России в порядке повышения коэффициента увлажнения в них, начиная с региона с самым низким коэффициентом.


Для оценки обеспеченности территории влагой использует коэффициент увлажнения?

Для оценки обеспеченности территории влагой использует коэффициент увлажнения.

Запишите перечис ленные регионы России в порядке повышения коэффициента увлажнения в них, начиная с региона с самым низким коэффициентом.


Процесс ростанеотъемлемая часть развития растений . Множество факторов влияет на рост растений. Там где жарко листья уменьшаются и превращаются на колючки. А там где пасмурно и дождливо становятся больше потому что обильная влажность ускоряет рост..


Западная Сибирь или Урало - Поволжье, если не ошибаюсь.


Австралия - одна из крупных по площади территории. Одна из характерных черт природы - широкое распространение пустынь. Страна богата многими видами природных ресурсов, ограничены лишь водные и лесые ресурсы.


В рельефе Австралии преобладают равнины. Около 95% поверхности не превышает 600 м над уровнем моря. Современный рельеф Австралии в значительной мере наследует черты древнего рельефа, не испытавшего с докембрийского времени резких тектонических движ..


К тяжелой промышленности относятся части добывающей и обрабатывающей отраслей. Это черная и цветная металлургия, горнорудные разработки, топливная энергетика, металлообработка, машиностроение и оборонный комплекс. Тяжелая промышленность включает в ..


Географические координаты каждой точки на поверхности земного шара можно определить двумя числами : географической широтой и географической долготой. Географические координаты определяются в градусах.


Остров часто принадлежит материку. Также материк намного больше чем остров. Ещё на материке могут находится несколько стран, а на острове один, иногда даже остров принадлежит какой - нибудь стране.


1 меньше материка 2 имеет происхождение материковое вулканическое и кораловае.


Мадагаскар, Антарктида, Австралия, Шри - Ланка острова. Италия, Испания, Португалия полуострова. Новая Зеландия архипелаг. Россия, Беларусь, Украина, Казахстан, США, Франция, Канада, Германия, Китай сухопутные. Достаточно.

Цель – восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

ТДЦ: Образовательный аспект: Дать знания о закономерностях распределения средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости и коэффициенте увлажнения (работа с использованием компьютеров и выводы в тетради).

  • Продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного материала, оформление выводов;
  • Развитие логического мышления, речи и внимания;
  • Формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний.

Воспитательный аспект: Способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений.

Мотивационная беседа: народные приметы о погоде и климате.

  • CD-диск – Мультимедиа учебник: “география России (природа и население) ” 8 класс. Авторы учебного материала: Дронов В.П., Савельева Л.Н., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. 2001, Республиканский мультимедиа центр Минобразования России по заказу Министерства образования Российской Федерации.
  • Кабинет с персональными компьютерами.
  • Атлас 8 класса.
  • Учебник “География России” 8 класс М.”Дрофа”. 1997г.

I. Организация начала урока.

Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке.

Урок проводится в компьютерном классе. Все учащиеся работают с компьютерной Мультимедиа программой – учебник географии для 8 класса. Учащиеся анализируют информацию с карт представленных на мониторах.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый Ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье Ваших умных глаз
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги Ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!

Проверка домашнего задания.

Цель: Проверить выполнение домашнего задания обучающихся, устранить обнаруженные пробелы в знаниях, провести дальнейшее усовершенствование знаний, умений и навыков учащихся.

II. Фронтальный опрос.

1. Какие воздушные массы господствуют над территорией России?

Над территорией России господствуют арктические, умеренные и на юге тропические воздушные массы.

2. Как западный перенос воздушных масс влияет на климат?

Поскольку в умеренных широтах, где расположена большая часть нашей страны, господствует западный перенос воздушных масс, Атлантический океан оказывает на климат значительно большее влияние по сравнению с Тихим. Роль западного переноса особенно велика в теплый период года, когда на большей части страны преобладают западные и северо-западные ветры. Перемещаясь над территорией нашей страны с запада на восток, они постепенно теряют запас влаги, а также изменяют другие свои свойства – например, летом постепенно прогреваются, зимой остывают, приобретают признаки континентальных воздушных масс. Зимой материк сильно выхолаживается и над ним формируется область очень высокого атмосферного давления – зимний Азиатский максимум (Сибирский антициклон). Летом, наоборот, континент прогревается быстрее по сравнению с океанами и над ним формируется область пониженного давления – летний Азиатский минимум.

3. Что такое трансформация воздушных масс?

При перемещении воздушных масс над той или иной территорией они способны постепенно изменять свои свойства под влиянием подстилающей поверхности. Например, арктические воздушные массы, проходя летом через всю Восточно-Европейскую равнину, прогреваются до такой степени, что приводит к образованию суховеев в Предкавказье.

Цель: Подготовить обучающихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапа урока. Актуализация опорных знаний и умений.

IV. Изучение нового материала.

  1. Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связи;
  2. Выделить главное, провести обобщение ;
  3. На основе знаний выработать учебные умения.

Учитель: Запустите программу мультимедиа учебника география 8 класс, откройте ссылку (Характеристика природы). Выберите тему мультимедиа учебника (Климат), затем ссылку (Температура января). Проанализируйте карту январских температур воздуха и определите закономерности их размещения.

Ученик: Температура января в г. Санкт-Петербурге, Ростов на Дону, Волгограде от 0 до – 10°С; в г. Мурманске, Самаре, Екатеринбурге, Красноярске от -10°С до – 20°С; в г.Новосибирске, Иркутске, Анадыре, Магадане, Владивостоке от – 20°С до – 30°С; на большей части территории Якутии и полуострова Таймыр от – 30°С до – 40°С; на северо-востоке Сибири (в Верхоянске и Оймяконе) от – 40°С и ниже.

Вывод: Средняя температура января на территории России изменяется с юго-запада на северо-восток в субмеридиональном направлении.

Учитель: Объясните разницу январских температур в Мурманске и Норильске, расположенных примерно на одной широте?

Ученик: В Мурманске температура января выше, чем в Норильске, это объясняется теплым течение с Атлантического океана.

Учитель: Какая сила нарушает закономерность изменения температуры с широтой?

Ученик: Это согревающее влияние морских умеренных воздушных масс приносимых с Атлантического океана западными ветрами.

Самые низкие температуры января зафиксированы на Северо-Востоке Сибири (Верхоянске - 69°С и Оймяконе -71°С ).

Задание 2 (по карте атласа для 8 класса, стр. 14-15).

Учитель: Посмотрев на расположение этих поселков на физической карте России,чем вы можете объяснить такие низкие температуры воздуха?

Ученик: Эти поселки расположены в межгорных котловинах поэтому холодный воздух с Северного Ледовитого океана затекает туда и там застаивается и охлаждается.

Учитель: Проанализируйте карту июльских температур воздуха и определите закономерности их размещения (мультимедиа учебник география 8 класс).

Ученик: Температура июля на островах и побережье Северного Ледовитого океана + 2°С +6°С; в Анадыре + 6°С +12°С; в Мурманске, Верхоянске, Магадане +12°С +18°С; в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Якутске, Владивостоке +18°С +24°С; в Ростове на Дону, Самаре и Волгограде + 24°С и выше.

Вывод: Самые низкие температуры июля + 2°С наблюдаются на побережье Северного Ледовитого океана это объясняется количеством суммарной радиации получаемой данной территорией, а самые высокие температуры июля +24°С наблюдаются на юго-западе России это объясняется тем что данная территория получает самое большое количество солнечной радиации. Средняя температура июля на территории России изменяется с севера на юг в субширотном направлении. Самое жаркое место в России Прикаспийская низменность +45°С.

Учитель: Проанализируйте карту годового количества и определите, каковы закономерности изменения количества осадков по сезонам года на территории страны (мультимедиа учебник география 8 класс).

Ученик: Количество осадков закономерно изменяется при движении от побережий океанов в глубь территории Восточной Сибири в среднем от 800 до 200 мм в год. Изменяется не только годовое количество осадков, но и разница в количестве осадков, выпадающих в теплое (с апреля по октябрь) и в холодное (с ноября по март) время года. Так в Центральной части Восточно-Европейской равнины в теплый период выпадает °С осадков, а в холодный 200 мм, в центральной части Якутии в теплую половину года – 200 мм, в холодную – 50 мм осадков. На Камчатке, со всех сторон окруженной водой, количество осадков возрастает – около 800 мм в теплый период и порядка 200 мм в холодный.

Максимумы осадков на территории нашей страны приходится на наветренные склоны гор Алтая, Саян, Сихотэ-Алинь.

Вывод: Максимальное количество осадков наблюдается на склонах Большого Кавказа 3200 мм в год. По мере продвижения с запада на восток климат становится более континентальным.

Учитель: Чем на Ваш взгляд объясняется объединение карт осадков и испаряемости в один блок? (мультимедиа учебник география 8 класс).

Ученик: Это сделано для определения коэффициента увлажнения.

Учитель: По какой формуле определяется коэффициент увлажнения?

Ученик: , где: К – коэффициент увлажнения; О – осадки; И – испаряемость.

Учитель: Обратите внимание на величину коэффициента увлажнения.

Если К 1. Каким бывает характер увлажнения ?

Ученик: при условии К 1 увлажнение будет избыточное.

Первичная проверка усвоения и закрепления знаний.

  1. Установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала: (усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами);
  2. Установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу.
  3. Организовать деятельность учащихся по применению изучаемых знаний к объяснению разных процессов, а также решению задач.

Цель: научить учащихся определять характер увлажнения заданных территорий.

Учитель: Откройте карты (осадков и испаряемости) и ознакомьтесь с таблицей, по которой вы будете определять коэффициент и характер увлажнения. По этим двум картам определите коэффициент увлажнения в Мурманске, Москве и Якутске полученные данные занесите в таблицу1 (мультимедиа учебник география 8 класс).

Города Осадки, мм Испаряемость, мм К Характер увлажнения Причины
Мурманск
Москва
Якутск

Проведите самопроверку полученных результатов с данными на карте ”Характер увлажнения” (на экране монитора).

Учитель: Заполните таблицу 2 по заданным признакам.

Элементы климата Изменения Направления Количество осадков, мм Климатические рекорды
Ср. температура января Самое холодное место -
Ср. температура июля Самое теплое место -
Годовое кол-во осадков Самое влажное место -
Самое сухое место -
по сезонам года: районы
теплое время Восточно-Европейская равнина
Центральная часть Якутии
П-ов Камчатка
холодное время Восточно-Европейская равнина
Центральная часть Якутии
П-ов Камчатка

Контроль и самопроверка знаний.

Цель: Проверка знаний, умений и навыков учащимися; выявление недостатков и причин их появления; стимулирование учащихся на самообразование.

(учащиеся записывают недостающие сведения на поставленные вопросы. По окончанию работы сравнивают результаты с алгоритмом).

Подведение итогов урока (рефлексия).

  • Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках.
  • Испытывали вы трудности в работе с программой?
  • Хотели ли вы что бы изучение других тем проходило с применением компьютеров?
  • Как вы усвоили новый материал?

Информация о домашнем задании.

Цель: На основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению

1. Что такое комфортность климата?

2. Подумайте, как влияет климат на набор наиболее популярных видов спорта, например, в Якутии и на Черноморском побережье.


На этом уроке ребята узнают, от чего зависит температура воздуха и количество выпадающих осадков на определённой территории, также рассмотрят климатические закономерности на территории России.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Закономерности распределения тепла и влаги на территории России"

Описывая климат какой-либо территории, мы прежде всего обращаем внимание на температуру воздуха: жарко там или холодно.

Единицей измерения температуры является градус. Для определения температуры используется градусник, или термометр, имеющий шкалу. В мире активно используют несколько шкал, наиболее употребимые - шкалы Цельсия, Кельвина и Фаренгейта. Различие в шкалах - точка отсчёта, или температура, принимаемая условно за 0°. В используемой для измерения температуры у нас в стране шкале Цельсия за точку отсчёта 0° принята температура перехода воды из жидкого состояния в твёрдое, воды - в лёд, за 100° - температура кипения воды.


Температурное состояние атмосферы очень подвижно. Температура различна одновременно в разных точках и в одной и той же точке в разное время. Для полной характеристики термического режима атмосферы используются непосредственные измерения температуры и расчёты. Измерение температуры в данный момент времени в данной точке называют срочным. Срочная температура - это температура воздуха, которую показывает термометр за окном в то время, когда мы на него взглянули. Через какой-то промежуток времени термометр покажет уже другую температуру. Срочными являются абсолютные минимальные и абсолютные максимальные температуры - самые низкие и самые высокие из когда-либо регистрировавшихся в данной точке.

Абсолютный температурный рекорд в России (+45 °С) наблюдался в Нижнем Поволжье, близ солёных озёр Эльтон и Баскунчак.

Срочными измерениями пользоваться не всегда удобно, они не дают представления о климате в целом. Поэтому используют расчётные показатели - среднегодовую температуру, среднесуточную, температуру самого тёплого и температуру самого холодного месяца. Такие температуры, высчитанные на основе многочисленных многолетних срочных измерений, дают представления о климате той или иной конкретной территории и позволяют судить о климатических различиях этих территорий.

Температуры обозначаются на климатических картах при помощи изотерм - линий, соединяющих точки поверхности, имеющие одинаковые температуры. Обычно июльская изотерма красного, январская - синего цвета. Абсолютные максимумы и минимумы температур подписываются на карте.

Огромная протяжённость страны и расположение её в нескольких климатических поясах является причиной того, что в различных районах страны сильно различаются температуры зимних и летних месяцев.

На европейской территории страны температуры самого холодного месяца колеблются от -8° до -19°С, на Западно-Сибирской равнине: от -20° до -24°С, на Среднесибирском плоскогорье температуры опускаются ниже -30°С, а на Дальнем Востоке снова теплеет от -25° до -5°С. Температуры июля колеблются от +5°С на северном побережье Сибири до +25°С на Прикаспийской низменности.

Изотермы января проведены через каждые 5 градусов, начиная с -5° и заканчивая -40°. Располагаются они не в широтном направлении, а почти в меридиональном.


Изотермы июля (+5°, +10°, +15°, +20°), наоборот, близки к широтному направлению.


Мы знаем, что распределение температуры зависит от угла падения солнечных лучей (количества солнечной радиации), подстилающей поверхности и циркуляции атмосферы. Наиболее низкие зимние температуры наблюдаются во внутренних районах Средней и Северо-Восточной Сибири, не доступных отепляющему влиянию Атлантики. Различия летних температур воздуха в районах, расположенных на одной широте, практически отсутствуют: на европейской территории России, на Урале, в Сибири, на берегу Тихого океана лето одинаково тёплое.

Среднеиюльские температуры положительны на всей материковой части России. Летние температуры имеют большое значение для ведения сельского хозяйства.

Ещё одним важным климатическим показателем является распределение осадков по территории страны.

Количество осадков, выпадающих на земную поверхность, измеряется в миллиметрах водного слоя, приходящегося на единицу поверхности в течение какого-то периода (сутки, месяц, год). Для измерения количества жидких осадков служит специальная ёмкость - дождемер, или осадкомер.


Толщина снежного покрова измеряется при помощи снегомеров, затем определяется запас воды в слое снега по его плотности. Обычно климат характеризуется годовым количеством осадков (мм/год).

Распределение осадков по земной поверхности является следствием взаимодействия атмосферной циркуляции и особенностей строения подстилающей поверхности.

А количество осадков, которое получает та или иная территория, зависит от трёх главных факторов.

Первый фактор - географическая широта местности. В зависимости от неё находится тип действующей над территорией воздушной массы, которая характеризуется влагосодержанием в ней. Над Россией перемещаются арктические, умеренные и тропические воздушные массы.

Очень большое значение имеет то, где - над сушей или над океаном - была сформирована воздушная масса, которая приходит на территорию. Континентальность географического положения (или удалённость территории от источника увлажнения) - это второй фактор, влияющий на количество достающихся этой территории осадков. На территории России в основном континентальный воздух.

И третьим фактором, приводящим к изменению количества осадков и к усилению контрастности увлажнения расположенных рядом территорий, является рельеф. Максимальное количество осадков имеют наветренные склоны гор. И наоборот, всегда значительно меньше будут увлажнены замкнутые низменности, межгорные котловины, подветренные склоны гор.

Район России с максимальным годовым количеством осадков находится около города Сочи. Здесь, на наветренных склонах невысокого горного хребта, годовая сумма осадков составляет 3240 мм. Дожди, которые в зимнее время сменяются снегами, идут здесь с одинаковой интенсивностью в течение всего года. Самыми сухими территориями страны являются межгорные котловины Алтая и Саян. Годовая сумма осадков в Чуйской степи на Алтае чуть больше 100 мм.

Зональное распределение осадков связано с этими тремя факторами, поэтому они крайне неравномерно распределены по территории нашей страны. Это становится ясно, если посмотреть на карту годового распределения осадков. Основным источником влаги для нашей страны является влажный воздух Атлантического океана.

Наибольшее количество осадков в России выпадает в горах Кавказа и Алтая (более 2000 мм в год), на юге Дальнего Востока (до 1000 мм), а также в лесной зоне Восточно-Европейской равнины (до 700 мм). Минимальное количество осадков приходится на полупустынные районы Прикаспийской низменности (около 150 мм в год).

Но годовое количество осадков ещё не даёт полного представления о том, как территория обеспечена влагой, поскольку часть атмосферных осадков испаряется, часть просачивается в почву.

При испарении вода переходит из жидкого (или твёрдого) в газообразное состояние. В результате испарения вода возвращается в атмосферу в виде водяного пара. Будет ли почва хорошо увлажнена, если все выпавшие осадки испарились? Конечно, нет. Поэтому большое значение для увлажнённости территории имеет соотношение между осадками и испарением.

Для характеристики степени увлажнения территории используем соотношение между средней величиной слоя выпадающих атмосферных осадков (О) и испаряемости (И). Оно имеет специальное название — коэффициент увлажнения (Ку). Этот коэффициент определяется по формуле: Ку = О/И.

В зависимости от величины Ку на территории России выделяются несколько зон увлажнения.


При коэффициенте увлажнения, равном единице, увлажнение считается достаточным. Достаточное увлажнение характерно для южной границы лесной и северной границы лесостепной зоны.

Коэффициент увлажнения меньше единицы (0,6—0,7) в зоне степей, там увлажнение считается недостаточным. В Прикаспии, в зоне полупустынь и пустынь, где Ку = 0,3, увлажнение вообще скудное.

Но в некоторых районах страны Ку больше 1, то есть количество выпадающих осадков превышает испаряемость. Такое увлажнение называется избыточным. Избыточное увлажнение типично для тайги, тундры, лесотундры. В этих районах много рек, озёр, болот.

Коэффициент увлажнения - важнейший интегрированный показатель, который даёт чёткое представление о климатических условиях территории.

Читайте также: