С и гессен мое жизнеописание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Поиск

Усть-Сысольск, Вологодская губерния

Гейдельбергский университет (Германия)

ГЕССЕН Сергей Иосифович (16 /28/ августа 1887, Усть-Сысольск Вологодской губернии – 2 мая 1950, Лодзь, Польша) – философ и педагог, исправляющий должность ординарного профессора кафедры философии и логики Томского государственного университета.

Содержание

Семья

Сын ссыльного студента юридического факультета Санкт-Петербургского университета, впоследствии одного из лидеров кадетов, адвоката и публициста, депутата 2-й Государственной думы, редактора газет “Право” и “Речь”, белоэмигранта, издателя “Архива русской революции” Иосифа Владимировича Гессена (1865–1943). Мать – Анна Ивановна, дочь хозяина квартиры, где жил во время ссылки И.В. Гессен. Сводными братьями С.И. Гессена (по отцу) были журналист и публицист, сотрудник редакции газеты “Новое русское слово” Владимир Иосифович Гессен (1901–1982); переводчик Георгий Иосифович Гессен (1902–1971). С.И. Гессен был женат (до 1936) на Нине Лазаревне Минор, она погибла в нацистском концлагере в годы Великой Отечественной войны. Сын Евгений (1910–1945), поэт, член содружества молодых поэтов “Скит”, погиб в Освенциме. Сын Дмитрий (1916–2001), польский славист.

Студенческие годы

С.И. Гессен окончил 1-ю Санкт-Петербургскую гимназию (1905) и поступил на философское отделение Гейдельберского университета (Германия). В 1906–1909 гг. учился в Оренбурге (Бавария). Участвовал в семинарах профессоров Ф. Майнеке (новейшая история), Г. Шульце-Геверниц (политическая экономия), И. Кона (философия и психология). В 1908 г. занимался в кружке под руководством профессора Г. Риккерта и закончил работу “Об индивидуальной причинности”. В марте 1909 г. получил степень доктора с отличием.

Санкт-Петербургский период деятельности

После возвращения в Россию участвовал в работе Философского общества вместе с Ф. Степуном, А. Введенским, Н. Лосским, И. Лапшиным, С. Франком, Л. Габриловичем. Редактировал философский журнал “Логос”. Весной 1910 г. был допущен к магистерскому экзамену на историко-философском факультете Санкт-Петербургского университета. В 1910–1914 гг. выезжал с научной целью во Фрейбург и Швейцарию. Писал рецензии для “Логоса” и сборника “Новые идеи в философии”, издал книгу Г. Риккерта “Наука природы и наука культуры”. В 1913 г. сдал магистерский экзамен. В 1914 г. начал преподавательскую деятельность в качестве приват-доцента Санкт-Петербургского университета. Начало Первой мировой войны застало его вместе с семьей в Гейдельберге. С.И. Гессен был интернирован, но с помощью М. Вебера получил разрешение на выезд в Швецию. Он продолжил преподавание в Петроградском университете и женской гимназии М.Н. Стоюниной, в мужских и женских классах Петер-Муле при лютеранском приходе. Читал логику, психологию, педагогику, историю педагогики, работал над книгой по философии И. Канта. Хотя С.И. Гессен и порвал с марксизмом, но был, по его словам, на стороне социал-демократической группировки Г.В. Плеханова (“Единство”), написал брошюру “Свобода и дисциплина” и имел встречу с Плехановым.

В Томске

Летом 1917 г. С.И. Гессен был приглашен для работы в Томский университет в качестве профессора кафедры философии и логики на историко-филологическом факультете. 6 ноября 1917 г. С.И. Гессен прочел при переполненной студентами аудитории первую лекцию, посвященную науке.

С 20 октября 1919 г. – исполняющий обязанности декана факультета. Преподавал курсы: “Логика”, “Основы теоретической философии (логика и теория знания)”, “История греческой философии”, “Введение в философию нравственности и права”, “Этика и философия права”, “Философия Канта”, “Основы педагогики”. Вел просеминарий по философии (гносеология и этика Канта). Его лекции собирали большую аудиторию и пользовались популярностью. Кроме студентов-историков и филологов, его слушали юристы и медики, учителя Томска. С.И. Гессен вел также семинарские занятия, читал лекции по педагогике на учительских курсах, в Учительском университете. В сентябре 1919 г. выступил с проектом открытия при Томском университете педагогического института.

Томск, по словам С.И. Гессена, оставил неизгладимый след в его научном развитии. Изданные им в эмиграции “Основы педагогики” (Берлин, 1923) были детальной разработкой конспекта лекций, читанных в Томске. Там же С.И. Гессен изучал труды Аристотеля, Галилея и теорию относительности Эйнштейна, выступил с докладом в Обществе физиков при Томском университете и имел беседы с будущим академиком В.Д. Кузнецовым. В этот же период С.И. Гессен развил и обосновал концепцию так называемого “демократического социализма” как четвертого этапа в развитии современного государства: абсолютизм; либерализм; новый или демократический либерализм; социализм, реализующий во всей полноте идеи прав человека и его свободу. Летом 1921 г. С.И. Гессен командируется в Москву и Петроград для подбора недостающих кадров преподавателей для историко-филологического факультета, а также пополнения библиотек и лабораторий учебными пособиями.

В Петрограде

В конце 1921 г. С.И. Гессен был избран на кафедру педагогики историко-филологического факультета Петроградского университета. Он преподавал также курс “Введение в философию” в Педагогическом институте им. А.И. Герцена. Вскоре С.И. Гессен эмигрировал.

В эмиграции

Сначала С.И. Гессен оказался в Финляндии, затем в Германии, Чехословакии и с 1934 г. в Польше. Преподавал и занимался научной работой. В Берлине С.И. Гессен был профессором Русского научного института, редактировал журнал “Русская школа за рубежом”. Основная часть его работ написана в эмиграции. С.И. Гессен – оригинальный и всесторонний мыслитель. Он создатель концепции “трансцендентально-диалектического онтологизма, или метода полноты”, синтезирующего монизм с плюрализмом и стремящегося к воссозданию в познании утраченного всеединства объекта.

Оценка деятельности

По словам В.В. Зеньковского, С.И. Гессен – “самый яркий и философски наиболее одаренный” представитель трансцендентализма, философ, который “яснее и острее других выразил позицию трансцендентализма в сфере антропологии”. Трансцендентализм С.И. Гессена “своеобразно уживался с методами метафизики. Он задержался на пороге метафизического мышления”.

С 1917 по 1921 год заведовал кафедрой педагогики на историко-филологическом факультете Томского государственного университета, в 1921 году вернулся в Петроград.

В 1922 году эмигрировал в Прагу. С 1935 года преподавал в Варшаве, а после войны — в Лодзи, где был профессором истории педагогики Университета Лодзи.

На основе данного понимания личности Гессен создаёт собственную философию образования. Свобода — это основа взаимоотношений учителя и ученика и предполагает не выбор между наличными путями, а созидание нового пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода. Поэтому в образовании дисциплина реализуется через свободу, а свобода через закон долга. Задача обучения состоит в таком овладении методом, который открывает возможность его самостоятельного применения. Преподавание не должно сводиться к трансляции фактологических знаний, сказанное всегда должно указывать на нечто большее, на другое ещё не высказанное знание. Цель образования в приобщении личности к культурным ценностям, открывающим новые возможности её самореализации. В ряде работ Гессен также рассматривал проблемы нравственной философии, теории права, закономерности общественного развития.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 518.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 132.

Сочинения: Монизм и плюрализм в систематике понятий // Труды Русского Народного университета в Праге. 1928. Т. 1; Философия наказания//Логос. 1912-1913. Кн. 1-2; Мое жизнеописание // Вопросы философии, 1994. № 7-8; Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995; Избр. соч. М., 1998,

Литература: Зеньковский В. В. С. И. Гессен как философ // Новый журнал. Нью-Йорк. 1951. № 25; Сапов В. В. Сергей Гессен - русский философ // Вестник Российской Академии наук. 1993. № 6; Жуков В. Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М., 2013.

Далее читайте:

Сочинения:

Философия наказания. М., 1913; Свобода и дисциплина. Пг, 1917;

Проблемы правового социализма. — Там же, 1925, кн. 23; Евразийство. —Там же, 1925, кн. 25;

Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

Литература:

Жуков В. Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М., 2013.

В Петербурге я сделал доклад в Философском обществе при универси — тете и участвовал в его собраниях. Благодаря этому я ближе узнал петер — бургских философов старшего поколения — А. Введенского, Н. О. Лосско — го и И. Лапшина, С. Франка, Л. Габриловича, моих будущих коллег и друзей. В этом же году при моем у частии в Петербу рге было создано общест — во друзей философии, которое собрало все молодые философские силы (Н. В. и Д. Болдыревы, А. Вейдеман и другие, в среде которых была весь — ма популярна так называемая Марбургская школа). Доклады и дискуссии во время заседаний помогли мне в изучении этого неокантианского тече — ния. Я завязал сердечную дружбу с членом общества В. Е. Сеземаном, с ко — торым затем вместе готовился к магистерскому экзамену.

В Москве я прочел доклад в философском кружке, собравшемся вокруг

М. К. Морозовой, и стал действительным членом редколлегии издательства

Весной 1910 г. я был допущен к магистерскому экзамену на историко-фи — лософском факультете Петербургского университета, под условием сдачи экзаменов по древней и средневековой истории, аналитической геометрии и физике. Побеседовав с моими будущими, весьма многочисленными, экза — менаторами и условившись с ними, особенно с экзаменатором по филосо — фии А. Введенским, о темах, которые я должен был приготовить, о деталь- ной программе, которую я должен был представить через год, я отплыл пароходом в Марбург, чтобы провести там летний семестр. Я встретился там с женой, заранее приехавшей туда с нашим сыном Евгением. Програм — ма подготовки к магистерскому экзамену требовала трех лет напряженной работы. Кроме вышеупомянутых предметов и экзаменов по философии, ло — гике, метафизике, психологии, этике и истории философии, в эту программу были включены также экзамены по латинскому и греческому языкам.

К сожалению, и позднее я точно так же не завершил других работ, среди которых была книга по философии Канта; они отняли у меня много вре — мени и стоили большого труда.

Это были годы тесной дружбы с Ф. А. Степуном и Б. А. Кистяковским, жив — шими в Москве, с В. Сеземаном и Н. Болдыревым, которые жили в Петер- бурге. Среди новых знакомых вспомню супругов Мережковских и В. Иванова, у которого я часто бывал в Петербурге, а также семейство Р. Б. и Н. В. Шас — кольских, с которыми я познакомился во Фрейбурге. С Р. Б. Шаскольским я поддерживал тесную дружбу до самой его смерти в 1917 г., а с Наде- ждой Владимировной Шаскольской-Брюлловой — вплоть до моего бегст — ва из Петербурга в Финляндию в декабре 1921 г. Во Фрейбурге же летом

1911 г. я встретил Ольгу Александровну Шор, дружба с которой стала в даль — нейшем одним из важнейших событий моей внутренней жизни. Дружба эта не раз граничила с большой любовью, которая, как мне казалось, была вза- имной. Однако я упустил все возможности, откладывая решение до более удобной, как я тогда думал, минуты, и, отчасти по своей нерешительности, а частью также из-за обычного своего легкомысленного оптимизма, полагал, что в будущем случится что-то такое, что облегчит мой развод с женой, которой, так же как и детей, я не решался оставить. О. А. Шор, с которой я посещал лекции математики, основательно помогала мне в подготовке к магистерскому экзамену. Беседы с ней не только углубили мой образ мыслей, склонный к банальным конструкциям, но в определенном смысле расширили мой интеллектуальный кругозор, да и все мое миропонимание. Если я никогда больше не увижу ее, то все же хотел бы, чтобы она узнала, что я до конца моих дней сохранил к ней чувство глубокой признательно- сти, которое сопровождалось сознанием утраты огромных возможностей.

V. Начало преподавания

В конце 1912 г. я сдал все подготовительные экзамены, а в 1913 г. присту — пил к магистерскому экзамену, который в конце того же года сдал не наи — лучшим образом.

В ноябре 1913 г. прошла моя первая пробная лекция на факультете, а в летнем семестре 1914 г. я начал свою преподавательскую деятельность в качестве приват-доцента. Первая лекция, посвященная ригоризму кантов — ской этики, прошла весьма слабо.

Несмотря на это, образовалась группа студентов (среди них мой буду — щий друг Г. Д. Гурвич, позднее значительно меня превзошедший и своими трудами, и популярностью), которые весьма прилежно посещали мой се — минар по философии Фихте.

Читайте также: