Земельное законодательство советского периода кратко

Обновлено: 04.07.2024

рет Всероссийского съезда советов от 26 октября (7 ноября) 1917 г.

ния легли в дальнейшем в основу советского земельного законодатель-

ства. Так, были принятыДекретСНКот 29 декабря 1917 г. «Озапрещении

С 1922 г. началась кодификация земельного законодательства,

преследовавшая цель: «создать стройный, доступный пониманию каж-

созданием Земельного кодекса РСФСР 1922 г. В его основных поло-

жениях подтверждалось, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы

ведении она ни состояла, составляет собственность рабоче-крестьянс-

кого государства и образует единый государственный земельный фонд.

Первым общесоюзным законом, определившим правовой режим

всех категорий земель, стали Общие начала землепользования и зем-

леустройства, утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 г.

Последующие реформы 1953 г., 1965 г., принятиеПродовольствен-

ной программы1982 г. и внедрениеметодов внутрихозяйственного, арен-

дного и семейного подрядов на селе не дало ожидаемого результата.

Нужны были более радикальные изменения в правилах пользования и

владения землями в Российской Федерации. И они были проведены в

последнем десятилетии ушедшего столетия.

3. Социально-экономические предпосылки земельной реформы,

начатой в 1990 году, и правовая основа ее проведения

В сфере земельных отношений все настойчивее возникала необ-

ходимость следующих преобразований:

• придание земле легальной денежной оценки, переход к аренд-

нымотношениям сельскохозяйственных предприятий при передаче зем-

ли в долевую собственность крестьян;

• легализация Других форм частной собственности на землю;

• расширение полномочий местных органов власти в части пла-

нирования использования земли и распоряжения ею;

• разграничение федеральных государственных земель и земель

субъектов РФ, а также местного самоуправления;

• обеспечение реальной информированности общественности о

положении дел в земельном хозяйстве страны и выработка процедуры

ее участия в решении спорных вопросов относительно использования

• усиление значения экологических критериев, ограничивающих

бесконтрольное создание вредных производств и применение опас-

• повышение эффективности государственного земельного када-

стра мониторинга и контроля за правильным использованием, ох ра-

ной и улучшением земель.

Мероприятия земельной реформы нашли отражение в специаль-

ных федеральных законах России. Первый Закон «О земельной ре-

(в ред. 27 декабря).

реп лены в Земельном кодексе РСФСР, принятом Верховным Советом

РСФСР 25 апреля 1991 года. Более подробно, чем в Кодексе, вопро-

сы реформирования земельных отношений на селе решались в Законе

РСФСР ォО крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 года, Указах

Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ о порядке реор-

ганизации колхозов и совхозов, приватизации государственных сель-

скохозяйственных предприятий и в других нормативно-правовых ак-

тах этого периода земельной реформы.

С 1990 г. вышло множество Указов Президента Российской Фе-

дерации и правительственных правовых актов, направленных на конк-

ретизацию законодательных предписаний о направлениях, порядке и

правилах осуществления земельной реформы и перераспределения зе-

мель между собственниками и пользователями земельными участка-

ми. Особое место среди законодательных предписаний в реализации

земельной реформы стали занимать нормы Гражданского кодекса РФ.

Они способствовали формированию земельного рынка и реализации

сделок о перераспределении земельных участков между собственни-

ками и землепользователями, гражданами и юридическими лицами.

Разработана и утверждена Правительством РФ 26 июня 1999 г.

ォФедеральная целевая программа ォРазвитие земельной реформы в

Российской Федерации на 1999-2002 годыサ

30 октября 2001 года опубликован и вступил в юридическую силу

Земельный кодекс Российской Федерации.

Основная литература:

1. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г.

2. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г.

3. История государства и права России. Исаев Н.Г., Москва, 2002 г.

Дополнительная литература:

1. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И.

Контрольные вопросы:

1. Общая характеристика земельно-правого режима России до 1917

2. Правовое регулирование общественных земельных отношений по

советскому земельному праву.

3. Регулирование земельных общественных отношений в период про-

ведения земельной реформы.

ТЕМА№3. ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Учебные вопросы:

1. Понятие и классификация источников земельного права.

2. Конституционные основы правового регулирования земельных

3. Федеральное земельное законодательство.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

  • Раздел I. Общие положения (ст. 1 - 51)
    • Глава I. Основные положения (ст. 1 - 14)
      • Статья 1. Задачи земельного законодательства РСФСР
      • Статья 2. Земельное законодательство Союза ССР, РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР
      • Статья 3. Формы собственности на землю
      • Статья 4. Состав земель РСФСР
      • Статья 5. Отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую
      • Статья 6. Государственная собственность на землю
      • Статья 7. Собственность граждан, пожизненное наследуемое владение и аренда земельных участков
      • Статья 8. Коллективная совместная собственность на земельные участки
      • Статья 9. Коллективно-долевая собственность на земельные участки
      • Статья 10. Права сособственников при коллективно-долевой собственности на земельные участки
      • Статья 11. Приобретение земельных участков в собственность и их продажа
      • Статья 12. Бессрочное (постоянное) пользование земельными участками
      • Статья 13. Аренда земельных участков
      • Статья 14. Временное пользование земельными участками
      • Статья 15. Компетенция РСФСР в области регулирования земельных отношений
      • Статья 16. Компетенция республик, входящих в состав РСФСР, в области регулирования земельных отношений
      • Статья 17 (исключена)
      • Статья 18. Компетенция сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений
      • Статья 19. Компетенция городских Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений
      • Статья 20. Компетенция районных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений
      • Статья 21. Компетенция краевых, областных, автономных областей и автономных округов Советов народных депутатов в сфере регулирования земельных отношений
      • Статья 22. Депутатские земельные комиссии при местных Советах народных депутатов. Государственный комитет РСФСР по земельной реформе
      • Статья 23. Органы, имеющие право изъятия и предоставления земельных участков во владение, пользование, а также передачи их в собственность и аренду
      • Статья 24. Изъятие сельскохозяйственных угодий, земель, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами
      • Статья 25. Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы
      • Статья 26. Предоставление земель для нужд сельского хозяйства
      • Статья 27. Предоставление земельных участков для несельскохозяйственных нужд
      • Статья 28. Порядок предварительного согласования места размещения объекта
      • Статья 29. Рассмотрение ходатайств об изъятии и предоставлении земельных участков
      • Статья 30. Порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность
      • Статья 31. Документы, удостоверяющие право на земельный участок
      • Статья 32. Право на использование земельных участков
      • Статья 33. Обжалование решений местных Советов народных депутатов об отказе в предоставлении земельных участков гражданам
      • Статья 34. Порядок выделения предприятиями, учреждениями и организациями земельных участков для огородничества, сенокошения и выпаса скота своим работникам
      • Статья 35. Сроки рассмотрения ходатайств (заявлений) об изъятии и предоставлении земельных участков
      • Статья 36. Нормы предоставления земельных участков в собственность и пользование
      • Статья 37. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на строение и сооружение
      • Статья 38. Сохранение права на земельный участок при разрушении строения
      • Статья 39. Основания прекращения права собственности на землю, пользования земельными участками и их аренды
      • Статья 40. Прекращение права собственности граждан на земельный участок
      • Статья 41. Основания расторжения договора аренды у собственника земли
      • Статья 42. Порядок прекращения права бессрочного (постоянного) пользования земельными участками и их аренды у Советов народных депутатов при добровольном отказе от земельного участка, прекращении деятельности землевладельца, землепользователя, арендатора
      • Статья 43. Порядок прекращения права пользования служебным наделом в связи с прекращением трудовых отношений
      • Статья 44. Порядок прекращения права собственности на землю, пользования земельными участками и их аренды при нерациональном использовании, при использовании не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, при систематическом невнесении платежей за землю
      • Статья 45. Право предприятий, учреждений и организаций на проведение изыскательских работ
      • Статья 46. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, проводящих изыскательские работы
      • Статья 47. Плата за землю
      • Статья 48. Цена, ставки и порядок налогообложения за землю
      • Статья 49. Поступление платежей в бюджет
      • Статья 50. Использование платежей за землю
      • Статья 51. Льготы по взиманию платы за землю
      • Статья 52. Права собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов
      • Статья 53. Обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов
      • Статья 54. Защита прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов
      • Статья 55. Гарантии прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов
      • Глава IХ. Основные положения (ст. 56 - 57)
        • Статья 56. Земли сельскохозяйственного назначения
        • Статья 57. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения
        • Статья 58. Условия предоставления земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства
        • Статья 59. Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, являющимся членами колхозов, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий
        • Статья 60. Порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель запаса и земель государственного лесного фонда
        • Статья 61. Наследование земельного участка, находящегося в собственности граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство
        • Статья 62. Наследование права аренды земельного участка граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство
        • Статья 63. Переход прав на земельный участок при переходе права собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства
        • Статья 64. Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства
        • Статья 65. Наследование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства
        • Статья 66. Земельные участки для садоводства, огородничества и животноводства
        • Статья 67. Наследование права собственности на землю, права владения земельным участком для садоводства и животноводства
        • Статья 68. Земельные участки для огородничества, сенокошения и выпаса скота
        • Статья 69. Земли колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций
        • Глава ХIII. Земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков и сельских населенных пунктов (ст. 70 - 79)
          • Статья 70. Земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков и сельских населенных пунктов
          • Статья 71. Состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов
          • Статья 72. Городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта
          • Статья 73. Использование земель городов, поселков, сельских населенных пунктов
          • Статья 74. Обязанности по благоустройству земельных участков в городах, поселках, сельских населенных пунктах
          • Статья 75. Земли городской, поселковой, сельской застройки
          • Статья 76. Земли общего пользования
          • Статья 77. Земли сельскохозяйственного использования и другие угодья
          • Статья 78. Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения
          • Статья 79. Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения
          • Статья 80. Земельные участки для дачного, гаражного и жилищного строительства
          • Статья 81. Использование земельных участков, предоставленных для жилищного, гаражного строительства и ведения предпринимательской деятельности
          • Статья 82. Наследование права владения земельным участком для дачного, гаражного строительства и ведения предпринимательской деятельности
          • Статья 83. Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения
          • Статья 84. Предоставление несельскохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями земель для сельскохозяйственных целей
          • Статья 85. Служебные земельные наделы
          • Статья 86. Условия предоставления служебных земельных наделов
          • Статья 87. Сохранение права на служебный земельный надел
          • Статья 88. Земли для нужд обороны
          • Статья 89. Земли природоохранного назначения
          • Статья 90. Земли природно-заповедного назначения
          • Статья 91. Земли оздоровительного назначения
          • Статья 92. Земли рекреационного назначения
          • Статья 93. Земли историко-культурного назначения
          • Статья 94. Земли лесного фонда
          • Статья 95. Земли водного фонда
          • Статья 96. Земли запаса
          • Статья 97. Убытки, причиненные изъятием (выкупом) или временным занятием земель, а также ограничением прав собствен- ников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов
          • Статья 98. Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства
          • Статья 99. Использование средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства
          • Статья 100. Цели, задачи охраны земель
          • Статья 101. Содержание охраны земель
          • Статья 102. Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ в почве
          • Статья 103. Экологические и санитарно-гигиенические требования к размещению, проектированию и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель
          • Статья 104. Охрана ценных сельскохозяйственных угодий
          • Статья 105. Экономическое стимулирование собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за рациональное использование и охрану земель
          • Статья 106. Виды экономического стимулирования рационального использования и охраны земель
          • Статья 107. Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель
          • Статья 108. Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель
          • Статья 109. Мониторинг земель
          • Статья 112. Назначение землеустройства
          • Статья 113. Содержание землеустройства
          • Статья 114. Организация и порядок проведения землеустройства
          • Статья 115. Органы, имеющие право разрешать земельные споры
          • Статья 116. Компетенция сельского, поселкового и городского Советов народных депутатов по разрешению земельных споров
          • Статья 117. Компетенция районного Совета народных депутатов по разрешению земельных споров
          • Статья 118. Компетенция краевого, областного, автономной области, автономного округа Советов народных депутатов по разрешению земельных споров
          • Статья 119. Разрешение земельных споров между предприятиями, учреждениями, организациями, земли которых расположены на территориях разных республик, входящих в состав РСФСР, краев, областей, автономных областей, автономных округов
          • Статья 120. Судебный порядок разрешения земельных споров
          • Статья 121. Порядок рассмотрения земельных споров местными Советами народных депутатов
          • Статья 122. Рассмотрение земельных споров в арбитражном суде
          • Статья 123. Разрешение имущественных споров, связанных с земельными отношениями
          • Статья 124. Недействительность сделок по поводу земли
          • Статья 125. Административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства
          • Статья 126. Возмещение убытков и вреда, причиненных нарушением земельного законодательства
          • Статья 127. Международные договоры

          Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.

          С изменениями и дополнениями от:

          28 апреля 1993 г.

          ГАРАНТ:

          См. постановление ВС РСФСР от 25 апреля 1991 г. N 1103/1-1 "О введении в действие Земельного кодекса РСФСР"

          В настоящее время право собственности и другие вещные права на землю регулируются Гражданским Кодексом РФ

          Раздел ХI
          Государственный земельный кадастр

          Статья 110. Содержание и назначение государственного земельного кадастра

          Государственный земельный кадастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель.

          Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.

          Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследований и изысканий.

          Статья 111. Порядок ведения государственного земельного кадастра

          Государственный земельный кадастр ведется Государственным комитетом РСФСР по земельной реформе и его органами на местах по единой для всей республики системе за счет средств республиканского бюджета.

          Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается Советом Министров РСФСР.

          История земельного права насчитывает не одно столетие. Система земельного права начинает формироваться одновременно с установлением государственности на Руси. Уже в первые годы создания государства российского принимались различные приказы, указы, распоряжения, касавшиеся вопросов владения и распоряжения землей и природными ресурсами. Однако в течение длительного времени не было единой системы земельного законодательства, нормы содержались во множестве нормативно-правовых документов, не предпринимались какие-либо действия к их обобщению и систематизации. Только в середине XIX в. начинается процесс реформирования земельных правоотношений, создаются предпосылки выделения земельного права в отдельную отрасль, которая с этого периода находится в непрерывном развитии.

          Этапы развития отечественного земельного права

          Анализ различных исторических фактов и нормативно-правовых документов позволяет выделить следующие этапы развития российского земельного права:

          • Период разобщенного правового регулирования – с момента появления отдельных нормативно-правовых норм в различных законодательных актах вплоть до 1861 г.;
          • Крестьянская реформа 1861 г.;
          • Столыпинская земельная реформа (1906-1911 гг.);
          • Советский период (1917-1990 гг.);
          • Период становления государственности Российской Федерации (1991-1993 гг.);
          • Современный этап развития земельного законодательства (начиная с 1993 г.).

          Таким образом, можно проследить динамику развития правоотношений по вопросам регулирования земельных отношений. Каждый из этапов отражает специфику своего времени, но в тоже время формирует определенные предпосылки для развития данной отрасли в будущем.

          Земельные правоотношения в дореволюционной России

          Реформы Ивана Грозного

          Первой аграрной реформой на Руси считается реформа, проведенная Иваном Грозным в 1551-1556 гг. С целью увеличения денежных средств в казне, подчинения бояр и удельных князей великому князю московскому и всея Руси, появления новой системы землепользования – государственной поместной системы, был проведен ряд реформ.

          Реформы Петра I

          Земельные реформы XIX-XX вв.

          Реформа 1861 г.

          В начале XX в. была проведена вторая реформа сельского хозяйства и землепользования в России, которая стала именоваться по имени премьер- министра того времени П.А. Столыпина. Эта реформа, не затрагивая существенно статус помещичьих земель, предусматривала изменения в правовом положении крестьян и способов землевладения.

          Земельное законодательство советского периода

          Развитие земельного законодательства, социально-экономические предпосылки земельной реформы, начатой в 90 гг. XX в., правовые основания ее проведения

          Анализируя предпосылки проведения земельной реформы, начатой в 1990 г., и правовые основания ее реализации, следует отметить, что в сфере земельных отношений того периода в России назрела необходимость следующих преобразований:

          • легальная оценка земли (в денежной форме), переход к арендным отношениям сельскохозяйственных предприятий при передаче земли в долевую собственность крестьян;
          • легализация различных форм частной собственности на землю;
          • расширение полномочий местных органов власти в части планирования использования земли и распоряжения ею;
          • разграничение федеральных государственных земель и земель субъектов РФ, а также местного самоуправления;
          • обеспечение информированности общественности о положении дел в земельном хозяйстве страны и выработка процедуры ее (общественности) участия в решении спорных вопросов относительно использования земли;
          • разработка экологических критериев, ограничивающих бесконтрольное создание вредных производств и применение опасных технологий;
          • повышение эффективности государственного земельного кадастра мониторинга и контроля за правильным использованием, охраной и улучшением земель.

          Аграрная реформа в России позволила развиваться крестьянским (фермерским) хозяйствам, был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы земельных отношений, введена плата за землю. Наряду с крестьянско-фермерскими хозяйствами создано значительное количество личных подсобных хозяйств, которые, в отличие от КФХ, не надо регистрировать (производимая и реализуемая ими продукция не подлежит налогообложению в связи с тем, что урожай выращивается для собственного потребления и излишки можно реализовать через торговые сети или на рынке).

          Развитие земельного законодательства в России на современном этапе

          Земельный кодекс РФ был принят 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (с изм. и доп. от 03.07.2016 г.). Он является основным документом, определяющим земельные отношения в России. В Кодексе определены правила владения землей, арендные отношения, охрана и использование земли.

          В Земельном кодексе РФ рассматриваются такие понятия как:

          • охрана земли;
          • сельское и лесное хозяйство;
          • нанесение ущерба окружающей среде;
          • возникновение и прекращение права владения землей;
          • оценка, мониторинг и землеустройство.

          Земельные отношения в России регламентированы и иными нормативно-правовыми актами, которые дополняют и уточняют отдельные статьи Кодекса.

          Автор статьи

          Кузнецов Федор Николаевич

          Кузнецов Федор Николаевич

          Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

          ____________________________________________
          Фактически утратило силу. См. Земельный кодекс Российской Федерации
          ____________________________________________

          Настоящие Основы регулируют земельные отношения и направлены на создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех форм хозяйствования.

          Раздел I. Общие положения

          Статья 1. Земельное законодательство Союза ССР,
          союзных и автономных республик

          Земельные отношения в СССР регулируются настоящими Основами и издаваемым в соответствии с ними другим законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

          Горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

          Статья 2. Состав земель СССР

          В соответствии с целевым назначением все земли СССР подразделяются на:

          1) земли сельскохозяйственного назначения;

          2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов);

          3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

          4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

          5) земли лесного фонда;

          6) земли водного фонда;

          В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп законодательством союзных и автономных республик может быть установлен особый режим использования указанных категорий земель.

          Статья 3. Земля - народное достояние

          Земля является достоянием народов, проживающих на данной территории.

          Каждый гражданин СССР имеет право на земельный участок, условия и порядок предоставления которого определяются настоящими Основами, законодательством союзных и автономных республик.

          Статья 4. Правомочия Советов народных депутатов
          по распоряжению землей

          Советы народных депутатов предоставляют земельные участки во владение и пользование гражданам СССР, колхозам, совхозам и другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, установленных законодательством,- иным организациям и лицам.

          Советы народных депутатов изымают земельные участки в соответствии с настоящими Основами, законодательством союзных и автономных республик.

          Предоставление и изъятие земель в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, могут быть произведены по результатам референдума среди этих народов и этнических групп с согласия соответствующих Советов народных депутатов.

          Статья 5. Владение землей

          В пожизненное наследуемое владение земля предоставляется гражданам СССР для нужд, предусмотренных статьей 20 настоящих Основ.

          Предельные размеры предоставляемых земельных участков определяются законодательством союзных и автономных республик.

          В постоянное владение земля предоставляется колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям для ведения сельского и лесного хозяйства.

          Статья 6. Пользование землей

          В постоянное или временное пользование земля предоставляется:

          гражданам СССР для целей, указанных в статьях 21, 22 настоящих Основ;

          промышленным, транспортным и другим несельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям;

          для нужд обороны организациям, указанным в статье 31 настоящих Основ;

          совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием советских и иностранных юридических лиц.

          Сроки временного пользования землей устанавливаются законодательством союзных и автономных республик.

          В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик, земля предоставляется в пользование иным организациям и лицам.

          Статья 7. Аренда земли

          Во временное пользование на условиях аренды земля предоставляется гражданам СССР, колхозам, совхозам и другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием советских и иностранных юридических лиц, а также иностранным государствам, международным организациям, иностранным юридическим лицам и гражданам.

          Арендодателями земли являются соответствующие Советы народных депутатов.

          Условия аренды определяются по соглашению сторон и закрепляются в договоре. Арендатор имеет преимущественное право возобновления договора на аренду земли по истечении срока его действия.

          Арендованные участки земель сельскохозяйственного назначения по согласованию сторон могут передаваться во владение арендатору.

          Колхозы, совхозы, другие государственные и кооперативные сельскохозяйственные предприятия могут закреплять землю за отдельными работниками и арендными коллективами в порядке внутрихозяйственного землеустройства.

          Отношения по аренде земли регулируются настоящими Основами, Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, законодательством союзных и автономных республик.

          Статья 8. Предоставление земель

          Предоставление земельных участков во владение и пользование осуществляется в порядке отвода.

          Предоставление земельного участка, находящегося во владении или пользовании, другому землевладельцу или землепользователю производится только после изъятия этого участка в порядке, предусмотренном статьями 11, 24 настоящих Основ.

          Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться прежде всего для сельскохозяйственных целей.

          Право владения и право постоянного пользования землей удостоверяется Государственным актом.

          Форма Государственного акта, порядок его регистрации и выдачи определяются законодательством союзных республик. Форма и порядок регистрации договоров на аренду земли и других договоров на временное пользование землей определяются законодательством союзных и автономных республик.

          Статья 9. Прекращение права владения и права пользования землей

          Право владения и право пользования всем земельным участком или его частью прекращается Советом народных депутатов в случаях:

          1) добровольного отказа от земельного участка;

          2) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;

          3) прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского хозяйства;

          4) использования земли не по целевому назначению;

          5) прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, если иное не установлено законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик;

          6) нерационального использования земельного участка, выражающегося для земель сельскохозяйственного назначения в уровне урожайности ниже нормативного (по кадастровой оценке);

          7) использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;

          8) систематического невнесения земельного налога в течение сроков, установленных законодательством союзных и автономных республик, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды;

          9) неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, и двух лет - для несельскохозяйственного производства;

          10) изъятия земель в случаях, предусмотренных настоящими Основами.

          Пункты 6 и 9 части первой настоящей статьи не распространяются на право владения землей граждан, ведущих крестьянское хозяйство, в течение трех лет с момента предоставления земельного участка.

          Право пользования арендованной землей прекращается также при расторжении договора аренды земли в случаях, предусмотренных Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде.

          Законодательством союзных и автономных республик могут быть предусмотрены и другие случаи прекращения права владения, права пользования землей и аренды земли.

          Статья 10. Переход права владения и права пользования земельным участком

          При переходе права собственности на строение и сооружение вместе с этими объектами переходит и право владения или право пользования земельным участком в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством союзных и автономных республик.

          Статья 11. Изъятие земель

          Изъятие земель для государственных и общественных нужд производится по решению соответствующего Совета народных депутатов при согласии землевладельца или по согласованию с землепользователем в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

          Изъятие сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд может быть допущено лишь в исключительных случаях в соответствии с законодательством союзных и автономных республик.

          При несогласии землевладельца или землепользователя решение Совета народных депутатов может быть обжаловано в судебном порядке.

          Изъятие особо ценных продуктивных земель, определенных в соответствии с уровнем кадастровой оценки для данного региона, а также земель, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами, не допускается. Перечень таких земель устанавливается законодательством союзных и автономных республик.

          Изъятие земель пригородных и зеленых зон, опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, лесов первой группы для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях в порядке, устанавливаемом законодательством союзных и автономных республик.

          Предприятия, учреждения и организации, заинтересованные в изъятии земельных участков, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с землевладельцами и землепользователями, а также с местными Советами народных депутатов место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом обеспечения комплексного развития территории. Финансирование проектных работ до предварительного согласования не допускается.

          Изъятие земель у колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий для предоставления их гражданам СССР и сельскохозяйственным кооперативам осуществляется районным, городским Советом народных депутатов в случаях и порядке, установленных настоящими Основами, законодательством союзных и автономных республик.

          Статья 12. Земельный налог и арендная плата за землю

          Землевладение и землепользование в СССР являются платными. Плата за землю взимается в формах земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от качества и местоположения земельного участка.

          Порядок и ставки налогообложения устанавливаются законодательством союзных и автономных республик. Арендатор выплачивает арендную плату, размер которой устанавливается по соглашению сторон в порядке и пределах, определяемых законодательством союзных и автономных республик.

          Плата за земли лесного фонда взимается в составе платы за пользование лесами.

          Платежи за землю поступают в бюджеты местных Советов народных депутатов, могут частично централизоваться в бюджетах союзных и автономных республик и направляются в первую очередь на охрану земель, повышение их качества, на материальное стимулирование землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, за осуществление этих мероприятий, а также на землеустройство и социальное развитие территории.

          В законодательстве союзных и автономных республик могут быть предусмотрены льготы по взиманию платы за землю: полное или частичное освобождение на определенный срок, отсрочка выплаты, понижение ставки земельного налога.

          От платы за землю освобождаются заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады, а также предприятия, учреждения, организации, коллективы и граждане, получившие во владение или пользование нарушенные или малопродуктивные земли. В порядке, устанавливаемом законодательством союзных и автономных республик, по решению Советов народных депутатов от платы могут освобождаться заказники, опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного профиля, учреждения культуры, образования, здравоохранения, а также предприятия, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, другие предприятия, учреждения и организации, граждане СССР.

          Читайте также: