Этикет деловых приемов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наиболее распространенной формой делового протокола являются приемы. Они устраиваются по случаю знаменательных дат, национальных праздников, прибытия делегаций и т.д.

Деловые приемы бывают официальными и неофициальными. Первые устраиваются главами государств, правительствами, консульствами, военными атташе, торговыми представительствами по случаю национальных праздников, пребывания государственных руководителей, иностранных делегаций, открытия крупных выставок и конференций, заключения международных отношений. Официальные приемы обычно проводятся по правилам дипломатического протокола и этикета. Этих же этикетных правил придерживаются и фирмы, организуя приемы в честь зарубежных коллег.

Основным содержанием приемов является не дегустация напитков, и употребление пищи, а их деловой характер. Приемы способствуют углублению и расширению контактов, получению нужной информации в неформальной обстановке, обмену мнениями.

.На деловых приемах люди знакомятся друг с другом, устанавливают первичные контакты, с целью их превращения в долголетнее деловое сотрудничество

Неофициальные приемы выходят за временные рамки дипломатического протокола. Они могут быть организованы рано, например в 8 ч. (завтрак), официальные приемы устраиваются с 12 ч. – дневные приемы, с 16 ч. – вечерние.

В международном этикете регламентирован порядок организации и проведения приемов. Любой прием необходимо хорошо подготовить. А для этого выбирается вид приема. Определяется дата его проведения. Учитывается, что приемы не назначаются и не проводятся в нерабочие, праздничные дни, в том числе в дни религиозных праздников (Рождество, Пасха, Рамадан и др.), и во время национального траура.

Определяется общее количество гостей, которых планируется пригласить на прием. Список участников приема уточняется и подписывается руководителем учреждения, организующего прием. Не рекомендуется приглашать людей с резко противоположными взглядами и позициями.

В соответствии со списком рассылаются приглашения на прием. Высокопоставленному лицу предварительно делается устное приглашение. Если оно принято, только после этого посылается приглашение на специально оформленном бланке. Приглашения должны быть отправлены за 1 – 2 недели до начала приема.

Заранее составляется план рассадки, составляется меню. При этом учитываются вкусы гостей, их национальные, религиозные традиции и т.д.

Особое внимание обращается на сервировку стола. Сервировать банкетный стол должен опытный человек, хорошо знающий искусство сервировки. Подбирается квалифицированный обслуживающий персонал.

На приемах, устраиваемых по официальному поводу, произносят и обмениваются тостами. Это делается после десерта и когда всем гостям налито шампанское. Первый тост принадлежит хозяину. На приемах без рассадки тосты произносятся через 10 – 15 минут после начала приема. Тосты, как и ответы на возможные вопросы собеседников, партнеров, готовят заранее.

Схема проведения приема продумывается заблаговременно, чтобы все прошло четко и организованно.

Рассадка гостей за столом осуществляется в соответствии с общепринятыми правилами. Она требует строгого соблюдения признанного служебного или общественного положения гостей. Устроители должны иметь четкое представление о рассадке гостей еще до рассылки приглашений. Не рекомендуется создавать тесноты за столом. Расстояние между тарелками соседних мест должно составлять 70-80 см.

В зале, где собираются гости (аванзале), на небольшом столике располагается план рассадки, в соответствии с которым каждое место за столом обозначено кувертной карточкой. На ней указаны фамилия, имя и отчество гостя. Кувертную карточку кладут на самый высокий бокал у каждого прибора.

Гости рассаживаются за столом с учетом их рангов и в порядке протокольного старшинства. Если супруг имеет ранг выше, то супруге присваивается его ранг и, наоборот. На официальных приемах женщины рассаживаются среди мужчин. Если мужчин оказывается больше, то приглашают женщин фирмы, устраивающей прием. Самое почетное место – справа от хозяйки (прием с участием женщин) и справа от хозяина (на мужском приеме). Далее идут места слева от хозяйки и слева от хозяина. По мере удаления от хозяйки и хозяина места становятся менее почетными. На самых почетных местах сидят самые почетные гости.

При рассадке гостей за столом придерживаются следующих правил:

первыми по правую и левую руку от хозяйки сажают мужчин, хозяина окружают женщины;

женщину не сажают с женщиной и на торцы стола, если там не сидят мужчины;

два иностранца из одной страны не сидят вместе;

последние места за столом занимают сотрудники своего учреждения, но не женщины.

Возможна рассадка одной делегации напротив другой, почетным является место напротив входной двери, а если дверь находится сбоку, то на стороне стола, обращенной к окнам, выходящим на улицу, но не во двор.

Гостям предлагаются шампанское, вина, соки, закуски бутерброды, орешки, пирожные, печенье, конфеты а также кофе или чай. Напитки и закуски разносят официанты. Гости приходят в повседневной одежде.

После расстановки стекла на стол ставят стопками закусочные тарелки по 6 – 8 штук, за ними – десертные. Стопки закусочных тарелок размещают на расстоянии 2 см от края стола и 0,7 – 1 м от торца. Тарелки ставят стопкой на обеих сторонах стола, располагая их симметрично через каждые 1,5 – 2 м. Рядом кладут вилки на ребро, зубцами к тарелкам. Справа от стопок тарелок располагают ножи закусочные, лезвием к тарелкам. Вилки десертные размещают так же, как закусочные, рядом с десертными тарелками. Сложенные полотняные салфетки кладут по 3 – 5 штук на десертные тарелки или за ними.

Блюда с холодными закусками ставят на середину стола. Края на расстоянии 15 – 20 см оставляют свободными, чтобы гости могли поставить там свои тарелки. Закуски в низкой посуде располагают ближе к краю. После холодных закусок следуют горячие. На десерт подают желе, мороженое и др. В конце приема пьют кофе, чай. Официанты разливают в бокалы напитки, соответствующие блюдам.

Форма одежды указывается в приглашении. Это может быть повседневный костюм или смокинг.

Форма одежды указывается в приглашении. Это может быть фрак, смокинг или темный костюм – для мужчин, вечернее платье – для женщин.

В меню входят десертные, полусладкие, полусухие вина, ликеры, коньяки. и сухие вина, а также фрукты, сладкие орешки, миндаль, суфле, кремы и др. кондитерские и булочные изделия. Холодные закуски подавать не принято. За чайным столом напитки, кроме шампанского, принято подавать не в бутылках, а в графинах. Форма одежды : повседневный костюм или платье.

Гости берут с тарелки тканевую салфетку и расстилают ее на коленях. Загибая верхний угол, салфетку кладут поперек. Если едят омары, крабы, лангусты, салфетку вставляют за воротник. Данной салфеткой руки, пальцы вытирать не принято. Для этого имеются бумажные салфетки. По окончании трапезы, то есть после еды, допускается вытереть тканевой салфеткой губы и руки. Затем, свернув ее небрежно, кладут на пирожковую тарелку.

Все приборы, расположенные справа (ножи, ложка), берут только правой рукой, слева (вилки) – левой; расположенные ручками вправо – правой, влево – левой рукой. При этом конец ручки ножа должен упираться в ладонь правой руки, средний и большой пальцы держат за бока начала ручки, а указательный палец – на верхней поверхности начала ручки ножа. Им прижимают вниз ручку ножа при резании мяса и других продуктов. Остальные пальцы согнуты в ладони. Отставлять мизинец не принято. Вилку держат в левой руке зубцами вниз так, чтобы конец ее ручки слегка упирался в ладонь. Большим и средним пальцами держат вилку за ребро ручки, а указательный – сверху, прижимая ручку вилки вниз. Остальные пальцы согнуты.

С помощью ножа нарезают мясо, курицу или другое блюдо, а также слегка помогают положить на вилку тот продукт, который с трудом или вовсе не накалывается на вилку.

Ложку держат в правой руке, конец ручки которой лежит на основании указательного пальца, начало ручки – на среднем. Сверху большим пальцем ручку прижимают к среднему пальцу, а указательным – поддерживают ее сбоку.

Подавать кушанья начинают с дамы, сидящей справа от хозяина. Обходя гостей с блюдом, официант подходит к каждому из них слева, держа правую руку за спиной. С каждым блюдом, за исключением супов, салатов, сыров и фруктов, официант обходит гостей дважды. Нчинать есть можно тогда, когда 5 – 6 человек уже обслужили, всех ждать не следует. По этикету: мужчины не начинают есть раньше дам.

На протяжении всего застолья мужчина ухаживает за дамой, сидящей справа от него. Согласовав с дамой, что она будет есть, левой рукой мужчина берет блюдо за край и подносит его к тарелке дамы так, чтобы край блюда был чуть-чуть выше ее тарелки, а затем, взяв в правую руку сервировочный прибор, кладет еду на тарелку.

Затем держит блюдо над своей тарелкой и кладет кушанье себе. Если дама хочет сама положить себе еду, она просит мужчину, сидящего слева, подать ей блюдо. Правой рукой она берет специальный прибор, и положив себе еду, возвращает прибор на блюдо.

Положение приборов на тарелке во время еды и по окончании ее различное. Съев бульон, ложку оставляют в тарелке. Во время еды и после ее приборы не должны касаться скатерти. Закончив еду, гость кладет вилку и нож параллельно друг другу на правую сторону тарелки. Только в этом случае официант может убирать со стола грязную посуду. Когда приборы лежат крест-на крест, гость не закончил еду.

На торжественном банкете, который обслуживают официанты, использованные тарелки заменяют на чистые при каждой смене блюд. При этом грязную посуду убирают со стороны правой руки, чистую ставят с левой стороны. Подстановочные тарелки при любой смене блюд остаются на месте.

Тосты на официальных приемах произносятся лишь после того, как подан и съеден десерт и налито шампанское. На официальных приемах не чокаются. Мужчины слушают тосты, стоя, дамы могут сидеть. Этикет позволяет после провозглашенного тоста поднять свою рюмку, и не выпивая, поставить ее на место, или пригубить. Пить до дна после провозглашенного тоста нужно в особых случаях.

Завершает застолье хозяйка. Она кладет салфетку на стол и поднимается из-за стола. Ей следуют гости. Мужчины помогают дамам, отодвигая их стулья. При этом неприлично что-либо доедать или допивать. Вставая из-за стола, мужчины ставят стулья в первоначальное положение. Все присутствующие на приеме во главе с хозяйкой и почетным гостем переходят в гостиную, где подается кофе, чай, коньяк, ром, ликер. В гостиной мужчины не обязаны ухаживать за бывшими соседками по столу. Кофе можно пить и стоя.

Зачем нужен деловой этикет?

Зачем вообще все эти условности? Мы живем не в XIX веке, этикет давно перестал быть обязательной частью делового общения. Молодые предприниматели щеголяют в драных джинсах и футболках с неприличными надписями, в интернет-общении допустимы смайлики, а похлопать собеседника по плечу уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Если вы так считаете, мы вас расстроим. В определенных кругах это действительно нормально, но бизнесменам по долгу службы приходится общаться и с чиновниками, и с солидными инвесторами, и с людьми старшего поколения, для которых все эти вольности неприемлемы. Иностранные партнеры тоже могут не понять слишком рьяного проявления эмоций.

Итак, зачем нужно знать правила делового этикета?

  • чтобы произвести приятное впечатление и не ударить в грязь лицом перед партнерами и коллегами;
  • для общего образования: учиться новому никогда не поздно;
  • для того, чтобы подавать пример другим, в том числе и подчиненным.

В конце концов, эти правила - просто рекомендации. Соблюдать их все получится разве что у киборга-робота, достаточно знать самые основные. О них и расскажем.

Функции этикета

Правила внешнего вида

Дресс-код

У себя в квартире вы можете ходить как угодно, хоть в пижаме и смешных носочках. Приехали в офис и тем паче на встречу - будьте добры соблюдать дресс-код. Иначе о вас может сложиться неверное впечатление. Представители старшего поколения могут счесть вас несерьезным, поверхностным и даже - о ужас! - некомпетентным. Да, мы понимаем, что профессионализм не зависит от внешнего вида. Но традиции общества сильны, и бунтовать против них - глупо и недальновидно. Вам же не 15 лет.

Основные правила дресс-кода:

  • для мужчин - деловой костюм или рубашка с брюками. Допустимы пиджак, рубашка и джинсы. Для женщин - костюм, блузка и юбка-карандаш, никаких мини и, упаси Боже, глубоких декольте;
  • минимум аксессуаров. Для мужчин допустимы часы, запонки. Для женщин - максимум два аксессуара: серьги и кольцо, цепочка или серьги и так далее. Если у вас есть комплекты украшений - не надевайте все предметы сразу, это вульгарно;
  • аккуратная стрижка, ухоженные волосы, для мужчин - уложенная борода и усы, если имеются;
  • аккуратный маникюр, ухоженные руки;
  • чистая обувь в любую погоду, даже если вы добирались до офиса на метро или в собачьей упряжке;
  • отсутствие татуировок, пирсинга на видных местах. Если у вас большая заметная татуировка - лучше спрятать ее под одеждой. Если наладите хорошие отношения с партнером - потом можете и показать, а сначала лучше не рисковать. Вы же не знаете, каких взглядов он придерживается.

Чем ответственнее встреча или переговоры - тем строже нужно соблюдать дресс-код. Помните, это в ваших же интересах.

Дресс-код для женщин и мужчин

Дресс-код для женщин и мужчин

Жесты, движения, мимика

Звучит смешно, но на самом деле немало сделок было разорвано из-за того, что партнер показал неуместный жест или слишком фамильярничал. Понятно, что все субъективно: открытого человека не напугает, если собеседник активно размахивает руками или посылает всем воздушные поцелуи. И все же следует придерживаться базовых правил - хотя бы на первой встрече. А там сами увидите, как реагирует собеседник.

Обратите внимание на следующие моменты:

  • прямая осанка, сдержанные движения без суетливости;
  • взгляд в глаза - уверенный, твердый, но не наглый;
  • сдержанная мимика, старайтесь контролировать эмоции. В сложных ситуациях, когда хочется выругаться или, наоборот, рассмеяться - делайте “покер-фейс”;
  • тактильный контакт допустим только в виде рукопожатий. Похлопывания по плечу, крепкие объятия и тем более поцелуи оставьте для близких: далеко не все люди любят прикосновения чужих. Допустимо по правилам этикета только рукопожатие - желательно короткое и энергичное.

Совет: заранее порепетируйте перед зеркалом или попросите близкого человека “прочитать” вашу мимику или движения. Если налицо будут признаки нервозности, суетливости, слишком бурные эмоциональные реакции - искореняйте эти привычки. Помните, что многие предприниматели изучали язык тела и знают основные правила. Например, скошенные влево глаза - признак вранья. Скрещенные на груди руки - желание отгородиться. На кого указывают носки ботинок собеседника - тот для него в данный момент важнее всех. И прочее, и прочее - подобных советов в интернете полно.

Рабочее место в порядке

Прикольно, конечно, оправдать бардак на столе и в кабинете тем, что вы творческая личность, но боюсь, партнеры не поймут. Практика показывает, что порядок на столе магическим образом прочищает мысли и наводит порядок и в голове. Попробуйте - увидите сами!


Беспорядок на рабочем месте недопустим

Правила делового общения

Уважайте время собеседника

Время - самый важный ресурс. День многих предпринимателей буквально расписан по часам, даже минутное опоздание может сдвинуть весь график делового человека. Поэтому - никогда не опаздывайте! Лучше прийти на встречу заранее и подождать, чем придумывать нелепые оправдания. Если у вас с этим беда - изучите основы тайм-менеджмента, должно помочь.

Учитесь слушать и слышать

Знаете, какому самому главному правилу учат в институте будущих психологов? Умению слушать и слышать собеседника. Это правило можно применить и в любой другой сфере деятельности. Заключаете ли вы контракт, знакомитесь с новым партнером, первый раз встречаетесь с поставщиком, выслушиваете недовольного клиента, отчитываете нерадивого сотрудника - всегда включайте два эти умения. Помните, что по большому счету каждый человек всегда говорит о себе - своих желаниях, планах, мечтах. Дайте ему возможность сказать, не перебивайте. В итоге вы обязательно услышите то, что поможет вам нащупать дальнейший вектор разговора и понять собеседника.


Учитесь слушать собеседника

Говорите грамотно

Кому понравится слушать речь, пересыпанную бесконечными “эээ”, “ну”, “короче”, “как бы”? Словесный мусор встречается даже у образованных умнейших людей - это скорее привычки, чем неграмотность. Деловому человеку просто необходимо избавляться от этого недостатка.

Грамотная речь понадобится и при составлении деловых писем. Понятно, что эту миссию можно возложить на секретаря или заместителя - но рано или поздно вам придется осваивать письменную коммуникацию самим.

Тренируйте дикцию

Помните фильм “Король говорит” о том, как английский король Георг VI избавлялся от заикания? Даже монарх понимал, что нужно бороться со своим недостатком, и нанял логопеда. Если у вас имеются дефекты дикции - картавость, шепелявость, заикание - избавьтесь от них с помощью специалиста и живите спокойно.

Этика телефонных переговоров

О, это целый пласт делового этикета! Несмотря на развитие интернет-переговоров, телефонные звонки до сих пор остаются самым популярным способом связи. Напомним основные правила общения:

  • поздороваться, назвать собеседника по имени и отчеству, представиться самому;
  • сказать, какую компанию вы представляете;
  • поинтересоваться, удобно ли говорить собеседнику;
  • если удобно - кратко рассказать о цели звонка;
  • договориться о встрече или другом развитии событий;
  • завершить разговор.

Правила телефонного разговора

Правила телефонного разговора

Если телефонные переговоры важны для вас, советуем заранее подготовиться к ним: продумать основные тезисы беседы, варианты развития событий. И, конечно, недопустимо пускаться в пространные рассуждения или пустой треп: это создаст о вас неблагоприятное впечатление.

Этика деловой переписки

Деловое письмо (электронное и обычное) должно отвечать определенным нормам. В первую очередь, быть написано на бланке компании (или с соответствующей шапкой в начале, где указано название компании, логотип, данные отправителя и контакты для связи). Далее - соответствовать определенному типу. Деловые письма подразделяются на следующие виды:

Еще одно правило - отвечать на письма по возможности сразу. Допустимые сроки для ответа на электронную корреспонденцию - 1-2 суток. На почтовое письмо - не более 10 суток.

И, конечно, нужно соблюдать правила вежливости:

  • обращение на Вы, по имени и отчеству;
  • никаких жаргонных словечек;
  • никаких сложных терминов: говорите на языке получателя;
  • точные формулировки цели письма, не растекайтесь мыслью по древу;
  • обязательные число и подпись.

Структура делового письма

Структура делового письма

Правила общения в интернете

Заметили, что деловое общение частично переместилось в мессенджеры и соцсети? Многим удобнее общаться именно так: это более неформально и удобно для обеих сторон. Несмотря на миф про свободу общения в интернете, деловые люди должны все же соблюдать ряд правил:

  • не фамильярничать. Даже если ваш собеседник записан в соцсети как Костян Пиарщик или Мурочка Анюточка - обращайтесь к нему по имени и отчеству, как и положено;
  • злоупотреблять смайликами тоже не надо: одного-двух вполне достаточно;
  • даже если вам хочется выделить особо важные мысли капслоком - не делайте этого! Большие буквы воспринимаются в интернете как крик и часто вызывают негативную реакцию;
  • изучить информацию на странице человека. Этим и хороши соцсети: можно многое понять о человеке по тому, какие записи он публикует на стене, что репостит, о чем рассуждает.

Многих волнует вопрос: как же все таки предпочтительнее общаться в 21 веке? Люди такие разные: кому-то удобнее звонить, а кто-то терпеть не может телефонных разговоров и считает их нарушением личных границ. Способ узнать, к какому типу относится ваш собеседник, только один: напрямую спросить его. При первой же коммуникации (неважно, каким способом она произошла) спросите, как ему удобно общаться. И вопрос будет закрыт.

Правила общения в соцсети

Правила общения в соцсети

Деловые отношения

Сейчас речь пойдет о личных отношениях - или о человеческих слабостях, как вам угодно.

Не раскрывайте коммерческую тайну

Ни финансовую информацию вашей компании, ни аналогичную - своих партнеров, инвесторов, клиентов. Не говорите об этом никому - и сотрудникам строго-настрого запретите.

Не сплетничайте

Бизнес-мир на самом деле очень узок. Велик соблазн обсудить в узком кругу своего партнера или клиента. Даже если очень хочется - умоляем, не делайте этого! Во-первых, слухи распространяются быстро, и с болтуном просто не захотят иметь дело. А во-вторых, кто даст гарантию, что завтра точно так же не будут обсуждать вас? Поэтому лучше держаться в стороне от подобных разговоров.

Не болтайте лишнего

Бывает, что партнеры становятся друзьями - а друзьям можно рассказать многое. Однако завтра ситуация может поменяться, и вчерашний партнер может стать вашим конкурентом или переметнуться на сторону последнего. Личную или негативную информацию о вас могут использовать в своих целях. Черный пиар - мощное оружие в борьбе за прибыль и власть. И тогда - прощай, репутация!

И еще раз напоследок: все эти правила соблюсти невозможно. Мы распределили их от необязательных к самым важным. Грубо говоря, прийти на встречу в джинсах - простительно, назвать Ивана Ивановича Иваном Никифоровичем нежелательно, но объяснимо, а вот выдать секретную информацию нельзя даже под пытками. Удачи в бизнесе!

author__photo

Этикет — слово французского происхождения, появившееся в XVII-XVIII веках. Минуло три столетия, но необходимость правил поведения в обществе и их соблюдения осталась актуальной.

Естественно, правила этикета не оставались неизменными и постоянно трансформировались параллельно с развитием общества, обрастая территориальными и профессиональными особенностями.

Деловой этикет — это не правила поведения на балах и светских раутах. В настоящее время это внешний вид и правила коммуникации с партнёрами, инвесторами, сотрудниками, контрагентами и клиентами. Причём коммуникации не только при личной встрече или в коллективе, но и в виде телефонных разговоров.

Благодаря интернету сформировалось ещё и такое понятие, как сетевой этикет — общение в мессенджерах, соцсетях и по электронной почте.

Деловой этикет

Зачем нужен деловой этикет

Знание и соблюдение правил делового этикета выгодно выделяет человека из общей массы благодаря тому, что он:

  • Выглядит более воспитанным и образованным;
  • Демонстрирует свой профессионализм в деловой среде;
  • Экономит себе и другим людям ценное время;
  • Упрощает взаимодействие с другими людьми.

Деловой этикет: основные правила — дресс-код

Часто явиться на серьёзную встречу без делового костюма равносильно признанию в отсутствии профессионализма и договороспособности. Это может вызвать сомнения и подозрения. Во избежание неприятных ситуаций используйте следующие правила:

  • Одежда для мужчин — деловой костюм черного, тёмного-синего и угольно-серого цвета.
  • В редких случаях это может быть стиль Casual (джинсы, пиджак, плюс рубашка или поло.
  • Идеально, когда одежда сшита на заказ по индивидуальным меркам
  • Одежда для женщин — деловой костюм чёрного, серого, коричневого цвета.
  • В редких случаях вместо брюк может быть юбка-карандаш.
  • Из украшений для мужчин используются часы и запонки;
  • Для женщин из украшений приемлемы цепочки, серьги и кольца, но не более двух предметов одновременно.
  • Лицо мужчины должно быть либо гладко выбрито, либо допустимы аккуратные стильные борода и усы.
  • Для женщин важен аккуратный однотонный маникюр строгих цветов или натуральные ногти.
  • Макияж из палитры спокойных, нейтральных цветов.
  • Обувь обязательно должна быть чистой, даже если до офиса или деловой встречи пришлось добираться пешком по грязным улицам. В этом помогает миниатюрная губка или автоматы для чистки обуви, расположенные в фойе.
  • Пирсинг и татуировки не должны быть видны.
  • Женщинам — надевать мини-юбки, платья и блузки с глубоким декольте.
  • Мужчинам — надевать костюм или сорочку ярких, броских цветов — красный, жёлтый, оранжевый, салатовый.

Дресс-код необходимо соблюдать настолько строго, насколько серьёзен уровень деловой встречи и ответственность за её результаты.

Дресс-код


Бизнес

Ведение корпоративного блога: нужен ли он и как вести правильно

Ведение корпоративного блога: нужен ли он и как вести правильно

Позы, жесты и мимика — этикет делового общения

Немаловажным фактором делового внешнего вида являются позы, мимика и жесты. Ещё в прошлом веке ученые установили, что около 20% информации при личном общении люди воспринимают из слов, а около 80% — невербально.

Именно поэтому важно наблюдать себя со стороны. Это поможет избежать неприятных ситуаций. Первое время можно тренироваться перед зеркалом. Для этого необходимо одеться в деловой костюм и посмотреть на себя со стороны. Особое внимание стоит обратить на следующие аспекты:

  • Положение головы;
  • Осанка;
  • Где находятся руки, когда вы стоите, и как выглядят жесты при разговоре или публичном выступлении;
  • Положение ног и стоп;
  • Насколько плавны и уверенны движения.

Ещё лучше записать себя на видеокамеру. Видео даст даже более точное представление, чем зеркало. Если самостоятельно не получается скорректировать то, что не нравится, можно записаться на специальные курсы или посмотреть обучающее видео. Также полезную практическую информацию можно найти в книгах Аллана Пиза.

Рекомендации по жестам и мимике:

  • Голову держите ровно;
  • Наклоняйте её слегка вперёд во время рукопожатия;
  • Используйте активное слушание — слегка кивайте, когда собеседники говорит;
  • Спину держите ровно, лопатки сведите назад и опустите плечи;
  • Руки держите перед собой и слегка дополняйте жестами слова;
  • Ноги желательно ставить на ширине плеч для устойчивой опоры, стопы поворачивать в сторону собеседника;
  • Все движения совершайте плавно и уверенно, не суетитесь;
  • Сохраняйте спокойное выражение лица, в меру улыбаясь своему собеседнику;
  • Смотрите в глаза, но не пристально, потому что пристальный взгляд выражает либо флирт между мужчиной и женщиной, либо агрессию между однополыми собеседниками.

Отдельно стоит остановиться на рукопожатии. В деловом мире это единственное допустимое прикосновение к другому человеку. Никакие объятия, похлопывания по плечу и поглаживания за локоть неприемлемы. Рукопожатие должно быть таким, чтобы не сдавливать чрезмерно руку другого человека, но и чтобы ваша рука не была совершенно расслабленной.

Допустимы одно или два покачивающих движения по вертикали. Недопустимо трясти руку человека. Нежелательно использовать рукопожатие одновременно двумя руками, это перебор. Если ладони вспотели или вы только что зашли в помещение с улицы, где руки замёрзли, то лучше постараться сделать их сухими и тёплыми.

Жесты, которых следует избегать:

  • Пожимание плечами создаёт впечатление неуверенности в своих словах;
  • Потирание шеи, носа, щёк, подбородка выдаёт волнение и может свидетельствовать о лжи;
  • Скрещенные руки на груди — закрытая поза, нежелание слушать собеседника;
  • Рука на локте часто соответствует состояниям страха и дискомфорта;
  • Подпирание головы рукой выдает скуку.

Рукопожатие

Рабочее место

Порядок на рабочем месте помогает концентрироваться, экономит массу времени, существенно повышает эффективность и может многое сказать окружающим о личности его владельца.

  • Уберите со стола всё, что не относится к работе — кружки, салфетки, ключи, журналы, сувениры.
  • Все бумаги распределите по стопкам или в специальную этажерку с секциями.
  • Старайтесь каждый ящик в столе использовать для одного типа вещей.
  • Не загромождайте рабочее место кучей семейных фотографий и статуэток. Достаточно оставить что-то одно.

Звонки

Достаточно большая часть коммуникаций между людьми происходит посредством звонков по телефону или в мессенджерах. Как уже было сказано выше, люди около 20% информации получают из сказанных слов. При разговоре по телефону собеседники не видят друг друга и поэтому при данном формате диалога особенно важно, что именно говорится.

Телефонный разговор с клиентом — один из этапов воронки продаж. Речевая аналитика Calltouch Predict анализирует разговор без участия человека и предоставляет все данные для выявления неэффективных звонков. Контролируйте работу сотрудников отдела продаж и поддержки и следите, следуют ли они скрипту продаж — технология предоставляет расшифровку записей разговора.

В деловой среде, как и в любой другой, люди ведут коммуникацию. Знание правил делового этикета помогает создавать и поддерживать деловые связи, располагать к себе клиентов и коллег. От качества культуры общения зависит формат рабочих отношений, карьерный рост и косвенно – уровень зарплаты.

Переговоры за столом

Деловой этикет — что это?

Этикет – правила поведения, установленные для эффективного взаимодействия людей. Деловой этикет – нормы и правила поведения людей в деловой сфере. Предполагается, что люди, связанные производственными отношениями, должны уметь максимально эффективно взаимодействовать между собой для того, чтобы это приносило пользу общему делу. Офисный этикет представляет собой целую структуру норм, затрагивающих манеру поведения, стиль одежды, межличностное общение. Сюда же относятся способ организации рабочего пространства, умение владеть собой и многое другое.

Зачем нужен деловой этикет

Молодые руководители сегодня ходят в джинсах, толстовках, кепках. В переписках люди используют сокращенные слова, а в конце предложения ставят смайлики. Такое поведение допустимо для одной конкретной компании, но деловая среда в целом ведет общение по определенным правилам. Например, коллеги, инвесторы, государственными служащие старшего поколения не простят вам неформальное общение. Также, это касается установления международных контактов. Партнеры из другой страны просто не будут с вами работать, если ваша компания не соблюдает правила делового общения.

Правила делового этикета нужно знать и соблюдать для того, чтобы:

  • создать положительное впечатление о себе и компании
  • показать уважительное отношение к другим предпринимателям и иностранным партнерам
  • подавать пример своим сотрудникам.
  • улучшать качество коммуникаций
  • сократить число конфликтных ситуаций
  • между сотрудниками исчезло недопонимание, как следствие – рост производительности труда.

Дресс код

В деловой среде внешний вид человека является его визитной карточкой. Он дает понимание о вашем статусе, способностях и даже образе мышления. Бизнес этикет – это не только грамотная речь, ответственность и пунктуальность. Человека встречают по одежке. От опрятности и уместности одежды зависит общее впечатление, производимое работником.

мужской деловой костюм

Чистый, ладно сидящий костюм говорит об ответственности, внимании к мелочам своего владельца. В то время как мятая, неопрятная сорочка насторожит стороннего наблюдателя: если специалист неряшлив внешне, насколько он хорош в делах?

Принципы делового этикета предполагают следование определенным канонам выбора одежды. Дресс код обычно устанавливает руководство фирмы. Однако, можно выделить две его разновидности:

Консервативный.

Строго выдерживается всеми работниками компании. Соответствие эталону обязательно. Например, ношение вещей корпоративной расцветки.

Контактный.

Подходит для неформальных встреч. Достаточно соблюдать рамки приличия и подобрать наряд, соответствующий тематике мероприятия.

Деловые аксессуары

Аксессуары также имеют важное значение в одежде сотрудников. Для мужчин непре менный атрибут делового стиля — галстук. Для женщин важен правильный подбор украшений к образу бизнес леди.

Деловой образ женщины

Список некоторых вещей, которые часто используют деловые люди:

  • бумажник темного цвета с отделениями для карт и визиток;
  • ручка с гравировкой;
  • портфель, сумка, кейс;
  • часы;
  • визитные карточки;
  • современные гаджеты (телефон, ноутбук)

Жесты, движения, мимика

Для передачи информации люди используют не только слова, но и определенные жесты и движения. Человеку, который никогда не придавал значения своим жестам и мимике, удивительно будет узнать, как легко они выдают его скрытые намерения и мотивы. Предугадать дальнейшее поведение такого человека сможет юрист или конкурент, который изучал скрытый смысл жестикуляции и мимики. Сотрудникам, которые ведут переговоры, должны уметь считывать жесты, мимику, так как они рассказывают о человеке гораздо больше, чем слова.

  • скрещивание рук и ног говорит о том, что человек ограждается, защищается от коллег/конкурентов, находящихся рядом.
  • Если человек постоянно стучит по столу, это говорит либо о нетерпеливости, либо о безразличии к теме разговора.
  • Когда собеседник часто трогает свои волосы, он не уверен в себе либо испытывает страх в отношении какого-либо момента в разговоре.

Рабочее место в порядке

На работе нужно создать обстановку, которая будет влиять на продуктивность работы.

Как привести рабочее место в порядок?

  1. Избавьтесь от лишних и ненужных вещей. Разберите все тумбочки, шкафы. Разберите документацию, решите какие бумаги давно пора выбросить. Разделите документы на важные и второстепенные. Поместите в папки и отметьте стикерами.
  2. Рассортируйте то, что осталось. Вся канцелярия должна быть в одном месте, документы, сертификаты, дипломы в другом, салфетки для монитора, гель для рук в третьем.
  3. Оставьте на столе только необходимые вещи. Сведите их к минимуму. Для остального используйте ящики, папки. Оставьте пространство для работы и вдохновения.
  4. Минимизируйте еду и перекусы в рабочей зоне.

Этикет и протокол делового общения

Этикет переговоров включает в себя понятие о вежливости, тактичности, корректности, порядочности, а также об умении выражать свое мнение с учетом индивидуальных качеств других людей. Это учит способности сохранять личное достоинство и уважать окружающих даже в конфликтных ситуациях.

Этикет деловой беседы запрещает:

Знание делового этикета в профессиональной деятельности создает благоприятный эмоциональный фон, что делает бизнес не только успешным, но и человечным.

Деловой протокол – это свод правил, который устанавливает приветствие, порядок встреч, проведение переговоров, ведение деловой переписки и т.д. Для каждой страны устанавливаются свои правила делового протокола. Однако протокол любой страны включает в себя такие понятия, как уважение, честность, открытость, краткость и точность.

Правила проведения встреч и переговоров

Этикет переговоров определяет даже способ обустройства пространства для встречи. Важна даже форма столов. Например, квадратные столы подходят для проведения кратких бесед. Прямоугольные – для продолжительного собеседования.

Этикет деловых приемов почетное место закрепляет за торцом стола. Особенно, если оно находится напротив двери (или окна, если вход от стола сбоку). Оконный проем должен быть закрыт шторами или жалюзи.

Переговорная

Этикет деловых переговоров требует спокойной, уравновешенной беседы. Партнеры должны общаться без агрессии, внимательно выслушивая друг друга и не перебивая. Чай и кофе предлагают через 5 минут после начала. Повторно – спустя еще час. Этикет деловой встречи нужно соблюдать неукоснительно. Это поможет сформировать положительный образ делового партнера.

Искусство ведения переговоров определяется:

  • Доскональным знанием темы. Ни один вопрос не должен поставить вас в тупик.
  • Контролем над своими эмоциями, мимикой и жестами.
  • Личными качествами переговорщика.
  • Возможностью отстаивать требования и предложения своей компании.
  • Тщательной подготовкой и уместной импровизации. Зная, как правильно строить переговоры, можно добиться больших успехов.

Деловая переписка

Телефонный этикет

Мужчина с телефоном

Для телефонного этикета существует свой набор правил:

  • Инициатор разговора здоровается и представляется первым;
  • Если с собеседником знакомы лично, бросьте несколько фраз, касающихся общего положения дел;
  • Перед разговором нужно настроить свой голос и подготовить вопрос или текст обращения.
  • Во время разговора недопустимы лишние шумы, которые помешают человеку на другом конце провода понять и услышать вас.
  • Общение строится по определенному шаблону. После представления и приветствия идет цель обращения.
  • В начале беседы нужно узнать, сможет ли собеседник уделить вам время или лучше будет перезвонить. Если у человека мало времени, кратко изложите цель звонка.
  • В конце звонка нужно вежливо попрощаться, а также поблагодарить за уделенное внимание.
  • Примерное время делового звонка – не более 3 минут. Если уложиться в этот интервал не получается, разумнее назначить личную встречу.

Хорошие манеры и знание делового этикета могут выделить вашу компанию среди конкурентов. Если вы соблюдаете речевые нормы этикета в деловом общении, следуете правилам деловой переписки, телефонного этикета, то легко сможете завоевать внимание инвесторов и доверие партнеров по бизнесу.

Читайте также: