Истоки арабоязычной культуры и медицины кратко

Обновлено: 07.07.2024

Медицина в арабоязычных халифатах. Истоки арабоязычной культуры и медицины.

Медицина в государствах Средней Азии. Медицина в государствах За­кавказья.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Арабоязычная культура и медицина.

2. Особенности развития медицины и медицинского дела.

3. Крупнейшие представители медицины средневеко­вого Востока.

4. Развитие учения о глазных болезнях, представления о кровообращении, развитие больничного дела.

6. Особенности развития медицины в государствах Средней Азии.

8. Медицина и медицинское дело в государствах Закав­казья.

Рекомендуемые темы докладов

1. Арабоязычная культура и медицина.

2. Роль арабоязычной культуры в сохранении и переда­че научного наследия медицины Древнего мира.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Тема: Медицина в государствах Юго-Восточной Азии

IV-ХVII вв.).

Медицина в Китае. Истоки китайской культуры и медицины. Особенности развития медицины и медицинского дела. Медицинское образование и лекарствоведение.

Тибетская медицина (особенности развития медицины и медицинского дела). Философские основы тибетской медицины.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Особенности развития традиционной медицины в средневековом Китае.

3.Профилактическое направление медицины Древне­го Китая.

Рекомендуемые темы докладов

1. Философские основы китайской традиционной ме­дицины.

2. Значение традиционных систем врачевания Древне­го Востока для развития медицины народов мира.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

Тема: Медицина в Западной Европе в периоды раннего и развитого средневековья (V - XV вв.)

Характеристика периодов. Особенности развития ме­дицины.

Схоластика и медицина, галенизм. Медицинское образование в периоды раннего и развитого средневековья.

Эпидемии повальных болезней.

Особенности развития ана­томии и хирургии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Схоластика и медицина. Галенизм в средневековой медицине.

2. Эпидемии повальных болезней в периоды раннего и развитого средневековья.

3. Высшая медицинская школа в Салерно.

4. Светские и католические университеты в Европе периода классического Средневековья.

Рекомендуемые темы докладов

1. Истоки западноевропейской средневековой культу­ры.

2. Леонардо да Винчи — художник, ученый, анатом.

3. Основоположник научной анатомии Андреас Везалий.

4. Создание теории кровообращения.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

Тема: Медицина позднего средневековья. Западная Европа в период Возрождения.

Медицина в Западной Европе в пери­од позднего средневековья (эпоха Возрождения, XV — XVII вв.). Характеристика эпохи.

Становление анатомии как науки (Андреас Везалий).

Становление физиологии как науки (Уильям Гарвей).

Развитие клинической медицины. Ятрохимия (Парацельс). Развитие аптек, аптечного дела.

Эпидемии периода позднего средневековья (работы Дж. Фракасторо о заразных болезнях).

Развитие хирургии и меди­цины в средневековой Европе (Амбруаз Паре).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Становление анатомии как науки.

2. Становление физиологии как науки.

3. Развитие клинической медицины.

4. Эпидемии периода позднего средневековья.

5. Развитие хирургии.

Рекомендуемые темы докладов

1. История борьбы с заразными болезнями.

2. Особенности развития хирургии в Западной Европе в средние века.

3. Парацельс. Химическая теория патологии.

4. Значение эпохи Возрождения для последующего раз­вития науки.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13

Тема: Медицина народов Американского континента

Майя, ацтеки, инки).

История Американского континента. Источники по истории и медицине. Письменные памятники. Источники информации о врачевании и медицине. Археологические данные.

Развитие медицины различных цивилизаций Американского континента. Рациональное лекарственное врачевание. Развитие эмпирических знаний. Влияние религиозных воззрений и традиционных обрядов на врачевание. Развитие медицинских знаний.

Гигиенические традиции. Родовспоможение. Организация медицинского дела. Элементы государственной организации медицинского дела (гигиена населённых мест, больницы, приюты).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Источники информации о врачевании.

2. Особенности развития медицины и мед дела: культура майя, государство ацтеков, империя инков; лекарственное, гигиенические традиции, родовспоможение, государственная организация мед дела.

3. Гибель цивилизаций доколумбовой Америки.

4. Средства медицины доколумбовой Америки в акушерско-гинекологической практике

5. Взаимные влияния Старого и Нового Света в области медицины.

Рекомендуемые темы докладов

1. История открытия и завоевания Америки европейцами.

2. Медицина народов Американского континента.

3. Археологические исследования на Американском континенте.

4. Майя — самая древняя и самая высокая цивилизация доколумбовой Америки.

Медицина и образование в арабских государствах средневековья

В VII в., когда арабы захватили Иран, Сирию и Египет, в научных центрах этих стран развивались греческая наука и греческая философия.
Самыми знаменитыми в то время были Александрийская школа в Египте и христианская несторианская школа в Гундишапуре (Джунди-Шапур) на юге Ирана.
Из этой школы вышел придворный врач халифа ал-Мансура (754—776) Джурджус ибн Бахтишу — основатель династии придворных врачей-христиан, которые в течение двух с половиной столетий безупречно служили при дворе багдадских халифов.
Осознавая значение античной науки, халифы и другие вожди мусульман содействовали переводу на арабский язык важнейших греческих сочинений.

Начало этой деятельности было положено в конце VIII в., однако основная работа переводчиков развернулась в правление халифа ал-Мамуна (813—833), который специально для этого организовал в Багдаде “Дом мудрости” (араб, bait al-hikma).
В течение IX и X вв. на арабский язык была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабов.

Со временем переводы на арабский стали делать непосредственно с греческого. Большинство исследователей связывают этот переход с деятельностью самого известного переводчика эпохи халифатов — христианина-несторианца Хунайна ибн Исхака (809—873) из Хиры. Он переводил Платона и Аристотеля, Сорана и Орибасия, Руфа из Эфеса и Павла с о. Эгина.
В то время на арабском языке еще не существовало оригинальных текстов на темы переводимых им сочинений, и Хунайн ибн Исхак освоил медицинскую терминологию, ввел ее в арабский язык и заложил драгоценный лексический фундамент медицинских текстов на арабском языке.

Много текстов было переведено также и с персидского языка. Через персов арабы познакомились с достижениями индийской цивилизации, в особенности в области астрономии, медицины, математики. От индийцев они заимствовали и цифры, которые европейцы назвали “арабскими”.

Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им цивилизаций — многие древние труды дошли до средневековой Европы -только в арабских переводах. Однако до наших дней, как полагают ученые, дошло не более 1% средневековых арабских рукописей.

Образование в Халифате в значительной степени испытало влияние ислама. В средневековом мусульманском мире все знания делились на две области: “арабские” (или традиционные, в основе своей связанные с исламом) и “иноземные” (или древние, общие всем народам и всем религиям).

“Арабские” гуманитарные науки (грамматика, лексикография и др.) формировались в связи с изучением хадисов (предания о высказываниях и деяниях Мухаммеда) и “Корана”, знание которого для мусульман чрезвычайно важно.

Изучение “иноземных” наук диктовалось потребностями развивающегося общества и отражало его интересы: география была необходима для точного описания подвластных земель, история служила основой для изучения жизни Пророка, астрономия и математика уточняли священный календарь.
Возрос интерес и к медицине, которая со временем стала определяться как профессия, достойная похвалы и благословенная Аллахом: согласно исламской традиции, Аллах не допустит болезни, пока не создаст средство ее лечения, задача врача — найти это средство.

Медицина и образование в арабских государствах средневековья По мере того, как основные научные рукописи переводились на арабский язык, христиане утрачивали свою монополию на медицину, а центры науки и высшего образования постепенно перемещались в Багдад, Басру, Каир, Дамаск, Кордову, Толедо, Бухару, Самарканд.
Библиотека г. Кордовы насчитывала более 250 тыс. томов. Крупные библиотеки были в Багдаде, Бухаре, Дамаске, Каире.

Некоторые правители и богатые люди имели собственные библиотеки. Так, в библиотеке главы дамасских врачей Ибн ал-Мутрана (Ibn al-Mutran, XIII в.), лечившего халифа Салах ад-Дина, было около 10 тыс. книг. Глава багдадских врачей Ибн ал-Талмид (Ibn al-Talmld, XII в.) — автор лучшей фармакопеи своего времени — собрал более 20 тыс. томов, многие из которых были переписаны лично им.

В XII в., когда в Западной Европе было лишь два университета (в Салерно и Болонье), в одной только мусульманской Испании (Кордовском халифате) функционировало 70 библиотек и 17 высших школ, в которых среди других дисциплин преподавалась и медицина.

Арабоязычная медицина в течение восьми веков занимала ведущее место в регионе Средиземноморья. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к периоду раннего средневековья.

В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырех стихиях и четырех телесных соках (араб. ahlat), изложенные в “Гиппократовом сборнике” и работах Аристотеля, а затем прокомментированные в трудах Галена.
Согласно представлениям арабов, каждая из стихий и жидкостей участвует (в различных пропорциях) в создании четырех качеств: тепло, холод, сухость и влажность, которые определяют мизадж (араб, mizag — темперамент) каждого человека.
Он может быть нормальным, в случае сбалансированности всех составляющих, или “неуравновешенным” (различных степеней сложности).
Когда равновесие нарушено, задача врача — восстановить первоначальное состояние. Мизадж не является чем-то постоянным и изменяется с возрастом я под влиянием окружающей природы.

При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом применялись лекарства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства.

В значительной степени это связано с развитием алхимии. Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи

Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили .фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (которому дали название алко-холь). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.

Ар-Рази

Ар-Рази (850— 923), выдающийся философ, врач и химик раннего средневековья составил первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине “Всеобъемлющая книга по медицине”(“Kitab al-Hawi”) в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы.
В XIII в. “Kitab al-Hawi” была переведена на латинский язык, а затем на многие европейские языки, постоянно переиздавалась в средневековой Европе и вместе с “Каноном медицины” Ибн Сины в течение нескольких столетий была одним из основных источников медицинских знаний.

Другой энциклопедический труд Ар-Рази “Медицинская книга” в 10 томах (“Al-Kitab al-Mansuri”), посвященная правителю Хорасана Абу Са-лиху Мансуру ибн Исхаку, обобщила знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний.
В XII в.. она была переведена на латинский язык, а в 1497 г. издана в Венеции.

Сред и многочисленных сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат “Об оспе и кори”, который признается многими авторами самым оригинальным трудом средневековой арабоязычной медицинской литературы. По существу, это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний, уносивших в, то время немало человеческих жизней. Даже сегодня он мог бы быть великолепным учебным пособием для студентов!

Хирургия и анатомия

Хирургия в средневековом арабоязычном мире была скорее ремеслом, чем наукой, в отличии от древнего мира. Объяснялось это мусульманской традицией, которая запрещала как вскрытие трупов, так и вивисекции. Понятно, что в халифатах хирургия развивалась в меньшей степени, чем лекарственное врачевание.
Тем не менее врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомии и хирургии. Особенно ярко это проявилось в офтальмологии.

Исследуя строение глаза животных, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам (965—1039, известный в Европе как Alhazen) первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал названия его частям (роговица, хрусталик, стекловидное тело и т.д.).
Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. Капитальный труд Ибн ал-Хайсама “Трактат по оптике” (“Kitab al-Manazir”) прославил его имя в странах Востока и Западной Европы.
К сожалению, арабский оригинал этой книги не сохранился. Она дошла до наших дней в латинском переводе — “Opticae thesaurus Alhazeni arabis” (“Сокровища оптики араба Альхазена”).

К плеяде замечательных арабских окулистов принадлежит и Аммар ибн Али ал-Маусили (Ammar ihn Ali al-Mausili, X в.), один из известнейших глазных врачей Каира. Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имела большой успех и получила название “операция Аммара”.
Лечение глазных болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в.

К выдающимся достижениям арабов в области анатомии относится описание легочного кровообращения, которое сделал в XIII в. сирийский врач из Дамаска Ибн ан-Нафйс (Ibn an Nafis), т.е. на три столетия раньше Мигеля Сервета. Ибн ан-Нафис почитался как великий ученый своего времени, прославившийся комментариями к разделу анатомии в “Каноне” Ибн Сины.

Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абул-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (лат. Abulcasis ок. 936—1013). Родился он близ Кордовы в мусульманской Испании и таким образом принадлежит к арабо-испанской культуре.
Аз-Захрави жил в “золотой период” ее развития (вторая половина X в.), когда арабо-испанская культура была самой передовой в Западной Европе, а наряду с византийской — и во всей Европе в целом. Основными научными центрами мусульманской Испании были университеты в Кордове, Севилье, Гренаде, Малаге.

В цепи исторического развития хирургии аз-Захрави стал связующим звеном между античной медициной и медициной европейского Возрождения. Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга и рекомендовал изучать ее по трудам Галена. Критерием истины для него были собственные наблюдения и собственная хирургическая практика. Этим отчасти объясняется тот факт, что его сочинения содержат мало ссылок на чужие работы.

По сравнению с хирургией античности аз-Захрави сделал большой шаг вперед. Он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением костей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты (термин аз-Захрави). Он был автором новых хирургических инструментов (более 150) и единственным автором античности и раннего средневековья, который их описал и представил в рисунках.
Часто его обвиняли в том, что он заменил нож на раскаленное железо. Однако не следует забывать, что в то время еще не знали природы воспаления и инфекционного процесса и не умели бороться с ними. Аз-Захрави очень высоко оценивал метод прижигания (вспомним многовековой опыт традиционной китайской медицины) и успешно использовал его для лечения местных поражений кожи и других болезней.
Абу аз-Захрави снискал славу крупнейшего хирурга средневекового мусульманского мира — никто в ту эпоху не превзошел его в искусстве хирургии и новаторстве в ней.

Больницы и лечебницы государств арабского мира

Организация больничного дела получила в халифатах значительное развитие. Изначально учреждение больниц было делом светским. Название больницы — бимаристан (bimaristan) —персидское, это лишний раз подтверждает, что больничное дело в халифатах испытало значительное влияние иранских и византийских традиций.

И несмотря на то, что Джурджус ибн Бахтишу был христианином и не принял ислама, халиф назначил его главой врачей столицы Халифата—Багдада. Он и все его потомки на протяжении шести поколений успешно служили придворными врачами халифов, были известны в мусульманском мире и высоко почитались правителями до начала XI в.

Больницы, основанные мусульманами, были трех видов:
К первому виду относились больницы, учрежденные халифами или известными мусульманскими деятелями и рассчитанные на широкие слои населения. Они финансировались государством, имели штат врачей и не медицинского обслуживающего персонала.
При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Обучение было теоретическим и практическим: учащиеся сопровождали учителя во время его обхода в больнице и посещали вместе с ним больных на дому.

Одной из самых крупных была больница “ал-Мансури” в Каире. Открытая в 1284 г. в помещении бывшего дворца, она, по свидетельству историков, была рассчитана на 8 тыс. больных, которых размещали в соответствии с их заболеваниями в мужских и женских отделениях. Обслуживающие ее врачи обоего пола специализировались в различных областях медицинских знаний.

Больницы второго вида финансировались известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими.

Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях. Во время военных походов наряду с врачами-мужчинами воинов сопровождали и женщины-врачи, которые ухаживали за ранеными.
Некоторые женщины-мусульманки, занимавшиеся медициной, заслужили широкое признание.
Так, при Омёйядах прославилась женщина-окулист Зайнаб из племени Авд. Высокими познаниями в лечении женских болезней обладали сестра Ал-Хафида ибн Зухр и ее дочери (их имена нам не известны), они были единственными врачами, которым дозволялось лечение в гареме халифа ал-Мансура.

Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний. Запрет производить вскрытия, с одной стороны, ограничил исследования строения тела и его функций, а с другой — направил усилия врачей на поиск иных путей: сохранения здоровья и п ривел к разработке рациональных мероприятий гигиенического характера.
Многие из них закреплены в “Коране” (пятикратные омовения и соблюдение чистоты тела, запрет пить вино и есть свинину, нормы поведения в обществе, семье и т. п.).

Согласно преданию, Пророк Мухаммед получил свои познания в области медицины от врача ал-Харита ибн Каладаха (al-Harit ibri Kalada), который родился в Мекке в середине VI в., а медицине обучался в Гундишапурской медицинской школе.
Если этот факт имел место, гигиенические рекомендации “Корана” восходят к традициям Гундишапура, впитавшего традиции древнегреческой и индийской медицины.

Древнейшей областью расселения арабских племен был полуостров Аравия. В его южной части (территория современного Йемена) благодаря значительным водным ресурсам в I тысячелетии до н. э. сложилась развитая земледельческая культура, на основе которой возникли первые арабские города-государства. Развитию южных районов способствовали: создание ирригационного земледелия, добыча золота, производство благовоний, развитие ремесел и посредническая торговля между Средиземноморьем и восточными странами — Индией и Эфиопией.

В VI в. юго-западная Аравия стала объектом завоевательной политики Византии и Ирана, которые вели борьбу за проходившие там караванные торговые пути между Востоком и Западом. В результате некогда процветавшие государства юго-западной Аравии утратили свою самостоятельность, сначала под властью Эфиопии (с 525 г.), а затем — Сасанидского Ирана (572—628).

В VI—VII вв. большинство арабских племен находилось на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Стремление преодолеть племенную разобщенность, противостоять внешним завоевателям и создать единое арабское государство выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению ислама (в переводе с араб. — покорность). — религии, которая в основных своих чертах сложилась к 622 г. Ее основоположник—Мухаммед (ок. 570— 632 гг.) из Мекки создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (ума), положившую начало первому исламскому государству. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу — Халифат.

В истории Халифата выделяют три периода.

В результате начального этапа завоеваний в VII в. в состав Халифата были включены обширные византийские (Сирия, Палестина, Кипр, Египет) и персидские (Сасанидский Иран) владения, а также, значительные территории Армении и Грузии.

Во времена династии Омейядов в результате второго этапа завоеваний были покорены Северная Африка (Магриб), Испания, большая часть. Средней Азии и Закавказья. Границы Халифата раздвинулись от Атлантического океана до Инда, от Средней Азии до Северной Африки. По размерам своей территории Халифат превзошел Империю Александра Македонского и Римскую империю времен ее расцвета (рис. 70). В VII—VIII вв. столица Халифата располагалась в Дамаске.

В завоеванных странах распространялись арабский язык и ислам, во многом определивший дальнейшее развитие философии и других наук в данном регионе. Завоевывая города, арабы не стремились сломать или переделать хорошо заведенный византийцами и персами порядок управления (они не были к этому готовы). Даже в религиозной сфере (наиболее важной по обычаям того времени) во времена правления Омейядов мусульмане-арабы проявляли значительную терпимость к иноверцам (христианам, иудеям, .зороастрийцам): уплачивая поземельную (харадок) и подушную (докизья) подать, они могли сохранять свою, старую веру и принимали широкое участие в хозяйственной и научной жизни Халифата, служили при дворе и участвовали, в управлении. В значительной степени это объяснялось тем, что народы, завоеванные арабами, стояли в то время на более высокой ступени общественного и культурного развития, чем их завоеватели. Некоторые ученые-иноверцы принимали ислам, что также имело свои последствия: будучи образованными людьми, они во многом определяли пути развития мусульманской культуры.

Как государственное образование Халифат оказался непрочным.

Третий период его истории (IX— XIII вв.)-—время распада на ряд более мелких халифатов (Багдадский, Египетский, Кордовский) и национальных государств (например, государство Саманидов.в Средней Азии). Некогда могущественный Халифат постепенно превратился в небольшой Багдадский халифат. Окончательный удар по нему нанесли завоевания монголов и турок-сельджуков: в 1258 г. с падением династии Аббасидов Багдадский халифат прекратил свое существование. В ряде стран, некогда завоеванных арабами (Сирии, Палестине, Ираке, Египте, Алжире, Тунисе, Марокко, Восточном Судане), коренное население частично или целиком восприняло мусульманскую религию и арабский язык. В других странах (Пиренейского полуострова — на Западе; в Закавказье, Средней Азии, ; Персии-—на Востоке) покоренные народы сумели сохранить не только политическую независимость, но также национальный язык и культуру.

Арабоязычная культура и медицина

Со временем переводы на арабский стали делать непосредственно с греческого. Большинство исследователей связывают этот переход с деятельностью самого известного переводчика эпохи халифатов — христианина-не-сторианца Хунайна ибн Исхака (Ни-nain ibn Ishag, 809—873) из Хиры. Он имел глубокие познания в медицине, был придворным врачом халифа ал-Мутаваккила (847—861) и преподавал медицину в Багдаде. Хунайн иби Исхак в совершенстве владел арабским, сирийским, греческим и латинским языками, в поисках рукописей научных и философских трудов совершил путешествие по Византийской империи, после чего собрал вокруг себя группу переводчиков, в которую входил и его сын Исхак.

Среди переводов, приписываемыхводил Платона и Аристотеля, Сорана и Орибасия, Руфа из Эфеса и Павла с о. Эгина. В то время на арабском языке еще не существовало оригинальных текстов на темы переводимых им сочинений, и Хунайн ибн Исхак освоил медицинскую терминологию, ввел ее в арабский язык и заложил драгоценный лексический фундамент медицинских текстов на арабском языке.

Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им. цивилизаций — многие древние труды дошли до средневековой Европы -только в арабских переводах. Однако до наших дней, как полагают ученые, дошло не более 1% средневековых арабских рукописей.

Развитию книжного дела в значительной степени способствовало знакомство с секретом изготовления китайской бумаги, которая оказалась гораздо дешевле египетского папируса. Ее важность оценили незамедлительно: около 800 г. везир Харун ар-Раши-да — Йахйа Бармакид построил в Багдаде первую бумажную мельницу. Через Сирию и Северную Африку производство бумаги пришло на Запад — в Испанию, а позднее и в другие европейские страны. Первые бумажные мельницы в Италии и Германии появились в XIV в.

К X столетию сложился тип средней и высшей мусульманской школы — Мадраса (медресе).

Библиотека г. Кордовы насчитывала более 250 тыс. томов. Крупные библиотеки были в Багдаде, Бухаре, Дамаске, Каире. Некоторые правители и богатые люди имели собственные библиотеки. Так, в библиотеке главы дамасских врачей Ибн ал-Мутрана (Ibn al-Mutran, XIII в.), лечившего халифа Салах ал-Дина, было около 10 тыс. книг. Глава багдадских _ врачей Ибн ал-Талмид (Ibn al-Talmld, XII в.) — автор лучшей фармакопеи своего времени — собрал более 20 тыс. томов, многие из которых были переписаны лично им. В XII в., когда в Западной Европе было лишь два университета (в Салерно и Болонье), в одной только мусульманской Испании (Кордовском : халифате) функционировало 70 библиотек и 17 высших школ, в которых среди других дисциплин преподавалась и медицина.

Арабоязычная медицина в течение восьми веков занимала ведущее место в регионе Средиземноморья. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к периоду раннего средневековья.

При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом применялись лекарства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства.

В значительной степени это связано с развитием алхимии. Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи

Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили .фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (которому дали название алкохоль). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.

Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази (Abu Bakr Muhammad ibn Zakarlya al-RazT, лат. Rhazes, 850— 923). Родился он в Рее, недалеко от Тегерана. Медициной начал заниматься относительно поздно — когда ему было около 30 лет. Большую часть жизни провел в Багдаде, где основал и возглавил больницу, которая всегда была переполнена учениками. Дошедшие до нас сочинения Ар-Рази свидетельствуют о многогранности его таланта. Будучи прекрасным химиком, он изучал действие солей ртути на организм обезьяны. С именем Ар-Рази связано изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани и применение ваты в медицине.

Лечение глазных болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в.

Хирургия в средневековом ара-боязычном мире была скорее ремеслом, чем наукой (как это имело место в древнем мире). Объяснялось это мусульманской традицией, которая запрещала как вскрытие трупов, так и вивисекции. Понятно, что в халифатах хирургия развивалась в меньшей степени, чем лекарственное врачевание.

Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абу-л-Касим Халаф ибн 'Аб-бас аз-Захрави (Abu 1-Qasim Halaf ibn cAbbas az-ZahrawI, лат. Abulcasis; ок. 936—1013). Родился он близ Кордовы в мусульманской Испании (Кор-довский эмират) и таким образом принадлежит к арабо-испанской культуре.

В цепи исторического развития хирургии аз-Захрави стал связующим звеном между античной медициной и медициной европейского Возрождения (когда труДы аз-Захрави были переведены на латинский и признаны в Западной Европе). Аз-Захрави блестяще оперировал. -Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга и.рекомендовал изучать ее по трудам Галена. Критерием истины для него были собственные наблюдения и собственная хирургическая практика. Этим отчасти объясняется тот факт, что его сочинения содержат мало ссылок на чужие работы.

По сравнению с хирургией античности аз-Захрави сделал большой шаг вперед. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов с литкой и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе (ставшее потом классическим); он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением «остей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты (термин аз-Захрави); он был автором новых хирургических инструментов (более 150) и единственным автором античности и раннего средневековья, который их описал и представил в рисунках. Аз-Захрави разработал методику местного прижигания (каутеризация) в хирургических операциях и производил его чаще кауте-ром (рис. 74), реже — прижигающими средствами (азотнокислое серебро и др.). Часто его обвиняли в том, что он заменил нож на раскаленное железо. Однако не следует забывать, что в то время еще не знали природы воспаления и инфекционного процесса и не умели бороться с ними. Аз-Захрави очень высоко оценивал метод прижигания (вспомним многовековой опыт традиционной китайской медицины) и успешно использовал его для лечения местных поражений кожи и других болезней.

Абу л-Касим аз-Захрави снискал славу крупнейшего хирурга средневекового мусульманского мира — никто в ту эпоху не превзошел его в искусстве хирургии и новаторстве в ней.

Организация больничного де-л а получила в халифатах значительное развитие. Изначально учреждение больниц было делом светским. Название больницы — бимаристан (bimaris-tan) —персидское; это лишний раз подтверждает, что'больничное дело в халифатах испытало значительное влияние иранских и византийских традиций.

Бахтишу (Girgis ibn Bahtisu0) — основатель династии и глава врачей медицинской школы В\ Гундишапуре — в 765 г. излечил тяжело больного халифа ал-Мансура, которого никто не мог вылечить. И несмотря на то, что Джурджус ибн Бахтишу был христианином и не принял ислама, халиф назначил его главой врачей столицы Халифата— Багдада. Он и все его потомки на протяжении шести поколений успешно служили придворными врачами халифов, были известны в мусульманском мире и высоко почитались правителями до начала XI в.

Больницы, основанные мусульманами, были трех видов.

К первому виду относились больницы, учрежденные халифами или известными мусульманскими деятелями и рассчитанные на широкие слои населения. Они финансировались государством, имели штат врачей и немеди-шшского обслуживающего персонала. При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Обучение было теоретическим и практическим: учащиеся сопровождали учителя во время его обхода в больнице и посещали вместе с ним больных на дому.

В Египте первая большая больница была основана в 873 г. правителем Ахмадом ибн Тулуном. Она предназначалась исключительно для бедных слоев населения (ни солдат, ни придворный не имели права получить там лечение). Правитель отпускал на ее нужды 60 тыс. динаров в год и посещал больницу каждую пятницу. Кроме того, при своей дворцовой мечети Ахмад ибн Тулун учредил аптеку, где каждую пятницу врач бесплатно лечил приходящих больных. Согласно традиции, больница «мела мужскую и женскую половины, мужскую и женскую бани; больные распределялись по отделениям в соответствии с их заболеваниями.

В Багдаде в 916 г. было пять таких больниц. В 918 г. открылись еще две: на содержание первой халиф выделял в виде пожертвования 2 тыс. динаров в месяц, на содержание второй больницы (учрежденной его матерью) — 600 динаров. В 978 г. 'Адуд ал-Даул завершил строительство еще одного большого лечебного учреждения на западном берегу р. Тигр, где в свое время стоял дворец Харуна ар-Рашн-да; его обслуживали врачи, санитары (араб. mucaliguna), слуги (араб, huz-zan), привратники (араб, bawwabu-па), управители (араб, wukala) и надзиратели (араб. паШгйпа). К 1160 г. в Багдаде насчитывалось более 60 больниц.

Больницы второго вида финансировались известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими.

Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях. Во время военных походов наряду с врачами-мужчинами воинов сопровождали и женщины-врачи, которые ухаживали за ранеными. Некоторые женщины-мусульманки, занимавшиеся медициной, заслужили широкое признание. Так, при Омёйядах прославилась женщина-окулист Зайнаб из племени Авд. Высокими познаниями в лечении женских болезней обладали сестра Ал-Хафида ибн Зухр и ее дочери (их имена нам не известны); они были единственными врачами, которым дозволялось лечение в гареме халифа ал-Мансура.

3. История арабского народа знает 4 большие эпохи

•2 тыс. д.н.э. – 1 в.н.э. Время появления городов-
государств на территории Аравии
•I - VII вв. н. э. Арабское сообщество переживает
упадок, вначале подчиняясь Римской империи, а затем
Византии и Персии

•С 7 по 10 век совершается стремительная
экспансия на сопредельные территории. Власть
арабов устанавливается на территории от
Южной Европы до Ирана
•Формируется феодальное государство –
Халифат

• С 11 века влияние арабов на исламское
общество убывает, и уже через столетие
арабы начинают жить под властью других
народов (монголов, турок и др.)

6. Эпоха классической мусульманской цивилизации

Священная книга - Коран
(от арабс. ал-куран –
чтение) – собрание
проповедей Мухаммеда,
записанное его
сподвижниками
Состоит из 114 частей или сур

10. Догматы ислама

Джихад (араб. усилие, усердие) – усердная
борьба за веру
•джихад сердца
•джихад языка
•джихад руки
•джихад меча (газават)

17. Основным свойством ислама, как культурного явления, следует признать допущение ограниченного разномыслия

18. Ислам не знает церкви, а стало быть, церковной иерархии, бюрократии и инквизиции.

Сунниты - сподвижники
Мухаммеда, утверждающие,
что в исламе родство по вере
значит больше, чем кровное
Родственники Мухаммада
объединились вокруг его
двоюродного брата и его
жены и образовали
партию шиитов

Ранние мусульмане
обладали высокой
нравственностью,
силой духа,
благородством и
сильными
просветительскими
тенденциями, которые
переносили и на
покоренные
территории.
Алексей Степанович Хомяков

Упадок связан с самим исламским
учением
Мусульманин живет в круге
данного, делает должное, ждет
обещанное.
В самом исламе
содержится скрытая
предпосылка к остановке
его развития.

23. Каково мировосприятие арабов?

24. Аскетизм и мистицизм в исламе

Суфизм
Суфии выступают за самоограничение и
воздержание, изнуряют себя молитвой и
постом.
Для суфия становиться
возможным исцеление с
помощью молитвы,
преодоление пространства и
времени, и т.д.

Суфию необходимо забвение во
хмелю и любви
Вино мистического опьянения
Верой и Бог, как далекая
возлюбленная, встречи с
которой жаждет все существо
человека

Вот вино! Пей его! Если хочешь, смешай
С поцелуем любви, - пусть течет через край!
Охмелевший от жизни поймет, что судьба –
Не хозяйка его, а всего лишь раба.
Трезвый просто не жил, смысл вселенной протек
Мимо губ у того, кто напиться не мог.
Омар ибн ал-Фарид

Истоки арабской философии
•Коран
•античное философское наследие
•духовная и практическая работа
исламских мыслителей

Абу Наср ар-Фараби - ученый
энциклопедист, автор 200
трактатов по философии,
математике, астрономии,
медицине, истории.

Человек обладает несколькими
душами:
•животной
•растительной
•разумной.
Душа и тело понимаются Ибн-Синой как единство.
Для того чтобы полностью проявить
богатство своей души, нужно развивать
тело: заниматься спортом, соблюдать
диету, уметь предотвращать начало
болезней.

33. Для наук в арабской цивилизации характерно:

•Адаптация к потребностям
практической жизни и
религии. Рационализм
•Дидактическое
представление знаний в
виде учебников и
энциклопедий

Главное достижение в
области медицины труд
Ибн-Сины
Канон медицины
Переведенный в 12 веке на
латинский язык, в дальнейшем он
неоднократно переиздавался, а по
количеству изданий соперничал
только с Библией.

Канон медицины – энциклопедия
медицинских знаний своего
времени
•Первая книга – общие принципы
медицины. Обоснование
профилактического направления
•Вторая и пятая книги, посвящены
лекарствоведению. Во второй –
простые лекарства, в пятой –
сложные яды и противоядия

•Третья – описание
отдельных болезней
•Четвертая –
хирургическое
лечение
От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел

Ибн-ал-Хайсам (Альхазен)
•Первым объяснил природу преломления лучей
в средах глаза и дал название его частям
(роговица, хрусталик, стекловидное тело)
•Выдвинул идею о коррекции аномалий
рефракции, а также старческой близорукости с
помощью линз

44. Больничное дело

Первая больница (707г) - как приют для
больных лепрой
Первая больница общего типа (805 г.) –
в Багдаде
К началу 11 века в Багдаде – более 60 больниц и
приютов

Больница выполняла не только свою основную
функцию, традиционно на территории больницы
– библиотека, аптека, мечеть, фонтан или
бассейн.
С 13 века при больницах – медицинские школы

47. Влияние арабоязычной культуры на средневековую европейскую культуру.

•Заложили основы гигиены, научили
европейцев пользоваться стеклянной посудой,
познакомили со специями, сахаром,
• подарили такие изобретения как лютня,
гитара, литавры.

•Арабы обучили европейцев кораблестроению,
навигации, правилам торгового дела
•В 11 веке они познакомили Европу с бумагой

•Вклад в европейскую науку:
Математика (арабские цифры , ноль,
алгебра, алгоритм)
Астрономия (азимут, альманах, зенит,
названия звезд – Альдебаран, Вега)
Алхимия (алкалоиды, алкоголь)

52. Достижения и значение медицины арабоязычного Востока

1. Сохранили и переосмыслили греческое и
римское медицинское наследие
2. Становление фармации, как
самостоятельной науки
Первая аптека – в Багдаде

Читайте также: