Ломоносов цветное стекло кратко

Обновлено: 05.07.2024

Безусловно, стекло варили и до него — причем не одно столетие. Прозрачное, цветное — второе встречалось гораздо чаще, поскольку окрас удачно скрывал неизбежные пузырьки и дефекты.

Михаил Васильевич первым подвел под процесс выплавления стекла научную базу и метод.

С того момента, когда в 1748 году после нескольких лет хождения по инстанциям открылась химическая лаборатория, оснащенная оборудованием по ломоносовским чертежам, Михаил Васильевич рьяно принялся за дело и провел со стеклом порядка 4000 (!) опытов. Применив свои знаменитые способности великого систематизатора, ведя лабораторные журналы и строжайше соблюдая необходимые, согласно его методу, условия экспериментов: точную дозировку компонентов и последовательное изменение только одного из факторов, в то время как прочие показатели сохраняются неизменными.

В-третьих, Михаил Васильевич впервые четко сформулировал то, что лежит в основе всего современного стекольного производства: свойства конечного материала напрямую зависят от его состава. Варьируя состав, можно получать стекла, отличающиеся друг от друга как внешне — по цвету и светопрозрачности, — так и, скажем, по прочности.

Именно там, в ломоносовской лаборатории, были заложены основы физической химии, которая сейчас считается чуть ли не самым значительным разделом химии вообще. А кроме того, разработка рецептур, дающих гарантированный итоговый результат, сделала возможным и логичным производство стекла в промышленных целях и масштабах.

День работника стекольной промышленности отмечается в России 19 ноября. Дата была определена в 2000 году. Выбрали ее неспроста: именно в этот день родился М.В. Ломоносов — выдающийся российский ученый, сделавший немало в том числе и для отечественного стеклопроизводства.

Письмо о пользе стекла

Стекло — один из самых первых материалов, созданных человеком. Первые упоминания о его производстве датируются 650 г до нашей эры. Поэтому к изобретению стекла Ломоносов отношения не имеет. Тем не менее, этот человек подвел имеющийся процесс под научную основу.

Вскоре в химической лаборатории, созданной по чертежам ученого, начались опыты по производству стекла. Всего их было более 4000. Во время экспериментов исследователь записывал результаты в лабораторные журналы, фиксируя дозировку каждого из компонентов и их пропорции.

Фабрика

Ломоносов спланировал и сконструировал фабрику по производству стекла вблизи деревни Усть-Рудица. Он подобрал участок, расположенный возле чистых ямбургских песков и богатых лесов, что было важно для работы плавилен. Фабрика выпускала цветное стекло такой чистоты, которой не могли добиться в то время европейские производства.


Прошение М. В. Ломоносова об учреждении химической лаборатории, его план этой лаборатории и её макет. Музей М. В. Ломоносова. Санкт-Петербург.

Наука о стекле — один из наиболее важных разделов в естественнонаучном наследии Михаила Васильевича Ломоносова. Настоящая дисциплина, в современном понимании научно-исследовательских теории и практике, была основана именно им. Об этом говорят и методологические её особенности, дифференцированно — методики как таковые, и её роль в теории познания вообще. Наука эта родилась на стыке химии и физики, как область физико-химических исследований, то есть в пределах новой же науки — физической химии, опять же, в современном понимании того, что представляет собой она, с поправками на общие изменения в естествознании, — основанной М. В. Ломоносовым. Подход, который свойственен деятельности учёного в контексте исследований силикатов и, в частности стёкол, мало чем отличается от того, который имел место на протяжении более чем ста последовавших лет. Здесь имеется в виду и теоретическая сторона и особенности лабораторной практики, хорошо разработанной технологической базы. М. В. Ломоносовым проведено огромное количество исследований стёкол, он заложил основы производства цветных разновидностей этих материалов, им выработана методика варки смальт, которые получили применение в создании возрождённых им мозаик. [1]

Содержание

Лаборатория. Гипотеза, эксперимент, технология

В своей Химической лаборатории М. В. Ломоносов в 1752—1753 годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий — это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России.

. без лаборатории принуждён только одним чтением химических книг и теориею довольствоваться, а практику почти вовсе оставить и для того от ней со временем отвыкнуть. — М. В. Ломоносов [1]

В октябре 1748 года, когда она, наконец, была построена, и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого учёного, он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также — осуществлял пробы руд.

Возможную причину особого интереса учёного к стеклу высказывает Н. Н. Качалов, отмечая, что большинство исследователей склоняется к мнению об увиденных М. В. Ломоносовым в 1746 году итальянских мозаичных картинах, которые возбудили в нём желание во что бы то ни стало воспроизвести их. Другое мнение о природе этого интереса указывает: к решению задачи по изготовлению цветных стёкол его побудили увиденные в 1734 году в Киеве мозаики, однако Н. Н. Качалов напоминает, что сама эта поездка — факт недостоверный. В то же время, по его мнению, нельзя оставить без внимания близкое знакомство учёного со стёклами и другими силикатными расплавами в процессе изучения им технологии горнорудного и металлического дела, где шлаки занимают очень важное место — ведь именно в этой области он специализировался во время своей учёбы за границей. [1]

Учёный был очень хорошим систематизатором, что, конечно, сказывалось в последовательном ведении определённых изысканий, когда требовалось многие закономерности подчинять строгой системе, дабы они служить могли правильному развитию поиска, без возвращения к уже пройденным опытам, — пониманию существующих зависимостей. [4] [5] .

( фр. mosaïque , итал. mosaico от лат. (opus) musivum(произведение) посвящённое музам ) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты , керамических плиток и других материалов.

МОЗАИКИ ЛОМОНОСОВА


Мозаики М.В. Ломоносова - часть деятельности ученого, которая сочетает в себе продвижение двух важных и тесно взаимосвязанных направлений его творчества: развития основанной им науки о стекле и потребностей (мебель и т.д)

Мозаичная мастерская и фабрика.

Организация мозаичной мастерской и фабрики шла много успешней, чем - строительство первой лаборатории.

В специальной пристройке к его дому на Васильевском острове открывается мастерская для набора мозаичных картин, и в ней он начинает занятия с первыми своими учениками - художниками-мозаичистами Матвеем Васильевичем Васильевым и Ефимом Тихоновичем Мельниковым. А сам М.В.Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора.

М.В. Ломоносов в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями.


В химической лаборатории Ломоносов провел более четырех тысяч опытов и разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных (смальт) стекол.

Эту технологию он решил использовать для промышленного изготовления изделий из цветного стекла

В 1752 году Ломоносов получил земельный надел для строительства фабрики, которое началось в следующем году.

Недалеко от Ораниенбаума, в местечке Усть-Рудица М. В. Ломоносов построил фабрику цветного стекла и смальты, начавшую выпуск продукции в 1754 году.

На фабрике в Усть-Рудицах изготовлялась смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда и другие нужные в быту вещи.

«Пою перед Тобой в восторге похвалу

Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу

Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,

Любимо по всему земному ходит кругу.

Им красится народ в полунощных степях,

В его мастерской было создано сорок мозаик, из которых до наших дней сохранилось двадцать четыре.

В 1752 году он писал:

«Коль пользы от Стекла приобрело велики,

Доказывают то Финифти, Мозаики,

Которы в век хранят Геройских бодрость лиц,

Приятность нежную и красоту девиц,

Чрез множество веков себе подобны зрятся

В России XVIII-XIX века смальтой (шмальтой) нередко называли и сами мозаики целиком.

Читайте также: