Право в феодальном китае кратко

Обновлено: 04.07.2024

Развитие феодальных отношений началось в Китае до нашей эры. Процесс этот был заторможен существованием так называемой надельной системы. Законом о государственных наделах, изданным во второй половине III в. н. э., вся земля была объявлена государственной. Крестьянам предоставлялось два надела: один обрабатывался ими для себя, другой - для государства. Государственность конфуцианского Китая осталась примером долголетия и устойчивости государственной модели.Средневековому Китаю свойственна система тотального контроля государства. Рабство в Китае просуществовало до революции, ликвидированное в это время законодательным путем. Сильная централизованная государственная властьв Китае имела прочные традиции. Ее важнейшая ее черта - право верховной собственности на землю. ≪Земледелие, торговля и управления – три основные функции государства≫.В Китае сформировался государственный феодализм. Правительство делало ставку на мелкое крестьянское хозяйство, которому отводились наделы при условии выплаты налогов. Надельная системаспособствовала распространению фактического прикрепления крестьян к земле через сельскую общину с ее круговой порукой, коллективной налоговой ответственностью перед государственной казной. Существование надельной системы сдерживало, но не могло остановить развития частного феодального землевладения. Законами 763 и 780 гг. она была отменена. Земельные приобретения феодалов б фктически легализованы.

Китайское феодальное правобыло устойчивым. Его основные нормы сохранялись в течение веков. Огромную роль в формировании и применении китайского права сыграло учение Конфуция,ставшее официальным мировоззрением китайского народа. Отступление от конфуцианских правил признавалось преступлением. В соединении с культом предков, привязывавшим крестьянина к земле, учение Конфуция закрепляло наличные общественные отношения. В Китае не раз предпринимались большие работы по кодификации права (среди них можно выделить большой свод законов Танской империи (VII в.)). В Китае важными источниками правабыли закон, императорский указ,но основой самого указа являлась конфуцианская традиция. Все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство:сословное, кастовое, в семье, по признакам пола, регламентируя людей во всех сферах общественной жизни. Во времена правления династии Тан военнообязанными мужчины считались до достижения 60 лет. С VII! в. императоры все чаще стали прибегать к услугам наемной армии. В Минской империи сохранялась старая система ≪войск округов≫и пограничных гарнизонов, основной состав которых формировался из поселенцев-военных, имевших надел, несущих службу до глубокой старости. Постоянного главнокомандующегов армии не было. В случае начала военных действий один из высших военных чинов или сановников, назначался генераломили даже генералиссимусом. Местные командующие войсками в минском Китае контролировались чиновниками, назначаемыми на определенный срок из центра. В XV в. Была создана должность ≪главного военного координатора≫,осуществляющего контроль над всеми местными тактическими военными службами.

Право средневекового Китая в своем развитии было феодальным, на него влияли философско-этические концепции, в том числе конфуцианство, легизм, даосизм и буддизм, которые в разные временные периоды выступали в качестве идеологии государства. Это отразилось на процессах китайского правообразования, в которых основная проблема заключалась в соотношении между ритуалом, моралью и правом.

Источники права в средневековом Китае

Средневековый Китай переходит от обычного права к формам кодифицированного законодательства. Вне зависимости от того, что сохраняет свою роль обычное право как источник (его нормы используются на уровне общин и уездов), доминирующим источником стали законы, кодексы и указа императора.

На уровне законов общественные отношения постепенно стали регулироваться все больше. Законы вытесняют нормы и институты обычного права. Так, принцип талиона, заключающийся в кровной мести, постепенно заменили на откуп (композицию). Кодифицированное законодательство стало приобретать более четко обозначенную внутреннюю структуру. Нормы и законы становятся специализированными с позиции предмета правового регулирования и их юридической силы.

Законодательство Тан

Целью курсовой работы является изучение права феодального Китая. В первой главе изложены философские основы китайской правовой системы. Во второй главе рассмотрены источники права и особенности семейно- брачных отношений в Китае феодального периода. В третьей главе представлены основы регулирования имущественных отношений, уголовное право и порядок судебного процесса.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….………….3
Глава 1. Философские основы китайской правовой системы………………….5
Глава 2. Источники права и регулирование
семейно- брачных отношений…………………………….…………..9
2.1. Источники права в феодальном Китае………………….………….9
2.2. Регулирование семейно-брачных отношений……..…….……….11
Глава 3. Регулирование имущественных отношений.
Уголовное право и судебный процесс
в Китае феодального периода…………………………..……………..15
3.1. Регулирование имущественных отношений…………….………..15
3.2. Уголовное право и судебный процесс
в Китае феодального периода……………………………. ……. 17
Заключение……………………………………………………..………………..23
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Право феодального Китая.doc

Глава 1. Философские основы китайской правовой системы………………….5

Глава 2. Источники права и регулирование

2.1. Источники права в феодальном Китае………………….………….9

2.2. Регулирование семейно-брачных отношений……..…….……….11

Глава 3. Регулирование имущественных отношений.

Уголовное право и судебный процесс

в Китае феодального периода…………………………..……………..15

3.1. Регулирование имущественных отношений…………….………..15

3.2. Уголовное право и судебный процесс

в Китае феодального периода……………………………. ……. 17

Список использованной литературы………………………..……………. … ..25

Направляя экономические процессы, власть стремилась ограничить частную собственность (прежде всего на землю), сохранить свою монополию в использовании природных богатств, пыталась поставить под контроль торговлю и ремесло. Главным, разумеется, был вопрос о земле и положении земледельцев. Крестьяне, составлявшие 90% населения страны, всегда были объектом внимания и заботы. Их благополучие являлось условием существования крепкой централизованной власти, ибо все они были для государства в первую очередь налогоплательщиками.

Вновь созданная династия обычно начинала свое правление с реформ, призванных установить социальную гармонию. При этом в вопросе о частной собственности правительство, казалось бы, не слишком расходилось с требованиями восставших масс: оно тоже отстаивало принцип уравнительности, разумеется, преследуя свои цели и интересы.

Поэтому реформы обычно сводились к гигантскому, в рамках всей Поднебесной империи, переделу земли — с тем чтобы каждый трудоспособный крестьянин получил свой участок. Иногда правительство даже шло на конфискацию земель у богатых землевладельцев. Использовались и другие средства: на некоторое время запрещалась продажа земли. Крупные владения облагали повышенными налогами.[10,c.101]

Целью курсовой работы является изучение права феодального Китая. В первой главе изложены философские основы китайской правовой системы. Во второй главе рассмотрены источники права и особенности семейно- брачных отношений в Китае феодального периода. В третьей главе представлены основы регулирования имущественных отношений, уголовное право и порядок судебного процесса.

Глава 1. Философские основы китайской правовой системы

Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния двух противоборствующих философских учений, как правовая система Древнего Китая, в истории которой этико-политические догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали определяющими факторами самого поступательного развития права, его идейных основ, принципов и институтов, а также механизмов правоприменения, традиционного правопонимания китайцев.

Общей чертой этих двух древнекитайских школ была их политическая направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на "рациональных", "справедливых" началах, но понимаемых каждой школой по-разному. Это привело к острой борьбе между ними, закончившейся в результате компромиссом.

В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. На первом этапе в шаньско-иньском и раннечжоусском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли), определяющие отношение членов китайского общества к правителю - вану и внутрисемейные отношения. Эти нормы строились на почитании родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности вану. Правовые нормы в это время не вычленялись еще из общей массы религиозно-этических норм, с которыми они составляли единое целое. Вместе с тем все большое значение по мере укрепления власти ванов приобретают распоряжения и приказы правителя, его приближенных, высших чиновников, исполнение которых обеспечивается принуждением.[2,c.86]

В VI в. до н.э. создает свое учение великий философ Конфуций, непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века. Основная философская идея конфуцианства - идея гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей. Она включает в себя как гармонию между людьми и природой, так и гармонию между самими людьми, выражающуюся в их поведении, которое должно соответствовать "естественному порядку", т.е. добродетели и морали.

Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция является не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), закрепляющих некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении "меры" во всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, компромиссам.

Гармоничное общество, согласно учению Конфуция, созданное на основе "веления Небес" - это совокупность групп (объединений людей), каждая из которых должна существовать в социальных и правовых условиях, максимальных для осуществления отведенных ей функций. Главной идеей такого объединения является идея "сяо" – сыновней любви, почитания старших, а также вышестоящих на иерархической лестнице.

Требование строгого соблюдения "ли", находящего выражение в скрупулезно разработанном ритуале, определяло особое, принципиально отличное от легистов, отношение конфуцианцев к законодательной форме как к некоему мерилу, образцу правильного поведения, не требующему во всех случаях ни строгого соблюдения. ни обязательной судебной защиты.

На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (V-III в. до н.э.), усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. В этот период и было создано законченное легистское учение об управлении народом и государством наиболее ярким представителем легизма Шан Яном, отстаивающим абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего обсуждению закона определяет всю жизнь подданных. [2,c.87]

Легисты проповедовали идею бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказаний, исходили из обязательности превентивных мер и коллективной ответственности, обеспечивающих "хорошее управление", отказывались признавать наличие какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления. Жестоко карать, по их мнению, следовало даже за малейшее нарушение приказов государя. Проповедуя своеобразное "равенство" перед законом, неотвратимость наказаний за совершенные преступления, легисты стремились лишить знать, чиновничество различных княжеств наследственных привилегий во имя укрепления сильной центральной власти. Не случайно крайнее ужесточение наказаний, требование их неотвратимости было прямо связано с развитием понятия преступления против государства.

Обострение противоборства двух идеологий, давшего новый импульс становлению традиционных черт и институтов древнекитайского права, относится ко второй половине III в. до н.э., когда легизм в его крайней форме становится официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221-207 гг. до н.э.), а легисты приходят к власти, претворяя в жизнь свои правовые воззрения путем безуспешных попыток насильственно вытравить из массового сознания конфуцианские догматы с помощью преследования их поборников и носителей, уничтожения конфуцианских книг и пр. Согласно легенде, Циньский император Шихуанди в 213 году до н.э. приказал сжечь все конфуцианские книги, предав казни 400 ученых-конфуцианцев. [2,c.88]

С утверждением династии Хань на последнем этапе формирования древнекитайского права (III в. до н.э. – III в. н.э.) - этапе формальной победы конфуцианства - происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение- ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным назначением которого становится осмысление с позиций тогдашних знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества. Доминирующей идеей этой идеологии была конфуцианская идея неравенства людей, их социальных, сословных, ранговых различий, а также различий в зависимости от места в семье, пола, возраста. Незыблемости этих различий должна была служить тщательная регламентация поведения людей в обществе, семье с помощью жестких моральных норм "ли", официально признанного ритуала.

Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгих наказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения. Из этого предположения вытекало, что мораль и право совпадали. Мораль задавала стереотип поведения, право с помощью наказаний запрещало от него уклоняться. Нормы господствующей конфуцианской морали должны были отныне насаждаться силой, строгой карой закона ("фа"), что и нашло выражение в формулах ортодоксального конфуцианства: "там, где недостает "ли", следует применять "фа", или то, что наказуемо по "фа", не может быть дозволено по "ли", то, что позволено по "ли", не может быть наказуемо по "фа".

Слияние конфуцианства и легизма способствовало тому, что нормы "ли" приобрели большую обязательность и формализм, а в право были перенесены целые пассажи из канонизированных к этому времени конфуцианских произведений "Чжоу ли", "И ли", "Ли цзы", в которых еще в начале второй половины I тысячелетия до н.э. были систематизированы и закреплены нормы конфуцианской морали.[2,c.89]

Глава 2. Источники права и регулирование семейно- брачных отношений

2.1. Источники права в феодальном Китае

Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае появились в государстве Шань, а в Х в. до н.э. в Чжоу якобы существовал Уголовный кодекс, насчитывающий 3 тысячи статей. Ссылки на исключительную давность китайских кодексов - дань традиции, конфуцианскому учению, что правитель "не создает право, а передает его, доверяя древним и любя их".

В I-II веках н.э. в Китае окончательно утвердились и стали господству­ющими феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная фео­дальная собственность на землю с правом купли-продажи, окрепло круп­ное землевладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу и У, закончился в III в. на короткое время объединением страны под влас­тью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316 г. была уничто­жена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Ки­тая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной Цзинь (317 - 420 гг.), а на севере к IV в. установилось господство сянь-бийского племени Тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.

В этот период получила развитие система надельного землевладения, называвшаяся в то время "системой равных полей"; стало расширяться церковное (буддийское) землевладение.

Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой ди­настии стремились к установлению единодержавия. Усиление централь­ной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и уве­личение взимавшихся с народа повинностей.

Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и со­здать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорско­го двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача ко­торых и получение ученой степени открывали доступ к государствен­ной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюро­кратический аппарат управления.

В социальной структуре Китая выделялись три сословно-классовые группы:

Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведения, опреде­ленный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близле­жащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.

Государственное управление феодального Китая

Главой государства был император - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верхов­ным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограни­ченные права.

При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные са­новники. Совет возглавляли два канцлера (цзайсяна) - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государствен­ные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств). Первому канцлеру подчинялись:

• ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновни­ков;

• ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью;

• ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов.

В ведении второго канцлера находились:

◊ военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в импе­рии;

◊ ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;

◊ ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудо­вой повинности податных.

Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата ру­ководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торже­ственные церемонии.

Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из цен­тра

В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:

≈ административная, в обязанности которой входили учет людей и зе­мель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и рас­пределением воды;

≈ надзорно-контролъная, находившаяся в особом положении - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борь­бу с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.

В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судебные дела рассматривались не только в судебных органах, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV - XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей - выборный старейшина деревни.

Судебные дела в основном решались в уездных управах - ямынях. В случае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими пре­ступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством. Если дело не было окончательно решено в области или провинции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где реше­ния выносились от имени императора.

Право средневекового Китая

Основными формами собственности в праве Китая были государственная и частная собственность. Особый вид собственности представляла церковная собственность (принадлежавшая буддийским и даосским мона­стырям). Коллективная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности, выделенной на поддержание культа предков и на общинные кладбища. Общинное землевладение перестало существовать в Китае еще в древ­ности.

Договоры заклада собственности имели следующие особенности:

• при закладе земли залогодатель длительное время не терял на заложенную землю права собственности, сохраняя право выкупа земли после истечения срока уплаты долга, поскольку отчуждение семейной соб­ственности допускалось лишь в случае крайней нужды с правом последующего выкупа. Залогодержатель не мог распорядиться землей, даже если в договоре займа оговаривалась возможность продать землю. В случае неуплаты долга продаваемая земля должна была быть предложена сначала родственникам, затем соседям залогодателя;

• при залоге движимого имущества также исключалось самовольное распоряжение им, даже если исполнение договора было просрочено; кро­ме того, отдать в залог семейное имущество мог только глава семьи. Китайское право отличало от договора займа договор ссуды - передачу в пользование конкретно-определенной вещи, невозвращение которой влекло за собой уголовную ответственность.

Договор купли-продажи занимал особое место в китайском обязатель­ственном праве. Главным условием его действительности являлось со­глашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления купчей. Несоставление купчей наказыва­лось битьем палками. При продаже людей необходимо было свидетельст­во, что продаваемый человек с рождения был лично свободен.

Семейное право в Китае (а также гражданское и другие отрасли частного права) базировалось на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху Хань конфуцианизация законов привела к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде.

Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было по­явление мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обяза­тельно предусматривавшее согласие отца. Возраст брачного совершен­нолетия не закреплялся, но обычно он составлял 15-16 лет для муж­чин и 14 - 15 лет для женщин. Был распространен обычай помолвки еще не родившихся детей.

Запрещались браки свободных с рабами, с родственниками по мужс­кой линии в любой степени родства, с лицом, носящим ту же фами­лию.

Запрещалась полигамия (многоженство), второй брак при жизни первой жены призна­вался недействительным. У мужчин могло быть неограниченное число наложниц, права которых определялись обычаем. Развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов - китайс­кий брак не носил священного, нерасторжимого характера. Муж мог требовать развода в случаях бесплодия жены, распутства, проявления непочтения к мужу и его родителям, болтливости, склонности к во­ровству и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к амо­ральному поведению.

Наследование носило характер общего правопреемства, наследники несли ответственность за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наслед­ству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сы­ном. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние получали половину доли братьев.

Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого.

В области средневекового уголовного права Китая идеология конфуци­анства возобладала над концепцией легистов, считавших, что все должны быть равны перед законом: конфуцианцы утверждали, что наследственная аристократия и администрация должны стоять над законом. Конфуцианство проявилось также в вере китайцев в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм и жестких правовых норм.

Неопределенность границ моральной нормы и отсутствие сформули­рованного в законе этого правового понятия препятствовали разгра­ничению в праве форм вины, и поэтому при вынесении наказаний ис­пользовались такие категории, как неведение, неумышленность, не­брежность, забывчивость, ошибка.

Законодательство не знало института необходимой обороны, но осво­бождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку, объясняя негативные последствия этих действий (вплоть до убийства нападавшего) тем, что они не были продиктованы преступной волей.

Классификация преступлений в зависимости от их общественной опас­ности основывалась на концепции "десяти зол":

• первой, второй и третьей формами зла считались преступные посяга­тельства против императора - заговор о мятеже против государя, непо­корство и измена;

• четвертой - преступления против близких родственников, убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа;

• пятой - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью. Сюда были отнесе­ны убийства в одной семье трех человек, совершение преступления с особой злостностью, все виды колдовских магических действий, приготовление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.;

• шестой - преступления, связанные с нарушением особо значимых зап­ретов, к числу которых были отнесены кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора;

• седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защи­той нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве основы социального порядка.

Судебный процесс носил инквизиционный характер.

Судебные дела рассматривались не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. Верховной судебной властью обладал император. На низшей ступени судебные вопросы решали выборные старейшины деревни. Судебные дела разрешались в уездных управах - ямынях.

В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые занимались рассмотрением тяжких преступлений (убийства, крупные хищения и др.)

Решение по делу выносилось от имени императора.

Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпев­шего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специаль­ные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных.

До суда преступника держали в тюрьме, женщин отдавали на поруки в дом мужа.

Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи ис­ходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, оч­ные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть приме­нены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть при­знано сомнительным.

Если дело не было окончательно разрешено в области или провинции, оно направлялось в центральный судебный орган.

Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.

Читайте также: