История исследования креативности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Американский психолог А́брахам Ма́слоу в своих работах писал, что творческие задатки есть у всех людей с рождения, но под воздействием воспитания, социальных условий жизни многие люди их теряют. А экономист-исследователь Дэ́вид Га́ленсон, изучая жизнь наиболее успешных людей, пришел к выводу, что творческие способности могут проявиться у человека в любом возрасте. Например, испанский художник Пабло Пика́ссо уже в раннем возрасте вошел в историю искусства. Самые дорогие свои картины он написал в возрасте до 30 лет. А вот французский художник Поль Сеза́нн начал рисовать с 15 лет, но свои шедевры смог создать только к 60 годам.

Творческие способности человека привлекают внимание ученых-психологов вот уже многие десятки лет. Достаточно вспомнить необычные исследования французского психолога Альфре́да Бине́, работы Фредери́ка Ба́ртлетта, труды основателя гештальтпсихоло́гии Ма́кса Вертге́ймера и множество других тоже интересных исследований. Но в основном все эти исследования не учитывали тот факт, что творческие способности имеют индивидуальные различия.

Но к началу 60-х годов XX века уже был накоплен огромный опыт тестирования интеллекта, а это в свою очередь выдвинуло новые вопросы в изучении творческих и креативных способностей человека. Например, в ходе исследований выяснилось, что высокий уровень интеллекта (вычисленный с помощью особых тестов IQ) вовсе не обеспечивает профессиональный и жизненный успех. Практика показала, что люди с низким IQ способны достичь более высоких достижений и решить поставленные перед ними неординарные сложные задачи. Поэтому было выдвинуто предположение, что решающая роль в развитии креативности у человека принадлежит каким-то особым качества ума, не охваченным традиционным тестированием. Ученые пришли к выводу, что раз эффективность решения поставленных задач не зависит от уровня интеллекта, значит, она связана с особой способностью человека использовать информацию, данную в задачах, быстрым темпом и разными способами. Эту способность ученые и назвали креативностью.

• беглость — это количество идей, возникших за единицу времени;

• гибкость — это умение человека быстро переключаться с одной идеи, суждения или взгляда на другой;

• оригинальность мышления — это способность воспроизводить идеи, которые в корне отличаются от общепринятых;

• любознательность — это повышенная восприимчивость к проблемам, которые не вызывают интереса у других людей;

• иррелева́нтность — это смелые идеи.

Сотрудники Института психологии Российской академии наук во время испытаний тоже установили, что высококреативные личности намного хуже решают тесты на проверку интеллекта, чем другие испытуемые. Наши российские психологи подтвердили, что креативность противоположна интеллекту. Творчески одаренные школьники не способны решать шаблонные простые интеллектуальные задачи.

Современный мир развивается стремительно. Расширяется информационное пространство, в котором креативность очень необходима. Без креативного подхода невозможно удачно развить бизнес, не сделать научных открытий, да и просто не стать успешным человеком.

Развить в себе креативные и творческие способности можно в любом возрасте, не стоит себя считать заурядным человеком, надо признать в себе творческий дар и стать креативной, творческой личностью!

Согласно некоторым греческим и иудео-христианским древним текстам, дух состоит из двух частей: одна – это резервуар, который божество наполняет вдохновением, другая предназначена для выражения этого вдохновения. Платон говорил, что поэт может создать лишь то, что желает и на что его вдохновляет муза. Поэт, будучи особым человеком – избранником богов, – выражает полученные от них творческие идеи. Того же мнения придерживается и Гесиод, который рассказал, как дочери Зевса вручили ему пальмовую ветвь, вдохновив тем самым на божественную песню, которая воздала славу богам.

С точки зрения мистического подхода вдохновение часто связывается с иррациональным состоянием, сходным с маниакальной эйфорией. Новый взгляд на креативность появился, когда Аристотель выдвинул идею, что вдохновение порождается душой самого человека и последовательностью его умственных ассоциаций, а не божественным вмешательством. Позже, в результате политического и религиозного давления со стороны Римской империи, а потом феодальной системы и возрастающего влияния церкви в обществе, в западном мире творчеству и его осмыслению уделялось меньше внимания. Возрождение, вернувшись к ценностям греческой цивилизации, характеризовалось возобновлением интереса к искусству, литературе, философии и науке. Творчество опять стало предметом обсуждений (Albertr & Runco, 1999).

В XVIII веке возникли философские споры о гении, в частности, об истоках творческого гения. Например, Дафф (1767, цит. по: Becker, 1995) отличал творческий гений от таланта, который характеризуется высоким уровнем достижений, но не обязательно оригинальным мышлением. Согласно его взглядам, творческий гений возникает в результате врожденной способности, которая включает ассоциативное воображение, позволяющее комбинировать и оценивать идеи и эстетические качества, направляющие поиск идей. Таким образом, постепенно формировалось представление о креативности как особой форме гениальности, отличной от таланта и определяемой генетическими и средовыми факторами (Albert Runco, 1999). Сверхъестественный аспект креативности постепенно исчез из научного анализа.

В XIX веке все больше авторов поддерживают представление, что гениальность основывается на выдающемся уровне оригинальности, который, в свою очередь, зависит от способности устанавливать ассоциации между идеями. Уильям Джемс (1880, цит. по: Becker, 1995) писал:

Итак, были поставлены вопросы, которые и по сей день волнуют исследователей. Что такое креативность? Как она проявляется? Каковы свойства творческой личности? Как они функционируют?

Попытки ответить на некоторые из этих вопросов появились в работах Френсиса Гальтона (Galton, 1879, 1883). Гальтон считал, что умственные способности, подобно физическим характеристикам, являются врожденными. Он проверил эту идею с помощью статистических исследований выдающихся людей, известных благодаря своим работам или оцениваемых обществом как гении. Эта попытка была методологическим новшеством, ее можно рассматривать как начало эмпирических исследований креативности. Гальтон уделял также особое внимание исследованию и объяснению природы индивидуальных различий, придерживаясь идеи (отличной от идей Платона и своих современников), что имеется плавный переход от нетворческого индивида к гению.

Во второй половине XX века происходит углубление некоторых из упомянутых выше подходов, а также развитие новых направлений. Целую эпоху составили работы Гилфорда и созданные им тесты. На первом этапе своих исследований (Guilford, 1950) он выдвинул гипотезу о том, что для творчества необходим ряд интеллектуальных способностей, таких как легкость обнаружения проблемы, способности к анализу, оценке и синтезу, беглость и гибкость мышления. Затем он (Guilford, 1956, 1957) разработал факторную теорию интеллекта, согласно которой существует пять интеллектуальных операций (познание, память, дивергентное мышление, конвергентное мышление и оценка), применение которых к информации разного типа (образной, символической и т. п.) порождает соответствующие мыслительные продукты. Согласно этой теории, креативность опирается на разные умственные операции, в особенности на дивергентное мышление (способность порождать большое количество идей при выполнении одного задания), для измерения которого был разработан ряд тестов. Позднее Гилфорд (Guilford, 1967) разработал модель, в которой интеллектуальные операции помещаются в контекст процесса решения задач (Structure of Intellect Problem Solving): проблемные ситуации задействуют ансамбль интеллектуальных операций и, в том числе, творческие процессы.

В это же время Маккиннон (MacKinnon, 1962), Гоу (Gough, 1961; 1979), Роу (Roe, 1952) и другие исследователи из Института по изучению и измерению личности изучали личностные черты и мотивы, связанные с креативностью. В этих исследованиях применяли корреляционные методы и методы сравнения групп с разным уровнем креативности. Было показано, что с креативностью могут быть связаны многие черты: уверенность в себе, независимость суждений, склонность к риску. Для Маслоу (Maslow, 1968) и Роджерса (Rogers, 1954) креативность является средством реализации своего потенциала (самоактуализация), она связывается с такими чертами, как принятие себя и свобода духа.

ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - это отечественная теория, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. Работа над ТРИЗ была начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и к настоящему времени концепция развилась до серьезных масштабов. ТРИЗ основывается на научном подходе к изобретательству, применении специальных алгоритмов для поиска решений, совершенствовании творческих коллективов. Однако ТРИЗ нельзя назвать сформировавшейся научной дисциплиной в силу отсутствия единой структуры.

Подробнее познакомиться с ТРИЗ вы можете в специальном тренинге.

Теория Грэхема Уоллеса

Теория Грэхэма Уоллеса, основанная еще в 1926 году как осмысление идей Пуанкаре, утверждает, что творчество неразрывно связано с трудом человека, с кропотливой работой, но при этом часто требует отхода от проблемы, расслабления, переключения внимания.

Ментальные карты

Ментальные карты (иногда их называют: диаграммы связей, интеллект-карта и т.д.) – это теория, основанная Тони Бьюзеном, в которой делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека и ассоциативным мышлением. Он предложил написать ключевое понятие в центре листа, а все полезные ассоциации, написать на ветвях, идущих от главного слова, вокруг него. Далее каждая ассоциация обрастает своим кругом новых ассоциаций, что расширяет возможности создания новой идеи. Ассоциации можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциативные связи, а образ карты гораздо лучше запоминается.

Для творческого мышления особенно удобен такой вариант: на левом краю листа рисуем отправную точку, проблему, которую нужно решить, а правом – идеальное решение этой проблемы. После этого рисуем цепочки действий, которые должны соединить две начальные точки. В итоге получается схема, благодаря которой вычисляется оптимальная линия поведения для достижения цели. Кроме того, на схеме также видны промежуточные задачи, на которые можно ориентироваться в творческом процессе.

В этой теории знаменитый специалист по латеральному мышлению Эдвард де Боно показывает свой оригинальный подход, позволяющий усовершенствовать мыслительный процесс. Метод шести шляп мышления основывается на том, что мы можем мыслить 6-ю различными способами, а чтобы эти способы различать, были придуманы 6 головных уборов разных цветов, как ассоциация для лучшего усвоения материала. В белой шляпе человек ориентируется на цифры и факты, в черной – настроен скептически, в желтой – анализирует положительный опыт, в зеленой – создает новые идеи, в красной – проявляет эмоции, а в синей шляпе - подводит итоги.

Продолжая аналогию, де Боно развивает теорию шести думающих шляп таким образом, что эти шляпы можно надевать, менять, снимать и т.д. В итоге этот прием автора помогает сделать теорию простой для восприятия даже самыми юными читателями. Поэтому методика 6 шляп часто применяется на уроках и тренингах для развития интеллекта и креативности. Подробнее о методике шести шляп и книге, в которой она описана, читайте на данной странице…

SCAMPER

SCAMPER — методика креативности, предлагающая список изменений, которые можно осуществить в работе над определенным объектом. Разработал методику Боб Эберле в 1997 году, и по сути дела, эта методика является модификацией принципов описанных в одном из предыдущих уроков. Техника заключается в том, чтобы последовательно ответить на вопросы о модификации поставленной задачи. Использование методики SCAMPER предполагает такие модификации:

  • Substitute - Заменить что-то, например, компоненты, материалы, людей
  • Combine - Комбинировать, например, с другими функциями, приборами
  • Adapt - Добавить что-то, например, новые элементы, функции
  • Modify - Модифицировать, например, изменить размер, форму, цвет или другой атрибут
  • Put - Применить для чего другого, в другой отрасли
  • Eliminate - Удалить части, упростить до главного
  • Reverse - Поменять местами, перевернуть, найти применение в чем противоположном

А также

Кроме того, можно выделить менее известные подходы к активации и развитию креативности:

Коллективное творчество

В отдельную группу можно внести теории, описывающие принципы и особенности коллективного творчества:

Мозговой штурм. Автором этого метода является Алекс Осборн. Группа людей активно предлагает различные идеи, участники группы пытаются их развить, тут же анализируют их, выявляя недостатки и преимущества.

Метод Дельфи (дельфийский метод). Метод заключается в выявлении экспертного мнения специалистов в условиях анонимности с последующей обработкой полученных результатов статистическими методами.

Синектика Уильяма Гордона состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Целью разработки метода является повышение вероятности успеха при постановке и решении задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности.

Какой бы подход или теорию креативности вы ни выбрали, помните, что творчество сильно связано с вашим внутренним желанием созидать, а также с разносторонним образованием. Поэтому больше читайте интересные книги, смотрите хорошие фильмы, ходите на выставки и в галереи, и самое главное - анализируйте и осмысливайте новые знания.

Проверьте свои знания


магистрант ГАОУ ВО МГПУ, Москва

доктор психологических наук, профессор, ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Современное общество динамично развивается и прогрессирует. С каждым днем количество информации увеличивается, становится все больше открытий в области науки и техники, человеку становится все сложнее создавать новые продукты деятельности, совершать открытия. Появление современных технологий, новых профессий требует от человека креативности, творческого мышления.

Все эти качества закладываются у человека в детстве. Ребенок с самого рождения выступает маленьким исследователем, творцом, который проявляет интерес ко всему, что окружает его в этом мире. Перед современным образованием стоят задачи развития креативности, творческого мышления, роста личности обучающихся. Особенно эти процессы касаются начальной школы. В начальной школе дети учатся анализировать, понимать, развиваются такие процессы как мышление, восприятие, память, воображение.

Это происходит на уроках русского языка, рисования, математики и др. Уроки технологии позволяют ученикам создавать такие продукты деятельности, в которых каждый ребенок сможет проявить свое индивидуальное видение. На уроках у детей развиваются творческие способности, они учатся работать в команде, оценивать результаты своей деятельности, созданные ими продукты, также ученики учатся оценивать результаты своих одноклассников.

Изучением проблемы развития креативности занимались известные психологи, как отечественные, так и зарубежные: (В.М. Аллахвердов, Д.Б. Богоявленская, А.Б. Брушлинский, А.Н. Воронин, Л.С. Выготский, Ч.М. Гаджиев, Н.М. Гнатко, Дж. Гилфорд, Л.Я. Дорфман, В.Н. Дружинин, Е.П. В.П. Зинченко, Е.П. Ильин, А.Н. Лук, В.А. Моляко, Я.А Пономарев, Л.М. Попов, В.Н. Пушкин, Е. Торренс, Д.В. Ушаков, Н.В. Хазратова, М. Чиксентмихайи, С.Р. Яголковский, П.М. Якобсон и другие).

Креативность определяется как творческие способности человека, проявляющиеся в общении, мышлении, чувствах, в различных видах деятельности, характеризующие отдельные стороны личности или личность в целом, продукты деятельности, процесс их создания. Она рассматривается как важнейший и относительно независимый фактор одаренности.

Л.И. Ларионова [3] рассматривает креативность как один из структурных компонентов одаренности и изучает его развитие у обучающихся в разных жизненных ситуациях. В настоящее время актуальным является изучение креативности в рамках ресурсного подхода. В качестве одного из важных ментальных ресурсов креативность выделяется наряду с интеллектом и духовностью (Л.И. Ларионова).

Американские психологи (Е.Торренс, Дж.Гилфорд) определяют креативность как творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность. Они рассматривают креативность как способность осознавать проблемы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации, как способности отказываться от стереотипных способов мышления. Зарубежными психологами выделены четыре аспекта понимания креативности: креативный процесс (как способности), креативный продукт, креативную личность и креативную среду.

Ученый М. Чиксентмихайи [5] в своей книге определяет креативность как культурный эквивалент биологической эволюции и выделяет три составляющих креативности: культуру, содержащую символические правила; человека, который привносит нечто новое в культуру; группу экспертов, которые анализируют новую идею и признают ее.

Некоторые зарубежные психологи (Эдвард де Боно и др.) также солидарны с мнением, что креативности необходимо обучать и обучаться. По их мнению, любой человек способен к развитию нестандартного мышления. Они считают, что творческий подход необходимо применять во всех сферах нашей жизни.

Для развития творческой деятельности необходимы творческие способности (В.Д Шадриков Р.С. Немов). Многие ученые (Дж Гилфорд, В.П. Зинченко и др.) связывают творческую деятельность с творческим мышлением. Творческое мышление направленно на решение проблемных, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Ученые (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.) отмечают значимость связи ребенка с окружающим миром. Особенно актуальна проблема развития творческих способностей детей в условиях современной социальной ситуации, связанной с цифровизацией образования. Л.И. Ларионова [2] отмечает, что на интеллектуальное развитие современных детей влияет интенсивность использования различных гаджетов. Особенно это касается образного и пространственного мышления, которые играют важную роль в творческом процессе.

Многие исследователи (Д.К. Кирнарская, В.А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев и др.) высказывают мнение, что с раннего возраста необходимо развивать различные виды творческих способностей у детей: музыкальные, литературные, художественные и др.

Известные отечественные психологи (Я.А. Пономарев и др.) рассматривают творчество в широком смысле как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию. В качестве основных составляющих творческой модели выделяется: система, компонент, процесс и продукт. Разработана модель структурно-уровневой организации психологического механизма творчества. Она включает бессознательную сферу и неосознаваемые действия человека, которые на определенном этапе переходят во внезапное озарение, способствующее решению проблем и созданию творческого продукта. Выделяются уровни развития действий от интуитивных до логических. Функция интуитивного — созидание чего-то нового, функция логического его анализ и подтверждение. Исследователи отмечают основные стадии творческого процесса (возникновение темы, проблемы; анализ ситуации, осознание проблемы; работа над решением проблемы; возникновение идеи, решения (инсайт); оценка полученного результата). Выделение стадий достаточно условно, но на этих этапах видно соотношение работы сознательного и бессознательного, направленных на решение проблемы.

А.Н. Лук [4] считал, что на пути к творчеству необходимо не бояться стремиться к новым прогрессивным идеям, полагаться на творческие идеи других людей и применять их. Автор рассматривал разнообразные факторы, способствующие творчеству, такими являются мотивация, острота восприятия, интуиция, логика, творческие способности.

Классик отечественной психологии Л.С. Выготский [1] определял творческую деятельность как создающую нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Многие исследователи указывали на связь творчества с другими процессами. Л.С. Выготский [1] описывал неотъемлемую связь творчества и воображения. Он считал, что основы творчества закладываются у ребенка в раннем возрасте, необходимо всячески развивать творчество и воображение у ребенка посредством игры, рисования, литературы, музыки и других сфер. Также творчество связано с памятью, вниманием, восприятием.

Американские психологи внесли существенный вклад в развитие понятия творческое мышление (Дж. Гилфорд, Е. Торренс) они выделяют такие критерии как: оригинальность, способность видеть объект под другим углом, способность менять восприятие объекта, способность продуцировать идеи в разных ситуациях.

Соотнеся рассмотренные понятия креативность и творчество, можно сделать вывод, несмотря на то, что эти понятия лежат в одном смысловом поле, их не следует отождествлять. Если под творчеством понимается особый вид деятельности, то креативность — это способность к этому виду деятельности.

Мотивация к творчеству может быть к процессу, к конечному продукту. Жизненный путь творческих людей очень сложный. Исследователи (Дружинин и др.) отмечают, что они должны выработать распорядок дня, включающий отдых. Тогда использованные ресурсы будут восстанавливаться, а человек проживет долгую творческую жизнь.

Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых показал, что в настоящее время креативность и творчество изучается в различных направлениях. Многие ученые отмечают что креативность связана с созданием новых продуктов и что все эти процессы начинают формироваться в раннем детстве. Психологами исследуются творческое мышление и креативность в контексте проблемы одаренности и ресурсного подхода. Проблема креативности и творчества нуждается в дальнейшем исследовании. Необходима разработка технологий развития этих феноменов на ранних этапах онтогенеза.

Читайте также: