Эпическая культура казахов кратко

Обновлено: 30.06.2024

Каждый поло-возрастной клан имел в казахском традиционном обществе соответствующий набор музыкальных инструментов и жанров, репертуар и исполнительские формы. Дети развлекались игрой на глиняных духовых инструментах - саз сырнаe, тастауке, ускирике, которые "под рукой" мастера или самого ребенка приобретали причудливые формы животных, птиц, рыб, многоголовых коней, ярко разрисованных и покрытых сверкающей глазурью. Все духовное достояние нации развивалось вплоть до начала ХХ столетия в бесписьменной форме и передавалось "из уст в уста" от отца к сыну, от учителя - к ученику, из прошлого - в будущее. Кочевой и полукочевой тип хозяйствования предопределил своеобразие народного инструментария и музыкальных традиций, их " встроенность" в жизнь и быт казахского общества и неотделимость от иных форм художественного творчества - словесных и поэтических.

На раннем этапе развития музыка была всецело подчинена обслуживанию утилитарных потребностей древнего кочевого общества и сопровождала важнейшие религиозные и бытовые церемонии. Возникшие в период становления казахского этноса крупные эпические сказания - жыр, исполнялись жырау (носителями эпической традиции), и были связаны изначально с отправлением ритуалов военной магии и культа предков. В народной памяти сохранилось более ста сказаний, в каждом из которых - тысячи поэтических строк, исполняемых в сопровождении кыл-кобыза - смычкового музыкального инструмента с двумя волосяными струнами или щипкового инструмента - домбры. Будучи одним из самых любимых жанров народного творчества, героические и лирико-бытовые эпические сказания "Кобланды", "Алпамыс", "Ер-Таргын", "Камбар", "Кыз Жибек", "Козы-Корпеш и Баян-сулу", "Енлик и Кебек" и многие-многие другие донесли до потомков в легендарной, мифологизированной форме реальные исторические события доказахской и собственно казахской истории.

Появившиеся несколько позже архаичные образцы инструментальной музыки народа, - кюи - также выполняли на этапе своего возникновения магические функции. Происхождение обеих традиций - эпической и инструментальной связывалось в народном сознании и преданиях с именем легендарного святого - Коркыта - первого жырау и шамана, "отца кюев" и создателя музыкального инструмента - кыл-кобыза. Вместе с кобызом, строение и названия частей которого олицетворяли свойственную шаманским представлениям 3-х-уровневую модель Вселенной (верхний, средний и нижний миры), Коркыт оставил потомкам великое наследие - кобызовые кюи - "Коркыт" , "Желмая" (Имя священной верблюдицы"), "Таргыл тана" ("Пегая телка"), "Елимай" ("О, моя родина"), "Ушардын улуы" ("Вой Ушар") и др.

В глубь веков уходит и история развития домбровой и сыбызговой инструментальных традиций. Свидетельством древнего происхождения домбровой музыки стали археологические открытия: при раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых двухструнках. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее двух тысяч лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

Только к 19 веку казахская музыка освобождается от сковывающих цепей религии и обряда и начинает развиваться как самоценное художественное творчество. Этот период стал поистине духовным ренессансом нации, давшим расцвет основных музыкальных традиций народа - инструментальной, песенной, акынской. В 20 веке казахская музыкальная культура обогащается новыми формами музицирования и жанрами. Большую любовь у национальной аудитории получили оркестровые и хоровые интерпретации казахской монодической музыки.

Эпос — род литературы, героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве.

Казахский эпос — один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В орхоно-енисейских памятниках, а также в надгробных эпитафиях, обнаруженных археологами при раскопках, увековечены ратные подвиги батыров и родоначальников.

Они воплощают лучшие черты народа: любовь к земле, ненависть к захватчикам, стойкость, отвагу, благородство помыслов. Первые образцы героического эпоса возникли более тысячи лет назад. Тревожно и неспокойно жилось тогда людям.

Племена, жившие на территории Казахстана, то объединялись в союзы, то вновь распадались, воевали между собой, защищались от иноземных захватчиков. И после разрушительного нападения монголов завоеванные народы не подчинились врагам. Они не раз восставали против Золотой Орды. А когда она распалась, казахский народ вступил в тяжелую и длительную борьбу с джунгарами и калмыками, защищая от их набегов свои земли.

Центральное место в казахском эпосе занимают героические поэмы-былины. Отличительная черта былин о старших богатырях — преобладание социального, общественного мотива над личным. Богатырь — это носитель концентрированной в одном образе мощи коллектива, олицетворение своего рода, водитель его войск. Свою удаль он проявляет обычно в большом походе против какой-нибудь внешней силы: в одном случае — против завоевателей части его государства (покорение Казани), в другом — против враждебных, соперничающих племен (в поздних вариантах — почти всегда против калмыков), причем род всегда делит с батыром славу победы и военную добычу.

Непременным атрибутом героя казахского богатырского эпоса является его личное окружение (родня, жена, друзья), конь и доспехи. Почти в каждой былине вступительная глава посвящена многострадальной судьбе престарелых родителей, тщетно жаждущих сына. Батыр появляется на свет при необычных, сказочно-преувеличенных обстоятельствах.

Первым и обязательным этапом личной судьбы батыра является его женитьба. До женитьбы нет батыра, женитьба — как бы последняя степень его физической зрелости. Это первое испытание богатырских качеств будущего героя проходит нелегко: любимая девушка достается ему ценой тяжелой и опасной борьбы. Жена батыра впоследствии становится необходимым дополнением к личному образу как воплощение разума (такова Куртка, жена Кобланды); если в нем недостаточно развито чувство чести и достоинства, то жена дополняет его личность как воплощение чести (Ер-Таргын и Ак-Жунус). Такую же огромную роль в судьбе героя играют его друзья и особенно его конь — тулпар. В былинах, созданных кочевым народом, конь — ближайший друг человека; былины наделяют богатырских коней сверхъестественными качествами: они птицей перелетают через горы (Тарлан, конь Ер-Таргына), они говорят человеческим голосом (конь Ер-Саина). Имена коней старших богатырей и их отличительные свойства известны казахскому народу наравне с именами их хозяев-батыров.

Жырши – скорее, хранитель традиции народной устной поэзии, исполнитель, распространитель героического, любовно-романического эпоса. Различают два вида жырши. Первый – просто исполнитель готового текста, второй – импровизатор. Но, не смотря на это, любой исполнитель-жырши вносит свою лепту в исполнение, распространение и сохранение казахского эпического искусства. Жырши обладает уникальными способностями – ёмкой памятью, даром певца и рассказчика, актёра и музыканта, поэтическим талантом. В зависимости от обстоятельств жырши может пространно изложить тот или иной эпизод, сократить его, или вводить новые фрагменты.

Эпос также может исполняться акынами, иногда можно услышать эпические сказания, исполняемые обычным человеком, не профессионалом. Как правило, он исполняет весь текст без сопровождения, на известный в этой местности напев. Знатоки эпоса пользуются большим уважением и любовью народа. Имена прославленных жырши, акынов живут в народе – Майкота на юге Казахстана, Джанака на Севере, Марабая в Западном Казахстане.

По своим музыкально-выразительным средствам исполнение эпических сказаний и легенд распределяется на три основных вида: песенно-речитативный, музыкально-иллюстративный (фрагментарный), музыкально-завершённый.

Второй вид – музыкально-иллюстративный (фрагментарный) характерен тем, что основное содержание эпоса зачастую передаётся в речитации с кантиленными эпизодами. Но в процессе повествования некоторые из них приобретают явные признаки произведений фольклорного песенного жанра.

Эпическая традиция казахского народа активно функционирует и в наши дни, доказывая тем самым возможность и органичность существования столь древнего наследия в рамках современной культуры.

Казахский эпос в настоящее время – это живое устное исполнительское искусство, сохранившее не только своих творцов, но и эпическую среду — слушателей. Правда, региональные традиции исполнения эпоса в Казахстане сохранились не во всех областях. На территории Республики существуют следующие вокально-инструментальные эпические традиции — Кармакчи, Арал-Казалы, Мангыстау, Атырау.


Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации.

-->

Страничка ученика: Героические эпосы


Анализ навыков употребления слов в образцах устного народного творчества - один из важнейших вопросов на сегодняшний день. В период становления Казахского литературного языка важно раскрыть их вклад в воспроизводство стилевого богатства путем углубленного изучения языка, дифференциации и обобщения стилевых традиций батыров, внесших свой вклад в духовное развитие народа. Отсюда вытекает и вопрос о стилевых традициях и искусстве, сформированных ювелирами художественного слова, в какой степени они усваиваются и развиваются в современном литературном языке. Образцы устного народного творчества являются одним из основных каналов казахского литературного языка.

Одно из самых древних и сложных ответвлений казахской устной литературы – героические эпосы. Многие из этих эпосов родились из идеи любви к людям, защиты страны от внешних врагов, героического труда для народа. Подвиги героев, выделившихся в нападении и защищавших народ, вошли в народные легенды и эпосы. Конечно, такие эпосы плод не одного века. Это эпосы, претерпевшие множество изменений в соответствии с жизнью народа, общественной жизнью, накопившие множество влияний каждого исторического периода, общественного мнения, различных взглядов и дошедшие до нашего времени.

Можно с уверенностью сказать, что в истории фольклора до и после советской эпохи учитывались многие аспекты эпических произведений. Об этом свидетельствуют стихи героев и исследования на их основе, собранные и опубликованные Ш. Валихановым, В. Радловым, Н. Ильминским, Г. Потаниным, А. Диваевым и другими исследователями. В работах ученых упор делался на определение народности эпоса, на то, что эпос нельзя рассматривать как реальную копию исторического события, а не только как исторический памятник эпосу в целом, но и как выдающийся образец народного творчества. При изучении эпоса в конце 20-х - 30-х годов особую роль играли С. Сейфуллин и М. Ауэзов, но позже их путь продолжили С. Муканов, А. Маргулан, К. Жумалиев, Э. Ысмайылов, Б. Кенжебаев, М.Габдуллин. Связь казахского эпоса с историей, пути возникновения, художественные особенности, народный характер и особенности подробно рассматриваются в трудах этих ученых. М.Ауэзов сказал, что казахский эпос связан с народными песнями (жоқтау, естiрту, қоштасу и др.), и что эти песни могут быть основой для формирования казахского эпоса в целом.

Существует несколько типов разделения эпических песен по периоду, жанровым особенностям. М. Ауэзов разделяет казахский эпос следующим образом:

1. Героический эпос

3. Исторический эпос.

4. Реально-исторический эпос.

Многие ученые, принимавшие участие в сборе и изучении казахского эпоса, пришли к разным выводам. Очевидно, что многие их работы оцениваются в науке. Речь идет о жанровой природе нашего эпического наследия. В исследовании казахского эпоса в произведениях с акцентом на опыте жанровой классификации эпических поэм преобладают классификации известных эпиков А.Х.Маргулана и А.Коныратбаева. Прежде всего обратим внимание на классификацию, предложенную А.Х.Маргуланом:

2) Эпосы огузско-кипчакского периода (XI-XII века). Сам этот период внутренне разделен на две области.

4) Эпос о борьбе с джунгарским нашествием (XIII-XIII века). В него вошли песни про Кабанбай, Богембай, Олжабай, Есимхан и другие. Есть мнения об исторических стихах.

5) Эпос описывается как создание отдельной эпохи, повествующей о борьбе с царским гнётом и произволом ханов в XIX веке. Здесь упоминаются все жанровые различия исторических произведений об Исатае, Махамбете, Бекете, Джанкоже.

6) Эпосы, появившиеся в советское время.

Практика классификации казахских эпических поэм нашла отражение в произведениях А. Диваева, А. Байтурсынова, Х. Досмухамедовича. Они объединили великие достижения этнографии и археологии с целью доказательства духовного наследия с исторической точки зрения.

Классификация эпического наследия А.Х.Маргуланом хронологически верна. Однако имеет смысл классифицировать его по происхождению и составу эпоса, а не как чистый жанр. Еще одним произведением, отличившим казахский эпос по жанру, принадлежит А. Коныратбаеву. Ученый делит эпос на десять направлений:

10) Советский эпос (песни об Аманкельды, Малике, Толегене). [4, 98]

На наш взгляд, необходимо обратить внимание на жанр и этап казахского эпоса, систему, уровень, сборники эпоса, выводы поэтических произведений, чтобы унифицировать классификацию эпоса по жанрам.

Выводы произведений М. Ауэзова, М. Габдуллина, Т. Сыдыкова, С. Садырбаева, Р. Бердибаева, О. Нурмаганбетова, Б. Азибаевой, Ш. Ибраева и других в области эпоса показывает некий похвальный результат жанровой классификации эпоса. Итак, теперь необходимо классифицировать казахский эпос по жанрам следующим образом:

2. Героический эпос

5. Эпическая поэма

6. Реально-исторический эпос.

Подобная жанровая классификация нашего эпического наследия не исключает разделения вышеперечисленных произведении на темы по происхождению и развитию, по эпохам. В этой жанровой классификации неизменность жанров и жанровых границ, наличие изменений в характере эпических песен в зависимости от эпохальных влияний.

Использованная литература:

1. Әуезов М. Әдебиет тариxы. – Алматы: Ана тiлi, 1991. – 256 б.

2. Мүсiрепов Ғ. Суреткер парызы. – Алматы: Жазушы, 1970. – 361 б.

3. Әнес Сарай. Асылдың сынығы. – Алматы: Рауан, 1996. – 241 б.

4. Бердiбаев Р. Эпос – ел қазынасы. – Алматы: Рауан, 1995. – 264 б.

5. Бердiбаев Р. Қазақ эпосы. – Алматы: Ғылым, 1982. –256 б.

6. Ғабдуллин М. Қазақ xалқының ауыз әдебиетi. – Алматы: Санат, 1996., 421 б.



Вы здесь

Героический эпос казахов.



Собирательные туры по эпосу казахского народа.

Поэма "Батыр Баян". Магжан Жумабаев.

Прикладное искусство и фольклор казахского народа.

Казахский эпос - один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В орхоно-енисейских памятниках, а также в надгробных эпитафиях, обнаруженных археологами при раскопках, увековечены ратные подвиги батыров и родоначальников.
Эти эпитафии являются как бы отрывками из былин. Былины первоначально составлялись из коротких песен типа "жоктау". Многие песни "жоктау" имеют сходство с отдельными частями эпических произведений. Исследователи полагают, что возникновение таких былин, как "Карабек", "Ер-Кокше", "Кобланды", "Камбар", относится к караханидскому времени и кипчакам XII - XIV в.в.
В сказках "Ер-Тостик" и "Кула-мерген" рассказывается об охотниках, метких стрелках и батырах; в них проза чередуется с поэзией. В эпосе "Камбар-батыр" также воспевается искусство охотника и стрелка. Вполне вероятно, что именно песни об охотниках, метких стрелках положили начало казахским былинам.
Сложился казахский эпос позднее, в XVI - XVII в.в., в период вооруженной борьбы казахов против джунгарских феодалов и калмыков, переселившихся в междуречье Волги и Урала в начале XVII в. В XVIII - XIX в.в. эпос продолжал развиваться, тексты эпических произведений были донесены до наших дней певцами-сказителями в устном исполнении.
Героический эпос - это сюжетные поэмы, рассказывающие о героической жизни и ратных подвигах батыров, обладавших необычайной силой, защищавших племена и отдельные роды от набегов чужеземцев, спасавших народ от тяжелых бедствий. В устной литературе в понимании народа слово "батыр" означает отважного, справедливого, сильного человека - героя.
В казахском героическом эпосе наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события. Так, например, эпос "Кобланды" возник в связи с длительной войной между кипчаками и иранцами; "Ер-Таргын" - в связи с междоусобной борьбой в Крымском ханстве; эпические поэмы об Ер-Саине, Камбаре, Алпамыше, Ер-Косае, Торе-хане, Телагысе, Кубыгуле и других отображают совместные выступления кипчакских, ногайских родов и племен против калмыков. Герои этих произведений не именовались "казахами", они считаются выходцами из Ногайлы.
Сюжет некоторых эпических произведений является общим для народов Средней Азии. Так, эпос "Алпамыш" широко распространен у казахов, узбеков и каракалпаков; "Кероглы" - у азербайджанцев, таджиков, казахов, узбеков, туркмен, каракалпаков.
В киргизском эпосе "Манас" казах Ер-Кокше участвует в войне в качестве одного из главных батыров, а в казахском варианте "Ер-Кокше", опубликованном В.В. Радловым, батыр Манаша изображен другом Кокше.
О том, что казахские эпические произведения возникли в связи с историей не только казахов, но и братских народов Средней Азии, говорит следующее высказывание Чокана Валиханова: "Надо полагать, что под ногаями первоначально разумелись в Средней Азии все кочевые племена тюркского и монгольского происхождения. Ногайские предания относятся к концу XIV, XV и к XVI векам.
Предания эти имеют эпический характер и поются рифмованными стихами и потому принадлежат к области народной устной литературы. Они замечательны как выражение народного духа, понятий, обычаев, нравов, образа жизни, замечательны также в филологическом отношении".
Не все эпические произведения носят народный характер. Некоторые из эпических песен искажены в угоду классовым интересам феодальной знати, ханов и султанов. Например, былина об Урак-Мамае прославляет набеги ханов, направленные против народов, феодальные междоусобицы. Кроме того, некоторые акыны и певцы, выражавшие интересы феодалов, перерабатывали народные произведения в нужном для них направлении, создавали новые варианты.
Одним из произведений, претерпевших существенные идейные изменения, является эпос "Шора-батыр". В народных эпических произведениях общественные мотивы преобладают над личными. В образе батыра певцы воплощали патриотические идеи. Батыры казахского народного эпоса боролись против завоевателей, отражали их нападения. Камбар, например, воюет с калмыками, освобождает из-под их ига своих сородичей - девяносто дворов бедняков и весь Ногайлинский край.
Алпамыш воюет с калмыцким ханом Тайшей, разорившим родину Алпамыша в его отсутствие. Кобланды сражается с ханом Алшагиром, поработившим его родителей, семью, весь кипчакский род.
Иногда батыры сами нападают на соседние племена. Народ не поддерживал таких батыров. Когда Кобланды ради наживы напал на мирного хана Кобыкты, то сам попал в плен и понес наказание. Действия Ер-Саина, постоянно искавшего встреч с врагом, жаждавшего битв, народ не восхвалял, а, наоборот, высмеивал. Надменный Саин, избивавший своих пастухов, в первой же схватке терпит жестокое поражение.
Одной из самых крупных и популярных эпических поэм казахского народа является эпос о Кобланды-батыре, составляющий в некоторых вариантах до десяти тысяч строк. В былине рассказывается о рождении, росте и возмужании Кобланды, его женитьбе на умной и красивой девушке Куртке, о резвом тулпаре Тайбурыле и о походе батыра против ханов Казана и Алшагира, исконных врагов кипчакского рода.
Большое внимание при этом уделяется окружению и условиям жизни батыра. В полных вариантах "Кобланды", как и во многих других произведениях, вступительные главы посвящены многострадальной участи престарелых родителей героя. Сын их появляется на свет при сказочных обстоятельствах. Вслед за рассказом о рождении героя следует история его женитьбы.
Любимая девушка достается будущему батыру нелегко, ценой тяжелой, длительной борьбы. Обстоятельства рождения Алпамыша, его возмужания и же-нитьбы на красавице Гульбаршин в известной мере сходны с эпосом о Кобланды.
Образ жены батыра как бы дополняет его образ: если у батыра по молодости лет мало опыта, то жена его является воплощением опыта и разума; если у батыра недостаточно развито чувство чести и достоинства, жена входит в поэму как воплощение чести. Важную роль в судьбе Кобланды, как и других батыров, во всех эпических песнях играют его друзья, в особенности конь - ближайший друг и помощник батыра.
Клички богатырских коней столь же широко известны в народе, как и имена героев: Тайбурыл (чалый) - у Кобланды, Тарлан (сивка) - у Таргына, Байшубар (чубарый) - у Алпамыша, Кара- каска (вороной с лысиной) - у Камбара.
В былине Тайбурыл в состязании с летящей птицей стремительным ветром, "пыль одного холма соединяет с пылью другого холма", перескакивает высокие горы; дикие ослы и цапли мигом оказываются задавленными копытами Тайбурыла, его копыта месят огромные валуны, как глину; расстояние, измеряемое сорокадневным переходом, Кобланды покрывает на Тайбурыле за один день.
В ряде былин мастерски характеризуются быт, нравы, обычаи, традиции народа. Героизм, мужество, нежная любовь, радость, восторг, комические моменты в положении отдельных героев отражены в высокохудожественной форме. В былинах во многих случаях показаны жизненные явления, чувства и страсти героев, дано описание свадебных пиров во время женитьбы Кобланды и Алпамыша.
В этих поэмах широко использованы различные формы устного творчества: "той-бастар", "жар-жар", "жоктау". Поэма о Камбаре, получившая большое распространение в народе, отличается своими идейно-художественными особенностями. В поэме реальная действительность преобладает над фантастикой, гиперболами. Охотничья жизнь бедняка Камбара, имевшего только одного коня, заботившегося о судьбе голодных сородичей, любовь к нему девушки Назым, мужество, стойкость, моральные качества батыра, ставящего честь народа превыше всего, в поэме обрисованы с реалистических позиций, красочно и занимательно.
Когда полчища захватчиков вторгаются в пределы родного края, Камбар не таит злобу и обиду на сыновей бека Азимбая, всячески унижавших и оскорблявших его за бедность.
"Из-за досады к глупым шести сыновьям Азимбая не стоит совершать плохой поступок, надо твердо вставать на защиту народа", - решает Камбар. Прославление и художественное изображение охотничьего промысла, характерные дляпоэмы "Камбар-батыр", редко встречаются в устной казахской литературе.
Народным характером, большой художественной силой отличается былина "Ер-Таргын". Храбрость, моральные достоинства Ер-Таргына служат делу защиты своей родины от нашествия захватчиков. В былине ясно показаны противоречия между правящей кликой ханов и Ер-Таргыном. Таргын характеризуется как богатырь, заступник народа, а ханы - как вероломные обманщики народа.
Несмотря на то, что Таргын неоднократно спасал страну от калмыцких набегов, хан и его окружение бросают Таргына, получившего увечье в бою, в безлюдной степи. Подвиги Таргына высоко ценит народ и сподвижники батыра.
Языковые средства эпоса "Ер-Таргын" весьма выразительны, он изобилует меткими поэтическими образами; особенно эмоциональны описания единоборства Таргына с тысячными полчищами врага, волнующая песня-переживание девушки Ак-Жунус, борющейся с притязаниями старого насильника Карткожака.
Художественные достоинства "Ер-Таргына" и "Кобланды" позволяют причислить их к шедеврам эпической поэзии.

Источник:
Мухтар Ауезов.

Читайте также: