Сбор дани на руси кратко

Обновлено: 03.07.2024

В про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния феодальных от­но­ше­ний Дань раз­ви­ва­лась в двух на­прав­ле­ни­ях: с од­ной сто­ро­ны, пре­вра­ща­лась в государственный на­лог (по­душ­ный или по­зе­мель­ный), с дру­гой - в ре­зуль­та­те по­жа­ло­ва­ния ко­ро­ля­ми пра­ва сбо­ра до­хо­дов дру­жин­ни­кам и ду­хо­вен­ст­ву она транс­фор­ми­ро­ва­лась в феодальную рен­ту. Дань сыг­ра­ла зна­чительную роль в ста­нов­ле­нии фео­да­лиз­ма в стра­нах Северной Ев­ро­пы (бок­ленд, да­не­гельд - в Анг­лии, вейц­ла - в Скан­ди­навских стра­нах и т. д.).

С XV-XVI веках в По­вол­жье, с XVII века в Си­би­ри с при­сое­ди­нён­ных на­ро­дов, за­ни­мав­ших­ся охот­ничь­им про­мыс­лом, взи­мал­ся ясак.

В XV-XVII веках ми­тро­по­лит (с 1589 года пат­ри­арх), ар­хи­епи­ско­пы и епи­ско­пы взи­ма­ли осо­бую цер­ков­ную Дань с при­чтов церк­вей, на­хо­див­ших­ся в пре­де­лах под­ве­дом­ст­вен­ной ие­рар­ху епар­хии. Эта Дань мог­ла взи­мать­ся в два приё­ма - зи­мой (ро­ж­де­ст­вен­ская) и ле­том (пет­ров­ская). Отдельные церк­ви ос­во­бо­ж­да­лись от Дани в жа­ло­ван­ных гра­мо­тах ие­рар­хов.

Сбор дани на Руси

В Древней Руси сбор дани назывался полюдье. В ноябре каждого года, князь с дружиной объезжал подвластные ему территории. Помимо сбора дани, князь осуществлял судебные функции. Чёткого размера повинности не было, и при попытках увеличении дани, народ сопротивлялся. За это был убит князь Игорь. Его жена Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. Со своей дружиной она осадила город Искоростень, сожгла его, жителей покорила и заставила платить тяжкую дань.

Позже княгиня установила фиксированный размер повинностей. Были определены места сбора податей: погосты и становища. Постепенно входит новая форма получения дани – повоз т.е. доставка дани населением в специальные места. Крестьянское земледельческое хозяйство было в качестве единицы обложения, например – дань от плуга, рало. Собранная дань являлась экспортом. В Византии, например, дань продавалась или обменивалась на дорогие ткани, вино, золотые монеты, фрукты.


Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.

  • О. Н. Еф­ре­мов
  • Ю. П. Лю­би­мов
  • Г. А. Тов­сто­но­гов
  • M. Л. Ро­стро­по­вич

Статьи по теме

Внутреняя и внешняя политика первых Киевских Князей

862г. – призвание Рюрика на княжение 879г. – смерть Рюрика 882г. – родственник Рюрика, князь Олег, захватил Киев, убив Аскольда и Дира. Северная и южная Русь были объединены. Столицей единого государства стал Киев – Мать

Кто такие баскаки?

В период почти трехсотлетнего монголо-татарского ига так называли на Руси сборщиков, а вернее надсмотрщиков, которые контролировали сбор податей, которыми ханы Монгольской орды обложили русские земли, вернее русских князей.Впоследствии так стали

Внутренняя и внешняя политика князя Игоря

Князь Игорь – сын Рюрика. После смерти отца, древнерусским государством правил князь Олег. Игорь же стал правителем только в 912 году. Политика всех первых киевских князей сводилась к расширению границ государства, и его развитию за счет

Что такое дань?

Дань в виде натурального или денежного сбора получаемого победителем с побежденного, или как выплата для избегания войны была известна с самого начала истории человечества. Термин дань является одним из основных в древнерусском финансовом

Исторические сочинения 945-972

Краткая характеристика периода Период с 945 по 972 год – значимый этап в истории Древнерусского государства. На эти годы приходится регентство Ольги и княжение её сына Святослава Игоревича. В этом временном промежутке сбор налогов был

Наличие налоговой системы, как известно, является одним из основных признаков государство. Ни одно государство, даже древнее, не существовало без налогов.

Самым первым налогом была дань, которую собирали князья с подвластного населения. Для этого князь с дружиной ходил в полюдье . Так назывался ежегодный объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани.

Н. Фомин. Полюдье. Для книги Ильи Бояшова "Русь в Х веке". 2017 г. (здесь и дальше изображения из открытых источников)

Н. Фомин. Полюдье. Для книги Ильи Бояшова "Русь в Х веке". 2017 г. (здесь и дальше изображения из открытых источников)

В полюдье князем выполнялись и другие функции: князь осуществлял суд, а также общался со своим населением - а где же еще люди могли увидеть своего князя? Надо сказать, что при первых князьях племенные союзы, хоть и были включены в состав государства, еще долго сохраняли значительную долю самостоятельности. Их связь с Киевом и осуществлялась-то через полюдье. Помимо полюдья, практиковалась такая форма, как повоз - когда дань в установленное время привозилась в Киев.

Самым первым налогом в Древней Руси была дань.

Объезд земель совершался строго с осени до весны. Урожай был к тому времени собран, реки замерзали, а дороги покрывались снежком и были готовы к разъездам. "Уложиться" нужно было до весенней распутицы. Обычно княжеская дружина шла сначала на северо-запад к древлянам, затем - севернее в земли дреговичей , потом сворачивала к кривичам на восток, после кривичей - на юг к северянам и к концу марта дружина возвращалась в Киев. И дружина, и князь содержалась за счет местного населения.

Полюдье – это ежегодный (с осени до весны) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани, а также выполнения судебных и коммуникативных функций.

Повоз - привоз дани в установленное время в Киев.

Первым, кто стал взимать дань на территории Руси, был князь Олег (во всяком случае, первые летописные упоминания о сборе дани относятся к нему).

Полюдьем в Древней Руси называли метод княжеского правления над удаленными городами и областями, включавший сбор дани, судебные разбирательства, которыми также занимался князь. Как только приближалась зима, и устанавливались санные пути, Князь со своею дружиной выезжал в подвластные ему, удаленные области.

В те области, которые находились в стороне от княжеского маршрута, и посещение которых не входили в княжеские планы, направлялся боярин из особо уважаемых и доверенных членов его дружины, со своими людьми для охраны.

Вместе с князем или его боярином едут тиуны – приказчики (или данщики), которые занимались сбором самой дани. Они знали, кто, что и сколько должны были сдать из каждой области, поселка, двора. Тиуны выезжали раньше князя и организовывали сбор дани со смердов – жителей подчиненных князю областей. Данщики следили за качеством собираемой дани. В те годы денег еще не было, поэтому дань собиралась натуральными продуктами: пушниной, медом, воском, зерном.

Часть дани шла на торговлю с иностранными государствами. На них закупались дорогое оружие, заморские ткани, вина.

Часть дани шла в кладовые князя и дружинников на собственные нужды. Особо ценные и качественные меха откладывались на подарки иноземным послам. Русские меха ценились во всей Европе и Азии.

Так все зимние месяцы князь со своей дружиной проводил в разъездах. Исследователи рассчитали, что во время полюдья князья проходили до 8 км в сутки. В среднем на каждый поселок князь тратил по 2-3 дня, в течение которых, собиралась дань, и вершился суд. Люди, подчиненные княжеской власти, обращались к нему с судебными тяжбами. Примечательно, что обе стороны должны были сами доказывать свою правоту – находить свидетелей свершившихся краж, или напротив способных подтвердить алиби обвиняемого.

Полюдье, представлявшее собою дань, за которою ездил князь с дружиною, была первоначальным, можно сказать, зародышевым видом подчинения племен общей, княжеской власти, связью с другими соподчиненными племенами.

Одно из последних упоминаний о полюдье относится к 1190 году – времени правления в Суздальском княжестве – князя Всеволода Юрьевича (сына Юрия Долгорукого), прозванного Большим Гнездом.

Налоговые системы появились еще в глубокой древности: когда одно племя покоряло другое, оно обкладывало его данью. Полюдье и есть способ сбора дани. Его установили в землях восточных славян в IX-XII веках.

Эту дань можно назвать первой попыткой молодого государства систематизировано взимать налоги с покоренных земель. Однако полноценно работающую систему сбора дани ввела только княгиня Ольга. До нее полюдье не было ничем нормировано.

сбор полюдья

Особенности системы

Современные историки ведут споры о том, в какой именно период истории Древнерусского государства возникло это явление. Некоторые считают, что своеобразная система сбора дани существовала еще до создания единого государства: племенные союзы постоянно воевали между собой, и победители обкладывали побежденных данью.

Однако несмотря на все споры официально версией считается та, которая говорит о введении полюдья князем Олегом.

древлянская дань

Связывали это с несколькими факторами:

  • При Олеге началось резкое расширение территорий Киевской Руси;
  • Покоренные территории обкладывались данью исключительно с целью прибыли: дань позволяла князю содержать двор и дружину;
  • Появление своеобразного налогового сбора есть не что иное, как свидетельство зарождения раннефеодального государства.

Дань собирали поздней осенью и зимой, когда крестьяне снимали урожай с полей и имели достаточно ресурсов, чтобы расплатиться с князем. Более того, князь с дружной нередко останавливалась на зимовье в одной из деревень своих подданных, до самой весны пребывая на их полном содержании.

История явления

Давайте подробнее рассмотрим вопрос о том, как собирали дань в Древней Руси.

Каждый год князь со своей дружиной объезжал подвластные территории. Точный период таких поездок – с ноября по апрель.

сбор полюдья

Что нам известно о полюдье из летописей и трактата?

  • С наступлением ноября, русский князь, возглавляя дружины, выезжал из Киева в объезд по деревням и поселениям покоренных племен.
  • К покоренным племенам, с которых собиралось полюдье, относились древляне, кривичи, дреговичи и другие восточнославянские племена, которые не сразу вошли в состав Киевской Руси.
  • Оставшись на зимовку в одном из племен, князь и его дружина оставались на полном обеспечении данников.
  • В апреле князь с дружиной возвращались в Киев, а уже оттуда, погрузив собранную дань на корабли, отправлялись в Византию, торговать. Ведь полюдье собиралось, в основном, вовсе не деньгами, а мехами, медом, воском, зерном – словом, теми припасами, которые можно было выгодно продать.
  • Дружина, сопровождавшая князя, была нужна не только для его охраны: если племя отказывалось выплачивать установленную дань, ее забирали силой.

Кстати, именно к введению полюдья принято возводить традицию кормления. Хозяин дома (в случае данников – все поселение), у которого останавливался гость, должен был кормить и поить его. Позднее такая форма древнейшего славянского гостеприимства трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.

Первая налоговая реформа

Разумеется, что обложенные данью племена были вовсе не рады такому стечению событий. Однако на протяжении нескольких десятилетий они терпеливо кормили своих князей и выплачивали дань.

После жестокой мести за мужа, княгиня Ольга, стала первой правительницей, проведшей налоговую реформу:

  • Теперь дань взималась не в каждой деревне, а в племенных центрах, на специально созданных пунктах сбора дани.
  • Получаемый налог переходил в руки княжеских наместников, откуда пересылался в Киев.
  • Под налоговой реформой прошла и административная: княгиня назначила специальных людей, которые занимались исключительно содержанием погостов, сбором дани, ее подсчетом и пересылкой в Киев.

Так было покончено с древней формой полюдья и кормлений, а размер налога был стандартизирован.

княгиня Ольга

Сбор полюдья значительно сократился во времена правления Святослава Игоревича, а после прихода к власти его сына, Владимира Красно Солнышко, прекратился вовсе. Последнее упоминание о сборе полюдья историки относят к 1190 году. До этого времени дань еще собиралась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако и здесь эта практика вскоре прекратилась.

Читайте также: