Саввино сторожевский монастырь история кратко

Обновлено: 04.07.2024

Монастыри были и остаются духовно-религиозными центрами социального служения, яркими очагами культуры, образования и религиозного искусства. В прошлом выполняли и ответственные военно-оборонительные функции, если этого требовали обстоятельства. Порой монастырям приходилось выполнять и карательные функции тюрем.

Жизнь монастырей одновременно и проста, и крайне сложна. Каждая обитель живет по строгому монастырскому уставу. Религиозная, социальная, хозяйственная деятельность составляют суть жизни монастыря.

Монастыри - духовные оплоты православия. Дают возможность прикоснуться душой к родникам русской святости, дают думающему человеку прилив новых сил для достойной жизни. Посещение монастырей приносит в душу покой, тихую радость, спокойствие.

Как говорил протоирей Иоанн Восторгов:

Во многих православных монастырях пребывают чудотворные и чтимые иконы, святые мощи, различные святыни и реликвии, имеются святые источники.

Многие православные монастыри своей историей, религиозным и социальным служением связаны с земной жизнью святых.

Приехав в монастырь становишься духовно чище и сильнее.

Сегодня поговорим об истории Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря.

Монастырь расположен на окраине живописного Звенигорода, при впадении р. Сторожки в Москву-реку, на холме Сторожи (прежде иногда говорили – на горе Сторожевой).

История этого монастыря связана с именами четырёх исторических личностей, причисленных Русской православной церковью к лику святых. Это устроитель монастыря Савва Сторожевский (Звенигородский), монах-иконописец Андрей Рублев, митрополит Московский Филарет и великая княгиня Елизавета Федоровна.

Монастырь был основан в 1398 г. (по другим данным – в 1380 г.). Построен в основном в 1399–1407 гг. по желанию крестника Сергия Радонежского – младшего сына великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского, – звенигородского князя Юрия (Георгия) Дмитриевича Звенигородского (1374–1434), воинствующего удельного князя. Духовником князя Юрия Звенигородского был один из первых учеников Сергия Радонежского – Савва (названный позже Звенигородским, или Сторожевским).

В юности Савва поступил в Троицкий монастырь, где был игуменом Сергий Радонежский. После смерти Сергия Радонежского, а также после смерти его ученика Никона, Савва стал третьим игуменом Троицкой обители. Потом он удалился в пустынное место на Москве-реке, устроил там себе келью и проводил жизнь в молитвах и постах.

Князь Юрий Звенигородский упросил Савву заложить около Звенигорода, на горе Сторожи деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и остаться здесь навсегда. Савва часто удалялся в находящийся поблизости глубокий тогда овраг, где он выкопал себе пещеру. На её месте в ХIХ в. основали Саввинский скит. В конце концов Савва дал согласие основать монастырь и стать его игуменом. Кроме религиозных функций монастырь служил военным форпостом на западных границах Московской земли.

Памятник преподобному Савве Сторожевскому и князю Юрию Звенигородскому. Фото со свободного доступа Яндекс. Картинки

Памятник преподобному Савве Сторожевскому и князю Юрию Звенигородскому. Фото со свободного доступа Яндекс. Картинки

Князь Юрий Звенигородский был щедрым, но и воинственным человеком.
Впоследствии он даже боролся с Великим московским князем Василием II за Великое княжение (с 1425 г. он вступил в борьбу с Василием II, Темным; в 1433–1434 гг. дважды захватывал великокняжеский престол).

В 1399 г. князь Юрий Звенигородский совершил удачный поход на волжско-камских булгар. (Царство булгар, возникшее в IХ в., было расположено между Волгой и Камой. На развалинах этого царства, завоеванного и опустошенного татарами в ХIII в., в первой половине ХV в. возникло Казанское ханство.)

После удачного похода на булгар, князь Юрий Звенигородский смог создать Успенский собор на Городке в Звенигороде.

Успенский собор на Городке́ — белокаменный храм в Звенигороде Московской области, памятник раннемосковского зодчества. Построен на рубеже XIV и XV веков. Внутри собора сохранились росписи начала XV века Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. Фото со свободного доступа Яндекс. Картинки

Успенский собор на Городке́ — белокаменный храм в Звенигороде Московской области, памятник раннемосковского зодчества. Построен на рубеже XIV и XV веков. Внутри собора сохранились росписи начала XV века Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. Фото со свободного доступа Яндекс. Картинки

Выделил средства для строительства в полутора километрах от Городка своего придворного монастыря. Место для строительства было выбрано удачное. До создания монастыря здесь находился сторожевой пост со Сторожевой башней и висел колокол, предупреждавший о приближении врагов.

Монастырь-крепость стал религиозным центром и мощным укрепленным пунктом на подступах к городу.

Князь Юрий Звенигородский приписал к монастырю многие села и деревни, пожертвовал ему имения. Почти девять лет Савва оставался игуменом устроенного им монастыря. При нем была построена прекрасная церковь с позолоченной главой и многие другие здания. Савва умер в 1407 г. Его похоронили в построенном в 1405 г. белокаменном соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Саввино-Сторожевский монастырь сильно пострадал в годы польско-литовской интервенции в начале ХVII в. В 1608 г. в монастыре до переезда в Тушино пребывала Марина Мнишек с отцом Юрием Мнишеком. По сговору с Лжедмитрием II (Тушинским вором) царица Марина отправилась на показное богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь.

Нужно сказать, что все русские цари уважительно относились к памяти основателя Саввино-Сторожевского монастыря, делали щедрые пожертвования ему. С ХVI в. монастырь стал местом царского богомолья. Особенно часто его посещали цари Иван Грозный и Федор Алексеевич Романов.

Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович очень любил Саввино-Сторожевский монастырь. Сюда он часто приезжал, жил по несколько дней с сыном Алексеем, будущим царём Алексеем Михайловичем. В 1549 г. Савва Сторожевский был канонизирован при царе Алексее Михайловиче. Саввино-Сторожевский монастырь – излюбленное место богомолья и охоты царя Алексея Михайловича.

В середине ХVII в. царь Алексей Михайлович выбрал именно этот монастырь в качестве своей подмосковной резиденции. При нем монастырь достиг наивысшего расцвета. Монастырю присвоили статус лавры (лавры – наиболее важные и привилегированные монастыри). Царь подарил монастырю земли, а также рыбные ловли, соляные варницы на Волге и Каме. Сделал богатые вклады в монастырь деньгами и ценностями. Приписал к нему 19 монастырей с их угодьями и землями в разных концах государства. Число монастырских крепостных крестьян в эти годы достигало 17,5 тысяч. И это только мужчины.

Алексей Михайлович Тишайший (9 (19) марта 1629[2], Москва — 29 января (8 февраля) 1676, Москва), второй русский царь из династии Романовых (14 (24) июля 1645 — 29 января (8 февраля) 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии. Фото со свободного доступа Яндекс. Картинки

Алексей Михайлович Тишайший (9 (19) марта 1629[2], Москва — 29 января (8 февраля) 1676, Москва), второй русский царь из династии Романовых (14 (24) июля 1645 — 29 января (8 февраля) 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии. Фото со свободного доступа Яндекс. Картинки

Царь Алексей Михайлович жил в Саввино-Сторожевском монастыре по несколько недель каждый год. Любил праздновать с монахами день памяти преподобного Саввы. В день праздника с монастырских стен и башен стреляли из пушек саввинские стрельцы, это был праздничный салют в честь преподобного Саввы.

200 стрельцов по указанию царя поселили около монастыря. Так образовалась рядом особая стрелецкая слобода.

В 1650–1656 гг. при царе Алексее Михайловиче в этом монастыре был период активного и успешного каменного строительства. Для колокольни монастыря вылили замечательный колокол-великан весом 35 т. Звон его был слышен в Москве. Колокол погиб после закрытия монастыря в советский период.

Фёдор III Алексеевич (30 мая [9 июня] 1661, Москва — 27 апреля [7 мая] 1682, Москва), русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V (родной) и Петра I (единокровный). Фото со свободного доступа Яндекс. Картинки

Фёдор III Алексеевич (30 мая [9 июня] 1661, Москва — 27 апреля [7 мая] 1682, Москва), русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V (родной) и Петра I (единокровный). Фото со свободного доступа Яндекс. Картинки

Его сын Федор Алексеевич Романов, слабый и больной, при этом чрезвычайно богомольный человек, любил и очень часто посещал Саввино-Сторожевский монастырь. Он хорошо помнил, что с середины ХV в. страждущие богомольцы получали исцеления по молитвам к преподобному Савве в устроенном им монастыре. Сестра царя, а затем регентша при малолетних царях Иване и Петре Романовых – Софья Алексеевна – также покровительствовала Саввино-Сторожевскому монастырю, способствовала строительству и благоустройству.

На вклад царевны Софьи в 1693 г. построили Преображенскую церковь. Царевна Софья и ее младшие братья – цари всегда помнили о верности этого монастыря дому Романовых. В дни стрелецкого бунта в Москве в 1682 г. именно в Саввино-Сторожевском монастыре нашли убежище малолетние государи Иван и Петр Алексеевичи и царевна Софья, а также вдовствующая императрица и мать Петра – Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая жена царя Алексея Михайловича.

В великокняжеский и царский период Саввино-Сторожевский монастырь развивался. Но были у него и внутренние проблемы. Например, в 1760–1761 гг. из-за тяжелых условий жизни и труда монастырские крепостные крестьяне подняли восстание. Монастырь подвергся вооруженной осаде. Вызванные из Москвы царские войска жестоко подавили восстание монастырских крестьян.

В 1800 г. открыли в Саввино-Сторожевском монастыре Звенигородское духовное училище (для него перестроили царский дворец). При монастыре имелись странноприимный дом (для престарелых и больных светских людей), братская богадельня, две гостиницы, книжная лавка, иконописная и картинная мастерские.

В 1812 г. монастырь пережил тяжелые времена. И монастырь, и весь Звенигород заняли французы – французский корпус принца Евгения Богарне. Саввино-Сторожевский монастырь пострадал, но не был полностью разграблен.

По преданию, святой Савва явился во сне Евгению Богарне в первую ночь его пребывания в этом монастыре и запретил ему разорять обитель. Преподобный Савва обещал сохранить жизнь Евгению Богарне, если он оградит монастырь от грабежа.

Евгений Богарне выполнил требования старца и стал единственным из наполеоновских генералов, который в России ни разу не был ранен и прожил долгую жизнь.

Вскоре французов выгнали из Звенигорода и монастыря в основном благодаря партизанам майора Василия Михайловича Фиглева (1779-1849).

С ХIХ в. окрестности монастыря приобрели известность как место отдыха летом. Здесь жили в арендуемых у местных жителей домах – на дачах – очень многие известные писатели и художники. На их художественных полотнах и в литературных произведениях часто присутствует Саввино-Сторожевский монастырь.

Здесь отдыхали в 1802 г. – Н.М. Карамзин, в 1830–1840 гг. – А.И. Герцен, в 1884–1887 г. – А.П. Чехов, в 1884 г. – И.И. Левитан и другие.

Писали Звенигород и его окрестности А.К. Саврасов, Н.П. Крымов и другие художники. А.П. Чехов одно время (1884) работал врачом в больнице Звенигорода.

К Саввино-Сторожевскому монастырю почтительно относились все русские императоры и императрицы, некоторые из них посетили эту обитель. Дважды приезжали в Саввино-Сторожевский монастырь императрицы Елизавета Петровна (1740, 1749 гг.) и Екатерина II (1762, 1775 гг.).

В 1839 г. монастырь посетил император Николай I, который приехал сюда со своим зятем – сыном принца Евгения Богарне – Богарне-младшим, оставшимся жить в России и ставшим мужем его любимой дочери – великой княгини Марии Николаевны, также тогда приехавшей в монастырь.

В 1861 г. монастырь посетил император Александр II с супругой – императрицей Марией Федоровной. Саввино-Сторожевский монастырь неоднократно посещали и другие члены царской семьи.

Гонения

События 1917 г. круто изменили судьбу Саввино-Сторожевского монастыря.

В 1919 г. по постановлению Народного комиссариата юстиции и съезда Советов Звенигородского уезда была вскрыта рака с мощами преподобного Саввы Сторожевского, мощи были конфискованы.

Были многочисленные аресты людей, пытавшихся защитить православную святыню.

Гонения на монашествующих и разворовывание монастырского добро новой властью способствовали угасанию обители. К началу 1919 г. в монастыре остались только 13 монахов во главе с последним настоятелем монастыря иеромонахом Ионой. Летом 1919 г. монастырь закрыли и отдали весь монастырский комплекс Народному комиссариату внутренних дел (НКВД).

Ликвидировали архив монастыря, уничтожили многие колокола и некрополь, ограбили ризницу. В монастыре во дворце царя Алексея Михайловича Романова организовали дом для умственно отсталых детей. В 1920 г. в монастыре держали пленных белогвардейцев.

Позже в монастыре открыли санаторий Народного комиссариата здравоохранения и музей церковной старины, действовавший до 1939 г.

В 1941 г. при попытке снять уникальный 35-тонный колокол обители, он разбился. В 1947 г. в одном из зданий монастыря открыли краеведческий музей, затем он стал историко-архитектурным и художественным музеем. Кроме того, там размещались различные учреждения, воинские части, санаторий для военных и членов их семей.

Саввино-Сторожевский монастырь

Основателем Саввино-Сторожевского мужского монастыря считается ученик Сергия Радонежского, инок Савва. Сегодня обитель может посетить любой путешественник. В обители проводятся богослужения.

Для паломников и туристов обитель открывается в 6:00, а закрывается после
окончания вечерней службы.

Добираться до обители можно как на своем транспорте, так и на общественном:

История монастыря

Монастырь в Звенигороде начал свою историю в далеком 1398 году. Основал его ученик преподобного Сергия Радонежского, инок Савва, духовник семьи князя Дмитрия Донского (жены Евдокии и сына Юрия). Когда умер Дмитрий Донской, его сын Юрий стал княжить в Звенигороде. Новый звенигородский князь и поручил своему духовнику основать обитель на горе Стороже, где открывается прекрасный вид на слияние двух рек: Сторожку и Москву-реку.

Сначала была возведена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, затем не далеко от нее Савва выкопал скит, где он уединился для молитвы и поста. Зная о его молитвенных подвигах, к нему стало приходить все больше братии, монастырь рос на глазах.

Рисунок. 1. Преподобный Савва Сторожевский

Преподобный Савва Сторожевский — один из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского. Был духовником сына Дмитрия Донского князя Юрия, и по его просьбе основал в Звенигороде обитель, которая впоследствии стала называться Саввино-Сторожевским монастырем. За подвижническую жизнь Господь удостоил его дара прозорливости. Преподобный считается чудотворцем, много чудес исцеления и помощи происходит от его мощей. Также Святой много раз являлся людям и помогал им.

Обитель много претерпела в годы польско-литовской интервенции: ее поджигали и обворовывали. Обитель любил посещать царь Иван Грозный со своей женой Анастасией и сыном Федором. В годы царствования Михаила Федоровича обитель стала возрождаться.

Период расцвета

В период правления Алексея Михайловича Саввино-Сторожевский монастырь стал преображаться на глазах: менее чем за десять лет обновили Рождественский собор, расписывали стены храма известные московские иконописцы. Стали возводить новые храмы, хозяйственные сооружения, и у обители появились огромные крепостные стены, царские палаты и башни. Царь делает монастырь своей резиденцией и присваивает ей почетный статус Лавры, который был первым в истории русских обителей. В это время произошло обретение мощей святого основателя монастыря и в память об этом был отлит Благовестный колокол.

По указу царя была проложена дорога от Москвы до самой обители, которая стала именоваться Звенигородским трактом, также ее ещё называли Царский путь и Дорога царей богоизбранных. По ней совершали паломничества к мощам преподобного русские монархи и князья. Сейчас она называется
Рублево-Успенским шоссе. В XVIII веке положение монастыря утратилось, но его продолжали посещать царственные особы.

В годы отечественной войны 1812 года для всенародного поклонения и для защиты от врагов вывозились святыни: Владимирская и Иверская иконы Божией Матери. И после боя под Звенигородом, когда французы заняли монастырь, они его все же не тронули: одному из их полководцев явился преподобный Савва и велел оставить монастырь в покое.

Период запустения

В 1918 году по приказу местных властей в монастыре произошла конфискация церковного имущества, насельники пытали противостоять этому, не отдавали мощи преподобного Саввы, но все же этого не удалось избежать, они были конфискованы, монахи арестованы и монастырь закрыт.

В 1941 году во время войны монастырь очень пострадал: был разбит 35-тонный Благовестный колокол, звон которого был слышен в Москве (благодаря ему город и назвали Звенигород). Уже в XXI веке была сделана его копия.

Рисунок. 2. Большой благовестный колокол, отлитый взамен утраченному

В советское время здесь были и воинская часть, и санаторий, и музей. В церкви Рождества Богородицы не пострадали только верхние ярусы иконостаса, все остальное было разграблено.

XX век

9 февраля 1995 года Администрация Московской области и Московский патриархат подписали договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и Саввино-Сторожевским мужским монастырём некоторых зданий обители. Монастырь стал ставропигиальным.
В 1995 году монастырь снова открылся. В 1998 году, на праздновании 800-летия обители патриархом Алексием II были возвращены мощи преподобного и положены в соборе Рождества Богородицы. Также там были отреставрированы древние настенные росписи. В 2006 году открыли памятник основателю
монастыря.

Современное состояние

Сейчас обитель насчитывает 50 монахов. В 2007 году был торжественно открыт памятник основателю монастыря. Обитель славится своим вкуснейшим квасом, который настаивается на изюме.

Архитектура и ансамбль монастыря

Рисунок. 3. Архитектурный ансамбль монастыря (посередине — Рождественский собор, справа — Царские палаты, слева — Царицыны палаты)

Рисунок. 3. Архитектурный ансамбль монастыря (посередине — Рождественский собор, справа — Царские палаты, слева — Царицыны палаты)

К счастью, Саввино-Сторожевский монастырь обошла стороной участь большинства русских обителей в начале XX века. И сейчас он выглядит так же, как выглядел при царе Алексее Михайловиче:

  1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1405 г.). Белокаменный собор, который был построен вместо деревянной церкви ещё во времена преподобного Саввы. Собор построен во Владимиро-Суздальском архитектурном стиле. Стены храма расписывались московскими иконописцами круга Андрея Рублева. Позже к собору были пристроены: Саввинский предел, двусторонняя паперть, ризница и кокошники. Мощи преподобного Саввы находятся справа от алтаря.
  2. Надвратный Троицкий храм (1650 год, архитектор И. М. Шарутин). Миниатюрная церковь в стиле барокко. Это последний шатровый храм в России.
  3. Звонница. Самая высокая постройка в обители. Очень нарядная, с множеством башенок, имеет несколько ярусов. От среднего яруса идёт лестница, ведущая к колоколам. На нижнем ярусе находится большой колокол, отлитый вместо знаменитого благовестного колокола, который был разбит во
    времена ВОВ. На самом верху размещены все остальные колокола.
  4. Внутри колокольни есть небольшая церковь преподобного Сергия Радонежского в честь Алексия Человека Божия.
  5. Преображенская церковь (1695 г., распорядилась построить царевна Софья).
  6. Монастырь окружён белокаменной крепостью (1650 г.), длиной 760 м, высотой 5 м и толщиной 2,7 м. Также было построено 7 башен, из них до наших дней сохранились 6.
  7. Трапезная (1652-1654 гг.) — выдающееся сооружение, поражающее своей красотой, имеет четыре этажа, в подвале трапезной на глубине 6 м находится ледник, а также колодец глубиной 15 м. На втором этаже располагалась кухня, рядом были келии монахов. На третьем находилась сама трапезная палата с крестовыми сводами, площадь которой составляла 500 квадратных метров. На верхнем этаже находилась монастырская казна. В XlX веке здание было перестроено, а в XX реставраторами был возвращен его первоначальный облик.
  8. Царские палаты. Это белое, длинное, имеющее два этажа здание. Начал постройку царь Алексей Михайлович. Он очень любил бывать в монастыре, и бывало жил здесь месяцами. Достраивали палаты его дети: Алексей и Софья. В настоящее время здесь расположены приемная наместника, лавки и
    паломническая служба.
  9. Контрастом Царским выступают Царицыны палаты (построены в 1652-1654 гг.) из красного кирпича. Если Царские палаты построены в строгом стиле, то Царицыны очень праздничные, нарядные, в стиле нарышкинского барокко. Покои царицы находились по центру, эта часть здания особенно нарядная. Сейчас здесь располагаются историко-архитектурный и художественный музеи.
  10. Братские корпуса (середина XVII века) — там всегда находились келии насельников монастыря, они несколько раз перестраивались.

Рисунок. 4. Схема Саввино-Сторожевского монастыря

Святыни и реликвии монастыря

Главной святыней обители по праву являются мощи ее основателя преподобного
Саввы. Они находятся в главном соборе. Также в монастыре находится Крест-мощевик и ковчеги-мощевики с множеством частиц мощей и камнями от Гроба Господня и Голгофы и другими святынями.

Рисунок. 5. Источник — купальня преподобного Саввы

Находится вне монастырских стен, около скита. Скит был построен на месте пещеры, выкопанной самим Саввой, где он жил и молился. В настоящее время, как и раньше, в скиту живут монахи. На источнике можно набрать благодатной водицы, а в купели искупаться.

Чудотворные иконы

В обители есть несколько чудотворных икон с частицами мощей святых: вмч. Пантелеимона, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского, прмч. Елисаветы, блаженной Матроны Московской, святителя Спиридона Тримифунтского (с тапочком, привезённая с острова Корфу).
Информация для паломников и туристов

Адрес монастыря: город Звенигород Одинцовского района, Городок, 5. Телефоны обители: 93-37-978 — приемная (код 495), (903)-27-40-121 — паломническая служба, (963)-64-03-700, (495)-99-29-418 — монастырская гостиница.

Как добираться

Добираться до обители можно как на своем транспорте, так и на общественном:

Где остановиться

При обители есть трехэтажная гостиница, рассчитанная на пятьдесят человек. Комнаты разной вместимости: на одного, двух, трех, четырех и одна комната на шесть человек. Есть номера как эконом-класса, так и люксовые.

Режим работы гостиницы круглосуточный, без выходных. Заселяются туда после 17:00, а выезжают до 15:00. Важно иметь при себе паспорт, а для детей — свидетельство о рождении.

За пребывание детей в гостинице платить не нужно, они размещаются вместе с родителями. Запрещается привозить с собой животных. Также рекомендуется бронировать места заранее.

Паломническая служба монастыря

Для гостей обители паломническая служба разработала 2 экскурсионных маршрута. Первый короткий и включает в себя знакомство с архитектурой монастыря, посещение храмов, крепости и колокольни. Маршрут длится 1,5 часа. Второй длинный и включает в себя не только монастырь, но и звенигородский кремль, скит святого Саввы и источник. Тем, кто решил воспользоваться услугами паломнической службы, желательно связаться с ней заранее.

Паломническая служба работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:00.

Для паломников и туристов обитель открывается в 6:00, а закрывается после окончания вечерней службы.

Преподобный Савва Сторожевский

Ранний период истории монастыря конца XIV — начала XVII века

В конце XIV столетия Савва выстроил деревянный храм Рождества Богородицы и келью при нем. Совсем скоро в новую обитель устремились иноки, были построены новые кельи, монастырь обнесли деревянной оградой с воротами с северной стороны. Ища уединения для молитвы и благочестивых размышлений, преподобный Савва удалялся в пещеру, на месте которой сейчас находится скит.

Благодаря покровительству князя Юрия Дмитриевича, монастырь очень скоро становится важнейшей обителью Звенигородского края, которая была освобождена от дани и пошлин и получила в дар от князя многочисленные владения. В 1405 году был сооружен белокаменный собор Рождества Богородицы на месте деревянного храма.

Преподобный Савва скончался 3 декабря 1406 года, около 80 лет от роду, 60 из которых он совершал иноческий подвиг.

В 1547 году на Макарьевском соборе Савва был причислен к лику святых, в том же веке к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел в честь преподобного.

На протяжении нескольких веков Саввинский монастырь играл роль форпоста Московского княжества на Западе и был любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжал Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор.

В начале XVII века монастырь сильно пострадал во время польско-литовской интервенции и был разорен. Возрождение обители началось при Михаиле Федоровиче Романове и его отце Патриархе Филарете, которые глубоко почитали преподобного Савву.

Второй этап строительства монастыря середины XVII–XIX века

В 1650 году начался второй значительный период в истории строительства монастыря — царь Алексей Михайлович издал указ о создании нового монастырского ансамбля на горе Сторожи. Именно тогда монастырь приобрел облик, который во многом сохранился и до наших дней. 19 января 1652 года при участии царя состоялось обретение мощей игумена. Царь избрал монастырь своей резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни и царские палаты. Специально для царицы Марии Ильиничны были возведены Царицыны палаты.

Алексей Михайлович стал именовать обитель Лаврой и приравнял ее к Троице-Сергиеву монастырю.

В Рождественском соборе были проведены необходимые восстановительные работы, пристроены галереи, в одной из которых расположилась молельня царя. Стены храма заново расписали 29 царских иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. До наших дней сохранились фрагменты самых ранних росписей храма, которые относятся к XV веку и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева.

В 1650–1656 годах были построены основные здания и крепостные стены с семью башнями, из которых сохранилось шесть. Были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского, позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский, а также звонница и Трапезная палата, Царский дворец и Царицыны палаты, Братский и Келейный корпуса.

В XVIII веке монастырь утратил свое положение и значительную часть земельных владений. Его продолжали посещать государи: императрица Елизавета Петровна, а также императрица Екатерина II. В 1839 году его посетил император Николай I, позже поклониться мощам преподобного Саввы приезжал император Александр II.

Монастырь в ХХ веке

После 1917 года звенигородская обитель была закрыта. В 1918 году в результате действий местных властей была реквизирована часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. Были осуждены наместник монастыря, священнослужители и миряне, выступившие против кощунственного вскрытие мощей преподобного Саввы. Мощи были конфискованы, а монастырь прекратил свое существование.

В советские годы в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей. За эти годы в соборе Рождества Богородицы были утрачены все иконы местного чина, драгоценное убранство нижнего яруса иконостаса и Царские врата, однако верхние ряды иконостаса практически не пострадали.

В 1995 году монастырь был возрожден. В 1998 году Святейший Патриарх Алексий II, во время празднования 600-летия обители, торжественно вернул мощи преподобного Саввы в собор Рождества Богородицы, где они и хранятся сегодня. Научно-исследовательский институт реставрации провёл работы по спасению самых древних росписей собора.

Вместе с действующими храмами нынешней обители на территории располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. В Царицыных палатах восстановлены интерьеры боярских покоев, посетители могут увидеть предметы мебели, посуды, ткани, женские украшения XVII века и воссозданные изразцовые печи.
Сегодня при монастыре устроен детский приют, проводятся богословские курсы, а также открыта библиотека, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.

Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.

В истории монастыря было два основных строительных периода: первый — с конца XIV до начала XVII в., второй — середина XVII–XIX вв.

Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства. Строились новые кельи. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны.

Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах.

Около 1405 г. был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 6915 году (по современному летоисчислению — 1406/1407 год) был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.

К северу от собора можно увидеть фундаменты древних построек. В ходе раскопок 1955–1957 гг. удалось выяснить, что в начале XVI в. Звенигородским князем Юрием Ивановичем на этом месте были построены Святые ворота с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезной палатой. Реставраторами раскрыта абсида храма и одна четвертая часть подвального этажа трапезной.

Пострадавшие в Смуту церковь и трапезная были разобраны в период обновления обители в середине XVII в.

В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной — осенью 1649 г. в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи по золотому фону.

Тогда же вблизи монастыря были заложены кирпичные заводы, которые обеспечивали стройку большемерным кирпичом.

В 1650–1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8–9 м, толщина — около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского (1651–1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.), а также звонница и Трапезная палата (1650-е гг.), Царский дворец и Царицыны палаты (1650-е гг.), Братский и Келейный корпуса и другие сооружения.

Царь Алексей Михайлович в юности часто бывал в обители, но регулярные богомольные царские выходы в монастырь на Сторожах начались в 1649 г. Второй царь из династии Романовых избрал монастырь своей резиденцией. Монастырское предание объясняет особое его усердие к монастырю чудесным заступничеством Звенигородского чудотворца — спасением царя на охоте от лютого медведя.

При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей.

В синодальный период монастырь постепенно утратил свое положение, привилегии и значительную часть земельных владений. Его продолжали посещать государи: императрица Елизавета Петровна (1749 г.), при которой настоятелем монастыря был придворный проповедник архимандрит Гедеон, а также императрица Екатерина II (1762 и 1775 гг.). При Екатерине II митрополитом Платоном (Левшиным) был осуществлен проект размещения в стенах обители духовного учебного заведения — семинарии, которая находилась в царском дворце.

В 1764 г. все земельные владения монастыря подверглись секуляризации. Он был причислен к монастырям первого класса со штатом в 33 монаха.

В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. С 31 августа до 15 октября 1812 г. монастырь был занят неприятелем.

Благодаря чудесному заступничеству преподобного Саввы — явлению Звенигородского святого командиру 4-го корпуса французской армии, вице-королю Италии Евгению Богарне — святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал во время вражеского нашествия.

После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования. В 1839 г. его посетил император Николай I с Великими князьями, позже неоднократно посещал император Александр II Освободитель.

Установление в честь прп. Саввы Сторожевского нового праздника в память перенесения его мощей под новую сень связано с именем выдающегося церковного иерарха митрополита Филарета (Дроздова). Это событие произошло 17 июля 1847 т.

Особый след в жизни обители оставил ее настоятель епископ Леонид (Краснопевков), а значительная часть ремонтных работ в монастыре была исполнена на средства известного звенигородского благотворителя, владельца суконной фабрики в с. Ивановское Звенигородского уезда П.Г. Цурикова.

В XIX в. тремя изданиями вышел капитальный труд по истории обители, написанный одним из виднейших представителей московской церковно-исторической школы — ректором Московской духовной академии С.К. Смирновым.

Особое покровительство монастырю на Сторожах оказывали Великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор, и его супруга Великая княгиня Елисавета Феодоровна, причисленная ныне к лику святых.

В 1898 г. торжественно праздновалось 500-летие Саввино-Сторожевского монастыря.

В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей.

Часть мощей прп. Саввы Сторожевского была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь.

В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.

В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре 30 монахов и послушников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке (Одинцовский район), селах Саввинской слободе, Ершово, Молзино (Ногинский район Московской области).

Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен.

При монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.

Саввино-Сторожевский монастырь

Монастырь основан в 1398 году под покровительством князя Юрия Дмитриевича Звенигородского, монахом Саввой, учеником и последователем Сергея Радонежского. Сначала был выстроен деревянный храм. Потом его сменяет в 1405 году белокаменный Рождественский собор, во многом похожий на Успенский собор в княжеской резиденции Звенигородского. И хотя собор Рождества Пресвятой Богородицы уступает своему прототипу в пропорциях, обработке фасадов и качестве кладки, все же мы имеем один из самых прекрасных памятников раннего московского зодчества.

Рождественский храм имеет и свои неповторимые черты – это килевидные закомары, ряды кокошников и закрытая паперть с Саввинским приделом. Ученики и последователи Андрея Рублева расписали собор фресками сразу после его постройки.

Во времена Ивана Грозного монастырь святого Саввы запустел, все иноки разбрелись. Но царь Алексей Михайлович привлек большие средства (более 50 000 рублей золотом) на его обустройство. Монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни и царские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенами. 19 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 года произошло важнейшее событие – были обретены честные мощи прп. Саввы Сторожевского.

Во время Отечественной войны 1812 года из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. С 31 августа до 15 октября 1812 года монастырь был занят неприятелем. Но благодаря заступничеству преподобного Саввы пострадавший монастырь не был разграблен, святые мощи остались нетронутыми.

1918 год стал роковым для Саввино-Сторожевского монастыря. Местные власти реквизировали часть собственности монастыря, что вызвало вооруженный конфликт. В 1919 году монастырь был закрыт.

9 февраля 1995 года между Администрацией Московской области и Московским патриархатом подписывается договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и возрождающимся монастырем части зданий обители, а сам монастырь получает статус ставропигиального.

Расцвет архитектуры монастыря приходится на середину XVII столетия – время правления царя Алексея Михайловича. Всего за шесть лет (с 1650 по1656 гг.) образовался цельный и гармоничный архитектурный ансамбль с крепостными стенами, подчеркивающими его значимость и монументальность.

Стены, протянувшиеся по краям сторожевой горы, составляют в периметре 750 м, достигая в высоту 8,5 и в ширину 3-х метров. Их угловые стыки замыкают шесть башен (5 граненых и 1 прямоугольная в плане) с высокими деревянными шатровыми завершениями, сочетающими в себе изысканность и суровую простоту. Красной башне над Святыми воротами, с церковью св. Алексея Божия Человека, отводилась роль парадного въезда в монастырь.

Самое крупное монастырское строение – трапезная палата, надстроенная с юга четырехъярусной колокольней и примкнувшей церковью Преображения Господня. Эту палату, поставленную на подвалы и подклет, предназначенную для торжественных царских приемов, нередко по размерам сравнивают с Грановитой палатой Московского Кремля, с той лишь разницей, что здесь нагрузки от сводов несли два столба, а не один.

Необходимо упомянуть и о шатровой Троицкой надвратной церкви XVII столетия, под которой проходит лестница, соединяющая камерный монастырский дворик с соборной площадью. При подъеме по лестнице открываются новые видовые точки на Рождественский собор и остальные постройки комплекса.

Читайте также: