Общественное движение 1860 х 1890 х гг кратко

Обновлено: 02.07.2024

- историческое развитие России должно идти и идет по-своему, отличному от стран Европы, пути.
- для России не характерно и неприемлемо такое явление, как капитализм.
- самодержавие не имеет социальной основы в русском обществе.
- в своем развитии Россия движется к социализму, минуя стадию капитализма.
- ячейка будущего социалистического общества не семья, а община.
- крестьянскими массами должна руководить организация профессиональных революционеров.
- крестьянство, в массе своей, уже готово к тому, чтобы воспринять и откликнуться на социалистические идеи.
- революция – единственно верный способ социальных изменений.

Истоки и причины возникновения. Социальная база.

Цели движения.

Целью народничества как общественно-политического движения было полное переустройство общества на основе социалистических принципов.

Течения в народничестве.

Пропагандистское направление. Его идеологи - П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Основной постулат – социальная революция должна готовиться постоянной пропагандой интеллигенции среди народа. Неприемлемость насильственного пути переустройства.

Бунтарское или анархическое течение. Его главным идеологом был М. А. Бакунин. В основе этого направления – отрицание государства как такого и замена его обществами на принципе автономии. Путь достижения цели – через революцию, бунт и восстания. Череда мелких бунтов и восстаний готовит собой большой революционный взрыв.

Социально-революционное или заговорщицкое. Лидер – П. Н. Ткачев. Приверженцы этого течения полагали, что не просвещение должно готовить революцию, а, наоборот, – революция должна дать народу просвещение, равенство и братство. Поэтому не стоит тратить время на просвещение, а создав тайную, дисциплинированную организацию профессиональных революционеров захватить власть. В отличие от анархизма Бакунина, Ткачев выступал за сильное государство, способное превратит страну в большую коммуну.

Деятельность народников.

Первые нелегальные и полулегальные кружки народников появились еще в 1850 годы. Уже тогда они разделялись на пропагандистские и заговорщицкие.

Значение народничества.

Идеология народничества оказала огромное влияние на общественную жизнь России второй половины XIX века. Прямыми наследниками этой идеологи были социалисты-революционеры – одна из ведущих сил русских революций. Вовлечение в общественную жизнь большого числа молодежи, практика общественной жизни и политической борьбы – тоже заслуга народничества. Народничество – это общественная инициатива снизу, заставившая власть считаться с мнением, пусть пока небольшой, части общества. Пожалуй, это главное идеологическое значение народничества 19 века в России.

Устойчивым элементом общественной жизни России с начала 60-гг. становится революционное подполье.

Народничество. Это идеология крестьянской демократии. Главная идея – возможность капиталистического развития России. Задача революционной молодежи в том, чтобы разом поднять все деревни, объединить бунты в восстание. (Бакунин, Лавров, Ткачев).

Устойчивым элементом общественной жизни России с начала 60-гг. становится революционное подполье.




Народничество. Это идеология крестьянской демократии. Главная идея – возможность капиталистического развития России. Задача революционной молодежи в том, чтобы разом поднять все деревни, объединить бунты в восстание. (Бакунин, Лавров, Ткачев).

В России после отмены крепостного права важнейшей нерешенной проблемой являлось преобразование государственного строя.

Развитие капитализма в стране прибавило к прежним социальным противоречиям новые. Половинчатость либеральных реформ создала основу для дальнейшего подъема общественного движения.

Социальную основу консервативного направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Следует отметить, что сохранение царистских иллюзий, отсутствие политической активности широких народных масс создавали условия для развития консервативной идеологии.

Либерализм как общественно-политическое течение возник в среде интеллигенции. Либералы были противниками революций и поддерживали эволюционный путь развития. В первой половине XIX в. либералы не противостояли самодержавию и считали, что уничтожить крепостное право могла только неограниченная власть царя, подавляющая сопротивление крепостников. Либеральное движение не было однородным: идеи и разногласия западников и славянофилов получили дальнейшее развитие во второй половине XIX в. Преодолеть разобщенность своих рядов, выработать общую программу и тактику либералам не удалось. В пореформенный период либералы были готовы сотрудничать с самодержавием и идти с ним на компромиссы. Идеалом для них была конституционная монархия. Требования, выдвигаемые либералами, сводились к продолжению реформ, созданию общероссийского выборного органа (Земского Собора), расширению прав земств, развитию предпринимательства, снижению размеров выкупных платежей, созданию условий для формирования правового государства.

Идеологами либерального направления во второй половине XIX в. были К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, Д. И. Шаховской, Н. А. Хомяков, Д. Н. Шипов.

В конце XIX в. по численности и активности либеральный лагерь не уступал консервативному. Организационной опорой либералов были земства, научные общества и ряд печатных изданий.

В конце 1870-х гг. наметилось сотрудничество либералов с властью. Министр внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов выступил тогда с идеей сотрудничества с либеральными кругами общества, надеясь видеть их не в оппозиции, а среди союзников по борьбе с революционным движением. В январе 1881 г. Лорис-Меликов представил Александру II проект преобразований, который сохраняя принцип неограниченной самодержавной власти, предполагал привлечь для завершения реформ и разработки законопроектов общественные силы — представителей земского и городского самоуправления.

Однако со смертью Александра II и выходом в отставку Лорис-Меликова шанс для сотрудничества либералов и власти был утерян.

Радикальное направление общественного движения объективно выражало интересы крестьян и рабочих, однако широкой социальной основы не имело. Характерной чертой этого направления была активная антиправительственная деятельность.

За отказ слепо подчиняться диктаторским устремлениям руководителя был убит студент И. И. Иванов. Полиция разгромила организацию. Сам же Нечаев бежал за границу, но вскоре был выдан швейцарскими властями как уголовный преступник.

Идеологом анархического направления был М. А. Бакунин, который считал, что крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Стихийный народный бунт уничтожит государство и заменит его обществом, основанном на самоуправлении народа.

Идеолог пропагандистского направления П. Л. Лавров полагал, что революцию следует долго и тщательно готовить. Передовая часть интеллигенции должна идти в народ и проводить необходимые разъяснения и пропаганду.

П. Н. Ткачев — идеолог заговорщического направления — утверждал, что революция должна принять форму переворота, который будет совершен узкой группой профессиональных революционеров. Они произведут захват власти и вовлекут народ в социалистическое переустройство общества.

В 1880—1890-е гг. возросло влияние либерального народничества. В отличие от революционных народников либеральные народники отвергали насильственные методы борьбы. Либеральные народники были сторонниками проведения реформ для улучшения жизни народа (уничтожение пережитков крепостничества в деревне, ликвидация помещичьего землевладения и т.д.). Они вели культурно-просветительскую работу среди населения, используя общественные организации и печатные издания. Идеологами либерального народничества были Н. К. Михайловский, B. П. Воронцов, Н. Ф. Даниельсон.

Усиление стачечной борьбы и ее массовость заставили правительство обратить внимание на рабочий вопрос. В 1882—1886 гг. последовал ряд законов, в соответствии с которыми был определен порядок найма и увольнения, упорядочены штрафы, введены обязательные расчетные книжки, запрещена работа малолетних и т.д. Были учреждены фабричные инспекции, в обязанность которых входил надзор за исполнением фабричного законодательства.

В конце 1870-х — начале 1880-х гг. среди народников начинает распространяться марксистская теория. Созданное в середине XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом философское, экономическое и политическое учение пользовалось популярностью в Европе.

Своими задачами они считали борьбу с самодержавием, организацию пролетариата и пропаганду социализма среди рабочих. Переведенные группой на русский язык марксистские работы расходились по всей России. В стране возникли первые марксистские кружки (Д. И. Благоева, Н. Е. Федосеева, М. И. Бруснева и др.).

Члены этих кружков изучали произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, пропагандировали их идеи, организовывали демонстрации, издавали газеты. В кружке Н. Е. Федосеева началась революционная деятельность В. И. Ульянова (Ленина).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Общественная жизнь России в 1860-1890-х гг. (2 урока)

1. Общественная жизнь в правление Александра II

Но в период Великих реформ ситуация коренным образом изменилась, когда России понадобилось гораздо больше образованных людей:

- земских и городских деятелей;

Такой круг образованных людей расширялся. Они часто высказывались оппозиционно в отношении правительства. С 1860-х гг. такое общество стали называть интеллигенцией. Они искали альтернативные пути развития страны и вступали в непримиримые конфликты друг с другом.

Ознакомиться с дополнительным материалом

Либеральное движение

В 1860 г. печатались:

- журнал «Вестник Европы;

- газета «Русские ведомости.

Ведущая роль в них отводилась либералам (К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин), они считали:

· Высшая ценность – человеческая личность;

· Задача государства – обеспечение необходимой свободы для реализации скрытых в ней творческих способностей.

По мнению Кавелина и Чичерина идти на политические реформы в России следовало крайне осторожно.

Именно по этой причине до начала 1880-х гг. либералы выступали против установления конституционных порядков и парламента. Считали, что реформы будут проводиться самодержавной властью

Либеральная оппозиция

· Необходимость отмены крепостного права с учётом интересов крестьян;

· О реформе бюрократической системы управления.

В это время, в условиях кризиса имперской идеологии церковная жизнь шла своим чередом.

Старец Амвросий Оптинский

2. Народничество и его эволюция

- России следовало избежать капиталистического строя;

- крестьянская община должна переродиться в социалистическую артель;

- ключевая роль в переходе страны и новым общественным отношениям должен был сыграть крестьянин.

У них была своя типография, где печатали противоправительственные прокламации – воззвания, обращения.

- крестьянской реформой 1861 г.

Планировали восстание. В 1864 г. многие участники были арестованы и организация распалась.

Ознакомиться с дополнительной информацией

Репрессивные меры усиливались после неудачного покушения на Александра II (в 1866 г. в него стрелял революционер Каракозов).

Ознакомиться с дополнительной информацией

Народничество эволюционировало. Его представители стали чётко ставить цели для уничтожения государственного порядка. П.Л. Лавров, М.А. Бакунин и П.Н. Ткачёв определяли основные принципы нового движения. Поделили народничество на три направления.

Народничество


Пропагандистское


Бунтарское


Заговорщическое


П.Л. Лавров


М.А. Бакунин


П.Н. Ткачев

- должна дать толчок к революции;

- должна улучшить положение крестьян;

- должны объяснить народу причины их невзгод.

Поддерживал анархизм – не признавал государственной власти.

За государственный переворот, осуществлённый небольшой группой заговорщиков.

Для этого нужно было идти в народ и пропагандировать, готовить народ и революции.

Интеллигенция должна идти в народ и поднять его на бунт. После уничтожения государственной власти и бюрократического аппарата следовало создать федерацию общин, волостей.

Не доверял роли народных масс в революции. Полагался только на интеллигенцию

Работали учителями в деревне, врачами

Пропаганда социалистических идеи, организовывали филиалы народных организаций

В 1877-1878 гг. – состоялся Процесс 193-х – были осуждены самые активные участники.

- свержение существующего политического строя;

- коренная перестройка всей социальной жизни страны (передача всей земли крестьянам).

Средство борьбы :

- политический терроризм (жертвами должны быть представители власти).

· 1878 г. – Вера Засулич ранила Трепова (за то, что он незаконно выпорол политического заключённого – не снял шляпы перед ним);

· 1878 г. – убит шеф жандармов Мезенцев;

· 1879 г. – харьковский генерал-губернатор Д.Н. Кропоткин.

Народничество распалось

Чёрный передел


(Плеханов, Засулич и т.д.)

Народная воля


(Желябов, Михайлов, Перовская и т.д.)

Отказ от террористических методов борьбы


Террор – единственный метод борьбы

Убийство Александра II 1 марта 1881 г.

3. Общественная жизнь России в конце XIX века

После убийства Александра II возобладали консерваторы с приходом нового царя.

Печатные органы:

Яркие консерваторы :

Возглавляли:

Восприняли идею К. Маркса – рабоче-движущая сила революции.

· отправляли нелегальную литературу в Россию.

Деятельность кружка дала толчок для создания многочисленных марксистских кружков по всей стране. Появление марксизма:

Будущее человечества – социализм, который установится в результате пролетарской революции.

Возглавил В.И. Ленин

1898 г . – в Минске собрался съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП)

- шла выработка позиций трёх идеологических групп: консерваторов, либералов, социалистов.

- разворачивалась оппозиционная деятельность: земское движение, революционное подполье, политическая эмиграция;

- общественное движение получало новые организационные формы – эволюционировало от салонов и кружков к картели.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 922 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 557 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 24-25. Общественная жизнь России в 1860-1890-х гг.

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.01.2021 4497
  • DOCX 37.9 кбайт
  • 365 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лочакова Наталия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

2. Освободительное (революционное) движение в 1861?1864 гг.

3. Революционные организации и кружки 1860-х ? начала 1870-х гг.

4. Революционное народничество 1870-х ? начала 1880-х гг.

а) Основные течения русского народничества в 1870-х гг.

5. Историография народничества.

1. Основные направления общественной мысли

В советской историографии (Э. Виленская, В. Твардовская, Н. Эйдельман, Л. Ляшенко) и в ряде современных научных работ (Н. Троицкий) при изучении истории общественного движения пореформенной России всегда преднамеренно акцентировалось внимание на развитии радикального, или революционно-демократического движения. Между тем, в этот период продолжали существовать и динамично развиваться и консервативное, и либеральное направления общественной мысли.

2) Либерально-оппозиционное направление. В рамках этого направления общественной мысли существенное место по-прежнему занимали славянофилы. В настоящее время целый ряд авторов (В. Шелохаев, Л. Ляшенко, Е. Дудзинская) опровергает сложившийся в советской историографии стереотип, что в пореформенное время наступил период заката и распада славянофильства и превращение его в исключительно реакционное направление.

На арену общественно-политической жизни России в то время выдвинулись такие видные славянофилы, как Владимир Александрович Черкасский, Александр Иванович Кошелев, Иван Сергеевич Аксаков и Юрий Федорович Самарин, которые принимали самое активное участие в подготовке и проведении крестьянской, судебной и земской реформ. В пореформенную эпоху дальнейшее развитие получила славянофильская идея созыва общероссийского всесословного законосовещательного органа — Земского собора, как истинного выразителя широкого общественного мнения. По мнению славянофилов, именно Земский собор, не ограничивая самой самодержавной власти монарха, должен был стать инструментом единения царя с народом и гарантом от любых революционных потрясений в стране. Защита славянофилами самодержавия как политического института вполне уживалась у них с острой критикой самих российских самодержцев и их политического курса. Славянофилы не отрицали возможности введения конституционного правления в России, но считали его преждевременным.

И западники, и славянофилы выступали за сохранение сильной исполнительной власти и создание в России правового государства, категорически отвергали любые насильственные методы борьбы с царским режимом и ратовали за эволюционный путь развития страны через механизм реформ.

3) Революционно-демократическое направление. 1860—1870-е гг. стали временем расцвета революционно-демократического, или радикального направления русской общественной мысли и зарождения движения революционных народников. В свое время вождь большевиков В.И. Ульянов (Ленин), проанализировав их политическую программу, писал, что отличительной особенностью революционных народников было:

а) признание капитализма регрессом и упадком в развитии общества;

б) убежденность в том, что в России отсутствуют какие-либо объективные предпосылки для становления и развития капитализма;

в) признание самобытности русского экономического строя вообще, и крестьянской поземельной общины в частности;

г) убежденность в том, что в России существуют объективные предпосылки для строительства социализма, поскольку здесь сохранилась его готовая ячейка — крестьянская поземельная община, основанная на принципах коллективизма.

В отечественной исторической науке традиционно выделяют три основных этапа в развитии революционного движения в России во второй половине XIX в.:

1) 1860-е гг. — создание революционно-демократической идеологии и первых тайных организаций радикалов;

2) 1870 — начало 1880-х гг. — окончательное оформление народнической идеологии и деятельность самых радикальных организаций революционных народников;

3) 1880?1890-е гг. — разгром движения революционных народников и становление движения либерального народничества, а также начало распространения идей марксизма и создание первых социал-демократических организаций.

2. Освободительное (революционное) движение в 1861?1864 гг.

3. Революционные организации и кружки 1860-х ? начала 1870-х гг.

Радикальное направление в русском освободительном движении середины 1860-х — начала 1870-х гг. было представлено деятельностью различных нелегальных и полулегальных кружков и организаций, среди которых обычно выделяют следующие структуры:

4. Революционное народничество 1870-х ? начала 1880-х гг.

а) Основные течения русского народничества 1870-х гг.

В начале 1870-х гг. народническая доктрина А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского была дополнена, прежде всего, по вопросам тактики рядом идей лидеров российской политической эмиграции — М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова и П.Н. Ткачева.

Из бакунинского анархизма вытекал и его специфический аполитизм, т. е. отказ от политической борьбы в пользу более радикальной социальной борьбы. Иначе говоря, М.А. Бакунин не отрицал саму политическую революцию, но растворял ее в более глобальной, социальной революции.

1) передача всей земли в руки крестьянских общин;

2) полное общинное самоуправление;

3) право наций на самоопределение;

4) провозглашение гражданских и политических прав и свобод;

5) создание производственных землевладельческих и промышленных ассоциаций.

Чисто политические цели пока в программе не значились, а средства достижения своих программных установок землевольцы разделили на две части: организаторскую, т. е. пропаганду и агитацию своих идей, и дезорганизаторскую, т. е. индивидуальный террор в отношении видных представителей государственной власти.

1 марта 1881 г. около трех часов дня группа террористов подстерегла карету Александра II на берегу Екатерининского канала в Петербурге, и Николай Рысаков бросил первую бомбу в карету царя. Она не достигла цели, ранив только несколько казаков из его сопровождения. Но затем, когда оглушенный Александр II вышел из полностью разбитой кареты и направился к раненым казакам, второй террорист Игнатий Гриневецкий бросил новую бомбу, которая смертельно ранила императора и убила самого террориста.

17 марта 1881 г. все участники цареубийства были арестованы полицией, а уже 3 апреля шесть наиболее видных террористов — Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич, Григорий Гельфман, Тимофей Михайлов и Николай Рысаков, выдавший своих подельников полиции, были повешены на Семеновском плацу в Петербурге.

5. Историография народничества

Первоначально в дореволюционной исторической науке сложилась охранительная, или государственническая концепция народничества (С. Татищев), которая совершенно справедливо расценивала террористическую деятельность революционных народников как вереницу бессмысленных злодеяний.

Затем, в пику охранительной концепции, сложилась либеральная концепция народничества, представители которой (А. Корнилов) всячески приукрашивали деятельность народников как мирных деятелей либерального толка, терроризм которых они считали вынужденной мерой, и возлагали ответственность за конфронтацию и политический террор на царское правительство.

В настоящее время в историографии народничества существует два основных подхода.

А их оппоненты (Г. Кан) вернулись на позиции охранительной концепции и крайне негативно оценивают революционную деятельность народников.

Читайте также: