Самооценка у детей с зпр кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становиться новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. Е.В. Субботский считает, что в силу интериоризации правил поведения нарушение этих правил ребенок начинает переживать даже в отсутствие взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и других людей.

Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими детьми. Для шестилетних детей характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка себя в сравнении с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок 6-7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению .

В дошкольный период самооценка ребенка с ЗПР интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Неадекватная заниженная самооценка также может сформироваться у ребенка с ЗПР как результат частого неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание этого неуспеха взрослыми или другими детьми. Специальными исследованиями установлены следующие причины появления у ребенка заниженной самооценки

Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций, то есть неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка.
Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях.

В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с задержкой психического развития, остается одной из основных, так как число таких детей не уменьшается, а наоборот растет. Это связано не только с неблагоприятными условиями среды, но и с социальными факторами. Уровень развитости страны зависит от того, насколько интенсивно проводится политика в этой сфере. В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с задержкой психического развития, остается одной из основных, так как число таких детей не уменьшается, а наоборот растет. Это связано не только с неблагоприятными условиями среды, но и с социальными факторами. Уровень развитости страны зависит от того, насколько интенсивно проводится политика в этой сфере.

ВложениеРазмер
petrova_o.v.docx 23.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с задержкой психического развития, остается одной из основных, так как число таких детей не уменьшается, а наоборот растет. Это связано не только с неблагоприятными условиями среды, но и с социальными факторами. Уровень развитости страны зависит от того, насколько интенсивно проводится политика в этой сфере.

Изучением самооценки детей с задержкой психического развития занимались такие научные деятели, как Л.С .Выготский, Д.В. Лубовский, М.С. Певзнер, а также А.И. Липкина, Е.И. Савонько, В.М. Синельников и многие другие ученые и педагоги.

Проблеме самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посвящено множество трудов, но возрастные категории раннего и дошкольного возраста изучены в гораздо меньшей степени, поэтому рассмотрим именно этот аспект проблемы.

Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности [2].

О сложной структуре дефекта говорил Л.С. Выготский [3] , что наличие какого-либо нарушения, введет к целому ряду вторичных отклонений в развитии. Нарушение психического развития негативно сказывается на формировании самосознания и такого его компонента, как самооценка.

В своем исследование Н.А.Жулидова [4] приходит к выводу, что чем сильнее вызвана задержка психического развития, тем в большей степени они завышают свои возможности, тем менее критичны они к себе.

Самооценка старших дошкольников с ЗПР может характеризоваться как неадекватно завышенная вследствие менее развитых компенсаторных и психозащитных возможностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, к такому выводу пришел Р.Д. Тригер [6]. Также он утверждал,что ребенок с задержкой психического развития не сравнивает себя с другими детьми, не видит, чем он лучше сверстника, в чем равен ему, в чем отстает.

Отставание ребёнка в психическом развитии может обуславливаться не только органическими нарушениями, но и условиями в которых живут дети, например, чрезмерная опека ребенка родителями или же наоборот безразличие с их стороны.

В условиях чрезмерной опеки со стороны взрослых, чаще всего, самооценка дошкольников с задержкой психического развития неадекватна и завышена. Такие дети переоценивают себя, свои качества и возможности, у них не развита самокритика. На основе этого можно сказать, что любая неудача снижает уже сложившуюся самооценку. Это связано с тем, что уровень притязания таких детей превышает уровень возможностей.

Если же ребенок находится в условиях безразличия со стороны родителей и предоставлен сам себе, то его самооценка занижена. У таких детей формируется замкнутость, они стараются избегать широкого круга общения, опасаясь насмешек со стороны сверстников. Наблюдается сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, скованность и пассивность. Зачастую у таких детей формируется комплекс неполноценности.

Формирование самооценки в учебной познавательной деятельности в специализированных дошкольных учреждениях не всегда осуществляется в полной мере. Особенно это затруднительно, если ребенок посещает дошкольное учреждение, где нет специалиста дефектолога, а так же воспитателей, которые были бы знакомы с особенностями таких детей.

Таким образом, исходя из вышеизложенного , можно сделать вывод, что самооценка у детей с задержкой психического развития своеобразна, что обусловлено, спецификой психического дефекта и негативным влиянием микросоциальных факторов.

По В.И. Лубовскому, в дошкольный период самооценка ребенка с ЗПР интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже. Впервые появляются они в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних. В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания.

Как отмечает автор, изменения в развитии самооценки дошкольника с ЗПР в значительной степени связаны с развитием мотивационной сферы ребенка. В процессе развития личности ребенка меняется иерархия мотивов. Ребенок переживает борьбу мотивов, принимает решение, затем отказывается от него во имя более высокого мотива. То, какие именно мотивы оказываются ведущими в системе, отчетливо характеризуют личность ребенка. Дети в раннем возрасте совершают поступки по непосредственному указанию взрослых. Совершая объективно положительные поступки, дети не дают себе отчета в их объективной пользе, не осознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство долга зарождается под влиянием той оценки, которые дают взрослые поступку, совершенному ребенком. На основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференцировка того, что хорошо и что плохо. В первую очередь они учатся оценивать поступки других детей. Позднее дети в состоянии оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные поступки[7].

В работах Н. Л. Белопольской, Р. Д. Тригер выявлено, что самооценка старших дошкольников с ЗПР может характеризоваться как неадекватно завышенная вследствие менее развитых компенсаторных и психозащитных возможностей по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Так, Р. Д. Тригер пишет, что ребенок с ЗПР не сравнивает себя с другими детьми, не видит, чем он лучше сверстника, в чем равен ему, в чем отстает. Это приводит к тому, что уже в начале школьного обучения ребенок обижается на учителей и на одноклассников. Если же коррекционная работа с такими детьми не ведется, то к середине младших классов у детей с ЗПР завышенная самооценка изменяется на заниженную. У них появляется стремление уйти от ситуации школьного обучения, увеличивается нежелание общаться со сверстниками[4].

Как отмечает Л.В. Кузнецова, недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению.

В исследованиях Л.И. Солнцевой выявлено, что неадекватная заниженная самооценка также может сформироваться у ребенка с ЗПР как результат частого неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание этого неуспеха взрослыми или другими детьми. Специальными исследованиями установлены следующие причины появления у ребенка заниженной самооценки: дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций, то есть неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка[10].

Таким образом, из вышесказанного можно выделить следующие особенности развития самооценка детей с ЗПР в дошкольном возрасте:

ребенок оценивает себя через призму взрослых;

наблюдается неадекватная завышенная и неадекватно заниженная самооценка;

только к 7 годам появляется отсутствующая ранее оценка сравнения себя с другими сверстниками.


Личность — это человек с индивидуально раскрытыми интеллектуальными, эмоциональными, волевыми и физиологическими свойствами. Личность сформировалась в процессе общественно-исторического прогресса человечества.

Характерными приметами личности являются ее рассудок, реализовываемые ею социальные роли, общественно полезная деятельность. Реализуемые социальные роли и общественно-полезная деятельность являются, характерными свойствами личности.

В младшем школьном возрасте закладывается база нравственного поведения, вводятся общепринятые моральные мерки и правила поведения, начинает вырабатываться социальная направленность личности.

В младшем школьном возрасте можно прослеживать проявления всех четырех типов характера. При правильном воспитании можно безупречно откорректировать кое-какие отрицательные проявления темпераментов: у холериков сформировать самообладание, у флегматиков — энергичность и быстроту, у сангвиников — упорство и усидчивость, у меланхоликов — общительность и уверенность. Формируя волю и характер у младших подростков, учитель обучает их управлять собственным темпераментом. [2]

Характер младших подростков подвержен возрастным особенностям. Дети импульсивны — готовы мигом действовать под влиянием конкретных импульсов, побуждений, по случайным предлогам, не пораздумав и не взвесив всех обстоятельств. Первопричина — необходимость в насыщенной наружной разрядке при возрастной беспомощности волевой регуляции поведения.

Г. Е. Сухарева определила, что существенной отличительной патогенной чертой детей, чувствовавших проблемы в приобретении знаний и представлений на начальном этапе обучения, по общеобразовательным программам, является незрелость эмоционально-волевой сферы по типу инфантилизма. Инфантилизм четко выражается в ситуациях, когда ребенку приходится осуществлять новые для него требования, например при переходе, от дошкольного детства к школьному.

Инфантильные дети двигательно расторможены, непоседливы, движения их порывисты, резвы, мало скоординированы и четки.

При осмотре детей, которые переживают трудности в обучении и обладающих слабовыраженные отклонения в развитии, клинический диагноз ЗПР определяется в случаях, когда эмоционально-волевая незрелость сочетается с задержкой развития познавательной сферы неолигoфренической природы.

Своеобразие в усовершенствовании структуры эмоциональной сферы детей может существенно оказать воздействие на особенности их разума и поведения. [интернет — ресурс 1]. Состояния дисфункции, ее отдельных уровней меняют тип организации всей эмоциональной сферы и могут приводить к развитию различных вариантов дезадаптации ребенка.

У одних эти проблемы могут появиться в связи с тем, что они будут находиться среди большого числа детей. Они проявят осмотрительность в отметке дистанции общения. Привыкая к новым условиям, они переживают очевидный дискомфорт при тактильном и зрительном контактах с неизвестными людьми. Их напрягает такие условия общения, так как они быстро устают, начинают капризничать, отказываться от деятельности, если им приходится на занятии или во время первичного осмотра сидеть чересчур близко или смотреть на ровесников и взрослых в процессе коммуникации, прикасаться к ним. Они могут подвинуть стул и сесть в отдаление.

Иным детям легче адаптироваться, когда их осторожно приучают к групповой работе, когда взрослые наблюдают за интенсивностью личных проявлений экспрессии (силой голоса, характером передвижений, продолжительностью зрительного контакта, характером прикосновений, расстоянием в общении). Главное, такого ребенка не завлекать в коллективные игры раньше времени, не требовать инициативности на занятиях и готовить его к урокам музыки и физкультуры, так как, там будет шумно, и другие дети будут сильно возбуждены и подвижны. [4]

Эффективность адаптации в окружающем мире актуальна при задержке психического развития, так как этот процесс приспособления к условиям среды, осуществляется через разные виды деятельности и общения. Именно в процессе общения формируется самооценка.

Самооценка— это представление человека о важности своей деятельности, деятельности среди других людей, своих достоинств и недостатков, умение держаться в обществе.

У детей с интеллектуальной недостаточностью самооценка своеобразная, это проявляется в отставании её формирования от нормы, она отличается своей упрощённостью, неустойчивостью, противоречивостью самооценочных суждений.

Самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности. Она введена во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями, каждый из которых вносит свой вклад в её формирование и вместе с тем направляется её непосредственным воздействием.

Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ЗПР младшего школьного возраста. Этот возрастной период накладывает оригинальный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс обучения, оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка. Школьная успеваемость и оценки учителя является одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, поэтому дети с ЗПР, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска.

У младших школьников с ЗПР, как правило, отношение к себе некритичное, обобщенное, они не умеют адекватно оценить свою деятельность, проанализировать ее. Учащиеся начальных классов стремятся угадать отношение к себе других людей, они ждут только положительных оценок своих действий.

Анализируя научную литературу, можно утверждать, что дети, имеющие задержку психического развития, показывают особенности самооценки, которые обусловлены спецификой психического развития, что развитие самооценки у таких детей происходит с задержкой и отклонениями.

В связи с этими данными, мы проведем исследование самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Понимание особенностей самооценки позволит установить необходимые способы психологической помощи в развитии и коррекции этого психического свойства.

  1. Изучить особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития.
  2. Выявить причины нарушения самооценки.

Для решения поставленных задач было использовано три методики:

Преимущества выбранных методик состоят втом, что:

– Они позволяют выявить особенности самооценки младших школьников с задержкой психического развития

– они не требуют много времени для проведения, а также, в основном имеют количественные показатели для обработки.

– методики не требуют специального оборудования для проведения, они доступны и понятны.

Результаты анализа констатирующего эксперимента:

  1. Половина школьников экспериментальной группы имеют завышенную самооценку (50 %). Заниженная самооценка (30 %), адекватная самооценка (20 %).
  2. В контрольной группе большая часть имеет адекватную самооценку — 60 %. Завышенная самооценка — 30 %, заниженная самооценка — 10 %.
  1. В экспериментальной группе большая часть детей имеют завышенную и заниженную самооценку — по 40 %. Адекватная самооценка только — 20 %.
  2. В контрольной группе большая часть школьников имеют адекватную самооценку — 70 %. Завышенную — 30 %. Школьников с заниженной самооценкой нет.
  1. Школьники экспериментальной группы в основном имеют завышенную и заниженную самооценку — по 40 %. Адекватная самооценка — 20 %.
  2. В контрольной группе у 50 % школьников адекватная самооценка. Завышенная самооценка — 40 %. Заниженная самооценка — 10 %.

Рекомендации, направленные на формирование адекватной самооценки младших школьников сЗПР:

Завышенная и заниженная самооценка требует пристального внимания педагогов и родителей. Младшие школьники с ЗПР нуждаются в коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование адекватной самооценки. Для этого нужно следить за ее уровнем.

Обучение должно носить развивающую и коррекционную направленность. Развивающая направленность проявляется в помощи общему развитию ученика. Поэтому обучение младших школьников с ЗПР должно носить коррекционно-развивающий характер.

Так как у младших школьников с ЗПР нет самостоятельной самооценки, важно давать им и их поступкам объективные оценки. Они должны быть как положительные, так и отрицательные, чтобы у ребенка не произошло переоценивание себя.

Решающим является отношение окружающих и оценка своей деятельности. Нужно научить ребенка понимать себя и координировать свои действия в соответствии с требованиями социума.

Для младших школьников с ЗПР важен результат, а не процесс работы, поэтому нужно напоминать о контроле своих действий и результат, и правильно их оценивать.

Основные термины (генерируются автоматически): адекватная самооценка, заниженная самооценка, психическое развитие, ребенок, младший школьный возраст, школьник, завышенная самооценка, контрольная группа, особенность самооценки, экспериментальная группа.

Похожие статьи

Специфика самооценки в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются специфические особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте, проанализированы взгляды ведущих

Особого внимания требуют дети с заниженной самооценкой, так как завышенная самооценка, как правило, к концу младшего.

Исследование уровня самооценки младших школьников

«У младших школьников наблюдаются все виды самооценок: адекватная устойчивая

Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может

Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в.

Изучение самооценки младших школьников | Статья в журнале.

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя [3]. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и

В остальных случаях самооценка младших школьников является неадекватной: как завышенная, так и низкая.

Развитие самооценки младших школьников посредством.

Ключевые слова: младший школьник, самооценка, личностная самооценка, творчество

Младший школьный возраст — это особый период жизни человека и охватывает

Цель исследования: изучение особенностей развития личностной самооценки младших.

Коррекция самооценки и уровня притязаний младших.

Самооценка — это представление человека о важности своей деятельности, деятельности

Незрелость самооценки у многих детей с задержкой психического развития накладывает

– они позволяют выявить особенности самооценки младших школьников с задержкой.

Исследование уровня самооценки у детей младшего школьного.

Изучением развития самооценки у детей в младшем школьном возрасте так же занимались многие

Нами было проведено эмпирическое исследование самооценки 20 детей младшего школьного

младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших.

Коротенко И. В. Особенности самооценки у первоклассников с задержкой психического развития

младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, оценка личностью.

К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста

Формирование самооценки в онтогенезе отражено в работах Л. И. Божович, автор отмечает, что на

К концу младшего школьного возраста дети больше считаются с мнением и оценкой

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их.

ребенок, заниженная самооценка, младший школьный возраст.

младший школьный возраст, ребенок, адекватная самооценка, завышенная самооценка, формирование, заниженная самооценка

Младший школьный возраст определяется этими авторами как важный этап личностного развития и формирования самооценки как.

Читайте также: