Арабы в сицилии кратко

Обновлено: 05.07.2024


Сицилийский эмират (ар.إمارة صقلية Imaratu Saqqaliyya) — мусульманское государство, существовавшее на острове Сицилия с 965 по 1072 год [1] .

Содержание

История Сицилии до установления эмирата

С 535 года Сицилия была провинцией Византийской империи, основным языком острова снова стал греческий после пятивекового ослабления своих позиций на острове. Власть Византии постепенно ослабевала, и в 652 году на остров впервые вторглись арабские войска халифа Усмана. Войска не ставили целью колонизацию острова и вскоре оставили его. Однако к концу VII века арабы уже завоевали всю Северную Африку. Используя порт Карфагена как базу и построив там корабли, они могли постоянно угрожать Сицилии.

Около 700 года арабы захватили соседний остров Пантеллерия, и лишь внутренние распри помешали им сразу напасть на Сицилию. С Византией были заключены торговые соглашения, и арабские купцы стали торговать в сицилийских портах, что не предотвратило новых нападений на остров в 703, 728, 729, 730, 731, 733 и 734 годах, причём последние два натолкнулись на византийское сопротивление.

В 740 арабы напали на Сицилию с целью завоевания острова. Их военачальник Хабиб, участник нападении 728 года, сумел захватить Сиракузы. Однако в Африке восстали берберы, что вынудило арабов вернуться в Тунис. В 752 арабы напали лишь с целью взятия Сиракуз.

Мятеж Эвфемия

В 826 году Эвфемий, командующий византийским флотом на Сицилии, вынудил монахиню выйти за него замуж. Император Михаил II Травл приказал другому военачальнику, Константину, разорвать брак и отрезать Эвфемию нос. Эвфемий поднял восстание, убил Константина и занял Сиракузы. Затем он потерпел поражение и бежал в Северную Африку [1] , где предложил свои услуги по завоеванию острова аглабидским эмирам, династии, формально подчинявшейся халифату, в обмен на безопасность и должность военачальника. Аглабиды послали на завоевание острова мусульманскую армию, которой командовал семидесятилетний кадий Асад ибн аль-Фурат. Армия включала около 10 тысяч пехотинцев, 700 всадников и размещалась на 100 кораблях. Была достигнута договорённость, что Эвфемий станет правителем Сицилии и будет платить ежегодную дань Аглабидам. После высадки войска в Мадзара-дель-Валло к нему присоединились верные Эвфемию войска. Первое сражение состоялось 15 июля 827 года около Мадзары и закончилось победой мусульманской армии.

Затем Асад завоевал южное побережье острова и взял Сиракузы в осаду. После года осады, пережив мятеж, его войска смогли победить большое войско, посланное из Палермо и поддержанное венецианским флотом дожа Джустиниано Партечипацио. Затем, однако, мусульманская армия сильно пострадала от эпидемии чумы, от которой, в частности, умер Асад, и была вынуждена отойти в Минео. Перейдя в наступление, они попытались и не смогли взять крепость Кастроджованни, где погиб Эвфемий, и вернулись в Мадзару.

Арабам потребовалось ещё более ста лет, чтобы полностью завоевать остров. В 902 была взята Таормина, и к 965 мусульмане контролировали всю Сицилию [1] .

Эмират



Сицилией сначала правила суннитская династия Аглабидов из Туниса, затем шиитская династия Фатимидов из Египта. Во время смены династий Византии удалось на несколько лет захватить восточную часть острова.

В 948 году фатимидский калиф Исмаил аль-Мансур назначил Хасана аль-Кальби эмиром Сицилии (948—964). Последний смог победить византийцев и основал династию Кальбитов. Кальбиты нападали на Южную Италию вплоть до прекращения существования эмирата в XI веке. В 982 году войско императора Священной Римской империи Оттона II потерпело поражение от мусульман около Кротоне в Калабрии.

Период упадка эмирата начался с правления эмира Юсуфа аль-Кальби (990—998). При Аль-Акхале (1017—1037) обострились династические распри, так что часть правящей семьи вступала в союз с Византией и берберской династией Зиридов. К началу правления эмира Хасана ас-Самсама (1040—1053) эмират фактически распался на враждовавшие между собой крохотные княжества.

Арабы провели на Сицилии земельную реформу, которая увеличила производительность и стимулировала развитие малых хозяйств, в противоположность существовавших со времён Римской империи больших плантаций. Они также улучшили систему ирригации и начали культивировать апельсин, лимон, миндаль и сахарный тростник. Городской план Палермо в общих чертах сохраняется с арабских времён, а собор стоит на месте бывшей мечети. Дворец эмира располагался в пригороде Палермо, Аль-Халиса (Кальса). Посетивший Палермо странствующий поэт Ибн Джубайр рассказывал, что город чрезвычайно богат и красив.

Население

Население Сицилии, завоёванное мусульманами, в основном было христианским и говорило на греческом языке. Было также существенное число евреев. В Сицилийском эмирате действовала свобода вероисповедания, но немусульмане рассматривались как зимми и были поражены в гражданских правах: им было запрещено носить оружие, ездить верхом на лошадях и надевать сёдла на мулов и ослов, строить дома выше, чем у мусульман, использовать арабские имена. Их дома должны были быть помечены специальными знаками, и они должны были носить одежду, отличавшую их от мусульман [2] . Зимми должны были платить два вида специальных налогов, подушный (джизья) и поземельный (харадж). Дискриминации можно было избежать путём перехода в ислам, что и происходило в больших количествах. Однако к концу существования эмирата всё ещё существовали значительные немусульманские общины, особенно на северо-востоке острова. Это способствовало норманскому завоеванию и падению эмирата [3] .

Упадок эмирата

С ростом внутридинастических распрей Сицилийский эмират стал распадаться на мелкие образования [1] . В XI веке различные правители Южной Италии, которым мусульмане постоянно угрожали своими набегами, начали прибегать к помощи норманских наёмников. В результате именно норманны под предводительством Рожера I завоевали Сицилию, прекратив существование эмирата. В 1060 году норманн Роберт Гвискар вторгся на Сицилию, которая в этот момент была поделена на три примерно равных по силе и размеру эмирата. Христианское население приветствовало норманнов. Рожер I, захватив предварительно Апулию и Калабрию, с армией из 700 рыцарей завоевал Мессину. В 1068 году он нанёс поражение мусульманам при Мизильмери, а после ключевой битвы за Палермо Сицилия практически полностью перешла под контроль норманнов. Завоевав остров, норманны сместили эмира Юсуфа ибн-Абдаллу.

Отдельные области Сицилии ещё некоторое время находились под властью мусульманских правителей. Так, Энна (Каср-Ианни) управлялась эмиром Ибн аль-Хавасом в течение многих лет. Его преемник, Ибн-Хамуд, в 1087 году сдался норманнам и перешёл в христианство. Вместе со своей семьёй, он получил дворянское достоинство и поместье в Калабрии, где и закончил свои дни. В 1091 году последние мусульманские города, Бутера и Ното, а также Мальта, сдались христианам, на чём Сицилийский эмират формально прекратил своё существование.

После падения эмирата



Норманское Королевство Сицилия отличалось религиозной толерантностью [4] . Арабский в течение как минимум века оставался одним из государственных языков, его следы сохраняются в современном сицилийском языке. Большинство памятников архитектуры норманнского периода (собор Монреале, собор Палермо, Марторана, Палатинская капелла, Сан-Джованни-дельи-Эремити, Сан-Джованни-дель-Леббрози, Норманнский дворец в Палермо, загородные дворцы Куба и Циза) содержат многочисленные черты арабских архитектуры и прикладного искусства.

Внук Рожера II Фридрих II Гогенштауфен (1215—1250) разрешил мусульманам селиться на материке и строить мечети. Они могли служить в армии, и даже среди телохранителей Фридриха были мусульмане.

Вместе с тем, под давлением римских пап, Фридрих предпринял и ряд репрессивных мер против ислама. Это вызвало восстания сицилийских мусульман, которые, в свою очередь, были подавлены. Фридрих II приказал переселить всё мусульманское население Сицилии вглубь материка, в Лучеру. Процесс переселения шёл постепенно, последние депортации произошли в 1240-х годах. (В 1300 году мусульманская колония в Лучере была уничтожена неаполитанским королём Карлом II). Население Сицилии было латинизировано и обращено в римско-католическую религию.

Напомню, что история – дополнительная тема на моем канале. Пишу легкие исторические обзоры, чтобы немного разбавлять основную тематику – фантастику, во всех ее проявлениях. Данные обзоры не претендуют на лавры самостоятельных исторических исследований, рассчитаны на широкий круг читателей и созданы исключительно в познавательных целях.

Обычно, публикую на этом канале материалы, посвященные русской (древнерусской) средневековой истории. Очень редко появляются статьи иной тематики. Такую статью я опубликовал несколько лет назад. Она была посвящена средневековой итальянской истории. Я рассказывал о борьбе арабов и византийцев за благодатную Сицилию в 10 веке. Это было тягучее и долгое противостояние, закончившееся поражением Византийской империи. Арабы стали хозяевами Сицилии.

Ссылку на тот материал я дам в конце этого обзора. Ниже продолжу историю борьбы за Сицилию. Она связана с появлением северных воителей – норманнов. Но обо всем по порядку.

При арабах на Сицилии происходил экономический и культурный рост. Арабы ввели ирригационное орошение. Они выращивали хлопок, сахарный тростник, оливковые деревья. Мусульманская Сицилия славилась цитрусовыми садами: апельсинами, лимонами и т.п. Развивалось ремесленное производство. Сицилия стала одним из центров изготовления шелковых тканей.

В это время происходил рост городов. Столица арабской Сицилии, город Палермо, по численности населения уступал только мусульманской испанской Кордове и византийскому Константинополю. Положение немусульман на Сицилии было приниженным. Они были вынуждены платить джизью, специальный подушевой налог для иноверцев. Эмиры Сицилии запретили строить христианам новые церкви. Однако, за христианами и евреями признавалось право на существование. Им оставили храмы, принадлежавшие им до завоевания. По меркам средневековья, мусульманское владычество было достаточно терпимым к иноверцам.

В 11 веке Сицилийский эмират находился в политическом упадке. Произошел раскол на несколько частей. Правители разных областей эмирата враждовали друг с другом. Более того, они перестали признавать власть тунисских наместников каирских халифов.

Отвлечемся пока от мусульманских дел. На рубеже тысячелетий, в конце 10 века, в Италии объявились северяне, норманны. Эти северофранцузские воины, были потомками древних викингов, основавших французское герцогство Нормандия. В 999 году нормандский отряд, следующий из Палестины, которую норманны посещали в качестве паломников к Гробу Господню, был проездом в ломбардском южноитальянском герцогстве Салерно. В это время произошло нападение мусульманских пиратов. Норманны помогли герцогу Гвимару отбить арабский набег.

С тех пор норманнские воины стали наниматься к византийским правителям Южной Италии и ломбардским феодалам в качестве наемников. В 1030 году герцог Неаполитанский назначает одного из нормандских феодалов правителем одного из небольших, вассальных ему графств. Таким образом, образовывается первое нормандское феодальное образование.

В 1038 году норманны участвуют в качестве наемников во вторжении византийского войска в мусульманскую Сицилию. Но византийскому полководцу Георгию Маниаку не удалось очистить остров от арабов, а дальше дела у греков пошли значительно хуже.

В это время норманны наносят поражение византийцам в Апулии (Южная Италия) и основывают крупное герцогство. Византийские владения в Южной Италии и ломбардские герцогства становятся объектом экспансии норманнских феодалов.

Норманны продолжали укрепляться в Южной Италии, тесня византийцев и ломбардцев. В 1071 году после осады падет последний византийский оплот в Италии, крепость Бари. А пока, в 1061 году, эмир Сиракуз, воюя с эмиром Энны, обращается за помощью к норманнскому герцогу Роберту Отвилю ( по прозвищу Гвискар). Норманнам только этого и не хватало. В Сицилии высаживается войско младшего брата Роберта Гвискара, Рожера.

Войска сиракузского эмира и Рожера Отвиля начинают завоевание острова. В некоторых случаях, города, населенные преимущественно христианами, без боя сдаются норманнскому войску, встречая воинов Рожера как освободителей.

Однако, затем сарацины переходят в контрнаступление. И норманны начинают терять завоёванное. Тем более, норманнам приходится вести войну на нескольких направлениях. Продолжаются их завоевательные походы в Апулии и Калабрии.

До 1068 года в Сицилии происходили мелкие боевые действия в форме набегов и контрнабегов. Норманны удерживали ряд городов по побережью, захваченных ими в 1061 году по прибытии в Сицилию. В 1068 году арабская Сицилия объединилась под властью одного правителя, тунисского принца Аюба. Значительная мусульманская армия встретилась с небольшим норманнским отрядом Рожера у городка Мисилмери. Рожер наголову разбил превосходящее арабское войско. Аюб бежит в Тунис. Мусульманская Сицилия снова распадается на отдельные эмираты. Но и у Рожера нет ресурсов для покорения острова. Лишь через три года большая армия Роберта и Рожера Отвилей осаждает самый крупный арабский город острова, Палермо.

Через полгода, в начале января 1072 года, Палермо пал. С этого момента норманны неуклонно подчиняли себе все населенные пункты в Сицилии. Рожер Отвиль был объявлен герцогом Сицилии.

Однако арабы оказывали существенное сопротивление. В 70-80-е гг. 11 столетия, сиракузский эмир Ибн-аль-Вердом возглавил сарацинский отпор северянам. Многие города в эти годы переходили из рук в руки. Несколько раз отряды эмира даже осуществляли набеги на Апулию и Калабрию.

В 1085 году флот герцога Рожера с моря, а армия его сына Джордана по суше, осадили Сиракузы и после непродолжительной осады взяли город. Сопротивление арабов было подавлено. В течении последующих нескольких лет норманны захватили последние арабские населенные пункты на острове. Сицилия стала христианским герцогством.

Рожер де Отвиль продолжает политику веротерпимости, проводимую еще арабами. При нем мусульмане и православные греки продолжают жить на острове по заветам своих предков, вместе с католиками.

Сын герцога, Рожер II, сумел объединить все мусульманские владения в Южной Италии и Сицилии. Это объединение стало называться Сицилийским королевством и стало на время одним из самых мощных и развитых христианских государств в 12-13 вв. Но это уже совсем другая история. У меня на сегодня все.

По утверждениям нескольких шокированных путешественников, дети христианских королей по-арабски говорили лучше, чем по-итальянски, так как дворцовые гаремы были почти поголовно составлены из арабских наложниц, рабынь и прочей прислуги, которые кроме как по-арабски не говорили.


Chronicle of John Skylitzes, cod. Vitr. 26-2, Madrid National Library, Fol. 214 r.
Нападение на Мессину:


From the Middle Ages, author unknown
Нападение на Сиракузы:

Во времена античности многие мировые державы пытались установить контроль над богатой пшеницей и оливками Сицилией. Рим считал ее своей житницей, пока не завоевал Египет. Были здесь греки, карфагеняне, потом к пятому веку, когда Римская империя вконец дряхлела, сюда наведались вандалы. Их выбили остготы. А к 535 году Сицилия досталась византийцам. Между наследниками римской славы, базилевсами Восточной империи и арабами война за обладание Сицилией началась в седьмом веке, когда впервые арабские корабли подошли к острову. Первое появление успеха мусульманам не принесло, греки в 652 году еще имели достаточно сильный флот и армию, чтобы отстоять свои владения.

Арабские завоевания

Арабское войско в походе под зеленым знаменем Пророка

Однако через сто лет обстановка переменилась. Арабы разработали масштабную операцию, поручив ее военачальнику Хабибу ибн Аби Обейда. Кроме Сицилии в 740 году была произведена высадка мусульман и на остров Сардинию. Базой для вторжения послужил остров Пантеллерия, на котором за сорок лет до нашествия были перебиты все христиане.

С боями арабы продвинулись на Сицилии до Сиракуз и даже захватили крепость и город. Но в северной Африке началось восстание местного населения и войска мусульман ушли подавлять повстанцев. Византийцы получили передышку на полвека. Этот срок прошел в мирной торговле между халифатом и Византией. Противостояние к 1805 году завершилось подписанием мира между эмиром Ифрикии и правителем Сицилии Константином на 10 лет.

Арабская конница

Конница арабов истребляет христиан

Этот мир долго не продлился. Уже через два года флоты арабов и ромеев бились в водах у побережья Сицилии, стремясь отвоевать друг у друга мелкие острова. Борьба шла с переменным успехом, пока на острове не начались разборки между византийскими патрициями. Флотоводец Эвфемий стал самоуправничать и вздумал взять в жену монахиню, которая никак не хотела за него замуж. Возмутились церковные иерархи. Дело дошло до самого базилевса Михаила II (Травла), который послал нового флотоводца. Его звали Константин и у нег была своя эскадра. Бунтовщика Эвфемия требовалось доставить на казнь в Конастантинополь, там ему обещали отрезать уши и нос и бросить к темницу.

Естественно, Эвфемий на был мазохистом. Он решил защищаться. Его корабли атаковали флот Константина и одержали победу. Теперь уже пришел черед Эвфемия измываться над Константином, которого немедленно зарезали. Сицилия была объявлена владением Эвфемия. Заместителем он поставил своего приближенного Балту.

Арабские воины

Арабы сломили сопротивление местного населения на Сицилии и установили свои порядки

В 830 году арабы могли быть выбиты из Сицилии, но к ним неожиданно подошла подмога из Туниса и из Испании, от берберских пиратов. Предводитель пиратов Фаргал сначала просто хотел разграбить остров, однако бывшие на Сицилии арабы уговорили его уничтожить гарнизоны византийских крепостей. Всего войско мусульман насчитывало до 30 тысяч пехоты и конницы. Эта армия захватила Палермо (831 год). Затем еще сто лет арабы добивали византийцев по всему острову, пока к 948 году не настало время, когда халиф из династии Фатимидов, знаменитый Аль-Мансур смог провозгласить создание Сицилийского эмирата. Отныне Сицилия стала оплотом мусульманского флота. С этого острова арабы совершали походы на Южную Европу. Они нанесли в 982 году поражение армии германского императора Оттона II. Правда, военная слава мусульман продлилась недолго. Начались споры о власти, претенденты на престол эмирата обращались за помощью к византийцам, которые умело играли на разногласиях своих политических конкурентов.

Период господства на Сицилии мусульман был отмечен ростом производства пшеницы и других продуктов сельского хозяйства. Арабы провели земельную реформу, поощряли мелких землевладельцев, покончив с практикой создания громадных латифундий, как то было еще со времен Рима. При арабском господстве были улучшены орошение полей, местные жители стали выращивать в больших объемах сахарный тростник, миндаль, цитрусовые.

Жители Сицилии добровольно переходили в ислам, что гарантировало рост благосостояния. Христиан в эмирате не преследовали и не убивали, но они считались все же людьми второго сорта. В результате эмират стал быстро приходить в упадок. А политические дрязги арабских аристократов только усиливали беззаконие. Разрушаться эмират стал уже при эмире Юсуфе аль-Кальби в 990 году. Начало правления эмира Хасана ас-Самсама (1040—1053) было омрачено распадом некогда крепкого государства на мелкие мусульманские княжества, которые никак не могли договориться между собой.

Древние греческие магистраты, именуемые стратегами, сохранили свои функции, свои привилегии и даже свое бывшее название. Они разбирали в суде все споры, возникающие между христианами, взимали подушную подать, установленную арабами, которая составляла 48 динаров для богатого человека, 24 динара – для просто зажиточного жителя, и 12 – для человека, который зарабатывал на жизнь своим собственным трудом. Этот налог был гораздо ниже налога, который они платили при правлении греков. Кроме всего прочего, монахи, женщины и дети освобождались от всех налогов.

Во всем, что касалось гражданского права: право на собственность, право наследования были настолько хорошо приспособлены арабами к традициям страны, что норманны сохранили их кодекс в силе, даже тогда, когда они завладели страной.

Господство арабов на Сицилии

Во время господства арабов христиане сохранили свои законы, обычаи и право свободного богослужения в соответствии с культом своей религии. По словам доминиканца Коррадэна, настоятеля монастыря св. Екатерины в Палермо, священнослужители могли выходить, облаченными в свои церковные одежды, чтобы подавать страждущим.

Аббат Муроколи сообщает, что во время публичных церемоний в Мессине можно было увидеть два знамени: одно, принадлежащее мусульманам – с изображением черной башни на зеленом поле, другое, принадлежащее христианам – с изображением золотого креста на красном поле. Все церкви, которые существовали на момент завоевания, были сохранены, но, в отличие от Испании, здесь не разрешалось строительство новых церквей.

Палермо Ля-Куба

Дворец Куба в Палермо

Как только арабы почувствовали себя хозяевами Сицилии, они начали усиленно развивать промышленность и сельское хозяйство, выведя их из состояния упадка, в котором они пребывали. Они начали выращивать там хлопок, сахарный тростник, ясеневые и оливковые деревья, провели канализацию, которая до сих пор еще существует, и в частности, ввели использование акведуков с сифоном, о которых не было известно до прихода арабов.

Промышленность также обязана своими значительными успехами арабам. Непрерывно велась добыча полезных ископаемых страны – серебра, железа, меди, серы, мрамора, гранита и др. Арабы принесли с собой на остров искусство изготовления шелка. В Нюремберге хранится шелковое манто, которое носили правители Сицилии, и которое покрывают куфические символы, датируемые 520 г. по хиджре (1133 г. н.э.). Все свидетельствует о том, что именно с Сицилии пришло в Европу искусство покраски тканей.

Торговля, которая практически отсутствовала до прихода арабов, получила широкое распространение: доказательством тому нам служат многочисленные таможенные пошлины, существовавшие в период господства арабов, чей длинный список номенклатуры приводится в древних норманнских грамотах первых времен завоевания. Они свидетельствуют о том, насколько изменилось состояние торговли на острове с приходом норманнов к власти.

На сегодняшний день на Сицилии сохранилось лишь несколько мусульманских памятников. Наиболее примечательными из них являются дворец Зиза и дворец Куба недалеко от Палермо. Они доказывают, что древние летописцы не преувеличивали, восхваляя великолепие древних памятников.

Читайте также: